26 января 2013 г.

Крымских аграриев просят пахать подальше от древних курганов


Весной этого года представители Рескомитета АРК по охране культурного наследия совместно с сотрудниками правоохранительных органов будут проводить рейды в ряде районов автономии с целью выявления нарушений в сфере охраны культурного наследия во время посевной кампании.

«Накануне проведения весенне-посевных работ Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия хочет предостеречь работников аграрного сектора от распашки древних курганов и территории в их охранных зонах.

 Напомним, что распашка памятников археологии влечет за собой существенный ущерб государству, измеряемый десятками и сотнями тысячами гривен. Эти противоправные действия несут урон культуре и истории нашего государства», – подчеркнула председатель Рескомитета АРК по охране культурного наследия Лариса Опанасюк.

По ее словам, нарушители будут нести ответственность в соответствии с ч.1 ст.298 Уголовного кодекса, по которой незаконное проведение земляных работ на объекте археологического наследия влечет за собой уголовную ответственность. «Распашку участка возможно проводить не ближе 5 метров до основания кургана», – уточнила глава ведомства.

Волки превратились в собак у человеческой помойки


Дикие волки превратились в одомашненных собак благодаря способности переваривать крахмал. К такому выводу пришла международная группа генетиков, опубликовавшая результаты своего исследования в журнале Nature («Геном одомашненной собаки свидетельствует об адаптации к богатой крахмалом диете»). 

Революция произошла на помойке. Волки приходили к человеческим поселениям и пожирали отходы из ям, благодаря чему у них развились гены, позволяющие переваривать богатые крахмалом растения, такие как зерновые.

Когда наши далекие предки прекратили бродить по лесам и долам и зажили оседлой жизнью, у их поселений стали кружить стаи волков, подъедающих остатки человеческой пищи.

«Естественный отбор на генетическом уровне, который позволил волкам эффективно использовать новые пищевые ресурсы, привел к появлению новой вариации волков, которые и стали предками наших собак», пишет Эрик Аксельссон, шведский биолог из университета в Уппселе.

В геноме собаки имеются 36 генетических областей и 122 гена, занятых метаболизмом крахмала, и именно это позволило приручить собаку.

«Результаты исследования показывают, что эти адаптации позволили первым предкам современных собак развиться и процветать как виду благодаря богатой крахмалом пище, в отличие от плотоядных волков, - пишут ученые. - Это и стало решающим шагом в их доместикации».

Вместе с тем, известно, что вблизи человеческих стойбищ предки собак появились еще в Верхнем палеолите (приблизительно 40 тысяч лет назад), задолго до неолитической земледельческой революции.

Могли быть разные и независимые пути доместикации собак, но факт остается фактом: собачьи кости рядом с человечесмким жильем крайне редкая находка ранее чем 14 тысяч лет назад, отмечают археологи. 

В Чехии найдена женская статуэтка из бивня мамонта возрастом 26 000 лет



Изображение загадочной женщины, созданное 26 000 лет назад, было обнаружено на территории современной Чехии. Как говорят специалисты, небольшая скульптура из бивня мамонта является древнейшей в своем роде.

Изучение подобных древних артефактов позволяет лучше понять не только особенности быта наших предков, сколько судить об уровне их культурного развития. Сейчас находка находится на исследовании в Британском музее в Лондоне, где международная команда археологов пытается понять, кто конкретно мог стоять за созданием скульптуры.

Ученые говорят, что люди в их более или менее нынешнем виде обитают на Земле уже около миллиона лет, но самые ранние свидетельства того, как человеческий разум попытался запечатлеть в символической форме окружающий мир, появились всего 100 000 лет назад. Ничего похожего на искусство старше этой даты пока не было найдено.

Древнейшие находки подобного рода были сделаны в Африке, чуть более современные - в Испании и Франции, а еще более поздние - в Восточной Европе и на территории европейской части России.

Говоря о новой находке, сделанной в Чехии, исследователи говорят, что подобные древнейшие европейские скульптуры и рисунки на скалах позволяют значительно глубже заглянуть в историю наших предков, так как в большинстве предметов искусства, как правило, кодируется, некая коммуникационная идея в виде визуального символа.

По словам Джима Кука, специалиста по археологии из Британского музея, ранее во Франции были найдены похожие фигурки и их возраст был оценен в 23 000 лет, они также были созданы из бивней мамонтов.

Как сообщалось, в Германии ученым-археологам удалось установить возраст древнейших музыкальных инструментов из бивня мамонта, найденных в акватории Дуная. По уточненным данным, находке на 2-3 тысячи лет больше, чем считалось до сих пор. То есть её возраст колеблется от 40 до 43 тысяч лет.

Исследователи говорят, что новые результаты заставляют пересмотреть время возникновения так называемой Ориньякской культуры. Эта культура, возникшая в начале позднего палеолита на территории современной Европы, известна, в первую очередь, изобразительным искусством и музыкальными инструментами.

На Иссык-Куле проходит форум «Развитие туризма»

Иссык-Куль

В Кыргызстане, на побережье озера Иссык-Куль, проходит форум "Развитие туризма". Мероприятие продлится с 25 по 27 января.

Форум проводится в рамках председательствования Национальной части Кыргызстана в Молодежном совете ШОС.

Как отметили организаторы, задача мероприятия – собрать вместе заинтересованных в развитии туризма в Кыргызстане. Форум станет диалоговой площадкой для экспертов, делегатов организации из разных стран, представителей туристических операторов и профильных госструктур.

Темы обсуждений включают позиционирование и маркетинг Кыргызстана, высокогорный дайвинг и подводную археологию в Кыргызстане, экологический туризм, влияние социальных медиа на развитие туризма.

Археологи впервые спустились в неизведанные пещеры майя



Эти места наполнены сокровищами


Археологи исследовали пещеру системы Yaxcabá в муниципальном районе Юкатан (Мексика). Эти пещеры расположены в центре практически неизведанной части древних руин майя.

Команда археологов, спелеологов, фотографов и местных гидов вошли в джунгли в надежде ближе познакомиться с культурой майя, понять значение древних ритуалов и пообщаться с духами.

Человек с головой птицы - символ музыкальности

Интересно, что древние майя считали, что все объекты были «живими». Они проводили церемонии «освобождения» живого духа от различных объектов. В одной из пещер были найдены отшлифовальнные камни, которые были ритуально «убиты» в древности.

Ученые обнаружили петроглифы и древние пути народов майя, а также человеческие останки, керамику, ювелирные изделия датированные 800 г. до н.э.

Справка

Ма́йя — цивилизация Мезоамерики, известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в предклассическую эру (2000 г. до н. э. — 250 г. н. э.), большинство её городов достигло пика своего развития в классический период (250—900 гг. н. э.). К моменту прибытия конкистадоров была в глубоком упадке.

Тайна мелодий древних курганов

Древний воин был захоронен не только со своим
оружием, но и верными скакунами


О находках 2012 года доктор исторических наук, главный научный сотрудник филиала Института археологии имени А. Х. Маргулана в Астане Зайнула САМАШЕВ рассказывает с необычайным воодушевлением.

Во время раскопок древних курганов в захоронении воина найден уникальный предмет – музыкальный инструмент.

Уникальные находки

Сами по себе воинские захоронения, обнаруженные при раскопках древних курганов на востоке Алтая, – не в нови. Пора­зило другое – у левой руки воина лежал музыкальный смычковый инструмент из дерева!

Уцелели фрагменты грифа с тремя колками для натягивания струн и нижней деки корпуса, фрагмент деревянного стержня с отверстием на сохранившемся конце. Возможно, это был смычок. Все предметы вокруг человеческих останков говорят о том, что это был воин.

– Такая редкость! Это уникально! Трудно переоценить значение находки музыкального инструмента, – убежден Зайнула Самашев. В качестве изобразительной параллели он привел в пример струнный инструмент в руках тюркского музыканта на широко известной плите саркофага Анцзя из Сианя. Музыкальные инструменты встречаются также в погребениях раннего железного века Алтайского субрегиона.

Мне это мало о чем говорило, но я так увлеклась рассказом, словно сама находилась на четвертой надпойменной террасе реки Каракаба, на правом берегу, у подножия гряды Тарбагатайских гор.

Здесь курган стоял несколько обособленно от основной цепочки погребальных сооружений, возведенных предположительно в раннем железном веке. Некрополь Каракаба из более чем ста разновременных объектов, разбросанных в долине одноименной реки, открыт Самашевым в 2002 году, но раскопки продолжаются до сих пор.

– Почему решили, что это воин?

– Как же?! Обнаружены зубы, челюсть и конечности лошади, что может являться свидетельством широко распространенной в среде древнетюркских племен традиции вывешивать на шестах шкуры коней с конечностями над могилами особо почитаемых воинов.

Две лошади уложены рядом на поджатые под брюхо ноги и с повернутыми назад головами. На глубине трех метров лежали останки человека, на лобовой части его черепа сохранились остатки волос.

При полном вооружении

– Благодаря низкой температуре в могиле на челюсти, грудной клетке и на берцовых костях сохранились остатки мягких тканей человека. Это непостижимо! – восклицал профессор.

По его словам, мы видим еще один неординарный случай: воинская сабля положена отдельно от ножен поверх тела умершего наискось – от плечевой кости левой руки в сторону тазобедренного сустава правой ноги. Кожаные ножны сабли также расположены наискосок на теле умершего. Эта необычность интересна: не исключено, что воин был левша.

Каракабинские ножны являются пока единственным хорошо сохранившимся образцом такого рода изделий эпохи древних тюрков на территории Казахстана. Поверх железной сабли с левой стороны умершего было положено копье. На рукояти сабли лежал железный топор-тесло.

 Рядом – камча-плеть и два берестяных колчана с набором железных трехлопастных стрел, которые широко использовались в VII веке нашей эры. Между колчанами был вложен сложносоставной лук, обтянутый берестой и завязанный кожаным ремешком. На костях человека сохранились остатки различных тканей, в том числе вязаной из шерсти одежды.

Ученые верят, что древние курганы на Восточном Алтае хранят еще много таинственных мелодий, они очень надеются их услышать…

«МЕТАМОРФОЗЫ» ОВИДИЯ ОКАМЕНЕЛИ




Итальянские археологи сделали неожиданное открытие. В предместье Рима при раскопках виллы мецената Мессалы Корвина они обнаружили семь двухметровых скульптур, которые пролежали в земле более двух тысяч лет, но неплохо сохранились. Все статуи изображают героев древнегреческого мифа о Ниобе, который приводится в «Метаморфозах» Овидия.

Напомним, согласно мифу, Ниоба — жена царя Амфиона, мать 14 детей. Она возгордилась своими отпрысками и опрометчиво хвасталась, что у неё чад больше, чем у самой богини Лето — возлюбленной Зевса, которая родила громовержцу близнецов Аполлона и Артемиду.

Боги покарали Ниобу за гордыню. Все её дети, ниобиды, были убиты: Аполлон пронзил стрелами семь её сыновей, а Артемида — семь дочерей. От горя Амфион покончил с собой, а несчастная мать превратилась в камень, источавший слёзы.

Версия трагедии приведена в «Метаморфозах» Овидия — поэтическом изложении греческих и римских мифов о превращениях людей и богов, в неодушевлённые предметы, растения и животных.

Труд в 15 книгах был написан в Риме между 2 и 8 годами нашей эры. Именно в этот период, как уверяет руководитель итальянской археологической экспедиции Элена Каландра, Овидий встречался с Мессалой Корвином, бывал на его вилле, где часто собирались художники и поэты.

Такое совпадение заинтриговало учёных. У исследователей возник вопрос: могли ли статуи, обнаруженные при раскопках, вдохновить Овидия на создание поэмы? Или, наоборот, владелец виллы приказал изваять скульптуры после того, как прочитал о Ниобе в «Метаморфозах»?

Разгадать загадку, как уверяет Элена Каландра, поможет лишь точная датировка находок, которая позволит определить, что первично, а что вторично. Однако некоторые скептики не разделяют мнения Каландры.

 Во-первых, маловероятно установить дату создания скульптур с точностью до года и даже десятилетия. Во-вторых, статуи и поэма Овидия могут вообще не иметь друг к другу никакого отношения. Ведь сюжет о Ниобе и её детях был широко распространён в античном искусстве.

Известно, что на протяжении веков в древнеримских храмах и на виллах местной знати находилось множество скульптурных групп с изображением ниобид. Художники посвящали им свои полотна, а поэты описывали горестную судьбу несчастной матери.

 Можно сказать, что Ниоба в то время была столь же популярна, как в наши дни принцесса Диана, о которой написано множество книг и снято немало фильмов.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2784) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)