19 июня 2013 г.

Лавра и София чуть не вылетели из списка ЮНЕСКО



Украина систематически не выполняет предписания по охране буферных зон заповедников София Киевская и Киево-Печерская лавра.

Об этом говорится в отчете миссии ЮНЕСКО, пишет «Коммерсантъ-Украина» в материале "Зоны особого внимания".

До конца года Украине рекомендовано принять новый закон о культурном наследии, в котором описывались бы понятия буферных зон, а также были объединены буферные зоны заповедников и ввесен мораторий на новые застройки. В Киевсовете сомневаются, что рекомендации будут выполнены.

Документ был подготовлен по итогам мониторингового визита в Украину эксперта Международного совета по вопросам памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) при ЮНЕСКО Тодора Крестева. Причиной проверки Киево-Печерской лавры и Софии Киевской стал резонанс, вызванный активной застройкой буферных зон заповедников - территорий, на которых любое строительство должно согласовываться с ЮНЕСКО.

В отчете говорится, что рекомендации мониторинговых миссий в Украине не выполняются. В частности, на 33-й сессии ЮНЕСКО, которая состоялась в 2009 году, стране советовали создать единый орган управления объектами всемирного наследия и ввести мораторий на застройку буферных зон, на 34-й сессии (2010 год) - принять генеральный план Киева, на 35 - й (2011 год) - расширить границы буферных зон.

Ни одна из этих рекомендаций не было выполнено. «Миссии сообщили, что генеральный план пока находится на согласовании в местных органах власти, и его принятие блокируется депутатами местного совета», - отмечается в документе.

Среди других проблем авторы говорят о противоречивом законодательстве, «упрощает застройку буферных зон»: «Закон о градостроительстве не предусматривает обязательной археологической экспертизы проектов строительства, не предусматривает участия общественности в обсуждении проектов. Эти противоречия признаются властями, но не устраняются ».

 Кроме того, речь идет об отсутствии единого управления объектами: «Сейчас администрированием объектов культурного наследия занимаются Министерство культуры, Киевский муниципалитет, администрации заповедников, представители церкви и общественных организаций. Это приводит к разрозненным решений». Вместе с тем, министр культуры Леонид Новохатько заявил, что Киево-Печерскую Лавру и Софию Киевскую оставили в список мирового наследия ЮНЕСКО.

«На сегодня этот вопрос снят. Будем надеяться, что этот вопрос больше никогда не нарушат », - подчеркнул министр, передает «Радио Свобода». Он напомнил, что ранее появлялась возможность перевода украинских объектов - Лавры и Софии - в второстепенный список ЮНЕСКО.

По словам Новохатько, с критикой украинской стороны выступала Германия, эту позицию поддержал представитель Швейцарии, однако поддержка Украины перевесила.
Напомним, 29 мая Киевский апелляционный хозяйственный суд отказался признать недействительным договор купли-продажи земельного участка по улице Гончара, 17-23 возле Национального заповедника «София Киевская».

Апелляционная инстанция также постановила, что на момент землеотвода участки не входили в состав земель историко-культурного назначения земли охранных зон и территории памятников археологии, а коллегия судей апелляционной инстанции согласилася с выводом хозсуда о безосновательности утверждений прокурора о необходимости согласования использования участков с ЮНЕСКО.

Директор заповедника «София Киевская» Елена Сердюк уверена, что рекомендации специалистов ЮНЕСКО можно выполнить в срок. Между тем в Киевсовете настроены пессимистически. «Как можно говорить о принятии генплана, если непонятен статус Киевсовета?

Верховная рада не назначает выборы и не продлевает нам полномочия. Нет гарантии, что принятые в этот период Киевсоветом решения будут легитимными»,— отметил председатель постоянной комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Дмитрий Никульшин.

Каменские энтузиасты-археологи сотворили историческую сенсацию



Петр Матвеевич Греков

В начале июня в слободе Дячкино Тарасовского района завершились археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены места захоронений знаменитых казачьих военачальников — Н. Кумшацкова, Г. Дячкина, А. Карпова, а также легендарного сподвижника А. Суворова героя войны 1812 г. П. Грекова 8-го.

Инициатором многомесячной экспедиции стал известный каменский историк-краевед А. Чеботарев.

Петр Матвеевич Греков — участник многочисленных военных кампаний, в том числе итальянско-швейцарского похода Суворова, похода казаков на Индию, русско-турецких войн и др. За время боевой деятельности им было взято в плен 2 генерала, более 194 штаб- и обер-офицеров и свыше 10 тысяч нижних чинов, захвачено 30 орудий и 23 знамени.

- В 1817 году Петр Матвеевич прибыл в слободу Дячкино в гости к своему другу генерал-лейтенанту Акиму Акимовичу Карпову. Здесь он неожиданно скончался и был похоронен в ограде храма Трех Святителей, — рассказывает Александр Чеботарев. — Со временем могила была забыта. Главной целью нашей экспедиции стало поднять завесу забвения и напомнить современникам об ушедших героях Отечества.

По словам А. Чеботарева, после завершения раскопок остается открытым вопрос, что делать с вызволенными практически из мусорной свалки останками казаков-полководцев. Возможно, они будут похоронены в усыпальнице войскового собора в Новочеркасске.

- Но это дело как минимум региональных властей, — добавил А. Чеботарев.

Загадка буддийских петроглифов в Казахстане


О "Капчагайских Буддах", наскальных изображениях в урочище Тамгалы-Тас в Казахстане на реке Или, все слышали. При этом многие полагают, что эти петроглифы — единственный буддийский памятник на территории Алматинской области. В действительности это не так, и последние открытия ученых как нельзя лучше доказывают важность роли буддизма в Казахстане.

Важное открытие сделали специалисты Научного центра исторических и социально-политических исследований имени академика М. Козыбаева СГПИ. После годовых археологических исследований, ученым удалось обнаружить в Тарбагатае надпись на санскрите, датированную XVII веком.

 "Надпись находилась на склоне, на высоте 15-20 метров. Она была нанесена на черный камень и хорошо видна. В высоту она составляла около 15 сантиметров, длина надписи — более метра", — рассказал ведущий специалист Научного центра исторических и социально-политических исследований имени академика М. Козыбаева СГПИ Мухаметбек Асылбеков.

Интересно, что о загадочных наскальных надписях в горах Доланкара ученым сообщили местные жители, один из которых даже стал проводником научной экспедиции. Так, директор научного центра Мухтарбек Каримов рассказывает, что о существовании буддийских петроглифов он узнал от местного жителя Мурата Рамазанова, однако тот умер прежде, чем успел показать местонахождение уникального памятника. В поисках буддийской надписи была снаряжена экспедиция. В путь отправились ведущий специалист центра Мухаметбек Асылбеков и преподаватель Семипалатинского государственного медицинского университета Галымбек Базарбеков.

Обнаружив буддийскую надпись, ученые сфотографировали ее и преступили к дешифровке надписи. Прежде всего, ученым требовалось определить язык казахстанского петроглифа. С помощью интернет — технологии специалисты научного центра установили, что нанесенные на камень слова являются известной буддистской мантрой "Ом мани падме хум", написанной на санскрите.

Позднее ведущий научный сотрудник Института истории Калмыкской Республики (РФ), доктор исторических наук, профессор Эльза Бакаева подтвердила предположение ученых относительно датировки надписи, сделанной в XVII веке. Чем нанесена надпись, специалисты пока затрудняются сказать.

Надпись на санскрите в Тарбагатае учеными обнаружена впервые, и, по их мнению, это очень ценная находка. Она относится к Джунгарскому периоду. Под властью джунгар находилась северо-восточная, юго-восточная и восточная часть Казахстана в XVII-XVIII веках. Памятники этой эпохи до сих пор сохранились на востоке страны. Это крепость-монастырь известного джунгарского нойона Амурсаны под названием "Амирсана жамбылы" в Тарбагатае. Кроме того, еще в 1952 году в горах Чингизтау были найдены слитки серебра с изображением буддистского святого. Топонимика региона также включает в себя множество монгольских названий.

Ученые предполагают, что данную надпись оставил известный буддийский ученый. Так, в известной книге Ш. Норбо "Зая Пандита", переведенной и изданной в 1999 году в Элисте, говорится, что "выдающийся буддистский ученый и государственный деятель Зая Пандита в 1642 году перезимовал в большом буддистском монастыре у реки Богас близ ставки Очирту Цэцэн хана". Директор научного центра Мухтарбек Каримов предполагает, что он попросил кого-то нанести эту надпись, означающую в переводе "О, жемчужина, сияющая среди лотоса".

Специалисты отмечают, что джунгарский пласт имеет важное значение в истории региона и требует тщательного исследования. В связи с этим ученые из Семея намерены продолжить изучение данного региона, объединив усилия со специалистами института Истории и этнологии имени Ч. Валиханова. Кроме того, ученые надеются, что надпись заинтересует и археологов из Калмыкии, которые присоединятся к экспедиции. Ученым важно охватить исследованием весь ареал распространения буддийской культуры.

Где искать клады Кудеяра и Наполеона?

По преданию, в таких пещерах прятал награбленное Кудеяр. 




 Игорь БОЛДИН.

О сокровищах, зарытых в Калужской области, ходят невероятные легенды.

Все знают о том, что английские пираты прятали на островах сундуки, до краев набитые золотом. А вот о том, что и в нашей области можно найти кубышки с драгоценностями, знают немногие. Преданий о спрятанных сокровищах ходит много. Сегодня мы расскажем лишь о некоторых.

Заговоренные богатства 

Разбойник-атаман Кудеяр, промышлявший во времена самого Ивана Грозного, давно стал легендой. За право называть его своим борются Саратовская, Ростовская, Липецкая, Белгородская, Тульская, Брянская и, конечно, Калужская область. Ведь, по преданию, возле Козельска стоял один из домов атамана.

Кудеяр был известен своими жестокостью и несметными богатствами, которые якобы прятал в пещерах, на дне озер и рек и даже в подземных хранилищах. Точных данных, где именно лежат сокровища, нет. Но поиски их не прекращаются уже несколько столетий. Хотя, согласно народным сказаниям, найти их просто так невозможно. Они заговоренные!

Польский след 

Особенно много историй, связанных с кладами, относится к Смутному времени. И это не удивительно: передел власти, каждый стремился отхватить лакомый кусочек, ну и золотишка, конечно, вместе с ним.

В 1611 году из Москвы удалось-таки выгнать поляков. Уходя, они сожгли и разграбили столицу. Историк Николай Карамзин писал: «…грабили казну царскую, взяли всю утварь наших древних венценосцев, их короны, жезлы, сосуды, одежды богатые, чтобы послать к Сигизмунду… сдирали с икон оклады, делили золото, серебро, жемчуг, камни и ткани драгоценные».

А вот чем хвастал сам Сигизмунд III — польский король: «… Я отправил из Москвы с разным добром 973 подводы в Калужские ворота на Можайск». И все это добро бесследно исчезло где-то по дороге на Смоленск. Согласно легенде, клад зарыли на некоем Никольском погосте. Ищут погост и по сей день. Одни кладоискатели уверены, что он находится около Можайска либо Апрелевки, другие — что в окрестностях Медыни.

«Клянусь своей треуголкой!» 

Пожалуй, одним из самых разыскиваемых кладов последних лет является клад Наполеона. Впервые о нем заговорили еще в 1835 году! Тогда в России появилось произведение Вальтера Скотта «Жизнь Наполеона Бонапарта, императора французов». В нем генерал Поль Филипп де Сегюр вспоминал, что при отступлении Наполеон приказал затопить телеги с золотом и серебром в Семлевском озере (Смоленская область). Тогдашний губернатор Смоленска решил отыскать богатства. Но безуспешно.

Существует легенда, что в советское время в руки Николаю Ежову (руководителю НКВД. — Прим. авт.) попала записка о кладе Наполеона, спрятанном на Калужской земле. Он якобы тут же приступил к поискам, но и ему не удалось ничего найти.

В связи с 200‑летием Оте­чественной вой­ны 1812 года о кладе вспомнили вновь. Снаряжалась не одна экспедиция, которая прочесывала окрестности Калужской и Смоленской областей. Исследовалась чуть ли не каждая пядь земли, по которой отступала разбитая французская армия. Но тщетно…

Появилось даже новое предание, мол, найти клад поможет треуголка. Во Франции обнаружили старинную гравюру, на которой изображен Наполеон и его приближенные, при этом один из них с непокрытой головой (его треуголка лежит на земле) стоит чуть поодаль.

Изучив пейзаж и созвездие над вельможей, один из историков решил, что это и есть ключ к кладу. Осталось найти место и положить на земле тре­уголку точно так же — она-то и укажет, где зарыт клад… Но и эта авантюра закон­чилась ничем.

Каждое поколение рождает свои легенды. Так, в 60‑х годах прошлого века мальчишки и девчонки, когда заканчивались уроки в небольшой сельской школе в поселке Ждамирово, отправлялись искать сокровища, которые, по их мнению, спрятали фашисты. Вполне возможно, что через 10–15 лет калужане будут разыскивать золото современных олигархов.

мнение в тему

—Легенд, рассказывающих о кладах в Калужской области, очень много. Людям они нравятся. Но верить можно лишь тем, которые рассказывают о старых городищах, — уверен старший научный сотрудник центра «Наследие», руководитель отдела археологии Калужского областного краеведческого музея Игорь БОЛДИН.

Фигурка предка современной лошади вызвала у археологов множество вопросов


Эта лошадка, которую вы видите на снимке, обнаружена на днях челябинскими археологами в ложе одной из горных речушек на границе Челябинской области и Башкортостана.

С момента обнаружения находки ученые пребывают в большой задумчивости. По существу в их руках оказалось настоящее произведение искусства со множеством "но". Вполне очевидно, что это скульптурная мини-копия настоящего тарпана — вымершего предка современной лошади, которая является подвидом дикой лошади.

Весьма внушительный вес, не соответствующий миниатюрным размерам находки, объясним: лошадка сделана из кварцита — очень крепкой и прочной горной породы, которая бывает белого, серого или красноватого цветов. В данном случае именно красноватый цвет породы древним мастером точно "угадан" в масть лошади, которую иначе можно назвать подвидом лошади Пржевальского.

Однако кварцит в силу своей чрезвычайной прочности очень и очень трудно поддается обработке. Поэтому ученые озадачены прежде всего тем, как можно было из такого почти неуправляемого материала высечь настоящий шедевр.

Некоторыми подробностями поделился профессор кафедры древней истории и этнологии Евразии ЮУрГУ Сергей Боталов. По его словам, кварцит по зубам лишь таким твердым породам, как гранат, корунд и алмаз. Именно эти породы "обитают" в древних уральских кладовых. И снова возникает вопрос: в какие времена мастера могли достичь столь филигранной техники?

Предварительные консультации с геологами и другими специалистами привели археологов к мысли: лошадь несомненно была изготовлена в глубокой древности — но когда именно, сказать очень трудно. Можно лишь предположить, что древний мастер жил в каменном веке.

Ясно, что был он отменным скульптором, при этом отлично разбирался и в анатомии лошади: он питался ею и знал каждую косточку этого животного.

Археологи нашли в Египте потерянный город


На севере Египта нашли руины древнего города, который существовал в эпоху Среднего царства (около 4 тыс. лет назад), сообщает Ahram Online. На территории города располагались жилые постройки, а также царские дворцы. Кроме того, археологи обнаружили четырехметровые укрепления и некрополь с большим количеством гробниц.

Во время раскопок исследователи нашли большое число ламп, амулетов, глиняных сосудов, талисманов-скарабеев и напольную плитку, которая украшала дворцы фараонов Мернептаха и Рамзеса II. Также археологам удалось обнаружить гробницы из кирпича времени гискосов (XVII в. до н.э.) и храм того же периода, посвященный богу войны и смерти Сету.

Недавно стало известно, что ученые обнаружили еще один древний город. На территории Камбоджи нашли Махендрапарвату, которой уже более тысячи лет. Также была составлена карта города, включая улицы, каналы и храмы. Найти древние постройки в непроходимых джунглях удалось при помощи оптического лазерного оборудования Lidar.

Суть технологии заключается в облучении местности лазерным лучом, импульсы которого следуют постоянно с высокой частотой. Большую часть излучения отражает и поглощает листва, однако его часть все-таки достигает грунта, отражается от него и улавливается бортовым приемником. Такие технологии также использовались при изучении Стоунхенджа и построек майя.

Лазерные технологии позволили найти еще один город, который в XVI в. безуспешно пытались отыскать конкистадоры. Речь идет о Белом городе (La Cuidad Blanca), который находится в Гондурасе. Его точное месторасположение археологи раскрывать не стали, опасаясь нашествия мародеров.

20 июня музей Акрополя празднует четвертую годовщину со дня открытия


В день праздника экскурсоводы и археологи приоткроют посетителям некоторые тайны, которые каменные фризы хранят тысячи лет. Чтобы разнообразить привычные экскурсии, посетителей порадуют познавательными трехмерными экспозициями. Они будут представлены на специальных экранах в зале Парфенона.

Также для тех, кто проголодается после долгих экскурсий, весь день будет работать кафе на территории музея. Вечером в 21.00 духовой филармонический оркестр Афин подарит незабываемый праздник музыки, который состоится на территории музея.

Примечательно, что в сувенирных магазинах можно будет приобрести специально приуроченные к годовщине небольшие копии известных скульптур: головы Посейдона и Артемиды. Оригиналы скульптур можно увидеть (и сравнить с сувенирными копиями) на восточном фризе Парфенона.

Стоимость за вход в музей в праздничный день составит  3 евро.

Тайны курского подземелья: что оно хранит


Какую историю мы топчем ногами?

13 мая в историческом центре города – на месте Курской крепости – начались археологические раскопки. На этом участке в следующем году должно начаться строительство новых зданий краеведческого музея и картинной галереи. Что хранит курское подземелье и что ему приписывают, «АиФ-Курск» узнал у директора археологического музея Геннадия Стародубцева.

Центр на костях

АиФ: – Геннадий Юрьевич, удалось ли найти что-нибудь значимое?
Г.С.: – Сегодняшние раскопки – это всего лишь продолжение наших многолетних исследований. Работы на полугоре идут давно. Они начались в 2002 году. Мы всё время движемся вдоль крепостного вала.

И натыкаемся на те объекты, которые непосредственно примыкали к стене. В настоящее время вскрыто 132 квадратных метра. В ходе исследований обнаружены оборонительные сооружения Курской крепости XVII века: край самой крепости и остатки вала.

Найдена и первоначальная насыпь Курской крепости 1596-го года, и слой пожарища 1612 года (когда проходила осада крепости). Кроме того, зафиксировано три постройки. Последняя, судя по находкам, является косторезной мастерской. Обнаруженный материал датируется XVII веком.

Мы нашли практически полный цикл косторезного производства: заготовки, незаконченные и готовые изделия, отходы этого производства. Среди готовых изделий – костяные накладки с разным орнаментом, костяной гребень, костяная застёжка от книги. О том, что в Курске вообще когда-либо были такие мастерские, до этих раскопок было неизвестно.

Кроме этого, мы нашли материалы, относящиеся к предмонгольскому периоду. Это обломки витых стеклянных браслетов, некоторые из них инкрустированы. Металлический ключ, наконечник ромбовидной стрелы, шиферные пряслица…

Работы, изначально запланированные на месяц, продлены до июля. Дело в том, что площадка курской крепости очень сильно повреждена – коммуникациями, позднейшей застройкой. И то, что нам сейчас удалось найти такой содержательный участок, – это большая удача.
Кто уничтожает памятники?

АиФ: – В одном из интервью вы сказали, в регионе в год исчезает около 10 памятников истории. Почему?

Г.С.: – По закону, если на месте памятника истории планируется стройка, там предварительно должны пройти археологические исследования, причём за счёт застройщика. Но не все исполняют закон: по незнанию или специально. Нужно было, например, председателю колхоза построить запруду на речушке.

Он загнал бульдозер на городище и половину его сдвинул. Всё – памятника не осталось. Иногда мы сталкиваемся с фактами незаконной прокладки кабелей. Как народ рассуждает: вдруг никто не увидит. Мы, если это видим, сообщаем в инспекцию по охране памятников. А дальше суд.

АиФ: – Но штрафы же копеечные. У нас их предпочитают платить и как прежде нарушать закон.

Г.С.: – Сумма штрафа, как правило, бывает равна затратам на производство археологических работ. Они, может быть, время и сэкономят, но получат статью уголовного кодекса. Тут надо выбирать.

АиФ: – Памятник является памятником до тех пор, пока туда не пришли археологи, не раскопали, достали что надо, зафиксировали. А потом? Всё?

Г.С.: – Действительно, раскопками археологи уничтожают памятник навсегда. Но другого способа исследования пока ещё никто не придумал. Есть новые способы фиксации объектов, например, с помощью георадаров, магнитометрических исследований. И мы их проводим.

Если археологи находят что-то действительно уникальное, обычно принимается решение о музеефикации данного объекта. Как, например, было сделано в своё время в центре Ельца. Там у них под стеклом находится законсервированный раскоп древнего города.

Но нужно исходить из разумного. Мы же не можем весь центр города под стекло спрятать. Тем более, это мы, археологи, понимаем все эти прослойки и можем реконструировать в воображении объект, который находился там раньше. Но людям-то непонятно. На сегодняшний день в Курской области около 1,5 тыс. известных памятников археологии. Практически ежегодно находятся новые.

Тайны подземелья

АиФ: – Как вам удалось оставить «Золото гуннов» в Курске?
Г.С.: – Комитет архитектуры, понимая, что это, по сути, новый бренд города, выступил с ходатайством о том, чтобы это всё осталось здесь, на нашей территории. Министерство культуры пошло навстречу региону.

АиФ: – Появился этот бренд. Больше туристов стало?
Г.С.: – Да. Во-первых, большинство курян эту выставку уже посетили. Хотя есть люди, которые приходят неоднократно. Сейчас главные посетители этой выставки – группы, которые приезжают из других городов.

АиФ: – Вы смотрели фильм «Курск. Люди гибнут за металл?», снятый крупным федеральным каналом? В нём наш город представили страшным регионом…

Г.С.: – Нам было известно, что про Курскую область делается документальный фильм. Видели журналистов. Они брали интервью у наших специалистов и московских. Но, получив шикарный, достоверный материал, они «нарезали» из него сенсацию. И эти куски произвольно использовали в общей канве.

 Это чрезвычайно некорректно. Я-то знаю, что говорили наши коллеги, дававшие им интервью. Чем хороши фильмы ВВС – тем, что они достоверны. А это была явная попытка сделать что-то по образу и подобию в погоне за сенсацией. Поэтому мы и получили это всё. Для нас это было крайне неприятным открытием. В будущем просто не будем с ними контактировать.

АиФ: – У нас ходят легенды, что в Курске и области было много подземных ходов…

Г.С.: – Это сказки. С подземными ходами часто связывают находки либо подвалов домов, которые не сохранились, либо городской канализации, которая, так же как и воображаемые ходы, была сводчатая и выложенная кирпичом.

Да и когда их могли построить? Курская крепость возобновляется в конце XVI века. Она достаточно маленькая. В то время строить подземные ходы некуда было. Тем более, мы прекрасно понимаем, что для строительства многокилометровых подземных ходов (такие, говорят, есть от Коренной пустыни) сколько народу нужно, кирпича.

Да это стройка века бы была! А в XVIII веке Курск утратил своё значение как пограничная крепость. То есть в строительстве подземных ходов в центре европейской части Российской империи уже просто не было смысла. Конечно, существовал какой-то ход из курской крепости к колодцу вниз, чтобы в случае осады можно было из Тускаря набрать воды. Но не больше.

КАМЕННЫЕ ГОЛОВЫ ОСТРОВА ВЕРЫ



Мы продолжаем интервью с челябинским археологом, к. и. н., руководителем раскопок на острове Веры (оз. Тургояк) Станиславом ГРИГОРЬЕВЫМ.

— Тем не менее, Станислав Аркадьевич, вы утверждали и продолжаете утверждать, что мегалитические сооружения острова Веры — это погребальные памятники. Были ли вами обнаружены погребения?

— К сожалению, при раскопках в этих мегалитах остатки погребений обнаружены не были. Можно быть почти уверенными в том, что они не будут обнаружены и в дальнейшем. Как показали многолетние работы на поселениях острова, кости в условиях подстилающих гранитных массивов и обилия гранитной крошки в слое не сохраняются. На поселениях встречаются только обожженные мелкие фрагменты костей, и был один случай обнаружения фрагмента какого-то изделия (вероятно, ручки ножа) из полированной кости…

 Причины этого заключены и в древности памятников. А ситуация с химическими свойствами грунтов хорошо знакома исследователям европейских мегалитов. Так, в Голландии костяки не сохраняются в песке, во многих мегалитах Ирландии и Бретани — из-за кислотных почв, а в Португалии это обусловлено тем, что сами мегалиты сделаны, как правило, из гранита.

Но на погребальный характер памятников указывает обнаружение при раскопках в мегалитах углублений, выдолбленных в скальных основаниях.

— Но у вас все-таки уже сложилось представление о погребальном обряде древних? В чем он заключался?
— Можно предположить, что первоначально тела умерших помещали на самой высокой точке острова, на центральном останце. Сетью археологических шурфов вокруг останца выявлено незначительное количество мелких фрагментов керамики и кремня, маркирующих посещение этого места и использование для собраний.

Некоторые из этих находок можно связать с ритуальной деятельностью: кремневая подвеска-лунница, стертый кусок реальгара, сланцевая лопатка и гранитная плитка, обе со следами красной и бурой краски. Представляется более логичным, что часть этих предметов складывалась на вершине скалы вместе с умершими…

Показательно и то, что здесь в раскопе обнаружено две грубые зооморфные скульптуры, и одна (голова пантеры) сохранилась в скале. Связь ее с погребальным культом строго доказать нельзя, но в пользу этого говорит возможность окраски морд животных реальгаром, в результате чего они становились кроваво-красными… То есть на острове практиковались вторичные захоронения, когда тела сначала помещались на скалу, а затем переносились в подземные мегалиты.

Для людей с особым статусом первичное погребение проходило в западной камере большого мегалита, а потом кости переносились в северную. Именно север ассоциировался на острове со страной мертвых. С этим как-то связаны отверстия в северных стенках северных камер всех мегалитов острова, но мы можем лишь догадываться об их назначении: нужны ли они были для дальнейшего перемещения души, или для чего-то иного, но явно не для общения с умершими.

Совершенно логичны представления о том, что мегалиты являются местом общения с предками, которые продолжают интересоваться тем, что происходит в этом мире, и являются медиаторами в общении с высшими силами. Но есть и иной подход: о проведении в мегалитах различных возрастных и социальных инициаций. Нельзя сказать, чтобы эти подходы были противоположными, так как инициируемый устанавливал связь не только с богами, но и укреплял связь с предками.

— Другими словами, большой подземный мегалит, который раньше считали природной пещерой, можно представить как погребальный зал… 
— Этот подход прекрасно отражен в особенностях мегалита. В его большом зале могло разместиться для проведения обрядов до 15 человек, то есть некая посвященная группа, допускаемая в это пространство.

Очень показательно и оформление коридора, соединяющего этот зал с предназначенными для погребения западной и северной камерами. Он очень высоко поднят от пола западной камеры и зала. Это не соединяющий коридор, а скорее разделяющий барьер, указывающий на совершенно отличный смысл пространства центрального зала. Но попасть в него можно было сначала через какое-то помещение, а потом через длинный и узкий коридор.

Можно лишь предполагать, что в этом помещении проводились какие-то обряды подготовки и очищения, оно пока не раскопано. Но коридор очень показателен. Он тесный и мрачный. Попав в него, человек был вынужден сначала продвигаться вниз на четвереньках, а потом постепенно выпрямлялся и попадал в большой и просторный зал, освещенный расположенными на юге окнами.

Слева от него в конце коридора располагается скульптурное изображение головы волка, а на выходе из коридора впереди и справа — скульптурное изображение головы быка. Это отражает универсальную оппозицию противопоставления дикого мира и одомашненного через противопоставление диких и домашних животных, что отчетливо присутствует в ранних индоевропейских представлениях.

— Было ли какое-то противостояние волка и быка в представлении строителей мегалитов?
— Пробираясь по темному коридору мимо изображения волка, человек сначала прикасается к чему-то негативному, дикому, а затем направляется к доброму, светлому и окультуренному. К тому же голова быка, благодаря окнам и обработке поверхности, наиболее хорошо освещена.

Каждый день, во второй его половине, солнце рассеянным светом из окон освещает скульптуру головы быка. Ощущение полной освещенности скульптуры достигается также за счет того, что для ее изготовления подобран гранит более светлого, почти розового цвета, а обработанная поверхность скульптуры гладкая, в результате чего она обладает более высокими светоотражающими свойствами.

Свет из окна напротив скульптуры освещает ее в полдень в день зимнего солнцестояния. Морды волка он достигает позже в течение этого дня, касаясь лишь самого ее кончика. Нельзя исключать того, что голова волка освещается полной луной в день летнего солнцестояния, но нам не удалось этого точно установить… Также много загадок и с изваянием пантеры, обнаруженном на островной скале-останце.

— Давайте подробнее остановимся на пантере. Когда она была обнаружена?
— В том же 2006 году, когда мы обнаружили и другие изваяния. В принципе изваяние пантеры стилистически выполнено в тех скульптурных традициях, что волк, бык или баран… У нас появилась такая идея. В мегалитах из-за их слишком маленьких размеров нельзя было хоронить целое тело.

 В мегалитах в Европе было повторное захоронение: сначала тело умершего погребали где-нибудь в другом месте; когда все сгнивало, оставались только косточки, их перезахоранивали в мегалитах. Мы предполагаем, что на скале-останце острова Веры производились первичные захоронения, а потом косточки переносились в мегалиты.

Весь остров — культовый объект, останец был вплетен в ритуальную канву. И образ пантеры как-то связан с этим обрядом… Возможно, ее морда в древности была покрашена красной краской: внизу в слое нами найден кусочек красного минерала, стертого о скалу. Там же у скалы мы «подняли» слой палеолитических, более древних находок, но есть артефакты и времен мегалитов. Тогда на скале был навес, который затем рухнул, и находки, вероятно, складывались на него.

Сейчас они лежат у скалы полосой по линии рухнувшего навеса… Кроме того, в древности считалось, что у человека не одна душа, а две-три. Это универсальное представление было у всех народов. Считалось, что сначала одна душа отделяется от тела, потом вторая, третья… У некоторых народов и четвертая душа; это сохранилось у нас в обряде поминок на девятый день, на сороковой…

— То есть пантера, можно так сказать, проводник «первой» души?
— Ну да, можно сказать и так… В любом случае загадкам острова Веры нет числа, и мы еще только-только подошли к их решению. Образно говоря, сейчас мы на вершине айсберга тысячелетних тайн тургоякских мегалитов, и на их научное раскрытие может уйти и сто лет исследований, и больше…

Телибеков отказался защищать древние курганы


Скандально известный руководитель Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков отказался от участия в брифинге, посвященном  строительству в районе древних курганов под Алматы и разрушению парковой зоны, сообщил он корреспонденту Total.kz.

Брифинг пройдет сегодня в 12.00 в поселке Тастыбулак, где был убит известный эколог и общественный деятель Нурлан Утеулин. Изначально участвовать в мероприятие собирался и глава СМК.

«Сегодня утром из анонимных источников в МВД поступило сообщение, что против меня готовится очередная провокация. В случае участия в брифинге мне будет инкриминирована организация несанкционированного митинга», - сказал Мурат Телибеков.

По его словам, власти допускают незаконное строительство в районе республиканской детской больницы «Аксай». При этом запланированная стройка захватывает часть парка, относящегося к лечебному учреждению и несколько курганов, которые много лет пытаются защитить археологи и «зеленые». По сообщению главы СМК, в окрестностях больницы уже строятся коттеджи.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2783) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) храм (115) Великобритания (114) Франция (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)