7 сентября 2014 г.

Реконструкция Старого замка в Гродно обойдется дороже Мирского и Несвижского


Макет В.Бочкова


Эскизы В.Бочкова

Старый замок вернут во времена Стефана Батория. На изготовление первой очереди проектной документации из областного бюджета выделено 1,940 млрд.

Чтобы восстановить замок времен Стефана Батория, по всему периметру Замковой горы нужно возвести стены, башни и каменные здания. Двор освободят от построек прошлого века, где сегодня располагаются мастерские и складские помещения музея. Уровень XII века, где находится Нижняя церковь, будет превращен в специальный павильон. 

На церковь можно будет смотреть сверху со двора через стекло или спускаться внутрь. Возможно, туда же органично впишется экспозиция археологии. Нынешняя смотровая площадка сохранится, но поднимется выше, до уровня галереи, так что вид на город и Неман будет еще более захватывающим, пишет газета "Гродзенская праўда".

В самом замке планируется разобрать внутренние стены, которые были возведены после XVI века. Изменятся здесь и экспозиции. На втором этаже, где были королевские покои, будет воссоздана интерьерная часть времен Батория: его большой зал для приемов, спальня. Кстати, некоторые экспонаты для этих покоев в музее есть.

Весь пласт работ по реставрации решено поделить на три этапа. Первый предусматривает реконструкцию части замка – от дворца, далее входная группа (ворота) и примерно половина стены над Неманом. Следующий этап – сам дворец. И третий – двор со всеми сооружениями, которые там находятся.

Директор Гродненского государственного историко-археологического музея Юрий Китурко пояснил газете, на каком этапе находится реставрация:

– Благодаря тому, что некоторый материал был наработан раньше, сегодня практически завершен архитектурный проект. Следующий этап – строительный проект, который должен быть сделан через год. Чтобы он был как можно более качественным и в ходе строительства не возникали проблемы, нужно провести дополнительные исследования кладки стен, фундаментов. Параллельно с исследованиями можно проводить работы по гидроизоляции стен, укреплению фундамента и так далее.

Директор музея уверен, что при непрерывном финансировании в необходимых объемах все работы можно завершить лет за пять. Сколько потребуется средств, еще уточняется. Но есть предположение, что замок в Гродно обойдется дороже Мирского и Несвижского. И основная доля затрат ляжет на плечи областного и республиканского бюджетов. Что касается гранта Евросоюза, то претендовать на него можно будет, только имея на руках готовый строительный проект.

Гродненским облисполкомом принято решение начать подготовительные работы к реконструкции Старого замка. На изготовление первой очереди проектной документации из областного бюджета выделено Br1,940 млрд, институт "Гродногражданпроект" с сентября приступил к масштабному заданию.

Научным руководителем проекта реконструкции назначен минский архитектор Владимир Бочков, который в 80-90-е годы прошлого века уже занимался предпроектными исследованиями по Старому замку и выполнил архитектурный проект реставрации.

История попыток восстановления Старого замка уходит корнями в довоенное время. Первый директор Гродненского историко-археологического музея Юзеф Ядковский в 1930-е годы говорил о необходимости реставрации. Тогда даже прошли первые ремонты и раскопки. Более конкретно к вопросу подошли в 80-е годы.

С того времени и по сей день над концепцией восстановления замка работает минский архитектор Владимир Бочков, предложивший свое видение, каким должен быть замок. После многочисленных обсуждений в Гродно и Министерстве культуры решено восстановить замок на период Стефана Батория. То есть на 1580-е годы.

– Этот период – самый оптимальный, – поясняет газете Юрий Китурко. – Все ремонты в замке после войны середины XVII века проводились, если можно так сказать, в сторону упрощения, пока в XIX столетии замок не превратился в обычную казарму. Если говорить о временах Витовта, то, во-первых, точной информации о том замке нет, и, во-вторых, тогда придется сносить то, что имеем сегодня.

Готовясь к стройке, Старый замок продолжает принимать посетителей, но каждую весну здесь встречают с волнением: в этом году незначительно просел пол в зале с экспозицией о природе. И тем самым вновь напомнил об истории замка – под ним когда-то были подвалы, которые потом засыпали строительным мусором, положили стяжку и сделали новый пол. А поскольку никакая арматура там не предусмотрена, время сделало свои подвижки.

Проконсультировавшись со специалистами, которые установили, что нахождение людей в зале безопасно, сделали небольшой ремонт и вновь открыли экспозицию. Пора обновлять экспозиции, делать их более современными, требуют замены электропроводка.

Конечно, найти средства на эти работы при желании можно, говорят в музее. Но только после реконструкции замка все это все равно придется ломать и переделывать. Поэтому руководство музея решило работами можно повременить.

Порховскую крепость собираются реставрировать


Слава и гордость Порховского района – старинная крепость – со временем будет реставрирована. В настоящее время на территории крепости ведутся археологические раскопки. По их результатам специалисты создадут проект реставрации.

Крепость порховичи хотели восстановить давно, однако силами района данную проблему  решить нереально. В области, и даже в Москве, куда за поддержкой обращались музейщики, краеведы и просто неравнодушные жители города, тоже помочь не брались. На всех уровнях звучал один ответ: нет денег. Но наконец дело сдвинулось с мёртвой точки. Пока выделены средства только на проект реставрации.  

Тендер на проведение работ выиграла питерская фирма ЗАО «Первые Петергофские реставрационные мастерские». Чтобы создать проект, требуются археологические раскопки. Совместно с археологическим центром Псковской области эти исследования проводят научные сотрудники Петербургского института истории материальной культуры Российской Академии наук Сергей Попов и Зоя Румянцева.

Предварительно специалистами псковской организации «Спецпроектреставрация» был составлен план, где именно заложить раскопы, привлечены местные жители для земляных работ, и археологи принялись за дело. 

Уже выявлены ранние стены крепости, обнаружены, сфотографированы, зарисованы и описаны первые находки, в основном это фрагменты костей домашних животных, осколки глиняных горшков и керамической посуды. Казалось бы, ничего интересного. Но на самом деле они представляют определённую ценность. 

Например, по костям можно понять, каких домашних животных содержали на своих подворьях жители средневекового Порхова, а по черепкам посуды – узнать, из чего ели и пили наши предки. В основном находки датируются 15-16 веками. Точнее скажут ученые после более глубоких исследований в специальных лабораториях Пскова и Петербурга. 

Были и уникальные находки: пушечное ядро, предмет, похожий на мундштук, и половинка костяного накосника. Накосник – это что-то вроде заколки, приспособление, позволяющее закрепить женскую косу. Возможно, что когда-то он принадлежал зажиточной порховичке. 

Кроме археологов, в Порховской крепости побывали и другие специалисты. Геологи брали пробы грунта, архитекторы – образцы раствора, с помощью которого соединялись камни, микологи собрали грибы (не боровики и подберёзовики, а грибницы грибков типа плесневых). Остеологам предстоит изучить найденные кости животных.
 
Это далеко не полный перечень специалистов, которые задействованы в исследованиях нашей крепости. Найденные материалы будут переданы в Псков. После тщательного анализа они вернутся в Порхов, но уже в качестве экспонатов музея. Тут уж музейщикам решать, что выставлять в экспозицию, а что отправить в запасники. 

Важно то, что ни один черепок, ни одна косточка не будут утрачены. Когда раскопки на территории крепости закончатся, Сергей и Зоя отправятся домой, но надеются сюда возвратиться, чтобы провести археологические раскопки в других местах крепости.
 

«Не верится, что все это — у нас!»




В картинной галерее Керченского историко-культурного заповедника 
открылась выставка «В  бою, на турнире, на охоте. Старинное оружие» 
из собрания Государственного Эрмитажа.

«Фантастика!» «Великолепно!» — то и дело раздавались приглушенные возгласы возле витрин — а ведь в зале были взрослые люди, многие из них — ученые, археологи, участники открывшейся в этот день Международной научно-прак­ти­чес­кой конференции «Археология и история Боспора». Но как еще можно было выразить свой восторг тем зрелищем, которое открывалось в двух залах галереи?

Выставка Эрмитажа в Керчи — это не просто событие. Это чудо. Это щедрый, не имеющий цены подарок одного из крупнейших музейных собраний мира нашему городу в преддверии его праздника. На торжественном открытии выставки присутствовал сам директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский.

— В этом году мы объявили мораторий на вывоз коллекций, мы ничего и никому не даем, — сказал Михаил Борисович. — Но для Керчи мы сделали исключение, потому что обещали подготовить выставку еще два года назад.

О том, что за эти два года вопрос не решался и стопорился на каждом этапе, рассказала директор Керченского историко-культурного заповедника Т. В. Умрихина. И только сейчас, после возвращения Крыма в Россию, стало возможным организовать эту блистательную выставку. Как отметила Татьяна Викторовна, она полностью профинансирована Государственным Эрмитажем.

Куратор выставки Ю. Г. Ефимов, — зав. сектором оружия отдела «Арсенал» Эрмитажа — напомнил предысторию, когда он два года назад распахнул перед керченскими музейщиками двери и сказал:
— Выбирайте!
«И вот, наконец, свершилось», — резюмировал Юрий Георгиевич.

Поблагодарив руководство Государственного Эрмитажа за возможность познакомиться с частичкой его богатейшей коллекции, и.о. городского головы Р. Ю. Романов подчеркнул, что эта выставка позволит ощутить живую связь нашего города с Россией. Вступительные речи не затягивали — многочисленная публика уже нетерпеливо переминалась с ноги на ногу в ожидании приглашения в зал.

Первыми туда попали журналисты — чтобы зафиксировать момент перерезания красной ленточки М. Б. Пиотровским, С. Б. Савченко и Р. Ю. Романовым. Мы  5567-1-preview.jpg пробежали через первый зал, проскочили во второй — и... замерли с открытыми ртами перед подиумом с рыцарскими доспехами.

Одно дело видеть их в фильмах по средневековым сюжетам и совсем другое — вот так, близко, на расстоянии вытянутой руки — подлинные шедевры мастеров-оружейников, украшенные тончайшей паутинкой орнаментов, выкованные с ювелирной точностью и изяществом — а ведь на дворе стоял пятнадцатый век!

В витринах — оружие. В основном холодное, но есть и огнестрельное — прародители современных винтовок и револьверов. И каждая вещь не только ценна сама по себе, она еще и необыкновенно красива.

Экскурсию для первых посетителей провел Ю. Г. Ефимов — человек, который знает о старинном оружии все. Он представил нам два века западно?европейского оружейного искусства, рассказал об особенностях итальянских, немецких и польских производителей оружия и доспехов, о том, чем отличается турнирное оружие от боевого, как стреляли из мушкета и колесного пистолета, сколько весит рыцарский меч (1,300-1,400 кг)...

Копья, алебарды, мечи, кинжалы, всевозможные шлемы, щиты изумительной работы — здесь выставлены практически все виды оружия ХV-ХVI вв., периода, когда оружейное искусство поднялось на небывалую высоту. Это настоящий рай для мальчишек, для любителей фэнтези, рыцарских романов и ролевых игр и для всех, кто неравнодушен к истории. Недаром ведь Ю. Г. Ефимов предложил проводить у этих витрин уроки истории средних веков.
— Хожу и не верю, что все это — у нас! — услышала женский голос рядом с собой.

Председатель постоянной комиссии по культуре Государственного совета Крыма Светлана Савченко не может сдержать своего искреннего восхищения:
— Это уникальное событие не только для Керчи, но и для всего Крыма, потому что такие ценные вещи экспонируются в Крыму впервые. Видно, что подобраны они со вкусом и любовью.

Такая выставка сегодня очень актуальна, потому что, во-первых, она вызывает интерес к истории, желание ее изучать, а, во-вторых, рыцарские времена выбраны очень символично — Европа, которая здесь представлена, сегодня утратила понятия о рыцарской чести и достоинстве, она применяет санкции к России — за что?

За то, чем раньше гордились рыцари — за честь и любовь к Родине. Это выставка — огромный воспитательный момент, нужно, чтобы сюда приходили семьи с детьми, чтобы ощутить себя частью мировой истории, чтобы детям захотелось поехать в Санкт-Петербург, в Эрмитаж.

Я считаю, что каждый крымчанин в своей жизни должен посетить два места — Аджимушкайские каменоломни и панораму «Оборона Севастополя», а каждый россиянин должен побывать в Эрмитаже и на Красной площади. Вот так, через живую память, через причастность к мировой культуре воспитывается патриотизм.

Словами Светланы Борисовны хотелось бы завершить рассказ о выставке, потому что писать о ней можно много, но лучше все-таки один раз увидеть. В тот же день открылась еще одна выставка в здании Керченского музея — «В краю полуденном Тавриды...»  5567-2-preview.jpg — не столь громкая и яркая, но экспонаты которой подбирались с не меньшей любовью и профессионализмом.

Выставка эта посвящается истории тесных связей Керченского археологического музея с Государственным Эрмитажем. Со времени создания музея в Керчи — 1826 года — немало редкостей, найденных на Керченском и Таманском полуостровах, пополнили античные коллекции Эрмитажа.

А на выставке можно увидеть находки, сделанные в разные годы экспедициями Эрмитажа во время раскопок городищ Нимфей и Мирмекий, а также образцы мебели ХVIII-ХIХ вв. и воссозданные по сохранившимся фотографиям Керченского музея витрины с образцами античной керамики.

Некоторые экспонаты специально для этой выставки предоставили Симферопольский художественный музей, КРУ «Бахчисарайский историко-культурный заповедник», а также этнографический музей с. Новониколаевка, где хранятся уникальные образцы старинной мебели.

Экскурсию проводила научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника Е. Артеменко. Она обратила внимание присутствующих на то, что нынешний год поистине необыкновенный и знаковый во многих отношениях, в том числе и для Керченского музейно-археологического комплекса.

— В этом году Государственный Эрмитаж отмечает 250-летие — перечислила Елена, — 240 лет исполнилось Кючук-Кайнарджийскому мирному договору, по которому Керчь стала российским городом. 155 лет прошло со дня основания Императорской Археологической комиссии, в штате которой долгое время находился Керченский музей. Уже 80 лет на раскопках городища Мирмекий работает экспедиция Эрмитажа. И, наконец, ровно через 60 лет Крым, переданный Украине, вернулся в Россию.

Да, нынешний год действительно потряс и наш полуостров, и, без преувеличения, весь мир. Все меняется стремительно и неотвратимо, в том числе и в сфере культуры. И это замечательные перемены, пусть их будет как можно больше.

Стоянка бронзового века обнаружена под мужским монастырем в Красноярске


Остатки орудий труда и бронзовые бляхи времен IV – II тысячелетий до нашей эры нашли археологи при раскопках на территории Свято-Успенского мужского монастыря в микрорайоне Удачный в Красноярске, сообщил в пятницу Sibnet.ru руководитель экспедиции Павел Мандрыка.

На расположенной здесь стоянке Монастырской выявлены два слоя — времен неолита и бронзового века. В конце XIX века на этом месте был построен мужской монастырь.

«Планируем завершить раскопки к середине сентября. Пока среди находок остатки орудий труда, керамика, бронзовые бляхи, есть николаевские монеты, времен основания монастыря», — сказал Мандрыка.

По мнению экспертов, Удачный очень интересен с точки зрения археологии. Однако это место является красноярской «Рублевкой» — очень плотно застроено коттеджами местной деловой и политический элиты — заниматься наукой в таком месте бывает очень сложно.

Клад времен Римской империи обнаружен под главной улицей Колчестера


Тайник, сделанный римлянкой во время нашествия войск королевы Боудикки, был наполнен золотыми украшениями и монетами.

Британским археологам досталась ценная находка, возраст которой насчитывает около 2 000 лет: в деревянной шкатулке, зарытой в месте прохождения главной улицы современного Колчестера, графство Эссекс, были спрятаны золотые браслеты, серьги и цепочки. 

Историки полагают, что клад был сделан богатой римлянкой в подполе собственного дома во время прохождение через поселение войска иценской правительницы Боудикки (в римских источниках - Боадицеи) в 61-м году н.э. Личность хозяйки украшений установить невозможно, но, скорее всего, она вместе с другими богатыми римлянками была захвачена в плен и принесена в жертву иценскими солдатами.

Директор Колчестерского археологического фонда, профессор Филипп Крамми говорит, что находка является достоянием национального масштаба и ценность ее невозможно определить – это самый дорогой артефакт из найденных в ходе шестимесячной археологической экспедиции в графство Эссекс.

Раскопки велись в районе универмага Williams & Griffin и охватывали исторический слой, соответствующий большому пожару, который стал развязкой осады Колчесера войсками королевы Боудикки.

Боудикка была правительницей народности иценов, которая населяла районы современного Норфолка, Саффолка и Кембриджшира. Во время похода против римской армии ее войско, насчитывавшее более 100 000 человек, сначала осадило и снесло до основания Камулодун (нынешний Колчестер), а затем сожгло Лондоний (Лондон) и Веруламий (Сент-Олбанс). Однако, в конце концов, войско Боудикки было разбито армией Светония, и королева покончила с собой, приняв яд.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)