16 декабря 2014 г.

Тверская история хранится в Ватикане



Историк Вячеслав Воробьев — о личности князя Михаила Тверского.

5 декабря Тверская область отмечала День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского, трагически погибшего в Орде и считающегося покровителем города Твери. В областном центре несколько лет назад был установлен памятник князю, регулярно озвучивается идея установить монумент в его честь и в Москве. 

Вокруг имени Михаила Тверского выстраивается новый городской миф: о святом и выдающемся политике, павшем жертвой коварной Москвы и отдавшем жизнь «за други своя». О реальной исторической личности, о политике и человеке Михаиле Тверском «Русская планета» поговорила с известным краеведом, историком и археологом, профессором Вячеславом Воробьевым.

– Вячеслав Михайлович, каким он был, наш тверской князь?

– Начну с того, что никто и никогда не пытается оспорить его церковное титулование. Михаил Тверской — святой благоверный князь, как, кстати, и Александр Невский. Он был канонизирован в 1547 году, и, как православный человек, я считаю это решение правильным. Михаил Тверской достоин этого статуса, потому что погиб среди иноверцев, смерть была насильственной, и князь не предал христианскую веру.

Но личность его имеет несколько ипостасей: не будем забывать, что он был и светским человеком, региональным политическим деятелем эпохи раннего Средневековья. В то время были иные представления о морали. Как сказали бы сейчас, люди жили «по понятиям», в рамках обычного права — то есть права, основанного на обычае. Сдерживающими моментами было воспитание, политические традиции того или иного княжества и, конечно, личностные качества. Нужно учитывать также, что в начале XIV века, когда жил Михаил Тверской, Русь оказалась под суверенитетом Орды, и приходилось приспосабливаться к этой ситуации.

Иногда Михаила Тверского пытаются титуловать Великим князем Всея Руси. Но этот титул если и звучал, не имел под собой никакого реального наполнения — как звания «Человек года», которые раздаются сейчас многочисленными организациями. Ни власти, ни особых атрибутов этот титул не давал. Так что те, кто считают Михаила Тверского выдающимся политическим деятелем, с самого начала подменяют понятия.

Кем должен был быть в то время любой князь? Ну конечно, хорошим воином. А теперь приведу факт: Михаил Ярославич не выиграл ни одного сражения. Два похода на Москву, поход на Новгород закончились неудачами. Об одном из походов на Новгород нужно упомянуть особо: в зимнее время тверское войско заблудилось. В результате князь с ближайшим окружением были вынуждены вернуться домой, а войско было брошено, замерзло и погибло. Это документально подтвержденный факт.

– А как же знаменитая Бортеневская битва, которой многие тверитяне гордятся как первой победой над татарами?

– Во-первых, никто не знает, где она произошла. Бортенево —  что это такое? Деревня, село, урочище? В летописях об этом не упоминается. Пятнадцать лет назад археолог Александр Хохлов и его сотрудники попытались пролить свет на эту загадку. В итоге родилось предположение, что Бортенево — не название населенного пункта, а термин. И означает он бортное место, то есть место, где собирают мед. Тогда археологи попытались картографировать бортные места: насчитали только в окрестностях несколько десятков. Боюсь, идентифицировать данное место невозможно.

А теперь пару слов о самом сражении. Дело в том, что речь идет о схватке дяди и племянника за ярлык на великое княжение. В последние годы часто говорится и пишется о том, что Юрий Данилович пришел на битву с татарским отрядом Кавгадыя. Пора пояснить: это был не военный отряд, а посольский конвой. Как утверждают специалисты по Золотой Орде, в конвой не могло входить больше восьмидесяти человек: обычно было меньше. И даже в Средневековье, и в Европе, и на Руси, и на Востоке посольские конвои были неприкосновенными. Они не участвовали в битвах. И никто не осмелился бы их атаковать.

Так что случайно оказавшийся на месте битвы татарский конвой просто подождал ее окончания и отправился вместе с войском князя в Тверь. А ехал Кавгадый совершенно по другому вопросу — как сейчас бы сказали, финансовому.

– В чем он заключался?

– Произошло следующее: в Тверь свозили дань из нескольких княжеств, а затем она передавалась в Орду. Но Кавгадый обнаружил, что размер полученной дани не совпал с ее запланированным объемом. Сумма не сошлась, и он хотел выяснить, куда девались деньги.

Но беда не приходит одна: в Твери в начале зимы умерла жена московского князя Агафья, сестра хана. Некоторые краеведы утверждают, что именно из-за князя [Михаила] вызвали в Орду, где он и погиб. Все было намного проще: князя позвали на суд в Орду, чтобы прояснить денежный вопрос. Суд длился два месяца, а завершился трагедией. Князь был заколот. Утверждать, что убийца был подослан московским князем, мы не можем. Но, безусловно, ему была выгодна смерть Михаила Тверского.

– Как случилось, что вокруг образа князя затем появилось столько легенд и мифов?

– Хочу отметить важный момент: да, Михаил Тверской был канонизирован и, безусловно, почитался как святой — наряду с другими. Но это не идет ни в какое сравнение с тем мощным городским мифом, который начал выстраиваться в Твери, начиная с девяностых. Предположу, что в этот период мы очень нуждались в региональном герое. Михаил Калинин был развенчан, и на смену ему пришел князь Михаил Тверской.

Еще раз повторюсь: как человек православный я, безусловно, считаю князя святым. Но как историк не могу умолчать о некоторых фактах биографии — человека и политика.

В 1304 году московская и тверская партии лоббировали своих митрополитов на владимирскую кафедру. Михаил Тверской написал письмо вселенскому Патриарху в Константинополь, очернив противника своего протеже. Приведенные факты стали проверять, вскрылась клевета. Патриарх принял решение не предавать князя церковному суду, хотя эта угроза была вполне реальной. За князя вступился и «оклеветанный» — московский митрополит Петр.

А вот еще один малоизвестный горожанам факт: в 1304 году князь Михаил Тверской очень сурово наказал новоторов, которые проявили недружественные чувства по отношению к Твери. Он собрал войско и пошел на Торжок. Никогда, ни до, ни после этого похода город не переживал такого разорения. Ни икон, ни рукописей князь не вывез: все было уничтожено, сожжено. Об этом рассказывают русские летописи. Добавлю: в Торжке никогда не было ни одного престола, ни одной часовни во имя святого благоверного князя. И вряд ли они когда-нибудь появятся — по понятным причинам.

– Князя часто хвалят за то, что именно благодаря ему в Твери возродилось русское летописание.

– Не благодаря ему, а при нем. Дело в том, что когда войско Батыя отправилось на русскую землю, оно продвигалось довольно медленно, и часть населения, в том числе образованные, обеспеченные люди, успели покинуть лежавшие на его пути города, и вывезли капиталы. Эти беженцы дошли и до Твери. Речь шла об элите, и есть предположение, что именно благодаря ей через два поколения в Твери возродилось летописание.

А вот за что действительно нужно быть благодарными Михаилу Тверскому — так это за открытие монастыря, где жили и заодно обучали тверитян иконописи, богослужению, письму византийские монахи. Они писали летописи. И можно не сомневаться: были предельно объективны, ведь местные монахи подчинялись только Вселенскому патриарху и никак не зависели от князя. Известно, что летописи в свое время отправились в Рим —как доказательство учености русских. И с тех пор бесследно пропали для отечественных историков.

В 1948 году Вячеслав Иванов, являвшийся директором библиотеки Ватикана, передал через дипломатов других стран представителям СССР, что он нашел тверские летописи. А в 1958 году в Италии был опубликован текст иерусалимского устава, написанного в Твери в 1317 году. Откуда мог взяться этот документ? Что он делает в Италии?

Рождается простая догадка: где-то в Ватикане хранится целый фонд, и тверской Устав — из него. Было бы крайне интересно найти эти летописи и сравнить то, что писали о периоде княжения Михаила Тверского византийские монахи и их современники, русские летописцы. Возможно, это прольет свет на многие загадки, связанные с личностью трагически погибшего тверского князя.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2889) Россия (2763) музей (1070) археология (806) раскопки (723) Украина (447) палеонтологи (434) университет (402) Крым (387) Китай (361) Египет (309) археолог (288) артефакты (273) США (238) Израиль (235) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (162) Германия (159) Мексика (139) монеты (139) Америка (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Англия (115) Великобритания (115) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (109) Африка (105) Керчь (103) Иерусалим (102) гробница (102) курган (102) Перу (101) артефакт (98) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (79) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) Грузия (42) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) бронзовый век (41) книга (41) Новосибирск (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) мозаика (35) Одесса (34) майя (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) церковь (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Башкирия (23) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)