3 февраля 2014 г.

В Карфагене не только приносили детей в жертву, но даже растили их для этого


Споры, связанные с этой темой бушуют ещё с начала 20-го века, с того момента как начались раскопки на некрополе в Тофете.

Группа археологов считает, что карфагеняне всё-таки приносили в жертву собственных детей, которых потом хоронили вместе с жертвенными животными на специальных кладбищах, чтобы благодарить богов за милости.

Еще древнегреческие и древнеримские пропагандисты утверждали, что карфагеняне приносили детей в жертву. Однако, современные ученые долго не хотели признавать этот факт, но собранные вместе доказательства — археологические, эпиграфические и литературные — этот факт подтверждают.

Споры на эту тему начали бушевать еще в начале 20 века, когда жертвенное кладбище было раскопано на окраине Карфагена в современном Тунисе. Затем подобные захоронения были найдены в других карфагенских поселениях на Сицилии и Сардинии. В могилах находили крошечные кремированные кости, тщательно упакованные в урны под надгробиями, прославляющих богов.

На одном таком надгробии был высечен рисунок, который некоторые ученые интерпретировали как фигуру священника, несущего тело маленького ребенка. Часть археологов и историков увидели в находке доказательство принесения карфагенянами детей в жертву, другие настаивали, что так в Карфагене проявляли уважение к детям, умершим до или вскоре после рождения.

Куинн и её коллеги входящие в группу Пунической археологии и истории из Италии и Нидерландов опубликовали результаты своих исследований в журнале Antiquiti полностью опровергнув последнее мнение – «Надписи говорят однозначно: Снова и снова мы находим объяснение, что Божественная воля услышала голос мой и благоволила мне.

Это не может быть объяснением того, что так много детей умерло в нужный момент, чтобы Бог услышал кого-то, и это слабое предложение, если кто-то решил беспокоить богов отвергающих просящего». В пользу человеческих жертвоприношений говорит тот факт, что животные, которые, без всякого сомнения, были принесены в жертву, похоронены точно так же, а иногда и в тех же урнах, что и дети».

Хотя были найдены сотни таких захоронений, по мнению доктора Куинн, в год делалось, возможно, 25 таких погребений на город с населением в 500 000 человек.

Римский историк Диодор и другие древние писатели так рассказывали о карфагенских жертвоприношениях: «Было в их городе бронзовое изваяние Кроноса, держащего свои руки ладонями вверх, но с уклоном к земле, так что ребёнок, размещенный на них падал в зияющую яму, заполненную огнем». Диодор также сообщал, что некоторые граждане специально воспитывают детей из бедных семей, чтобы потом придать их жертвоприношению и не приносить Богу собственное потомство.

Найденные останки тиктаалика опровергли научные факты


Опыты, проведенные над останками тазовой кости одного из очень древнего вида рыбы, переходящей в первых животных с конечностями, поставили под угрозу теорию, по которой конечности у животных начали развиваться только после выхода их на сушу. Вывод был сделан фантастический. Оказывается, переход к четвероногим существам начался еще у рыб. 

Исследования проводились Нилом Шубиным, палеонтологом Чикагского университета, который проводил свои опыты над останками тиктаалика, которые раскопали в 2004 году. По внешнему виду это существо напоминало рыбу, но имело в отличие от нее развитые заточенные зубы, и плоскокостную широкую голову, чем походило на аллигатора. Рост его был около 3 метров, и питалось своими мелкими соседями.

Тиктоалик имел все присущие для пресноводных органы и части тела. Жабры, плавники и чешуйчатую кожу в дополнении к грудной клетке, простейшими легкими, развитым шейным отделом, парными костями, развитой плечевой костью, многими костями, которые по строению напоминают запястье и пальцы. Строение тела существа позволяло ему передвигаться по поверхности, зацепляться за выступы и дно.

Хотя все ранние опыты поводились только на останках передних конечностей животного. Для того, чтобы получить данные более полные, ученые возобновили раскопки на территории северной Канады, и их результат был положительный. Были разрыты задние конечности, тазовая кость и останки плавников. Таким образом, были проведена новая серия опытов, направленная на сравнение передних и задних конечностей, выявление отличий и новых результатов.

По мнению исследователей, тазовые составные существа очень сильно были схожи с этими же частями тела тетраподов. Четвероногим характерно было одинаковый размер тазового и плечевого пояса. В описанном случае, эта закономерность было подтверждена, и названные пояса были идентичны. Ученые сделали выводы, что рыба-четвероногое была очень подвижным существом, имело сильные и функциональные конечности, крепкие мышцы и развитые суставы.

Таким образом, были опровержены давние исследования и общепризнанные представления о теориях развития конечностей позвоночных существ. Тиктаалик соединил в себе простейшие и сложные функции, использовал при передвижении и плавники и конечности. Плавники были подобием весел, с помощью которых менялось направление при движении, а конечности были способом передвигаться.

В Британии кролики раскопали ценные артефакты эпохи неолита


 На юго-западе Англии, недалеко от популярного у туристов местечка Лендс-Энд в графстве Корнуолл, найдены предметы эпохи неолита, которым по меньшей мере восемь тысяч лет. Причем ценную находку совершили вовсе не археологи, а обыкновенные кролики, рывшие в этом месте норы.

Зверьки откопали около 20 наконечников для стрел, а также скребки для шкур и разные другие приспособления из камня. Как рассказали археологи, изучающие находку,  древние артефакты валялись рядом с кроличьими норами — строители подземных ходов просто выкинули их вместе с комьями земли.

На месте, где теперь развернуты раскопки, были, по всей видимости, могильные холмы, относящиеся к бронзовому веку, и городище железного века. Ранее сообщалось, что кролики стали угрозой для жителей острова Канна, расположенного в 40 км от северо-западного побережья Шотландии.

Тысячи животных размножаются и беспрепятственно перемещаются по всему острову, съедая всю растительность, пишет The Times. Кроме того, кролики роют норы на любой территории — в частности, на кладбище они разворотили могилы и вытащили кости из гробов.

 От подкопов также страдают фундаменты зданий и археологические памятники. В течение трех дней единственная однополосная дорога на острове была заблокирована из-за оползня, вызванного большим количеством нор.

Реставраторы: Этот хрупкий мрамор

Дмитрий Котов, реставратор камня, Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.


Реставратор камня о том, что такое гидрофобизация, сколько живут и чем болеют уличные скульптуры.

Есть люди, которые почти всегда остаются в тени, но от которых многое зависит. Реставраторы как раз такие люди. «Московские новости» поговорили с мастерами, которые ежедневно спасают от разрушения скульптуры, книги, керамические изделия, изделия из кости, тканей и другие произведения искусства.

Подлинность и обратимость

Главное правило любой реставрации — соблюдение принципа подлинности. Поздняя наша доделка обязательно должна отличаться от оригинала и цветом, и материалом. Восполнение обычно делается из гипса, а предварительно осуществляются специальные пропитки и проклейки для того, чтобы мы могли при желании это восполнение удалить.

Второе правило — реставрация всегда должна быть обратима. Мы всегда должны иметь возможность вернуться к исходному варианту. Чаще всего мы реставрируем объекты к выставке. Если вещь разбита серьезно, на мелкие части, то фрагменты мы подбираем специально. Если эти фрагменты утрачены, то мы либо делаем восполнение чуть-чуть ниже авторской поверхности, либо выделяем по цвету новый фрагмент. Это обязательно должен быть имитирующий материал. Если у мраморной фигуры утрачен палец, то мы не имеем права его сделать из мрамора, он делается из имитирующих масс.

 Они подбираются по цветам, но какая-то граница остается. Так, на гипсовом экорше (учебное пособие, изображение фигуры человека без кожного покрова, с открытой мышечной структурой. — «МН») мы делали прослойку из клея и восполнение затонировали в массе: изначально новый фрагмент был салатового цвета, но с помощью тонировки красным цветом мы нивелировали салатовый, и получился нейтральный оттенок. При тонировании используется акварель и сухие пигменты.

От великобулгарского мавзолея до «Рабочего и колхозницы»

Поэтапно реставрация камня выглядит так: вначале проводится сухая очистка (обеспыливание, удаление поверхностных, затем стойких загрязнений). Затем изготовляются модели восполнения, потом сами восполнения. Потом проводится мастиковка сколов, швов и затем гидрофобизация. Гидрофобизацию (защиту от влаги) обязательно нужно проводить раз в 15 лет. Атмосферные воздействия не щадят фигуры, стоящие на улице. Исключение составляет, пожалуй, только гранит. 

Фигура может находиться на улице максимум 50 лет, а потом происходит необратимая деструкция, теряется водонепроницаемость. Единственный способ сохранить мраморные скульптуры, которые долго пробыли на улице, — навсегда оставить их в помещении. Какие-то методы защиты придуманы, иногда зимой на скульптуры надевают специальные колпаки, но этого все равно недостаточно.

Сложнее всего работать  с каменной реставрацией на улице. В этом году у нас была командировка в Великий Булгар, центр паломничества мусульманства. Мы работали в северном мавзолее, внутри которого находятся намогильные камни. До нас там была проведена лишь полевая реставрация, чтобы камни не разрушались. Камни были укреплены на растворе лет 15 назад. 

Нашей задачей было провести очистку загрязнений, сделать обессоливание (для этого накладывают компрессы из бумажной пульпы, которые нужно постоянно менять). Сложной оказалась расшивка старых швов, которые были довольно грубо залатаны цементом. Цемент нужно было убрать, открыть авторскую поверхность и сделать мастиковки ниже уровня, чтобы они были отличимы, но не закрывали авторские швы.

Недавно мы реставрировали «Рабочего и колхозницу» Мухиной. У нас была гипсовая рабочая модель, с которой непосредственно работала сама Мухина и с которой и делали бронзовую скульптуру на Мосфильмовской. Теперь отреставрированная модель находится в Музее архитектуры им. Щусева.

В нашей профессии очень важна преемственность. В реставрации так получается, что опыт накапливается очень долго. Надо постоянно присутствовать при работе, наблюдать. Есть много особенных методик, есть принципы, которые могут передаваться только от учителя к ученику.

Реставраторы: Cохранить ткань времени

Елена Семечкина, реставратор ткани, Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.


Реставратор ткани о том, что такое дублировка, куда пропала шаль Волконской, а также техника лицевого шитья.

Есть люди, которые почти всегда остаются в тени, но от которых многое зависит. Реставраторы как раз такие люди. «Московские новости» поговорили с мастерами, которые ежедневно спасают от разрушения скульптуры, книги, керамические изделия, изделия из кости, тканей и другие произведения искусства.

О технологии

— Ткань — самый многочисленный экспонат в музеях, однако и самый недолговечный. В музейных коллекциях есть и археологические ткани, и древнерусское шитье, и вышивки, и гобелены, и ковры, и одежда. Также есть экспонаты, в которых ткань является лишь составной частью: веера, мебельные обивки. Но далеко не каждый экспонат реставрируется: по статистике лишь один из тридцати объектов попадает в реставрационные мастерские.

Иногда поступивший предмет требует лишь консервации, иногда более глубокого вмешательства. Вначале мы очищаем ткань. Начинаем с механической очистки. Существует множество музейных пылесосов разной мощности и с разными насадками. Выбираются разные условия для очистки: через решетку или другую поверхность.

Перед водной очисткой делаются многочисленные пробы: выдержит ли ткань, не повредится ли краска. Промывка происходит либо в ванной, либо на фильтровальной доске через специальную подложку. Все ткани моются в дистиллированной воде. Никогда ничего не гладится, высушивается здесь же на столе. Дальше мы укрепляем ткань. Если она ветхая, мы подводим новую основу, используем так называемый метод дублирования.

Существует ряд тканей, которые уже оправдали себя в реставрации, и именно они становятся основой при дублировке. Обычно это шелк полотняного переплетения, очень тонкий газ. Как правило, его отваривают и окрашивают в тон памятника. Новую ткань либо прикрепляют при помощи термообработки, либо при помощи иглы.

Сложно работать, когда ткани объемные. В таких случаях встает вопрос о демонтаже. Но все же лучше сохранять хотя бы какие-то авторские швы, чтобы потом частично при обратном монтаже, по проколам, зарисовкам, аналогичной ниткой в авторской манере провести восполнение.

От древнерусского шитья до накидки Айседоры Дункан

— В XVII веке ткани привозили в основном из Италии и Франции. Их качество было очень высокое. Потом пошел Китай, а во время петровских времен стали развиваться наши мануфактуры. Качество ткани стало ухудшаться во второй половине XIX века, когда ткань стали выпускать в промышленных масштабах, тогда появились совсем другие технологии отделки.
Мы очень много работаем с древнерусским шитьем, сотрудничаем почти со всеми крупными музеями, где оно есть. Реставрируем покровы, плащаницы, пелены.

Расцвет древнерусского шитья приходится на XVI–XVII века, потом искусство начинает умирать, так как теряется технология лицевого шитья: когда лики выполнены шелком, а все остальное шелковыми или металлическими нитями.

Часто мы реставрируем народные северные платки, вышитые золотой нитью. Это платки примерно середины XIX века. Крестьянские девушки сами их вышивали, когда выходили замуж. Только что у нас была коллекция из мурманского музея: поморские платки, сарафаны и головные уборы-кокошники. Реставрировали мы редкие головные уборы, вышитые бисером на красном сукне, с очень четкой символикой. Когда бисер может отвалиться, мы его укрепляем, продеваем туда ниточку и в той же технике прикрепляем бисер обратно, а если его недостает, мы ищем аналоги. Сейчас делают бисер другой по размеру и цвету, но по технологиям он все тот же: стекло с солями металлов.

Интересно работать с костюмами. Как-то нам привезли реставрировать полный парадный придворный мужской костюм (камзол, жилет — мощный костюм) из кировского областного музея. Это был костюм конца XVIII века, вышитый, возможно, даже английской работы. Как правило, в таких экспонатах сильно разрушена подкладка из шелка. Подкладку мы всегда дублируем и делаем более плотной.

Еще у нас была накидка Айседоры Дункан, по-видимому, привозная, из Франции. Это была очень красивая парча, утепленная, подбитая ватином, с подкладкой и с пухом.

Сейчас мы реставрируем шаль княгини Марии Волконской. У этой шали интересная история. Волконская в 60-х годах XIX века подарила эту шаль одной женщине на свадьбу. Эта женщина потом разделила шаль на две части и подарила свои дочерям. Одна часть куда-то сгинула, а другая передавалась по наследству. Потом где-то в 60-х годах XX века эта семья принесла часть шали в музей декабристов в Иркутске. Но шаль почти сразу исчезла из экспозиции. Через несколько лет ее нашли и принесли продавать уже в другой музей, который связался с музеем декабристов и отдал шаль обратно.

Однажды мы реставрировали две царские куклы детей Николая II. Они попали к нам очень истрепанными. Одна кукла была с закрывающимися глазами, натуральными волосами, большого размера (около метра). Она была на шарнирах и говорила. На ней было очень много одежды, начиная с нижнего белья, кончая шелковыми платьями, косынками, бархатной шапочкой с золотой булавкой. Вот всю эту одежду мы постепенно реставрировали. Меняли и туловище, которое держалось на резинках. Вторая кукла — негритянка, играющая на арфе. У нее лицо было обтянуто натуральной кожей.

Реставраторы: «Нас часто сравнивают с зубными врачами»

Существуют этические принципы реставраторов: они не должны вводить
 в заблуждение посетителей, где предмет искусства, а где реконструкция

Екатерина Шаркова реставратор керамики, Всероссийский художественный
научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря.

Реставратор керамики о химии, физике и этике своей профессии.

Есть люди, которые почти всегда остаются в тени, но от которых многое зависит. Реставраторы как раз такие люди. «Московские новости» поговорили с мастерами, которые ежедневно спасают от разрушения скульптуры, книги, керамические изделия, изделия из кости, тканей и другие произведения искусства.

Между химией и йогой

Я реставрирую керамику с 1997 года. Лет семь-восемь назад мне стало интересно заниматься стеклом, так как у нас в стране были плохо развиты стекольно-реставрационные разработки: все клеевые композиции не отвечали необходимым запросам, клей всегда был заметен на стекле, лежал прямо на шве.

Нужно было искать новые материалы, я пробовала все подряд, потом вступила в секцию консервации стекла и керамики Международного союза музеев, поехала на свою первую конференцию и была поражена тем, что, оказывается, уже все придумали и без меня, нужно только начать пользоваться. Там я познакомилась со многими коллегами, получила мастер-класс от одного из главных стекольных реставраторов в мире.

Раньше реставраторами были художники и искусствоведы. Их обучали уже на месте, в мастерской. Это как у ремесленников — мастерство передается из рук в руки. А позже все изменилось, сейчас у тебя должно быть специальное образование, ты должен знать и сами вещи, и их историю.

Вначале я хотела быть искусствоведом, занималась современным искусством, но потом передумала. Реставратору нужно уметь работать руками, нужно терпение, как в йоге, усидчивость. Еще реставратор должен знать химию. В нашей профессии есть преемственность. Я преподаю в РГГУ уже лет шесть, лучших студентов беру к себе, мы работаем вместе. У меня тоже был свой учитель, когда я только начинала заниматься этим делом. У меня и папа реставратор.

Работаем мы совместно с физиками и химиками, делаем исследования, чтобы понимать, какие процессы происходили с объектом до повреждения, как это лучше удалять, чем лучше закреплять. Главная проблема — старение материалов и их жизнь на предмете во времени. Наша задача сохранять предмет как можно дольше. Нас часто сравнивают с зубными врачами, потому что мы отсекаем болезненную часть и заменяем ее на новую. Но каждое реставрационное вмешательство — это микроутрата. Мой отдел занимается реставрацией самой разной керамики: археологической, фарфора, майолики, пористой керамики.

В музеях часто все бьется, экспозиционеры так увлечены идеей сделать выставку красивой, что иногда не уделяют должного внимания самим объектам

Самый сложный реставрационный материал — археологический, потому что он несет в себе разные продукты, соли, известь, карбонаты, из-за которых на предмете поселяются бактерии, появляется плесень, засоленность. Например, если античная керамика находилась в раскопе или хранилась в условиях, не соответствующих музейной норме,  в ней начинают происходить процессы,  уничтожающие предмет. Есть совсем древние вещи, у которых съедена почти вся поверхность.

 Мы должны это все удалить и законсервировать, чтобы процессы дальше не шли. У каждого предмета есть свой реставрационный паспорт, мы описываем, как он выглядит, когда мы передаем его в музей, и даем рекомендации, как его хранить. В старых музеях это часто обычное проветривание. Если керамика склеена, то несоответствие расширения от температурно-влажностного режима может привести к тому, что предмет просто разорвет, в лучшем случае по тем же склейкам, в худшем — по-новым.

Очень часто все проблемы упираются в бюджет, на реставрацию музеи тратят очень мало денег, особенно периферийные. Для очень бедных музеев вещи реставрируются бесплатно. Мы работаем на все крупные музеи, кроме Эрмитажа. Не одно десятилетие сотрудничаем с музеем «Кусково», где находится самое крупное собрание керамики. Для выставок обязательно что-то должно реставрироваться. Кстати, в музеях часто все бьется, экспозиционеры так увлечены идеей сделать выставку красивой, что иногда не уделяют должного внимания самим объектам.

«Реставратор не должен заменять собой художника»

Сейчас мы используем в основном синтетические материалы, чтобы после реставрации предмет приобрел целостный вид, чтобы его эстетические и художественные свойства, заложенные первоначально, не были искажены. Существуют этические принципы реставраторов: мы не должны вводить в заблуждение посетителей, где свое, где не свое. Есть так называемые реконструкции: если на вазе одна ручка вместо двух, то мы по аналогии можем вторую ручку восполнить.

Все восполнения допустимы только при наличии аналогий. Мы должны найти такую же вещь или с этой же вещи сделать слепок, потом отливку, которая монтируется на место и тонируется в соответствии с нужным колористическим решением. Реставратор не должен заменять собой художника. По правилам реставрационная тонировка должна быть на полтона светлее, чем оригинал, чтобы не обманывать посетителя.

Один раз, например, я реставрировала женские статуэтки (Италия, III век) с отпечатками пальцев мастера, который их лепил

К процессу реставрации всегда относишься спокойно, но бывают сложные вещи, например миниатюры, которые сразу не получаются, нужно работать с бинокуляром и микроскопом, делать сложные расчистки. Нужно суметь расчистить, но при этом не удалить то, что внутри, особенно это важно при повторной реставрации. Интересно работать с археологией. Один раз, например, я реставрировала женские статуэтки (Италия, III век) с отпечатками пальцев мастера, который их лепил.

Есть процессы простые, отлаженные: склейки, тонировки, небольшие восполнения. При сложных процессах мы обязательно делаем пробы, чтобы не повредить реставрируемый объект. Раньше у нас не было экспертизы на подлинность фарфоровых изделий, теперь экспертиза состоит из двух частей: искусствоведческая и технико-технологическая. Для этого мы составляем базу эталонов.

Эта экспертиза проводится с помощью рентгенофлуоресцентного анализа, в результате которого мы узнаем состав массы. В XX веке было огромное количество подделок: много подделывали завод Гарднера, Попова, подделывали целые сервизы. Если есть какие-то сомнения по эстетическим параметрам, то их можно подкрепить только при помощи такого анализа. Мы в начале пути, но надеюсь, мы научимся все определять.

Древние казармы и порт обнаружены археологами рядом с пирамидами Гизы

Неподалёку от пирамид Гизы археологи обнаружили следы древнейших
 казарм, предположительно использовавшихся матросами или моряками 

Реконструкция древних казарм, показывающая, что военные жили и
 работали в трёхэтажном здании 

Также неподалёку был найден небольшой "бассейн". Предположительно,
здесь располагался порт

Казармы представляли собой сводчатые галереи

В другом месте, на территории Потерянного города, археологи также
обнаружили следы длинных зданий-галерей 
 
Место раскопок на карте 

Сломанное бедро гиппопотама, обнаруженное в 2012 году 

Археологи обнаружили доказательства тому, что неподалёку от пирамид Гизы располагался древний порт с казармами, которые могли быть домом для солдат и матросов. Ранее считалось, что на этом месте находился лагерь строителей знаменитых пирамид.

Специалисты из Ассоциации исследований Древнего Египта (AERA), базирующейся в американском штате Массачусетс, ведут раскопки на территории, расположенной примерно в полукилометре к югу от Большого Сфинкса, с 1988 года. В 2013 году они обнаружили множество костей животных. Вероятно, на этом месте в древние времена располагалась древняя бойня, а также кладбище (предположительно, рабочих, строивших пирамиды).

Хейт эль-Гхураб или "Потерянный город строителей пирамид" (Lost City) появился во времена царствования фараона Микерина примерно в 2550 году до нашей эры. Микерин был сыном Хафры и (возможно) внуком Хеопса. При нём же была построена пирамида Микерина, также известная как Нетьер-эр-Менкаур. По свидетельствам очевидцев, это была прекраснейшая из всех пирамид.

Однако более поздние находки вблизи этого места, недалеко от памятника, посвящённого, скорее всего, дочери Микерина королеве Хенткаус, дали основания предположить, что там раскинулся древний порт.

Археологам удалось обнаружить большой бассейн, который мог быть частью гавани или набережной. Эта гипотеза подтверждается тем фактом, что располагается искусственный водоём в километре от канала реки Нил.

Глава AERA Марк Ленр (Mark Lehenr) и его команда при раскопках порта обнаружили обугленные куски кедра, дуба и сосны, характерные для Леванта, области Восточного Средиземноморья, а также древнюю керамику из того же региона.

Материалы, использовавшиеся для строительства пирамиды, возможно, транспортировались по Нилу к этому порту и затем разгружались именно в обнаруженной археологами гавани. Например, неподалёку было найдено большое количество гранита, привозимого из Асуана − города, расположенного на южной границе Древнего Египта.

Там, где есть порт, должны быть и моряки. В другом месте на территории "Потерянного города" археологи обнаружили следы длинного здания, сохранившие очертания галерей. Возможно, оно использовалось посетителями порта. Учёные предполагают, что это были казармы, служившие домом для путешественников из Леванта или для войск, охранявших фараона и его семью.

Размеры галереи составляют примерно 35 метров в длину и 7 метров в высоту. Всего здание состоит из трёх этажей, на каждом из которых свободно могли разместиться по 40 человек. Предположительно, в этой казарме отдыхали не простые рабочие, а экипаж элитных судов.

В 2012 году исследователи обнаружили на территории "Потерянного города" сломанное бедро гиппопотама. В древнем Египте эти животные часто разоряли посевы, так что охота на них была чем-то вроде обязательного военного ритуала для придворной гвардии (мясо убитого бегемота затем употреблялось в пищу и считалось деликатесом). Так что эта находка подтверждает теорию о том, что казармы некогда могли принадлежать и солдатам.

Представители AERA сообщают, что общий размер древнего города можно сравнить с размерами почти десяти футбольных полей. По их мнению, развитие городского комплекса происходило достаточно быстро и заняло 35-50 лет и пришлось на время правления Хефрена и Микерина.

Храм, восстановленный в Митковицах при участии псковского бизнеса, откроется в августе этого года




Можно с уверенностью утверждать, что история деревни Митковицы разделилась на 2 периода:  425 лет и 3 года, причем последние три года  очень важны с точки зрения ее возрождения.  30 июля 2011 года на 425-летнем юбилее деревни Митковицы было принято решение восстановить на старом фундаменте часовню, как и полторы сотни лет назад, «всем миром» на собственные средства и пожертвования. 

В течение трех лет велась непростая работа, и сегодня Советом часовни принято решение о том,  Храм-часовня Илии Пророка в деревне Митковицы будет открыта и освящена 2 августа 2014 года, в Ильин день. 

Мы связались с инициатором и куратором проекта Валентиной Матюшкиной. Валентина Васильевна рассказала нам, что часовня, разрушенная во время Великой Отечественной войны, поныне сохраняет свою значимость для местных жителей. Часовня в свое время была единственным местом, где венчали, крестили, проводили выездные литургии (ближайшее такое место - в 11 км от Митковиц).

 «Сначала хотели строить новую церковь, но после было решено восстановить прежнюю, сохранив старый фундамент, на что и получили благословение. Помогали многие. Благодаря помощи руководства филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» с участка, прилегающего к  часовне,  была перенесена линия электропередач. Благодаря сообществу байкеров "Позитивная Механика" и лично Александру Бушуеву, на месте часовни был установлен крест.

Наши соседи из Эстонии: археологи Тартусского университета нашли фотографии военного времени, благодаря которым мы смогли восстановить прошлый облик часовни. Эти фотографии мы показали Дмитрию Кононову, директору ООО «12 месяцев». Дело в том, что мы его знаем уже не первый год. С организацией, которую он возглавляет, мы работаем в тесном контакте.

Обратились к ним еще в 2011 году: к юбилею деревни Митковицы он помог нам переиздать книгу о деревне и способствовал проведению праздника. Не отказал в помощи и здесь. Хотелось бы выразить огромную благодарность Дмитрию Викторовичу, многие вопросы он берет на себя, все проблемы решает быстро. Он пскович, но корни его - здесь, в наших краях. Звоню ему, объясняю: «Нам не хватает материалов» - через два-три часа нам уже везут все необходимое. Очень оперативно!»

Как сообщила Валентина Васильевна, сейчас здание уже подведено под крышу. «Морозы скинут - будем делать проводку, окна, пол - ближе к весне. На праздник  2 августа 2014 года  планирует приехать много народа, в том числе из Эстонии, Латвии - все, кто вносил посильную лепту в восстановление храма, потомки тех, кто когда-то жил в Митковицах. Так  получилось, что наш «народный проект» постепенно перерос в «международный», - добавила она.

Жители деревни Митковицы Печорского района Псковской области и соседних деревень просят неравнодушных людей оказать любую посильную помощь в восстановлении храма-часовни Илии Пророка . Даже добрый совет в этом деле будет неоценим. Желающие помочь могут обращаться к инициатору и куратору этого проекта Валентине Васильевне Матюшкиной по телефону: 8-911-883-45-96

Для справки

Митковицы - одна из старинных русских деревень Печорского района Псковской области. Первое письменное упоминание о Митковицах относится к 1585 году. Но люди здесь жили намного веков раньше - об этом говорят сохранившиеся до нашего времени древние могильники. Часовня Илии Пророка была построена в 1865 году на пожертвования крестьян деревни.

 В этой часовенке молились, венчались, крестили младенцев, отпевали усопших. К этой часовне заходил Большой Крестный ход, который начинался в пятницу после Вознесения из Печор, шел на Печки, из Печков в Сенно, затем в Изборск, из Изборска в Митковицы и снова в Печоры.

Во время Великой Отечественной войны часовня была разрушена. И хотя большинство ныне живущих в деревне видели только руины, оставшиеся от нее, название «Илиинская часовня» навсегда закрепилось за этим местом. Там, под плитами, до сих пор находятся захоронения священнослужителей и прихожан.

30 июля 2011 года на 425-летнем юбилее деревни Митковицы было принято решение восстановить на старом фундаменте часовню.  Местные жители получили благословение Владыки на строительство, объявили о сборе средств. Сегодня основные строительные работы закончены. Идет внутренняя отделка Храма-часовни.

НА МЕСТО РОЖДЕНИЯ БОГА УКАЗАЛА ЗМЕЯ


Мексиканские археологи сделали находку, которая подтверждает легенды ацтеков о месте рождения бога солнца и войны Вицлипуцли.

Профессор Национального института археологии и истории Мексики Фернандо Лопес Агиляр утверждает, что обнаружил гору Коапетек. Именно на её вершине, согласно преданию ацтеков, богиня земли и огня Коатликуэ родила бога Вицлипуцли. Место рождения бога Агиляр определил, сопоставив существующие письменные документы и данные археологических раскопок.

Гора, как утверждает учёный, находится в 30 километрах от археологического памятника Панью, в штате Идальго. В ходе раскопок на горе археологи нашли голову змеи и каменные зубцы, похожие на перья бога-колибри. Вицлипуцли переводится на русский язык как «колибри юга» или «колибри левой стороны». Название связано с тем, что мать бога Коатликуэ забеременела, положив себе за пояс комок перьев колибри, упавший на неё с неба.

Изначально важность Вицлипуцли для народов науа была невелика, но после появления империи ацтеков её правитель Тлакаелель внёс изменения в пантеон богов. Вицлипуцли был поставлен на один уровень с великими Кетцалькоатлем, Тлалоком и Тeскатлипокой, заняв место бога Нанауацина из легенд науа.

Под Анапой полностью исследованы две античные усадьбы и «варварский» могильник

Поселение Супсех. Строительные остатки.

Поселение Супсех. Фиксация строительных остатков. Рабочий момент.

Поселение Супсех. Строительные остатки.

Поселение Супсех. Зачистка керамического развала.

Поселение Супсех. Зачистка нижней части пифоса.

Поселение Супсех. Строительные остатки.

В ходе раскопок археологи, в частности, нашли винодельческий комплекс и около 240 монет.

В поселке Супсех, расположенном недалеко от Анапы, полностью исследованы две античные усадьбы и «протомеотский» могильник. Об этом в интервью журналу «Наука и жизнь» сообщил руководитель археологических работ, главный специалист-археолог ООО «Столичное археологическое бюро» Максим Меньшиков.

- «Наука и жизнь»: Максим, расскажите, где располагались памятники, которые вы исследовали? Как они соотносятся друг с другом?

- Максим Меньшиков: Они находятся в центре поселка Супсех, на двух всхолмлениях. На восточном холме мы открыли некрополь и античную усадьбу, которая частично перекрывает его. Еще одна усадьба была на западном холме.

- Расскажите подробнее о могильнике. Какие погребения вам удалось исследовать?

- Могильник предварительно датируется VIII—VI веками до нашей эры, ранний этап его связан с так называемыми «протомеотскими» древностями. Всего мы исследовали 14 могил. Находок в них не очень много, по большей части это бусы и металлические булавки.

«Ранние» могилы обложены внутри камням, но это еще не каменные ящики, скорее, просто обкладка могилы. Более поздние могилы совершены в «классических», аккуратных каменных ящиках. В некоторых из них были захоронены по два человека, прослежены следы неоднократного использования погребений.

- Неоднократного? Почему вы так думаете?

- В одной из могил находился скелет в скорченном положении, кости еще, как минимум, одного, а, возможно, и двух человек, были смещены к южной стенке погребальной камеры.

- Все ли погребения сохранились нетронутыми?

- Некоторые погребения были разрушены в античное время. Из одного из них изъят череп, при этом нижняя челюсть оставлена на месте. Не исключено, что первоначально погребений было больше, но часть из них при строительстве усадьбы уничтожили.

- А каким временем датируется эта усадьба?

- В усадьбе, расположенной на восточном холме, прослежены два строительных периода. Первый датируется V—IV веками до нашей эры. В это время усадьба состояла минимум из 4-5 помещений, врезанных в склон. Несмотря на то, что качество кладок высокое, сохранилось их немного, в основном они разобраны в более позднее время. В этом комплексе удалось, в частности, зафиксировать подвалы и очаг.

Какое-то время усадьба пустовала, но вероятно, период запустения продолжался не более 100 лет. Возможно, уже в IV веке до нашей эры на это холм снова приходят люди и строят новую усадьбу. Её планировка не совпадает с более ранней, часть стен «ранней» усадьбы была использована при новом строительстве. Интересно, что при исследовании «ранней» усадьбы были найдены 6 наконечников стрел.

- То есть она могла быть разрушена в ходе какого-то вооруженного конфликта?

- Может быть. Но уверенно говорить об этом мы пока не можем. Мы не нашли никаких других свидетельств военных действий.

- Долго ли существовала новая усадьба? Как она выглядела? 

«Поздняя» усадьба датируется IV—III веками до нашей эры. Она состояла из нескольких помещений, часть из которых была пристроена к общей длинной стене. С севера к комплексу примыкал большой двор, который был обнесен стеной. Во дворе мы обнаружили основания ям для пифосов, в одной из них нашли нижнюю часть пифоса.

Одно из самых интересных сооружений усадьбы — винодельческий комплекс. В него входила давильная площадка, обмазанная специальным раствором — цемянкой. На площадке были закреплены два хорошо обработанных камня. Вероятно, они служили опорой для пресса. Рядом с давильной площадкой обнаружена цистерна для сбора виноградного сока.

Она сохранилась на глубину до 1,20 метра. Цистерна сделана очень хорошо. Стены почти идеально ровные, дно имеет небольшой уклон, рассчитанный так, чтобы виноградный сок стекал в один из углов. В этом углу находилось углубление в виде воронки, из которого отчерпывались последние капли виноградного сока.

- А что было на западном холме?

На западном холме находилась еще одна усадьба IV—III веков до нашей эры. Нам удалось исследовать четыре помещения. В одном из них, вероятно, находился «склад». На полу этого помещения выявлены многочисленные углубления на дне для сосудов. В какой-то момент происходит перепланировка усадьбы, «склад» засыпают, на его месте существует новое помещение с очагом.

При строительстве усадьбы холм был подрезан. Несмотря на искусство строителей, они допускали ошибки: одна из стен, которая располагалась перпендикулярно склону, не выдержала давления грунта и проломилась внутрь помещения. Пришлось ее ремонтировать, частично перекладывать, ставить подпорки из мелких камней. Интересно, что при ремонте использовалась цемянка.

- Какие находки вы сделали? 

- Мы нашли около 240 монет, что довольно много для таких небольших поселений. На восточном холме монет было примерно в три раза меньше, чем на западном. Всего на музейное хранение будут переданы около 900 находок. Более половины из них - фрагменты чернолаковых сосудов. Следует отметить не менее 10 граффито (прочерченных надписей — Ред.) на столовой посуде.

Одной из самых интересных находок стал костяной трехлопастной миниатюрный наконечник стрелы, который является полным подражанием бронзовым наконечникам того времени. Очень малое количество находок из железа, к сожалению. Объяснить это можно местными особенностями грунта.

- Каков исторический контекст усадеб? Прослеживаются ли какие-либо связи между ними?

- Вероятно, обе они относились к сельскохозяйственной хоре Горгиппии (античный город, входил в состав Боспорского царства — Ред.). С обоих холмов хорошо просматривается современная Анапа, до Горгиппии — около 6 километров по прямой.

Безусловно, владельцы двух усадеб, которые находились недалеко друг от друга и какое-то время существовали одновременно, должны были быть знакомы. Думаю, что они были добрыми соседями. Интересно, что на западном холме цемянка использовалась только один раз, и исключительно для ремонта стены. Не исключено, что хозяин усадьбы позаимствовал раствор у своего соседа — тот регулярно использовал цемянку для ремонта в своей винодельне.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)