2 апреля 2015 г.

Монастырь братьев-армян на озере Иссык-Куль





На берегу озера Иссык-Куль археологами найден пещерный комплекс, предположительно являющийся руинами средневекового армянского монастыря, в котором, возможно, находились или находятся мощи святого апостола Матфея. Об этом статья кандидата исторических наук, доцента Кыргызско-Российского Славянского университета Е.Озмитель.

Недавно побывавшие в Ереване киргизские историки вновь обсудили этот интереснейший вопрос с армянскими коллегами. В 2005 году во время археологической экспедиции доцент КРСУ А.Камышев обнаружил пещеры в районе села Курменты на самом берегу озера Иссык-Куль, которые вызывали очень много вопросов. 

На данном этапе исследования кыргызские археологи курментинский пещерный комплекс видят как узкий лаз, постепенно расширяющийся, с выходящими в него с разных сторон небольшими комнатами, напоминающими монашеские кельи. Насколько можно сейчас судить, таких келий около тридцати. Археологи предполагают существование нижних ярусов, сейчас засыпанных землей. 

Эта местность не оставалась без внимания со стороны историков и археологов (среди них Семенов-Тяншанский, Бартольд, Винник и др.). Но пещеры на оконечности одного из небольших полуостровов никогда не попадали в поле зрения ученых, хотя известны были жителям окрестных сел с начала 20 века. 

Этот странный факт можно объяснить просто: пещеры были вырыты в конце 19 — начале 20 веков и не представляли для российских и советских исследователей научного интереса как лишенные архитектурной и исторической ценности, поэтому они о них умалчивали. 

Однако против такого “легкого” объяснения есть несколько возражений, и главное из них — зачем и кому нужно было рыть сложное многокамерное, возможно даже двухъярусное арочное сооружение на рубеже 19-20 вв.? Чтобы ответить на это возражение, перечислим всех субъектов истории, действующих в это время в этой местности. 

Это: во-первых, кыргызы, кочевавшие к северу от побережья в долине реки Курменты ближе к горам, во-вторых, русские крестьяне-переселенцы из сел Алексеевка (Уй-тал), Озерно-Фольбаумовка (Озерное) и редких хуторов, раскиданных по побережью, в-третьих, обитатели Свято-Троицкого монастыря, угодья которого простирались в округе на 530 гектаров по всему Светлому Мысу и за его пределами. 

Любой памятник культуры создается людьми в соответствии с их духовными или хозяйственными потребностями. Очевидно, что материальная культура кыргызов не предполагает строительства подземных сооружений, духовная же, а именно не местные традиционные культы, а ислам, вполне могла вызвать к жизни пещеры. В “народном” исламе, который распространялся в Средней Азии, существует культ “святых мест”. 

Иногда таким местом паломничества и жертвоприношения становились могилы духовных наставников, вырытые в пещерах, или пещерные мечети. Но все “святые места” на территории Кыргызстана, кроме гумбезов и Сулайман горы, связаны с языческой традицией: камни, тополя, горы, среди них нет ни одной пещеры. 

Исламская составляющая в духовной культуре кыргызов не слишком активно себя проявляла. Культовые погребальные постройки кыргызов этого времени — не пещеры, а мазары. Кроме того, пребывание кыргызов в этой местности никогда не пресекалось. Если бы в 19 веке пещеры считались “святым местом”, то народная память сохранила бы и доныне благоговейное к ним отношение. 

Рядом с курментинскими пещерами нет никаких столбов для привязи лошадей, следов жертвоприношений, стоянок, обычных для среднеазиатских пещерных мусульманских сооружений. Катакомбы выглядят так, будто их хотели сделать незаметными, похоже, что и в конце 19 — начале 20 вв. они выглядели так же, тем более что тогда уровень воды был выше и доступ к полуострову (острову) был затруднен. 

Двух других субъектов истории курментинского пещерного комплекса — русский переселенец и русский монах, рассмотрим одновременно. Хозяйственная культура русских предполагает сооружение погребов, подземных складов для продуктов и укрытий. Духовная культура, православие, — так же допускает существование пещерных храмов, молелен, подземных часовен и захоронений в катакомбах. 

В источнике начала 20 века есть указание на то, что местный крестьянин, которому принадлежали значительные угодья в округе с Курменты, Кирилл Колотилин, выкопал на своем острове пещеру-молельню. Монахи так же в хозяйственных или иных целях могли выкопать подземные сооружения — в православии существовали, и сейчас существуют, пещерные скиты, подземные храмы. 

Какие аргументы против этих гипотетических “строителей”? Пещера не похожа на погреб, совсем не похожа она и на подземный склад. Кроме того, такие хозяйственные постройки сооружались в непосредственной близости от жилища, а не на труднодоступных островах. Остается предположить, что эта пещера могла служить молельней. 

В пользу этого — многое: устные рассказы старожилов упорно связывают эти катакомбы с именами монахов Иссык-кульского Свято-Троицкого монастыря с именем Прохора Русина, в частности, называют их “норой монаха”, “пещерой деда Мазая”. Но в этих историях речь не идет об авторстве, а скорее об использовании пещеры в качестве укрытия от киргизского мятежа, от большевистских репрессий или от любопытных глаз для уединенной молитвы. 

Но архитектура курментинских пещер не соответствует принципам строительства русских православных пещерных молелен 19 века. Во-первых, это немалый, даже в таком полузасыпанном виде, комплекс. А пещеры, которые выкапывали себе монахи 19 века, состояли, как правило, из одной-двух камер, обшитых изнутри тесом, и предназначались для молитвы и богослужения, а не для жилья. 

В начале 20 века такие пещерные молельни, связанные с именем преподобномученников Серафима и Феогноста, существовали на Медео и в Аксайском ущелье. В них никогда не жило больше двух-трех человек, они были очень просто оформлены и совсем непохожи на курментинские, по мнению авторитетного археолога Б.Желязнякова. 

Во-вторых, следует учесть и тот факт, что в конце 19 — начале 20 вв. у русских православных монахов не было никакой надобности строить себе такие обширные подземные монастыри. Времена пещерных храмов для России прошли, традиции строительства были утрачены, православие — государственная религия, которой, как казалось тогда, незачем было прятаться в подземных катакомбах и незачем было их копать. 

А с приходом большевиков монахам приходилось скрываться по нескольку человек или поодиночке, такое большое мероприятие, как строительство пещерного комплекса, в условиях репрессий уже не представлялось осуществимым. 

Итак, рассмотрев всех трех субъектов, действовавших на исторической арене в конце 19 — начале 20 вв., можно прийти к выводу, что никто из них не выкапывал пещер. Из этого следует, что курментинские катакомбы были вырыты раньше, в другой исторический период, когда был другой расклад сил. 

Обратимся к средневековью. Трудно перечислить все народы, проживавшие в этом регионе. Курментинское городище еще не раскопано, но находки разнообразных крестов позволяют предположить, что здесь проживали христиане. Это могли быть согдийцы, сирийцы и армяне. 

Из них — сирийцы и армяне, особенно последние, владели прекрасной техникой сооружения подземных сооружений, высекали их в скальной породе или вырезали арочные и купольные конструкции прямо из камня, лесса или глины. 

Средневековая история объединяет армянских монахов и озеро Иссык-Куль на знаменитом Каталанском атласе, большой, составленной из нескольких пергаментных листов карте мира, хранящейся в Национальной библиотеке Парижа. Эта карта была создана в 1375 году мануфактурой Крескусов по изготовлению карт и атласов придворным картографом. Атлас этот, как и все средневековые карты, изображает и реальные, и легендарные объекты. 

Однако ни у кого из исследователей не вызывает сомнения тот факт, что ее не только можно соотнести с действительными географическими и политическими реалиями, но и использовать в качестве средства навигации. На карте показаны очертания гор и морей, схематично изображены крупнейшие реки, условно обозначены средневековые царства. 

Среди архитектурных сооружений заметно выделяются несколько храмов. Один из самых крупных — храм в стиле романской базилики, но с пирамидальным завершением, расположен в той части атласа, которая соответствует современной Центральной Азии. Он изображен на берегу озера, продолговатыми очертаниями отдаленно напоминающего Иссык-Куль. 

Подписано это изображение так: “Место, называемое Иссикол. В этом месте монастырь братьев армян, в котором есть, говорят, тело святого Матфея, Апостола и Евангелиста”. 
Здесь сразу же возникает много вопросов: Почему католики именуют армян братьями, несмотря на то, что всех нехалкидонитов было принято именовать в средневековой Западной Европе “злыми еретиками”? 

Почему вообще в Каталанском атласе, изготовленном в Испании, появилось изображение армянского монастыря? Для того чтобы ответить на эти вопросы и отчетливее представить себе гипотетического строителя курментинских пещер, обратимся к истории взаимоотношений армян и католиков. Дружба между ними началась во время крестовых походов. 

Армяне принимали у себя крестоносцев, снабжали их по договоренности оружием и продовольствием и даже принимали участие в спасении христианских реликвий. С этого времени большая община армян оказалась в Палестине и расселилась по многим другим азиатским городам. 

Появились армяне и в Семиречье, и на Иссык-Куле, о чем свидетельствуют находки нательных крестиков, по очертаниям напоминающих армянские хачкары, и намогильных памятников с надписями на армянском языке. В Чуйской долине обнаружена даже могила армянского епископа. 

Тогда же, в 13 веке, начинаются дипломатические переговоры с Ватиканом о взаимной помощи. Для армян — это очень трудный период. Границы Великой Армении с трудом удерживают турецкие и иранские войска, она теряет область за областью и к концу средневековья реальной становится угроза полного уничтожения армян. 

Именно поэтому часть армянского народа идет на соглашение с Ватиканом и принимает унию. Папа Римский формально становится главой армян-католиков. Именно их испанские картографы именовали “армянскими братьями”, чтобы отличить от тех, которые унию не приняли. 

Иссык-кульские армяне могли быть именно униатами. Это объясняет интерес составителей Каталанского атласа к их монастырю и хранящимся в нем мощам апостола и евангелиста Матфея. И они вполне могли быть создателями курментинского пещерного комплекса, плавные правильные арки которых выдают руку очень умелых строителей. 

Здесь, в окружении разноплеменных народов, исповедующих разнообразные религии, в условиях наступления ислама, который как раз во второй половине 13 — начале 14 вв. начинает ужесточать свою миссионерскую политику, была реальная необходимость прятать свои монашеские труды и свои святыни, так же, как это было принято и в самой вечно воюющей Армении. 

Итак, перед нами прошли все известные на сегодняшний момент исторические субъекты, которые могли иметь отношение к пещерному комплексу, расположенному на полуострове в районе с.Курменты. Из них только “армянские братья” имели цель, средства, достаточные возможности и причину для строительства подземного монастыря. 

Наши гипотезы могут подтвердить или опровергнуть масштабные археологические раскопки как самого пещерного комплекса, так и расположенного неподалеку Курментинского городища.

Огненные муравьи поедают детенышей крокодилов - исследование




Огненные муравьи Аргентины выгоняют кайманов из гнезд, убивают и поедают детенышей. Об этом говорится в исследовании, опубликованном в New Scientist, передает Зеркало недели. Выяснилось, что жертвами муравьев становится до четверти детенышей кайманов.

Ученые в Аргентине обнаружили, что огненные муравьи заселяют больше половины гнезд широкомордых кайманов. Материал в гнездах крокодилов обеспечивает яйцам и личинкам муравьев необходимое тепло и влажность.

Муравьи кусают самку каймана, после чего она вынуждена уйти из гнезда. После насекомые проникают внутрь, убивают и съедают детенышей крокодилов.

Только появившиеся на свет кайманы совершенно беззащитны перед насекомыми. Высокие показатели смертности не являются катастрофичными для популяции южноамериканских кайманов.

Ранее палеонтологи нашли на территории Северной Каролины останки гигантского древнего крокодила, "каролинского мясника". Ученые предполагают, что древние крокодилы. возможно, были на вершине пищевой цепочки.

Строительные работы на месте расположения дворцового комплекса в Крыму остановлены


Строительные работы в Симферополе по ул. Воровского, где, по данным историков, может располагаться средневековый дворцовый комплекс калга-султана, а также мечеть XV века, построенная Менгли Гиреем I, остановлены. 

Решение об этом было принято в  ходе встречи главы Республики Крым Сергея Аксёнова с крымским муфтием Эмирали Аблаевым, передает Крыминформ. До сих пор археологические исследования на территории дворцового комплекса не проводились.

"Учитывая огромную историческую значимость института "калгайства" для истории Крыма, и, в частности, города Симферополя, в Духовном управлении считают необходимым проведение археологических раскопок на территории бывшего расположения дворцового комплекса калга-султана и мечети Менгли Гирея I, с дальнейшим использованием данного участка в соответствии с его культурно-историческим значением", -уточняется в сообщении.

Ранее на данном участке начались строительные работы, предположительно, по возведению многоэтажного дома, территория была огорожена забором, работал экскаватор. В настоящее время работы остановлены, а забор разобран.

Муфтият обратился в прокуратуру Крыма с требованием провести проверку законности выделения Симферопольским городским советом данного участка под застройку и принятие мер по остановке строительства.

Как сообщали ЮГА.ру, крымское отделение Российского исторического общества направило председателю городского совета Симферополя письмо с просьбой остановить строительные работы на ул. Воровского.

Также главе республики и профильным министерствам было направлено письмо от имени ученых, историков, работников музеев, муфтията и общественников с целью незамедлительного прекращения строительства на месте исторического комплекса и начала археологических раскопок.

Аналогичное требование было отражено в резолюции участников "круглого стола" на тему: "Вопросы изучения и сохранения историко-культурного наследия г. Симферополя. Калга Султан: история, археология, проблемы изучения", прошедшего в Симферополе 28 марта.

Скелет боевого верблюда нашли археологи в Вене


В Вене археологам удалось идентифицировать скелет верблюда, обнаруженный в подвале XVII века.

Верблюд представлял собой гибрид одногорбого и двугорбого видов и был выведен для нужд армии - предположительно, в Османской империи.

По мнению ученых, более крупный и выносливый, чем его предки, верблюд был брошен турецкой армией после поражения у стен осажденной Вены от войск союзников в 1683 году.

"Таких животных выводили специально для военного использования", - говорит археолог Альфред Галик.

Согласно гипотезе эксперта, жители Вены сохранили верблюда как диковинку и, возможно, выставляли его напоказ, что объясняет, почему этот гибрид дромадера и бактриана не попал к кому-либо из горожан на стол, а дожил до старости и умер своей смертью.

Это первый обнаруженный целым скелет верблюда в Центральной Европе.

В Варшаве обнаружены баллоны с боевым газом


Жители Варшавы, прогуливавшиеся в варшавском Форте Хшанув, наткнулись на баллоны с газом времён Первой мировой войны.

По информации TVN24, полученной от Михала Красуцкого (Michał Krasucki) – заместителя варшавского консерватора памятников архитектуры, на территории IV Форта Варшавской крепости (IV Fort «Chrzanów») обнаружены около 200 баллонов времён Первой мировой войны с неизвестным содержимым. 

По данным специалистов, эти баллоны использовались для хранения отравляющих газов, которые впервые нашли своё широкое применение на полях сражений Первой мировой.

Сохранность баллонов позволяет предположить, что в некоторых из них до сих пор находится отравляющее вещество. Это может быть горчичный газ или хлор. Именно они использовались при проведении первых химических атак 100 лет назад.

Доподлинно неизвестно, какой именно газ находится в баллонах. Это предстоит выяснить экспертам. На данный момент удалось установить, что баллонов с газом изначально было больше. Судя по характеру следов, часть из них присвоили себе неизвестные копатели.

На данный момент место нахождения баллонов с газом оцеплено. Сапёры и пожарные обследовали находку и пришли к выводу, что угрозы взрыва нет. Сейчас баллонами с боевым газом занялись представители вооружённых сил Польши.

Археологи заявляют, что данная находка представляет собой большую историческую ценность, так как именно этот тип баллонов был использован при проведении первой в истории газобаллонной химической атаки на Восточном фронте Первой мировой войны в мае 1915 года.

Применение газовых баллонов позволило германскому командованию обойти положения Гаагской конференции от 1899 года, предполагавшие отказ от применения всеми её участниками снарядов с отравляющими веществами.

В принятых до войны резолюциях ничего не говорилось о баллонах с отравляющими веществами. В этом германское командование нашло выход для применения химоружия, формально оставаясь при этом в рамках международных договорённостей.

В Казани обнаружен вход в подземелье, ведущий к Казанскому Кремлю


В парке ДК Химиков обнаружен вход в загадочный подземный туннель, который предположительно ведет к Казанскому Кремлю. 

Вход обнаружили случайно: двое местных жителей во время прогулки решили посидеть на огромном камне, который вдруг провалился под землю. Под осыпавшимся грунтом взору предстало нечто, похожее на массивную железную дверь размером с человеческий рост.

По последним данным прибывших на место обнаружения таинственного входа казанских археологов, это есть не что иное, как подземелье под руслом Казанки времен Ивана Грозного, соединенное подземным ходом с Казанским кремлем, которое так долго и до сей поры безуспешно искали ученые мира.

Стародуб и Ярополч — исчезнувшие города Владимирского края


Древние полузабытые города существуют не только в далеких пустынях и дебрях, но и буквально у нас под боком — в родной и привычной Владимирской области. И самые известные из них — Стародуб на Клязьме и Ярополч, «соседи», располагавшиеся в нынешних Ковровском и Вязниковском районах.

Столица Стародубского княжества

Пожалуй, самый значимый из них — Стародуб на Клязьме, который был не просто пограничной крепостью, но являлся столицей целого княжества. Его основал в 1152 году великий князь Киевский Юрий Владимирович Долгорукий. Стародуб, расположенный примерно в 15 километрах ниже по течению Клязьмы от нынешнего Коврова, стал твердыней на восточных рубежах Владимиро-Суздальского княжества. 

Именно в Стародубе родился один из сыновей великого князя Владимирского Всеволода III Большое Гнездо, внук Юрия Долгорукого княжич Иоанн Всеволодович. В 1220-е годы именно он стал первым стародубским князем и родоначальником местной правящей династии.

Во время своего расцвета Стародуб на Клязьме имел мощные укрепления — высокие земляные валы, образующие прямоугольник на правом речном берегу, на которых стояли деревянные стены с башнями. Внутри имелось 7 церквей, княжеский и боярские терема, усадьбы торговых гостей. Поодаль на посаде теснились избы ремесленников. Вокруг располагалось несколько монастырей, а под горой имелась корабельная пристань.

Зимой 1238 года Стародуб был разорен монголо-татарами хана Батыя, но князю Иоанну и большинству жителей удалось спастись в окрестных лесах. Город отстроили заново, но и потом он не раз подвергался нападениями различных врагов — татар, отрядов крымского хана, литовцев и даже поляков.

С 1238 по 1363 гг. Стародубское княжество являлось независимым государством. Однако сравнительно небольшая территория и ограниченность в людских и материальных ресурсах привели к тому, что Стародубская держава, в конце концов, покорилась Москве.

Окончательно Стародуб был уничтожен в марте 1609 года отрядом из поляков, казаков и русских ратных людей, находящихся на службе у самозванца Лжедимитрия II. Сегодня это село Клязьминский городок Ковровского района — центр сельского муниципального образования. О старине там напоминают остатки земляных укреплений и храм Покрова Пресвятой Богородицы с высокой колокольней, возведенный на рубеже XVIII-XIX веков. В 2002 году в честь 850-летия Стародуба в Клязьминском городке рядом с Покровской церковью был установлен памятник древнему городу.

Ярополч-Залесский — первый и второй

Соседом Стародуба был другой исчезнувший древнерусский город — Ярополч-Залесский (или Залеский). Он также находился на высоком правом берегу Клязьмы в 5 километрах к востоку от нынешних Вязников. Его основал между 1135 и 1138 годами великий князь Киевский Ярополк II Владимирович — старший брат Юрия Долгорукого для укрепления своего влияния в Залеской земле — так когда-то именовалось позднейшая Владимиро-Суздальская Русь. В отличие от Стародуба Ярополч никогда не был центром отдельного княжества и не имел своих князей. Им правил великокняжеский наместник — тиун, усадьба которого отличалась особым богатством.

Детинец (кремль) Ярополча был хорошо укреплен валами и деревянными стенами. Город являлся значимым ремесленно-торговым центром. Археологи сделали там множество находок, свидетельствующих об искусных мастерах гончарного, костерезного, железоделательного, ювелирного и иных промыслов.

Если Стародуб, являясь куда более значимым административным центром, сумел пережить нашествие Батыя, то для Ярополча 1238 (или, по мнению ряда исследователей, 1239-й) год оказался поистине роковым. После того, как город был разграблен и сожжен, на первоначальном месте он уже более не восстанавливался. Ближайшее село, как Клязьминский городок около прежнего Стародуба, имеет символическое название, напоминающее о прошлом — Пировы городищи. Местный храм в честь преподобного Сергия Радонежского — своего рода наследник давным-давно уничтоженных церквей древнего Ярополча.

Новый Ярополч, фактически второй город того же имени, отстроили на высоком холме в пределах нынешних Вязников. В середине XVII столетия там была сооружена мощная крепость с каменными башнями и деревянными стенами на земляных валах, причем защищала эти укрепления сильная артиллерия. В 1748 году при учреждении возобновленной Владимирской епархии она была поименована как «Владимирская и Яропольская». Таким образом, Ярополч наряду с Владимиром стал титулярной церковной столицей обширного края.

Однако к тому времени и второй город, носивший имя князя Ярополка, уже находился в упадке. Страшный пожар 1 июня 1703 года уничтожил деревянную крепость. Каменные крепостные башни, ветшая, простояли еще более века, пока их не разобрали за ненадобностью. Сам Ярополч в 1802 году вошел в состав г.Вязники. Но вплоть до начала XX века среди вязниковцев бытовало выражение «у пушек на пруду» — так сохранялась память об уже не существовавших к тому времени когда-то грозных укреплениях средневекового Ярополча.

В нынешнем Вязниковском районе хорошо помнят о первом и втором Ярополчах. Среди старинных укреплений близ Пировых городищ установлен памятный камень с соответствующей надписью: «Здесь в XII веке был основан город Ярополч...» Троицкий собор второго Ярополча сохранился и является одним из действующих храмов Вязников. В «песенной столице» России название «Ярополч» употребляется часто. Так назывался местный ресторан и даже вязниковская футбольная команда.

Несколько лет назад существовали планы устройства в пределах городища первого Ярополча туристического центра с воссозданием части укреплений. Подобный проект имеется и относительно Стародуба. Если это когда-либо произойдет, то можно будет воочию увидеть, как приблизительно выглядели древние города Залеской Руси.

На Рублевке краевед обнаружил останки динозавра


Место находки — деревня Аксиньино



Часть находок Антон Кузнецов уже привез в музей.


Известный в Одинцово краевед, руководитель военно-патриотического клуба «КитежЪ» и основатель Одинцовского краеведческого общества (ОКО) Антон КУЗНЕЦОВ позвонил в редакцию «Одинцово-ИНФО» и прокричал, что им в русле обмелевшей реки Москвы обнаружены останки настоящего динозавра.

— Редчайшая, уникальная находка! — радовался, как ребенок, Антон Кузнецов, — она прославит Одинцовский район на весь мир! Кузнецов обнаружил находку во время похода с участниками своего клуба в районе деревни Аксиньино.

Из дальнейшего рассказа стало ясно, что находка и впрямь уникальна. Почти полный скелет, предположительно, спинозавра (точно классифицировать видовую принадлежность останков должны вызванные на место находки специалисты-палеонтологи) имеет размеры порядка 12 метров в длину.

Если это действительно спинозавр, то Антона Кузнецова можно поздравить с седьмым в истории планеты обнаружением подобного существа. В настоящее время известны ископаемые останки шести спинозавров, все они были обнаружены на территории Северной Африки. Спинозавра считают рыбоядным хищником, который вел полуводный образ жизни, подобно современным крокодилам.

Считается, что спинозавр является одним из самых крупных плотоядных животных, живших на Земле, даже превосходящим по размерам знаменитых гигантских хищников — тираннозавра и гиганотозавра, он был пятиметровой высоты, а масса ящера оценивается в 6 тонн.

Обнаружить останки ископаемого существа удалось благодаря тому, что река Москва в этом году сильно обмелела. Антон Кузнецов относительно будущей судьбы находки твердо уверил, что она станет экспонатом Одинцовского краеведческого музея.

— Никому динозавра не отдадим, — заявил он, — этот скелет станет украшением нашей экспозиции. Если в музей не влезет — поставим его рядом с ракетной установкой «Тополь», только немного обработаем лимонной кислотой и подкрасим черной эмалью.

В настоящий момент решается вопрос с извлечением останков динозавра, это довольно непростая задача, учитывая большой вес окаменелостей и их уникальное научное значение.

Ранее Антон Кузнецов неоднократно обнаруживал палеонтологические древности в окрестностях Одинцово, но такая находка, как спинозавр — безусловно, просто фантастическая находка краеведа.

У киббуца Лахав грабители опередили археологов


Вблизи киббуца Лахав на юге страны археологи обнаружили подземную пещеру с предметами, относящимися к бронзовому и железному векам, 1,500 лет до н.э. и 1,000 лет до н.э., соответственно. 

Инспекторы Управления древностей проникли в пещеру уже после того, как она была разграблена, и наткнулись на осколки глиняных сосудов 3,000-летней давности и следы нелегальных раскопок.

В ходе археологических упорядоченных поисков, в пещере были обнаружены более 300 образцов керамики, в том числе и целые сосуды. Найдены также десятки бронзовых украшений, уникальные печати из алебастра, раковины, каменные орудия и украшения.

1300 скелетов найдены под одним из лекционных залов Кембриджа


На кладбище при больнице Святого Иоанна хоронили бедных ученых и бродяг.

Под одним из лекционных залов Кембриджа археологи раскопали средневековое кладбище, насчитывающее 1300 скелетов. Находка была обнаружена под зданием колледжа Сент-Джонс, которое расположено на территории Кембриджского университета.

Как стало известно, кладбище было организовано про больнице Святого Иоанна, которая находилась на месте современного колледжа. Здесь хоронили в основном ученых из бедных слове населения, но также были и бездомные бродяги или просто больные и немощные люди.

Большинство из найденных скелетов принадлежали мужчинам в возрасте от 25 до 45 лет. Кладбище было обнаружено во время археологических раскопок еще три года назад, однако результаты были обнародованы только сейчас.

По словам экспертов, это одно из крупнейших средневековых кладбищ, обнаруженных в Великобритании. Специалисты полагают, что анализ ДНК найденных останков позволит пролить свет на жизнь и смерть людей в средневековую эпоху.

Больница Святого Иоанна Бала основана в 1195 году, а колледж Сент-Джонс появился на ее основе в 1511 году.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)