17 ноября 2014 г.

Новые находки на раскопках Каркемиша


Археологическая экспедиция раскапывает ближневосточный город Каркемиш, которому уже более пяти тысяч лет и в котором остались следы различных ближневосточных и малоазиатских цивилизаций. 

Раскопки здесь возобновились в 2011 году, их проводит команда под руководством ученого из университета Болоньи Николо Маркетти (Nicolo Marchetti) в сотрудничестве с археологами из двух турецких университетов — Стамбула и Газиантепа. Большая часть города находится на территории Сирии, занятой исламскими экстремистами, и доступ к ней, к сожалению, не возможен.

Однако та часть города, которая находится на турецкой территории, в последние годы оказалась доступна археологами, хотя раскопки и проводятся под охраной солдат.  Ученые идут по следам экспедиции Британского музея, работавшей здесь около 100 лет назад, когда в ней принимал участие знаменитый Лоуренс Аравийский.

За последнее время было сделано много интересных находок — в частности, найдены большие каменные плиты — ортостаты — с изображениями людей, приносящих в жертву газель, и скульптуры из дворца царя, правившего здесь в 1 тысячелетии до н.э.

Николо Маркетти планирует создать здесь музей под открытым небом, причем он уверен, что туристы будут находиться здесь в полной безопасности, а кроме того, этот музей создаст рабочие места для местного населения.

Во время раскопок в Турции археологи нашли три уникальные мозаики

Мозаика с изображением 9 муз

Мозаика с изображением Океана и Тефиды

Во время раскопок в античном городе Зевгма на юге Турции недалеко от границы с Сирией археологи нашли три новые мозаики. Город Зевгма была основана полководцем Селевком I Никатором после смерти Александра Македонского в 300 г. до н.э. Найденные мозаики прекрасно сохранились и предварительно датируются II в. до н.э.

На первой из мозаик изображены девять муз. В центре круга находится Каллиопа, покровительница эпической поэзии, вдохновившая Гомера на сочинение "Илиады" и "Одиссеи", а ее сестры в портретах-медальонах вокруг. Имя каждой музы подписано на мозаике по-гречески. Судя по всему, мозаика украшала пол в одной из больших комнат дома, который получил название "Вилла муз".

Вторая мозаика изображает божества Океана и его жену Тефиду в окружении морских рыб и существ. Ранее в Зевгме была найдена похожая мозаика, где Океан и Тефида изображены вместе с Посейдоном. Видимо, это был сюжет, популярный при оформлении бань.

В эпоху эллинизма Зевгма была крупным городом с населением до 80 тыс. человек и носил название Селевкия-на-Евфрате по имени основателя и по местоположению на берегах реки Евфрат. Римляне захватили город в 64 г. до н.э. и переименовали в Зевгму, что означает по-гречески "переправа", которая действительно была в этом месте. В римскую эпоху Зевгма вошла в римскую провинцию Сирию, и с 60-х гг. н.э. в течение двухсот лет в городе размещался IV Скифский легион, что способствовало экономическому процветанию. В III н.э. город пострадал от нашествия Сасанидов и землетрясения.

Новые мозаики будут переданы реставраторам, а раскопки "Виллы Муз" продолжатся до 2017 года. По словам, руководителя археологических работ профессора Геркая, в древнем городе насчитывалось около 2-3 тыс. домов. Часть города находится на дне Евфрата:  около 25 домов, по оценкам Геркая, в настоящий момент остаются под водой.

Музей мозаик в Зевгме открылся в 2011 году. Он насчитывает 2 248 кв.м. римских и позднеантичных мозаик и является одной из крупнейших в мире коллекций, наряду с Виллой Дель Казале в Сицилии, Арехологическим музеем Антакьи в Турции и музеем Бардо в Тунисе. Одна из самых известных мозаик музея так называемая "Цыганка", которая является "визитной карточкой" коллекции.

Уфимский антрополог воссоздал облик древних башкир






Благодаря скульптурным портретам уфимского антрополога и скульптора Алексея Нечвалоды можно представить, как выглядели древние люди, жившие на территории современной Башкирии несколько тысячелетий назад. Учёный воссоздаёт облик человека методом антропологической реконструкции. 

— Научная школа реконструкции лица по черепу существует более 60 лет. Основателем направления является выдающийся антрополог Михаил Герасимов. Его исследования показали, что черепа отличаются друг от друга так же, как и лица, — рассказывает Алексей Нечвалода. —  Определив биологический возраст и антропологический тип, с учетом всех индивидуальных особенностей строения лицевого скелета (например, его асимметрию) можно воссоздать внешний облик, максимально близкий к реальному человеку.

Антрополог Михаил Герасимов вывел зависимость между мягкими тканями и костной основой, благодаря которой моделируется лицо. Ученики и последователи учёного разработали способы восстановления формы носа, постановки глазного яблока в орбиту, определения размера ушей. Всё это в комплексе позволяет воссоздать лицо на 65-70 процентов.

По методу Герасимова были созданы скульптурные портреты палеоантропов, населявших Европу и Азию, древних славян, гуннов, скифов, сарматов и других племён. Появилось представление об облике исторических фигур разных эпох, чьи изображения не дошли до нас — фараонов, царей, полководцев и прочих выдающихся личностей. Сам Михаил Герасимов реконструировал лица Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тамерлана.

Воссоздать облик древних людей эпохи бронзы, железа и средневековья, живших на территории Башкирии, удалось благодаря раскопкам на Южном Урале и Приуралье. Археологи исследовали курганы, где были обнаружены древние захоронения. Всех поразили удивительные находки, известные как «Золото сарматов». А для антропологов особую ценность представили сами некрополи. По черепам захороненных людей была сделана реконструкция лиц древних сарматов, которые некогда кочевали по Башкирии.

— Антропологические данные говорят о том, что краниологический тип башкир представляет собой сочетание признаков в результате смешения европеоидных и монголоидных популяций. Причём наибольшее сходство весь комплекс краниологических признаков башкир обнаруживает с типом людей, захороненных, например, в золотоордынских курганах Нижнего Поволжья, — отмечает Алексей Нечвалода.

Метод антропологической реконструкции позволил представить облик первого имама башкир Хусейн-бека. Похоронен проповедник был на старинном кладбище. По легенде в ХIV веке великий Тамерлан повелел возвести над могилой имама мавзолей. Во времена Золотой Орды для обращения местного населения в ислам призывали правоверных служителей из Средней Азии, Ирана, Египта. Судя по воссозданному облику имама, в его лице есть среднеазиатские черты, скорее всего, это памиро-ферганская раса.

Рядом с Хусейн-беком покоится его спутница. В реконструированном по черепу облике женщины проглядывают монголоидные признаки, она, видимо, из местного племени мин.
Также генетики сделали вывод, что в семейной усыпальнице имама захоронены его потомки.

Сейчас мавзолей Хусейн-бека близ посёлка Чишмы стал местом паломничества для мусульман. А портрет первого башкирского имама, созданный антропологом Алексеем Нечвалодой, вошёл в учебники истории Башкортостана.

Метод антропологической реконструкции, буквально помогая увидеть лицо далёкого прошлого человечества, служит не только науке, но и используется криминалистами в следственной практике.

— Как правило, лучше опознают пропавшего человека по реконструкции лица дальние родственники или знакомые, — говорит антрополог, — поскольку близкие люди придают значение мелким деталям и особенностям, таким как родинки или морщинки.

Российская школа антропологической реконструкции не имеет аналогов в мире. Наши учёные участвуют во всех значимых экспедициях, где ведутся раскопки. Научный метод постоянно совершенствуется, антропологи в процессе краниологической реконструкции используют компьютер. Однако ни одна программа, по мнению Алексея Нечвалоды, не заменит таланта художника и скульптора.

— Это довольно специфическое занятие, — говорит антрополог, — мне порой приходилось работать в морге. Ещё важны определённые творческие навыки, как умение видеть и чувствовать форму и самому уметь формовать, отливать из гипса или других материалов, например, пластика. Основными заказчиками антропологических реконструкций являются музеи, потому что без скульптурных портретов древних людей они превращаются в банальный склад вещей. Люди всегда будут стремиться узнать, как выглядели их предки. 

Так выглядел погребённый в Амфиполе?


Газета «Неа» опубликовала рисунок-фотографию с изображением (возможным) погребённого в Амфипольской гробнице.

«Это человек среднего роста, примерно 1 м 65 см, с каштановыми или рыжими волосами и белой кожей»,- утверждает профессор Манолис Папагригоракис. Тем не менее, изучение останков может дать гораздо больше ответов на вопрос о том, как выглядел этот человек.

«В зависимости от того, насколько хорошо сохранился скелет, можно определить многие элементы общего состояния здоровья, его питания и возможных травм и заболеваний» объясняет палеоантрополог Катерина Харвати, профессор университета Тюбингена.

Какие предметы могли сопровождать умершего, если бы ранее в гробницу не проникли грабители?

По словам профессора классической археологии в университете Аристотеля и директора раскопок в Вергине Хрисулы Пападели, «благодаря свидетельствам неразграбленных македонских гробниц в Вергине можно предположить, что рядом с телом находились оружие и обмундирование (щит, меч, доспехи, шлем, наколенники и т.д.), посуда из серебра и меди, венки и, возможно, глиняные сосуды».

Добавим, что, по мнению руководителя археологической команды Катерины Перистери, останки принадлежат прославленному военначальнику.

Археологи нашли останки гигантского бобра в Китае


Ученые обнаружили на северо-востоке Китая стоянку первобытного человека. На месте раскопок найдены орудия труда и окаменелости вымерших животных.

Как пишут местные СМИ, раскопки проходят недалеко от города Далянь. Именно здесь ученые обнаружили стоянку первобытного человека. На месте раскопок за несколько месяцев было найдено большое число орудий труда, сделанных из камня и рога оленя. 

Однако наибольший интерес специалистов вызвали найденные окаменелые останки вымерших животных в том числе прямобивневого лесного слона и одного из саблезубых хищников из семейства кошачьих. Археологам удалось обнаружить также окаменелости гигантского бобра. Специалисты отмечают, считалось, что эти животные могли обитать в районах только с теплым климатом.

По данным исследователей, найденная стоянка первобытных людей в настоящей момент является самой древней в Северо-Восточном Китае. Предполагается, что ей примерно 300-500 тыс. лет. Археологи считают, что их открытие поможет с новой стороны изучить эволюцию человека.  

В Турции нашли римское изображение неизвестного бога

Вид на раскопки святилища, храма и монастыря.

Стела в месте обнаружения – в стене христианского монастыря.

Стела с изображением неизвестного божества.

Находка была сделана на месте святилища Юпитера Долихена, культ которого был популярен в Римской империи во II веке н.э. Археологи их Мюнстера (Германия) обнаружили в святилище Юпитера Долихена, в юго-восточной Турции, римскую стелу с рельефным изображением неизвестного бога.

Стела сделана из базальта, её высота – около 1,5 метра. На ней изображено бородатое божество, вырастающее из чаши из листьев. Сбоку из одного источника с божеством тянутся длинный рог и дерево, которое божество сжимает рукой. Атрибудты божества указывают на то, что оно может относится к культу плодородия.

Отдельные элементы, по мнению археологов, сближают его с изображениями начала I тысячелетия до н.э. «Стела даёт информацию о том, как древние восточные традиции сохранялись с эпохи раннего железного века до римских времён», – говорит профессор Энгельберт Винтер (Engelbert Winter), руководитель раскопок. Он отмечает, что находка демонстрирует непрерывность местных религиозных традиций.

Стела была использована повторно – её включили в кладку стены более позднего христианского монастыря. Что позволило исследователям датировать изображение римским временем, не сообщается. По их словам, для точной атрибуции божества потребуется некоторое время.

Памятник находится недалеко от древнего города Долихе (территория современной провинции Газиантеп). В начале раннего железного века здесь находилось святилище, в римское время был построен храм Юпитера Долихена, а в период раннего средневековья – христианский монастырь.

Юпитер Наилучший Величайший Долихен – это синкретическое божество, объединившее в себе черты римского бога и сирийского бога Ваала. С I века н.э. Долихен почитался в армии, где он считался покровителем. Со II века культ получил широкое распространение. При императоре Антонине Пии этому богу посвятили храм в Авентине. Долихена изображали стоящим на быке, иногда с орлом. Одет бог в воинские доспехи и фригийский колпак. В правой руке божество держало топор, а в левой – пучок молний.

Крымская Атлантида


Археологи раскрыли тайну затонувшего города.

Чёрное море таит в своих глубинах секреты, о которых утомлённый солнцем пляжный турист и не догадывается. Одним из них является древняя Акра – «крымская Атлантида», таинственный город, хорошо известный в античности. Его искали поколения археологов, делали предположения, ошибались и снова отправлялись на поиски, наконец нашли по-настоящему, но надолго забыли, прежде чем он снова начал открывать свои тайны. История его обретения завораживает не менее, чем приключенческий роман. 

Греческий географ I века н.э. Страбон писал, что «в Пантикапейской земле», напротив Корокондамы лежит поселение Акра, в этом месте Боспор Киммерийский (Керченский пролив) сковывается льдами из Меотиды (Азовского моря) так, что по нему могут ходить люди. И место это – ворота на пути из Боспора Киммерийского в Понт Эвксинский (Чёрное море). В «Перипле Понта Эвксинского» Акра упоминается наряду с другими городами на берегах Боспора Киммерийского, такими как Пантикапей, Мирмекий, Нимфей и др. Акру упоминали также Плиний Старший, Клавдий Птолемей, Стефан Византийский и Элий Гордиан. Но затем Акра буквально канула в Лету, не оставив следов. Учёные даже начали сомневаться в достоверности её существования.

Акра оказалась не Акрой

В конце XVIII века учёный-энциклопедист, естествоиспытатель и географ Петер Симон. Паллас предположил, что Акра находилась на мысе Такиль, крайней точке на юго-востоке Крымского полуострова, где воды Керченского пролива сливаются с волнами Чёрного моря. Поль Дюбрюкс, один из пионеров российской археологии, в начале XIX века поместил Акру на открытом им городище южнее Такиля. Авторитет Дюбрюкса был велик, и в продолжение последующего столетия большинство исследователей верили, что искомое место найдено. Однако в 1918 году грянула сенсация, снова спустившая археологов с небес на землю: местные рыбаки нашли культовую каменную плиту с подставками-кариатидами и надписью, гласящей, что община города Китея воздвигла храм «богу гремящему, внемлющему». Итак, Китей, а не Акра!

В течение следующих 60 лет Акру располагали на самом Такиле. В 1975 году раскопки выявили здесь древнегреческое святилище, убедившее всех, что на сей раз Акра не ускользнула. Однако географические данные о местоположении ряда городов и расстоянии между ними, указанные ещё в древних греческих периплах (лоциях), порождали сомнения в правильности локализации города. И тут вмешался его величество случай.

Керченский школьник нашёл древние монеты

Весной 1981 года, когда утихли зимние штормы, керченский школьник Алёша Куликов стал находить древние монеты недалеко от села Набережного на берегу песчаной пересыпи, отделяющей солёное Янышское озеро от Керченского пролива. Мальчик за лето нашёл 151 античную монету (из них 6 серебряных и 1 золотую, остальные – бронзовые). Алёша поделился своими сокровищами со взрослыми и на глазок начертил схему берега в районе находки, обозначив развалы камней, напоминающие остатки древних стен.

Монеты были переданы в Керченский музей. Оказалось, что они были отчеканены в основном в Боспорском царстве в период, охватывающий около тысячи лет, что позволило учёным сделать вывод, что речь идёт не о случайном кладе, выброшенном волнами, а о следах затонувшего поселения, которое существовало не одну сотню лет. Уже в следующем, 1982 году первая экспедиция отправилась на поиски. На дне ошеломлённые археологи нашли оборонительные стены, башню, руины домов и водосборную цистерну. Тем же летом группа учёных под руководством Вячеслава Холодкова провела и наземные раскопки, вскрывшие мощные культурные напластования античной эпохи. Чудо свершилось: Акра была найдена!

Археолог-геофизик Константин Шилик, руководивший подводными исследованиями в 1983 году и внёсший решающий вклад в раскрытие тайны затонувшего города, так объяснил, почему учёные никак не могли отыскать его: «Все античные полисы Северного Причерноморья имели две части: верхнюю, расположенную на высоком берегу моря, и нижнюю – на прибрежной морской террасе. Акра не имела верхней части и при подъёме моря целиком оказалась под водой, где её никто, конечно, не искал». Поселение лежало на северо-восточной оконечности мыса, образованного устьем древней безымянной реки и Боспором Киммерийским, его территория, вероятно, имела форму трапеции и занимала площадь не менее 4 гектаров. К востоку от него располагалась гавань.

Затем об Акре вновь забыли

В ходе подводных работ 1983–1985 годов были обнаружены оборонительные стены, башни и колодец, в котором нашлось много любопытного: семь клеймёных амфор Гераклеи Понтийской IV века до н.э., фрагменты чернолаковой посуды, обломок свинцового якорного штока, деревянные детали, обработанные на токарном станке, кости рыб и животных, панцири крабов, створки мидий и устриц, лесной орех (один!) и т.д. Вероятно, колодец, вырытый жителями Акры около 2,5 тыс. лет назад, со временем иссяк и превратился в банальную свалку, содержимое которой весьма порадовало исследователей. В 1994–1997 годах раскопки продолжил тот самый школьник, который когда-то обнаружил здесь коллекцию монет, – Алексей к тому времени окончил университет и стал археологом. Но в силу неподвластных науке причин на последующие 15 лет про Акру снова забыли.

Новая страница в исследовании была перевернута в 2011 году. Команду учёных возглавил кандидат исторических наук, завотделом подводной археологии Черноморского центра подводных исследований Виктор Вахонеев. «Начиная работу, мы не совсем представляли, с чем столкнёмся. Я думал, что будет нечто наподобие Ольвии, Херсонеса, Калос-Лимена, то есть полуразрушенные города с перемешанными культурными слоями», – вспоминает Вахонеев. Но после первого же сезона археологи убедились, что черноморские воды не только поглотили, но и бережно сохранили город.

Благодаря особенностям волнового режима в этой части побережья культурные слои в основном не были размыты, а постройки оказались не разрушены полностью, а лишь частично занесены морским песком. «Акра  – уникальный памятник подводной археологии. Подобного в Чёрном море просто не существует», – убеждён ведущий научный сотрудник Эрмитажа Сергей Соловьёв.

Сотрудничество профессиональных археологов и водолазов позволило буквально за три сезона получить значительные результаты: был раскопан участок оборонительной стены и городской застройки IV века до н.э., важной вехой стало открытие жилого дома той же эпохи. Экспедиция 2014 года принесла новые неожиданности. В частности, оказалось, что стены башни были возведены на огромных деревянных балках, сложенных в форме клети. «Другие археологические памятники Боспора не имеют таких конструкций, что делает Акру уникальной», – считает Виктор Вахонеев.

КСТАТИ

«Нет сомнения, что много драгоценного скрывается под землёю, насыпанной веками. Какой-то француз прислан из Петербурга для разысканий, но ему недостаёт ни денег, ни сведений, как у нас обычно водится», – писал из Крыма А.С. Пушкин брату Льву. «Какой-то француз» – это Поль Дюбрюкс, французский эмигрант на российской службе, назначенный заведовать Керченской таможней. В 1812 году во время чумы он был в Еникале комиссаром по медицинской части. C 1817 года – начальник соляных промыслов и озёр.

Всё своё время и скудные средства этот бескорыстный энтузиаст отдавал изучению памятников античности, отправляясь на поиски с ломтём чёрного хлеба и покупку солдатского табака считая роскошью. Первооткрыватель Мирмекия и Пантикапея, «отец боспорской археологии», Дюбрюкс умер в крайней бедности, оставив потомкам богатейшую коллекцию собранных им произведений античного искусства, которая легла в основу Музея древностей в Керчи. Похоронен он на вершине горы Митридат, но по злому року даже могила его не сохранилась.

Справка

 Акра просуществовала почти тысячу лет, с конца VI века до н.э. до начала IV века н.э. Постепенное затопление города началось около середины I тысячелетия н.э. Причиной стали как изменения общего уровня Мирового океана, так и местные геологические процессы опускания суши. Жители Акры сначала пытались бороться с подъёмом воды (об этом свидетельствует каменистая гряда, проходящая наискосок к берегу), потом переселились на более возвышенный участок, но, убедившись, что наступление моря предотвратить нельзя, вынуждены были навсегда покинуть свой город.

Куда они отправились – Бог весть… А Акра вследствие трансгрессии Чёрного моря оказалась на глубине, достигающей 4 метров. Сегодня в ясную погоду можно даже без маски и акваланга разглядеть под водой и мощные стены, и башню – занесённые песками времени следы некогда бурлившей здесь жизни.

Насекомые появились на Земле около 500 миллионов лет назад


Совсем недавно палеонтологи официально озвучили предположение о том, что первые насекомые на нашей планете появились очень давно, приблизительно 480 миллионов лет назад. 

Правда, каких-либо документальных фактов, подтверждающих эту информацию, учёными пока не предоставлено. В качестве единственного довода исследователи приводят находки, которые им удалось добыть в ходе множественных раскопок.

Так, учёные утверждают. что насекомые появились на Земле примерно в тот же период, когда безмерное водно пространство постепенно стало сменяться сушей. Правда, они упустили тот факт, что на тот момент кислород на нашей планете ещё отсутствовал. Поэтому зарождения каких-либо живых организмов в те времена, в принципе, быть не могло. 

"И я под кровать себе ничего не прячу..."


Профессор Черкасского национального университета собрал коллекцию, достаточную для открытия археологического музея, и готов передать городу. 

Известный черкасский археолог Михаил Сиволап хочет передать в городскую собственность музейную коллекцию, которую собирал всю жизнь. На сегодняшний день часть экспонатов находится в Черкасском национальном университете, остальные - в ящиках, потому что негде выставить. Как утверждает Михаил Сиволап, для открытия в городе полноценного археологического музея не хватает только помещения.

Археологический музей при Черкасском национальном университете им. Б. Хмельницкого был создан в 1999 году. Сейчас его коллекция насчитывает более 50 тысяч находок из всех исторических периодов человечества. Многие вещи у него отдалживает для экспонирования Черкасский краеведческий музей. Кроме собственно археологической коллекции, существует еще четыре вспомогательные.

- Согласно законодательству, все археологические находки могут пребывать только в собственности государства. И я под кровать себе ничего не прячу и на тот свет ничего не заберу. Единственное, чего хотелось бы: до того, как я умру, чтобы все эти находки обрели нормальную форму. Здесь больше экспонатов, чем в некоторых музеях Черкащины, в них представлены не все эпохи и культуры, а у меня все, - рассказывает профессор Михаил Сиволап.

Пополнять музейную коллекцию помогают студенты, они выполняют 50% работы, на днях принесли каменный топор, которому более 4 тыс лет. В течение 15 лет обустройством музея на добровольных началах занимались почти 1000 человек.

Выстрел истории



Древнее оружие едва не стало строительным материалом для частной постройки.

Стрелу эпохи ранней бронзы – позднего неолита нашёл в куче строительного песка столичный житель Владимир Величко. Археологи Национального музея, куда была сдана находка, говорят, что оружие неплохо сохранилось и, вполне возможно, на месте нынешнего карьера, с которого был привезён тот самый песок, когда-то было древнее поселение.

Этим летом Владимир Величко решил построить у себя во дворе баню. Как положено, заранее купил весь строительный материал и в том числе КамАЗ песка с карьера близ Астаны. Сейчас стройка уже закончена, а часть песка осталась и превратилась в излюбленное место для игр пятилетней дочери Владимира.

– Однажды смотрю, дочка какой-то странной лопаткой играет. Пригляделся – мне показалось, что это стрела, выпиленная из кости какого-то животного, – вспоминает Владимир. В Национальном музее РК, куда обратился мужчина, догадку подтвердили.

– Это наконечник стрелы, который, по нашему мнению, относится либо к эпохе ранней бронзы, либо даже каменного века, – говорит археолог Национального музея РК Руслан Дуванбеков.

За то, что Владимир Величко сдал свою находку в фонд музея, ему пообещали прислать благодарственное письмо, а, может быть, даже грамоту. На вопрос, каким образом древний артефакт попал в стройматериал, археолог ответить затруднился. Стрела могла приплыть на окраины Астаны по реке, но не исключено также то, что на месте нынешнего карьера когда-то было древнее поселение.

– Вообще люди часто находят исторические предметы прямо под ногами. Кто-то у себя во дворе яму для септика или погреба копает и то часть кувшина находит, то монеты древние, – рассказывает Руслан Дуванбеков.

Хотя, как признался археолог, чаще всего обыватели даже не догадываются о том, что их находка может представлять историческую ценность. Так в одном ауле каменная статуэтка эпохи бронзы долгое время служила подпоркой для входной двери, чтобы та не открывалась от сквозняков. А сколько осколков керамической посуды, сделанной древними мастерами, просто выбрасывается как хлам – и не перечесть.

Что же касается стрелы, найденной столичным жителем, то, по мнению археолога, было бы неплохо съездить на тот карьер, откуда был привезён песок и провести пробные раскопки. Авось удалось бы сделать громкое археологическое открытие. Но вряд ли этим планам суждено сбыться: никто не будет финансировать раскопки по каждому археологическому артефакту.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)