7 сентября 2013 г.

В ПОИСКАХ ЗОЛОТА КОЛЧАКА


В 2014 году экспедиция известного археолога и кладоискателя  Тиваненко собирается вернуться  на Байкал, чтобы продолжить работу по поиску золота Колчака. Первая Экспедиция, организованная археологом из Бурятии, длилась с 2008 по 2010 год. На аппаратах для глубоководного погружения «Мир» Алексей Тиваненко исследовал дно Байкала, шесть раз погружаясь на глубину.

Когда экспедиция совершила погружение, то действительно на глубине 1640 м нашла обломки железнодорожного вагона, ящики и четыре золотых слитка по 16 кг каждый. Но поднять на поверхность успели лишь один из них, а три так и остались лежать на дне Байкала между шпалами и камнями.

Напомним, что золото Колчака — это часть золотого запаса Российской империи, хранившегося в слитках, монетах и самородках общим весом в 480 тонн. В 1918 году адмирал Колчак захватил львиную долю государственной казны и отправил эшелонами в Омск, где размещалась его резиденция.

 Часть запаса он потратил на укрепление своей власти и покупку оружия, часть была разворована, а еще часть бесследно исчезла после захвата адмирала чехами. Эта пропавшая часть золотого запаса России до сих пор не дает покоя археологам и кладоискателям.

В Крыму начали сбор подписей под петицией против застройки Херсонеса


В Крыму начат сбор подписей под петицией против застройки Херсонеса. Активисты делают это через специальный сайт в Интернете.

Как поясняют они в подписи под документом, всего за три недели значительную территорию охранной зоны памятника мирового значения, находящегося в Списке наследия ЮНЕСКО, обнесли забором и уже возвели каркас для многоэтажного дома. В отвалах нашли осколки древней керамики. 

Строители могли вскрыть ряд античных захоронений. Уже безвозвратно утеряно несколько культурных слоев при рытье котлована. Отвалами засыпана и часть Некрополя, на которой строительство не ведется. Но и она пострадала: тонны земли значительно усложнят проведение археологических работ.

 "Мы крайне возмущены такому отношению к памятнику истории, находящемуся под эгидой ЮНЕСКО, 20 сентября в "Херсонес Таврический" приезжают представители ЮНЕСКО, чтобы вручить свой сертификат", – информируют авторы петиции.

Данную петицию подписывают на имя президента Украины Виктора Януковича. Сбор подписей начат на сайте change.org.

Как сообщал портал "События Крыма", в охранной зоне заповедника "Херсонес Таврический" начали стройку: памятник археологии завалили землей. Руководство заповедника обратилось в прокуратуру.

В Омске у Ленинградского моста нашли артефакт, датированный 2 тыс. лет до н.э.


На Омской стоянке археологи обнаружили воинский комплект эпохи бронзы. Это уникальная находка.

Сегодня омские археологи сообщили о важном открытии. Так, на раскопках на Омской стоянке, которая находится в районе санатория «Восход» был найден костяной панцирь. Предмет предположительно датирован эпохой бронзы (середина II тыс. до н.э.). Как отмечают археологи, артефакт этот крайне редкий не только для России, но и для всего. 

Борис Конников, руководитель археологической экспедиции, советник гендиректора ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова»:

- Пластины костяного панциря, как и найденный рядом каменный боевой наконечник стрелы того же времени дают представление о напряженных отношениях и военных действиях с соседними коллективами и позволяют выдвинуть гипотезу о том, что на месте Омской стоянки в эпоху бронзы размещался целый воинский комплекс.

Точный возраст артефактов будет определен специалистами Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. Возраст определят с помощью радиоуглеродного анализа.

Справка:

«Омская стоянка» - памятник культурно-археологического наследия. Это иерархия поселений, могильников, стоянок и мастерских (от VI тысячелетия до н.э. по XIII век н.э.). Объект был открыт на левом берегу Иртыша в 1918 году омским врачом, краеведом и меценатом Сергеем Ковлером. С 2008 года ежегодные археологические раскопки проводятся под патронатом омского радиозавода имени Попова.

Италия открывает для туристов древнеримский город


Италия впервые пустит туристов в древнеримский город Геркуланум. Этот город был уничтожен в 79 году извержением вулкана Везувий. Теперь его археологические раскопки увидят путешественники со всего мира. Примечательно, что его посещение возможно только в ночные часы. 

В составе экскурсионной группы туристы пройдутся по археологической зоне города в сопровождении опытного археолога. Он расскажет об истории Геркуланума, а наглядно увидеть эту историю посетители экскурсии смогут с помощью 3D-представления. Специальная техника поможет организаторам показать, что произошло в 79 году и из-за чего целый город оказался уничтоженным. 

Репортаж из Дворца Великих Князей в Вильнюсе









Здесь приятно оказаться в жаркий летний день. Но это не какой-нибудь Ледовый дворец. Это Дворец Великих Князей в Вильнюсе — его восстановление в Литве осуществлено в рамках общенационального проекта. И таким восстановлением можно гордиться.

Сначала о стенах. Они сложены из крупноразмерного сырцового кирпича, так называемой «панскай цэглы». Археологи раскопали подземелья, и фундаменты можно увидеть сквозь стекло, еще только войдя во двор замка.

 Когда же спускаешься на эскалаторе в подземный холл, к кассе музея, гардеробу и магазину сувениров, то стены подземелья буквально обступают посетителя. В этом отличие вильнюсского музея от «Берестья», где демонстрируется квартал деревянного застройки древнего Бреста, или раскопанной на Туровском городище церкви XII века. Там на тысячелетнюю древность смотришь с высоты — будто с балкона второго этажа.

А в виленские великокняжеские подземелия можно войти. Прогуляться коридорами по специально уложенному покрытию, увидеть водопровод из дубовых досок, дренажные отверстия, закопченные факелами стены, увидеть кирпичи, которые расплавились до консистенции стекла в результате чудовищного пожара, после которого дворец некогда навсегда перестал быть пригодным для жизни.

Мощные кондиционеры поддерживают идеальную для сохранения памятника температуру. Но холодок по спине вызван не кондиционерами, а дыханием нашей истории.

Все подсвечено, в каждом помещении (они, понятно, без потолков, своды обвалились в XIX в.) демонстрируется его планировка. Можно увидеть, как оно выглядело во времена Жигимонтов (Сигизмундов), какие покои размещались над ним. А представленные рядом фотоснимки того же места во время раскопок позволяют понять, насколько гигантскую работу проделали реставраторы.

Одна из стен холла — фундаменты конца XIII века. Кто их возвел? Молодой Гедимин? Витень? Или кто-нибудь нам неизвестный?

Сумки при входе просят оставить в гардеробе. Взамен юным посетительницам на вахте с металлодетектором предлагают надеть бумажные короны — чтобы каждая из них могла почувствовать себя княжной. Билет на осмотр всей четырехуровневой экспозиции стоит 5 литов для студентов, 10 литов — полный билет (17 и 34 тысячи белорусских рублей соответственно).

В одном из подвальных помещений реставраторы оставили груду кирпича — рухнувший свод. На поверхности каждого кирпича можно увидеть четыре канавки: следы пальцев мастера, который его изготовил. Каждая мастерская помечала свои кирпичи по-своему.

Экспозиция первого и второго этажей организована по тому же принципу, что и в Музее корабля Вазы в Стокгольме: вокруг главного экспоната — там это поднятый со дна моря корабль ХVII века, здесь это поднятый из глубин земли великокняжеский дворец — размещены витрины с артефактами той эпохи.

Некоторые экспонаты покажутся знакомыми: их привозили в Минск в 2012 году.

Тогда выставка из фондов готовящегося к открытию музея проходила в Национальном историческом музее в Минске. Можно еще раз взглянуть и на церемониальные деревянные жезлы, и на необычные изразцы (кафлю) с изображениями гербов, фантастических существ, воинов, женщин — будто бы гравюры Скорины, запечатленные в глине.

На выставке множество детской обуви и игрушек: кожаный мячик XIV столетия размером с женский кулак, деревянный волчок из трех дощечек — одна из них обуглена… А рядом — вазы с цветными карандашами и раскраски для детей — наших, современных. Раскрашивать можно изображения, взятые с изразцов, в том числе — Погоню, портреты королей. А рядом на стендах — шахматы, которым 400 лет, и деревянные доски для настольных игр, вроде нардов. Здесь же — описание правил: каждый может попробовать поиграть.

Снаружи стен археологи раскопали сруб-колодец. Теперь он оказался в подвальном ярусе дворца-музея. К нему можно подойти вплотную. На бревнах видны насечки, сделанные топором. Во время раскопок в колодце нашли даже деревянное ведро. Оно выставлено здесь же — скрепленное стеклянными обручами… Каждый достойный внимания экспонат акцентирован, для каждого найден способ подачи, подчеркивающий его уникальность.

Музей может похвалиться большим количеством артефактов — здесь и расписанная глиняная посуда ХVI века, и кожаная обувь XVII века (некоторые фасоны до боли напоминают новейшие модели белорусских производителей), и даже чудом сохранившаяся соломенная шляпа, которую ее владелец снимал с головы при появлении, может быть, еще князя Ольгерда.

Музей дает системное представление об эпохе ВКЛ. Экспозиция — не скопление древних предметов. Ее создавали с любовью к эпохе. Так, создатели постарались разыскать и представить все дошедшие до нашего времени портреты сиятельных владельцев дворца — вплоть до работ Самостшельника, изобразившего Жигимонта (Сигизмунда) Старого и Альбрехта Гаштольда в библейских сюжетах…

Вот красавица Бона, какой она была, когда вышла замуж за короля. Вот она в последние годы жизни. Вот детский портрет Жигимонта Августа. А этот светловолосый ангелочек лет трех — будущий грозный Владислав Ваза, без пяти минут московский царь. А вот его жена, Мария Луиза де Гонзага, которая впоследствии вышла замуж за его брата Яна Казимира. А вот и реалистичный прижизненный портрет последнего Вазы — лицо, изрезанное морщинами — следами времен Потопа…

Выставка дает возможность рассмотреть живых людей в великих князьях и королях, управлявших землями Беларуси и Литвы на протяжении 500 лет. Не обойдены вниманием даже великокняжеские и королевские уборные — гигантские каменные ямы. В описании экспозиции с гордостью отмечается, что их чистили, по крайней мере, дважды каждые 200 лет.

Выставлен каталог предметов, обнаруженных во время археологического исследования выгребных ям. В основном это украшения — бусы, золотые серьги. Мобильников же времена короля Александра еще не существовало…

Переходя с этажа на этаж, обращаешь внимание на то, что в экспозиции становится все больше копий. Музейщики предусмотрели, что в ходе осмотра внимание притупляется, поэтому они и разместили в верхних этажах менее эксклюзивные экспонаты: западноевропейскую мебель XVI–XVII веков, которую можно увидеть и в Несвиже, западноевропейское оружие — целый зал с пиками, алебардами и доспехами. На алебардах — зарубки от оружия времен Тридцатилетней войны.

В соседних залах — копии портретов. Но каких — гетмана Острожского (оригинал в Несвиже), Владислава IV кисти учеников Рубенса.

К небольшому залу с последними экспонатами идешь лабиринтами лестниц, затем — галереей с изображениями замковых комплексов. Среди них — Гродно и Несвиж. В конце маршрута — комнатка с какими-то чрезмерно сверкающими муляжами великокняжеских корон и великолепной стеклянной посудой XVI в.

Здесь с почетом покоится меч короля Александра, поднятый из его могилы в вильнюсском кафедральном соборе. Почерневший от времени меч на красном бархате. Это и наша история, это наша общая история. Литва представила хороший пример того, как нужно ценить свое.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)