7 февраля 2013 г.

Италия при помощи Европы восстанавливает Помпеи



В Италии приступили к масштабной реставрации города Помпеи, разрушенного около двух тысячелетий назад в результате извержения вулкана Везувия. 

На данный момент открыты первые две реставрационные площадки. На открытии присутствовали член Еврокомиссии по региональной политике Йоханес Хан и несколько высокопоставленных итальянских чиновников. 

Работы по укреплению и реставрации руин будут стоить около 140 млн долларов, часть суммы была перечислена из средств Евросоюза. 

В результате извержения в 79 году городские строения были погребены под слоем вулканического пепла и сохранились. В последние десятилетия многие здания, открытые археологами, стали разрушаться, после чего было принято решение об их экстренной реставрации. 

В Судане обнаружены 35 древних пирамид

Камень, венчавший пирамиду



Амулет с изображением бога Беса

В одной из пирамид были найдены 1500 цветных ожерельев



Не менее 35 небольших пирамид было обнаружено в местечке Седеинга в Судане. Пирамиды были найдены в период с 2009 по 2012 г, сообщает Live Science. Сооружения построены в период существования царства Куш ( VIII в. до н.э. - IV в. н.э.).

Пирамиды появлялись в этом районе в течение нескольких столетий, постепенно заполняя все свободное пространство. Сооружения находились среди других захоронений довольно близко друг к другу. В 2011 году группа археологов обнаружила в этом месте 13 пирамид, располагавшихся на площади всего 500 кв. м.

Самые большие пирамиды имеют сторону основания 7 м, самая маленькая - всего 75 см. Вероятно, она была построена для ребенка. Вершины пирамид не сохранились. Скорее всего они венчались камнем с изображением птицы или лотоса наверху солнечного диска, говорит археолог Винсент Франсигни из Американского музея естественной истории в Нью-Йорке.

Костромские археологи обнаружили новый культурный слой в Нерехтском районе


В ходе раскопок были найдены 466 фрагментов глиняной посуды.

В октябре прошлого года костромские археологи обследовали селище Тетеринское в Нерехтском районе Костромской области.

Селище находится на территории современного села, вблизи Успенской церкви, по правому берегу р. Бобровец. В настоящее время большая часть территории памятника занята современными постройками, однако археологи при осмотре смогли собрать более 50 фрагментов глиняных сосудов XII-XVIII вв.

Кроме того, было сделано 11 индивидуальных находок, в том числе: конский ледоходный шип, дверной пробой, пряслице из стенки керамического сосуда. Найденные артефакты относятся к двум периодам: XII-XV и XVI-XVIII вв.

Как сообщает региональный департамент культуры, в ходе работ впервые был выявлен культурный слой на левом берегу р.Бобровец.

Издан каталог «Сокровищница Мурадхана»


 В Баку  издан каталог «Сокровищница Мурадхана»,  составленный заведующим отделом нумизматики Института археологии и этнографии НАНА Акифом Гулиевым (руководитель проекта), ведущим научным сотрудником отдела средних веков Гафаром Джабиевым и завотделом Национального музея истории Азербайджана НАНА Фаризом Халилли.

Книга издана на средства  Фонда развития науки при Президенте АР, в издательстве “AFPoligraf”,  сообщает пресс-центр НАНА.

В каталоге отражены фотографии и классификация анонимных медных монет, отчеканенных в Шемахе, Баку, Дербенте, Габале и Ардебиле в период правления Ширваншаха Шейха Ибрагима I (1382-1417 гг.) и Ширваншаха Халилуллаха I (1417-1465 гг.), а также политическая история того периода.

Редкие монеты сокровищницы Мурадхана являются важными документами с точки зрения освещения темных моментов социально-исторической и политической истории Государства Ширваншахов, имеющего своеобразное место в истории государственности Азербайджана.

Каталог «Сокровищница Мурадхана», ставший победителем конкурса, проведенного в 2011 году по выдаче грантов с целью финансирования научно-исследовательских программ, проектов и других научных мероприятий, предназначен для ученых и специалистов, занимающихся нумизматикой, историков, магистров и аспирантов, а также широкой читательской аудитории.

Каталог издан на азербайджанском и английском языках.

Итальянские ученые создали робота для поиска подводных сокровищ


Ученые университета Флоренции разработали подводного робота – искателя сокровищ. В рамках проекта «Thesaurus» сотрудники отделений промышленной инженерии и информационной инженерии университета представили робота «Tifone», предназначенного для работы в подводной археологии. 

Устройство способно исследовать морские археологические зоны, обломки кораблей и артефакты на глубине до 300 метров. Длина робота-археолога – 3,7 метров, вес – 170 кг, он может работать 8 часов в автономном режиме и развивать скорость до 5 узлов.

 На этой неделе робот «Tifone» проходит последние испытания на озере Роффиа, недалеко от города Сан-Миниато (провинция Пизы). В скором будущем робот-археолог получит подкрепление, состоящее еще из двух таких же роботов, которые сейчас находятся в процессе создания.

 Роботы смогут «общаться» между собой с помощью модема и ультразвуков. Серьезная работа одновременно всех трех роботов начнется весной, их отправят на глубину 80 метров исследовать подводную археологическую зону «Scoglietto» возле острова Эльба. 

С парижанок сняли 200-летний запрет на ношение брюк


Жительницам Парижа официально разрешили появляться в общественных местах в брюках. Запрет, который был введен в 1799 году, отменен по решению министра по правам женщин Наджат Валло-Белькасем.

Об этом пишет The Daily Telegraph, передает Lenta.ru.

Ранее запрет неоднократно пытались отменить, но власти откладывали решение по этому вопросу, ссылаясь на то, что в настоящее время не стоит уделять внимание "правовой археологии".

Закон о внешнем виде гласил, что женщины могут носить брюки только со специального разрешения. Кроме того, появляться в "мужской одежде" на людях можно было и в исключительных случаях - например, на велосипеде или верхом на лошади. Закон пережил несколько редакций, но до последнего времени так и не был отменен.

Согласно нормативному акту, полиция Парижа могла задержать женщину в брюках, но на практике закон давно не применялся. Тем не менее, правозащитники и борцы за равные права женщин и мужчин регулярно пытались добиться отмены закона.

Снаряд времён Второй мировой войны найден в центре Праги




На строительной площадке, расположенной на улице Спалена (Spálená) в Праге был найден неразорвавшийся артиллерийский снаряд времён Второй мировой войны.

На полчаса район был закрыт для движения транспорта и пешеходов, на место происшествия прибыли полицейские, пожарные и сапёры. Эвакуация населения не потребовалась.

Снаряд диаметром 8 сантиметров и длиной более полуметра был перевезён сапёрами на полигон для дальнейшего уничтожения. Это не первая находка, произведённая во время строительства. Ранее на этом же месте археологи обнаружили готические подвалы.

Напомним, в центре Праги у станции метро Národní třída, закрытой с июля 2012 года, ведутся земляные работы по обустройству котлована для фундамента и прокладки подземных коммуникаций нового торгово-административного комплекса «Copa».

Строительные работы по проекту стоимостью 3 миллиарда крон рассчитаны на два года. По окончании работ здание центра будет связано с вестибюлем метро, в котором на данный момент также проводится реконструкция, и зданием расположенного рядом торгового центра TESCO.

Ковер можно читать, как книгу




Новая экспозиция исторического музея.

В Музее истории Армении открылась новая экспозиция ковров. Экспонаты ее — классические образцы армянского коврового искусства, созданные в период XVI-XX вв. Мастера того времени не копировали, они творили каждый ковер как исключительный и неповторимый шедевр. «Именно поэтому, — говорит директор музея Анелка ГРИГОРЯН, — процесс отбора был сложным.

 В фондах музея хранится порядка 700 ковров, а также хурджины, сольницы, попоны. В экспозицию же включена только малая часть этого богатства — 50 ковров. Но они представляют все наши историко-этнографические регионы: Ширак, Сюник, Гегаркуник, Киликия, Васпуракан, Себастия, Кесария, Арцах, Джавахк, — и несут на себе следы духовной культуры армянского народа с незапамятных времен».

В основе композиции всех этих истинных произведений искусства лежат древние мифологические представления о сотворении мира. Стилизованные орнаменты ковров повторяют узоры бронзовых, деревянных и глиняных изделий, пришедших к нам из глубины тысячелетий. Это бросается в глаза сразу, ведь артефакты установлены рядом с коврами.

Именно эту связь времен и стремились подчеркнуть организаторы экспозиции. Известный русский археолог Елена Антонова уверена, что все эти стилизованные орнаменты и узоры есть письменные знаки, несущие определенную смысловую нагрузку. А значит, специалисты могут читать ковры, как книги. В этом я убедилась и сама, пройдя по залам вместе со старшим научным сотрудником отдела этнографии музея Лилей АВАНЕСЯН, автором многих исследований по коврам. Путешествие было интересным, увлекательным и очень познавательным.

Открывает экспозицию карпет — безворсовый ковер с изображениями дракона — работа мастеров второй половины XIX века. Он был обнаружен в 80-х годах прошлого века в арцахском селении Хцаберд, именно эту южную часть Арцаха наши специалисты считают прародиной карпетов с драконами.

Карпет шерстяной, основным материалом для ковровых нитей у армян всегда была шерсть, хлопок стали использовать много позже. Карпет, выполненный на хлопковой основе, тоже представлен в экспозиции, но это уже работа мастеров начала XX века. Ковры всегда были капиталом, так что их в огромном количестве вывозили в Европу, Африку, Египет.

Армянские купцы — ходжа сыграли в XVII веке огромную роль в активизации торговых и культурных отношений между Востоком и Западом, Россией и Персией. Слава об армянских коврах гремела по всему тогдашнему миру. Коврами платили даже дань. В арабских источниках упоминается уникальный по своей ценности и красоте ковер, подаренный армянами багдадскому халифу. Ковер был огромных размеров — 32×32 м, работа над ним заняла 10 лет.

К уникальным произведениям коврового искусства, несомненно, относятся ковры XVI века — дар музею от известного коллекционера, французского армянина Альпера Ашчяна. Два из них представлены в открывшейся экспозиции, еще семь, в числе которых есть и ковры XIX века, хранятся в фондах музея. Прекрасный знаток армянских ковров, Ашчян искал их по всему миру, реставрировал в лучших французских мастерских.

Нередко это были отдельные куски, которые приходилось складывать как пазлы, но благодаря прекрасно проведенным реставрационным работам определить это способны лишь специалисты. Дар Ашчяна, сделанный им в конце 70-х годов прошлого века, заполнил пустующую нишу — в Армении, постоянно подвергавшейся нападениям и грабежам, таких ковров просто не осталось. Но они имелись в знаменитых музеях Лондона, Стамбула, Берлина, Флоренции, Вены… А теперь выставлены и у нас.

Экспозиция не просто впечатляет, она поражает красотой, изяществом, высокой художественностью каждого изделия. Взять хотя бы ковер с геральдическим знаком орла. Стилизованные в виде растительного орнамента узоры его похожи на раскрытые крылья орла. Боги солнца у всех народов изображались крылатыми.

На многих коврах присутствует изображение свастики — одного из древнейших символов солнца. Это ковры из Хндзореска, сюникской группы из Ошакана, арцахские ковры. Но если на арцахском ковре 1919 года символом солнца все еще является свастика, то на ковре 1927 года ее заменил портрет Ленина. Правда, ковер этот в экспозицию не вошел, остался в фонде.

Символы, олицетворявшие то, во что верили наши предки, повторяются в узорах ковровых изделий из века в век, хотя и с небольшими вариациями — время вносило свои коррективы. Так, на некоторых средневековых армянских коврах солнце символизируют ива, лилия, хлопок. На индоевропейском культурном пространстве древом жизни часто выступает яблоня. У армян яблоко было священным плодом во времена культа богини плодородия Анаит, так что орнаменты на ковре с яблоней явно идут с этого периода и непосредственно связаны с женским началом.

Великолепен ковер со стилизованным изображением пчел. Культ пчелы, согласно исследованиям ученых, прослеживается в районах, где обитали племена индоевропейских народов. Именно они занимались разведением пчел с незапамятных времен. Очень интересны бордюры — пояса армянских ковров. Чаще всего это идущие вверх красные веточки древа на белом фоне.

Точно такие узоры воспроизведены на шерстяных носках, обязательной части национального армянского женского и мужского костюмов. Орнаменты ковров повторяются на костюмах васпураканок — жительниц Западной Армении, широко представленных в нынешней экспозиции. Один из экспонатов — ковер XIX века — называют малазийским. Специалисты утверждают, что по стилю орнаментов и композиций он напоминает те, что вязали в Ани.

О коврах, известных под названием «ладык», упоминает еще Марко Поло. В книге, рассказывающей о путешествии по Армении и, в частности, по региону Себастия, он пишет: «Здесь проживают армяне, которые вяжут красивейшие в мире красные ковры». Для армянских ковров характерны три основных цвета: красный, синий и белый, а также оттенки этих цветов.

Они присутствуют в изобразительном искусстве Урарту, лежат и в основе ковров, созданных спустя тысячелетия. Даже небольшие кусочки шерстяных тканей, найденные в погребениях Артика II тысячелетия до новой эры во время армянских экспедиций Бориса Пиотровского, отличают тот же цвет и те же символы.

Мастера, создававшие представленные в экспозиции ковры, вряд ли были знакомы с древними работами и уж точно не знакомы с археологическим материалом из нынешних раскопок, но генетическая память сильна, на ее уровне шло повторение композиций, символов, цвета. Загадок еще много. В одном из погребений Алтайского края — Пазырык-кургане в 1949 году экспедицией, возглавляемой известным археологом Руденко, был найден ковер, цвет, рисунок и орнамент которого один в один схожи с армянским.

Работа над обновлением экспозиции шла в течение года. Одни ковры были заново отреставрированы, другие прошли процесс очистки. В помещениях фондов, где хранятся ковровые изделия, всегда очень чисто. Огромное количество шерсти требует постоянного внимания, и тем не менее каждый из ковров, заявленный для экспозиции, прошел тщательную проверку. Впервые был выпущен и фундаментальный каталог ковровых изделий музея.

О новой экспозиции ковровых изделий исторического музея можно рассказывать бесконечно, но куда лучше увидеть эти потрясающие работы мастеров прошлого своими глазами. Поход в музей даст не только четкое представление о традициях армянского ковроткачества, не только поможет проникнуть в атмосферу эпох, в которые они были созданы, но и, несомненно, вызовет чувство гордости за высокую культуру наших предков и желание соответствовать им.

Потеряем – не найдем



Когда за окном трещит мороз, разговор о кладоискательстве может показаться странным. Не ко времени. Но в сети кипят страсти. Схлестнулись противники и сторонники популярного хобби. Не за горами — новый сезон. И кладоискатели очень хотят общественного признания. Ведь в Беларуси планируется ввести запрет на использование металлоискателей любителями. Приструнить «черных копателей» иначе как законодательно не получается.

Пока для них на наших просторах настоящая вольница. Недавно в одном из музеев Брестчины официально выставлялась уникальная коллекция предметов Первой мировой войны — от монет, бутылок, снимков до вещей более существенных и объемных. Откуда у молодых брестчан столько добра? На мой вопрос ответили: «Купили. Выменяли». Но, уверена, большинство все же выкопали из земли. Директор областного краеведческого музея жадно вглядывался в каждый экспонат: «У нас ничего подобного и близко нет»...

Такое впечатление, что у нас не копает только ленивый. Один мой знакомый, человек солидный, известный в творческих кругах, Брестскую область измеряет находками. Называешь ему село — он в ответ об удаче копателя в тех краях расскажет. Сокровищ не находил, но военную кассу, признался, выловил в реке Винец. Ни одной монеты из своих рук не выпустил. Ни гроша ломаного в музей не сдал. «Я же копаюсь в полях. А там без меня все добро съедят удобрения», — легко отшутился, когда взялась совестить.

Примеров щедрости, когда найденный клад сдавался государству, немного. А ведь по закону каждый из нас в случае находки предмета, который может представлять историко–культурную ценность, обязан передать его в музей.

В ноябре минувшего года под Брестом прошел слет брестских кладоискателей. Свои навыки демонстрировали в окрестностях Чернавчиц — деревни с богатым прошлым. Там стоит уникальный памятник — Троицкий костел. Построен в 1583 году Радзивиллом Сироткой. Знали, куда шли...

Этот слет серьезно обеспокоил археологов. Институт истории Национальной академии наук счел нужным направить журналистам, освещавшим это событие, письма. Просветить коллег, что в Беларуси идет активный процесс становления «черного» рынка археологических древностей. А деятельность кладоискателей является браконьерской. Она губительна для культурного наследия.

Кладоискатели не согласились. У них, пишут, есть свой кодекс чести — кодекс поисковика. Они намерены выйти из тени — создать общественную организацию. Чтобы искать легально. В лесах и полях. Памятники согласны оставить профессионалам.

Незаконное кладоискательство позиционирует себя как альтернативная сфера археологии, которая тоже имеет право на существование. Потому и ищет усиленно общественного признания и поддержки.

Найдет? С ответом затруднюсь. Историки и археологи заверяют: не такие они белые и пушистые, какими хотят себя представить. Практически все археологические объекты Беларуси носят следы незаконных раскопок с использованием металлодетекторов.

Копатели нередко идут по следам археологических поисков. Вот вам свежий пример. Осенью прошлого года археологи работали на месте расположения усадьбы рода Достоевских в Ивановском районе. Уходя законсервировали место раскопок. До лета. Но еще до морозов там уже побывали «черные копатели»...

В иных странах свободное использование металлодетекторов законодательно запрещено. Или ограничено. Беларусь, как и Россия, пока открыта для приборного поиска. По подсчетам специалистов, у нас в каждой из областей работают по 200 — 300 «черных копателей». Добавьте сюда коллег из Литвы и Украины, где существует запрет, и цифра получится очень внушительной. Археологические ценности они сбывают через интернет–аукционы либо через перекупщиков. Наше наследие нередко уходит за пределы страны. Кладоискательство — прибыльное дело...

Сейчас готовится новый закон об охране историко–культурного наследия, где будет прописано все о правилах использования металлоискателей. Можно, конечно, ударить по любителям старины таким образом. А можно воспользоваться опытом Польши, где вся территория за два десятка лет была детально изучена археологами. Так были учтены все памятники истории и археологии. Но вот незадача: у нас археологов — считанные десятки на всю страну...

Остается надеяться, что процесс урегулирования формулировок закона не растянется на годы. Иначе уже нечего будет спасать от разграбления «черными копателями» и перекупщиками. Однако есть и другая сторона. Нередко копатели работают буквально в чистом поле. Они изучают старинные карты, сопоставляют их с GPS–навигацией, определяя места, где в давние годы были, например, трактиры и постоялые дворы.

А нынче только тракторы да комбайны по разу в год проходят. Находят там немало интересного. И пусть до поры такие уловы будут оставаться в частных коллекциях. Все же лучше, чем навечно под землей. Ученые и государственные специалисты в такие дебри никогда не пойдут. Так что нужно думать, наверное, все–таки не о тотальном табу, а об установлении разумного баланса интересов.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2856) Россия (2750) музей (1067) археология (805) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (384) Китай (360) Египет (303) археолог (285) артефакты (270) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (160) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) гробница (102) курган (102) Иерусалим (101) Керчь (101) Перу (100) золото (97) артефакт (96) Новгород (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Грузия (40) Новосибирск (40) Санкт-Петербург (39) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) майя (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)