8 марта 2014 г.

На Куршской косе возобновилось сооружение музея-деревни эпохи древних викингов



Историко-этнографический музей "Древняя Самбия" будет открыт этим летом в национальном парке "Куршская коса".

Как сообщили "Интерфаксу" в нацпарке, с приходом теплой погоды на территории косы возобновилось строительство музея под открытым небом - деревни эпохи викингов "Древняя Самбия". Рабочие приступили к ограждению поселения деревянным частоколом и оборонительным сооружением, которое протянется вдоль Куршского залива. Оно будет состоять из трехметрового деревянного забора, изнутри укрепленного каменной кладкой и песчаной насыпью.

Одновременно с этим ведется настил кровли жилого дома с мастерской и хлебной печью, кузницы, арсенала, склада для дров, коптильни для рыбы и мяса. Крыши будут полностью покрыты тростником, добытым на побережье залива. Полы строений уже выстелены досками, которые сверху будут покрывать глиной, а основания стен постройки укрепят валунами.

К весенне-летнему сезону планируется придать деревне жилой вид: завершить все отделочные работы, обустроить территорию, создать внутренний интерьер. С учетом того, что древние пруссы были хорошими мореходами, со стороны курского залива у поселения будет построена пристань с местами швартовки судов. Здесь же разместятся образцы старинных лодок, которые использовались в древние времена.

Конструкция всех строений идентична результатам раскопок, произведенных в окрестностях Зеленоградска Балтийской экспедицией института археологии РАН под руководством доктора исторических наук, профессора Владимира Кулакова.

Сооружение музея идет в рамках международного проекта приграничного сотрудничества России, Литвы и Польши по линии Евросоюза "Заливы как перекрестки туризма и взаимодействия народов Юго-Восточной Балтики: от истории к современности". Комплекс войдет в международную сеть историко-этнографических музеев эпохи викингов в Юго-Восточной Балтике.

Куршская коса представляет собой песчаный полуостров длиной 98 км (российская часть - 48 км, литовская - 50 км), шириной от 400 м до 4 км. Это самая длинная в мире песчаная пересыпь. В 2000 году Куршская коса была включена в список Всемирного наследия ЮHЕСКО.

В Мадриде ищут останки Сервантеса



Спустя почти 400 лет после смерти прославленного испанского писателя Мигеля Сервантеса, автора "Дон Кихота", католическая церковь Испании разрешила археологам начать поиски его захоронения в женском монастыре Мадрида.

Историки во главе с Фернандо Прадо собираются восстановить облик писателя, единственный портрет которого был написан Хуаном да Хуареги через 20 лет после смерти Сервантеса. Как пишет Guardian, сейчас эта картина хранится в Королевской Испанской Академии.

Могила Сервантеса, похороненного в 1616 году, была перенесена во время реконструкции обители в 1673 году, и точное место захоронения неизвестно. Историки планируют сканировать пол и стены монастыря специальными георадарами. 

Мадрид выделил на эти поиски 12 тысяч евро. Команда Фернандо Прадо остерегается делать точные прогнозы касательно того, сколько времени займут поиски, поскольку монастырь за эти годы неоднократно перестраивался. Однако исследователи надеются завершить поиски к четырехсотлетию Сервантеса, которое будут праздновать в 2016 году.

По словам экспертов, отличить кости Сервантеса от останков других покойников, захороненных в монастыре, можно будет по следам от ранений, которые писатель получил в морском сражении при Липанто в 1571 году. 

Пока не пришел Тамерлан












НОВАЯ ВЫСТАВКА В КАЗАНИ РАССКАЖЕТ, ЧЕМ ЖИЛ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКОЙ ГОРОД ЗОЛОТОЙ ОРДЫ

В музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан вчера состоялось открытие выставки «Золотоордынские древности. Забытый город Азак». Впервые в Казани представлены экспонаты Азовского историко-археологического и палеонтологического музеев. Благодаря им посетители смогут узнать о быте, ремеслах и покупках жителей города Азака. На открытии выставки побывал корреспондент «БИЗНЕС Online» и проникся средневековой красотой.

ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Азак возник в 1270 году и уже к началу следующего века по размеру равнялся Лондону. Через город проходил великий шелковый путь, это был центр работорговли и ремесел, здесь чеканились монеты, сосуществовали христиане, мусульмане, язычники. Рядом генуэзцы и венецианцы основали торговую крепость Тана. В 1395 году Тамерлан разгромил Азак и Тану.

На развалинах золотоордынского города спустя много лет появилась турецкая крепость Азак, ныне — город Азов в Ростовской области. Сейчас про Азак мало пишут, и местные археологи считают, что это действительно забытый город, который порой даже считают генуэзским. На самом деле можно его считать среднестатистическим золотоордынским сити, по которому можно оценить, чем жила тогда империя.

На небольшой площади первого этажа музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан удалось разместить только часть коллекции, которую удалось собрать за последние 30 с лишним лет в Азове. Причем, в отличие от многих других археологических выставок, в большинстве случаев это не безвестные и непонятные черепки, а абсолютно целые вещи, культурную ценность которых посетители выставки могут оценить и без привязки к истории.

 «Интересно, что изделия, которые мы видим, одновременно современные, по крайней мере, нам знакомо их прикладное значение, с другой стороны, необыкновенно красивые», — отметила директор музея-заповедника «Казанский Кремль» Зиля Валеева на пресс-конференции, которая предваряла открытие выставки. «Когда и смотришь на представленные в витринах экспонаты, не верится, что долгие годы, столетия они пролежали в земле», — разделила восторг первый заместитель министра культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова.

ЖИЛИ, ЛЮБИЛИ, ТВОРИЛИ

Если представить, что на новую выставку приведут группу школьников, то им легко можно будет рассказать историю жителей города. Как пили, ели, украшали себя серьгами и подвесками, играли в шахматы, рубили дерево топором, пекли с помощью изящных формочек, обрабатывали кожу, кость, добывали металл, даже понемногу занимались алхимией.

Интересно, что в современном Азове практически не сохранилось памятников древней архитектуры. Единственное, что можно увидеть и на выставке на фото — основание мечети, сделанной из кирпича-сырца, которую невыгодно было кому-либо разбирать. Зато в отличие от Болгара здесь удалось провести археологические исследование на значительной территории.

Центральное место экспозиции отдано вещам, которые привозились сюда купцами. Скажем, в одной витрине оказались кубок из Ирана, поливная чаша из Испании, фляга из Хорезма, нож из Германии. Во-вторых, здесь можно увидеть образцы кашинной иранской керамики (кашин — это белая пористая керамическая масса, рисунки на ней получаются яркими, а глазурь словно бы светится изнутри — прим. авт.). В-третьих, особая гордость азовцев — керамика юго-восточного Крыма (нынешний Судак).

Как с гордостью отметил куратор выставки, заведующий отделом азовского музея Андрей Масловский, у них хранится самая большая коллекция этих изделий. «В XIV веке такая керамика была распространена по всей юго-восточной Европе, но только в нашем городе сохранилась в таком количестве, и даже в местах производства ее не находят столько, сколько мы», — рассказал он.

ИСТОРИЯ ПРОТИВ ЭКСКАВАТОРА

Действительно уникальную коллекцию азовские ученые порой спасают не от тлена времени, а от современных бизнесменов. «По правилам, человек, который хочет что-то построить, должен сделать запрос, нет ли на этой территории мест, интересных археологам, ему говорят, что пара есть, дают список исследователей, рекомендуют обратиться к местным, потому что им не нужны командировочные, — посетовал Масловский.

 Обыкновенно же мы видим экскаватор, выясняем, куда он едет, я грудью становлюсь на его пути, мы начинаем писать жалобы, и порой территорию удается отстоять. Но порой на строителей не может повлиять никто. В советское время хотя бы что-то сохраняли. Теперь 

В Египте обнаружена статуя фараонической принцессы


Египетские власти заявили, что команда европейских археологов обнаружила неподалеку от Луксора двухметровую алебастровую статую фараонической принцессы . По мнению исследователей, статуя была создана примерно в 1350 году до нашей эры.

Министр древностей Египта Мохаммед Ибрагим заявил в пятницу, 7 марта, что найденная статуя когда-то была частью еще большей статуи, высотой почти 14 метров, охранявшей вход в храм.

Ибрагим также добавил, что это статуя Исети, дочери Аменхотепа III. Однако найденная статуя - это первое ее изображение без братьев и сестер рядом.

Археологи обнаружили статую вблизи погребального храма Аменхотепа III, которому древние египтяне поклонялись как божеству после его смерти. 

На Кумране нашли 9 новых свитков


На Кумране ученые нашли 9 новых свитков. Свитки оказались спрятанными внутри филактерий, которые ученые обнаружили еще 60 лет назад, но до сих пор не вскрывали. Ценная находка была представлена на конференции в университете Лугано (Швейцария).

Свитки пролежали в пещерах многие века, а в течение последних 6 десятилетий были заперты в так называемых «тфилинах» – кожаных коробочках, которые иудеи подвязывают во время утренней молитвы.

С середины 20-ого века в прибрежной части Кумрана было обнаружено множество древнейших артефактов, в частности – фрагментов священных текстов из Торы и других иудейских трактатов. Благодаря уникальному микроклимату пещер, свитки оказались в целости и сохранности, и стали ключевым для библеистики открытием. Существует не одна теория о том, кто селился в пещерах, где были найдены реликвии.

Найденные свитки будут еще многие месяцы занимать умы исследователей. Несколько дней назад находка была представлена публике на международном исследовательском семинаре «История кумранских пещер», проходящем под руководством профессора Марчелло Фиданцио на факультете теологии в университете Лугано.

Археолог Йонатан Адлер из израильского университета Ариэль, который и обнаружил свитки, рассказал, что филактерии хранились в Музее Израиля (Иерусалим) в зале артефактов Кумрана. По его словам, содержащие свитки тфилины были обнаружены в пещерах № 4 и 5, в которых в 1952 году было найдено большинство манускриптов. 

С помощью специальной фототехники эксперты просканировали три тфилина и обнаружили, что в них содержится по три свитка. Содержимое филактерий невероятно хрупкое, поэтому потребуется много времени и терпения для извлечения артефактов.

Многие уверены, что полученная из свитков информация даст нам ответы на многочисленные вопросы, связанные с раннехристианской историей. Но на самом деле, это маловероятно. Скорее всего, в тифлинах обнаружатся тексты из Торы, возможно, иная версия «Второзакония». С археологической же точки зрения найденный материал уникален и бесценен.

«Эта находка свидетельствует о том, что даже после проведенных в Кумране исследований еще остались неизведанные детали. Есть тысячи причин, в особенности – политические, по которым найденный материал еще до конца не исследован и еще не вся полученная информация опубликована. Наибольшее подозрение вызывает то, как затянулся процесс извлечения свитков. 

С другой стороны, я рад осознавать, что благодаря современным технологиям ученые обнаружили такой ценный и важный материал столько лет спустя. Думаю, многое предстанет перед нами в новом свете, когда то, что содержится в свитках, будет опубликовано», - рассказал представитель группы ученых, нашедших свитки.

На Алтай привезли иконы XVI века из музея Андрея Рублева

Макет скульптуры иконописца Андрея Рублева, представленный в
выставочном зале "Смольный"

Будет представлено почти 70 произведений иконописи и
декоративно-прикладного искусства



Произведения православного искусства XVI-XIX вв. в крае представляют впервые.

Произведения православного искусства XVI-XIX вв. из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева впервые представляют в Алтайском крае.

В экспозиции - древнейшие типы изображения Богоматери с младенцем: Одигитрия Смоленская, Знамение, Владимирская, Казанская, и те, которые мастера - иконописцы стали использовать позднее: Всех Скорбящих Радость, Огневидная и Целительница.
"Отдельная часть выставки посвящена образу Богоматери и ее земному пути - как он воплощался русскими иконописцами, - рассказала директор Государственного художественного музея Алтайского края Инна Галкина.

 - Я бы особо отметила и предметы прикладного искусства, в основном из меди и бронзы. Это оклады, кресты-мощевики, медно-литые иконы, иконы с эмалью - в этих предметах великолепно воплощена православная тематика. Из самых старинных вещей - резной крест XIII века".

Как отмечают организаторы выставки, у некоторых произведений православного искусства сохранились и имена их создателей. К примеру, "Богоматерь Федоровская" чеканки известного московского мастера Родиона Хрусталева, "Богоматерь Казанскую" создал Игнат Тимофеев. География икон очень обширна - эти произведения создавались в Москве, Великом Новгороде, Ростове, Твери, а также в Поволжье и на Русском Севере.

В Алтайском крае выставка старинных православных икон пробудет до 23 апреля.

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ОТКРЫТ НОВЫЙ АШЕЛЬСКИЙ ПАМЯТНИК







В 2013 году гянджа-газахский отряд палеолитической археологической экспедиции Института археологии и этнографии НАН Азербайджана под руководством Азада Зейналова проводил археологические исследования в районе Мингячевирского водохранилища. Привлечение к исследованиям специалистов из России, в том числе естественнонаучных дисциплин, придало ей не только международный статус, но и комплексный характер.

Как передает Vesti.Az, в составе экспедиции работали археолог, ученый секретарь Института истории материальной культуры Российской АН (ИИМК РАН) (г. Санкт-Петербург) Сергей Кулаков, геолог из Института геологии ДАН РАН (г. Махачкала) Идрис Идрисов, палеонтологи - сотрудники Института геологии НАН Азербайджана Тариэль Эйбатов, Ильгар Мустафаев и Теймур Сулейманов.

На заседании Отдела палеолита ИИМК РАН состоялся доклад А.А. Зейналова и С.А. Кулакова "Новый ашельский памятник в Азербайджане". На заседании присутствовали сотрудники Отдела палеолита ИИМК РАН, Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, МАЭ РАН (Кунсткамеры) им. Петра Великого, сотрудники и студенты кафедры археологии Санкт-Петербургского госуниверситета.

Авторы доложили собравшимся, что в сентябре 2013 г. на южном берегу Мингячевирского водохранилища на западе Азербайджана был открыт новый ашельский памятник – Гараджа, давший не только великолепную каменную индустрию: ручные рубила, чопперы, нуклеусы, скребла и др., но уникальную возможность комплексного изучения культуры, окружающей среды и жизнедеятельности древнейших людей – архантропов на Южном Кавказе.

О возрасте этого памятника можно говорить, пока, только очень предположительно, в широком диапазоне от верхнего Апшерона до Баку (от более 1 млн. – 800 тыс. л.т.н. до 500 тыс. л.т.н.).

Особо выделяются в гараджинской коллекции два изделия. Одно из них – это крупный чоппер, около 4 кг, двусторонний, изготовленный из очень большой гальки. Для палеолита Азербайджана подобная орудийная форма, впервые была выделена М.М. Гусейновым в нижних, VII-X, слоях пещерной стоянки Азых и названа "гигантолитом".

Серия таких изделий, выделенная в Азыхской пещере, послужила одним из критериев для выделения "куручайской культуры" раннего палеолита. Впервые похожее орудие, за пределами пещеры Азых, было найдено на местонахождении Гараджа.

Второе изделие – это «топорик» или «колун». Впервые для ашеля Кавказа в Азербайджане на местонахождении Гараджа 1 найден настоящий топорик – орудие, которое имеет бесспорные корни в африканском ашеле.

В обсуждении доклада выступили Зав. Отделом палеолита ИИМК РАН д.и.н., Васильев С.А., в.н.с. Отдела, д.и.н., проф. Любин В.П., с.н.с. Отдела, к.и.н. Беляева Е.В., с.н.с. Отдела, к.и.н. Колпаков Е.Н., зав. Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, д.и.н. Щелинский В.Е., с.н.с. Экспериментально-трасологической лаборатории ИИМК РАН, к.и.н. Гиря Е.Ю.

Вслед за старейшим археологом России, главой кавказского палеолитоведения профессором В.П. Любиным, все выступавшие и собравшиеся поздравляли авторов с большим открытием. Отдел палеолита ИИМК РАН cчитает, что археологические работы на местонахождение Гараджа были проведены успешно и на высоком методическом уровне.

Отдел высоко оценивает значение исследований А.А. Зейналова и С.А. Кулакова и важность новых открытий палеолита в Азербайджане. Отдел рекомендует исследователям, при продолжении археологических работ на новом памятнике наибольшее внимание уделить изучению его стратиграфии и поиску непотревоженных участков стоянки.

США вернули Китаю раритет времен династии Тан


 Соединенные Штаты Америки вернули Китаю древний каменный гроб императорской наложницы. Археологи относят музейный экспонат к периоду правления династии Тан. Он был похищен из страны в 2006-ом году. История возвращения раритета - в нашем следующем сюжете.

Наконец-то дома, среди экспонатов Исторического музея провинции Шэньси. Длина каменного гроба императорской наложницы Ухуэйфэй превышает 4 метра, а его история насчитывает более тысячи лет. Но особую ценность он имеет не только из-за этого. На внешней поверхности камня - необычные рисунки.

Ши Сяоцюнь, Исторический музей провинции Шэньси:

"Насколько я знаю, это самый крупный и самый красивый артефакт времен династии Тан".

В феврале 2006-го года полиция Сианя обнаружила, что древние гробницы разграблены, а гроб похищен. Двумя годами позже стало известно, что его вывезли за границу и продали американскому антиквару за миллион долларов США.

Подписанное в 2009-ом году китайско-американское соглашение об ограничении вывоза культурных ценностей из Китая подразумевает возвращение таких атрефактов на родину. После целой серии переговоров, гроб вернули Государственному управлению по делам древних памятников культуры Китая.

Ван Юнься, Профессор института юриспруденции при Народном университете Китая:

"Только в том случае, если мы на все сто процентов уверены и можем предоставить доказательства того, что ценности были похищены из нашей страны, мы можем требовать их возвращения и вести переговоры с другими странами".

В настоящее время кражи культурных ценностей - явление не редкое. Ученые надеются, что подписанное между Китаем и США соглашение позволит сторонам урегулировать возникающие споры и вернуть культурные объекты туда, где они должны находиться.

Древнейший сыр оказался родственником кефира


Биологи из Китая и Германии провели анализ древнейшего известного сыра, который сохранился в виде украшения мумий, найденных в Китае в захоронении Сяохэ. По словам ученых, рецепт древнего сыра существенно отличался от типичных современных аналогов. 

Мумии захоронения Сяохэ, ставшие предметом исследования, были обнаружены в начале 2000-х годов. Их возраст датируется 1980 -1450 годами до нашей эры. У некоторых из мумий сохранились нательные украшения, сделанные из кусочков продукта молочного происхождения. Археологи полагают, что эти украшения должны были служить в качестве пищи для души, путешествующей по царству мертвых.

Ученые провели подробный химический анализ пептидов в найденных украшениях. Он показал, что для получения древнего сыра не использовался так называемый сычужный фермент, реннин, который требуется для изготовления большинства современных твердых сыров (он вырабатывается в сычуге крупного рогатого скота и применяется для створаживания молока). 

Вместо реннина, древние фермеры использовали для ферментации молока бактерий Lactobacillus kefiranofaciens, дрожжи и другие микроорганизмы. Получившийся продукт, по словам ученых, представляет собой, фактически, предшественника мягких кефирных сыров, которые производятся до сих пор. Овладение технологией сыроделания дало местному населению бронзового века значительное преимущество, так как позволило создавать ранее недоступные продуктовые запасы, — заключают авторы.

Древнейшие документальные свидетельства о существования молочного скотоводства датируются седьмым-шестым тысячелетием до нашей эры. Большинство из них основаны на анализе молочных кислот, сохранившихся в стенках керамических сосудов. Такой анализ, однако, не дает информации о технологии изготовления молочных продуктов.

Ювелирное искусство древней Руси



Гривна Владимира Мономаха



Замечательное искусство древнерусских ювелиров эпохи Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь в те времена. За долгие века оно было забыто. Однако усилиями отечественных археологов в XIX-XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. Из-под земли были добыты сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X - начала XIII в. Выставленные в витринах музеев, они способны зачаровать современную модницу и вызвать глубокое, искреннее восхищение художника. 

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Суровые воины и ловкие торговцы из Скандинавии принесли в русские земли тонкое языческое искусство эпохи викингов.

 Торговцы с Востока - красочный и замысловатый орнамент, столь любимый в странах ислама. Наконец, христианство, принятое от могущественной Византийской империи, раскинувшейся на берегах Средиземного и Чёрного морей, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства.

Византия была в те времена светочем цивилизации в варварской Европе и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с христианством Русь в течение нескольких веков сохраняла стойкие языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческой фантазии древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства. Владевшие ими мастера сгинули в лихую годину Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось в упадке, и лишь в середине - второй половине XIV в. началось его медленное возрождение.

Ювелирные техники 

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. В моде были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты и, конечно же, бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота.

К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: невиданными волшебными зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах - монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской державы, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей.

Женщины племени северян, например, носили изящную разновидность колец, похожих на завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей.

Горожанки XI-XIII в. больше всего любили колты - парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 г. близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII - начала XIII в.

Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скандинавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань: тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры.

В 1887 г. на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI-XII вв., в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный.

Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка.

Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дороги, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями дорогого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. Чернь представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, чернь создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII в. хранится в Государственном историческом музее.

На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и фантастических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и гораздо ближе к язычеству. Это и не удивительно. Ювелиры применяли эмаль или чернь как для изображения Христа, Богородицы, святых, так и для грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем.

Не менее часто археологи находят языческие амулеты - предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся "бубенчики", выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

"Гривна Владимира Мономаха" 

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства получили огромную известность. О них пишут статьи и книги, помещают их фотографии в альбомы, посвящённые культуре домонгольской Руси. Более всего знаменита "Черниговская гривна", или "гривна Владимира Мономаха".

Это чеканный золотой медальон XI в., так называемый змеевик, на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне - архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: "Господи, помоги рабу своему Василию".

Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; в домонгольское время украшения подобного рода не были редкостью. "Черниговская гривна" выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется размеру княжеской дани со среднего города.

Медальон нашли в 1821 г. недалеко от города Чернигова, в древности столицы княжества. Надпись, указывающая на личность владельца - Василий, - подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053-1125), которому при крещении было дано имя Василий.

Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил "Поучение" детям, написанное в форме мемуаров. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.

Имена на металле 

Абсолютное большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси анонимны. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности.

Однако история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших "Черниговскую гривну" или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности "проговаривались" о своих творцах. Так, кратеры - драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII в., - несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII в. княжна-игуменья Ефросиния в 1161 г. заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями.

Уже к 20-м гг. XX в. почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением.

Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 г., печальна. Он был утрачен во время войны 1941-1945 гг., его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью).

История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка которой были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы той же войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель, полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии - одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.        

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2856) Россия (2750) музей (1067) археология (805) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (384) Китай (360) Египет (303) археолог (285) артефакты (270) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (160) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) гробница (102) курган (102) Иерусалим (101) Керчь (101) Перу (100) золото (97) артефакт (96) Новгород (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Грузия (40) Новосибирск (40) Санкт-Петербург (39) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) майя (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)