25 сентября 2013 г.

АРХЕОЛОГИ НАШЛИ НА ЮГЕ ТУРЦИИ ГОЛОВУ АФРОДИТЫ


 Археологи из американского университета Небраски-Линкольна обнаружили на юге Турции фрагмент древнегреческой статуи. 

По данным ученых, найденная голова принадлежит изображению богини любви Афродиты, сообщает Газета.Ru. Находка датируется третьим веком до нашей эры.

 Идентифицировать образ богини удалось по прическе, с которой древние скульпторы традиционно изображали Афродиту.

Это уже вторая находка, сделанная группой из университета Небраски в данной местности. В 2012 году они обнаружили римскую мозаику площадью около 150 квадратных метров.

В ЧЕРКАССКОЙ ОБЛАСТИ АРХЕОЛОГИ ОБНАРУЖИЛИ УНИКАЛЬНЫЕ ТРИПОЛЬСКИЕ ПЕЧИ


 Общее число трипольских племен, в давние времена проживавших на территории Черкасской области, составляло 250, однако наиболее крупное племя проживало в Тальянках. 

 В ходе недавних раскопок крупнейшего европейского поселения трипольцев, археологам удалось обнаружить 3 уникальные гончарные печи. Одну из обнаруженных печей доставят в Государственный историко-культурный заповедник, расположенный в населенном пункте Легедзино. Геомагнитная съемка позволила исследовательской группе обнаружить 3 уникальные печи, рассказал руководитель экспедиции. 

Отметим, последним достижением печной индустрии являются мангалы для приготовления шашлыка, так называемые барбекю. Ни одно загородное мероприятие не обходится без приготовления шашлыка на свежем воздухе. Подробнее о данной конструкции можно узнать, перейдя по ссылке, и прочитав полезную информацию, которая, уж точно, лишней не будет.

 По словам директора историко-культурного заповедника, найденные печи уникальны тем, что до сегодняшнего дня о них практически ничего не было известно. Исследователи различных учреждений на протяжении 120 лет пытались собрать хоть какую-то информацию о трипольских печах. Лишь в этом году удалось обнаружить столь уникальную находку. В настоящий момент ученые проводят исследование находок.

Гончарные печи трипольцы использовали для изготовления керамической посуды – кухонной, столовой и культовой. Как правило, предметы утвари расписывались строго определенной гаммой красок в соответствии с трипольским орнаментом, выражающим их языческие взгляды. Директор историко-культурного заповедника добавил, у находки исследователей есть 2 пути: ее могут разобрать с целью исследования.

В этом случае, никто, кроме самих ученых не сможет увидеть столь редкий экспонат. Но есть и второй путь – доставить трипольскую печь в музей, сделав из нее выставочный экспонат. Тогда у всех желающих появится возможность увидеть редкую находку. Если специалистам удастся привести в строй трипольскую печь, то посетители музея смогут выжечь керамическую посуду по уникальной технологии древних трипольцев.

 В настоящий момент, по словам директора заповедника, основная цель – поиск средств для транспортировки печи, поэтому приведение в строй данной находки остается лишь в планах. На доставку трипольской печи в музей понадобится достаточно крупная сумма денежных средств, поскольку необходимо нанять специальный строительный кран и вырезать печь прямо с землей. Именно в таком виде планируют доставить находку на территорию музея.

Крупная постройка эпохи неолита найдена в Финляндии


Недавно на острове Исо Махонсаари (Iso Mahonsaari) на озере Пиелинен, на юго-востоке Финляндии, был открыт мегалитический памятник Лиексанйоки. Материалы исследований, проведенных Марианой Риддерстад, опубликованы в шестом номере журнала «Tähdet ja avaruus».

Аналогичные памятники, носящие названия «jätinkirko» (церкви гигантов), широко распространены на ботническом побережье страны и состоят из центральной каменно-земляной насыпи (высотой до двух и толщиной 2-6 метров) круглой или прямоугольной формы и сопутствующих менгиров, каирнов и каменных насыпей, часто сложной планировки.

Уникальность нового памятника состоит в том, что ранее подобные мегалиты не были известны вне Ост-Ботнии, он же расположен во внутренней части Финляндии. Открытие будет стимулировать поиски «церквей гигантов» в центральной и южной части страны.

Подобно западноевропейским мегалитам и древнеегипетским храмам, «церкви гигантов» ориентированы на восходы и заходы солнца в дни солнцестояний. Так центральная ось пиелиненского комплекса ориентирована по линии рассвет зимнего солнцестояния – закат летнего солнцестояния. Для визирования нужных направлений в каменно-земляной насыпи делали 2-5 «ворот». Всего в Ост-Ботнии известно несколько сотен таких памятников, из которых охраняется около 50.

Датируются «церкви гигантов» 3000-2000 гг. до н.э., некоторые, например, Kettukankaan – 3200 г. до н.э., а захоронения на мегалитических кладбищах продолжались местами вплоть 600 г. до н.э. Среди историков распространена гипотеза о том, что эти постройки служили жилищами для семей охотников на тюленей, однако инвентарь, обнаруженный внутри насыпей, свидетельствует об их ритуальном предназначении.

Финские историки связывают их появление с верованиями народов культуры ямочно-гребенчатой керамики (уральская языковая семья) и отрицают возможность западноевропейских влияний, связанных с индоевропейскими племенами, представленными в археологической культуре шнуровой керамики. Однако контактами с этими племенами вопрос о генезисе финского мегалитизма не ограничивается.

Преимущественная локализация мегалитов на обоих берегах Ботнического залива, наличие в некоторых «церквях гигантов» археоастрономических направлений на восходы солнца 1 мая, аналогии с такими солярными храмами, как Стоунхендж и Гозекский круг, указывают на то, что мегалитическая традиция финского неолита возникла и развивалась под воздействием североевропейского мегалитизма.

Археологи находят аналогии между «церквями гигантов» и мегалитами Бретани (Сrucuno, Kermario и Le Manio) и Ирландии (Knowth и Dowth), a Яри Окконен, склонен выделять мегалитизм Ост-Ботнии в самостоятельную культуру церквей гигантов (jättiläiskirkkokulttuuriin). В пользу пришлого характера культуры говорит и угасание мегалитической традиции после 2000 г. до н.э., при сохранении у финно-угорских народов обычаев связанных с солнцестояниями.

Открытие мегалитического памятника в юго-восточной Финляндии позволяет по-новому взглянуть и на формирование карельской мегалитической традиции, представленной лабиринтами и сейдами: с течением времени лабиринты из ловушек для прибрежной ловли рыбы превращаются в сакральные места силы шаманского путешествия, а почитание мегалитов трансформируется в культ сейдов, к которым относят и необработанные отдельно стоящие валуны, и естественные скалы.

Хотя в современном неоязычестве сейды часто напрямую отождествляются с сидами ирландской мифологии и викканским сейдром, следует отметить, что сейды необязательно мегалитические памятники. Сейдами могут быть не только необработанные валуны и скалы, но и деревья, озёра, пороги рек, в целом – любое сакральное место обозначается этим словом.

Сейды распространены от Кольского полуострова до Тульской области, но наиболее ярко культ сейдов представлен у саамов Финляндии, где он сохранялся до 1910-х годов. Вполне естественно, что такие культовые места не имеют археоастрономических привязок и свидетельствуют об угасании мегалитической традиции в инокультурной среде.

Заграничные курительные трубки XVII века и височное кольцо нашли на раскопках в центре Вологды


"При раскопках мы обнаружили импортные курительные трубки. Предположительно, одна из них, XVII-XVIII веков, была привезена в Вологду из Голландии, вторая похожа на турецкую XIX века. Еще одной интересной находкой стало височное кольцо с бусиной. Это украшение в пору строительства дома уже не было в обиходе. Они обычно относятся к более раннему периоду истории - XV веку. Кроме предметов быта обнаружены и остатки деревянных построек", - сообщил "Интерфаксу" археолог Алексей Федоров.

Деревянное здание конца XIX века в центре Вологды на улице Благовещенской, 20, известное как дом Наумова, было разобрано летом 2013 года. Памятник архитектуры отправили на реставрацию в город Кириллов. В свою очередь сотрудник реставрационного центра Антон Мальцев рассказал, что еще при разборе стен было сделано несколько открытий.

"Совершенно новым для меня было обнаружить на этом срубе применение очень интересной разновидности "голландского зуба" при сращивании бревен по длине. С внутренней стороны у бревна в месте стыка выбрана как бы четверть. Сделано это для того, чтобы исключить сквозное продувание по стыку бревен.

 При таком соединении изнутри мы видим только вертикальный шов стыкованных бревен, а снаружи обычный "голландский зуб". Пока рабочее название этого соединения "вьетнамский зуб", - отметил собеседник агентства.

По его словам, в настоящее время археологи ждут разрешения от министерства культуры РФ на проведение полномасштабных раскопок на месте дома Наумова в центре Вологды. После раскопок там планируется возвести фундамент, чтобы вернуть на место здание после реставрации.

Археологи-любители продолжают бороться за свои права


«Закон о металлодетекторах» лишает любимого хобби миллион россиян.

Принятые недавно поправки к закону об охране археологических памятников продолжают будоражить умы заинтересованной общественности. «Приборный поиск в России – хобби или уголовное преступление?» – столь категорично была сформулирована тема прошедшей 23 сентября в Санкт-Петербурге международной конференции.

Закон №245-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии», подготовленный по инициативе Министерства культуры,еще на стадии своего обсуждения вызвал ожесточенные споры между профессиональными археологами и энтузиастами – любителями поиска с металлодетектором.

Эти самодеятельные поисковики, общее количество которых по некоторым оценкам достигает в стране миллиона человек, продолжают борьбу за свое место под солнцем и после того, как «двести сорок пятый» в июле нынешнего года был подписан президентом и с 24 августа вступил в силу. Нынешняя конференция – как раз один из этапов этой борьбы.

– Мы разослали приглашения принять участие в дискуссии представителям всех заинтересованных сторон, тем, кто создавал этот закон, – рассказывает председатель правления межрегиональной общественной организации «Форум приборного поиска регионов» (ФППР) Рудольф Кавчик.

– Среди них – министр культуры Владимир Мединский, депутат Госдумы Николай Левичев, предложивший в свое время альтернативный вариант «закона о металлодетекторах», директор Института археологии РАН Николай Макаров... Однако такие наши обращения в разные инстанции в большинстве случаев остались без внимания. Лишь из Института археологии прислали ответ с отказом: мол, сейчас сезон полевых работ, и все у них разъехались.

 Зато откликнулись специалисты из-за рубежа. В Петербург для участия в конференции приехали Норманн Палмер, английский адвокат, знаток международного права в области репатриации археологических предметов, Илия Илиев, председатель Болгарской национальной федерации по металлодетектингу.

Они поделились опытом, рассказали, как обстоят дела с занятием приборным поиском в Великобритании и Болгарии. Там применяется так называемая английская система охраны археологических объектов.

Энтузиасты поиска на местности с металлодетектором могут заниматься своим любимым делом, но найденные предметы, потенциально представляющие исторический или художественный интерес, необходимо показывать специалистам, – а те уже решают, нужно ли приобретать у поисковика данный артефакт для музейных коллекций. Если нет – он волен распоряжаться своей находкой по собственному желанию. Законодательно установлен временной «порог» для определения того, является ли находка археологическим объектом.

 Англичане определили, что культурный слой возрастом свыше 300 лет может хранить в себе предметы, заслуживающие внимания ученых-археологов, все, что «моложе» – это уже отработанная, хорошо изученная тема. Поэтому, обнаружив в земле при помощи металлодетектора, скажем, какую-нибудь пуговицу с солдатского мундира времен Крымской войны, английский поисковик может спокойно оставить ее для своей домашней коллекции.

Для сравнения: у нас в России теперь «пороговый» возраст культурного слоя, с которого «начинается» археология, установлен всего лишь в 100 лет. Так что, оброненный крестьянином 1912 году пятачок уже является формально археологическим объектом!

– Каковы итоги прошедшей конференции? Дала ли она какой-то реальный результат с учетом того, что представители российских официальных структур участия в дискуссии не принимали?

– Мы уточнили в ходе обсуждения все «болевые точки» нового закона, все имеющиеся в нем на наш взгляд несуразности. Кроме того наша организация, ФППР заключила соглашение о сотрудничестве с организациями наших коллег по увлечению из Болгарии и Англии. Информационные письма о прошедшем форуме, о выступлениях, прозвучавших на нем, будут разосланы в тот же Минкульт, в Институт археологии...

‑ Но что это даст? Закон-то уже принят...

– Да, закон принят. И могу сказать, что в нем есть много «правильного» полезного по сравнению с теми формулировками, которые были в советские времена. Например, тогда не было уточнено, что такое «культурный слой», а потому даже поисковик, пытающийся искать «потеряшки» на пляже, формально был нарушителем...

 Мы хотим в конце концов все-таки достучаться до профессионалов «от археологии», добиться, чтобы они поняли: нам надо не соперничать и тем более не враждовать, а дружить. Люди, увлеченные краеведением, занимающиеся в свое свободное время приборным поиском, готовы оказывать археологам помощь. В том числе и по защите выявленных объектов археологического наследия от несанкционированных вторжений «черных копателей».

И не надо нас, обычных металлодетектористов, для которых работа в поле с металлоискателем является хобби, путать с «бугровщиками», которые наживаются на варварском разграблении древних курганов и городищ! Господа археологи, пожалуйста, – мы готовы показывать вам все свои находки, мы готовы участвовать в ваших раскопках... Мы не готовы только к полному «вето» на пользование металлодетекторов в поисковых целях. Таким запретом проблем с сохранением объектов археологического наследия уж точно не решить.

Британские археологи надеются, что обнаружили в Израиле город, упоминаемый в Евангелии


Археологи из Великобритании полагают, что им удалось обнаружить древний город Далмануфу, о котором говорится в Евангелии от Марка. Евангелист упоминает его в восьмой главе, описывая место, куда Иисус приплыл на лодке после чудесного насыщения 4 тысяч человек, прибыв "в пределы Далмануфские".

Городу более 2000 лет. В ходе полевых работ в Израиле, на северо-западном побережье Галилейского моря, в долине Гиносар ученые из университета Рединга обнаружили остатки зданий и керамики. Фрагменты керамических изделий, датируемые вторым веком до нашей эры, свидетельствуют о том, что население города не страдало от бедности.

"Стеклянный сосуд и амфоры - это намек на богатство", - цитирует The Independent мнение руководителя работ Кена Дарка, которым он поделился в статье, опубликованной в последнем номере журнала Quarterly. Обнаруженные археологами каменные якоря заставляют думать, что жители города пользовались лодками и занимались рыболовным промыслом, что вызывает в памяти описанный евангелистом Марком эпизод, где есть упоминания и о лодке, и о рыбах.

Раскопанный город расположен в 500 футах от другого древнего поселения по имени Мигдал - места рождения Марии Магдалины - первой свидетельницы воскресения Христа.

Как отмечается в информации портала "Седмица.ru", археологи связывают с найденным городом другое открытие - широко известную в научных кругах древнюю лодку, возраст которой ученые определяют более чем в 2000 лет. Лодка была найдена в 1986 году у береговой линии предполагаемой Далмануфы.

Теперь прежняя находка способна дополнить новое открытие, хотя с полной определенностью утверждать, что найденный город действительно является евангельским Далмануфом, пока нельзя, отметил в беседе с Live Science Кен Дарк.

В Женеве продадут самый дорогой бриллиант в истории

самый дорогой бриллиант в истории

Крупнейший аукционный дом Sotheby's сообщает, что в ближайшем будущем планирует выставить на продажу самый дорогой бриллиант в истории, стоимостью 60 миллионов долларов. Об этом сообщает, со ссылкой на достоверные источники, Bloomberg. 

Бриллиант розового цвета весит 59,6 карат, считается самым дорогим камнем, когда-либо принимавшим участие в аукционе. Согласно предварительным оценкам специалистов-ювелиров, стоимость камня может достичь рекордной суммы в 60 миллионов долларов США.

Бриллиант, получивший название Pink Star («Розовая Звезда»), готовы выставить на торги 13 ноября текущего года в швейцарской Женеве.

Отметим, что Pink Star более чем в два раза превосходит по размеру другой известный розовый бриллиант Graff Pink. Последний продали на аукционе Sotheby's в 2010 году за рекордные на то время 45,6 миллионов долларов, а стартовая цена началась с 27 млн. долларов.

Внучки знаменитого геолога подарили Томску неисследованные рукописи деда


Внучки знаменитого российского ученого-геолога академика Владимира Афанасьевича Обручева преподнесли томскому музею рукописи деда, которые долгие годы хранились в семейном архиве.

Как сообщили НИА Томск в пресс-службе ТПУ, Наталья Владимировна и Татьяна Сергеевна Обручева приехали в Томск на Всероссийский форум с международным участием «Развитие минерально-сырьевой базы Сибири: от В.А. Обручева, М.А. Усова, Н.Н. Урванцева до наших дней». С собой из Москвы в Томск внучки учёного привезли огромную сумку с рукописями. Большинство из этих документов не были опубликованы, поэтому материалы никогда прежде не изучались и никем не исследовались.

Среди бумаг есть научные статьи, рецензии, немало и научно-популярных статей, посвященных геологии. Томским специалистам теперь предстоит изучить эти работы знаменитого геолога, палеонтолога, географа, писателя. Они не исключают, что среди рукописей могут оказаться и неизвестные ранее художественные произведения, подобные знаменитой книге Обручева «Земля Санникова» (1926 год).

После изучения часть документов будет опубликована, часть – размещена в мемориальном кабинете-музее академиков В.А. Обручева – М.А. Усова. В музее воссоздана обстановка кабинета-библиотеки Обручева.

«С Томском связана самая важная часть жизни Владимира Афанасьевича. Именно здесь он смог реализоваться как педагог. Именно здесь, в Томске, он основал мощную горно-геологическую школу, сыгравшую важную роль в изучении геологии Сибири. Его ученики были его гордостью», — говорит Наталья Владимировна Обручева.

Внучки Обручева признаются, что, по их мнению, именно в Томске материалы деда будут наиболее востребованы и наилучшим образом сохранены. Как и их дед, они посвятили свою жизнь науке и преподаванию. Наталья Владимировна – доктор биологических наук, академик РАЕН.

 Татьяна Сергеевна – преподаватель Национального минерально-сырьевого университета «Горный». Специально к томскому форуму они подготовили большой доклад, посвященный жизни Владимира Афанасьевича Обручева в Сибири.

Владикавказец открыл музей в глухом ауле












Аул Камунта в Дигорском районе находится на самом "краю" Осетии. Дальше -  только снежные вершины и Грузия. 45-летний житель Владикавказа Руслан Баграев купил в обезлюдевшем селении старинный дом и обустраивает в нем историко-этнографический музей.

После окончания живописно-педагогического отделения Владикавказского художественного училища Руслан занялся резьбой по дереву. - У меня всегда был интерес к культуре, традициям своего народа, но и горы тоже манили.  Заметил, что горы, природа воздействуют на человека позитивно, - рассказывает он.

В высокогорном ауле Баграев приобрел "дом графини Уваровой", как его называют местные жители. Строение известно тем, что в книге "Могильники Северного Кавказа", изданной в 1900 году под редакцией почетного члена Императорской Академии наук, председателя Московского археологического общества, профессора ведущих европейских университетов Прасковьи Уваровой, среди прочих снимков была помещена и фотография старинного осетинского дома в Камунте (графиня вместе с мужем, известным археологом Алексеем Уваровым, совершила в 1896 году экспедицию в эти места).

Когда-то в Камунте было 90 дворов, сейчас в селе проживают всего шесть семей, в основном это старики. Уцелевшие строения можно пересчитать по пальцам, остальные постройки превратились в руины.

- Я решил хотя бы один древний каменный дом сохранить в первозданном виде и открыть в нем музей, чтобы люди знакомились с нашей культурой, - объясняет Руслан. Выбор пал на "дом Уваровой", построенный примерно в середине 19 века. Хозяин уже поменял в нем все ветхие перекрытия и продолжает реконструировать здание.

Строили этот дом вручную, методом сухой кладки, без цемента. Руслан также восстановил высокое каменное крыльцо и даже посадил у входа привезенные с гор цветы "камнеломки", растущие в трещинах скал. Со второго этажа особняка открывается великолепный вид на ледники. Здесь, конечно, здорово встречать восход солнца и смотреть ночью на звезды.

В доме две "экологические" жилые комнаты и кухня, в которых нет ни синтетических обоев, ни краски. Вокруг - только природный камень и дерево. Под музей отведена просторная зала, на стенах - рисунки в скифском стиле, выполненные хозяином. В его коллекции - около двух сотен старинных кожаных, кованных, деревянных, керамических вещей. Из экспонатов запомнились козья шкура, кожаные мешки для муки и зерна, голова тура, найденная на высоте три тысячи метров, конское седло, рога, старинные сундуки, кровать. Стулья из веток и резную мебель Руслан сделал сам.

- Раньше у осетин только старшие сидели, а молодежь в их присутствии должна была стоять, - отмечает он.

Есть также древняя деревянная посуда, которую коллекционер собирал по селам - тонкие звонкие кружки, кувшины, блюда под традиционные пироги, каменная ступка, ложки десятого века и многое другое.

Своими руками хозяин соорудил печку и камин. Летом в его доме прохладно, а зимой - тепло. Камин топится дровами, а печь можно и кизяками - как раньше в горных аулах.

Демонстрацию предметов мастер-экскурсовод сопровождает рассказом:

- Наши традиции восходят к скифским. До сих пор существует понятие почетного бокала. Если приходил гость, ему преподносили самый большой и красивый бокал, он также полагался уважаемому человеку. Подобные обычаи описаны у Геродота. Над очагом в доме всегда висела цепь. Это было сакральным местом. Прикасаться к очажной цепи посторонние не имели права. На любые праздники осетины варили пиво, готовили мясо. Мне удалось собрать весь инвентарь для варки пива, - с гордостью показывает он.

Возраст большинства экспонатов около века или больше. В музее нашли свое почетное место древний утюг, колокольчики для животных, шило, грабли, вилы, гвозди, расчески для шерсти, прялка, плетеная корзина для сена, одежда. Нас заинтересовали кожаные (сыромятные) чувяки охотника.

- Их набивали мягкой шелковистой травой, надевали на босу ногу, завязывали, и можно было передвигаться бесшумно, - объясняет хозяин. На кухне мы увидели связку сушеных подберезовиков и подвешенное на крюке мясо. Как объяснил Руслан, он завялил говядину в прошлом октябре. В каждый свой визит в горы отрезает кусочек и ест:

- Мясо здесь не плесневеет, если его подвесить. Воздух чистый, высота почти две тысячи метров и никаких микробов. Для кого же Баграев обустраивает музей, если в Камунту добираться больше трех часов на машине из Владикавказа, причем половина пути - горная гравийка? Автобусы сюда не ходят.

- Я часто приезжаю со своими тремя детьми. Однажды сын увидел в окно туристов, разглядывающих наш дом. Мы пригласили их в музей, который стал для гостей настоящим культурным шоком. Люди были из разных регионов России, а привезли их из санатория Железноводска. Им так понравилось здесь, что обещали приехать еще и друзей привезти, - вспоминает он.

По словам главы администрации трех поселений Галиатского сельсовета Хетага Гокоева, несмотря на бездорожье, в Камунте бывает 30-40 туристов за сезон. Это "фанаты гор" из Москвы, Питера, Самары и других городов, а по выходным маршрутка возит отдыхающих из санаториев Ставрополья.

Руслан надеется, что если проведут дорогу, музей будет востребован. А пока он хочет достроить дом и получить для своего детища статус музея. Каждому экспонату уже присвоен инвентарный номер, ведется подробная книга записи поступающих предметов. Являясь членом экспертной комиссии по выявлению мастеров национального творчества РСО-Алании, Баграев хочет дополнить свою коллекцию вещами кобанской культуры, бронзового века, средневековья.

Справка "РГ"

От Владикавказа до Камунта - больше трех часов на легковом авто. Через десять километров после Чиколы - райцентра Ирафского района - плохонький асфальт заканчивается и и начинается гравийка. Она делает крутые виражи то вверх, то вниз, временами переходя в горный "серпантин". До Камунта шесть километров дорога круто идет только вверх.

Обезглавленных рабов викингов хоронили вместе с богачами


Исследования показали, что викинги хоронили рабов с их хозяевами, иногда рабы были без голов.

Примерно от 1000 до 1200 лет назад 20 человек были похоронены на скалистом острове в Норвежском море. Проведённый анализ скелетов, некоторые из которых были без головы, предполагает возможность что обезглавленнные, вероятно, были убитыми рабами, положенными в могилу со их хозяевами-викингами, сообщает Тайны истории.

Рабство было широко распространено в мире викингов, и ученые находили другие могилы викингов, которые включают остатки рабов, принесённых в жертву и похороненных со своими хозяевами, что также практиковалось в Древнем Китае и других странах. Но эта могила является одним из очень немногих захоронениях викингов, в которой было более одного раба, говорит Элиза Науман (Elise Naumann) из университета Осло, доктор философии, руководившая исследованием студентов-археологов.

"Это люди, которые занимали разное положение, - говорит Науман, чье исследование было опубликовано онлайн в Journal of Archaeological Science на прошлой неделе. - Немногие, вероятно, были самыми привилегированными, а многие люди пострадали".

Скелеты были найдены в 1980-х годах фермером при полевых работах. Документация об открытии не очень распространилась, а раскопки проводились не археологами. Но, с самого начала, исследователи подозревали, что найдено что-то необычное. По крайней мере три из семи скелетов распределены между тремя могилами и их, по-видимому, похоронили без черепов - знак неуважения. Такое видели в других захоронениях рабов. Ученые считают, что каждое тело викинга было похоронено с одним или, возможно, двумя обезглавленными телами.

Чтобы понять взаимосвязь между похороненными вместе людьми, ученые измеряли соотношение в скелетах некоторых типов атомов азота и углерода, которое зависит от диеты. Анализ не может точно определить, какими именно продуктами питался умерший, но полученные данные показывают, что люди, захороненные с головами, употребляли много животных белков, таких как молоко или говядина. Обезглавленные люди, однако, имели диету, богатую морепродуктами, так же как и похороненные здесь же собаки.

"Различия в рационе указывают на значительный разрыв в социальном статусе между захороненными с и без головы», - рассказывает Элиза Науман. Возможно, те, кто питался мясом и молочными продуктами, были богаче или могущественнее, может быть, они были религиозной элитой.

 Анализ ДНК показал, что большинство из захороненных были близкими родственниками, по крайней мере, по линии матерей, говорят исследователи. Плохое обращение с органами, результаты анализа ДНК и диетические различия привели ученых к мысли, что обезглавленные тела, скорее всего, рабы, которые встретили свой преждевременный конец и были преданы земле со своими хозяевами.

"Статья представляет собой интересное сочетание археологии и молекулярных исследований, - говорит Джетт Арнеборг (Jette Arneborg) из Национального музея Дании, - и она поднимает новые вопросы о социальной структуре в регионе. Но диета не дает однозначного ответа о социальном статусе".

Науман признает, что химический анализ не может обнаружить все диетические различия, но она утверждает, что "похороненные вместе, конечно, по-разному ели, с указанием четких различий в их положении в общине. Устройство мира викингов очень отличается от эгалитарной Скандинавии сегодня".

"Должно быть, это было грубое общество", - говорит Науман. - Я часто думаю с благодарностью о том, что я не жила в то время".

Под Харьковом нашли древний монастырь с ликом Богоматери

Местные жители «вписали свои имена в историю». 

Находка, о которой местные жители знали уже тридцать лет, стала неожиданностью для археологов.

Харьковские археологи сделали уникальное для области открытие – в Валковском районе они обнаружили скит монахов-отшельников. В отличие от предыдущих аналогичных находок, жилище расположено в глинистом холме, а его внутреннее убранство удивило специалистов нетипичной для аскетов художественностью. Пока две трети скита находятся под завалами. Археологи не исключают, что там могут находиться и захоронения отшельников.

О существовании на территории Валковского района скита археологи узнали от местных жителей, для которых историческая ценность была чем-то вроде местной достопримечательности. «Сначала мы не поверили в это, но на месте действительно обнаружили пещерный скит конца XVIII – начала XIX веков, - говорит директор Слобожанской археологической службы Ирина Голубева.

 – Судя по варварским надписям на стенах, местные жители знают о нем 30 лет». Ученые уверяют: эта находка уникальная для Харьковской области. «У нас не так много пещерных скитов, они встречаются, но обычно расположены в твердой породе, а этот – внутри глинистого холма. Кроме того, обнаружить такие сооружения – довольно сложно, - говорит доцент кафедры основ архитектуры ХНАСА Елена Гелла. - Есть подозрения, что внутри может находиться подземная церковь. А вот никаких записей о ските мы не нашли».

Еще одна особенность находки – нетипичное для аскетичных монахов убранство скита: внутри археологи обнаружили часовню, колонны, фрески, а также часть неоконченного барельефа Богоматери с младенцем. Все это обитатели скита вырезали в мягкой поверхности стен. «Пока мы обнаружили только два коридора высотой с человеческий рост, - говорит Ирина Голубева.

– Кроме того, мы нашли ход, ведущий на нижний уровень, поэтому уже сейчас можно говорить о том, что объект как минимум двухъярусный. Там могут находиться захоронения монахов-уходников, как Киево-Печерской Лавре». Около 70% скита завалены землей, которая «законсервировала» помещение и уберегла его от обрушения. Когда удастся закончить раскопки, неизвестно.

Уже второй год подряд под Борисовом идут археологические раскопки


Жером Бокур

По следам Наполеона.

Вот уже второй год подряд под Борисовом идут археологические раскопки. Ищут все, что может быть хоть как–то связано со знаменитой переправой Наполеона через Березину. Казалось бы, что тут необычного? Но начало работе, к которой привлечены и наши историки, положил увлеченный наполеоновским походом Жером Бокур из Франции. Корреспонденты «СБ» отправились на место раскопок, чтобы увидеть, как соседствуют сегодня французы и белорусы на памятном берегу Березины.

Интернационал в микроавтобусе

Борисов встретил по–осеннему. Не дружелюбным бабьим летом, а промозглой сырой погодой и туманом. В точно назначенное время из него с улыбкой вынырнул Жером Бокур. Кроссовки, спортивные штаны, теплый свитер и непромокаемую куртку — само собой разумеющуюся экипировку для археологической экспедиции — дополняла кепка, точь–в–точь как у Шерлока Холмса. Удачно ложились в образ и маленькие очки. А где же верный доктор Ватсон? Помощников у Бокура набралось почти десять. Это наши археологи, участники экспедиции. На раскопки все они выдвигаются рано утром, а возвращаются после заката.

Наконец наш транспорт прибыл, и, кое–как разместившись внутри, мы отправились к деревне Студенка в 10 километрах под Борисовом. Французский гость по этому маршруту ездит уже вторую неделю и полон впечатлений. Однозначно пришелся ему по душе квас, практически неизвестный иностранцам напиток. Куда, говорит, до него соку и тем более газировке. Остальные участники экспедиции удивлялись храбрости Бокура, не побоявшегося накануне искупаться в уже прохладной Березине.

 С тем же рвением, что потребовал заплыв, Жером взялся откручивать крышку флакона с сиропом от кашля. Судя по его лицу, микстура оказалась неприятной на вкус, так что поддержка товарищей пришлась кстати, а уж они выказывали ее, как могли. Вот уж действительно глобализация: граждане Франции и Беларуси общались между собой на белорусском, русском, английском, французском и известном в любом уголке мира языке жестов, пока двигались к раскопкам.

 Переводчик группы Ирина Матюшевская даже пошутила: «Многочасовые беседы об истории — пройденный этап. За годы работы с Жеромом Бокуром я выучила столько всего о Наполеоне, что готова стать гидом для туристов. Анекдоты — вот что переводить сложнее всего! С русского на французский и наоборот, да еще сохраняя особенности юмора, — по сравнению с этим даже синхронный перевод меркнет».

Пролить свет

Потомки французов, 200 с лишним лет назад отступавших по этим местам к родной стороне, рвутся сюда — за археологическими находками, которые прольют свет на темные страницы истории. Инициатива начать раскопки около Березины исходила именно от французской стороны, причем от негосударственной, существующей исключительно на частные пожертвования, организации. Здесь Жером прочитал небольшую лекцию. Оказывается, в 1966 году во Франции был создан Центр сохранения императорского замка Пон–де–Брик, куда вошли неравнодушные к судьбе этого самого замка граждане.

Крепость должна была пасть жертвой на пути скоростного шоссе, но благодаря вмешательству организации памятник удалось отстоять. А после ободренные успехом члены движения активно занялись изучением всего, что связано с именем Наполеона. Первым директором организации был как раз отец Жерома, Фернан Бокур, от которого и передалась сыну страстная любовь к истории.

Со временем начинание вылилось в Центр наполеоновских исследований, общественную организацию, цели и задачи которой прописаны в самом названии. Под эгидой центра раз в два года выходит солидный альманах, где печатаются, кстати, и белорусские историки, его члены участвуют во всевозможных научных конференциях на тему походов Наполеона, находят материальные подтверждения описаниям его бурной военной деятельности.

Жерому в этой работе выпало направление, выбранное самим последним императором Франции, — Беларусь, Березина. Здесь уместно вспомнить и о другой преемственности поколений. Еще отец, Фернан Бокур, начал налаживать контакты с нашей страной, он же сделал все возможное для открытия в 1995 году памятника солдатам армии Наполеона около деревни Студенка.

Вообще, французы — частые гости на берегах Березины. Члены Центра наполеоновских исследований обязательно приезжают сюда к каждой годовщине знаменитой переправы Наполеона — отдать дань уважения погибшим соотечественникам, вспомнить об этой странице своей истории. Особенно грандиозными выдались торжества в честь двухсотлетнего юбилея. Что касается собственно раскопок, то им предшествовали долгая работа в национальных архивах, сбор всех необходимых документов и разрешений. Полной легальностью всех работ и сотрудничеством между двумя странами Жером гордится особенно.

Возвращая историю

Жером Бокур выбрал для раскопок берег Березины рядом со Студенкой и окрестности самой деревни совсем не случайно. Интересуют именно подробности переправы Наполеона через реку. Воевали ли его предки на стороне императора, Жером наверняка не знает. Как бы то ни было, поиск братских могил французских солдат — это еще одна большая цель. Работы в этом направлении идут параллельно...

Пока же исследователи вполне могут гордиться уже достигнутыми успехами. Удалось найти остатки предположительно того самого моста, по которому шли войска Наполеона. Это позволило однозначно установить на картах его местоположение и скорректировать план на год нынешний. Теперь копают на месте предполагаемого лагеря. К результатам привела не менее впечатляющая работа с историческими документами самого Жерома — все раскопки велись на основании его научной статьи, в подготовке которой он задействовал и архивные реликвии, и даже нарисованные от руки карты Студенки и окрестностей, сделанные одним из очевидцев событий.

 Каково же было мое удивление, когда оказалось, что французский исследователь даже не историк по образованию, — это не более чем хобби. Сам он — доктор физико–математических наук, специализируется в области дифракции нейтронов в одном из ведущих институтов Франции.

Кажется, такой концентрации ученых степеней на квадратный метр Березина еще не знала. Вот рядом с Жеромом стоит кандидат исторических наук Игорь Груцо, один из участников раскопок с белорусской стороны: «Все найденное, безусловно, остается в Беларуси и занимает свое место в музеях. В прошлом году нам удалось обнаружить элемент предположительно навершия знамени французского полка в форме орла — это большая редкость. Но особенная ценность исследования в том, что оно проливает свет на историю не только наполеоновского похода, но и нашего народа вообще. Мы находим здесь реликвии самых разных времен, вплоть до XI века».

Но разве ценность такой экспедиции измеришь только в исторических открытиях и археологических находках? Почерневшие пули, истрескавшиеся ядра, ржавые штыки — это все вторично. Куда важнее, когда разделенные когда–то одной рекой и войной народы теперь сообща восстанавливают свое прошлое и налаживают дружеские связи. В поисках остатков деревянного моста для переправы возникает мост новый. Мост крепкой дружбы.

Свидетельства из официальной истории, которые доказывают существование великанов

 

Некоторые свидетельства из официальной истории, в которых речь идёт о людях-великанах. Подобные свидетельства есть даже в Библии. В славянских источниках упоминаются Уры - представители планеты Урай, которые в определённые моменты помогали Русам развиваться.
 
От гигантов остались только легенды да артефакты, которые ученые находят в разных уголках планеты. Географ Павсаний (II век н. э.) чистосердечно свидетельствует, что на дне реки Сронт в Сирии был обнаружен хорошо сохранившийся скелет человека, ростом достигавшего 5,5 метра.
 
Испанские конкистадоры при завоевании Америки в одном из храмов майя обнаружили человеческий скелет, так ошеломивший их своими габаритами, что по приказу Кортеса находку отправили через океан папе римскому. В 70-е годы прошлого столетия в Танзании был обнаружен след гигантской ступни человека. 

Его длина составляла 80 сантиметров. Мало чем отличаются от него по размерам следы, найденные в Америке в штате Невада. После проливных дождей, длившихся несколько недель, в песчанике обнажились окаменевшие следы. Расстояние между двумя отпечатками было равно 2 метрам, а длина ступни - около 50 сантиметров.
 
После исхода евреев из Египта Моисей заслал в Палестину разведчиков. Разведчики донесли: «...Там видели мы и исполинов/.../, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их» (Числ., 13:34). Пятая книга Моисея сообщает, что израильтяне сохранили железную кровать (одр) последнего рефаимского царя. Длина ложа – «девять локтей мужеских» (Втор., 3: 11). Попутно заметим, что «рефаим» на иврите означает «великан». А девять локтей – это... 4,5 м. Звали царя Огом Вассанским, точно так же, как спасенного Ноем исполина.
 
«Отец истории» грек Геродот (V в. до н.э.) рассказывает о нескольких находках огромных человеческих скелетов. Так, кузнец из Тегеи, роя колодец, обнаружил останки гигантского человека. Рост его превышал 2,5 м. В одном из найденных скелетов (3,5 м ростом) жители Спарты признали героя-великана Ореста и носили его с собой в военные походы вместо знамени.

Римский историк Иосиф Флавий (I в. н.э.) описывал внешность гигантов так: «Их тела были огромны, а лица настолько отличались от обычных человеческих лиц, что видеть их было удивительно, а слышать, как они говорят, страшно».
 
На плато около туркменского села Ходжа-пиль-ата было найдено 2500 следов динозавров! Такого количества отпечатков больше нет нигде. Но дело не в их количестве. Среди многочисленных цепочек, оставленных древними ящерами, обнаружены две цепочки так называемых пятипалых следов. 

Одна из них состоит из следов длиной около 26 см. Они примерно соответствуют следам современного человека ростом 1,65—1,7 м. Зато следы другой цепочки имели длину около 60 см. Гигант, оставивший их, должен был иметь рост почти 5 м.
 
Конец ХХ века ознаменовала сенсационная находка англо-французской палеонтологической экспедиции, проводившей исследования в труднодоступных частях Южной Монголии, в пустыне Гоби, которая издавна считается скопищем тайн. Там существует место под названием Уулах, про которое из поколения в поколение передается легенда о гигантском дьяволе, жившем в каменном ущелье. Он был так огромен, что земля с трудом носила его.
 
Группа палеонтологов, которой руководил профессор Хигли, решила проверить достоверность этой легенды. Упорные раскопки в пластах горной породы, возраст которой около 45 миллионов лет, увенчались успехом: был обнаружен хорошо сохранившийся скелет человекообразного существа. Причем ученых поразил его рост – около 15-17 метров. 

Получается, легенда была правдивой? Но каким образом местные жители узнали о «исполинском шайтане», если тот жил миллионы лет тому назад? Есть только одно правдоподобное объяснение: они уже видели его кости. Породу могло размыть водой, что позволило монголам увидеть останки, легенда о которых на протяжении сотен лет передается из поколения в поколение.
 
Но вскоре появились куда более серьезные загадки: череп находки поразительно напоминал череп высокоразвитого гомо сапиенса. Естественно, если так можно назвать древнего исполина. Строение его черепа свидетельствует, что гигант обладал развитым мозгом и органами речи. Строение его скелета напоминает человеческое, единственное, кисти рук скелета намного больше, если сравнить с пропорциями тел людей.
 
По мнению одного из руководителей экспедиции Гийома Роже, это останки пришельца из космоса. Однако не все ученые согласились с данной точкой зрения: в достаточно известном и влиятельном американском журнале Nature написали, ссылаясь на мнения ведущих палеонтологов США, в частности, на мнение профессора Паркера, признанного авторитета в американских научных кругах, что огромный скелет из пустыни Гоби — это всего лишь хорошо подготовленная мистификация.
 
Причем, вспомнили все и поддельные античные статуи, и легендарные сокровища, пресловутые хрустальные черепа. Нет ответа лишь на один вопрос от профессора Хигли: кому могла понадобиться эта мистификация, и, самое главное, зачем?
 
Независимые эксперты указали на еще один важный фактор: подделку такого масштаба невозможно изготовить и доставить на требуемое место в тайне.
 
Заслуживает внимания версия, выдвинутая канадским ученым Роджером Уингли, который отметил, что необходимо учитывать данные недавних исследований. Из них следует, что на протяжении миллиардов лет Земля вращалась вокруг Солнца и вокруг своей оси намного быстрее, чем в настоящее время.

 Расчеты показывают, что в то время сутки длились около 10 часов, а в одном году было почти 400 суток. Как считает Уингли, такие условия давали возможность существования гигантов – динозавров, ящеров и даже человекоподобных. Вполне вероятно, что это – разгадка таинственного ущелья.
 
В ряде британских газет появились статьи, которые призывали взглянуть на историю развития человечества по-новому. Свой взгляд на проблему высказал известный британский ученый доктор Тоунс.
 
Он считает, что его коллеги сделали уникальную находку, не принадлежащую земной цивилизации. Профессор выдвинул гипотезу, что существо, обнаруженное в пустыне Гоби, развивалось и жило по законам, которые весьма далеки от земной эволюции. Поэтому, это не представитель вымершей расы с нашей планеты, не мистификация, а существо из космоса.
 
Вполне уместны будут и труды Циолковского, который еще сто лет назад утверждал, что жизнь в космических пространствах очень многообразна, поэтому нельзя ко всему применять земные мерки. 
 
Так что вполне возможно, что на нашей планете нашел свой последний приют гуманоид из неизвестного мира. По мнению ряда уфологов, на Земле может быть множество подобных захоронений пришельцев, погибших во время своих путешествий по космических просторам.

В Узбекистане археологи обнаружили самую древнюю столицу Хорезма



Городище Акшахан-кала, обнаруженное под песками в результате раскопок, проводимых каракалпакско-австралийской археологической экспедицией, и было самой древней столицей Хорезма, утверждает директор Научно-исследовательского института гуманитарных наук Каракалпакского отделения АН Узбекистана, кандидат исторических наук Максет Карлыбаев.

По его словам, НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения АН Узбекистана тесно занимается исследованием исторического опыта государственности, развивавшейся на территории Хорезмского оазиса в течение трех тысячелетий и связанных с ним процессов.

«За последние годы в результате проводимых каракалпакско-австралийских археологических исследований получены сведения мирового значения. Так, при изучении темы «Цивилизация древнего Хорезма и кочевники Арало-Каспия. Археология древнего Хорезма. VI век до н.э. — VI век н.э. (Ташкырманский оазис)» разрабатывалась проблема происхождения цивилизации древнего Хорезма и роли в этом процессе кочевых скотоводческих племен Арало-Каспия.

 В результате археолого-топографического изучения древнего Ташкырманского оазиса было открыто городище Казаклы-яткан (Акшахан-кала). Исследования позволили установить, что оазис возник в V веке до н.э. и существовал до VI-VII веков», — цитирует «Правда Востока» слова Карлыбаева.

Он обратил внимание на то, что разработана гипотеза о столичном характере этого оазиса, а городище Акшахан-кала в предварительном плане определено в качестве послеахеменидской столицы древнего Хорезма.

«Сегодня уже можно предполагать, что городище Акшахан-кала, обнаруженное под песками в результате раскопок, проводимых каракалпакско-австралийской археологической экспедицией, и было самой древней столицей Хорезма», — резюмировал  глава НИИ гуманитарных наук Каракалпакского отделения АН Узбекистана.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2785) Россия (2715) музей (1064) археология (801) раскопки (715) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (153) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (125) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (104) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)