4 июня 2016 г.

САМЫЙ БОЛЬШОЙ В МИРЕ КОРАБЛЬ ВИКИНГОВ ПЕРЕСЕК АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН



Самой большой из построенных в наши дни драккаров — боевых кораблей эпохи викингов — достиг берегов Канады на 37-й день после выхода из Хёугессуна на юго-западном побережье Норвегии. Как сообщил официальный сайт морской экспедиции, дубовая ладья 35 метров в длину и 8 метров в ширину бросила якорь в порту городка Сент-Энтони на северной оконечности острова Ньюфаундленд.




Длина преодоленного маршрута превысила 4,5 тыс. км. Драккар, который во время пути страховало другое судно, сделал остановки в столице Исландии Рейкьявике и гренландском Какортоке, неподалеку от которого находится первое европейское поселение на острове — ферма Эрика Рыжего (ок. 950 — ок. 1003) Братталид.

Экипаж «Дракона Харальда Прекрасноволосого», получившего такое имя в честь первого из королей Норвегии Харальда I (ок. 850 — ок. 932), состоит из 32 человек. Большинство из них — добровольцы, подавшие заявки на участие в экспедиции по электронной почте. Среди них — граждане Великобритании, Испании, Канады, Норвегии, США, Франции, Эстонии, а также России.

«Я горжусь экипажем и тем, чего мы достигли за время пути. Путешествие было нелегким, мы столкнулись с многочисленными проблемами, однако всю дорогу сохраняли присутствие духа и трудились не покладая рук, — заявил 68-летний капитан корабля швед Бьёрн Аландер, чье судно, как и корабли древних викингов, способно идти на веслах и под парусом и развивает скорость до 14 узлов. — В начале пути мне казалось, что экипаж будет волноваться, кому-то будет страшно, но совместная работа под порывистым ветром и ударами волн сплотила людей и сделала их сильнее».

В ближайшие полгода кораблю предстоит совершить неспешное путешествие вдоль восточного побережья Канады и США, а также принять участие в регате больших парусников на Великих озерах, которая начинается 1 июля.

Условия на корабле — не для слабых духом и телом. У «Дракона Харальда» очень небольшая осадка, и места в трюме хватает лишь для балласта и припасов, поэтому спать членам экипажа приходится прямо на палубе — в палатке, рассчитанной на 16 человек (исторически гребцы на драккарах зачастую спали под своими же скамьями).

Они сменяют друг друга каждые 4 часа. По словам одного из участников экспедиции норвежского путешественника и художника Хенрика Валлгрена, за 5 недель в море команда прекрасно сработалась, люди «почувствовали» корабль и друг друга, а конфликтов по большей части удавалось избежать.

Как свидетельствуют древние исландские саги и современные археологические данные, викинги прибыли в Америку первыми из европейцев — за пять веков до Христофора Колумба. Они посетили Ньюфаундленд около 1000 года н. э., назвав его Винландом — краем винограда.

Предводителем мореходов был Лейф Эрикссон (около 970 — около 1020) — сын Эрика Рыжего, открывшего Гренландию и основавшего там первое европейское поселение. Скандинавы, впрочем, не задержались в Новом Свете надолго, почти сразу же вступив в конфликт с индейцами.

Потомки викингов уже неоднократно пересекали Атлантику на воссозданных судах своих предков, подтверждая выдающиеся мореходные качества древних скандинавских кораблей. Одним из самых знаменитых было путешествие норвежского драккара «Викинг», который стал главной достопримечательностью Всемирной выставки в Чикаго 1893 года.

«Дракон Харальд Прекрасноволосый» не является точной копией какого- либо из обнаруженных археологами кораблей викингов. Команда опытных корабелов и энтузиастов, два года работавшая над ним на верфи в Хёугессуне, использовала как опыт средневековых кораблестроителей, так и традиции норвежских мореходов нового времени.

Попытавшись воплотить в жизнь свои представления о том, каким должен быть идеальный боевой корабль скандинавских саг. При этом, как и создатели «Викинга», они ориентировались на прекрасно сохранившийся Гокстадский корабль — построенную в IX веке 23-метровую ладью, обнаруженную археологами в погребальном кургане на берегу норвежского Саннефьорда в 1880 году.

Драккары, что в переводе с древнескандинавского означает «корабли- драконы», — это лишь один из нескольких типов боевых ладей, которые использовали викинги. Драккары были больше «кораблей-змей» снеккаров и, как правило, строились для вождей (ярлов) и правителей (конунгов).

О высоком статусе владельца свидетельствовала и резная фигура, чаще всего драконья голова, крепившаяся на носу такого корабля. Совсем небольшая осадка позволяла драккарам заходить в мелкие фьорды и ходить по рекам, что было очень удобно для осуществления внезапных набегов. Кроме того, низкие борта делали их малозаметными на фоне волн при спущенном парусе.

Крупнейшим из когда-либо найденных драккаров является датский «Роскилле 6», длина которого составляла почти 37 метров. При этом в своде саг «Круг Земной», составленном Снорри Стурлусоном в XIII веке, упоминаются несколько королевских кораблей еще более впечатляющих размеров.

«Длинный змей» Олава I Трюггвасона (ок. 963 — 1000), в юности служившего в дружине новгородского князя Владимира Святославича (960 — 1015), и «Большой дракон» Харальда III Сурового (ок. 1015 — 1066), приходившегося зятем князю Ярославу Мудрому (978 — 1054), предположительно достигали 45-46 метров в длину.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)