17 января 2014 г.

Древние скандинавы оказались любителями грога


Древние жители Скандинавии еще до нашей эры занимались изготовлением алкогольного напитка, аналогичного современному грогу. Результаты доказывающих это исследование опубликованы в издании Danish Journal of Archaeology; краткое изложение статьи приводится на сайте Университета пенсильванского музея археологии и антропологии.

Новые данные ученые получили с помощью биомолекулярных исследований археологических находок, сделанных на территориях современных Дании и Швеции: в частности, были изучены образцы чаш и кубков, обнаруженных в захоронениях, принадлежавших знатным людям исследуемых времен.

Полученные исследователями данные позволили утверждать, что грог жители Скандинавии начали изготавливать примерно за 1,5 тысячи лет до нашей эры. В основе технологии производства напитка лежало совместное брожение меда, ягод, а также зерновых культур, таких как рожь и пшеница.

По результатам исследований ученые также выяснили, что древние скандинавы употребляли вино, которое импортировалось из стран Южной Европы. В качестве консервантов для вина для его перевозок на большие расстояния торговцы из Скандинавии использовали сосновую смолу.

Археологи проведут раскопки на месте одного из древнейших христианских храмов Великобритании


Археологи займутся раскопками на месте одной из древнейших, а возможно, самой древней христианской святыни Великобритании - оратория святого Пирана, расположенного у Перранпота в юго-западной части Англии.

Как отмечается в информации агентства Kipa-Apic, здание, построенное в V или VI веке, было в 1980 году с целью его защиты от непогоды засыпано песком и окружено бетонным бункером. Теперь эксперты дали зеленый свет на проведение раскопок, которые планируется начать в феврале или марте.

Ораторий святого Пирана считается древнейшим каменным христианским храмом Британии. Его остатки были обнаружены в конце XVIII века. В 1835 и 1843 годах здесь были проведены первые раскопки, в ходе которых были обнаружены несколько скелетов, один из которых был без головы.

Согласно преданию, ораторий был освящен аббатом Пираном, который является покровителем Корнуолла. Флаг графства Корнуолл с изображением белого креста на черном фоне называют "флагом святого Пирана".

Пиран пришел в эти земли из Ирландии. По преданию, ирландские язычники привязали к нему мельничный жернов и сбросили с утеса в штормящее море. Море тотчас успокоилось, и Пиран благополучно добрался до песчаных пляжей в Корнуолле, которые сегодня называют Перранзабулоэ.

Пиран жил отшельником недалеко от Падстоу до того, как о нем узнали местные христиане. Они пришли к нему и попросили основать монастырь Ланпиран. Пиран стал в нем настоятелем. Святой Пиран считается покровителем оловянных рудников. Выплавка олова в Корнуолле была известна еще до захвата его римлянами.

По преданию, он был погребен в Перранзабулоэ. Впоследствии его мощи были обретены и розданы в разные храмы.

АРХЕОЛОГИ ИЗ ГЛАЗОВА (УДМУРТИЯ) НАШЛИ КЛАД С СЕРЕБРЯНЫМИ АРАБСКИМИ МОНЕТАМИ


Полсотни дирхемов — арабских монет, датируемых 9-м веком нашей эры, археологи раскопали в Глазовском районе. 

Точное место не указывают, чтобы не привлечь разного рода кладоискателей. Сам клад был зарыт неглубоко, всего в 30 сантиметрах от поверхности. Подобные монеты археологи находили и раньше, но отдельными экземплярами. 47 монет — такое количество в одном месте обнаружено впервые. 

Арабское серебро удмурты использовали не по назначению — монеты служили им в качестве украшений. По версии археологов, найденный клад был зарыт в землю примерно в 9 веке. Именно в это время монеты с выдержками из Корана стали появляться в Прикамье — их завозили иностранные путешественники.

Найденными монетами заинтересовались учёные из Санкт-Петербурга — они взялись изучать надписи на дирхемах. После прочтения арабских изречений они будут выставлены на всеобщее обозрение в музее Иднакар.

В Чечне возобновятся раскопки древнего городища


Археологические раскопки известного Алхан-Калинского городища в Грозненском районе Чечни начнутся летом этого года. 

Стационарное изучение этого важного для понимания хода развития исторических и культурных процессов на Северном Кавказе в I тыс. н.э. бытового памятника возобновится после многолетнего перерыва, подчеркнули в пресс-службе.

Отмечается, что в последний раз археологические исследования на Алхан-Калинском городище проводились в 60-х годах прошлого века. Рекогносцировочные работы в его окрестностях велись осенью прошлого года сотрудниками Центра археологических исследований под руководством Рашида Мамаева.

В раскопках, проведение которых запланировано на июль–август 2014 года, примут участие сотрудники Института археологии Российской Академии наук и археологической лаборатории исторического факультета Чеченского госуниверситета, а также студенты.

Раскопки станут первым шагом к созданию постоянно действующей Объединенной археологической экспедиции Академии наук ЧР и Чеченского государственного университета. Она сможет осуществлять различные масштабные проекты по изучению археологических памятников на территории Чеченской Республики.

Фонды Братского музея пополнились артефактами от эпохи палеолита до бронзового века


Необычные артефакты от эпохи палеолита до бронзового века пополнили фонды городского музея Братска. Все они собраны с побережья Братского водохранилища местными краеведами и археологами. Сейчас ученые обрабатывают поступившие артефакты, в основном – это орудия труда. 

Наиболее интересные из них принес в музей археолог Геннадий Уткин, он собирал их многие годы. Сейчас его дело продолжают молодые специалисты. По их словам, самая интересная находка – костяная рыбка-приманка. В Иркутской области таких обнаружено всего несколько штук, сообщает в середине января 2014 года Братская студия телевидения.

«Это не просто скульптурка, ее использовали в рыболовстве. Она имеет ряд отверстий – внизу и сверху. За эти отверстия ее привязывали на веревки. И могли выплывать на Ангару на лодке, опускать ее в воду и, маневрируя этими веревочками как куклой, изображать, имитировать движение рыбы. На это соблазнялась более крупная рыба, ее убивали гарпунами», – поясняет заведующий научно-экспозиционным отделом музея «Ангарская деревня» Максим Глушенко.

Также собрана коллекция топоров и ножей эпохи неолита. Некоторые из них сделаны из полудрагоценных камней, например, из нефрита. Из этого камня в древности делали и украшения. Археологи находили артефакты из Прибайкальского нефрита даже в Карелии.

«Камень этот был очень ценный в те времена. Он плохо поддаётся скалыванию. Но прекрасно шлифуется. И поэтому он более близок к металлу. И если вдруг затупилось каменное орудие из другого материала, его необходимо подновлять, всё время обкалывать. Оно быстро стачивается, приходит в негодность. А нефрит можно было чуть-чуть подшлифовать и пользоваться им снова», – рассказывает Максим Глушенко.

Из другого каменного сырья изготавливали миниатюрные наконечники стрел. Такую работу можно признать ювелирной. Перечень видов орудий труда был весьма разнообразным. К другим интересным находкам относятся древние керамические сосуды. Довольно редко археологам удается находить достаточное количество черепков, чтобы склеить почти целый горшок.

 А вот обрабатывать дерево, например, приходилось разными орудиями. В том числе и топорами. С ушками. Количество таких редких находок в музее за год выросло почти на тысячу. Вот только показать их братчанам в ближайшее время не удастся. В городе нет для этого выставочных площадей, поэтому ученые ищут средства на строительство археологического павильона в Ангарской деревне.

В Перу обнаружены останки двух странных человекоподобных существ с огромными головами

Высота черепа 50 сантиметров. Остальное тело - тоже 50 сантиметров.
 Все существо, стало быть, метр? 

Существо человекоподобное, считают антропологи. Но не человек. 

"Вылитый инопланетянин", - так отзывается о своей находке Ренато Давила Рикельме (Renato Davila Riquelme)  антрополог из перуанского музея в городе Куско  на юго-востоке страны (Privado Ritos Andinos museum in Cusco). 

А нашел он странные - мумифицированные -останки. Выкопал рядом с городом Андахуайлилас (Andahuaylillas) южной провинции Перу  Квиспиканчи (Quispicanchi). Знаменитое плато Наска, неизвестно кем изрисованное гигантскими рисунками, в той же стороне. 
 
Подробности раскопок ученый не сообщает. Но находки показывает. Голова одной мумии - огромная. От подбородка до темечка -  50 сантиметров. Столько же - нижняя часть тела. Глазницы - гораздо шире, чем у обычных людей. Мало того, что у черепа нечеловеческий размер  - он еще и сильно вытянут назад . 
 
Вторая мумия, фото которой Рикельме, к сожалению, не предоставил, маленькая - порядка 30 санитиметов вместе с головой. И неполная. Но как раз она не сильно удивила. Ученые опознали в ней недоношенный плод. Он был завернут в "ткань" напоминающую останки плаценты. 
 
Вторые же мощи шокировали и удивительными пропорциями, и некоторыми мелкими подробностями. Зубы у "большеголового" - как у взрослой особи. А темечко - открытое, незаросшее, как у младенца. 
 
По словам Рикельме, ему в помощь - для продолжения исследований - приехали три антрополога из Испании и России. Но они якобы уже признали, что загадочные останки принадлежат отнюдь не людям. То есть, перуанский антрополог намекает, что нашел мумии инопланетян. По крайней мере одного - того, что крупнее. 
 
- Признаю, что подобное предположение выглядит экстравагантно, - добавляет Рикельме. - Но ведь очевидно, что "большеголов" не соответствует ни одной этнической группе, живущей на нашей планете. 
 
Если верить перуанцу, то в правой глазнице 50-сантиметрового черепа сохранилось вещество глаза. Есть надежда, что можно будет провести анализ его ДНК. И тогда окончательно прояснить, кто там инопланетянин. 

Находки археологов указывают на существование доселе неизвестной цивилизации




Старший геолог Исследовательского геотехнологического центра при Индонезийском научном институте Дэнни Натавиджйа заявляет, что всё, что мы знаем об истоках нашей цивилизации, может быть неверным.

«Древние истории об атлантах и других великих утерянных цивилизациях доисторической эпохи, которые давно считаются мифами, всё больше начинают походить на правду», говорит он, передает Gearmix.ru. Доктор Натавиджйа исследовал стометровую ступенчатую пирамиду, расположенную в горной долине в нескольких сотнях километров от города Бандун на Западной Яве в Индонезии.

Эта пирамида была известна археологам с 1914 года, когда среди джунглей на вершине местной горы были найдены мегалитические структуры из столбового базальта. Местные аборигены почитают этот комплекс священным и называют его Гунунг Паданг, что означает «Гора Света», или «Гора Просветления». Вершина горы, вокруг которой на пяти ярусах расположены древние мегалиты, использовалась как место медитации с незапамятных времён.

Однако ни археологи, ни местные жители не знали, что эта пирамида на самом деле является пирамидой. Считалось, что это естественный холм, немного изменённый человеческой деятельностью, пока Натавиджйа и его команда не приступили к геологическим исследованиям в 2011 году. К тому времени вершина горы уже давно была расчищена от растительности и мегалитические террасы были признаны рукотворными и чрезвычайно древними – однако они никогда не подвергались радиоуглеродному анализу и их истинный возраст был неизвестен.

Первые радиоуглеродные датировки поверхностных мегалитов были проведены самим Натавиджйей и показали интервал от 500 до 1500 лет до нашей эры. Однако когда с помощью бурильных установок они смогли получить образцы с гораздо более глубоких слоёв – их ждал сюрприз.

Во-первых, извлечённые пробы – частицы столбового базальта – показали, что глубоко под землёй находятся другие рукотворные мегалитические структуры. Во-вторых, органические материалы в полученных образцах показывали всё более древние датировки по мере продвижения вглубь – 3000-5000 лет, затем 9600, затем 11000, затем 15000, и наконец, с глубины 30 метров были получены образцы возрастом в 22000 и более лет…

Японцы раскрыли технологию древних цивиллизаций

Огромных истуканов острова Пасхи передвигали и устанавливали с
помощью звуковых волн, создаваемых ритуальными песнопениями

Ученые из Токийского университета создали аппарат, который с помощью звуковых волн поднял в воздух кубик от детского конструктора и поставил его на вершину пирамидки. Испытатели уверяют, что вскоре смогут точно так же манипулировать предметами любой массы и объема. Осталось только научиться подбирать звук определенной частоты и мощности. Акустическая левитация изучается наукой довольно давно. 

Но именно в этом эксперименте профессора Йоичи Очиэй впервые удалось не просто поднять предмет, а контролировать его передвижение в пространстве с точностью до миллиметра. Исследователи не исключают, что подобная технология использовалась при строительстве мегалитических сооружений древности: египетских и мексиканских пирамид, Стоунхенджа и истуканов острова Пасхи.

В различных манускриптах описано, как жрецы с помощью ритуальных песнопений и игры на медных трубах поднимали с земли огромные каменные плиты и водружали их друг на друга. Раньше археологи сомневались в исторической достоверности этих сведений, но после удачи японских ученых им, видимо, придется изменить свое мнение.

В Антарктиде группа археологов разбудила посланника Ада


Ужасная новость пришла со станции Ноймайер, расположенной в Антарктиде. Как расскзаали местные ученые, на станции геологи изучали образцы ледяного керна. Специалистами были зафиксированы микроволновые излучения, эпицентр которых расположился в 100 футах под ледяной поверхностью.

 Позже 7 человек из 18 участников экспедиции получили радиационное отравление. Остальные геологи еле справились с безотчетным страхом. На помощь пришло подразделение американских инженеров, которые в настоящее время пытаются понять, что именно вызвало временное радиационное заражение. 

Музей гвоздей. Художник решил собрать «историю России в мелочах»

Евгений Канаев показывает самый большой ржавый гвоздь в своей
коллекции.

Творческая мастерская заполнена старыми вещами, как кабинет
Плюшкина. 

Многочисленные стеклянные ёмкости появились в коллекции первыми. 

Евгений Канаев говорит, что даёт предметам вторую жизнь. 

Евгений Канаев говорит, что любит находиться среди старых вещей. 

Фотохудожник радуется, когда музей пополняется необычными атрибутами. 

Евгений Канаев в детстве мечтал стать художником.

Экспонаты для музея Евгений Канаев собирает в заброшенных домах,
покупает на блошином рынке, а также получает в подарок.

Сломанная пишущая машинка найдена в одном из старых домов Казани.

Деревянные колодки для обуви принадлежали сапожнику. 

Железный «крокодильчик» предназначен для подгона размера пробок.

По старым фотографиям можно узнать об эволюции моды, а также об
изменении человеческих ценностей.

Деревенский мастер украсил икону цветами.

В Музее ржавых гвоздей большая коллекция старых ключей. 

Фотохудожник Евгений Канаев называет свою мастерскую Музеем ржавых гвоздей. За десять лет он собрал здесь целую коллекцию раритетов: сотни стеклянных пузырьков, ржавые ключи, старинные фотографии, дневники начала XX века, сломанная пишущая машинка. Творческая мастерская известного казанского фотохудожника наполнена не запахом красок, а духом старины. 

В маленькой комнате, похожей на чердак или хранилище древностей, стоит письменный стол и диван для отдыха. Подоконник, стены, шкаф заполнены разнообразными предметами из ржавого железа и полусгнившего дерева. Некоторые из них можно встретить только в старых деревенских домах, но часть уникальны.

На одной из полок стоит бюст Ленина — раритет, который несколько десятилетий назад был самой рядовой вещью в любом госучреждении. Возле стены аккуратно подвешены колодки для изготовления обуви, с потолка свисают лампы, на многочисленных полках — портсигары, чайники, телефоны и многое другое.

В Музее ржавых гвоздей не проводят экскурсии. Здесь нет никаких каталогов. Сам Евгений Канаев на вопрос «зачем вы это собираете?» отвечает: «Мне нравится», — а о будущем всех «ценностей» не задумывается.

Осколки старины

 «Я начал собирать коллекцию для того, чтобы снимать натюрморты, — рассказывает Евгений Канаев, показывая на аккуратно расставленные стеклянные пузырьки разных форм. — Стекло красиво смотрится, поэтому фотографы часто его снимают. Прежде эти старинные изделия выдували стеклодувы. В некоторых флаконах сохранились ароматы французских духов».

Поначалу художник ни на что, кроме бутылок, склянок и прочей «стеклотары», внимания не обращал, а затем стал собирать всё подряд. Теперь в маленькой творческой мастерской негде яблоку упасть: в коллекции Евгения Канаева около тысячи экспонатов. Здешний письменный стол с фигурными ножками — тоже находка. А венские стулья Канаев нашёл сломанными. Починил.

Интересно, что все эти предметы художник не фотографирует и никак не применяет в деле. Хранит для истории — ведь зачастую рядовой предмет может рассказать о прошлом, о людях эпохи больше, чем учебник истории. Так рождается «история России в мелочах». Музей ржавых гвоздей находится в одном из старейших зданий в центре Казани. Евгений Канаев специально арендует помещение под творческую мастерскую.

Добродушный художник приглашает каждого пришедшего в мастерскую гостя пить чай с  мёдом. Отрывая от пучка душицы соцветие, кладёт в чайник и продолжает свой рассказ: «Все эти вещи — результат ручного труда и поэтому хранят в себе особое тепло. Я прихожу сюда отдыхать. Каждый экспонат здесь — чья-то судьба и жизнь. Мне становится хорошо от мысли, что всё не исчезло безвозвратно».

 «День без фотографии потрачен зря»

 «В детстве я мечтал стать художником, но особого таланта у меня не было. Я с завистью всматривался в окна художественной школы, но у других детей рисовать получалось намного лучше, — вспоминает Евгений. — Но однажды я нашёл выход из ситуации. К моему 15-летию мама подарила мне долгожданный фотоаппарат, и я начал снимать всё вокруг. Считал, что день, прожитый без фотографии, потрачен впустую».

Закончив Марийский политехнический институт по специальности «инженер-конструктор», Евгений Канаев устроился на завод и занимался любимым хобби  в фотостудии. С опытом приходило мастерство. Сегодня он победитель различных конкурсов, работы казанского фотохудожника выставляются на персональных выставках.

Кладоискатель

Коллекция старинных вещей Евгения Канаева пополняется регулярно: что-то художник покупает на блошиных рынках или в антикварных лавках, иногда интересные экспонаты дарят друзья. Но чаще всего Евгений находит их в полуразрушенных городских домах или в избах заброшенных деревень. Фотохудожник любит бродить по таким местам в поисках удачного кадра.

«Я не первым посещал развалины, поэтому мне доставалось всегда всё никому не нужное и ржавое. В моём музее вы не найдёте антиквариата», — говорит он и подчёркивает, что даёт предметам вторую жизнь. Стены домов, в которых лазил Евгений, вот-вот могли обрушиться. В некоторых помещениях жили бомжи, которые часто смотрели на художника, как на сумасшедшего.

Евгений показывает на деревянные колодки для пошива обуви — детской и дамской, с каблучком — и говорит, что, вероятно, они принадлежали сапожнику из Старо-Татарской слободы. В углу комнаты стоят несколько икон, тоже найденных в заброшенных домах. Одна из них на дереве и  изъедена жучком-древоточцем. «Вот эту икону, наверное, деревенский умелец писал, — достаёт одну из них Канаев. — Видите, украсил образ рисунком цветов. Такого вы нигде не увидите».

Есть в коллекции Евгения Канаева предметы, предназначение которых ему непонятно. Например, художник долго ломал голову, чему может служить железный «крокодильчик». Оказывается, это приспособление для обжима пробок различной величины, которые использовались много раз, например, в аптечных пунктах.

Старые фотографии могут многое рассказать о жизни предыдущих поколений

Старых фотографий в музее набралась столько, что Евгений начал разбираться в фотомастерских, существовавших в Казани в начале XX века. «В прошлые столетия посещение фотоателье было целым событием. В этот день люди наряжались, потом долго рассаживались перед объективом, слушались указаний фотографа и ждали, пока «вылетит птичка».

Посмотрите, какие у них красивые лица. Женщины одеты в платья простого кроя, у них своеобразные причёски. Но, несмотря на сложную эпоху войн и нехватки продовольствия, они все выглядят счастливыми, — резюмирует Евгений Канаев, достаёт снимок большой семьи Казаковых и сдувает с него пыль. — Судя по одежде, это фотография XIX века».

Такие памятные фотографии должны храниться в каждой семье, уверен фотохудожник. Можно выбросить книги, подарки, памятные сувениры, но хранить семейные фотографии и знать прадедов в лицо должен каждый.

«По архивам старых снимков я узнаю об эволюции человеческой моды и изменениях в фотоискусстве, — добавляет Евгений Канаев. — Мне нравится смотреть на них. Люди кажутся более романтичными, с какой-то стержневой идеей в голове. На их лицах нет сегодняшней суеты».

Предметы быта — как часть истории семей

Экспонаты музея «говорят» и об истории страны. Например, Евгений Канаев нашёл продуктовые карточки военного и послевоенного времени и письмо с фронта. «Новиков Вячеслав Анатольевич пишет 22 декабря 1942 года своей матери Анфисе по адресу: Казань, ул. Лобачевского (номер дома не виден под почтовым штемпелем). В его письме сообщение, что с ним всё хорошо и что он безумно любит родных. Ничего про бои и сражения. Видимо, красноармеец знал, что цензура не пропустит такое письмо», — объясняет мужчина.

Справка

С 2000 по 2011 г. в Казани снесены более 40 памятников истории и культуры, из 9 гражданских зданий XVIII века. В 2007 году для сохранения исторического облика Казани была разработана программа «Мирас» (Наследие).

Есть в Музее ржавых гвоздей и предметы, принадлежавшие известным семьям. «В доме, где раньше жила семья писателя Василия Аксёнова, я нашёл много старых газет и среди них — издания первых дней революции. Например, хорошо сохранилась газета, где есть „Декрет о земле“», — комментирует коллекционер.

 Дом на улице Карла Маркса долго стоял в разобранном состоянии, так что каждый желающий мог проникнуть в помещение. Позже он был отреставрирован. В 2009 году здесь был открыт Дом-музей Василия Аксёнова. В доме на улице Калинина, где с 1898 по 1905 годы жил Велимир Хлебников, художник нашёл изразец печки, когда-то обогревавшей  поэта. Сам памятник архитектуры был снесён в 2004 году.


В Музее ржавых гвоздей большая коллекция старых ключей. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова
Интереса к коллекции Евгения Канаева учёные и музейные работники не проявляют. В Музей ржавых гвоздей, который сейчас находится в арендованном помещении, часто приходят люди, просто желающие окунуться в старину. Денег за это художник не берёт, и сам с удовольствием рассказывает об истории вещей.

 Что будет со всеми экспонатами в будущем, Евгений Канаев не знает, но продолжает пополнять коллекцию новыми атрибутами. «Все эти предметы — символы недавнего прошлого — скоро исчезнут и канут в небытие, — признаётся фотохудожник. — О городе и людях можно будет узнать только из книг и из фотографий. Сегодняшние люди живут только настоящим».

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)