16 апреля 2014 г.

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе




Мужской узкий кожаный пояс с серебряным или металлическим гарнитуром, который надевали поверх черкески или бешмета, - предмет гордости кавказского горца.

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе, - Наима Нефляшева«Бешмет - писал о комплексе мужской одежды в Дагестане историк XIX века Н. Дубровин, - застегивается крючками, а черкеска, обрисовывающая стройную талию мужчины, туго перетягивается кожаным поясом с металлическими украшениями, а у людей богатых и зажиточных с серебряным убором. Спереди на поясе висит кинжал: у богатого оправленный в серебро, а у бедного без всякой оправы. 

Кинжал не снимается никогда, даже дома. Туземец, скинув черкеску, опоясывает себя поясом с кинжалом поверх бешмета». Пояса представляли собой узкие кожаные или шелковые ленты с металлическим набором (пряжка, наконечник, обоймица, бляшки и др.). Пряжки, наконечник, бляшки и другие серебряные элементы пояса покрывались гравировкой с чернью. В редких случаях употреблялись целиком металлические из бронзы и реже из золота пояса-цепи.

Узкие ремни с железным или медным набором были найдены на Северном Кавказе в уже средневековых склепах. Этнограф Е.Н. Студенецкая приводит определение археолога Е.И. Крупнова: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом».

Е.Н. Студенецкая дала классификацию мужских поясов: «По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока. Во второй половине XIX - начале XX века более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником.

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе, - Наима НефляшеваПояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу.

Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными, бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.

К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальник или жирница - прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота».

Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое главное - на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее».

Для взрослого мужчины появление «неподпоясанным» априори невозможно, такое могли позволить себе только глубокие старики или дети. Пояса широкие матерчатые были допустимы для стариков, служителей мусульманского культа, а также мужчин в трауре. Матерчатыми поясами могли подпоясать бешметы, но черкески - никогда.

Конструктивно пояс подчеркивал стройность фигуры (известно, что в традициях Северного Кавказа мужская полнота осуждалась и высмеивалась), а семантически пояс был частью мужского воинского дискурса, так как был связан с оружием, с кинжалом прежде всего.

Кинжал является обязательным элементом, частью национального костюма всех народов Северного Кавказа. Один из первых черкесских историографов, офицер Хан-Гирей отмечал: «Это оружие можно, так сказать, причислить к верхней одежде черкеса, в особенности у лучших воинов высшего класса, ибо они только снимают с себя кинжал тогда, когда скидают верхнее платье. Черкес ест, пьет, говорит, забавляется всегда с кинжалом на поясе (курсив мой – НН) и спит, имея его под своим изголовьем, следственно, он вечно вооружен».

Слово «опоясаться» означало «взять в руки оружие». У народов Северного Кавказа был выработан этикет ведения войны, основанный на распространении понятий чести, доблести, достоинства на противника. Наивысшего развития и детализации такие нормы достигли у черкесов. Современный историк и этнограф Асланом Марзей писал об этом: «Фундаментальные принципы адыгской этики – человечность, почтительность, честь, совесть – адыги распространяли и на военную сферу, считая недопустимым войны без правил, без соблюдения этих принципов».

О традиционных мужских поясах на Северном Кавказе, - Наима НефляшеваИсследователи, прежде всего А. Марзей и З. Доде, считают, что в средние века количество металлических накладок, их форма, орнаментация и взаимное расположение представляли собой сложную систему, в которой была закодирована информация. Люди могли «читать» пояс, как открытую книгу, и сразу же понять многое о его владельце – его этнической принадлежности, социальном статусе, месте в воинской иерархии и боевых заслугах. В частности, у черкесских дворян на поясе висела только одна серебряная бляшка. С течением времени информационные функции поясов были утрачены.

Как любой атрибут северокавказского костюма, пояс играл не только семантическую, но и утилитарную роль. Исходные формы металлических бляшек на «кавказском» поясе – это вещи сугубо бытового назначения: пороховница, кресало, шило и др. Со временем, когда необходимость во всех этих предметах отпала, они превратились в декоративные детали. Пояс символически заключал человека в круг, поэтому выполнял и охранительную функцию.

Интересно, в костюме имама Шамиля одновременно присутствовали и повязанная чалмой папаха, и традиционный кавказский пояс. Исследователь вайнахского костюма З.И. Хасбулатова приводит великолепный пример, в котором ярко отражены возможности невербальной коммуникации с использованием пояса: “Во время нахождения имама Шамиля в плену к нему явился посыльный с известием о рождении у Александра II наследника. Шамиль снял с себя пояс, на что никто не обратил внимания. Но когда Шамиля стали упрекать в том, что он якобы не обрадовался такому событию и не одарил гонца за радостную весть, он ответил, что разве мало обещания наследнику – быть союзником, а не врагом...”.

Металлические наборы для поясов часто делали мастера из Дагестана, занимавшиеся отходничеством в городах и селах Северного Кавказа. 

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)