24 мая 2014 г.

Родственники Ричарда III проиграли суд о месте перезахоронения монарха


 Верховный суд Великобритании постановил перезахоронить останки короля Англии Ричарда III в кафедральном соборе города Лейчестер, отклонив ходатайство дальних родственников монарха, выступавших за перенос праха в город Йорк, передает британская телерадиовещательная корпорация Би-би-си.

В 2012 году британские археологи обнаружили останки Ричарда III, погибшего в сражении на Босвортском поле при подавлении восстания в 1485 году, на территории муниципальной автопарковки Лейчестера. Власти города выступили за то, чтобы перенести прах в местный кафедральный собор.

Однако представители "Альянса Плантагенетов", которые считают себя дальними родственниками монарха, обратилась в суд с просьбой инициировать общественные обсуждения о новом месте захоронения. Они заявляют, что Ричард III должен быть захоронен в Йорке, где провел детство и большую часть своей взрослой жизни.

В пятницу Верховный суд постановил, что для вмешательства суда нет оснований. Судьи считают, что со времени обнаружения могилы тема перезахоронения прошла "исчерпывающее изучение и обсуждение". Судьи сослались на мнение настоятеля лейчестерского собора преподобного Дэвида Монтита, который заявил, что "существенные усилия и средства вложены в создание последнего пристанища, которое бы приличествовало миропомазанному королю".

"Мы согласны с тем, что настало время, когда Ричард III должен быть похоронен со всеми почестями и, наконец, обрести покой", - говорится в решение Верховного суда, которое приветствовали власти Лейчестера.

Церемония перезахоронения должна пройти в 2015 году, добавляет Би-би-си.

Ричард III был четвертым сыном герцога Йоркского и Сесилии Невилл, дочери младшего брата короля Эдуарда IV. Он был выдающимся воином и стратегом. В 1482 году он стал командующим армией при Эдуарде IV, а в 1483 году - регентом при его сыне Эдуарде V. Ричард стал королем в июле того же года, низложив Эдуарда и его мать. Его правление продлилось всего два года.

Наследие предков. Печати "Тилла булака"


Среди различных археологических находок, обнаруженных случайно или в процессе раскопок в районах  исторических памятников, особое место занимают печати. Как известно, печать, клеймо, тавро и другие предметы, предназначены, как ныне принято говорить, для маркировки чего-либо или подтверждения принадлежности предмета к кому-либо. В отдельных случаях эти функции выполняли нательные обереги и перстни.

Печати и их оттиски можно обнаружить не только в городских руинах. Они были широко распространены и в памятниках сельского типа Бактрийской государственности. В этом плане, примечательными являются сенсационные находки в одном из них - «Тилла-булоке» («Золотой родник»), расположенном на территории кишлака «Пошхурт» Шерабадского района Сурхандарьи. 

В 2007-2011 годах ученые Термезского госуниверситета и археолог Мюнхенского университета (ФРГ) доктор Кай Канимут провели здесь углубленные научные исследования и раскопки. Это позволило почерпнуть богатый исторический материал относительно памятников сельского типа Бактрийской эпохи.

В процессе изысканий, среди прочих находок также были обнаружены четыре предмета, идентифицированные учеными в качестве печатей. Одна из них изготовленная из камня, отличалась достаточно большим для таких предметов размером и богатством рисунка. Другая - деревянная, несмотря на минувшие века прекрасно сохранилась. Третья, мраморная, оригинальная – в форме птицы (орла) и последняя в виде шестиконечной звезды, отлита из бронзы.

Первая печать из светлого камня чем-то напоминает крупную пуговицу – в середине верхней стороны имеется небольшое ушко с отверстием для тесемки. Ребро имеет рифленую огранку с вертикальными параллельными полосками. На лицевой части размещен рисунок оттиска, в центре - большое животное. В открытой пасти, между клыков, зажат небольшой зверек. 

Существо имеет длинный змеиный хвост с жалом на подобии скорпиона, который достигает его головы. Тело покрыто пересекающимися параллельными полосами. Конечности имеют по пять длинных когтей (пальцев). По параметру, вокруг центральной фигуры, расположены три четвероногих зверя, человек, скорпион и глиптические символы земли.
Размеры чудища значительно превосходят человека и трех других животных.

По мнению ученых, животное - это стилизованное отображение «дева» – сказочного великана или джина, которые широко распространены в восточной мифологии. Древние народы Центральной Азии считали, что одолеть дива можно лишь силой ума, хитростью, а собака была незаменимым помощником человека в этом деле. В мифологиях многих индоевропейских народов скорпионов и их силу сравнивали с силой мифологических «девов».

Можно предположить, что композиционное изображение на тиллабулакской печати содержит в себе некий сюжет из преданий – сцену охоты на «дева». В пользу изложенного также свидетельствует наличие оттисков собаки и скорпиона. Сцена охоты указывает, что, вероятно, имя или прозвище владельца было связано с силой, победой над темными силами или с неким известным мифом.

Уникальная деревянная печать из «Тилла-булак»а, содержит изображение извивающейся змеи с открытой пастью. В глиптике Бактрии рисунки змей в позе кобры не встречаются. Но, бытовали представления о них как о «властителях подземного мира и смерти».
 
Змеи испокон веков в человеческом сознании ассоциировались с чем-то таинственным, в особенности их способность сбрасывать шкуру воспринималось как процесс возрождения, омолаживания и постоянства. Змей считали богами подземного царства или потустороннего мира. 

Издавна есть поверье - «шкура змеи приносит богатство, защищает от неприятностей» и поэтому из них делали обереги, амулеты, вешали в жилищах, использовали в качестве защиты.
Своего рода наглядным примером высокого мастерства умельцев «Тилла-булака» является одна из четырех печатей, изготовленная из мрамора в форме птицы. По единому мнению исследователей в нем изваяна птица «Хумо», подобием которой является Феникс. 

Эта печать могла быть подвешена на шею в качестве амулета, для чего есть специальные отверстия для тесемки. Фигура исполнена в строго симметричной форме, имеет предельно гладкую поверхность и округлые обводы. На оборотной стороне имеется упрощенное изображение животного, вероятно собаки, а также дерева или человека.
 
Другая, найденная в «Тилла-булаке» редкостная бронзовая печать, имеет форму шестиконечной звезды. Она напоминает гексаграмму - наложенные друг на друга два треугольника. По понятиям древних китайцев, шестигранник символизирует человеческую плоть – голову, туловище, две руки и две ноги, а также его чувства – любовь, счастье, радость, мучения, зависть и невежество.
 
Как известно, у ряда бактрийских племен, приверженцев зороастризма, была традиция проведения такого же количества праздников. Это празднества весеннего равноденствия, середины лета, праздник урожая, возвращения скота с летних пастбищ, середины зимы и день жертвоприношений. В соответствии с этими поверьями у них год состоял из шести периодов.

Найденные в «Тилла-булаке» оригинальные артефакты имеют большое значение для исторической науки. Они обогащают глиптику не только Бактрии, но и всей цивилизации Окса. Изображенная сцена с «девом» не имеет аналогов в глиптике древнего Востока. Точно также неповторим амулет-птица, имеющий по единому мнению археологов исключительное Бактрийское происхождение. А вот змея на деревянной печати имеет немало своих аналогов, чем как бы символизирует сближение культур разных народов, их общности и единения, в частности, с древней Индией.

Находки археологов в Горно-Алтайске


Каменные орудия, найденные на Улалинке

Керамика из Алферовского могильника

Зеркала и бляха из Алферовского могильника

Одно из зеркал, которым пользовались на Алтае современники Геродота

Фрагмент зеркала, найденного в Алферовском могильнике



Вам доводилось когда-нибудь бывать на археологических раскопках? 

Научный сотрудник Анохинского музея, археолог Сергей Киреев со своими помощниками с увлечением готовил археологическое шоу в рамках «Музейной ночи», прошедшей у нас в субботу, 17-го. Что было «погребено» и что «найдено», не так важно. Сама по себе имитация раскопок никакого не смущала, ведь совершенно точно известно, что на территории нашего города археологические памятники – не редкость.

Лопатка мамонта из «Улалинки»
— Любой горожанин, кого ни спроси, наверняка знает про Улалинскую стоянку и о древних людях, живших на территории Горно-Алтайска, – рассказывает Сергей Киреев. – Символы ее отображены в гербе города, ведь мы единственный город в России, на территории которого столь древний памятник.

«Улалинку» изучают в школе, это одна из древнейших стоянок каменного века. Не только на Алтае, кстати, но и в Сибири. Узнали мы о ней благодаря академику А.П. Окладникову, открывшему этот археологический памятник в 1961 году, а в 1974-м там были последние раскопки. И мы, еще будучи студентами, с благоговением смотрели, как происходит процесс работы на этой стоянке – сам академик занимался раскопками! Очень было большое желание поучаствовать в них, но застенчивость мешала в годы юности вести себя решительнее. Тогда я еще не знал, что мне удастся сделать там и свою находку.

Споров по «Улалинке» много. Вышло много публикаций. Возраст стоянки не менее 690.000 лет. Но в своих популярных работах А.П. Окладников ее возраст доводил до миллиона-полутора миллионов лет, ибо облик найденных орудий очень архаичен. 12 орудий оттуда находятся в экспозиции Анохинского музея. Сам Окладников передал их нам. Также в музее есть одна кость с этой стоянки, обнаруженная мною.

В 1974 году, чтобы выявить стратиграфию, команда Окладникова сделала ступенчатую зачистку. Академику важнее было в тот момент проявить наслоения, чтобы понять, в каком слое залегают орудия. Велись обсуждения, в каком именно из слоев они находятся – некоторые геофизики считали, что какой-то слой с орудиями ушел вниз при воздействии тектоники. 

Другие оспаривали это. Спустя несколько лет после зачистки, когда Окладников уже закончил свои работы на Улалинской стоянке, я, часто отправлявшийся на место памятника в поисках находок на осыпях и размывах, однажды пришел туда после сильного ливня. Из размытого слоя торчало нечто. Начал откапывать и обнаружил огромную кость. Лопатка мамонта! Это кость древнего вида животного – южного слона, или мамонта. Сам Алексей Павлович находил в «культурном» слое кости разных животных, в том числе и южного слона.

Алферовский могильник
— Только археологи, занимающиеся узкой тематикой скифского времени, знают еще об одном памятнике, – продолжает С. Киреев. – В 1933 году археологом В.А. Якубским был раскопан объект, называемый Алферовским могильником. Он не имеет никакого отношения к территории, которая известна нам как село Алферово. Но путаница возникала, и есть от чего.

Алферовский могильник изучали долго. Вскоре выяснили, что давно, в начале прошлого века, там была дорога, идущая на Чемал, рядом с рекой Маймой. Долго было непонятно, где это. Оказывается, она шла через Кызыл-Озек и Урлу-Аспак к реке Куюм. В 1987 году городская администрация передала в музей карты города 1930-х годов. 

И там была обозначена улица Алферова, никак не связанная с одноименным селом. Эта улица шла от питомника на старое кладбище, на так называемую «Керосинку». Вдоль горы. И все стало ясно. С «Улалинкой» Алферовский могильник не имеет ничего общего. Он датируется IV-III веком до нашей эры. Это скифское время. И нашли его тоже неслучайно.

Любой случай – долгие поиски. В старых инвентарных книгах написано, что, начиная с 1932-го года, некие ученики 6-го класса неоднократно приносили в музей разные вещи: зеркала, горшки, предметы утвари. После чего В.А. Якубский стал копать его. Но, изучая материалы, я понял, что Алферовский могильник уже кто-то копал раньше, до него. 

Потом мне попались дневниковые записи антрополога М.Г. Левина, который, как выяснилось, раскопал на этой территории ещё ранее, в 1926 году, четыре кургана. Как исследователя его волновал вопрос формирования антропологических типов. Он делал очень подробные анатомические описания найденных фрагментов человеческих древних останков.

Никакое фундаментальное обобщение невозможно без объемного охвата фактических данных. М.Г. Левин почти каждое лето уезжал в экспедиции, планомерно охватывая в Сибири регион за регионом. После Тувы и Алтая он работал у эвенков на Байкале и у эвенов Охотского побережья. Собранные им в этих экспедициях антропологические материалы были опубликованы лишь в 1947 году. Здесь он сделал свои находки, которые после передал в Эрмитаж.

В дневниках Левин описывал и приезд академика С.И. Руденко со своими учениками, который предпринял тогда первую разведочную поездку в Горный Алтай. А всё, что найдено В.А. Якубским, осталось в нашем музее.

Начиная с 20-30 годов, в музей поступало различное количество находок. Зернотерки, наконечники стрел и прочее. По реке Улалушке находилось огромное количество памятников археологии. Почти десяток археологических памятников, в том числе два мощных поселения двухтысячелетней давности, хоть и не входят в черту Горно-Алтайска, но существуют совсем рядом.

Исследователи знают, что тут всегда жили люди. Недавно приезжал к нам крупный ученый с мировым именем Александр Постнов из Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, многие годы занимающийся исследованиями древних памятников каменного века на Алтае. Приезжал по моей просьбе – определить датировку и уточнить назначение найденных в различные годы орудий разных периодов. 

Он уверен (и так считают все «палеолитчики»), что человек не произошел от обезьяны, а те же неандертальцы – вовсе не фрагмент человеческой эволюции, а просто вид, который потом вымер. Ведь на планете постоянно исчезают отдельные виды. Человек же в древности обладал потрясающими знаниями. И эти подтверждения археологи получают постоянно.

Бочкаревское поселение
— Когда-то я на велосипеде много ездил из города в Кызыл-Озек – там жили мои родители. Однажды велосипедная цепь слетела в пути, около Бочкаревки. Я затащил свой транспорт в гору и стал осматривать окрестности. Вдруг вижу: у забора, недалеко от ручья – керамика. Много керамики. Была весна, еще не наросло много травы, земля была обнажена. Стало понятно, что здесь есть нечто интересное. И я решил непременно сюда вернуться, чтобы исследовать это место подробнее.

В следующий свой приезд в огороде у одного бочкаревского жителя я обнаружил очень красивую вещь – это было орудие зеленого цвета, из яшмы! Когда я увидел его, то закричал от восторга, чем вызвал немалое удивление человека, впустившего меня на свою территорию. 

К сожалению, не все жители благосклонно отнеслись к столь настойчивому вниманию археолога, желавшего изучить землю в их «владениях». Но все равно там было найдено много всего, что свидетельствовало о наличии в Бочкаревке мощного древнего поселения. Бочкаревка дала солидный материал: каменные и глиняные орудия, зернотерки, многочисленные фрагменты глиняной посуды, шлаки.

Погребение тюркского воина
— Однажды в 1988 году, после археологического кружка, который я традиционно проводил в воскресенье, прибежали мои ученики Олег Нуянзин и Сергей Поляков и, захлебываясь от восторга, сообщили, что в районе очистных сооружений обнаружен торчащий из земли конский череп с удилами в челюстях. На другой день мы отправились туда.

Оказывается, там был бульдозером снят слой земли: образовался обрывчик, земля обвалилась, и лошадиный череп стал заметен. В результате наших раскопок было обнаружено потрясающее погребение тюркского воина. Там были: наборный пояс, состоящий из бронзовых нашивных блях, пряжки и серебряного наконечника. 

При воине находились остатки лука с роговыми накладками, лежало 8 наконечников стрел разного типа. Все они были предназначены для разных целей: охоты, пробивания панциря и другой защиты. На поясе висел железный нож, сохранились остатки портупейной гарнитуры. При лошади, кроме удил (на нижнем снимке), найдены две великолепные резные роговые подпружные пряжки (на снимке выше). Все эти находки можно увидеть в экспозиции нашего музея. 

Датировка погребения – примерно IX век, эпоха древних тюрок. Кроме этого погребения на площадке больше ничего не было найдено. Поэтому непонятно, было ли это одиночное захоронение, или существовали и другие курганы, разрушенные уже в наши времена. Увы, но это происходит достаточно часто. Позже я опубликовал в барнаульском сборнике исследование по этому памятнику.

Еще на территории города в 1927 году Михаилом Петровичем Грязновым, археологом из Эрмитажа, который был участником экспедиции С.И. Руденко, зафиксировано каменное изваяние, на поляне за городом. Есть его рисунок, выполненный М.П. Грязновым. А где именно тогда нашли изваяние, в источниках не указано. И это, как вы понимаете, далеко не единственная загадка, связанная с предметом интереса археологов и исследователей, пытающихся обнаружить как можно больше «мостов» с древней жизнью этой земли.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)