19 февраля 2013 г.

Предприниматели хотят вернуть городу резную охранную икону



Икону, утерянную почти 100 лет назад, могут возвратить в южную столицу Кузбасса. Священную реликвию Кузнецка обнаружили несколько лет назад в фондах музея археологии и этнографии Сибири Томского госуниверситета. Вернуть отреставрированный образ городу к его 400-летию намерены предприниматели.

История создания и дальнейшая судьба иконы Николая Можайского окутана ореолом тайны. Известно, что изготовлена она была примерно в XVII веке. Но достоверно установить, как и когда святыня попала в Кузнецк, довольно сложно. Учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению, была ли реликвия действительно надвратной.

 Документальных данных о том, что охранный образ размещался над воротами Кузнецкого острога, пока не обнаружено. Противоречивой оказалась и информация о том, как старинная икона оказалась в Томске.

Александр Клещевский, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея:

– Она внезапно появляется по документам приёмным в 1927 году – там фигурирует фамилия сдатчицы – Беликова. И в то же время есть другое свидетельство, относящееся к 90-м годам XIX века, о том, что икона уже была у них в музее. То есть получается противоречие с первым свидетельством.

Время не пощадило реликвию. За почти четыре столетия дерево изрядно почернело, немного выгнулось и имеет сколы. Нетронутым осталось лишь скульптурное изображение святого, собранное из отдельных деталей.

– В этой дырке это брусок был, гвоздь с той стороны забитый, здесь точно так же брусок держал.

Чтобы восстановить прежний вид резной охранной иконы Кузнецка, понадобится реставрация. Работы, которые оцениваются специалистами в несколько миллионов рублей, готовы оплатить новокузнецкие предприниматели. Переговоры с томской стороной ведут сотрудники городской администрации. Готовятся соответствующие документы, оговариваются подробности предстоящего юбилейного сотрудничества.

Наталья Ищенко, начальник управления культуры Новокузнецка:

– Пока идёт первый этап переговоров. Уже съездила наша делегация, посмотрела, каковы затраты будут, сколько это будет стоить, чтобы отреставрировать и потом привезти. В общем, сейчас всё идёт в рабочем режиме.

Реликвию предполагается направить на реставрацию во Всероссийский художественный центр имени Грабаря. С оригинала планируют сделать копию для дальнейшей передачи в один из музеев Новокузнецка. Но главное, по словам искусствоведов, – у горожан будет возможность увидеть подлинник. Он станет экспонатом временной выставки.

Александр Клещевский, научный сотрудник Новокузнецкого художественного музея:

– Величайшая ценность, потому что у нас, не то что в нашем городе, не осталось ни одной иконы достоверно доказанной XVII века, а вообще икон старого Кузнецка. То есть даже икон из храма XIX века. То есть известно, что храмы эти украшались, строились, были иконостасы, на стенах иконы висели. Но в послереволюционные годы вот эта богоборческая политика государственной власти, они буквально всё смели.

Ульяновцы готовы стоять в очереди по полчаса, чтобы попасть в подземелье


Тех, кто желал взгялнуть на подземелья набралось немало.

Ветераны диггерского движения организовали необычную выставку.

Увлечения бывают разные. Кто-то коллекционирует марки, кто-то сутками блуждает по Всемирной паутине, а кто-то надевает резиновые сапоги, вооружается каской и фонариком и отправляется в увлекательное путешествие по подвалам, бомбоубежищам и ливневкам родного города. Такие люди именуются диггерами. 

Они запросто ориентируются в подземных сооружениях, на их счету километры заброшенных тоннелей, в их коллекциях сотни фотографий мест, скрытых от взоров городских обывателей.

Конечно, все эти фотографии можно спрятать в альбоме, а можно выбрать лучшие и показать их людям, которые никогда прежде не путешествовали под землей. Именно так и поступили ульяновские диггеры, организовав фотовыставку «Подземелья Ульяновска», открытие которой состоялось 17 февраля в музее «Археология Симбирского края».

В день открытия выставки в музее царил небывалый ажиотаж – посетителей оказалось так много, что в зале, где проводилась ее презентация, как говорится, яблоку упасть было негде, а для того, чтобы попасть в заветное «подземелье» с фотографиями, пришлось не менее получаса простоять в очереди.

Пришедшие на открытие выставки ульяновцы, прежде чем отправиться в темный полуподвал с экспонатами, смогли увидеть небезынтересную подборку фотографий, сделанных «ветеранами» диггерского движения лет 5 - 7 назад, а также узнать некоторые подробности о подземном мире того времени. Многие объекты, запечатленные тогда, сейчас уже стали достоянием истории, увидеть их мы можем только на фотографиях.

Например, на месте развалин и подвальных помещений ПАТП-6, что в районе Южного рынка, теперь красуется многоэтажка, а в северной части Ульяновска, где когда-то размещалась радиорелейная  станция с подземными гаражами и другими сооружениями, сейчас построен коттеджный поселок.

Кстати, с ульяновскими и симбирскими подземельями связано немало легенд. Вот одна из них. Когда войско Емельяна Пугачева вошло в Симбирск, из одного мужского монастыря внезапно в неизвестном направлении исчезли монахи.

Столь же внезапно они объявились совсем в другом месте – в районе Новой Беденьги, где впоследствии и обосновались. Никаких разумных объяснений этому феномену так и не  нашли, разве что монахи ушли из города по известному только им подземному ходу.

В небольшом полуподвальном помещении, где и разместилась выставка, темно, как и полагается в подземелье, а потому рассматривать экспонаты, то есть фотографии, следует при помощи фонарика. Его, кстати, вы можете получить при входе. Всего на выставке представлено порядка тридцати работ.

Среди них фотографии реки Симбирки - многострадальной, заключенной в подземелье, но, тем не менее, живописной, подземных сооружений и даже их обитателя – бурого ушана.

Останки коровы, греческая игра и древняя граница Киева: археологи рассказали о находках на Подоле


Археологи подводят итоги раскопок, проводившихся на киевском Подоле. Ученые говорят, что раскопки второго сезона были очень плодотворны.На улице Спасской 35в вещи 12 века лежат на метровой глубине.

На Подоле был найден самый древний торгово-ремесленный центр и много уникального импорта из Скандинавии и Византии. Однако, настоящим шедевром коллекции стали фигурки древней игры Тавли - греческий вариант нард.

"Наши пращуры проводили с этой игрой свой досуг", - сказала руководитель археологического отряда Наталья Хомайко.

Фигурки Тавли, их найдено четыре штуки, хранятся в музее Центра археологии Киева. Здесь есть и другие находки: ожерелье, амфоры, украшения, стекло, расписанное золотом, и флакончики для парфюмерии.

Самый важный трофей - остатки коровы, которым около восьми веков. Подольские раскопки еще тем уникальны, что по ним удалось определить северный предел древнего Киева. Это "столпье" - частокол, которым крепили границы города, и который историки искали целых 100 лет. Окончательная цель археологов, найти под землей в следующем году, трофеи 10 века.

Сакские золотые украшения обнаружили археологи при раскопках кургана на юге Казахстана


В Жамбылской области Казахстана (на юге) археологи обнаружили ценные артефакты сакского периода.

"В ходе исследования двух из семи курганов, входящих в комплекс "Жеты Тобе", в одном из них обнаружено более 40 золотых бляшек, являющихся элементами погребального костюма сакского вождя. Среди них есть и уникальная розетка с четырехглавым орлом", - сообщил во вторник агентству "Интерфакс-Казахстан" директор ТОО "Археологическая экспертиза", археолог Дмитрий Воякин.

Кроме того, отметил он, в погребальной камере, которая, скорее всего выглядела традиционно - камышовый настил на полу и накат из бревен на потолке - археологи нашли четыре птичьих скелета, предположительно, хищных ловчих птиц, любимцев вождя-охотника.

Скелеты в скором времени пройдут палеозоологическую экспертизу, которая позволит узнать подробности древней охоты. Археологи предполагают, что находки относятся к 4-6 веку до нашей эры, отметил Д.Воякин.

Высота кургана составляет 5 метров, диаметр - 100 метров, сама могильная камера находится на глубине 2 метров. Изнутри стены кургана выложены разноцветным крашеным камнем.

По словам Д.Воякина, комплекс курганов войдет в туристический комплекс "Городище Тараз", который сейчас ожидает решения министерства культуры Казахстана о придании ему статуса международного памятника.

На голландском аукционе будет выставлен мамонт



На одном из интернет-аукционов неожиданно появился полный скелет мамонта, представленный частным голландским коллекционером.

Любитель археологии оказался заядлым коллекционером с настоящей страстью к костям, на то, чтобы собрать полный скелет древнего животного, у него ушло десять лет и 280 костей, принадлежащих разным живым существам.

Сам голландец заявил, что с детства любил археологию и кости, большую част материала, использованного в работе, он находил сам или перекупал, чаще всего у рыбаков, в сети к которым часто попадались фрагменты скелетов крупных животных.

Археолог заявил, что идея о продаже пришла к нему после того как выяснилось, что ему негде хранить своего «любимца», однако теперь, как только мамонт уйдет с молотка, голландец начнет работу над новым экспонатом, утверждает информационное издание «Telegraph».

По археологическому потенциалу Тараз можно уподобить древним Помпеям




За два года археологических раскопок на локальном участке таразского базара найдено более 20-ти тысяч ценных артефактов.

Эта информация прозвучала во вторник в Таразе, в ЦКЗ «Баласагун», на пресс-конференции с участием председателя Казахстанского археологического общества, академика НАН РК Карла Байпакова. 

«Полученный материал удивительно яркий, - сказал К. Байпаков. - Даже притом, что это пока как бы предварительные наметки, ведь объемные исследовательские работы еще только предстоят. Древний Тараз - незаурядный город, его историческое, культурное значение колоссально, и наша задача - изучить этот культурно-исторический потенциал, мы это делаем для будущего. Тараз с его историческим прошлым должен быть известен всему миру».

Журналистам были презентованы артефакты, монеты и керамические изделия, найденные в 2011 - 2012 годах в ходе раскопок на локальном  участке Центрального базара Тараза.

Кроме того, специалисты ТОО «Археологическая экспертиза» заложили 34 археологических шурфа и произвели замеры культурного слоя под территорией рынка. «Мы изучили несколько участков, которые позволяют судить о зонах застройки древнего города, - пояснил генеральный директор ТОО «Археологическая экспертиза» Дмитрий Воякин.

- За две тысячи лет существования Тараза образовалось несколько культурных слоев, благодаря чередовавшимся периодам расцвета и упадка города. Самым мощным периодом расцвета были XIV - XV века.

Уже по предварительным наметкам мы знаем о том, где располагались цитадель древнего города, шахристан, рабады, фортификационные сооружения, городские стены, кварталы ремесленников. Надеемся, что в ходе последующих раскопок нам удастся найти ядро древнего Тараза эпохи кангюев, хана Джи-Джи. По археологическому потенциалу Тараз можно уподобить древним Помпеям, мы ожидаем появления новых ярких находок».

Начиная с марта 2013 года, археологические раскопки на месте бывшего рынка возобновятся. Археологам предстоит исследовать территорию общей площадью более 20-ти гектаров. Параллельно на территории рынка будут открыты отдельные зоны для посещения туристов, которые смогут посмотреть на ход археологических раскопок.

«Археологические исследования - это медленная, кропотливая работа, - заметил К. Байпаков. - Шаг за шагом нам предстоит узнавать о городе эпохи Караханидов и тюргешей. И наша задача - превратить городище Тараз в музей под открытым небом, сделать его культурно-историческим брэндом региона и открыть древнюю историю Казахстана для всего мира».

По мнению академика К. Байпакова, переоценить уже полученные результаты археологических раскопок в Таразе невозможно, многие из них имеют значение научных сенсаций, свидетельствуя об особом статусе этого города в мировой истории, поэтому археологические исследования должны быть непременно продолжены.

Германия возвратит Греции черепки эпохи неолита


Археологические находки были сделаны во время экспедиции, организованной национал-социалистами.

Немецкий Музей доисторических свайных жилищ в Унтерульдингене на Боденском озере намерен возвратить Греции около 10 тысяч керамических черепков, вывезенных в Германию во время Второй мировой войны. Об этом 18 февраля сообщило немецкое информационное агентство dpa со ссылкой на администрацию музея.

Возраст находок периода неолита достигает 8000 лет. На хранение в музей они попали в 1950-х годах. Осколки были обнаружены в 1941 году немецкими археологами в ходе экспедиции в регионе Фессалия, организованной под руководством одного из главных идеологов НСДАП Альфреда Розенберга (Alfred Rosenberg).

В Германию их вывезли с формального согласия тогдашних греческих властей, но нынешнее руководство музея считает, что они должны быть переданы Греции, чтобы послужить там для дальнейших исследований истории заселения этих территорий.

Помимо черепков, на которых частично сохранились изображения и орнаменты, греческим ученым будут переданы документы, составленные во время экспедиции.

Скелет 4000 лет хранил на груди артефакт невероятной ценности





Если бы вы обнаружили такое в своем собственном саду, вам пришлось бы дважды подумать, прежде чем отбросить это в сторону. Неприметным янтарным бусинам, обнаруженным в Национальном парке Дартмуре, 4000 лет, и ценятся они на вес золота.

Археологи обнаружили доисторическое захоронение, где на груди скелета мирно покоился удивительный по своей исторической значимости артефакт. Янтарные бусы уже объявили находкой, которая встречается лишь раз в столетие.

Сам скелет очень хорошо сохранился, и, помимо украшений, историки обнаружили кости, зубы и остатки текстиля. Эксперт по бронзовому веку доктор Бен Робертс из Университета Дарема сказал, что находка приравнена к «семи-восьми балам из десяти». К примеру, развалины Помпеи по той же шкале исследователи оценили на десять.

Джейн Маршан, старший археолог Национального парка Дартмура отметила: «Это невероятно. Мы понятия не имели, что могли в конечном итоге столкнуться с такой поразительной находкой, как древние человеческие останки. Янтарные бусы, вероятно, попали сюда со стороны Балтики, что означало существование торговых отношений на этой территории 4000 лет назад.

Эти артефакты доказывают, что Дартмур не был изолирован от остального мира, как мы полагали ранее. Он начинает раскрывать свои тайны. Участвовать в этих раскопках было очень интересно, но это только одна часть головоломки».

Археологи, которые во время экспедиции надеялись найти подсказки о состоянии окружающей среды в древности, даже не рассчитывали на такую удачу. Находка, включающая 200 янтарных бусин, может содержать огромное количество информации о жизни, которая кипела тут в то время.

«Мы подняли крышку гробницы и увидели красный мех и торчащие кости. Мы думали, что там лежат останки лисицы. Но, когда от крышки отпал маленький черный шарик, мы поняли, что тут нечто гораздо более интересное», - рассказала миссис Маршан, - «Оказалось, что в мех завернут скелет.

Мы обернули находку в пищевую пленку и забрали в лабораторию. Особенно нас впечатлило количество бусин. Их наличие может означать, что тут находится захоронение человека с высоким статусом, похожее на те, что встречались в Уэссексе и Оркнейских островах».

Сама гробница была приблизительно 76 сантиметров в ширину и 152 сантиметра в длину, в ней также лежали полоски кожи с кистями, возможно, какой-то элемент одежды. Тут же находились деревянные украшения для ушей. «Это очень волнительный момент для археологии. Мы пока не знаем возраст или пол человека, чьи останки были найдены, но тайна понемногу раскрывается», - сообщила Джейн Маршан.

Почем небесный камень

Осколок метеорита, найденный в районе озера Чебаркуль

Законодательство России разрешает гражданам заниматься поиском и продажей метеоритов, уверяет эксперт.

Что нужно для официальных поисков метеоритов, почему челябинский болид еще не признан метеоритом, почему полиция не имеет права изымать челябинские обломки у граждан, сколько стоят и где продаются настоящие осколки космических тел, рассказал «Газете.Ru» вице-президент Русского общества любителей метеоритики Дмитрий Казаков.

После взрыва уральского болида 15 февраля в интернете стали одно за другим появляться объявления о продаже камней инопланетного происхождения. Стоимость колеблется от тысячи до ста тысяч рублей. Полиция Челябинской области изымает обломки. Однако вице-президент Русского общества любителей метеоритики Дмитрий Казаков утверждает, что законодательство не ставит барьеров на пути любителей космических объектов.

— Дмитрий Анатольевич, поясните, могут ли россияне свободно искать и продавать метеориты?

— Искать метеориты наши граждане могут. Для этого им нужно иметь документ — открытый лист, так его называют археологи. Он нужен, чтобы проводить поиски на частной территории, а также договариваться с местными органами власти о поисковых работах. Так как обломки лежат на поверхности, то это не считается недрами. Поэтому разрешения в Министерстве природных ресурсов брать не надо.

Открытый лист на поиск выдают две организации. Это Комитет по метеоритам РАН в лице структурного подразделения — Института геохимии и аналитической химии им. Вернадского. Кроме того, открытые листы выдает организация, вице-президентом которой я являюсь, — Русское общество любителей метеоритики.

— Чем занимается ваша организация?

— Это общественная организация, зарегистрированная в Минюсте. Мы имеем право заниматься поиском и сбором метеоритов для дальнейшей передачи их в различные коллекции — как в частные, так и в государственные.

Президент — Андрей Станюкович, мы с ним в свое время создали эту организацию, чтобы легализовать и привести в порядок деятельность по сбору метеоритов, а также чтобы не было фальсификаций. У нас на сайте систематизируются данные о новых метеоритах, которые были найдены на территории России, а также сообщается информация для желающих заняться поиском метеоритов.

— А что насчет продажи метеоритов? Это запрещено или разрешено?

— Заниматься продажей метеоритов находчики могут совершенно законно. Однако челябинский болид на данный момент метеоритом еще не признан. На территории, над которой он пролетел, уже делаются находки, и их много, очень разных. Но анализы еще не сделаны, класс метеориту не присвоен. Исследования должен провести Комитет по метеоритам РАН.

У них есть научная база. Они присваивают название метеориту, пишут статью в Международный номенклатурный комитет (МНК), где регистрируются все метеориты, упавшие и найденные на территории земного шара. От нашей страны членом этого комитета является глава Комитета по метеоритам Михаил Назаров. Бюллетень МНК обновляется раз в полгода.

— Можно ли частицы метеорита вывозить в другие страны?

— Вывоз из России метеоритов запрещен без получения соответствующих документов от Минкультуры. Это разрешение на право вывоза культурной ценности. Заключение дают эксперты, которые решают, является ли представленный образец культурной ценностью или нет.

Например, Сихотэ-Алинский метеорит (железистый метеорит массой 23 тонны, упал 12 февраля 1947 года в Приморском крае, раздробился в атмосфере и выпал железным дождем на площади в 35 кв. км. — «Газета.Ru») — его осколков много, и он ценности не представляет. Поэтому с ним проблем с вывозом нет — платите госпошлину и вывозите.

— Как вы считаете, какова культурная ценность челябинского метеорита?

— Он ценен, так как это история. Крупные метеориты не часто падают. За год несколько падений по всей планете. Нам уже присылают фотографии найденных осколков уральского метеорита.

Это хороший хондрит (каменный метеорит, содержащий хондры — сферические образования не более 1 мм в диаметре. — «Газета.Ru»), по типу, скорее всего, L4 (тип хондрита по соотношению окисленного железа с металлическим). Вопрос в том, сколько массы будет поднято. Пока что идут только мелкие находки. Думаю, что более крупные находки будут сделаны чуть позже.

Кстати, название для челябинского метеорита еще выбирается. Сейчас предлагают назвать его Чебаркуль. Я бы его Челябинском назвал. Есть же метеорит Ульяновск — как раз находка нашего общества, четыре килограмма. Кроме того, территория, которую усеяли обломки уральского болида, — это эллипс в 60 километров, там все в этих горошинах, вот жители и собирают их.

— Как челябинцам отличить частицы метеорита от простого щебня?

— Отличить — никак! Так что местные жители, наверное, уже все камни собрали вместе с булыжниками.

— Хотелось бы вернуться к теме продаж. Что вы можете посоветовать людям, которые хотят продать космические находки. Не использовать слово «метеорит» в объявлениях?

— Почему не использовать. Они имеют совершенно законное право продавать эти обломки, это их собственность.

— Значит, полиция, которая говорит, что это незаконно, не права?

— Она лукавит. Чернозем же можно продавать, недрагоценные камни — яшму, например, или камни для ландшафтного дизайна. Запрещено без лицензии продавать драгоценные камни и металлы.

— Как оценивается метеорит? В интернете сейчас продают камни с большим ценовым разбросом — от тысячи до ста тысяч рублей.

— Цена зависит от редкости типа метеорита и его распространенности на коллекционном рынке: сколько обломков конкретного метеорита было собрано, в каких музеях и коллекциях он находится.

От одного цента до 300—400 долларов за один грамм вещества метеоритов, которые очень редки, и за ними все гоняются, но они либо находятся в музеях, либо только в частных коллекциях. Есть международная ассоциация коллекционеров, у них на сайте можно уточнить спрос на космические объекты. Или можно открыть международный портал о продажах метеоритов.

— Часто вы сталкивались со случаями мошенничества?

— Постоянно. Мне ежемесячно присылают по 30—40 образцов, из них хорошо если один — метеорит, остальное — шлак, булыжники.

— Что за метеориты попадают к вам на изучение?

— Это в основном ранее упавшие, как тот же Сихотэ-Алинский. Он упал в 1947 году, и уже была куча экспедиций — и научных, и ненаучных. Было собрано огромное количество экземпляров, он разошелся по музеям и частным коллекциям. Он недорогой. Его, например, можно купить в Москве на метро Тульская в магазине «Метеориты мира».

Это небольшая розничная точка продажи метеоритов. Хотя для России она все-таки большая: у нас в стране рынок продажи космических объектов не развит. Там можно приобрести красивейший образец метеорита Сихотэ-Алинь по 50 центов за грамм. Это, кстати, железный метеорит, более стабильный, чем каменный.

Обратиться к нам с предложением о продаже метеорита может каждый. Главное, чтобы камень не был краденым. Был случай: строители украли метеорит в Московском планетарии и принесли его мне. Чувствую, что образец подозрительный, даже номера на нем указаны. Я обратился в полицию, спросил, были ли заявления от сотрудников какого-нибудь музея или университета. Да, говорят, планетарий сообщил о краже. Так мы вернули этот метеорит на место.

В войнах каменного века убивали все племя, включая женщин



Крестьяне каменного века жили в обстановке постоянного насилия, и даже женщины не могли избежать печальной кончины.

Каждый шестой неолитический череп из Скандинавии несёт следы очень неприятной травмы. Женские черепа в этом смысле ничем не отличаются от мужских.

Массовые захоронения в Тальхайме и Ойлау на территории Германии, где, по всей видимости, проходили жестокие сражения, заставили учёных предположить, что в неолите женщин берегли — вероятно, из-за их детородной функции. 

Но это свидетельства крупных конфликтов, в которых слабый пол, скорее всего, и впрямь не участвовал. А как обстояли дела в повседневной жизни? Этим вопросом занялись Линда Фибигер из Эдинбургского университета (Великобритания) и её коллеги.

Исследователи проанализировали 478 черепов людей, живших в 3900–1700 годах до н. э. в Швеции и Дании. Шишки от падений и несчастных случаев нетрудно отличить от жестоких ран, оставленных топором или другим оружием того времени, потому что последние уже не затягиваются. 

Такие следы обнаружены почти у 10% шведских и 17% датских экземпляров. У мужчин было больше нефатальных травм, но женские и мужские черепа со смертельными ранами встречались одинаково часто.

По-видимому, древние пастухи нередко становились жертвами налётов, междоусобиц и пр.
Почему же убивали женщин? Возможно, какую-то роль в этом играло домашнее насилие, но для этого следует сверить раны на черепе с состоянием остального скелета, а это практически невозможно: со временем кости перемешались, и трудно сказать, кому что принадлежит.

Очевидно, роль женщин заключалась, прежде всего, в воспитании детей. Едва ли они участвовали в набегах и прочих военных действиях. Возникает ощущение, что неолитические конфликты предполагали максимально полное (по возможности) истребление врага, а не просто захват добычи.

Янукович поручил отреставрировать скальный монастырь по случаю его тысячелетия



Президент Украины Виктор Янукович поручил властям принять меры по сохранению, реставрации и реабилитации памятника археологии национального значения - Усекновенского скального мужского монастыря в селе Лядова Винницкой области.

В указе, размещенном на сайте главы государства во вторник, сообщается, что мероприятия посвящены тысячелетию основания обители.

В.Янукович поручил укрепить склоны, на которых находится монастырь, а возвести защитные сооружения, провести торжественные мероприятия по случаю юбилея основания обители.

Монастырь находится на левом берегу Днестра, на границе с Молдавией. Основан в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути с Афона в Киев.

В 1938 году по Днестру проходила граница с Румынией, здесь строилась секретная линия обороны. Один из дзотов, согласно плану, расположили у подножия монастыря. Советская власть, которая объявила прихожан врагами народа и контрабандистами, приказала взорвать обитель.

Возрождение монастырской жизни началось в 1998 году с приходом братии из Почаевской лавры.

В Неаполе найдены останки умерших в IV веке



В Неаполе во время работ по строительству метрополитена были найдены захоронения новорожденных.

На улице Egiziaca в Неаполе, где сейчас проходят работы по строительству новой линии метро, археологи обнаружили античные амфоры с останками новорожденных детей.

Они были найдены на уровне четырех метров под землей. По словам ученых, речь идет о захоронениях бедных жителей Неаполя, сделанных вне стен города в IV-V н.э. Для погребения преждевременно умерших детей в то время использовались амфоры.

Как утверждают археологи, в амфорах хоронили детей менее состоятельных жителей, так как это было дешевле по сравнению с захоронениями в мраморных саркофагах.

Средняя продолжительность жизни тогда составляла около 30 лет и детская смертность была в порядке вещей. Новорожденные чаще всего умирали от болезней дыхательной системы, чумы и малярии.

Загадочный Мачу-Пикчу

Это панно родилось из мечты - когда-нибудь побывать в загадочном городе.

Скульптор с Кубани нашла следы скифов в Перу.

Известный кубанский скульптор Нина Скворцова осуществила свою мечту - увидела древний город инков Мачу-Пикчу. Побывать в самом загадочном месте Южной Америки, образ которой мастер неоднократно использовала в своих работах, ей помогла социальная сеть.
Мастерская-музей

Небольшую мастерскую на улице Октябрьской в Краснодаре можно сравнить с музеем. Повсюду медали, маленькие статуэтки и стены украшают объемные работы. Изготовлением медалей Скворцова занимается уже почти сорок лет. Говорит, что этому искусству ее научил супруг - художник Михаил Скворцов. 

Позже литью бронзы ее обучил сын - член Союза художников России Михаил Скворцов. За все это время работ поднакопилось много, однако одной из самых любимых, как признается сама Скворцова, для нее остается панно Мачу-Пикчу.

Помимо того, что Нина Скворцова единственная в крае женщина, занимающаяся литьем металла, она еще умеет работать в технике горячей эмали. Именно с использованием этого вида искусства создано произведение.

Работа с эмалью не так проста, как кажется на первый взгляд. Сам процесс требует огромной подготовки: на лист из металла крепятся перегородки из проволоки, а пространства заполняются твердой эмалью. Как и изделия из металла, они также запекаются в специальной печи. Панно делают по частям - главное, чтобы детали поместились в печь.

По словам скульптора, такая техника ее очень выручает - "иногда так не хватает цвета".

Для того чтобы создать панно Мачу-Пикчу, понадобилось всего два обжига. А бывает, для выполнения одного изделия требуется более двадцати. С виду панно очень похоже на натянутую на рамку медную шкуру неизвестного зверя, щедро украшенную красивыми разноцветными орнаментами.

- Как-то я изучала историю народов Северной и Южной Америки. Пока читала книги, невольно влюбилась в потерянный город инков - Мачу-Пикчу, - рассказывает скульптор. - В результате и получилось это панно. Мне хотелось показать образ - город словно птица, парящая над землей.

 И это не случайно - ведь он находится на высоте 2500 метров над уровнем моря. И металл выбрала, которым виртуозно владели инки - медь. Интересно, что им была знакома даже гальванопластика. Делала все по своим ощущениям, ведь в этом городе тогда еще не побывала, но уже была уверена - место просто уникальное.

Именно тогда и появилась идея - когда-нибудь побывать в загадочном городе. Как признается Нина Алексеевна, об этой мечте в доме напоминало все: начиная от стикеров на холодильнике и заканчивая вышитыми на подушках перуанскими орнаментами. Правда, мастер в то же время понимала, что такое путешествие будет не только дорогим, но и очень трудным, ведь только перелет занял бы более 20 часов!

Мечту поймала в Сети

Она изучала в Сети туры в Перу, случайно зашла в социальную сеть "В контакте", и ... обнаружила там целую группу мечтающих посетить Мачу-Пикчу. В тот момент Нина Скворцова поняла - это шанс.

- Полетела бы одна - наверняка посмотрела бы не так много, не смогла бы окунуться полностью в атмосферу этого города, - размышляет она. После поездки группы художница вернулась в Краснодар с массой планов и идей. Подспорьем станут фотографии и огромное количество воспоминаний.

Ее поразила загадочность этого города - ведь до сих пор так и неизвестны ни цель его строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название. Не ускользнуло от опытного взгляда мастерицы и то, что многие скульптуры в Перу выполнены в стиле, напоминающем звериный стиль скифов, некогда обитавших на территории Краснодарского края.

Все мироздание этот народ представлял в образе зверей, отсюда и название. К тому же даже некоторые слова из местного языка (кечуа) схожи по звучанию со старославянскими.

- Скифский звериный стиль мне очень интересен. Конечно, это не могло не отразиться на творчестве. Даже на бронзовых визитках, которые также выполнены в форме медалей, можно увидеть его отголоски - по краю, к примеру, есть изображение вымышленного крылатого существа - грифона, - говорит художник-медальер. 

- Одна из самых интересных работ - скульптура кентавра. Так выражен дуализм мира - человеческая часть и животная. В Южной Америке я будто увидела кусочек родины. Их скульптуры очень похожи на те, что делали когда-то скифы.

 В произведениях Нины Скворцовой заметно ее увлечение историей. Она частенько углубляется в далекое прошлое территорий нынешней Кубани - эпоху амазонок и скифов, античного Причерноморья, половцев и средневекового княжества Тмутаракань. В результате в 80-х годах прошлого века появилась серия ее медалей "1000-летие Тмутаракани".

Заказы мастеру

Сейчас она практически закончила делать очередную партию представительских медалей. Их обычно вручают гостям региона. На бронзовом аверсе всего понемногу: казак на коне, храм и памятник Екатерине... Это не первый заказ от кубанских властей: она уже выполняла серии медалей на юбилеи региона.

Как признается медальер, работа на заказ очень трудна. Иногда изделие - совместное творение с заказчиком.

В подарок писательнице из Сочи Нина Алексеевна сделала небольшую скульптуру. Женщина сидит в лодке с парусом, похожим на перо, и держит в руках свиток. На бронзовом свитке факсимиле писательницы. Для подставки мастеру удалось найти природный камень в форме морской волны.

Случалось мастерице делать и родовой герб, причем изображение она разрабатывала сама. А недавно Скворцова увлеклась изготовлением мандал (сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках, для ее создания используется необычное сочетание материалов). Художник пытается соединить скульптуру с тканями разных цветов и фактур.

Нина Скворцова недавно закончила Краснодарский государственный институт культуры и искусств по специальности "Монументальное искусство". Правда, самая монументальная ее работа на данный момент - бронзовая скульптура "Древо познания" высотой чуть более двух метров.

А в планах художницы - организовать встречу-симпозиум для женщин, которые занимаются литьем металла. Пока подобных мероприятий в крае не организовывали. Немудрено, ведь из женщин в регионе лишь единицы занимаются этой по-настоящему мужской работой.

Кстати

Мачу-Пикчу - древний город в Южной Америке, который находится на высоте 2450 метров над уровнем моря на территории современного Перу. Его часто называют "городом в небесах" или "потерянным городом инков". До сих пор не известны ни цели строительства, ни число жителей, ни даже его настоящее название.

 Однако археологи полагают, что Мачу-Пикчу был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком приблизительно в 1440 году. По мнению специалистов, существовал он до 1532 года, пока испанцы не вторглись на территорию империи инков. В том же году все жители города таинственно исчезли. 

Во время завоевания испанцев конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу, поэтому он не был разрушен. Более чем на 400 лет город был забыт и пребывал в запустении. Обнаружил его американский исследователь лишь в 1911 году. В 2007 году Мачу-Пикчу удостоен звания "Новое чудо света". Ежегодно его посещают миллионы туристов.

Останкинскую усадьбу ждет новая жизнь





На реконструкцию город готов потратить 2,5 миллиарда рублей. Парковый ансамбль восстановят в историческом виде: будет прорыт ров, через который перекинут мосты. Территория расширится. Вновь появятся конный двор и оранжерея.

2,5 миллиарда рублей выделено из бюджета Москвы на реконструкцию усадьбы "Останкино". Парковый комплекс обещают восстановить в первозданном виде. Новодела не появится, а въезд на территорию на машинах будет запрещен. В усадьбе, которая ещё помнит Шереметевых, побывала Оксана Коваленко.

Усадьба Шереметевых видела многое, но капитальный ремонт - никогда. Такая деревянная стойкость длинною в 200 с лишним лет удивляет даже архитекторов. Был легким снаружи, прочным внутри, но сейчас памятник федерального значения, кажется, всем видом кричит SOS - климат сделал свое дело. А вот специалисты в ответ пока молчат - ничего подобного в мировой практике никогда не реставрировали.

Геннадий Вдовин, директор:
- Он так хитро и умно сделан, что когда в Отечественную войну неподалеку от дворца, практически в парадном дворе упала многотонная фугасная бомба, дворец крякнул, охнул, покосился, выпрямился и встал на свое место. Наша задача в том, чтобы он стоял еще для многих поколений.

- Я наступаю, пол скрипит. Видно, что треснули даже плашки паркета.

Паркет подлинный, кадрили при Шереметевых еще помнит. А потому хранители строго следят, чтобы у всякого входящего была особая обувь.

Ольга Ерёмина, главный хранитель музея-усадьбы "Останкино":
- Даже бахилы, которые используются во многих музеях, нам не подходят. Потому что бахилы не сохраняют от острых шпилек, от твердых каблуков. А тапочки наоборот - еще и растирают воск, которым покрыт паркет. У нас даже на свадьбах невестам под кринолины надевали тапочки.

Но в этом году усадьбе будет не до свадеб. Закрыта на реставрацию. Во дворце ни света, ни тепла. "Энциклопедию отделки XVIII века" без экскурсовода уже не найдешь.

- Капителии у колонн даже не деревянные - они бумажные. Они сделаны из папье-маше.

Вообще, к бумаге, у хозяев дворца было особое отношение. Сотрудники музея даже подумывают об издании словаря останкинских обоев.

- В углу видите прорывы, отслоения бумаги. Обои тоже нуждаются в реставрации. Но для своего возраста выглядят очень неплохо.

В Москомнаследии сейчас разрабатывают проект реставрации усадьбы. Восстановят не только дворец. Границы парка обозначит ров. Археологи подтверждают: он раньше здесь точно был. Через него перекинут мосты. 

На переданных музею 5 гектарах вновь появятся конный двор, оранжерея. Флигели займут реставрационная мастерская, детские и выставочные залы. Последних в усадьбе особенно ждут - экспонатов столько, что 2/3 дворца сейчас занимает фондохранилище.

- В зависимости от размера сыпучих материалов раздавался соответствующий звук дождя.

Так работала машина дождя. А еще была машина-гром, декорации-трансформеры. На спектакли к Шереметевым ездила вся Москва. Возможно, лучший акустический зал города гостей еще встретит. Единственный в мире деревянный дворцовый театр столичные власти обещают отреставрировать к 2015 году.

В Сирии «черные археологи» украли 18 древних мозаик по мотивам «Одиссеи»



В Сирии 18 древних мозаик по мотивам «Одиссеи» были похищены во время незаконных раскопок, сообщил министр культуры страны.

По данным ведомства, артефакты находятся на границе с Ливаном.

Из-за вооруженного конфликта в Сирии, который продолжается с весны 2011 года, в стране подвергаются опасности предметы искусства и древности.

В частности, из музея города Хама была украдена арамейская позолоченная бронзовая статуя.

Открытие новой летающей ящерицы изменит учебники



Международная команда палеонтологов из Румынии, Британии и Бразилии обнаружила новый вид птерозауруса, который называется Eurazhdarcho, в Румынии. Это летающая рептилия, которая существовала в конце мелового периода, 68 миллионов лет назад.

Это открытие является гораздо более важным, чем предыдущие, из-за, на удивление, хорошо сохранившегося костей скелета, которые являются чрезвычайно хрупкими. Раскопки прошли на трансильванских плато.

Некоторые характеристики крыла костей показывают, что ящерицы могли сложить свои крылья и ходить на всех 4-х конечностях, когда это было необходимо. С размахом крыльев в 3 метра и весом не более 10 килограммов, животное было большим, но не гигантским.

"Это одно из самых полных открытий от позднего мелового периода в Европе. Из-за того, что кости полые, их трудно сохранить в геологических породах. Кости имеют очень тонкие стенки. При малейшем прикосновении, они ломаются. Вот почему этот частичный скелет является самым сохранившимся", - говорит палеонтолог Матей Времир.

"Один фрагмент имеет знаки укуса крокодила. Есть кости крыла. Пястные кости очень вытянуты у птерозавров, а у людей кости соответствует частям рук и пальцам".

Это открытие дает ученым новые подсказки о том, как эта группа птерозавров жила. Одной из новых идей является то, что они жили в лесах, полях и других местах, где небольшая добыча была в изобилии.

Израиль и палестинцы спорят из-за наследия царя Ирода


То, что осталось от Иродиума

Сотрудники Музея Израиля отреставрировали находки

Выставка археологических находок, связанных с именем иудейского царя Ирода Великого, развернутая в Музее Израиля, заставляет по-новому взглянуть на эту легендарную личность, одновременно дав еще один повод для споров о правах на историческое и культурное наследие Святой Земли.

Библейский тиран, имя которого во многих языках стало нарицательным обозначением жестокости, правил в 37-4 годах до нашей эры. Он известен казнями политических противников, убийством собственной жены и двоих сыновей, а более всего "избиением младенцев", описанным в Евангелии от Матфея, но не подтвержденным иными источниками.

При этом его политика принесла Иудее продолжительный мир, а грандиозные строительные проекты - занятость и хорошие заработки для населения. Благодаря этому он фигурирует в истории как Ирод Великий (в отличие от сына и наследника, современника Христа Ирода Антипы).

Дипломат и строитель

"Мы постарались показать, что Ирод являлся не только кровожадной личностью, какой он представлен в трудах Иосифа Флавия и Новом Завете, но имел и положительные качества, - заявила Би-би-си куратор выставки Сильвия Розенбург. - Любому на его месте было бы нелегко лавировать между римскими оккупантами и всегда готовыми восстать иудеями, но он справился с этой задачей. При нем страна процветала, и у всех была работа".

Воцарившись по воле Антония и Клеопатры, Ирод сумел наладить отношения с разгромившим их Октавианом Августом. При нем были ликвидированы последствия разрушительного землетрясения в 31 году до н.э. Спустя шесть лет он спас население от голода, вызванного катастрофическим неурожаем, оперативно закупив зерно в Египте.

Ирод построил новый порт Цезарея, горную крепость-дворец Иродион вблизи Вифлеема, дворец в Иерихоне, амфитеатры и дороги. Главным же его архитектурным проектом стало расширение Второго Иерусалимского храма, начавшееся в 22 году до н.э. и продолжавшееся девять лет.

После подавления Иудейского восстания в 70 году храм был разрушен по приказу римского императора Тита. От него сохранилась лишь западная стена, известная как Стена Плача и являющаяся одной из главных святынь иудаизма.

Реконструкция саркофага

На выставке представлены некоторые артефакты из Иерусалимского храма и элементы мозаик и фресок из дворцов в Иерихоне и Иродиуме.

"Гвоздем" экспозиции является саркофаг Ирода, реконструированный из обломков, найденных в 2007 году израильским археологом Эхудом Нетцером на месте его погребения в Иродиуме. Экспедиция Нетцера собрала там в общей сложности около 30 тонн каменных фрагментов.

"Для нас является большой честью провести качественную реставрацию этого материала и впервые представить его публике", - заявил Би-би-си директор Музея Израиля Джеймс Снайдер.

Возражения палестинцев

Иерихон и Иродиум находятся на территории, согласно соглашению в Осло от 1993 года относящейся к палестинской автономии. Палестинская администрация в Рамалле выразила Музею Израиля официальный протест.

По мнению министра автономии по делам туризма и древностей Рулы Маайи, проведение раскопок и организация выставки противоречат международному праву.

"Иродиум - оккупированная палестинская земля. У израильтян нет права вести там раскопки и вывозить оттуда что-либо без консультаций с нами. Между тем, мы узнали о выставке из СМИ", - заявила она.

Музей в ответ указывает, что выставка продлится девять месяцев, после чего экспонаты возвратятся в Иродиум и Иерихон, причем отреставрированными за счет Израиля, где будут доступны для туристов.

Такая постановка вопроса палестинцев также не устраивает. Они опасаются, что Иродиум станет рассматриваться де-факто как израильская достопримечательность.

"Археология и туризм используются для оправдания оккупации, - заявил пресс-секретарь Национальной палестинской администрации Хавьер Абу Эйд. - Царь Ирод - часть истории Палестины, включающей в себя также историю мусульман и христиан".

По его словам, ПНА намерена добиваться включения Иродиума в перечень объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В кладке Изборской крепости найдены человеческие останки


При вычинке кладки в Колокольной башне крепости Изборск были найдены залитые известковым раствором останки человека, сообщает автор "Живого Журнала" starcom68, историк и археолог Алексей Старков.

"Внешний вид останков очень напоминает гипсовые отливки, полученные при раскопках Помпеи и Геркуланума", - сообщает автор ЖЖ.

Добавим, что это уже вторая находка человеческих останков в Колокольной башне. Первая была сделана в XIX веке при её частичной разборке.

Пришли ответы из Москвы по Кижам


Руководителю КРОО русской культуры "Русский Север" Вячеславу Агапитову ответили из Администрации Президента РФ и Минкультуры РФ. Переписка велась по электронной почте. Письмо из Администрации Президента РФ, подписанное консультантом департамента письменных обращений граждан и организаций А. Беляевым,  датировано 15 февраля и состоит из трех предложений:

"Ваше обращение в электронной форме на имя Президента Российской Федерации рассмотрено. В целях объективного и всестороннего рассмотрения Вашего обращения в Министерстве культуры Российской Федерации были запрошены необходимые документы и материалы. Полученные материалы позволяют сделать вывод о том, что по поставленным в Вашем обращении вопросам Вам даны необходимые разъяснения".

Тремя днями ранее, 12 февраля, отправлен более подробный ответ из Минкультуры РФ, который в Администрации Президента и сочли исчерпывающим. Подписан он зам. директора Департамента культурного наследия, начальником отдела археологии МК РФ Д.Л. Сергеевым.

В первых строках подчеркивается, что Государственный историко-архитектурный и этнографический музей=заповедник "Кижи" с 2001 года находится в ведении Минкультуры России, и руководителей в соответствии с положением о министерстве назначает и освобождает министр.

Далее представляется новый директор и его задачи:
"А.В. Нелидов (род. 12 июня 1957) - российский государственный деятель и политик, с июля 2010 года - по май 2012 глава Республики Карелия.

Первоочередная задача А.В. Нелидова на посту директора - не допустить снижения посещаемости музея, обеспечить его дальнейшее поступательное движение при одновременном сохранении богатейшего научного и культурного потенциала музея и его трудового коллектива".

Общественникам указываются на то, что назначение Нелидова поддержал полномочный представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Винниченко и что полномочия по охране Кижского погоста "осуществляются исключительно Минкультуры России".

"31 января 2013 г. в Министерстве прошел совместный брифинг Министра В. Мединского и главы Карелии А. Худилайнена по вопросам музея-заповедника "Кижи".

Было подчеркнуто, что строительство в зоне охраны объекта всемирного наследия исключено".
- Нас совершенно не устраивают ответы из Администрации президента и Минкультуры России, - прокомментировал официальные письма Вячеслав Агапитов. - Это отписки, типичная реакция чиновников.

Наша и другие общественные организации Карелии успокаиваться не собираются и будут продолжать борьбу за музей "Кижи". Назначение директором музея бывшего главы Карелии Андрея Нелидова мы считаем незаконным.

Как известно, вопреки своим обещаниям не делать кадровых назначений Андрей Нелидов уже привел в музей своего человека: советником по общим вопросам назначена Надежда Луданик, которая при нем работала в правительстве нашей республики.

18 февраля при главе РК Александре Худилайнене состоится очередное заседание рабочей группы по Кижам.

Фансипан и загадки из космоса (из вьетнамского блокнота)



Чем дальше мы удалялись от тихой, милой Сапы, растаявшей в дымке сизого тумана, словно мираж, тем больше менялся окружающий мир. Я сам себе казался подобием ангела, парящего над этой божественной красотой. 

Вот, на вершине плоского холма, словно призрачное виденье, проступил готический силуэт бенедиктинского монастыря. Солнце обжигает его стены, ветер сносит осевшую пыль. Приют католической веры? Убежище отшельников? Форпост чужеземной цивилизации? Ни то, ни другое. Монастырь пустует с 1954 года.

Перемахнули еще один хребет, и внизу открылась зеленая долина, вправленная в ожерелье скал, залитая ярким светом. Ощущение чего-то фантастического охватило меня совсем. По полям ходили буйволы, землепашцы, как по команде, вскидывал кверху мотыги и вонзали в землю.

                                                        Загадка из прошлого

На каменном току обмолачивали рис. Приглядевшись, я вдруг обнаружил, что зерновой ток имеет идеально отполированную поверхность. Словно ее шлифовали в тысячи рук от одного края до другого. Черный камень под ногами, судя по всему, был единой огромной глыбой.

Пройдя площадку несколько раз вдоль и поперек, я не нашел под ногами ни одного стыка, ни одного шва. И квадрат был совершенно правильной формы со стороной 22 метра. Я спросил Ле Пао, кто и когда делал этот плац для сушки и молотьбы?

- Никто не делал, - равнодушно ответил Ле Пао. – Так было всегда.

Да, но откуда эти ровные бортики по периметру и непонятные геометрические линии внутри? Ближайшая гряда находилась от дома в полукилометре. Кругом довольно ровная земля.

А эта массивная плита из черного гранита выпирает из недр на поверхность, на высоту 30-40 см. будто срезанная колонна. Если это творение человеческих рук, то почему никто не знает? Может быть, есть на этот счет легенды?

                                                    Легенда или быль?

 Есть, - сказал Ле Пао. – Не легенда, а быль. Ее рассказал мне мой дед, а ему – его дед.

Я записал ее, как мог, не без помощи переводчика с языка зао. Однажды сильный тайфун налетел с востока и прошелся по вершинам гор, ломая и сжигая деревья. На этом месте якобы стояла высокая скала. Молния ударила в нее, оплавив до основания.

Когда тайфун унялся, остатки скалы еще долго излучали свечение, изнутри доносился страшный грохот. После этого в долине поселился дракон, а люди бежали отсюда, куда подальше. С тех пор, утверждал Ле Пао, долина и называется «Кхум сао», что в переводе означает «Огненный дракон».

Мы еще раз обошли площадку, и с восточной стороны от нее я увидел два каменных столба, похожих на изваяние человека. Зрительно проведя условную линию между ними, я убедился, что ее продолжение составляет диагональ квадрата.

Признаюсь, мне стало не по себе. Закралась и не давала покоя мысль о неведомых пришельцах из других миров. В памяти ожила гипотеза Казанцева и других уфологов о посещении нашей матушки – Земли инопланетянами.

Перед глазами промелькнули кадры из фильма Эрика фон Деникена «Воспоминание о будущем», плоскогорья в Перуанских Андах со следами загадочных «космодромов», зазвучали библейские сказания, индийские легенды, повествования ацтеков и инков о летающих по небу огненных колесницах.

Позже в Ханое я долго приставал к ученым – историкам и археологам с вопросом, что они думают на сей счет. Мнения были разные. Одни видели в загадочной плите остатки древнего календаря, другие – стадион для какой- то игры, существовавшей у горных племен, третьи – фундамент храма…

Но я до сих пор тчоно не знаю, с чем мне пришлось столкнуться тогда в деревне Зоа у подножья Фансипана. Так или иначе, мне кажется, что тайна «Кхум сао» ждет еще своей разгадки.

Не только космос

Но стоило вернуться с небес на землю, как видишь, что чудеса на этом не кончаются. По дороге мы встретили еще одну старуху, мимо которой наш гид проехать не отважился. Он выскочил из машины и долго ее приветствовал как приветствуют самых уважаемых людей.

Оказалось, старуха А Ин – ясновидяща Ее еще называют вьетнамской Вангой. Она умеет предсказывать будущее, лечит от опасных болезней, читает чужие мысли. Иными словами, - ведьма. И отношение селян к ней – самое почтительное.

Никому в голову не придет шельмовать ее или сказать что-то недоброе. Так муж получилось, но я сам смог убедиться, что уважение к ней основано отнюдь не на суеверном страхе и перед нечистой силой. Вот как это было.

Я протянул ей забинтованный палец, который случайно порезал палец пару дней назад. Во влажном климате палец заживал плохо, и я замучился ходить на перевязки. А Ин сняла бинт, посмотрела, что-то прошептала насыпала на больное место какой-то зеленый порошок.

- Бабушка, а о чем я сейчас думаю? – спросил я, ехидно глядя в ее впалые глазницы, запрятанные между крутыми скулами и лобной костью.

- Не ломай голову, сынок. Об этой черной плите я и сама толком не знаю.

Она пошла прочь, оставив меня стоять на пыльной дороге.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)