24 марта 2013 г.

ХАРЬКОВЧАНЕ ВОССТАНОВИЛИ КИНОАППАРАТ, ИЗОБРЕТЕННЫЙ ИХ ЗЕМЛЯКОМ ДО БРАТЬЕВ ЛЮМЬЕР




В обозримом будущем в харьковском кинотеатре «Боммер» откроется музей истории кино.

Вчера, 23 марта, в рамках акции «Харьковская сирень. PS» историк кино, преподаватель Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Сергей Гавриленко продемонстрировал работу киноаппарата, изготовленного по чертежам харьковского изобретателя Иосифа Тимченко. Об этом ИА «НАШ ПРОДУКТ» сообщили в пресс-службе Харьковской ОГА.

По словам историка, это изобретение не было собственно кинематографом, но одним из последних звеньев, которое предвещало появление кино. «Самое главное значение работы Иосифа Тимченко состоит в том, что он был первым изобретателем, который еще до братьев Люмьер создал механизм прерывистого движения – основную часть любой кинокамеры и кинопроектора.

Механизм прерывистого движения необходим для того, чтобы более реально показать иллюзию движения – его необходимо прерывать на какую-то секунду, задерживать перед зрителем, а затем менять на следующую картинку. Его изобретение гениально просто», – заявил историк.

Гавриленко также рассказал собравшимся, что чертежи аппарата, который Тимченко продемонстрировал в 1894 году, позволили сегодня воспроизвести его модель. В нем использована обыкновенная зубчатая передача, разорванная в одном месте, и шестерня, состоящая из четного количества зубьев. Иосиф Тимченко применил картонный диск, на котором располагаются прорези в виде часовой стрелки. Благодаря ручному приводу стрелка на экране перед зрителем движется по циферблату.

«Больше времени требует не само создание аппарата, а его юстировка. Есть много нюансов, которые не учли даже наши механики с большим стажем, и теперь аппарат необходимо юстировать, чтобы он работал так, как это было запланировано. Уже на следующем образце эти ошибки будут учтены.

 Воссоздать аппарат было довольно сложно. Хотя сам механизм довольно простой, но его изготовление с определенной точностью исполнения требует нужных знаний и ювелирных умений. Поэтому в том, что Иосиф Тимченко был механиком от бога, можно даже не сомневаться», – подчеркнул Сергей Гавриленко.

Как отметил в ходе встречи харьковский киновед Владимир Миславский, в том, что мастер-класс по «Археологии кино», на котором был представлен аппарат Тимченко, состоялся в кинотеатре «Боммер», есть символический смысл. «В кинотеатре «Боммер» в обозримом будущем планируется открыть музей истории кино. В настоящее время собираются экспонаты, которые будут рассказывать об истории кино в Украине», – отметил он.

Сергей Гавриленко подтвердил, что действительно готов сделать экземпляр проектора Иосифа Тимченко для харьковского музея.

В Бразилии найдена птица Турук Макто с планеты Аватар



Палеонтологи нашли в Бразилии скелет самой большой летающей рептилии, дошедший до наших дней – размах крыльев птерозавра составлял восемь метров. Внешне он напоминал гигантскую боевую птицу Турук Макто, на которой летают герои «Аватара».

Скелет самой большой летающей доисторической рептилии был выставлен в среду в Национальном музее Рио-де-Жанейро, в преддверии Всемирного конгресса по птерозаврам, который состоится в столице Бразилии. Размах крыльев уникальной летающей рептилии составлял 8,2 метра.

Здесь бродят призраки Троцкого, Котовского, Мишки Япончика и не только. Тайны Одесского Тюремного замка

Замок надо сохранить для потомков.

Арка главных ворот "Тюремного замка"

Здание тюремного "круга" венчают башенки. Это не архитектурные излишества, их
назначение весьма прозаично - самые обыкновенные дымоходы


Внутри легендарного "круга" "Тюремного замка" за прошедшее
столетие мало что изменилось 

По этим лестницам ступали ноги многих "легендарных" личностей

В центре до сих пор виден след от герба царской Росиии, а по бокам
красуются кованные вензеля "Тюремного замка", состоящие из
стилизованных букв "Т" и "З"

Время оказалось беспощадным к уникальному памятнику зодчества.
Еще немного - и мы его можем потерять. Одесский равелин ждет
финансовых вливаний и заботливых рук реставраторов

Какой памятник архитектуры в Одессе является самым специфическим? Можно сказать, что пальму первенства в данном плане удерживает знаменитый Тюремный замок, что на Люстдорфской дороге. Уникально-специфическая его особенность в том, что это действующий следственный изолятор, тюрьма, и его нынешние арестанты сидят в воистину историческом, легендарном месте, о чем «Рупор Одессы» уже писал в материале «От «Тюремного замка» да от сумы не зарекайся».

Обратимся к истории. Первая в Одессе тюрьма была построена в 1826 году - на Тюремной (ныне Привокзальной) площади. В 1879 году тот тюремный замок уже не справлялся с потоком заключенных (строение было рассчитано на 400 человек, а их число доходило до 900).

А потому 8 сентября 1891 года состоялась закладка нового тюремного замка. Городская власть (возглавлял её тогда Григорий Маразли) выделила участок земли возле нового Христианского кладбища вдоль Люстдорфской дороги. Строение тюрьмы спроектировал петербургский архитектор А.О. Томишко, который незадолго до этого закончил строительство знаменитых Санкт-Петербургских «Крестов», а арку главных ворот - архитектор Бернардацци.

Строительство шло сравнительно недолго. Уже 20 июля 1894 года оно было завершено и обошлось в 843 тыс. рублей серебром. Вёл строительство особый строительный комитет, так как комплекс относился к самым значительным сооружениям Южной Пальмиры.

Металлические конструкции (маршевые сходы, переходы) поставлялись с литейно-механического завода Бертрана, кирпич — из нескольких мест, но главным поставщиком был собственник кирпичного завода С.П.Лупаков. Кирпич, кстати, был очень высокого качества.
Центральное строение замка было построено в виде креста: в центре креста сооружена башня.

От башни расходятся четыре крыла с галереями, по бокам которых расположены одиночные камеры. Каждое крыло кроме четырех этажей имело и подвальное помещение. В комплекс тюремных строений также входили баня, кузница, кухня. Тюремные сооружения включали и больницу на 100 коек, и церковь.

На 5-м Международном тюремном конгрессе в Париже (1895 год) Одесская и Московская пересыльные тюрьмы были признаны самыми лучшими в Российской империи (среди 895 тогда функционировавших).

Первым начальником Одесского тюремного замка был Сидор Конвенский, уроженец Балты. А вот в начале 20-го века (революция 1905-1907 г.г. внесла свою «лепту») эта должность стала небезопасной. 11 апреля 1907 года начальник тюрьмы И.А.Шафорук был убит за наведение твердых порядков во вверенном ему заведении.

Кстати, он похоронен на кладбище, находящемся через дорогу от тюрьмы. К его могиле по традиции и сегодня приносят цветы офицеры внутренней службы. В Тюремном замке в своё время сидели многие знаменитые личности, имена некоторых из них на слуху и сегодня.

Были здесь участник восстания на броненосце «Потемкин» Панас Матюшенко, староста политзаключенных Карл Быков (Адамович), болгарский анархист Тодоров, авторитетный в своей среде разбойник Павел Бузин («Павка-грузин») - человек колоссальной силы, слово которого было для тюремной братии законом. Ну, и конечно же, Лейба Бронштейн — известный как Лев Троцкий, и герой Гражданской войны Григорий Котовский, и легенда одесского уголовного мира Михаил Винницкий — Мишка Япончик.

С тех пор внутреннее убранство камеры фактически не изменилось
После революции 1917 года контингент узников зависел от особенностей переживаемого момента — были здесь и враги советской власти, и репрессированные, и враги румынских и немецких оккупантов.

После освобождения Одессы в 1944 году, территорию тюрьмы несколько расширили, нарастили заграждение, стали работать учебно-производственные мастерские (производство прекратилось в начале 90-х годов). Весной 1970-го началась частичная реконструкция СИЗО.

Был построен, например, подземный переход из четырех корпусов для перемещения заключенных со сборного отделения, осуществлена реконструкция камер. В 1997 году на территории Одесского СИЗО была восстановлена Украинская православная церковь Александра Невского Одесского епархиального управления.

Сегодня остро стоит вопрос о реконструкции самого здания Тюремного замка (ведь ничто не вечно под Луной, как бы хорошо ни строили мастеровые люди прошлого). В прошлом году на соответствующие аварийные работы было выделено 300 тыс. грн. (а это, по большому счету, мизер). Замок надо сохранить для потомков.

В принципе, реконструкции всех прошлых лет не изменили основу того, что было заложено 119 лет назад - дух старины остался. Предлагаем совершить экскурсию в СИЗО вместе с корреспондентами «Рупора Одессы» и посмотреть, какие тайны от посторонних глаз скрывает Одесский тюремный замок.

Остров Змеиный под совместной охраной чиновников и пограничников



Управление охраны объектов культурного наследия Одесской облгосадминистрации подписало с Одесским отрядом морской охраны План взаимодействия по вопросам контроля за сохранением подводного культурного и археологического наследия.

Об этом начальник управления Наталья Штербуль заявила 21 марта в ходе пресс-конференции.
Н.Штербуль напомнила, что в конце 2011-го года группой подводных археологов «Наварекс» под руководством Александра Терещенко, в сотрудничестве с Институтом археологии Академии наук Украины возле о.Змеиный был выявлен затонувший деревянный парусник античных времен.

Эта находка сразу вызвала широкий интерес и попытки ею воспользоваться.
Наталья Штербуль конкретизировала: «Наш общественный инспектор Александр Терещенко сообщил, что были две попытки несанкционированного вмешательства в научное изучение этого объекта со стороны посторонних лиц, которые не имели соответствующих документов. На самом деле есть проблема незащищенности объектов подводного культурного наследия от «черных археологов».

Понадобилось принятие конкретных мер, а потому, как сообщила начальник управления, «для решения этой проблемы нами была организована встреча с руководством Одесского отряда морской охраны Южного регионального управления Государственной пограничной службы Украины относительно координации работы по противодействию попыткам несанкционированного погружения на объекты подводной археологии. 

18 марта был подписан План взаимодействия Одесского отряда морской охраны с управлением по вопросам контроля за сохранением подводного культурного и археологического наследия. В апреле запланировано проведение совещания при участии пограничников, специалистов управления и ученых, на которой будут обсуждаться насущные вопросы в сфере защиты подводных объектов».

УНИКАЛЬНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ВЫСТАВКА ПРОХОДИТ В ЧАПЛЫГИНЕ






В краеведческом музее г. Чаплыгина открылась уникальная историческая выставка. 

Организовал экспозицию клуб военно-исторической реконструкции «Сокол».  
"Выставка проводится второй раз, и это становится доброй традицией, - сообщил порталу lipetsktime.ru руководитель клуба «Сокол» Альберт Суворов, - первая же была проведена ровно пять лет назад и настолько заинтересовала жителей и гостей города, что было решено проводить ее раз в пять лет, неизменно добавляя и улучшая выставленные предметы".

Клуб военно-исторической реконструкции «Сокол» был создан в 2003 году в городе Чаплыгине Липецкой области группой энтузиастов. Решающей причиной его создания стала поездка будущих реконструкторов на международный фестиваль «Поле Куликово». 

Клуб «Сокол» основным направлением своей деятельности считает изучение и реконструкцию быта, внешнего вида, а так же вооружения вятичей 9-12 вв., поставив себе главной целью восстановить облик поселения и обряды славян. Клуб поставил перед собой задачи по изучению мощного пласта древней культуры нашего края. 

В ближайших планах клуба - организация познавательных предметных и фотовыставок о истории родного края древних времен, участие в фестивалях, а также - проведение бесед в школах о культуре наших предков. 

Под крылом «Сокола» объединились люди интересующиеся древней историей и культурой. В частности - реконструкцией облика, быта и доспехов славян 9 – 12 вв., племени Вятичей, проживавших некогда на нашей территории.  

Участники не просто глубоко изучают далекое прошлое Руси, но и собственными руками воссоздают старинное оружие, одежду и традиционный уклад жизни древних времен. Клуб объединил энтузиастов самых разных профессий.

 В нем есть врачи, педагоги, рабочие, учащиеся и инженеры, и каждый из них - талантлив: есть мастера резьбы по дереву, специалисты по обработке металла, а так же участники, получившие отличное художественное образование. 

Большое внимание участники «Сокола» уделяют работе в кузнице, ковке самых различных предметов, а так же работе с деревом. Ведь многие утерянные технологии изготовления предметов быта, одежды, вооружения открываются именно благодаря исследованиям реконструкторов в содружестве с археологами, историками и другими историческими клубами. 

Такие дорогостоящие проекты как, скажем, изготовление походных шатров, сделанных из льняно-конопляной ткани на деревянном каркасе, можно осилить только сообща - уверены участники клуба. 

Основное развитие у «соколов» получила деревянная мифологическая скульптура, походные исторические палатки и шатры славян, кованное оружие, пластинчатые доспехи и кольчуги, а также изготовленные из дерева посуда и амулеты. Не забывают в клубе и про керамику: участниками планируется изготовление глиняной посуды способом жгутового плетения и на гончарном круге, с последующим обжигом по технологии прошлых веков. 

Именно эти предметы, окружавшие наших предков, легли в основу экспозиции выставки «Русь легендарная». Она посвящена историческому периоду Руси 9-14 вв., и частично Орде времени Куликовской битвы. В экспозиции есть даже воинская походная палатка, размерами походящая скорее на небольшой шатер.

Рядом с палаткой стоят походный стол и скамьи. На столе - различные предметы походного быта, что вызывает ощущение реальности и приближения к древнему прошлому. 
Открывшаяся 19 марта выставка продлится ровно месяц.

В британском музее найден редкий 14-тысячелетний артефакт



В обширной коллекции британского Музея естествознания найден фрагмент рога с одним из самых ранних изображений, сделанных человеком в Европе. Возраст находки оценивается в 14 тыс. лет. Предмет был обнаружен в 1830-1848 гг во Франции, однако после 1882 года был забыт в запасниках.

Рисунок лошади, обнаруженный на фрагменте рога, был создан современным человеком в конце последнего ледникового периода. Проведенный недавно учеными анализ показал, что древний человек прежде чем вырезать изображение, нанес на него контуры.

Фрагмент рога был куплен Музеем естествознания в 1848 году. В 1881 году музей отделился от Британского музея, и предмет был перевезен в новое здание в Кенсингтон. Годом позже рог выставлялся в музее, однако тогда ученые не осознали, какую научную ценность представляет предмет, и про него забыли почти на сто лет.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2819) Россия (2730) музей (1065) археология (802) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (429) университет (402) Крым (380) Китай (356) Египет (301) археолог (282) артефакты (265) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (117) Франция (115) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (98) золото (97) Новгород (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) палеонтолог (71) фараон (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (67) Австралия (64) Киев (63) Монголия (63) монастырь (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)