24 марта 2015 г.

Каменные колеи на Апшероне – доисторические «транспортные системы»

Колеи на Апшеронском полуострове




Колеи в Турции, во Фригийской долине




Полуостров Апшерон известен во всем мире своим главным богатством – нефтью, которая буквально била из-под земли десятки тысяч лет. 

Древние римляне, завоевав Апшерон, знали о лечебных свойствах нефти, но её активная добыча началась только в конце XIX века. Европейцы быстро поставили добычу апшеронской нефти на поток: построили железные дороги, нефтехранилища, терминалы и причалы, откуда можно было переливать сырую нефть в танкеры и транспортировать ее по Каспийскому морю в Россию, а оттуда в Европу. 

Однако были ли европейцы первыми, кто занялся добычей и транспортировкой нефти с Апшерона? Судя по геологическим находкам, обнаруженным на полуострове, вблизи Баку, нефть добывали и транспортировали в промышленных масштабах задолго до нашей эры.

В пригородных районах Баку обнаружены странные «каменные дороги». Они представляют собой параллельные канавы, образованные на скальной поверхности. Большинство дорог состоит из 2-3 канав глубиной от 5 до 50 см. Есть также дороги, в которых насчитывается от 5-ти и более канав.

Это напоминает железнодорожную сортировочную станцию, откуда колеи расходятся в разные стороны. Хотя, большинство «каменных дорог» ведут в сторону моря и… уходят под воду. На отдельных участках длина параллельных канав составляет несколько сотен метров.

Кто и когда создал «каменные дороги» – пока неизвестно. Окаменевшие колеи встречаются на Апшероне в нескольких прибрежных поселках, расположенных рядом с Баку – это Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат, Шихово, на древнем курганном поле между Говсанами и Тюркянами, а также около Дюбенди, Гала и Сураханы.

Фактически «каменные колеи» пересекают весь Апшерон с Юга на Север. Возникает предположение, что кто-то (очень давно) создал на полуострове настоящую транспортную систему для перемещения какого-то груза, причем в огромных масштабах. Ничего, кроме нефти, на Апшероне никогда не было. Здесь не росли леса, нет залежей угля или других полезных ископаемых.

О золотой руде или алмазных приисках и речи не идет! Получается, что тому, кто создал на полуострове разветвленную транспортную сеть, соприкасающуюся с морем, нужно было перевозить нефть. Причем, этому древнему «нефтедобытчику» требовалось довезти добытую нефть до побережья, а потом по морю транспортировать её еще куда-то. Какому же древнему народу это было под силу?

Албаны - предки нынешних азербайджанцев, о которых писал ещё в IV веке древнегреческий историк-географ Арриан, не добывали нефть и не транспортировали её, этим углеводородом особо не интересовались и другие местные народы: мидийцы, ахемениды, жители Атропатены. Получается, что окаменевшая от времени транспортная сеть на Апшеронском полуострове древнее албан и мидийцев…

Древние предки азербайджанцев вполне могли торговать нефтью и транспортировать её в эпоху процветания древнейших цивилизаций Востока. Потреблять апшеронскую нефть могли и древние египтяне, и их соседи - государства Месопотамии. Ведь в Шумере, Ассирии и Вавилоне зодчество, техника и военное дело были сильно развиты, они вполне могли использовать для своих нужд нефть и продукты ее переработки, например, битум или асфальт.

Одним из первых об окаменевших дорогах на Апшероне упомянул Ленц Эмилий Христианович (1804-1865), знаменитый русский физик, академик, профессор Петербургского университета, а впоследствии его ректор. В 1829-1830 годах Ленц занимался геофизическими исследованиями в южных районах России.

В июле 1829 года он участвовал в первом восхождении на Эльбрус и определил высоту этой горы. Именно Ленц установил, что уровень Каспийского моря на 30,5 метров ниже Черного. Ученый тщательно исследовал береговую линию Каспия, будучи в Баку в 30-х годах XIX века.

В ходе исследований, Ленц видел загадочные колеи «двухколесных арб» на скалистом берегу острова Беюк Зиря (бывший Наргин). Ученый утверждал, что эти колеи тянулись от берега далеко в море и соединяли остров Беюк Зиря с поселком Шихово, расположенным на полуострове Апшерон на Шиховской косе. По свидетельству Ленца, большая часть колеи, несколько километров, проходила под водой, по скалистому дну.

Академик Ленц обследовал безлюдный остров Беюк Зиря и обнаружил сеть «каменных дорог», часть которых из-за выветривания, воздействия солнца и осадков, сильно стерлась. Это подтверждает их древнее происхождение! В ХХ веке на острове была дислоцирована советская военно-морская база и установлен маяк, в связи с чем, большая часть «каменных дорог», увы, была уничтожена.

В XIX веке азербайджанский учёный-просветитель, поэт и писатель Аббас Кули-ага Бакиханов в своих произведениях упоминал о «каменных дорогах». По его словам, в Бакинском уезде в деревнях Бильгя, Зиря, Биби-Эйбат, а также на некоторых островах в Бакинской бухте, видны на скалах остатки следов колес, идущих далеко в море.

Помимо Бакиханова, о странных колеях рассказывала Сара Ашурбейли – известный азербайджанский историк и исследовательница Баку. Она отметила, что окаменевшие следы «двухколесной арбы», уходящие в море, находятся в районе Умидгайа, а также около поселков Бильгя и Нардаран.

В конце ХХ века каменные колеи на Апшероне вновь привлекли к себе внимание. Их случайно обнаружили между поселками Говсан и Тюркян, и еще в Дюбенди, Гала, Сураханы. Многие дороги оказались практически стертыми временем или уничтожаются в результате деятельности человека.

Так, в прибрежных поселках идет массовая застройка: частные дома и участки с высокими заборами возводятся поверх «каменных дорог». А вся территория около поселка Тюркян, где обнаружены загадочные колеи, находится в зоне разработки каменных карьеров. Памятники далекого прошлого на Апшероне исчезают.

Чтобы подробно изучить и охарактеризовать «каменные дороги» на Апшеронском полуострове, требует объединения усилий ученых и исследователей не только Азербайджана, но и ряда других стран. У России, например, накоплен огромный и очень ценный опыт в изучении геологических феноменов как природного, так и рукотворного характера.

Нет сомнений, что окаменевшие колеи являются рукотворными объектами, но только геологи могут охарактеризовать каменную породу и понять, когда эти дороги могли возникнуть. Может им не тысячи, а десятки или сотни тысяч лет?

Колеи Апшеронского полуострова не одиноки – это не единственный в мире феномен! Аналогичные колеи известны в Греции, Италии, во Франции и даже на Мальте. Особенно поражают исследователей и туристов мальтийские колеи, их много не только на Мальте, но и на соседних островах. А вот в Турции, во Фригийской долине, найденные колеи датируются временами хеттов и фригийцев.

Напомню, что упоминания о хеттах можно найти в Библии, они встречаются в Ветхом Завете. Этот народ являлся коренным населением Малой Азии. Предки хеттов обосновались в Малой Азии еще в XIII-X тысячелетиях до нашей эры. При фараоне Тутмосе III, хетты присылали египтянам богатые дары.

Хеттское царство пришло в упадок во время так называемой «катастрофы бронзового века». То есть, каменные колеи могли появиться одновременно в Турции и на Апшеронском полуострове в раннем бронзовом веке – это 4-ое тысячелетие до нашей эры!

Геологи, археологи, ученые и специалисты из разных стран мира тщательно изучали и обмеряли «каменные колеи» по всей Европе. Выдвинуты десятки гипотез, версий и предположений. Однако ученые не могут определиться с датировкой, окаменелость загадочных дорог вызывает ожесточенные споры, из-за чего временные рамки сильно расходятся – от нескольких тысяч до десятков и сотен тысяч лет.

Часть ученых сходится во мнении, что параллельные колеи не могли появиться в скальной породе в результате трения колесных пар. Никакие колеса не могли бы стереть твердое скальное основание до глубины нынешних колей. Значит, параллельные канавы появились еще в мягкой глинистой породе, а потом, со временем, окаменели.

Ученым еще предстоит узнать, как были связаны «каменные дороги» на Апшеронском полуострове с аналогичными транспортными системами, обнаруженными в европейских странах и Турции. Вполне возможно, что апшеронскую нефть в доисторические времена транспортировать и в эти регионы!

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)