24 января 2013 г.

Дом, спасший Лефортово

Эскиз палат Щербакова.



Если вы съезжаете с Третьего кольца на Бакунинскую улицу, то вам обязательно бросится в глаза красивый дом с разноцветными шашечками крыши, одиноко стоящий на месте некогда шумной улицы. Но даже в таком одиночестве чувствуется его неординарность и почти забытая монументальность строителей прошлого.

А ведь и этого дома, и Лефортовского парка, и всего дворцового ансамбля могло бы уже и не быть, если бы летом 1986 года на защиту дома не встали местные жители и неравнодушные москвичи из разных уголков города. Это был первый случай обороны, когда защитить наше наследие удалось. Собственно, из этой истории родился и современный Архнадзор, бдительный следящий за архитекторами и строителями сегодня.

Конечно, дома спасали и раньше. Жители столицы любят свой город и стараются сделать все, чтобы он не потерял свой истинный облик. Так было всегда. Просто, к сожалению, разные поколения жителей не всегда знают о том, что сделали их предшественники. Наверное, эти истории еще ждут собирателя, который нанижет их на одну ниточку повествования и издаст книгу. И будьте уверены, ее обязательно заметят и зачитают до дыр.

Защитники палат

Но вернемся к дому, с которого начался наш рассказ. В июле 1986 года автор этих строк вместе с однокурсниками проходил студенческую практику в Государственном Историческом музее. И вот на третий или четвертый день наш одногруппник, ныне заместитель главного редактора журнала «Фома» Володя Гурболиков вдруг сказал:

«Ребята, а поехали вместе со мной на Бакунинскую, там сейчас местные жители спасают дом восемнадцатого века, который хотят разрушить, а параллельно проводят раскопки». Там много всего интересного уже нашли. Честно говоря, раскопки в этом предложении сыграли решающее значение. Какой будущий археолог откажется от подобного предложения? И мы поехали на «Бауманскую», спасать дом.

Никто и предположить не мог, что вся эта история станет поворотной в судьбе многих участников тех событий. Там мы нашли друзей, создали свою молодежную организацию, а многие даже нашли жен и мужей и навсегда связали жизнь с архитектурой, историей Москвы, археологией. Но это уже совсем другая история. Там шли настоящие бои. Подростки вместе с нами раскапывали культурный слой (полтора метра) второго этажа. Дом пережил пожар 1812 года, но то, что сгорело, просто засыпали слоем земли.

 И кроме нас после нашествия Наполеона в доме никто не копался. Все, что было найдено, потом стало экспонатами районного музея, судьба которого после долгих мытарств весьма плачевна. Сейчас большинство экспонатов, которые потом приносили и местные жители, хранится в подвалах местной школы. Дело в том, что державшие оборону жители объединились в эколого-культурное объединение «Слобода».

 Мы спасали другие дома, проводили раскопки, водили экскурсии, занимались реставрацией, проводили встречи в ЦДХ на Кузнецком мосту и выставки в районной управе.  Но потом у «Слободы» не стало помещения. Там сейчас находится клуб «Швайн». А в прошлом году неожиданно умер главный хранитель музея художник Григорий Стриженов. Жаль, если музей никогда не возродится...

Снос остановил местный житель, актер Николай Малинкин. Он и сегодня остается таким же неугомонным и веселым. Организатором пикета стал инспектор Общества охраны памятников, студент Кирилл Парфенов.

 Реставрационные исследования под стрелой экскаватора возглавил архитектор Олег Журин, ученик Петра Барановского, будущий автор воссоздания Казанского собора и Воскресенских ворот на Красной площади. Официально фиксация памятника перед сносом была поручена молодому архитектору Алексею Мусатову, который остался в пикете, когда срок "перемирия" истек.

Там же появлялся и ныне известный москвовед Рустам Рахматуллин, лауреат «Большой книги». Затем в пикет влились студенты журфака, приведенные Константином Михайловым — первым ведущим известинской рубрики "Осторожно, Москва!".

Одним из самых ярких персонажей стал токарь с «Калибра» Михаил Бакшевский. Он готов был помочь всем и всегда, да и руки у Миши золотые. А еще подтянулись школьники, один из них - ныне известный архитектор Георгий Евдокимов, а Маша Пастухова – интеллектуал, игрок «Что? Где? Когда». Ну и мы, студенты истфака, часть из которых потом стала первыми советскими анархо-синдикалистами, тоже влились в стройные ряды защитников.

Пикет на Бакунинской стал самой мощной акцией защитников московской старины с 1972 года, когда отстаивали Белые и Красные палаты на Пречистенке. Аналогов нет и сегодня.
В 86-м случилось невероятное. На нашу сторону встал даже сын прораба, которому поручили снос дома. И ночью засыпал сахарный песок в бензобак бульдозера, оттянув катастрофу. Потом появилась груша и начала долбить по стенам умирающего дома.

А мы заперлись внутри и продолжали раскопки. До строителей дошло, что дело пахнет статьей уголовного кодекса. А затем приехал секретарь МГК КПСС Борис Ельцин и остановил стройку. Так Лефортовский тоннель появился на много лет позже. А палаты Щербакова остались целы. Но у нас не было сил и средств на восстановление. И их под свой дом приемов купил Инкомбанк. Говорят, что и в доме стали бывать не только дамы высшего света, но и дорогостоящие девочки для эскорта.

Но дому было не привыкать. До революции в доме на первом этаже расположился дешевый трактир для самых низов общества. В советское время там располагалась пивная с автоматами. Ее студенты Бауманки прозвали «мутный глаз». А с другой стороны работал магазин «Колбасы». Сегодня дом закрыт для всех. По некоторым данным, он принадлежит Роскосмосу. И как им распорядятся - непонятно. Хотя охранный статус он получил уже давно. Любуемся снаружи.

История палат

Небольшой двухэтажный дом на углу Бакунинской улицы (дом №24) и Гаврикова переулка соединял бывшую Покровскую улицы и торговые ряды, стоявшие в Гавриковом переулке. Они были продолжением Немецкого рынка. Построены торговые ряды в Гавриковом переулке по проекту сына Владимира Даля, архитектора Льва Даля.

В 70-х годах XVIII-го века московский купец второй гильдии Данила Никитич Щербаков купил у села Покровского участок земли на выгодно расположенном месте — неподалеку от рынка. В 1773 году Щербаков выстроил на нем каменный дом с лавками и, возможно, трактиром (архитектором строения стал вологодский мастер Петр Бортников).

Место было выбрано правильно, и дела у купца шли хорошо. Что было для тех времен не редкостью, но делом дорогим - дом был освещен и хорошо заметен даже вечером, когда вся округа погружалась во тьму, а через тракт бегали от пролетавших телег уезжавших с рынка торговцев гуси да куры, которых держали местные жители.

При реставрации были обнаружены заделанные в пилястрах крюки для фонарей. Были в доме и другие секреты, которые мы обнаружили во время раскопок. Так, в подвале была небольшая ниша для вин и продуктов. Многие бутылки девятнадцатого века сохранились до наших дней и были найдены нами во время раскопок.

 А соседняя более крупная ниша хранила еще больший секрет. Из нее шел подземный ход, который стараниями копавших котлован строителей был через несколько метров засыпан. Но по нашим предположениям он шел к аптеке Феррейна, располагавшейся напротив. Ее, к сожалению, снесли в 1986 году на наших глазах. Сил защитников старой Москвы не хватило на все остальные дома. Так погибли и палаты 17 века, располагавшиеся на Ирининской (ныне улице Энгельса).

Экскаватор несколько дней пытался разрушить старинные своды подвала. Но они были так добротно сделаны, что это удалось только после нескольких десятков попыток. Нам же оставалось только собирать осколки удивительных по красоте печных изразцов, резных кирпичей с клеймами и печатями мастеров, кованные предметы домашнего быта. Несмотря на несколько столетий, все это сохранилось и вылезло наружу во время большой стройки.

Здание палат Щербакова удачно сочетает в себе черты елизаветинского барокко и зарождающегося в то время классицизма. Особую ценность дому придает полностью сохранившаяся первоначальная планировка, что является большой редкостью.
Сохранилась и характерная для зданий конца XVII века глаголеобразная форма дома, и белокаменные подвалы, и сводчатые помещения на обоих этажах.

Дела «Слободы»

Спасли заброшенный памятник - деревянную дачу на улице Шумкина, 16. На Кузнецком Мосту отстояли подземные остатки моста от разрушения коллектором. Проникли на территорию завода, где находился предположительно дом Анны Монс, но завод, увы, победил, хотя дом цел (о его истории читайте на нашем сайте в ближайшее время). Создали народный музей «Зрелище Москвы».

Архитектор палат Щербакова

Бортников Петр Трофимович (???? - 1791 гг) - русский архитектор, работал в Москве в должности "архитектуры I класса помощника", составлял проекты перепланировки и застройки некоторых частей города после пожара (районы Тверской улицы, Таганки, Кожевников), а в 1781 г. находился на службе в Каменном приказе. Затем стал губернским архитектором Вологды.

Из книги «Очерки Москвы» Дмитрия Покровского о палатах Щербакова:

«Ныне весь он занят серым трактиром для низших классов населения, и едва ли кому из пьющих в его грязных залах водку или чай может прийти в голову, что дом этот видел лучшие дни и что в конце прошедшего столетия тогдашний его владелец, купец Щербаков, квартировавший в верхнем этаже, удостоился однажды принимать у себя императора Павла Петровича со свитою, угощать чем Бог послал, беседовать с ним целый вечер и даже предложить ему ночлег в лучшей горнице своего скромного помещения, а на утро получить из его собственных рук его портрет, осыпанный бриллиантами».

 Автор книги «много раз сиживал на том самом диване, который служил ложем императору, видел портрет, им подаренный и врезанный в спинку дивана среди инкрустаций из красного дерева, которыми она оканчивалась».

«Однажды государь, в бытность свою в Москве, изволил проехать по Покровке в Измайлово, почему все население ее и высыпало на улицу, чтобы не прозевать обратного его проезда и проводить его обычными приветствиями. Стройка на Покровке той эпохи была прескверная и в обе стороны от Гаврикова на далекое пространство представляла два ряда неказистых деревянных домишек и избушек, среди которых прочно построенный небольшой каменный домик Щербакова высился наподобие великолепного дворца.

Как по справке оказалось, еще едучи в Измайлово, государь обратил на него внимание; на обратном же пути приказал экипажу остановиться против него и узнать, кому он принадлежит. Умный, смелый и бойкий Щербаков, находившийся тут же в толпе, заявил свои права собственности на дом и по желанию государя был представлен ему.

Император, выразив ему удовольствие за то, что он выстроил дом не деревянный, а каменный, вдруг спросил у него: «А нельзя ли мне у тебя отдохнуть?» Щербаков, конечно, выразил всю полноту счастия, какое он испытывает, удостаиваясь принять у себя такого гостя. Император вышел из экипажа, и с некоторыми из своей свиты вошел во двор и затем в дом, где уже успела собраться для его встречи вся семья с самим Щербаковым во главе, державшим в руках хлеб-соль.

Императору такая встреча, столь быстро организованная, видимо, очень понравилась. Он обошелся со всеми милостиво и объявил, что хочет быть запросто, требуя, чтоб и с ним все были тоже запросто. Позавтракав чем Бог послал, но очень вкусно и сытно, он разговорился с Щербаковым самым задушевным образом и, видимо, довольный его беседой, выразил желание остаться у него ночевать.

Изумленные хозяева, ног под собою не слыша от радости, и от испуга, и от боязни, как бы чем не потревожить и не прогневать нежданного державного гостя, задумались над вопросом, где же его положить, — и не нашли ничего лучше, как на широком мягком диване, стоявшем в главной комнате.

 Государь против того ничего не возразил. Наутро, прощаясь с счастливыми хозяевами, он поблагодарил их за гостеприимство и радушное угощение и, вручив Щербакову свой портрет, выразил желание, чтобы он всегда помещался в спинке дивана». Данила Никитич ничего не менял в этой комнате, где почивал государь, тоже завещал и своему сыну Якову Федоровичу Щербакову, который был владельцем дома более 50-ти лет.

После смерти Якова Федоровича, дом перешел к его вдове Евфимии Тиховне, урожденной Тюляевой, дожившей до глубокой старости, умершей в 1860-х годах. Последними владельцами дома до революции были купцы братья Сергей и Иван Смирновы. Они владели домами и меблированными комнатами, им принадлежало несколько домов в ближайшей окрестности.

Покровка и Покровская

Две улицы в Москве, продолжавшие одна другую, носили почти одинаковые названия - Покровка и Покровская, что служило причиной многих недоразумений. Первая улица начиналась у одноименных ворот Белого города, шла до Земляного вала и называлась по церкви Покрова, а вторая - от перекрестка с Немецкой улицей до реки Яузы.

Покровская улица (переименованная в 1918 году в Бакунинскую) была незамощенной широкой дорогой от города к подгородному селу Рубцово (или Рыбцово), где любили отдыхать летом члены царской семьи. Здесь у них находились деревянные хоромы, окруженные многочисленными постройками, медоставы, пивоварни, огороды и плодовые сады, естественно, липовая баня.

По переписным книгам XVI в. селом владел Протасий Васильевич Юрьев, троюродный брат патриарха Филарета, потом боярин Никита Романович Захарьин, брат первой жены царя Ивана Грозного; позднее оно перешло к «великой старице» Марфе, бывшей до насильственного пострижения женой Федора Никитича, сына боярина Никиты Романовича, ставшего патриархом Филаретом.

После постройки в селе церкви Покрова в начале XVII века оно стало называться Покровским. Село любил царь Михаил Федорович и, как говорят, жил здесь первое время после избрания на царский трон.

Наука о пьянстве



Оказывается, чрезмерные или умеренные, у кого как принято, алкогольные возлияния недавно минувших новогодних праздников – это отголоски давних народных традиций. Об отношении к спиртному на Руси «НА» рассказал кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института языка, литературы и истории Карельского научного центра, исследователь «антропологии пьянства» Максим ПУЛЬКИН.

- В XIX веке началась массовая миграция из деревни в города. Там сельских жителей научили не только работать на фабриках и заводах, но и… пить. Возвращаясь в родные пенаты, они привозили с собой приобретённые дурные привычки. А ведь изначально употребление алкогольных напитков было редким и разрешалось только в определённые дни.

 «Выпивали» в деревнях лишь в переломные моменты жизни. Например, на свадьбах или поминках. Всё остальное время алкоголь был под строгим запретом. Да и отношение к нему было не в пример нынешнему – уважительное, как к удивительному напитку, способному открыть дверь в сакральный мир.

– Мир изменённого сознания? Неужели пили так много?

– Современные люди совсем не так, как их предки, понимают, что такое праздник, застолье. В древности праздник знаменовал завершение одного периода жизни и начало другого. Своеобразное умирание. А как смерть изобразить? Упиться мертвецки! А с утра воскреснуть и возродиться для новой жизни.

– У многих российских народов традиционные ёмкости для алкоголя совсем маленькие. Неужели этими «напёрстками» можно так напиться?

– Конечно! Ведь этот напёрсточек опорожняли огромное количество раз. Очень часто по столу ходил ковш, из которого отпивал каждый. Это был, кстати, такой способ формирования и поддержания группы через коллективное действие. За совместным употреблением спиртного создавались семьи, нарождалась дружба, крепли добрососедские отношения.

Но тут парадоксальная ситуация: алкоголь одновременно несёт в себе и колоссальный положительный потенциал, и ужасную разрушающую силу. Наши предки знали об этом. И нам, потомкам, об этом тоже забывать не стоит.

Зачем неандертальцам XXI век?

Реконструкция внешнего вида неандертальца на основе
обнаруженных останков. Автор реконструкции — М. М. Герасимов.

22 января СМИ разнесли по миру новость: американский ученый Джордж Черч готов к проведению эксперимента по клонированию неандертальца, только ему нужна отважная женщина, готовая стать суррогатной матерью для представителя этого древнего вида. Однако, как выяснилось позже, ни о чем таком ученый не говорил, он лишь заявил, что исследования по расшифровке генома неандертальца достигли завершающего этапа и в перспективе мы сможем его клонировать.

 Причина ошибки оказалась в неправильном переводе: работник газеты Daily Mail, опубликовавшей сенсационную новость, неправильно перевел интервью, которое Черч дал немецкому изданию Der Spigel.

Но, несмотря на то, что Daily Mail уже на следующий день разместила на своем сайте опровержение, за день новость облетела весь мир. Не обошла она и российские СМИ: к примеру, телеканал «Вести» опубликовал ее на своем сайте. Идея возрождения неандертальца прокатилась по миру и взбудоражила немало умов. Кто, собственно, такие неандертальцы? И с чем связаны проблемы их клонирования?

Неандертальцы — наши дальние «родственники»: они относятся к тому же роду (Homo), что и современные люди, но вид у них другой — Neanderthalensis (хотя иногда между родовой и видовой принадлежностью все-таки вставляют слово «sapiens»). Однако назвать этот вид предком человека было бы ошибкой. Неандерталец — потрясающая причуда эволюции: это альтернативный человек.

Физиологически неандерталец не уступает Homo Sapiens периода верхнего палеолита (примерно между 35–12 тысячами лет до нашей эры), однако заметно отличается от него. Средний неандерталец ростом не превышал165 сантиметров, жил порядка 22 лет, при этом полового созревания достигал к 8–10 годам. Исследования останков показали, что он обладал большей относительной мышечной массой и более быстрым обменом веществ.

 При этом из-за определенных особенностей телосложения (например, менее длинных, чем у современных людей, ног) движения забирали у неандертальцев больше сил, чем у обычного человека. Также стоит упомянуть, что основой рациона этого вида являлось мясо, которое нужно было добывать на охоте, однако метательных орудий неандертальцы не изобрели или просто не признавали.

Таким образом, мы получаем относительно небольшого мускулистого человека, которому нужно много пищи, но добывать ему эту пищу сложно и опасно. Высшая нервная деятельность этого вида также не уступала Homo Sapiens: неандертальцы как минимум изготавливали орудия труда, причем весьма искусные. Более того, самый древний музыкальный инструмент, найденный археологами (костяная дудочка), тоже было создан именно представителем этого вида.

С точки зрения социальной организации неандертальцы, вероятно, не уступали Homo Sapiens того же периода. Генетический анализ позволяет утверждать, что они имели развитую речь. Найденные останки также показывают, что, во-первых, неандертальцы жили общинами по 10–15 человек, и при смешанных браках женщина переходила в общину мужа, а также, что они уже хоронили своих умерших товарищей.

Жившие в северных широтах, правда, нередко съедали мертвых, прежде чем отдать последние почести, однако археологи обнаружили несколько тел, над которыми были проведены погребальные обряды. Так, одна женщина была снабжена всем необходимым для загробной жизни — небольшим количеством еды и охотничьими орудиями.

Таким образом, неандертальцы в биологическом и социальном развитии не уступали своим современникам из вида Homo Sapiens, однако дожить до наших дней им не удалось. Единого мнения о причинах их вымирания нет. Так или иначе, они могли вымереть из-за нехватки пищи, которая доставалась потом и кровью.

Также не исключено, что в исчезновении неандертальцев виноваты Homo Sapiens, которые вступали в конфликты с другим видом людей, убивая их и вытесняя с освоенных земель. Наконец, существует версия, по которой неандертальцы просто ассимилировались среди более многочисленных sapiens Подтверждением данной гипотезы служит тот факт, что у 4–5% современных жителей Европы есть генетические  элементы этого вида.

Современные технологии вполне позволяют клонировать неандертальца в течение нескольких лет. Конечно, в отличие от мамонтов, их живые (или почти живые) соматические клетки с полным набором хромосом отсутствуют, однако их геном почти расшифрован и может быть синтезирован искусственно, что позволяет создать клонированный эмбрион.

Во всех странах, где активно ведутся исследования технологий клонирования, создавать таким образом людей запрещено: слишком много неясностей. Каков будет юридический статус этого человека? Есть ли уверенность, что он будет здоров? Можно ли делать человека объектом подобных экспериментов? Этот и многие другие вопросы, не говоря уж о религиозных аспектах, до сих пор не позволяют клонировать человека. Однако, возможно, на неандертальца все это распространяться не будет — формально он не относится к нашему виду. Однако этический вопрос все равно остается.

Если вспомнить историю с клонированием мамонта, то там проблемы этического характера имели меньшее значение. Хотя этот вид из далекого прошлого собираются возродить, основной проблемой будет поиск или создание экосистемы для него. Мамонт — животное хоть и умное, но все же не настолько, как человек. Неандерталец же будет осознавать себя единственным представителем своего вида (просто представьте себе такое предельное одиночество) и понимать, что он — предмет эксперимента, объект. Гуманно ли это по отношению к неандертальцу?

К тому же неясно, какую цель, кроме чисто научной, может преследовать подобный эксперимент. Создать одного неандертальца, который проведет жизнь в полном одиночестве, или, если повезет, нескольких таких людей, которые будут жить изолированной группой, но что это реально даст? Покажет, что человек на такое способен?

В этом и сейчас мало кто сомневается. Либо можно пытаться возродить неандертальцев как вид, но эта идея вообще кажется странной. Найдут ли они свое место в новом мире? Не станут ли относиться к ним как к низшим созданиям и использовать, например, для грубого труда? И не приведет ли их возрождение к межвидовой войне?

Лучшие во всем: кто такие сикхи?





«Сикхов уважают все. В Индии каждый знает, что сикх никогда не нападает первым и никому не причинит вреда без веской на то причины. Но вместе с тем лучше с этими ребятами не связываться...

Наш водитель, сикх Томми, разруливал все неоднозначные ситуации на проезжей части с помощью нехитрого приёма: если кто-то вёл себя невежливо, скажем, подрезал или не пропускал нашу машину, Томми ненавязчиво демонстрировал обидчику свой меч.

 В его автомобиле не было кирпана - церемониального кривого кинжала, с которым мужчины-сикхи по обычаю не имеют права расставаться даже во сне, зато рядышком на сиденье стоял настоящий, не бутафорский меч в ножнах. В случае чего Томми просто откидывал накидку, которой меч был укрыт от взглядов полицейских. Это действовало как зелёный сигнал светофора: водители других машин тут же уступали нам дорогу…»

Непросто стать своим человеком для сикхов - последователей религии, особенно почитаемой на полуострове Индостан. Представители сикхизма - народ суровый и не открываются первому встречному. Пообщаться с ними накоротке удалось дей­ствительному члену Русского географического общества, специалисту по подводной археологии и руководителю экспедиционного клуба «Архео» Александру Ингилевичу.

- Как звали Томми на самом деле, никто не знал, да и сам он, я думаю, давно забыл это. Но даже если бы и помнил, всё равно скрыл бы. Сикхи не выдают посторонним своего настоящего имени, а называются вымышленным. Они объясняют, что тайное имя, которое даётся им при рождении, разглашать нельзя - табу... Хватает у сикхов и других запретов.

Однажды во время пребывания в Дели Томми подвёз нас ко входу в Бангла Сахиб - сикхскую гурудвару (то есть храм) из белого мрамора с золотыми куполами. Будто бы русская церковь - но совершенно другой архитектуры... «Гуру» означает «учитель», «двара» - «ворота». У ворот гурудвары, как и у любого храма, толпилось много нищих, просящих подаяния.

 Но среди них - ни одного сикха. Почему? Попрошайничать сикхам запрещает их вера. На просторах Индо­стана вы ни разу не встретите сикха с протянутой рукой. Сами они не подают милостыню деньгами, только продуктами. В любой местный храм, неважно - индуистский, буддий­ский, сикхский или мусульманский, входят без обуви.

 Когда мы сдавали наши тапочки, кроссовки и ботинки в небольшой гардеробчик, где работают сикхские женщины, нас предупредили: «Ни в коем случае не предлагайте им денег, потому что для них это большая обида. Они считают, что выполняют свой долг и этим уже награждены». Сикх не возьмёт денег просто так: если вы хотите дать ему чаевые и он считает, что заслужил их, то примет. Но только в этом случае.

Человеческие отношения в гурудваре, разумеется, выстроены на чисто нематериальной основе: любой прихожанин по зову души может сделать там что-нибудь полезное. Например, взять тряпочку, намочить её водой и протереть одну или две ступеньки храма, настраивая себя на соответствующий лад.

 Что мы и сделали. При входе там обычно всегда есть краны с водой и висят разные тряпки. А в самом храме любой нуждающийся найдёт приют и кров. Обычная еда - рис, немного бобов и мяса на тарелке из бананового листа.

Чалма, борода и браслет

Как определить, что перед тобой сикх? Очень просто: по чалме синего или бордового цвета, бороде и кинжалу. Родина сикхизма - северный штат Пенджаб, однако и на улицах Дели последователи этой религии встречались нам достаточно часто, особенно среди военных.

Каждый уважающий себя сикх не стрижётся, не бреется и каждое утро укладывает свои длинные волосы под 6-метровую (по длине ткани) чалму. Точно так же он поступает и с бородой: делит её надвое и завязывает узлом на затылке.

 В гурудваре я купил себе железный браслет - ещё одну обязательную принадлежность этих людей. Хотя многие сикхи в противоречие с обычаем стали носить не железные браслеты, а серебряные и даже золотые. А сикхская молодёжь зачастую уже совсем не соблюдает традиции: стрижётся и ходит в цивильном.

В 70-х годах тогдашний премьер-министр страны Индира Ганди вошла в конфликт с сикхами, проживающими в Пенджабе. В результате погибли тысячи людей, как сикхов, так и других индусов. В 1984-м Ганди была расстреляна на улице собственными телохранителями, которые оказались сикхами. После этого всем их единоверцам официально запретили носить при себе церемониальные кинжалы и вообще холодное оружие.

Однако сегодня этому запрету уже мало кто следует, и даже наш Томми не особенно прячет свой меч от полицейских. «Сикхи, - с гордостью объясняет он, - лучшие во всём. Это лучшие водители, потому что они невероятно выносливы, лучшие землепашцы и хлеборобы - потому что очень трудолюбивы...»

Однажды в центральной Индии мы встретили на дороге комбайны: несколько огромных зерноуборочных машин двигались нам навстречу. Мы ехали на юг, а они на север. Я увидел за их штурвалами сикхов и спросил у Томми: «Что это такое?» Тот отреагировал: «Это сикхи ездили убирать урожай на юг».

То есть пока раджпуты (жители западной и центральной Индии) лениво потягиваются, подставляя свои смуглые телеса утреннему солнышку, сикхи нанимаются к ним и быстро убирают их урожай. А убрав его на юге, поспешают к себе на север, в Пенджаб, заниматься собственными полями.

Индусские казачки

«Сикхи - лучшие военные, потому что они верны долгу и присяге, - продолжает перечислять Томми. - Они не признают кастовости и считают себя равными среди равных. Они не боятся никакой работы. Они всегда жизнерадостны и самодостаточны...» А сикхские женщины, прибавлю от себя, очень похожи на наших казачек.

 Когда мужчина-сикх уезжает в другую страну с какой-то миссией, жена говорит ему: «Иди, любимый, к своей цели и не оглядывайся назад. Не бойся, с нами здесь ничего не случится. А если с тобой стрясётся беда, то не переживай за меня, я всегда смогу снова выйти замуж...»

Томми не слишком хорошо говорил по-английски и, когда заходил в тупик - не понимал вопроса или не мог на него ответить, - просто весело смеялся. И это тоже было ответом на во­прос. А однажды он удивил меня, невольно показав меру своей ответственности перед гостем - обычную для всех сикхов.

В то утро в небольшом местечке между Джайпуром и Агрой я вышел из своего отеля и отправился пофотографировать по пустым улицам. Было часов 6, самый рассвет. Я пересёк главную улицу, свернул на перпендикулярную, миновал безлюдные дворики, прошёл мимо заброшенных хижин.

Через какое-то время я обернулся и метрах в 20 за собой увидел Томми, который шёл за мной. Я кивнул ему и зашагал дальше, решив, что Томми забрёл туда случайно. Но он не отставал, держась на почтительном расстоянии... Таким образом он двигался за мной всю дорогу, не приближаясь и не отставая. Хотя охрана и не входила в его обязанности.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2783) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) храм (115) Великобритания (114) Франция (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)