13 февраля 2014 г.

В США водопроводчики случайно наткнулись на бивень мамонта


В Сиэтле работники водопроводной службы обнаружили бивень мамонта, обитающего на территории штата Вашингтон примерно 10 тысяч лет назад.

Бивень был обнаружен во вторник в городском районе Lake Union. Палеонтологи из Университета Вашингтона надеются перевезти находку в Музей естественной истории Берка, один из крупнейших в своем роде, чтобы 8 марта выставить его на всеобщее обозрение.

По словам рабочих, обнаруживших бивень, "это было даже более волнующе, чем когда мы нашли кружку с деньгами, зарытую на заднем дворе одного из домов". Отметим, что в 2007 году на территории Сибири местным оленеводом был обнаружен мамонтенок Люба (названный так в честь его жены). 

Это была уникальная в своем роде находка: тело мамонта, погибшего примерно 40 тысяч лет назад, отлично сохранилось за счет лактобактерий. Сейчас мамонтенок находится в музее Салехарда.

В предгорьях Алтая найден необычный мегалитический комплекс




Известный археолог Леонид Кызласов, открывший в Хакасии развалины древнего города, по возрасту сопоставимого с первыми поселениями Месопотамии, предложил оставить его раскопки будущим исследователям, пишет портал Горно-Алтайска.

Мировая наука, оставаясь в плену европоцентризма, пока ещё не готова к таким открытиям, которые перевернут все нынешние представления об историческом прошлом.

Нынешним летом готовится первая экспедиция в Горную Шорию, где совсем недавно группа исследователей во главе с томским историком Георгием Сидоровым нашла неизвестные мегалиты, которые могут вызвать очередной переворот в нашем сознании, как это было после открытия Аркаима на юге Урала в последней четверти прошлого века.

Валерий Уваров, говоря о фотографиях, сделанных во время экспедиции Георгия Сидорова, выражает искреннее восхищение и благоговение перед мощью древних жителей Сибири.

Георгий Сидоров, основоположник и убежденный сторонник альтернативной истории Сибири, уверенно говорит о том, что нигде в мире нет мегалитов, равных открытым в Горной Шории. Его экспедиция нашла, судя по всему, материальные подтверждения теории, по которой Сибирь будет признана в скором времени прародиной всего человечества.

Впервые в истории отечественной науки обнаружены стены, выложенные гигантскими блоками весом от 2-х до 4-х тысяч тонн и даже больше. Они совсем не похожи на проявления вечной «игры природы», и, судя по следам, которые сохранились до нашего времени, сооружения были разрушены взрывом колоссальной мощности. 

Найден древнейший живородящий ихтиозавр


На востоке Китая палеонтологами были обнаружены останки ихтиозавра, погибшего во время родов, а также вынашивания детенышей в утробе, и почтенный возраст данной особи составляет 248 миллионов лет, что делает его древнейшей живородящей рептилией в мире.

Раскопки велись на землях провинции Анхой учеными-палеонтологами, представителями университета Калифорнии в Девисе. Найденный ихтиозавр является чаохузавром. Это мать, а также трое детенышей в утробе. Занятно то, что детеныши в утробе были повернуты к его хвосту головой. 

Эта манера живорождения поздним морским рептилиям, а также современным млекопитающим не свойственна, что дает возможность говорить, что ихтиозавры, как современные киты, живорождению научились до освоения моря.

Палеонтологи отметили, что данные останки выступают доказательством появления на Земле живородящих рептилий еще до их перехода к жизни в воде. Находка отличается присутствием в окаменелости останков не одного, а четырех ихтиозавров сразу. Согласно структуре окаменелостей, а также, исходя из положения животных, смерть настигла чаохузавра именно при родах, во время которых один из детенышей покинул уже чрево матери либо же был к этому близок.

Чаохузавр – это ранний ихтиозавр из Чаоху, больше походивший на ящерицу, а также один из самых мелких ихтиозавров. Длина его составляла 60см, а рацион питания входила рыба и кальмары. У него имелись ласты, мощный хвост, а кроме того отсутствовал спиной плавник. Особый интерес для специалистов представляли останки ихтиозавров, то есть морских рептилий, которые первыми освоили живорождение, а также пришли к обитанию в водах океана.

В Ростове реконструктор Сергей Губа показал восстановленные древние костюмы и оружие





Донская публичная библиотека показала кропотливую работу историков и реконструкторов. Собранное по крупицам, порой даже в разных частях света, восстановленное до мельчайших деталей древнее оружие, амуниция и костюмы.

На много веков назад - без машины времени. Буквально за минуту обычный ростовчанин превращается в древнего воина-скифа. Благодаря реконструктору Сергею Губе в Ростове 21-го века на несколько часов сошлись античность и средневековье.

"Это не бутафорские костюмы. Он долгое время работал заведующим отделом реконструкции в Танаисе. И на основе бронзовых остатков он восстанавливает шлемы, арбалеты и другую амуницию. В основном, это костюмы тех народов, которые в древнее время населяли Дон", - рассказывает руководитель молодёжного клуба "Танаис" Сергей Скориков.

Историю по крупицам Сергей Иванович с единомышленниками восстанавливает уже почти 30 лет. В коллекции - 250 экспонатов. На встречу со старыми друзьями - участниками молодежного клуба "Танаис" - привезли лишь малую часть.

Этот костюм принадлежал римскому воину. Это где-то 1-2 век н.э. К тому же времени относится и этот уникальный экспонат - торсионный гастрофет. Что-то вроде лука, только мощнее и совершеннее. Остатки орудия археологи нашли в 2002 году в Германии.

"Была найдена только вот эта часть, - показывает реконструктор Сергей Губа, - его нашли в болоте. Это такая ручная метательная машина. В болоте органика сохраняется. Немцы его восстановили".

Археологическая находка - это, как правило, лишь маленькая часть древнего предмета. Чтобы воссоздать его целиком, реконструкторам приходится немало потрудиться. Фрагменты античной и средневековой одежды, оружия, предметов быта разбросаны по всей южной земле - их находят на раскопках в Танаисе, в Азове, в Краснодарском крае, Украине.

"Приходится соединять все. Так, одну часть шлема нашли здесь, а колпак нашли в другом месте. Реставраторы берут много материала и соединяют их постепенно. У нас почва очень агрессивная. В ней металл почти не сохраняется", - отмечает реконструктор Сергей Губа.

Тем, кто в этот раз не попал в публичную библиотеку, возможность погрузиться в древние эпохи представится весной. В апреле реконструктор покажет свои экспонаты в Ростовском музее краеведения.

Ученые: Древние люди пришли в Америку из Сибири


Расшифровка генома древнего американца подтверждает, что люди пришли в Америку из Сибири. Ученые полагают, что это произошло в несколько этапов.

Эске Виллерслев (Eske Willerslev) из Университета Копенгагена (Дания) и его коллеги впервые полностью расшифровали геном древнего североамериканца - мальчика, жившего 12,6 тысяч лет назад, чьи останки были найдены в Монтане (США) вместе с орудиями, относящимися к культуре кловис.

Возраст кловис - первой известной культуры североамериканцев - оценивается в 12,6-13 тысяч лет. Большинство археологов считают, что ее создали люди, проникшие в Северную Америку из Азии по Берингову перешейку. Однако есть другая теория, по которой предки коренных американцев приплыли с юго-востока Европы и принесли с собой солютрейскую культуру.

Анализ генома показал, что мальчик является родственником коренных американцев, а его предки жили в Сибири, что опровергает солютрейскую теорию. Кроме того, данные ученых подтверждают гипотезу, согласно которой люди из Сибири переселялись в Америку в несколько этапов.

Согласующийся с этими выводами сценарий заселения Америки предполагает, что люди начали перебираться из Сибири на северо-восток около 32 тысяч лет назад, 26-18 тысяч лет они достигли Аляски, а около 17 тысяч лет назад освобождение ото льда берегов Северной Америки, омываемых Тихим океаном, позволило им расселиться по побережью дальше на юг, что в итоге привело первых американцев в Чили около 14,6 тысяч лет назад. Потомки людей, живших на берегу океана, перебравшись восточнее, могли создать культуру кловис.

Вслед за первой волной миграции из Сибири в Северную Америку двинулась еще одна группа людей, которая внесла свой вклад в геномы индейцев, живущих в Канаде. Благодаря следующему переселению людей из Сибири на Аляске появились эскимосы. Ученые отмечают, что для достоверной реконструкции истории заселения Америки, нужна расшифровка других геномов ее древних жителей.

Археологи нашли в Калининграде таинственный медальон с монограммой Иисуса


Оловянное украшение, которое называют фибулой короля Оттокара.

Изображение Святой Цецилии украшало, предположительно, походный
алтарь Тевтонского ордена.

Так выглядели древние пруссы. Реконструкция.

До этого на месте археологических раскопок в районе Закхайм было обнаружено украшение короля Оттокара - основателя Кенигсберга.

Хотя археологические раскопки на месте бывшего кенигсбергского района Закхайм приостановлены в ожидании более подходящих для такой работы погодных условий, сотрудники научно-производственной организации «Балтспецархеология» не теряют времени даром, изучая уже имеющиеся в их распоряжении артефакты.

У «фибулы Оттокара» нашелся единственный аналог

Среди находок в Закхайме наибольший интерес у читателей «Комсомолки» вызвала средневековое украшение-застежка для одежды, которое  успели окрестить «фибулой короля Оттокара».

Напомним, раритет представляет собой металлический круг, состоящий из отдельных изображений - щитов с гербами, перемежающихся меньшими пластинами, на которых изображен крест, по одной из версий, «Богемский» или «чешский».

До недавнего времени аналогов данному изделию найти не удавалось. Но в результате методичного поиска удалось-таки отыскать в Интернете нечто похожее. Правда, фибула, обнаруженная почти 90 лет тому назад в замке Донданген на территории Латвии, не является точной копией кенигсбергской «сестры».

Во-первых, на дондангенской застежке - восемь щитов против шести у фибулы из Закхайма. Во-вторых, щиты не чередуются с «крестовыми» пластинами, которые просто отсутствуют.

Не менее любопытно то обстоятельство, что не совсем понятно, где сейчас находится фибула из Дондангена. Первая и единственная ее фотография была опубликована в 1936 году в подборке снимков берлинского Бильдархива. Дальнейшая судьба находки покрыта мраком.  

СПРАВКА «КП»

Замок Дунданген находится в современном поселке Дундага, что в 60 километрах от города Вентспилс и в 160 километрах от Риги. Считается самым большим подобным сооружением в Северной Курземе. Первоначально на полуострове, где расположено укрепление, находилось поселение племени куршей, затем здесь располагался военный лагерь Ливонского ордена.

Святая Цецилия: то ли с лютней, то ли с голубем

Несколько прояснилась ситуация с другим редким артефактом - фигуркой «менестреля», который при ближайшем рассмотрении оказался… женщиной. Уже с достаточной долей уверенности можно утверждать, что это деталь предмета религиозного культа, возможно, походного алтаря. Она представляет собой миниатюрную статуэтку, по всей вероятности, святой Цецилии, которую часто изображали с лютней в руках, так как с XVI века она считалась покровительницей церковной духовной музыки.

Впрочем, существует и другое изображение этой Святой - на «Брауншвейгском диптихе» работы неизвестного мастера (произведение искусства хранится в одном из музеев Амстердама) Цецилию можно видеть с голубем в руках. В этой позе она очень походит на  фигурку из Закхайма, только в зеркальном отображении.

СПРАВКА «КП»

Святая Цецилия родилась в благородной римской семье и еще в юности стала христианкой. Когда родители решили выдать дочь замуж за знатного язычника,  девушке не только удалось отговорить жениха от супружеской телесной жизни, но и привести его вместе с братом в христианство. Приговоренной к казни Цецилии палач не смог отрубить голову, нанеся только смертельные раны. После этого святая прожила еще три дня, призывая к Богу окружающих.

Христианство с языческой душой

Вслед за «секирами Перуна» и «фибулой Оттокара» третьей необычной находкой в Закхайме стал оловянный медальон. На его лицевой стороне изображена голова женщины с высокой «готической» прической. Имя и статус дамы пока остаются загадкой. Равно как и рисунок на реверсе, то есть, обратной стороне украшения.  

Это т. н. «круглый» крест, который называют также нахлебным, но в закхаймском варианте использован его усложненный символ. Основанием его служит буква «хи» греческого алфавита, получившая впоследствии название Андреевского креста. Его пересекает вертикальная черта - буква «йот», начальная в имени Иисус. Это произошло в середине II века, и некоторые исследователи полагают этот знак монограммой Иисуса Христа.

Между прочим, «косой крест» у язычников также считался действенным оберегом. И согласно одному из предположений, таинственный медальон мог принадлежать сравнительно недавно обращенному в христианство человеку. Который в душе своей еще не мог совсем отказаться от привычных верований.

СПРАВКА «КП»

Христиане нарезали выпекаемый хлеб крестообразно, чтобы легче было его ломать. Однако на Востоке таким приемом пользовались еще задолго до них. В Европе обычай печь маленькие булочки, на которых были изображены кресты, возник еще в Древней Греции и Риме. Такое угощение готовили в честь Дианы, богини Луны, празднества  в честь которой приходились на день весеннего равноденствия, а крест на хлебе символизировал четверти ночного светила.

Такие же хлебы пекли и древние саксы в честь своей богини весны. Круглая форма символизировала у них солнце, а разделение на четверти – четыре времени года. Со временем «нахлебный» крест получил в христианстве самостоятельный статус, и его стали изображать не только на булочках.

В ПОМПЕЯХ СПАСАЮТ ВИЛЛУ МИСТЕРИЙ

Помпеи. вилла Мистерий.

Вилла Мистерий с высоты птичьего полёта. 

Согласно самой популярной интерпретации, здесь изображён обряд
посвящения в дионисийские мистерии. Дионис, возможно, изображён
 в центре с чашей вина. 

Первая и вторая стадии посвящения: женщину подвергают
бичеванию, после чего она танцует и играет на кимвалах.
Впрочем, возможно, что справа совсем другая женщина.

Посвящённая (?) и Купидон, который держит перед ней зеркало.

Посвящённая, закутанная в платок, готовится к обряду перед сидящим
жрецом, а затем снова она (?) с приношениями и лавровым венком.
Эта и все другие интерпретации очень условны.

Ультразвуковое исследование фрески.


Очистка фресок с помощью лазера.

Термография. 

Реставрация мозаики. 

Добавьте подпись

Впервые реализуется масштабный проект по реставрации и сохранению всего сооружения целиком. Выработанные методы пригодятся для остального города.

Вилла Мистерий, найденная весной 1909 года, сразу же оказалась под угрозой разрушения. Лишившись десятиметрового защитного слоя из вулканического пепла и земли, она едва не погибла из-за воздействия атмосферных явлений и от землетрясения, которое произошло всего месяц спустя после начала раскопок. Чем больше обнажались колонны, мозаика и фрески, тем выше была опасность.

 Со временем выяснилось, что бояться следует не только солнца, дождя, ветра, но и воров. Поэтому через три недели после обнаружения виллы раскопки прекратились, и центр внимания переместился на проблему защиты и сохранения. Из-за этого очистить виллу от земли и пепла удалось только через два десятилетия.

С тех пор минуло больше столетия. За это время было предпринято множество усилий по сохранению стен, полов и фресок, удачных и не очень. И вот начат новый проект, в ходе которого археологи, архитекторы, химики и физики попытаются вновь залечить раны, нанесённые вилле временем и первыми реставраторами.

Согласно самой популярной интерпретации, здесь изображён обряд посвящения в дионисийские мистерии. Дионис, возможно, изображён в центре с чашей вина. (Здесь и ниже фото Pasquale Sorrentino.)

Вилла Мистерий была построена неподалёку от главных ворот Помпеев в первой половине II века до н. э. Её площадь — около 3,7 тыс. м². Помещений тут по меньшей мере шестьдесят. В 79 году, когда Помпеи погибли, дому было, следовательно, больше двухсот лет. Скорее всего, он пережил нескольких владельцев, неоднократно отделывался заново и ремонтировался, особенно после сильного землетрясения 62 года.

 Как и многие другие древнеримские поместья, это был не только роскошный дом, но и центр крестьянского хозяйства: там располагались точила, кухни, бани, сады, святилища, мраморные статуи и всё, что требовалось богачу для приёма гостей и развлечений. В спальне были простые чёрные стены, а атрий выложен панелями, раскрашенными под камень, но больше всего внимания уделяется сегодня, конечно же, фрескам, изображающим фантастическую архитектуру и ландшафты, а также богов, сатиров и сцены жертвоприношения.

Самые выдающиеся образцы живописи, созданные в середине I века до н. э., были найдены всего несколько дней спустя после начала раскопок — в помещении приблизительно 4,5 на 4,5 м, которое, вероятно, служило столовой. На ярко-красном фоне более двух десятков фигур в натуральную величину занимаются тем, что разными исследователями интерпретировалось то как пантомима, то как приготовление невесты к свадьбе, то как ритуал посвящения в дионисийские мистерии.

На протяжении двух десятилетий строение называлось Виллой Итема в честь Аурелио Итема, владельца Hotel Suisse в Помпеях и археолога-любителя, обнаружившего виллу. Только в 1931 году руководитель раскопок Амадео Маюри переименовал её в Виллу Мистерий, опубликовав работу, в которой указал на роспись столовой как на самую важную часть сооружения.

Вилла долгое время простояла без крыши. Влага начала подтачивать стены и разрушать фрески, соль с влажной земли оставляла белые пятна, а солнце обесцвечивало краску. Первые реставраторы-консерваторы иногда снимали фрески, перестраивали или укрепляли стены, затем возвращали картины на место. Для очистки поверхности применялась смесь воска с маслом, и фрески приобретали глянец, который удивил бы древних художников. Заполняя трещины, воск запирал влагу внутри стен, ещё больше ослабляя их.

В конце концов вилла, как и бóльшая часть Помпеев, оказалась в плачевном состоянии. Фрески осыпались, мозаика разрушалась под ногами туристов. Воск привёл к окислению и потемнению краски, а фрески пожелтели. Возникла необходимость большой, всеобъемлющей программы реставрации, которую возглавил Стефано Ванакоре, директор специализированной лаборатории в Помпеях. По его словам, сначала надо проанализировать каждую поверхность, определить, какой материал использовался в древности и современности, и только после этого становится ясно, что делать дальше.

Некоторые традиционные методы реставрации не исчерпали себя по сей день. Если нет возможности оставить древние элементы мозаики, их меняют на аналогичные. Фрески очищаются вручную — при помощи скальпеля или химикатов. В трещины вводят акриловую смолу, разведённую деионизированной водой.

В то же время используются, конечно, и более современные технологии: лазеры очищают фрески, степень повреждения определяется ультразвуком, тепловизорами и радарами. Состояние крыши исследуется беспилотниками.

Фреска только на первый взгляд имеет один слой. В действительности её наносили в несколько слоёв, и она становилась частью стены. Согласно классической методе, первым делом следовало покрыть стену двумя грубыми слоями штукатурки, которым давали высохнуть и затвердеть, после чего наносился третий — гладкий.

Сухая краска смешивалась с водой и наносилась на стену, пока этот слой оставался влажным. В результате получалось изображение, способное выдержать сотни и даже тысячи лет, — в отличие от масляной живописи, которая с лёгкостью отшелушивается и откалывается.

Самый безопасный способ очистить фреску — лазерный: он позволяет снимать по нескольку микронов за раз методом фотоабляции (грязевую корку осторожно нагревают, пока она не испарится).

Отдельная задача — убедиться в сохранности стен как таковых. Для её выполнения пригласили сотрудников Кильского университета (ФРГ). Поскольку сегодня уже не принято снимать фрески, учёные сделали выбор в пользу ультразвука, который позволяет исследовать верхний слой, содержащий фреску и штукатурку под ней. Изменение скорости ультразвуковых волн, проходящих через стены, позволяет судить о наличии скрытых трещин, а также об интрузиях воды и соли.

Одновременно для тех же целей применяется термография, причём не только пассивная, но и активная, когда стену нагревают — немного, всего на два градуса. Там, где фреска отстала от штукатурки, участок быстрее нагревается и быстрее остывает, тогда как водяная интрузия ведёт себя обычно противоположным образом.

Ещё дальше в стену позволяют заглянуть устройства, излучающие и принимающие электромагнитные волны, которые разными материалами рассеиваются по-разному.

Практически вся Вилла Мистерий сегодня укрыта защитной оболочкой, но её части возводились в разное время и из разных материалов. Два года назад рухнули стропила, державшие крышу над перистилем, и тогда специалисты решили провести ревизию всего сооружения.

Археолог Иммаколата Бергамаско и его коллеги вооружились не только классическими молоточками, но и дронами, которые впервые сфотографировали крышу с высоты птичьего полёта. Установлена даже специальная камера, которая фиксирует накопление влаги — главного врага реставраторов.

Турист, проходящий сегодня по древним камням через форум, где всё ещё стоят храмы и складские помещения, минующий пекарню с её огромным жёрновом, заглядывающий в трактиры, лавки, дома, бордели, полагает, что видит город точно таким, каким он был два тысячелетия назад. Это действительно так, и Вилла Мистерий — лучшее тому подтверждение. Но в этом-то и заключается самая большая проблема.

 Многие другие дома, которые были украшены не менее богато, лишились своих фресок и мозаик, попавших в музейные коллекции или просто украденных: Помпеи были открыты в середине XVIII века, и никто их, конечно, не защищал. Виллу Мистерий раскапывали уже в другую эпоху, и было решено оставить фрески и мозаику на месте. Поэтому то, что посетитель видит в Помпеях сегодня, — это не просто подарок природы, а результат кропотливой работы огромного количества учёных. 

Клуни ратует за возвращение античных ценностей в Грецию


Как оказалось, Джордж Клуни, сделав свое громкое заявление на Берлинском кинофестивале греческому журналисту, оказывается… был не совсем в курсе деталей истории «мраморов Элджина».

Выступая на Берлинском кинофестивале, популярный киноактер Джордж Клуни призвал Великобританию вернуть Греции скульптуры из Парфенона - так называемые мраморы Элджина, которые сегодня хранятся в Британском музее. 

Представляя на Берлинском фестивале киноленту «Охотники за сокровищами» (в которой он выступает в качестве режиссера), Джордж Клуни отметил, что «будет правильным», если Великобритания вернет Греции скульптуры из Парфенона, которые были незаконно вывезены графом Элджином в начале 19 века, когда страна находилась под турецкой оккупацией.

Отвечая на вопрос греческого журналиста, должна ли, по его мнению, Греция потребовать от Великобритании возвращения античных ценностей, он сказал: «Я думаю, у вас есть очень хорошая возможность вернуть свои артефакты. Думаю, это хорошая мысль. Это будет правильно и честно».

В свою очередь, Джон Уиттингдэйл, председатель британского Комитета по культуре, спорту и СМИ, отметил, что Клуни был не вполне знаком с предметом разговора. «Я большой поклонник Джорджа Клуни», но подозреваю, что он не знает истории мраморов Элджина и их юридического статуса. Он американец и, вероятно, не знает, каким образом Великобритании достались эти скульптуры. У нас считают, что они должны остаться в Соединённом королевстве».

Представитель знаменитого на весь мир Британского музея, где находятся древности, заявила, что «cпонсоры музея уверены в том, что данные скульптуры представляют большую общественную ценность и должны оставаться там, где находятся в данный момент». 

Представитель противоположной точки зрения Мария Кутсику, глава движения за возвращение древностей, поддержала Клуни: «он, как публичная фигура, привлёк внимание к проблеме». Археолог Энтони Снодграсс, также сторонник возвращения скульптур, подчеркнул, что у актёра «нет в этом личной заинтересованности».

Как сообщает портал Museum.ru, в 1802 году Томас Брюс, седьмой граф Элджин, коллекционер и археолог-любитель, вывез рельефы фриза знаменитого храма Афины из Греции. В то время граф занимал пост английского посла в Османской империи, частью которой была тогда Греция, и не без помощи служебного положения смог забрать к себе в коллекцию античные ценности.

Фильм «Охотники за сокровищами», режиссёром которого выступил Клуни, основан на реальных событиях: во время Второй мировой войны команда из искусствоведов и хранителей музеев объединилась, чтобы спасти известные произведения искусства, похищенные нацистами и обреченные на уничтожение.

Древние черепа из сердца Лондона могли принадлежать гладиаторам




В январском номере издания Journal of Archaeological Science вышел долгожданный отчёт об исследовании древних останков, найденных в центре Лондона. Сорок черепов, принадлежавших мужчинам в возрасте от 25 до 35 лет, сильно заинтересовали археологов своим необычным видом.

"На останках заметны следы былого насилия. У некоторых черепов наблюдаются переломы скул, отпечатки тупых ударов по голове и травм от острого оружия. Часть людей, очевидно, были обезглавлены", — рассказывает соавтор исследования Ребекка Редферн (Rebecca Redfern), биоархеолог из Музея Лондона.

Сорок древних черепов принадлежали молодым мужчинам (фото Museum of London).
Это открытие — далеко не первое свидетельство археологического богатства британских земель.

Некоторые крайне важные находки происходят совершенно случайно, например, на первых этапах строительства нового здания. Так, в Лестере в 2012 году было найдено предполагаемое место захоронения короля Ричарда III с его останками, и находилось оно под современной парковкой для автомобилей.

Сорок странных черепов были обнаружены ещё в 1988 году и тоже случайно. При расчистке места для фундамента нового здания близ Лондонской стены (London Wall) нашлись останки, завёрнутые в кожаный лоскут, которые лежали в болотистой почве.

На одной из челюстей были найдены отпечатки собачьих зубов  (фото Museum of London).
"Во времена Римской империи в той части Лондона располагались мастерские плотников и сапожников. А из-за близости к реке и амфитеатру этот район имел религиозную и ритуальную ценность", — рассказывает Редферн.

Пролежав почти три десятилетия в Музее Лондона, древние черепа, наконец, попали в лабораторию к археологам. Дело в том, что ранее не хватало финансирования для выполнения этой кропотливой задачи.

Изначально Рэдфорд и её коллега Хизер Бонни (Heather Bonney) из Лондонского музея естествознания предположили, что черепа были принесены в конечную локацию с ближайшего кладбища во время одного из наводнений. Однако на римских кладбищах были захоронены люди старшего возраста и без столь очевидных следов насилия.

Многие останки были рассечены острым холодным оружием (фото Museum of London).
Радиоуглеродный анализ глиняных черепков, лежавших в той же яме, показал, что молодые мужчины умерли в период между 120 и 160 годами нашей эры. Дальнейшие изыскания привели учёных к выводу, что для этих черепов яма была вырыта на заднем дворе мастерской сапожника специально.

Все признаки указывают на тот факт, что черепа принадлежали военнопленным, казнённым преступникам или гладиаторам. В тот исторический период было принято собирать "трофеи": воин-победитель вполне мог унести с собой отрубленную голову врага. Гладиаторов и политических преступников также не щадили: им отрубали головы, которые затем сбрасывали как раз в такие ямы.

В Афганистане отреставрированы древнейшие статуи Будды, разрушенные талибами


В их числе - гигантские статуи из Бамиана.

 В Кабуле отреставрированы древнейшие статуи Будды и бодхисатв, уничтоженные талибами, в т. ч. гигантские бамианские статуи. Археологи и реставраторы собрали по кусочкам уничтоженные буддийские святыни, часть из них представлена в Национальном музее Кабула.

Среди наиболее известных экспонатов – статуя кушанского царя Канишки в натуральную величину, статуя медитирующего Сиддхартхи (II-III вв.) и серия греко-бактрийских статуй Будды. В результате непрекращающихся в последние десятилетия конфликтов Национальный музей в Кабуле потерял почти 70 % своей коллекции.

Расположенный на Шелковом пути, соединяющий Китай с восточной частью Средиземноморья, древний Афганистан был магнитом для переселенцев разных национальностей и вероисповеданий - индусов, мусульман, иудеев, буддистов и зороастрийцев. Коллекция Национального музея отражала это разнообразие.

Среди наиболее ценных экспонатов музея был и «Бактрийский клад» из 20 тыс. золотых, серебряных предметов и произведений искусства из слоновой кости, найденных в древних курганах на севере Афганистана в конце 1970-х гг.

Один из самых вопиющих погромов в музее произошел в марте 2001 г., когда талибы, вопреки протестам мировой общественности, уничтожили богатую коллекцию статуй Будды и все то, что противоречило талибанскому запрету изображать то, «что умеет двигаться». 40 статуй Будд, некоторым из которых было по полторы тысячи лет, были разбиты на кусочки.

По словам директора музея Ахмада Яра, из 100-тысячной коллекции тогда уцелело не более 30 тыс. предметов. Тогда же талибы уничтожили гигантские статуи Будды в Бамианской долине. 55- и 37-метровые статуи, входившие в комплект буддийских монастырей, были взорваны.

Монеты Крымского ханства массово вывозят за рубеж

Эти монеты vladislaum уже продал на аукционе

Некий дилер сбывает втридорога монеты Крымского ханства на зарубежном аукционе.

Нумизмат Александр Якушечкин обнаружил на популярном международном аукционе EBay активного сбытчика крымских монет.

Пользователь зарегистрирован под ником vladislaum.

В пустыне Кызылкум археологи обнаружили кольчуги казахов 18 века


В пустыне Кызылкум шымкентские археологи обнаружили кольчуги батыров 18 века. О случайной находке  археологам рассказали местные жители. Историки впервые обнаружили документальное доказательство того, как казахи воевали с джунгарами три века назад. 

Кольчуги, накидка и даже шлем лежали так, будто их сняли и аккуратно положили на хранение. Теперь учёные собирают экспедицию, чтобы поискать там другие артефакты и подробнее узнать о жизни казахов в годы тяжёлого бедствия.

«Можно сказать о том, что в те сложные времена и в такой ситуации, мы имеем свидетельства партизанской войны за независимость. Пустыня как раз подходит под этот метод ведения боевых действий и, судя по всему, так было», - сказал доктор исторических наук Алекандр Подушкин.

Палеонтологи открыли новое «кладбище» кембрийских существ


Палеонтологи обнаружили в Канаде богатейшее местонахождение кембрийских организмов. 

По их словам, это самое важное открытие такого рода, сделанное за последние 30 лет. Обзор вновь открытой фауны кембрийских организмов опубликован в журнале Nature Communications. Его подготовили канадские специалисты из Королевского музея Онтарио.

Как известно, в начале кембрийского периода возникли почти все типы современных животных, такие как членистоногие и хордовые. Одновременно с ними появилось множество причудливых существ, не имевших аналогов среди организмов последующих эпох. Этот всплеск биоразнообразия получил название «кембрийского взрыва». Он до сих пор вызывает споры среди ученых.

В мире известно только две крупных фауны кембрийских организмов - отпечатки, собранные в канадских сланцах Берджес (средний кембрий, возраст - 505 млн лет) , и китайская биота Чэнцзян (ранний кембрий, возраст - 520 млн лет). Фауна сланцев Берджес была впервые открыта палеонтологом Чарльзом Уолкоттом в 1909 году, биоту Чэнцзян раскопали в 1984 году.

И вот спустя три десятилетия канадские палеонтологи открыли третью по счету богатую фауну кембрийских организмов. Открытие было сделано летом 2012 года в Мраморном каньоне на территории национального парка Кутеней. Новое местонахождение всего на 40 километров удалено от карьера, где производил сборы Уолкотт.

Печень и нервы возрастом 500 млн лет

К настоящему времени ученые собрали на территории каньона более 3000 организмов, относящихся к 55 таксонам. Как и фауна, открытая Уолкоттом, они происходят из сланцев Берджес, поэтому две трети родов в этих двух фаунах совпадают. Тем не менее, в новом местонахождении есть и много неизвестных науке организмов.

Образцы древних существ, собранные канадцами, отличаются отличной сохранностью: у некоторых экземпляров ученые смогли разглядеть печень, сердце и нервную систему (ранее ее идентифицировали только у существ из биоты Чэнцзян). Среди находок высока доля мягкотелых форм, которые обычно сохраняются плохо.

Интересно, что палеонтологам удалось обнаружить в Мраморном каньоне членистоногих Primicaris и Misszhouia. Ранее они были известны лишь из раннего кембрия Китая. Это значит, что кембрийские организмы имели широкий ареал и существовали длительное время.

Точные координаты местонахождения ученые пока держат в секрете, чтобы его не разграбили охотники за окаменелостями.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)