11 февраля 2013 г.

РАН потратит на памятник архитектуры в Омске более 1 млн рублей


Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук намерен провести ремонт памятника архитектуры. На реконструкцию здания бывшей суконной фабрики сибирского корпуса 1822 года постройки в центре Омска организация выделяет 1 млн 80 тысяч рублей.

На сайте госзакупок на минувшей неделе Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» разместило заявку на капитальный ремонт помещений в здании по проспекту Маркса, 15. Этот объект — памятник архитектуры 1822 года постройки, бывшее здание суконной фабрики Сибирского корпуса (Общевойскового училища).

По условиям контракта победителю аукциона предстоит заменить дверные коробки и окна, провести ремонт пола, потолков, стен, а также заменить электропроводку и светильники. Кроме того, строители обязаны будут собрать и вывезти весь строительный мусор с площадки.

— Ремонтировать строителям придется помещения первого этажа, которые находится в ближнем крыле к магазину «Дружный мир», — пояснил корреспонденту ИА «Твой Омск» председатель президиума ОНЦ СО РАН Владимир Лихолобов. — Сейчас эти помещения пустуют, на верхнем этаже размещаются институт археологии и этнографии, научное общество учащихся «Поиск» и Омский научный центр СО РАН.

После ремонта на первый этаж переедет научный центр. На все про все строителям выделено 40 дней с момента подписания договора. Аукцион запланирован на 22 февраля. Максимальная стоимость контракта — 1 млн 80 тыс. рублей.

Ассоциация греческих археологов просит объявить старый Музей Акрополя памятником исторической и архитектурной ценности


Ассоциация греческих археологов (СЕА) подало прошение о признании старого Музея Акрополя в качестве здания, находящегося под охраной государства.

СЕА в своем прошении требует, чтобы старый Музей Акрополя был объявлен памятником исторической и архитектурной ценности, при этом параллельно, просит предоставить компетентным службам все необходимые средства для начала «нового жизненного цикла» Музея, поскольку на данном этапе, с возведением нового Музея Акрополя, старое здание до сих пор остается пустым.

Строительство старого Музея Акрополя началось в середине  XIX века по проекту архитектора Панайотиса Калкоса (1810-1878), которое было завершено в середине ХХ века после ряда расширений и дополнений, проведенных под руководством другого ведущего греческого архитектора-модерниста - Патроклоса Карантиноса (1903-1976).

Архитектурные линии старого Музея Акрополя соответствуют течениям архитектуры того времени. Здесь уместно отметить, что при строительстве  музейного здания были приняты меры для того, чтобы оно было построено ниже уровня Парфенона - с тем, чтобы не мешать обозрению древних храмов посетителями и не нарушать общего вида Священной скалы Акрополя издалека.

 Более того, при строительстве Музея были подобраны соответствующие материалы - по цвету и текстуре - так, чтобы они полностью гармонировали с окружающим пространством.

В Швейцарии найден первый дольмен






Швейцарские археологии сообщили о новом интересном открытии. В ходе раскопок в кантоне Берн, проводившихся в октябре 2011 года, ученые обнаружили дольмен возрастом более 5 тыс. лет с останками 30 человек. 

Это первое подобное сооружение, найденное к северу от Альп. Внимание исследователей привлекла большая гранитная глыба, которая имела длину 3 м, ширину 2 м и толщину 1 м. Весил камень около 7 т. Как оказалось, глыба была верхней частью неолитического дольмена.

Камень первым заметил местный фермер, скашивая траву на принадлежащем ему поле. Увидев глыбу, он решил извлечь ледниковый валун, который мешал ему обрабатывать землю. Камень покоился на нескольких вертикально поставленных плитах.

 Из-за постоянных подтоплений плиты дольмена покосились. По словам исследователей, дольмен с течением времени оказался погребен под слоем отложений расположенной рядом реки. Сооружение можно было видеть вплоть до XIII в. н.э.

В захоронении были обнаружены останки 30 человек, а также бусы, кремневые наконечники и даже яичная скорлупа.

Жизнь Ирода - от ванной и бассейна до саркофага




В иерусалимском Музее Израиля открывается уникальная археологическая выставка.

12 февраля в Музее Израиля в Иерусалиме открывается выставка «Иродион: последний путь царя Ирода Великого». Ее можно посетить до 5 октября 2013 года. Конечно, выставка будет интересна только тем путешественникам, кто увлечен древней историей и археологией. И для понимающей публики она на самом деле уникальна. 

Это - первая выставка, посвященная жизни царя Ирода Великого, одного из самых противоречивых и ярких персонажей древнеримской и еврейской истории, правившего с 37 до 4 года до нашей эры. В свое время он был признан «величайшим строителем в человеческой истории». И он же казнил свою жену и троих детей.

Посетители увидят 250 археологических находок: три саркофага из гробницы Ирода, фрески из Иродиона, ванную комнату царя из дворца на Кипре, прежде не выставлявшиеся резные каменные элементы с Храмовой горы, императорский мраморный бассейн...

Узнают о о сложных дипломатических отношениях с римскими императорами, "увидят" похоронную процессию, выходящую из Иерихона к мавзолею, который царь построил для себя в Иродионе. Авторы выставки полностью реконструировали площадь, украшенную фресками и лепниной, отстроили усыпальницу в натуральную величину,  а внутри стоит резной саркофаг царя.

Могилу Ирода в 2007 году обнаружил на краю Иудейской пустыни профессор археологии Эхуд Нецер - после сорокалетних поисков. Комплекс состоял из дворца с крепостной стеной, садов, бассейнов, бань и театра. В последние годы своего правления Ирод построил там мавзолей с видом на Иерусалим.

СПРАВКА "КП"
Музей Израиля входит в число ведущих художественных и археологических музеев мира. Основан 1965 году, в музее собраны как древние артефакты, в том числе свитки Мертвого моря, так и коллекции  современного искусства.

Археолог: наука пока не объяснила алтайские находки


Археологические работы в Денисовой пещере в Солонешенском районе
Алтайского края


Муляж кости пальца девочки из Денисовой пещеры

Зуб древнего человека, обнаруженный в Денисовой пещере в России

Археологические работы на стоянке Карама в Солонешенском районе
Алтайского края

Заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН доктор
исторических наук Михаил Шуньков

Долина реки Ануй, где расположена Денисова пещера. 

Как отнеслось мировое научное сообщество к открытию сибирских археологов, нашедших в Денисовой пещере следы вымершей популяции древних людей? Когда новая информация попадет в учебники? Об этом рассказал доктор исторических наук Михаил Шуньков.

 Находки в Денисовой пещере на Алтае позволили установить вымершую популяцию древних людей, которая ранее не была известна науке. Это открытие сейчас заставляет пересмотреть существующие представления об эволюции человека, а именно, что Африка не была единым центром происхождения человека современного физического облика. Но признало ли мировое научное сообщество открытие сибирских археологов?

 Как могли выглядеть представители этой популяции людей? И когда новая информация попадет в учебники? Об этом в интервью корреспонденту РИА Новости рассказал заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН, руководитель полевого стационара «Денисова пещера», доктор исторических наук Михаил Шуньков.

— В январе немецкие генетики вернули в Новосибирск фалангу пальца ранее неизвестного науке человека, которую нашли в Денисовой пещере. Какие дальнейшие исследования предстоят?

— Эта фаланга была первой в мире антропологической находкой денисовца (такое название получила новая популяция человека). Это один из тех редких фрагментов скелета нового гоминида, который стал известен науке.

 Он изучался в Институте эволюционной антропологии Макса Планка в лаборатории эволюционной генетики, которую возглавляет один из ведущих палеогенетиков мира Сванте Паабо (Svante Paabo). Там был выделен геном денисовского человека. После проведения палеогенетических исследований находка возвращена в Россию.

Сейчас продолжается фаза активного изучения. Находка еще не изучена отечественными специалистами в антропологическом плане. Сейчас фаланга отправлена ведущим антропологам в Москву в Институт археологии РАН, где они проведут серию анализов.

В частности, методом рентгеносканирования, который позволит, не разрушая этот фрагмент, изучить его внутреннюю структуру. Я надеюсь, что это позволит провести сравнительные исследования с известными костными останками других гоминидов, в частности, неандертальцев и ископаемых Homo sapiens.

— Что могут дать эти исследования?

— То место, которое занимает денисовец на эволюционном дереве человечества, определено благодаря изучению генетических различий и сходства с другими ископаемыми гоминидами. Новые антропологические исследования помогут уточнить анатомические черты сходства и различия нового гоминида с современными ему другими представителями рода Homo. Эти исследования позволят в целом расширить наши представления о процессах формирования человека современного физического типа.

— Удалось ли реконструировать внешний облик этих людей?

— Пока про внешний облик нам трудно что-то сказать. Для его реконструкции — строение черепа, рост, пропорции тела — пока недостаточно данных. Их оказалось достаточно только для проведения палеогенетических исследований благодаря уникальной сохранности антропологического материала.

Но даже на основании палеогенетических исследований остатков из Денисовой пещеры были выявлены гены, которые у современных людей "отвечают" за карие глаза, каштановые волосы и смуглую кожу. Поэтому мы можем предположить, что девочка, которой принадлежит фаланга, была, скорее всего, кареглазой, смуглолицей, с каштановыми волосами. Пока это все, что мы можем сказать сегодня о портрете денисовца.

— Что еще необходимо для определения облика?

— Найти основные фрагменты черепа. По ним создать более-менее полную модель черепа. Все это — наши планы и мечты. Может быть, на это понадобятся годы, а может, десятилетия.

— Открытие денисовского человека сделано всего по трем находкам — фаланги пальца и двум зубам. Этого достаточно, чтобы у мирового научного сообщества не оставалось сомнений?

— Дело не в количестве находок, а в тех результатах, которые получены. Первой была изучена палеогенетически фаланга. А потом уже два зуба. По ним были получены те же результаты. Но для того, чтобы нового гоминида внести в научную номенклатуру как особый подвид Homo sapiens altaiensis, по традиции, которая сложилась в антропологии, этого недостаточно.

Необходимо большее количество останков, чтобы восстановить его физический облик. Но то, что эти костные останки принадлежат ранее неизвестной популяции ископаемого человека, в этом уже никто не сомневается.

— То есть вам больше не нужно доказывать существование вымершей популяции людей?

— Начиная с 2010 года, когда появились первые статьи в журнал Nature, посвященные открытию денисовца, в мировой научной печати не появилось ни одного сомнения или опровержения существования этой новой группы людей. Сейчас активно ведется обсуждение этой проблемы — их взаимоотношения с неандертальцами, с человеком современного физического облика, их предполагаемого генезиса.

— На чем сейчас сконцентрировано внимание ученых в изучении денисовского человека?

— Работы ведутся в разных направлениях. Мы изучаем остатки материальной и духовной культуры денисовцев и одновременно других групп первобытного населения, которые жили по соседству с ними.

 Ведь обнаружение денисовца повлекло за собой еще одно сенсационное открытие, которое остается немного в тени открытия денисовца. Нужно напомнить, что рядом с Денисовой пещерой, в 100-150 километрах, открыты и изучены еще две пещеры. Там найдены останки неандертальцев. До этого открытия самое восточное место обнаружения неандертальцев было в Узбекистане.

Так вот, сейчас мы можем сказать, что ареал неандертальцев распространялся на 2 тысячи километров восточнее, чем считалось ранее. Пещеры Окладникова и Чагырская, где нашли останки, — это самые восточные известные на сегодняшний день в мире точки обитания неандертальцев.

 И это только одна сторона вопроса. Вторая сторона — это то, что неандертальцы появились на Алтае относительно позже, чем в других районах своего обитания. Скорее всего, по каким-то причинам они были вытеснены на восток, обитали на одной территории с денисовцами. Значит, тесно контактировали с ними.

На Алтае около 50 тысяч лет назад сосуществовали две группы ископаемых гоминидов — неандертальцы и денисовцы. Кроме того, и в Денисовой пещере, в более древних слоях, чем в тех слоях, где нашли денисовцев, были найдены останки неандертальцев.

Какими были взаимоотношения денисовцев и неандертальцев — альтруистическими или антагонистическими — сейчас трудно сказать. Это вопрос для дальнейших исследований.

— Ученые других стран могут вам позавидовать, что вы работаете с такой территорией…

— В хорошем смысле, да. Алтай — это тот полигон, где переплетаются основные проблемы изучения антропогенеза.

— То есть именно на Алтае можно найти ответы на глобальные вопросы?

— Вряд ли в ближайшие годы будут получены все ответы. Но ключевые проблемы активно разрабатываются. К открытию денисовцев мы ведь шли 30 лет. Работы в этом районе велись с 1980-х годов. Постепенно материал накапливался, осмысливался.

— На основании раскопок в Денисовой пещере была предложена новая модель эволюции человека. На какой стадии ее разработка?

— Новую модель предложил директор нашего Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Пантелеевич Деревянко. Его научная школа, к которой я принадлежу, на протяжении последних лет активно разрабатывает так называемую теорию полицентристского происхождения человека современного физического облика.

 В отличие от моноцентристской точки зрения на становление человека современного физического облика, подразумевающей один центр его происхождения — Африка, откуда он начал расселяться, согласно концепции полицентризма, существовало несколько центров, которые по-разному участвовали в становлении человека современного физического облика и его материальной культуры.

Анатолием Пантелеевичем представлено четыре таких центра — Африка, Западная Европа, Восточная часть Азии и остальная часть Евразии — прежде всего территории Северной и Центральной Азии, где шло формирование денисовского человека.

 На основе палеогенетических исследований сейчас доказано, что денисовцы принимали участие в становлении человека современного физического облика, внесли свой вклад в его формирование, потому что определенный процент генома денисовца обнаружен в генах современного населения Земли.

— Что еще нужно для утверждения этой модели?

— Прежде всего нам необходимы дополнительные антропологические материалы, чтобы выяснить генезис денисовского человека, от кого он произошел. Это очень важный вопрос. Есть предположения, что денисовец по своему генетическому строению ближе всего к неандертальцу, чем к Homo sapiens.

Но не исключен вариант, что денисовец происходит непосредственно от Homo erectus (человек прямоходящий, сформировавшийся в Африке около 2 миллионов лет назад). Согласно первым антропологическим данным, денисовец более архаичен, чем неандерталец и, возможно, имел более глубокие корни.

— Будет ли расширена зона поисков денисовцев за пределы Алтая?

— Организация специальной экспедиции по поиску денисовцев на другой территории не планируется. Идет постоянный обмен информацией и тесное взаимодействие с учеными из других стран, которые занимаются проблемой формирования человека современного физического облика. Сейчас палеогенетические исследования во всем мире ведутся с учетом присутствия в древних популяциях генов денисовцев.

Недавно в Китае в пещере Тяньюань были найдены останки человека возрастом 40 тысяч лет. Группа Сванте Паабо провела их палеогенетическое исследование с надеждой найти следы денисовцев. В этих останках генетических следов денисовцев не найдено, что, в общем-то, не прояснило существующую проблему.

Эта проблема заключается в том, что гены денисовцев обнаружены у современных жителей южного полушария — Австралии, Папуа-Новой Гвинеи, Меланезии. Если посмотреть на карту, логично предположить, что с Алтая путь на юг проходил через восточные районы Азии, в частности, через Китай. Но пока в Китае следов денисовцев не обнаружено. Это проблема, которая пока ждет своего решения.

— То есть своим открытием вы озадачили мировое научное сообщество?

— Не мы озадачили, а само появление на эволюционной арене денисовцев поставило целую серию новых проблем и задач перед учеными.

— Когда денисовский человек попадет в учебники?

— Это покажет время. Важнее другое. Сейчас современный взгляд на формирование человека современного физического облика уже не может обойти проблему денисовского человека, не может не учитывать новую модель формирования Homo sapiens, которая активно разрабатывается в нашем институте под руководством академика Деревянко.

Что же касается информации для широкой публики, то сейчас формируется концепция новой экспозиции в музее истории Сибири Института археологии и этнографии СО РАН, в которой будут представлены новые археологические и антропологические материалы.

Новгородский музей впервые показал уникальную коллекцию монет



Один из крупнейших в РФ Новгородский государственный музей-заповедник (ГМЗ) в субботу примерно на два часа открыл горожанам доступ к части уникальной коллекции из 434 серебряных монет IX-XVII веков, которую ГМЗ приобрел у частного коллекционера, сообщил РИА Новости представитель музея.

"Горожане смогли увидеть часть коллекции на презентации, которая прошла в Музее изобразительных искусств", — сказал собеседник. Он пояснил, что это была первая возможность новгородцев увидеть редчайшие монеты и услышать о них подробный рассказ от крупного специалиста — замдиректора Института археологии РАН (Москва), члена-корреспондента РАН Петра Гайдукова.

"Трудно сказать, когда подобная возможность новгородцам выпадет вновь. Из-за нехватки экспозиционных площадей в музее коллекция неопределенное время будет храниться в фондах. Участники презентации просили нас в близкой перспективе организовать показ хотя бы ее части. Видимо, руководство музея рассмотрит вариант организации такой "усеченной" выставки", — добавил представитель ГМЗ.

Он уточнил, что монеты были приобретены у новгородского нумизмата через антикварный магазин. Имя прежнего владельца коллекции не называется. 2,5 миллиона рублей на покупку раритетов выделило ГМЗ министерство культуры РФ.

Собеседник назвал приобретенные ценности "первым значительным поступлением в музейное нумизматическое собрание с начала века". В коллекции представлены арабские монеты IX-X веков, западноевропейские динарии XI века, древнерусские монеты и их подделки XV-XVI веков. "Особенностью коллекции стало большое число монет мелких номиналов — четверетцей и полушек, являющихся редкими и редчайшими. Эти крошечные монеты обычно не встречаются в кладах и не обнаруживаются в ходе археологических раскопок", — рассказал представитель ГМЗ.

"Ранее, до приобретения этой уникальной коллекции, специалисты считали, что нумизматическое собрание нашего музея входит в тройку наиболее значимых музейных монетных коллекций России. Возможно, теперь эту оценку придется пересмотреть", — предположил собеседник. Он назвал перспективным предложение организовать в отдельном корпусе ГМЗ постоянную экспозицию нумизматического собрания музея с названиями "Музей нумизматики" или "Музей монет". "Безусловно, это вызвало бы интерес и у новгородцев, и у туристов", — сказал он.

ДЕНЬ САМОБЫТНОСТИ КАЛМЫКОВ



Сегодня буддисты встречают Новый год по лунному календарю. В Калмыкии праздник называется Цаган сар (Белый месяц). Знаменует он наступление весны и победу света над тьмой. По легенде, в этот день Будда Шакьямуни вступил в диспут с шестью лжеучителями, и через 15 дней, проведенных в дискуссиях, они признали его доктрину. Однако есть у праздника и иной, современный смысл. Приверженность традициям позволила калмыкам, вопреки всем катаклизмам истории, сохранить свою идентичность.

Для многих кавказцев, не только российских, дорога в Москву лежит через Калмыкию. Монотонная степь, плотность населения четыре человека на квадратный километр (причем проезжим кавказцам встречаются, как правило, гаишники) - наверное, на стороннего наблюдателя пустынный пейзаж навевает скуку. Но на самом деле это говорящая пустота, своеобразный оттиск истории калмыков.

Ойраты (самоназвание калмыков) приняли российское подданство в начале XVII века. Воинственный монгольский народ отвоевал западную часть Великой степи у ногайцев, потеснил казахов и киргизов, закрепив за собой обширную территорию по обе стороны Волги.

Однако просуществовало Калмыцкое ханство сравнительно недолго: указом императрицы Екатерины II оно было упразднено в 1771 году, в связи с массовым исходом калмыков в Джунгарию (ныне территория Синьцзян-Уйгурского автономного округа Китая). Прикаспийская степь опустела: из 270 тысяч пришедших сюда ойратов на родину отправилось, по разным оценкам, от 125 до 169 тысяч человек.

Говоря о причинах исхода, ученые называют две версии: кто-то связывает этот поход с притеснениями со стороны российского государства, кто-то - с успехами китайской дипломатии, сумевшими привлечь на свою сторону волжских калмыков. Но мы не будем углубляться в этот вопрос. Интереснее другое: небольшому народу, от которого отделилась значительная пассионарная часть, удалось сохранить религию и культуру, находясь в полном одиночестве между исламским и христианским мирами.

Это сейчас, в век интернета и мобильных телефонов, географический фактор не имеет особого значения. В XVIII-XIX веках пространство - политическое и культурное окружение - играло куда большую роль. К тому же план обращения калмыков в христианство обсуждался на государственном уровне. В частности, Ставрополь-на-Волге (нынешний Тольятти) был основан как административный центр крещенных калмыков.

Калмыки земли приняли с благодарностью, правда, археологи до сих пор там находят буддийские статуэтки. Аналогичная история происходила со степными воинами казачьих подразделений: многие из них, вернувшись домой "после службы", снимали нательные крестики и садились начитывать буддийские мантры.

Массового крещения не случилось, по-настоящему христианство приняли единицы. Об исламизации же монгольского народа, судя по всему, речь и вовсе не шла: локальные войны калмыков с соседями-мусульманами время от времени возобновлялись. Хотя надо сказать, обращение в ислам части ойратов все же произошло. В современной Киргизии живут мусульмане сарт-калмаки (около семи тысяч человек), пришедшие туда из Синьцзяня в XIX веке, после подавления восстания некитайских национальных меньшинств.

Но вернемся к мотиву пустоты. Второй раз степь обезлюдела 28 декабря 1943 года, когда по приказу Сталина почти 100 тысяч калмыков депортировали в Сибирь. Ссылка длилась 13 лет. С 1943-го по 1950 год умерло 40 тысяч калмыков. Кроме того, в Сибири выросло целое поколение, практически не знающее родного языка.

Говорят, без языка нет народа. И это действительно так, но случаются исключения. Несмотря ни на что калмыкам удалось остаться калмыками. В республике еще борются за свой язык. И даже добиваются на этом поприще локальных успехов.

 (По крайней мере добивались до недавних пор - с принятием Госдумой поправок в закон "Об образовании" в конце прошлого года преподавание национальных языков стало факультативным). Однако калмыцкая идентичность сегодня - не язык, а буддизм. Цивилизационное одиночество единственного буддийского региона в Европе превратилось в основной фактор сохранения самобытности калмыков.

В годы советского безвременья, когда народ постепенно забывал и язык, и религию, едва ли не единственным поводом вспомнить традиции были полулегальные национальные праздники. В общем-то, отмечались только две "калмыцкие" даты - Зул и Цаган сар. Подробнее мы писали о них ранее.

Калмыки "спрятали" от советской власти самое сокровенное там, где никому и в голову не пришло искать, - в песнях, танцах, культуре застолья. Теперь, когда буддизм вернулся в калмыцкие степи, Цаган сар ежегодно приходит в республику полновластным хозяином - как предвестник перемен к лучшему и победитель тьмы. 

Сбор подписей начался против памятника Рюрику в Старой Ладоге


Сбор подписей против установки памятника скандинавскому конунгу Рюрику в сквере на Варяжской улице в Старой Ладоге инициирован в интернете.

 Сбор подписей против установки памятника 1150-летию государственности, который предполагается выполнить в виде монумента скандинавскому конунгу Рюрику в сквере на Варяжской улице в Старой Ладоге, инициирован в интернете.

В июне прошлого года на встрече с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко руководитель староладожской экспедиции, заведующий отделом славяно-финской археологии Института истории материальной культуры РАН Анатолий Кирпичников предложил установить в Старой Ладоге памятник скандинавскому конунгу Рюрику, по легенде, одному из первых правителей Руси.

Губернатор ознакомился с проектом монумента, разработанного скульптором Анатолием Дёмой, однако решение об утверждении этого эскиза принято не было. В октябре власти региона объявили конкурс на лучший проект памятника в Старой Ладоге, посвященного 1150-летию зарождения российской государственности. Авторы проектов не ограничились идеей воплощения образа Рюрика и предложили самый широкий спектр идей.

Предполагается, что памятник по эскизу-победителю разместится в селе Старая Ладога, на берегу Волхова, недалеко от крепости. В начале октября в Старой Ладоге был установлен закладной камень. Итоги конкурса комиссия во главе с губернатором региона подведет к 15 февраля 2013 года.

"Любой из предложенных проектов разрушает исторический облик Варяжской улицы, вторгаясь на берег речки Ладожки в виде так или иначе предложенной в проектах набережной", - говорится в опубликованном в интернете письме инициативной группы противников установки памятника в общественном месте.

По данным активистов, общественного обсуждения места для установки памятника не было, а тематика проектов привела их в "шоковое состояние". "Установка памятника в охранной зоне одной из старейших улиц в Старой Ладоге недопустима", - подчеркивают авторы письма.
На данный момент их протест поддержало около 200 человек.

Согласно одной из исторических версий, скандинавский конунг Рюрик прибыл в Старую Ладогу и именно там был принят на княжение, его правление началось на староладожской земле.

В 2013 году Старая Ладога станет местом традиционного проведения Дня Ленинградской области, на подготовку и празднование которого будет выделено 150 миллионов рублей. Нынешний год также объявлен в регионе Годом духовной культуры, и часть мероприятий пройдет в Старой Ладоге.

Храм на Сенной: площадь скоро обнесут забором



В Петербурге на заседании попечительского совета представили проект храма, который планируется воссоздать на Сенной площади.

– Проект по восстановлению Храма Успения Пресвятой Богородицы долгое время казался невозможным, но сейчас начал принимать очертания, - отметил епископ Гатчинский Амвросий.

Глава КГИОП Александр Макаров напомнил историю церкви и значимость ее восстановления. - Спас на Сенной будет первым в Петербурге храмом, воссозданным с фундамента, - добавил Макаров.

- Несколько лет назад планировалось лишь возведение колокольни. Милостью божьей удалось изменить ситуацию, - сказал настоятель прихода Храма на Сенной иерей Михаил Малюшин. - В прошлом году начались археологические изыскания на фундаментах утраченного здания.

Полные археологические изыскания планируют начать уже в ближайшие месяцы.
Михаил Малюшин отметил, что археологам удалось определить точное местоположение храма.

Сейчас начат процесс регистрации в собственность города выявленного фундамента с целью дальнейшей передачи его Церкви. Сейчас, по словам иерея, главный вопрос - перенос всех инженерных сетей, находящихся на территории будущего храма.

- Очень важно вынести их как можно быстрее, ведь буквально через месяц вся Сенная будет обнесена забором и начнутся археологические изыскания, - добавил Малюшин.
Он также сообщил, что к концу года должны завершится историко-культурные экспертизы, тогда же планируется подготовить полноценный проект воссоздания храма.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2784) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)