7 октября 2012 г.

В Сахаре археологи обнаружили таинственную цивилизацию





На днях работники британского Лестерского университета сообщили о том, что обнаружили на территории самой большой пустыни останки древней цивилизации в ливийской части Сахары.

 Открытие было сделано благодаря спутниковым снимкам поверхности Северной Африки, в результате чего археологи увидели более сотни заброшенных поселений, здания которых напоминали целые замки.

 Ученые определили, что основная часть городов относится к первому тысячелетию нашей эры. Британцы отмечают, что уже в то время предки народов Северной Африки строили пушки и другие опасные орудия.

 Также археологов удивили каменные пирамиды, которые использовались для захоронения знатных членов племени. Теперь ученые выясняют причину упадка цивилизации, которая в свое время была на голову выше европейских народов по уровню развития.

Экспедиция нашла в Кузбассе боевое облачение древнего шорского Ильи Муромца


Экспедиция нашла боевые стремена древних шорцев.

Миф о шорцах, как об исторически мирном народе, развенчан?

Этнографическая экспедиция (из научных сотрудников Таштагольского краеведческого музея), вернувшись из Усть-Анзаса и других отдаленных шорских поселков, разбирая привезенные предметы старины, задумалась над одними стременами.

- Это боевые стремена шорского воина, они сделаны или 200 лет назад - для похода, или 100 лет назад - местным кузнецом, слышавшим от предков о существовании таких стремян когда-то в древности, - рассказывает Надежда Шихалева, директор музея. - Их основание сделано из металла, чтобы ноге воина, скачущего на коне и вставшего на стремена, было удобно. По сути, стремена - широкая площадка. Нам они кажутся литыми. И они способны выдержать большой вес воина с тяжелой амуницией - вплоть до 500 кг.

- А разве древние шорцы затевали военые походы? Всегда считалось, что шорцы - исторически миролюбивы и брали в руки оружие только для охоты?
- Поэтому нас и удивили эти боевые стремена.

... Загадку помог разгадать Юрий Ширин, известный кузбасский историк, кандидат исторических наук, археолог, несколько лет назад работавший в Горной Шории на раскопках. Рассмотрев фотографии стремян, он объяснил, что хотя в 18 веке шорцы, как единый народ, не существовали, а жили родовыми группами, одни уже были присоединены к России и не выступали против русских, другие - могли выступать, потому что были в подчинении киргизов.

- Возможно, в памяти шорской семьи, много лет хранившей стремена и называвшей их боевыми, название основано на семейной легенде о том, что стремена были на лошади, которая побывала в бою, - говорит Юрий Ширин. - Но вообще у шорцев отдельно стремян - для мирной жизни и для войны - не было, и все стремена у них были кованые, не литые, и эти, я думаю, тоже. И считаю, что это все-таки "мирные" стремена, потому что достоверных данных об участии шорцев из Усть-Анзаса и окрестностей в военных походах нет.

Так что, похоже, шорский Илья Муромец, хоть и подготовился тогда к военному походу, но... выбрал не непонятную войну, а родную тайгу и отправился за соболями.

В подтверждении ценности не нуждается:в центре легендарной Тулы найдены средневековые постройки.

В центре Тулы нашли средневековый город.

Любовь Котикова, пресс-секретарь государственного музея-заповедника "Куликово поле", сообщила информацию о том, что на месте будущей стоянки для автомобилей в центре Тулы археологи обнаружили средневековые жилые дома, хозяйственные постройки, а также другие находки во время проведения раскопок.

Под проведение археологических раскопок выделена территория площадью 3 тыс. кв. м. За изучение территории отвечает государственный музей-заповедник «Куликово поле». На месте раскопок планируется строительство новой подземной автостоянки недалеко от здания ТЦ «Гостиный двор», где будет возведён новый дворец бракосочетания.

Котикова отметила, что данные раскопки – это достаточно уникальное явление для Тулы. Так как впервые учёные могут исследовать процесс формирования города на территории площадью 11 тыс. кв. м. До этого раскопки проводились в 2008 и 2002-2003 годах на месте нового торгового центра.

Жилые и хозяйственные постройки относятся к 16 веку. Их строили первопоселенцы города – гончары и кирпичники. В 17 веке здесь был возведён Успенский монастырь, а чуть позднее началось каменное строительство.

На Ставрополье обнаружено удивительное захоронение


Редчайшее открытие сделали ставропольские археологи. В поселке Тоннельном найден погребальный курган сарматского воина. Захоронение датируется III веком до нашей эры. 

Ученые считают, что это могила знатного и богатого воина, сообщает ГТРК "Ставрополье".
На Ставрополье и раньше находили могилы сарматов. Но нынешняя находка сильно отличается от предыдущих. Единственное схожее по ценности захоронение нашли 14 лет назад в Ипатово.

Как утверждают ученые, этот и соседние курганы - места захоронения разных людей разных эпох.

"Уже исследовано 10 курганов, в которых обнаружено более 50 погребений различных эпох - начиная с эпохи ранней бронзы и вплоть до Средневековья" - рассказал корреспонденту ГТРК археолог, ведущий специалист ГУП "Наследие" министерства культуры СК Алексей Калмыков.

Участок, где было найдено захоронение сарматского воина, обнаружили работники предприятия "Газпром трансгаз Ставрополь". Газовики собирались прокладывать трубу из Изобильного в Невинномысск и наткнулись на неожиданную находку.

Прибывшие на место археологи, найденные в гробнице кости и вещи, отправили на экспертизу. Знатного воина в загробный мир собирали тщательно: в кургане были и котел, и панцирные доспехи из металлических и бронзовых пластин, и длинный сарматский меч, и короткий железный кинжал.

Ученым еще предстоит узнать точный возраст останков и скрупулезно изучить кости, оружие и предметы быта древнего воина. Позже он станет музейным экспонатом.

Что касается самого кургана, то в скором времени туда снова придут газовики и начнут, наконец, строительство газопровода.

Археологи определили точное расположение Спасо-Преображенского собора


В ходе первых исследований были найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение.

В 1935 году Спасо-Преображенский собор был взорван, а на его месте разбили сквер со скульптурной группой: сидящие на скамейке Ленин и Сталин. Сейчас ведутся активные работы по восстановлению собора, в которых участвуют А.Н. Хохлов, – доктор биологических наук, профессор кафедры Естественнонаучного образования и безопасности жизнедеятельности, В.В. Гусев, – управляющий Тверским региональным благотворительным фондом «Собор», Леонид Беляев – доктор исторических наук, научный руководитель экспедиции Института археологии и другие.

В данный момент проходит первый этап восстановления Спасо-Преображенского собора, связанный с проведением археологических раскопок. Уже решены вопросы координации, подготовки документации, программы исследований, сметных расчетов, процесса производства работ, которые планирует проводить Институт Археологии РАН.

Работы ведутся на основании официального договора института с фондом, в рамках этого договора фонд напишет научный отчет по итогам этих работ. В них будут задействованы специалисты института, а также планируется привлечь к работам археологов и волонтеров, проживающих на территории Твери.

Первые результаты весьма успешны: найдены остатки фундамента собора и определено его точное месторасположение, – сообщается на сайте Тверской епархии.

Война в Крыму, все в дыму…



В пятый раз у реки Альмы прошла реконструкция знаменитой битвы 1854 года.

Серые шинели (русская армия уже в зимней форме) разложены на растяжках палаток, а у дымящего костерка хлопочет кашевар. На столе сгрудились деревянные и глиняные миски и кружки, солнце золотит бок самовара и тюки с соломой. Русский лагерь давно проснулся: солдаты проверяют оружие и снаряжение, командиры что-то объясняют подчиненным, мимо проносятся казаки-вестовые. День будет жарким — примерно таким же, как и 158 лет тому назад.

Какая армия сильнее: та, что имеет двукратное превосходство в живой силе и преимущество в вооружении, или та, что сражается на родной земле, знает особенности местности, успела укрепить оборону? За время, что прошло с 8 (20) сентября 1854 года, историки не раз анализировали одну из самых тяжелых и кровопролитных битв Крымской войны —

Альминское сражение, пытаясь понять, изменился бы ее ход, если бы русское командование не допустило множество ошибок и просчетов. А платили за них русские солдаты, которые проявили изумившие противника храбрость и стойкость. В Крыму, на Альминском поле (у нынешнего Вилино Бахчисарайского района), уже пятый раз прошла реконструкция этой битвы, на которую съехались участники из Украины, России, Беларуси, Великобритании, Франции.

Постой-ка, брат мусью!

«Толкай-толкай, покатили!..» — один из артиллеристов на секунду отпускает обод колеса тяжелого орудия и рассматривает свои выпачканные зеленой краской ладони. «Новая пушка, — объясняет Андрей Бородин из севастопольского военно-исторического клуба «Клио». — Всю ночь ее собирали, вчера первый выстрел сделали, а вот краска еще не высохла». Артиллеристы еще не установили пушку на позиции, а вокруг орудия сразу собирается множество желающих сфотографироваться.

У палаток русского лагеря за материнский подол цепляются две девчушки в вышитых рубашках, сарафанах и платочках. Разве женщинам и детям место на войне? «Конечно, в обозах, которые двигались за войсками, они были, — считает москвичка Ирина Максикова. — А как же без женщин: приготовить, постирать, заштопать, раны перевязать? Мы с мужем уже не первый год участвуем в реконструкции Бородинской битвы, а сейчас друзья пригласили и на Крымскую войну.

Приехали с дочками, они уже опытные участницы, мы всегда берем их с собой, теперь они у нас «дети полка». Чтобы ощущать себя в нужном времени, важно, чтобы детали обстановки ему соответствовали. Например, моя рубашка подлинная, старинная, едим мы из той же посуды, которой пользовались простые люди в позапрошлом веке, и меню примерно то же: щи да каша».

Кто еще здесь? Сестры милосердия, крестьянки, англичанки в плотных платьях и чепчиках, одна из них — дама явно из общества, но в практичной одежде и простенькой шляпке, ведь и в британской армии были женщины, которым дозволялось сопровождать мужей. Как, например, Изабелла Дуберли, жена казначея 8-го гусарского полка, гарцевавшая на поле боя в лазурной с золотом амазонке. И была Мэри Сикол — «мамочка», медсестра, не смирившаяся с отказом военного министерства направить ее в Крым. Она взяла деньги в долг и приехала сюда — спасала раненых, организовала пансион для выздоравливающих…

В пестрой толпе зрителей военные мундиры видны издалека, двигаться большинству участников реконструкции приходится, останавливаясь чуть ли не каждые несколько шагов. Англичане стойко выдерживают нашествие вооруженных фотокамерами людей, позируя то поодиночке, то группами. На фестивале «Альминское дело» британцы представлены членами пяти воинских подразделений, участвовавших в битве, да и французов не меньше.

 А вот, кстати, кто-то из союзников — постой-ка, брат мусью! «Да, француз, — подтверждает Вадим Бобровницкий, член севастопольского военно-исторического клуба «5-й артиллерийский полк».— И этому подразделению у Альмы сильно досталось. Французские войска к Севастополю шли, как говорится, под барабаны, практически не встречая на пути сопротивления. Возможно, предполагали, что вся война будет такой прогулкой, но именно у Альмы они впервые ощутили, насколько тяжело
им придется».

Несмотря на мешанину в костюмах XIX и XXI веков, ощущение того, что прикасаешься к подлинной старине, возникает то при звуке волынки, то при взгляде на солдат, надевающих ранцы из телячьей кожи, или женщин, привычным жестом поднимающих край доходящих до земли юбок. В британском лагере отдыхают два… фотографа.

Перед ними на треноге далекий предок современных аппаратов, объемный ящик с «гармошкой». Похожим снимал Крымскую войну первый в мире военный фотограф Роджер Фентон, проявляя снимки в первой в мире передвижной фотолаборатории. Он вышел из Крымской кампании с 350 негативами, перенесенной холерой и несколькими сломанными ребрами.

Авансы судьбы и трагедии

И в 1854 году к полю, которому предстояло стать местом сражения, съехалось немало публики. По словам председателя общественной организации «Департамент военно-культурной антропологии» Алексея Руденко, из Севастополя и Бахчисарая любопытные приезжали целыми семьями. Одни хотели своими глазами увидеть, что русская армия не пропустит врага, для других важным было само зрелище битвы: они намеревались провести здесь немало времени, брали с собой корзинки для пикника, раскладные стулья и столики.

Почему многие обыватели были убеждены, что наши войска одержат быструю и безусловную победу? Дело в том, что накануне будто сама судьба дважды выдала необычные авансы. За пару дней до Альминской битвы девять французских пехотинцев из колониального подразделения зуавов ушли, как бы сегодня сказали, в самоволку. Их привлек виноград, росший за пределами лагеря, а в винограднике на них наткнулся казачий разъезд.

 Это были первые пленные, которых увидели в Симферополе: их прибытие вызвало бурю восторга у горожан. А за день до Альминской битвы гусары Лейхтенбергского полка совершили вылазку к неприятельской позиции, были ошибочно обстреляны своей же артиллерией — и прямо к ним вылетел на коне французский офицер, он тоже принял гусар за своих из-за белых кителей. Вот так в плен попал граф Де-Лагонди, представитель французского командования при главнокомандующем британской армии.

Несчастный француз, после того как осознал свое положение, больше всего беспокоился, что же напишут газеты о его бесславном пленении. Силы, конечно, не те, что в 1854 году: 59 тысяч войска союзников против 30-тысячной русской армии. Но участники исторической реконструкции смогли максимально, насколько позволили численность и возможности, воспроизвести Альминскую битву.

 Вот густой дым повалил от построек у подножия холма. В знаменитой книге Евгения Тарле, посвященной Крымской войне, очевидец вспоминал об этом так: «Наши зажгли было около моря сад и деревню Бурлюк. Дым прямо на нас, предзнаменование дурное!.. Это нужно бы сделать прежде, как говорят опытные, чтобы не дать неприятелю укрыться за строением и стрелять по нашим без всякой потери со своей стороны!.. Но эти ошибки не последние!»

 Потом было осознание того, что неприятельские штуцера (нарезные ружья с длинными дулами) стреляют куда дальше, чем оружие русских пехотинцев, что командующий Александр Меншиков не оценил опасность занятия французами скальных возвышений, а ведь сделать их неприступными можно было за несколько часов, и это время у русской армии было.

 И с высоты французская артиллерия открыла убийственный огонь, выкашивая русских солдат. Были оставленные без приказа генералом Кирьяковым позиции, жестокое сражение у моста через Альму, атака русских солдат первой линии, «обреченных на жертву неприятелю», в то время как вторая линия их стремительно отходила назад…

Чтобы помнили

Задача на Альминском поле 2012 года была нелегкой: показать некоторые основные этапы сражения и в то же время сократить их настолько, чтобы они оставались зрелищными: от артиллерийского обстрела до финальной штыковой атаки и отхода русской армии на Севастополь.

Настоящая война всегда некрасива, жестока и отвратительна. После нее убитые не встают, не выстраиваются в шеренгу, принимая благодарности и восторги зрителей.

«В Бахчисарайском историко-культурном заповеднике хранится все то, что мы находили на месте Альминской битвы во время разведочных работ, — рассказывает крымский археолог Александр Пуздровский. — Это остатки амуниции, пуговицы, свинцовые пули, наконечники штыковых ножен, сапожные гвозди и даже нательные кресты. Во время одной из разведок нашли останки 12 русских солдат в одной яме — сохранились остатки кожаных сумок, кокарды, иконки.

 Хоронили их англичане, правильнее будет сказать, собирали: набрасывая на ноги петлю, тащили тела к яме и просто сбрасывали вниз, это было видно по положению останков. Выше по холму мой коллега из Бахчисарайского историко-культурного заповедника Иван Иванович Лобода обнаружил захоронения и русских, и французов. Причем у одного из русских солдат была ампутирована нога, возможно, он умер от кровопотери или болевого шока».

Общие потери в Альминском сражении историки оценивают не менее чем в 10 тыс. человек, это только убитые и раненые, умершие на поле. В то время большинство ранений не оставляли шансов выжить: пули Минье, которые использовали союзники, разрывали плоть, оставляя страшные травмы, остальное заканчивали кровопотеря, шок, инфекции. Англичане задержались на Альме на двое суток — чтобы похоронить мертвых и оказать помощь раненым, причем только своим. «Англичане взяли на пароход только тяжелораненых. Их врачи, оставшиеся на поле битвы, также просили взять русских раненых на подводах под конвоем в Симферополь», — писал историк и краевед Арсений Маркевич.

Битва на Альме 2012 года закончилась, как и в истории, поражением русских войск. И они, и союзники отошли к Севастополю, где на следующий день фестиваля встретились на Михайловской батарее и на выставке реликвий Крымской войны из собрания музея Шереметьевых. Скорее всего, все участники приедут и на следующий год. Реконструкция Альминской битвы — это своего рода мемориал всем, кто выжил или погиб во время нее, кто прошел всю войну и кто с нее не вернулся. Помнить и понимать легче, когда занимаешь место в строю.

Ядовитый динозавр


Палеонтологи впервые обнаружили ядовитого динозавра. Новый вид, получивший имя Sinornithosaurus millenii, отличался достаточно небольшими размерами - ученые считают, что он был размером с современную индейку. Возраст останков, обнаруженных в Китае, составляет 128 миллионов лет.

Покрытый перьями динозавр при жизни был хищником и охотился на более мелких сородичей. Анализ останков позволил установить, что у нового вида, вероятно, имелись ядовитые железы, которые располагались над верхними зубами. Кроме этого на то, что ящер был ядовитым, указывает строение зубов, аналогичное строению зубов змей и ящериц. В частности система доставки яда напоминала систему доставки ядозубов.

По словам ученых, S. millenii атаковал жертву, планируя на нее сверху из листвы. При этом яд ящера, вероятно, не был смертельным - он приводил жертву в состояние шока, позволяя хищнику завершить начатое. По словам ученых, фактически, данный вид может считаться ядовитой птицей. В настоящее время биологам ядовитые виды птиц неизвестны, хотя существуют виды с токсичными перьями и кожей. К ним, например, относятся дроздовые мухоловки.

Археологи нашли самое большое количество черепов ацтеков в древнем храме


Мексиканские археологи обнаружили большое количество черепов в одном месте в самом священном храме ацтеков, возраст которого составляет более 500 лет.

Это открытие говорит о новых способах использования черепов доколумбовой цивилизации в своих ритуалах. 50 черепов были обнаружены около одного жертвенного камня. Пять из них были погребены под камнем, и каждый череп имел отверстия с обеих сторон, что говорит о том, что они были повешены.

Археолог Рауль Баррера из Национального института антропологии и истории Мексики во главе команды археологов обнаружили также более 200 челюстей, когда наткнулись на них при раскопках храма в центре Мехико.

Ученые считают, что черепа принадлежат женщинам и мужчинам возрастом от 20 до 35 лет и могли бы быть выкопаны с других мест и перезахоронены.

В августе прошлого года мексиканское правительство объявило о том, что эксперты нашли беспрецедентные человеческие захоронения в другом место в том же храме, в котором скелет молодой женщины, возможно, олицетворяющий богиню, был окружен грудами из около 1800 костей.

Еще одной необычной находкой этого лета было «священное дерево», которая выглядит как потрепанный ствол дуба, и, по словам ученых, был привезен из горного региона для ритуала.

Вождь племени чудь



Считается, что название города Чудово происходит от имени древнего народа чудь, потомков которого в наши дни уже не осталось. На прошлой неделе чудовцам довелось убедиться в обратном, побывав   на встрече с интересным, увлеченным  человеком, который своими исследованиями доказывает, что народ этот жив и сейчас.

Возрождением забытого племени чудь  не один год занимается Сергей Григорьев.

Много лет  этот человек работал в МГУ им. М.В. Ломоносова, в научно-исследовательском секторе. Был старшим лаборантом НИИ антропологии им. Анучина, а также старшим инженером лаборатории структурной и прикладной лингвистики филологического факультета.

После МГУ С.М. Григорьев занимался журналистикой, как пишущий кинофоторепортер. В 1996 году был приглашен на работу в Министерство по делам национальностей РФ, где предложил программу проведения экспедиций по изучению состояния народных культур в отдаленных и труднодоступных местах России.

 В 1997 году в деревне Нюхча Пинежского района Архангельской области он встретил немало людей, сохранивших свое название – народ чудь. На тот момент народ с таким названием  уже не значился в списках народов России, хотя упоминался в исторических документах  и играл определенную роль в политической жизни Древней Руси.

«В царское время последняя перепись состоялась в 1864 году, в переписи советского времени (1920 год) чудь стояла под №111. В переписи 1939 года список учитываемых народов СССР был волевым порядком резко сокращен, из более 600 наименований оставили только 130.

Таким образом, чудь и другие неосновные народы выпали из внимания ученых и общества. Среди отличительных признаков современной чуди можно отметить наличие остатков финно-угорского языка, наличие местной топонимики и сохранившиеся «рисунки» народных танцев.

Показательны похоронные обряды, в том числе намогильные обозначения. Особо нужно отметить большую схожесть чудских реалий с элементами культуры эстонцев, финнов, мордвы, мари, венгров, удмуртов», – поделился некоторыми  выводами своих исследований  Сергей Григорьев с собравшимися на встречу чудовцами.

В 90-е годы руководство Министерства по делам национальностей одобрило  план восстановления в правах чуди и изучения ее истории. В   1997 году С.М. Григорьев организовал музей крестьянского быта и общину народа чудь, которые функционируют до сих пор в д. Нюхча.

 К  переписи населения  РФ 2002 года  герой  нашего рассказа добился включения  чуди в официальные списки под кодовым номером 351, в которые записался 21 человек. К переписи населения 2010 года, по пока еще неофициальным данным, записалось в десятки раз больше. Григорьев увлек местных жителей историей, рассказами о племени чудь, доказав, что именно они являются потомками древнего народа.

 Организовал общину и музей, на базе которого одно  время  даже работала детская  судоверфь. Местная ребятня сутками напролет торчала на этой верфи, где под его руководством строила малые лодки для плавания по реке Пинега. Сегодня воспитанники Сергея Михайловича выросли. Родители ребят  благодарят нашего героя, что в свое время занимался ими.

В настоящее время С.М. Григорьев продолжает начатое дело и работает как историк-этнолог, являясь руководителем общественного центра по изучению народа чудь и музея крестьянского быта «Дом Лукеи» в деревне Нюхча, где сейчас имеется 200 домов и  проживает  750 человек.

Чудовские краеведы с интересом слушали рассказ гостя, высоко оценив его исследования, а также  выполняемую им культурологическую и социальную миссию в жизни отдельно взятой деревушки Русского Севера, население которой является  прямыми потомками племени чудь, стоявшего  у истоков зарождения Русского государства наравне с такими славянскими племенами, как новгородские словене и кривичи.

Антропологи подтвердили мученическую смерть пражских монахов



Регалат Бенеш

Проведенное антропологами пражского Национального музея исследование - его результаты были обнародованы в среду, подтвердило, что останки, извлеченные в пражском костеле святой Марии Снежной летом текущего года, действительно принадлежат 14 монахам-францисканцам. Дополнительным свидетельством послужили и повреждения на костных останках, относящиеся к периоду смерти послушников.

Помимо этого, ученые полагают, что жертв нападения на францисканский монастырь в начале XVII века могло быть больше, так как в целом ими были обнаружены кости и черепа не только 14 или 15 взрослых мужчин, но и пяти несовершеннолетних – скорее всего, при монастыре воспитывались сироты. Останки монахов, церемония беатификация которых состоится Праге 13 октября, будут храниться в новом реликварии.

В конце января 1611 года император Священной Римской империи и чешский король Рудольф II позвал в Прагу наемное войско архиепископа Леопольда из Пассау, приходившегося ему двоюродным братом, с целью укрепления своей власти. Иван Лесны пишет о том, что существуют реальные основания полагать - Рудольф II страдал наследственным психическим расстройством типа эндогенной циклической маниакальной депрессии, и болезнь эта осложнялась внешними стрессовыми факторами. Психическую болезнь отца унаследовал и его незаконнорожденный сын Юлий Цезарь Австрийский. За безумную авантюру с Леопольдом Рудольфу пришлось поплатиться чешским престолом.

Несмотря на то, что католики не были инициаторами вторжения в Чехию многотысячного войска, пошли слухи, что именно Католическая церковь является союзницей войск из Баварии, а монахи ее орденов скрывают в своих монастырях оружие. Народ встал на защиту Праги. Самый мощный удар пришелся на монастырь францисканцев, который окружили порядка 700 разбушевавшихся чехов под предводительством мещанина из Бероуна Матоуша Говорчовского.
Говорит представитель Чешской провинции францисканцев Регалат Бенеш:

- Кровавую бойню люд устроил и на горе св. Карла, на пражском Карлове, где жесточайшим образом, может быть, даже более брутальным, чем в костеле св. Марии Снежной, был убит аббат Кашпар Чепл и еще двое служителей церкви. Нападение здесь ограничилось данным числом жертв лишь потому, что в то время община на Карлове не была столь многочисленной.

Опустошены были и другие пражские католические монастыри и церкви – костел св. Девы Марии на Слупи, костел св. Катержины и, по всей видимости, церковь св. Вацлава на Здеразе – ее башенка сегодня виднеется над Танцующим домом. То есть, это была целая волна нападений на католиков, подчеркивает Регалат Бенеш:

- Благодаря тому, что резня в монастыре францисканцев длилась четыре часа или больше, другие пражские монастыри в черте Старого города успели взять под защиту их покровители. Времени прошло с начала бойни много и часть толпы разошлась по домам, поэтому нападения, имевшие место в Старом городе, не носили столь жесткий, кровавый характер.

 В монастыре ордена миноритов, в костеле св. Иакова (sv. Jakuba) за келейников заступились местные мясники, так как этот костел был их цеховой церковью. И хотя мясники по большей части были ультраквистами, симпатизирующими лютеранству, они воспротивились экстремизму, и монахи здесь не пострадали. В монастыре миноритов народ ограничился проведением обыска. Последним из подвергнувшихся в тот день набегам пражских монастырей был Анежский, расположенный на Франтишку.

- В то время это был доминиканский монастырь. Пыткам там, главным образом, подвергли настоятеля, который позже в результате этих истязаний умер. Так что в тот день погибли не только 14 монахов-францисканцев, но также еще трое иноков на Карлове и один францисканец, который, будучи серьезно раненым, бежал и скрывался у доминиканцев, а также доминиканский аббат - в целом 15 февраля 1611 года как минимум погибли 19 человек.
Позже ударам подверглись и монастыри вне Праги. Одним из них был монастырь у Мельника.

Эстонские студенты примут участие в археологических раскопках в Псковской области



К участию в археологических экспедициях в Псковской области будут привлечены эстонские и латвийские студенты. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщила директор Археологического центра Псковской области Елена Яковлева, комментируя итоги совместного российско-эстонского студенческого семинара, который в настоящее время проходит в Пскове.

«Мы впервые познакомились с уровнем студенческой науки в Эстонии, выступления были интересные. Много нового почерпнули для себя не только студенты и молодые археологи, но и профессионалы», - отметила Елена Яковлева. Ее поддержала координатор международного проекта с российской стороны (в рамках которого проводится семинар) Эльвира Королева: «Молодое поколение выбирает совершенно нестандартные подходы в своих исследованиях. Диапазон тем, которыми занимаются молодые археологи, - весьма широк: от компьютерных технологий до уровня философских обобщений, что не было развито в науке буквально еще несколько лет назад. И, конечно, это радует».

Продолжением совместного семинара станут международные археологические экспедиции с участием студентов из университетов разных стран, которые пройдут как в Псковской области, так и в приграничных районах Латвии и Эстонии. «В качестве объектов исследований нами избраны разрушающиеся памятники, то есть те, которым грозит опасность исчезновения», - обозначила фронт работ для будущих студенческих отрядов директор Археологического центра Псковской области Елена Яковлева.

Она уточнила, что основные исследования будут проводиться в приграничной полосе Псковской области и стран Прибалтики в следующем году.

Добавим, международный проект «Археология, власть, общество: сотрудничество для сохранения археологического наследия» осуществляется по программе приграничного сотрудничества «Эстония-Латвия-Россия» в рамках Европейского инструмента соседства и партнерства 2007-2013 гг. Проект объединяет 9 партнерских организаций из трех стран и три ассоциированные организации со стороны России. Общий бюджет проекта составляет более 1 млн 700 тысяч евро (из них софинансирование программы – около 1,5 млн евро). Деятельность по проекту завершится 31 декабря 2014 года.

Откуда есть пошёл



Бревна рубились топором, что является одним из доказательств того,
 что кремль строили в конце XVI-начале XVII века


По наказу Федора Иоанновича Сургут надо было возвести
 в короткие сроки, поэтому использовали «легкий» лес,
 который быстро пришел в негодность

Сургутский краеведческий музей раскопал «начало» Сургута.

В 2008 году в Сургуте сотрудники Сургутского краеведческого музея решили воплотить в реальность свою давнюю мечту – найти место, с которого начался Сургут. В августе были проведены рекогносцировочные археологические исследования (им предшествовало ознакомление с картографическими и письменными источниками по истории строительства города) в историческом центре Сургута (9-й, 10-й микрорайоны, 7-й квартал: ул.

 Энергетиков, Просвещения, Гагарина). Искали культурный слой и деревянные городские укрепления (кремль и острог) Сургута XVI-XVIII веков, чтобы, естественно, их исследовать и наиболее точно определить, где появился Сургут. Тогда раскопки в районе мемориала Славы пришлось приостановить из-за финансирования.

 Спустя четыре года благодаря целевой программе «О развитии российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2012-2015 годы» раскопки все-таки возобновились. В «соавторстве» с пермскими археологами Сургутский краеведческий музей закончил раскопки и уже нашел доказательства того, что именно в районе улицы Гагарина поселились первые сургутяне.

- Мы все прекрасно знаем наказ Федора Иоанновича об образовании Сургута. Город, следуя ему, возводился казаками в кратчайшие сроки, так как надо было быстро (значит, за одно лето. - Прим. авт.) «поставить город». Одно из доказательств того, что находка возводилась в конце XVI-начале XVII века, в том, что дерево было рублено топором, а не пилой, да и сами бревна были тоньше стандарта. Федор Иоаннович так и писал в наказе: «Рубите легкий лес». Лес, конечно, был сырой, поэтому строения долго не стояли и уже к середине XVII века рассыпались, - рассказывает директор Сургутского краеведческого музея Марина Селянина.

Однако, несмотря на «плачевность» состояния кремля (что неудивительно – столько времени прошло, да и, как утверждают историки, в 1712 году на этой территории был пожар) сургутские археологи нашли фрагменты деревянной постройки (дендрохронология уже проводится, и есть все предпосылки того, что эти бревна родом из XVII века).

 Найдено много костного материала, бересты, а также грузила хорошей сохранности, формочка для отливки блесны, оружейный кремень, слюда, фрагменты обуви сургутян из кожи, пуговки, замок с ключом и другие атрибуты жизни того времени. - Раскопки закончены. Хотелось бы, конечно, как-то обозначить данную территорию. Музеефицировать, наверное, громко сказано, но хотя бы поставить памятный знак. Какой? Надо подумать, - добавляет Селянина.

Если будет финансирование, археологи не собираются останавливаться на достигнутом. Несмотря на то что Сургут тяжело отдает свою историю, начатое надо продолжать. Ведь, как говорится, кто если не мы? Каждый прожитый день становится историей.

В «соавторстве» с пермскими археологами Сургутский краеведческий музей закончил раскопки и уже нашел доказательства того, что именно в районе улицы Гагарина поселились первые сургутяне.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)