30 августа 2012 г.

Экспедиция тувинских ученых побывала у этнических тувинцев Монголии





Успешно завершилась двухнедельная комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция сотрудников сектора монголоведения Тувинского института гуманитарных исследований в составе: заведующего сектором монголоведения, кандидата филологических наук Б. Баярсайхана, ведущего научного сотрудника, кандидата филологических наук А.С. Донгак и ведущего научного сотрудника, кандидата филологических наук О.М. Саая в сомоны Зуунбурэн и Орхон Сэлэнгинского аймака Монголии целевое финансирование которой осуществил Российский гуманитарный научный фонд на паритетных началах с Правительством Республики Тыва, сообщает сайт ТИГИ.

Как известно, именно духовная культура выступает основой всего многообразия форм культуры и этнической самоидентификации любого народа. В русле традиционной культуры складываются представления человека о мире, поэтико-стилистическая система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи и формы трудовой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора этноса. В этой связи духовная культура этнических тувинцев-скотоводов - одного из малочисленных (и тюркоязычного, наряду с казахами) народов Монголии и мира, не является исключением и представляет большой интерес для исследователей.

Известно, что этническая группа тувинцев, кроме собственно тувинцев (самоназвание – тыва) - жителей Республики Тыва в составе Российской Федерации, проживает на территории Северо-Западной Монголии по обе стороны хребтов Монгольского Алтая и в верховье реки Кобдо. Кроме России и Монголии, немногочисленная часть тувинских родовых групп живет также в Синцзянь-Уйгурском автономном округе Китая. В Монголии же этнические тувинцы компактно проживают в Баян-Олгийском (сомон Цэнгэл) и Ховд (сомон Буянт) аймаках.

Научно-исследовательский проект РГНФ № 12-14-17600 носит название «Язык и фольклор этнических тувинцев Монголии (сомоны Алтанбулаг и Заамар Сэлэнгинского аймака Монголии)» и был направлен на изучение языка, фольклорных традиций и этнографии этнических тувинцев-скотоводов - выходцев из Северо-Западной Монголии, массово переселившихся в 1970-80-90-е гг. в Центральную (Северную) Монголию.

В течение последних тридцати лет учеными Тувинского института гуманитарных исследований были проведены несколько комплексных экспедиций с целью изучения культуры этнических тувинцев Западной Монголии – в Ховд (1974), Баян-Олгийский (Цэнгэл сомон - 1988, 1992, 2002, 2007) аймаки. В то же время небольшая часть этнических тувинцев, которые массово перекочевали в 1970-80-е гг. в Центральную (Тов аймак) и Северную (Сэлэнгинский аймак) Монголию и как бы выпали от общей массы своего народа и живут с тесном окружении халхаского и бурятского населения.

Основной целью экспедиции «Язык и фольклор этнических тувинцев Монголии (сомоны Алтанбулаг и Заамар Сэлэнгинского аймака Монголии)» являются:

1) Изучение традиционной культуры этнических тувинцев Монголии, проживающих небольшой диаспорой в Сэлэнгинском аймаке в связи с их изолированностью от основной массы цэнгэльских тувинцев Северо-Западной Монголии и жителей Республики Тыва, а также по причине того, что никогда ранее исследователи специально не занимались сбором полевого материала в среде переселенцев (впервые полевую работу в Сэлэнгэ в 2011 г. провела профессор Тувинского госуниверситета М.В. Бавуу-Сюрюн);

2) Предотвращение в будущем нивелирования или утраты этнической самобытности переселенцев путем распространения информации, знаний, популяризации культуры и восстановлению связей с основной массой тувинского этноса - жителей Республики Тыва в составе Российской Федерации и земляками из Цэнгэл сомона.

Таким образом, перед экспедицией были поставлены следующие задачи: комплексный сбор материалов по фольклору, языку, а также по обычаям и традициям этнических тувинцев с целью дальнейшего исследования и введения в научный оборот; освещение современной этно-языковой ситуации переселенцев.

 Сбор сведений о родо-племенном составе этнических тувинцев и зафиксировать этнокультурную самоидентификацию в условиях тесного иноязычного окружения, которые в дальнейшем выявили и обозначили бы культурно-ментальные парадигмы в условиях современности - глобальных общественно-экономических тенденций, этнической и культурной самоидентификации в контексте их историко-культурных связей с тувинцами Республики Тыва и другими народностями Монголии.

Изучение современного этно-языкового поля позволило бы сравнительное освещение тувинского и монгольского языков, их лексических особенностей, проблему заимствований и взаимовлияний, а также процесса утраты родного языка по причине поликультурного окружения (халха, буряты, дорведы и другие), т.е. в силу отрыва от малой родины - сомона Цэнгэл Баян-Олгийского аймака.

Как ясно из названия проекта, предполагалось, что экспедиция будет работать в сомонах Алтанбулаг и Заамар (Шаамар), т.к. исследователи опирались на сведения предыдущих лет о том, что этнические тувинцы- переселенцы из Цэнгэл сомона Баян-Ольгийского аймака в основном расселялись именно в этих населенных пунктах.

 В ходе подготовки к экспедиции, старшим научным сотрудником сектора этнографии и культурной антропологии Института истории Академии наук Монголии Балжины Отгонбаатаром, который любезно согласился выступить координаторам проекта на территории Монголии, был проделана предварительная разведывательная работа по сбору информации о количестве и местах расселения этнических тувинцев-переселенцев в Сэлэнгинском и других аймаках Монголии.

Неоценимую помощь и большое содействие в проведении экспедиции оказали директор Краеведческого музея Сэлэнгинского аймака, ученый-историк, доктор (Ph.D) Оолдийн Бавуу и Председатель общества монголо-тувинского сотрудничества Эрдэнэчулууны Одхуу. По совету монгольских коллег, было на месте принято решение об изменении заявленного ранее в проекте маршрута экспедиции и таким образом, для проведения полевых изысканий были выбраны два селения - сомоны Зуунбурэн и Орхон, как места наиболее плотного расселения этнических тувинцев - выходцев из Цэнгэл сомона.

Путь экспедиции пролегал по маршруту Кызыл - Эрзин - Арцуурь - Тосонцэнгэл - Цэцэрлэг - Хархорин - Уланбаатар - Сухбаатар - Жаргалант (Зуунбурэн) - Орхон - Дархан - Улаанбаатар и обратно, с общей протяженностью почти 5000 км. Сэлэнгэ аймаг находится на самом севере Монголии. Его северная часть является также государственной границей Монголии и Российской Федерации. На западе от Сэлэнгэ находится Булган, на юге - Тов, на востоке - Хэнтий аймаки.

 Площадь аймака составляет 41 152,6 км². Численность населения - 94 590 человек (по данным 2008 г.). Плотность населения - 2,30 чел./км².  Современный Сэлэнгинский аймак является одним из экономически развитых районов Монголии и производит почти 40 - 56 процентов зерна страны. В Сэлэнгинском аймаке развито производство по переработке древесины, производству цемента, известки, добывается золото.

В центральной части Сэлэнгэ расположен образованный в 1994 году Дархан-Уул аймак, центром, которого является г. Дархан. В настоящее время Сэлэнгэ аймак состоит из 17 сомонов. Своё название аймак получил по протекающей через его территорию с юго-запада на северо-восток, к границе с Россией, реке Сэлэнгэ. С юга на север, Сэлэнгэ пересекает и другая крупная монгольская река - Орхон, впадающая в Сэлэнгу.

 По территории аймака протекают также реки – Охиндой, Шурэн, Зэлтэр, Тула, Хараа, Ероо, Цох, Худэр и другие более мелкие. Город Сухбаатар – центр Сэлэнгинского аймака с населением 33,000 человек. Он расположен на правом берегу реки Орхон, на месте слияния рек Сэлэнгэ и Орхон и в 311 км от Улан-Батора. Образован в 1940 г. и является крупным железнодорожным узлом с развитой экономической инфраструктурой.

В Сэлэнгэ проживают такие этнические группы, как халх, буряты, дорведы, оолеты и т.д. Первая волна переселения этнических тувинцев из Северо-Западной Монголии (Цэнгэл сомона) в эти края началась еще в конце 1960-х - начале 70-х гг. и с тех пор переезд не прекращается до настоящего времени, примерно, ежегодно в среднем от 3-х до 5 семей (как правило, родственными кланами). Первые переселенцы прочно обжились в этих местах и их дети, к сожалению, уже не говорят на родном языке, хотя многие понимают тувинскую речь и осознают свою этническую принадлежность (т.е. считают себя тувинцами).

Как выяснилось, в сомоне Алтанбулаг, расположенном на границе Монголии и Российской Федерации (в 1 км от российского г. Кяхта), тувинское население не прижилось, хотя в 1970-80-е гг. наблюдалось активное переселение именно в данный сомон. Но с течением времени тувинцы начали перебираться в другие сомоны (Зуунбурэн или города Дархан и Эрдэнэт).

Исторически, еще с ХУШ-Х1Х вв. Алтанбулаг был крупным торговым и культурным центром Северной части Монголии с более развитой инфраструктурой. В настоящее время здесь создается свободная экономическая зона. Как было установлено, сегодня в данном селении проживает лишь один представитель этнических тувинцев.

Первым пунктом остановки экспедиции стал сомон Зуунбурэн, территория которого охватывает 1, 2 тыс. кв. км и с населением 2,4 тыс. человек. Центр - поселок Жаргалант находится в 45 км от г. Сухбаатара. В 20 км от Жаргаланта в местности Том Олгий, окруженной цепями четырех горных систем - Саянской, Хэнтийской, Хангайской и Бурэнской широко раскинулась долина реки Орхон, которая заселена преимущественно этническими тувинцами. Здесь проживает более 120 семей тувинцев-скотоводов, дополнительно занимающихся и овощеводством.

Айлы состоят из 2-4, часто 5-6 юрт и располагаются друг друга на расстоянии примерно в 5-10 и более км. В основном айлы состоят из родственников. Как правило, новые переселенцы едут к своим родственникам, приехавшим ранее. Семьи в основном многодетные и каждая имеет от, примерно, от 3-4 и иногда до 10 детей.

Климат резкоконтинентальный (средняя температура января - 25 градусов, июля + 20 градусов, ежегодная норма осадков 350 мм.), но значительно мягче, чем в Северо-Западной Монголии (где зимой температура достигает до 40 и выше градусов из-за высокогорья) и здесь успешно выращивают картофель, морковь, свеклу, лук и даже арбузы. Выращивание овощей является хорошим подспорьем для семейного бюджета скотоводов. Осенью урожай сдают разным закупщикам, а излишек оставляют про запас.

Информанты, недавние переселенцы в эти края, утверждали, что климат данной местности непривычно жаркий и влажный для них и чисто физически адаптация проходит тяжелее, но экономическая выгода и хорошая социальная перспектива для детей и молодежи получить высшее образование вселяют в них оптимизм и чувство стабильности и защищенности.

Положительными сторонами переселения в Сэлэнгэ являются: близость к крупным промышленно-экономическим, торговым и культурно-образовательным центрам, прежде всего, столице страны – Улан-Батору (всего 330 км. по асфальтированной автомобильной и параллельной ей железной дороге), Дархану, Эрдэнэту и другим населенным пунктам, расположенным по Трансмонгольской железной дороге; поощрение местными властями переселенцев выделением пастбищных угодий и земельных участков для развития подсобного хозяйства.

Среди причин, побудивших покинуть родные места, информантами часто назывались следующие: социально-экономические – высокий уровень безработицы, отсутствие промышленных предприятий в регионе; демографическая - утрата родовых кочевий из-за стремительного увеличения населения в сомоне Цэнгэл; следовательно, рост поголовья скота, и как следствие, эрозия почвы и нехватка корма; воссоединение с переселившимися ранее в Сэлэнгэ родственниками.

Второй по количеству этнических тувинцев населенный пункт – это сомон Орхон, основанный в 1960 г. Площадь 1, 3 тыс. кв. км, население 2, 8 тыс. От центра сомона - Нарт до г. Улан-Батора 220 км, до г. Сухбаатара 160 км. Здесь также протекает река Орхон, через село проходит железная дорога.

В сомоне развито сельское хозяйство – земледелие (огородничество). Активное заселение сомона этническими тувинцами-переселенцами началось в начале 1990-х гг. Как рассказали местные жильцы - тувинцы, раньше монгольское и бурятское население избегало эту местность, поскольку среди них бытовало суеверие, что здесь обитает множество злых духов. Позже выяснилось, что когда строили железную дорогу, в этих местах располагался лагерь строителей.

 Так как многие из них были из репрессированных и военнопленных, смертность была очень высокой, и здесь осталось много безымянных могил. Но переселенцев это не напугало, они провели большой обряд очищения с участием шаманов, очистили местность от мусора и начали активно осваивать здешние плодородные земли. В настоящее время Орхон превратился почти в тувинское село более известное среди местных монголов под названием «Тувачуудын хонхор» (букв. «Тувинская яма»).

Дархан - второй по величине город в Монголии, где сосредоточено много производственных предприятий. Расположен в 92 километрах от Сухбаатара и в 219 километрах от Улан-Батора. Население более 100 000 человек. По словам информантов, в Дархане живет довольно многочисленная диаспора этнических тувинцев – около 3000 человек, многие из которых работают на промышленных предприятиях и государственных учреждениях (следует подчеркнуть, что эта информация не является официальными данными).

В целом экспедиция работала в сомонах Зуунбурэн (в местностях Том Олгий, Матхан, Цацгийн Нух) и Орхон в течение 10 дней и встречалась с более чем 40 информантами. Исследователи записали от них на диктофон большой объем полевого материала – особенности речи, различные легенды и предания, исторические рассказы, обрядовый фольклор, сведения, связанные с обычаями и традициями народа, шаманские алгыши, песни, сведения о сказителях и шаманах и т.д. Помимо диктофонных записей, сделана фото-видео съемка различных обрядов и этнографических реалий местного населения.

В настоящее время идет обработка записей – составление реестра и расшифровка с целью введения их в научный оборот и написания исследовательских статей по результатам экспедиции.

ХРЕННИКИ ИНТЕРЕСНЫ АРХЕОЛОГАМ

Найденные в урочище «Высокий берег» глиняные сосуды
 культуры шаровидных амфор во время реставрации.

Двадцатый сезон продолжается работа археологической экспедиции по исследованию многочисленных памятников на берегах Хренницкого водохранилища в Демидовском районе Ривненщины. Ее возглавляет доктор исторических наук, заместитель директора Института археологии НАН Украины Денис Козак. В нынешнем полевом сезоне раскопки проводятся в урочищах «Шанков яр» и «Высокий берег».

— В урочище «Шанков яр» — многослойное поселение, в котором наиболее ранние находки датируются ІV тысячелетием до н. э. (медный век), а заключительные этапы заселения в средневековье охватывают период от VІІ—VІІІ вв. до ХV в., — рассказывает кандидат исторических наук Богдан Прищепа. -Большое поселение здесь существовало в позднеримское время (ІІІ — начало V в. н. э.).

Мы обнаружили в поселении сооружения раннего железного века поморской культуры второй половины І тыс. до н. э. и вельбарской культуры ІІІ—ІV в. н. э. Их появление на Волыни археологи объясняют переселением значительного количества населения с запада, с территории современной Польши.

Археологам удалось полностью раскопать два славянских жилья-полуземлянки с глинобитными печами. Одно датировано Х веком. Здесь нашли обломки гончарного горшка и пряслице, изготовленное из плотного мела (мергеля). Другое жилье уничтожил пожар примерно в первой половине XІІ века. Сохранились обугленные остатки деревянных деталей, которые позволят изучить особенности конструкции стен средневекового славянского жилья.

Археологи обнаружили возле Мехико крупнейшее захоронение древних ацтеков



Исследование захоронения ацтеков, а также установление причин смерти людей — это уникальная возможность лучше понять культуру погребения и ритуалы древних южноамериканских племен.

Археологи, ведущие раскопки в пригородах Мехико обнаружили на 5-метровой глубине захоронения, датирующегося примерно 1480 годом. Как полагают исследователи, ими была найдена церемониальная могила, которая когда-то находилась у подножия храма ацтеков. Сам храм был центром столицы данной цивилизации, основанным в 1325 году нашей эры.

Племена ацтеков доминировали в центральной части современной Мексики, до того момента, как в середине 16 века сюда пришли испанские колонизаторы.

Всего ученые нашли 1789 индивидуальных костных останков, которые принадлежали подросткам и взрослым. Также был найдет полный скелет молодой девушки. Исследователи говорят, что из всех ранее найденных захоронений ацтеков, это является самым большим.

По словам ученых, исследование данного захоронения, а также установление причин смерти людей — это уникальная возможность лучше понять культуру погребения и ритуалы древних южноамериканских племен.

В Горловке есть археологические памятники датируемые V веком до н.э.

курган Беева могила

Выдающееся природное расположение нашего города на скрещении водоразделов обусловило сравнительно раннее заселение его территории. Первые следы пребывания человека на нашей территории датированы временем позднего палеолита (около 40 000 г. до н.э.). Достаточно хорошо в археологических коллекциях представлен период мезолита (9-6 тысяч лет до н.э.) – такие находки сделаны на окраине города, в районе Водобуда.

Кочевые племена эпохи меди-бронзы представлены в основном остатками курганных захоронений. В государственном реестре археологических памятников на территории Горловки указано 59 курганов, но в действительности их гораздо больше – до ста двадцати. Крупнейшие курганы были разрушены во время расширения города – по линии железной дороги, в районе «Стирола», шахты им. Румянцева и ртутного комбината. Сохранились в основном те, что оказались в районах сельскохозяйственных угодий, но есть и такие, которые расположены прямо в пределах промышленной или жилой застройки.

 По старым картам можно определить и названия некоторых из них. Могилы Верина, Бабикова, Павловская, Попова, Еремина получили названия, вероятно, от имен и фамилий землевладельцев, которым принадлежали данные участки. Есть и могилы с названиями от собственных признаков – Горная, Великая, Кучерявая, Острая, Долгая. Название «Беева могила» происходит от тюркского корня «бей» – властитель, правитель (это действительно выдающийся курган высотой 5 метров).

 Интересная легенда, связана с могилой Государева – ее якобы насыпали солдаты Петра I, когда тот проходил через нашу территорию, возвращаясь из-под Азова, чтобы царь смог лучше рассмотреть окрестности. Конечно, курган создали задолго до XVIII века, а что касается царя Петра, то на Донетчине с его пребыванием связано много легенд, причем в большинстве случаев, абсолютно безосновательно.

Широкого исследования курганов Горловки, к сожалению, не проводилось. Лишь в 1990 г. проведены раскопки кургана Беева могила, который был полуразрушен песчаным карьером. В его насыпи обнаружили три захоронения срубной культуры, датируемые XVIII-XVII вв. до н.э., среди них – захоронение вождя или шамана.

Разрушение курганов продолжается и сейчас. В августе 2002 г. сотрудники музея обнаружили повреждение насыпи кургана из группы Острой могилы, где также начали разрабатывать песчаный карьер.

Уникальная находка была сделана в 1996 г., когда на полуразрушенной насыпи одного из курганов группы Вериной могилы обнаружили скифскую каменную статую, датируемую VI-V вв. до н.э. Скифские статуи встречаются исследователям сравнительно редко – горловская находка была лишь пятой на Донетчине. Она изображает воина в полном боевом облачении, с мечом, топором и горитом (колчан и лук).

Значительно шире представлены в музейном собрании половецкие «бабы» XI-XII вв. н.э. Большинство из них (5 штук) были собраны по инициативе археолога-любителя В.А. Цыганенко по окрестностям Горловки. Среди них – хорошо сохранившееся изображение половецкого воина. Также в экспозиции представлена голова подобной статуи, которая была найдена жителями села Михайловка и использовалась по утилитарному назначению – об нее затачивали ножи, пока кто-то не разъяснил ее истинное предназначение и не сообщил о ней в музей.

Среди половецких статуй следует отметить, найденную в мае 2001 г. в поселке Байрак, увы, сильно поврежденную. Вообще, отношение местного населения к археологическим памятникам нельзя назвать почтительным. Утраченная голова байракской статуи, по рассказам местных жителей, служила в качестве… штанги для футбольных ворот, а статую, найденную сотрудниками в поселке Гольмовское, кто-то из «творчески одаренных» разрисовал краской. Часто каменные статуи служили опорой для заборов или разбивались для фундаментов.

В Калининградской области археологи обнаружили 15 захоронений IV века




Участники Балтийской археологической экспедиции института археологии РАН обнаружили в районе города Ладушкин могильник эстов – предков современных эстонцев. 15 погребений относятся приблизительно к 4 веку нашей эры.

Ученым удалось найти более десятка погребальных урн и 5 фибул – застежек для одежды. Среди самых ценных находок так называемый "сосуд- приставка" - глиняная чаша, которую клали в погребальную урну вместе с прахом умершего.

Внутри "сосудов-приставок" были найдены янтарные и стеклянные бусы и чистый речной песок. Археологи предполагают, что эсты клали в сосуд дары и еду для погибших.

"Могильник крайне интересен тем, - рассказала сотрудник экспедиции Марина Смирнова, - что это самые последние остатки древнего населения предшественников древних пруссов - эстов, еще в римское время. Чуть позже в течение века их обряд захоронения изменится".

Все находки после очистки и обработки будут отправлены на реставрацию. Потом предметы передадут в Музей Янтаря.

Настоящий учитель



Александр Иванович Макаровский

Александр Макаровский воспитал целое поколение изборян на уважении к древней истории и любви к своему краю.

 Если взглянуть на портрет Александра Макаровского, складывается впечатление, что одна бровь у него удивленно приподнята. Это следы тяжелого увечья, которые чуть было не стоили молодому человеку жизни. Революция 1905 года докатилась и до Пскова. В разгоряченной толпе обезумевшая лошадь ударила копытом юного студента духовной семинарии. События, потрясшие всю страну, не могли оставить его в стороне. Александр Макаровский не был революционером. Но был настоящим русским интеллигентом и подвижником в настоящем, лучшем смысле этого слова.

Сейчас в Изборске уже не осталось в живых людей, которые общались лично с известным учителем и богословом. Зато музей-заповедник хранит множество реликвий, связанных с именем этого удивительного человека. Первые книги, которые появились в сельской библиотеке благодаря стараниям Александра Ивановича, фотографии ушедшей эпохи, экспонаты, которые историк вместе со своими учениками нашел при раскопках Труворова городища.

 Здание школы, которое построили при Макаровском, до сих пор стоит в Изборске, его можно увидеть по дороге на Словенские ключи. Правда, первый этаж не уцелел, но все равно символично, что в этом доме живут учителя. Макаровский приехал в Изборск в 1919 году, уже после того, как закончил санкт-петербурскую духовную академию и несколько лет проработал в Пскове в семинарии. Преподавал логику, психологию, философию, педагогику и дидактику.

Отец Александра Макаровского, диакон Троицкого собора, к тому времени получил  место второго священника в Никольском соборе в Изборской  крепости. Семейные узы всегда много значили для Макаровского. Ну, и, конечно, он спешил туда, где нужнее.

- За  двадцать лет .Макаровский не только построил новую двухэтажную школу, где преподавали на русском языке  (ученики пошли в эту школу 1 октября 1924 года), но и сделал все, чтобы она была оснащена всем необходимым, - рассказывает сотрудник музея-заповедника «Изборск» Татьяна Румянцева.  

При школе  организовали библиотеку, выписали физико-химический кабинет для четырехклассной школы «Eluta loodus», физико-химический кабинет Мейзера и Мертинга, заказали разнообразные наглядные пособия. Очень скоро Изборская школа стала своеобразной методической базой для учителей Печорского уезда. В 1934 году Александр Иванович издал учебник истории для 4 класса, а в 1936 году  - для 5-го класса.

Это учебники истории предназначались для начальных школ Эстонии с русским языком обучения и пользовались большой популярностью у педагогов. Сейчас, конечно, их можно найти только в музее. Рисунки к этим учебникам выполнил Николай Иванович Макаровский – брат Александра Ивановича.

В 1923 году в школе  устроили первую выставку ученических работ школ Изборской волости по ручному труду, рисованию, минералогии. Это стало целым событием для поселка.  Позже такие выставки стали проводить периодически.

Министерство Народного Просвещения Эстонской Республики включило Изборск в план обязательных школьных экскурсий. Руководителем их был назначен, разумеется, Александр Иванович Макаровский. Люди, побывавшие на этих увлекательнейших экскурсиях, потом помнили о них годами и пересказывали своим знакомым.

Практически весь период работы в Изборской школе полностью отражен в труде Александра Ивановича «Летопись Изборской школы». Эту летопись он вел все эти годы, и сейчас она хранится в Изборском музее.

Кроме работы в школе Александр .Макаровский  на протяжении долгих лет являлся председателем культурно-просветительного общества. В рамках общества были созданы и активно действовали театральное и хоровое отделения, оркестр народных инструментов, библиотека, спортивный кружок «Трувор», домоводческий кружок, кружок любителей леса, детские площадки.

Члены кружков сами шили костюмы и делали декорации для спектаклей. Александр Иванович выступал перед изборянами с докладами и статьями на темы общей русской педагогики и дидактики, истории и археологии Псковщины. Он опубликованы несколько статей по истории Изборска и Псково-Печерского монастыря.

- Семье пришлось пережить очень много. С 1920 по 1940 год нынешний Печорский район входил в состав эстонского государства, вдобавок в 1941 году началась Великая Отечественная война, и Изборск практически сразу оказался оккупированным, - продолжает Татьяна Румянцева.

 После войны Макаровского сместили со всех должностей, советская власть обвинила его в связи с немцами. Дошло до того, что семья стала голодать. Поэтому Александр Иванович  принял предложение преподавать в ленинградской духовной академии и уехал из Изборска. В тот период одним из его учеников в академии был и будущий патриарх Алексий II. К сожалению, об общении учителя и ученика сведений практически не сохранилось.

Однако, жизнь в Ленинграде не спасла известного богослова от репрессий. Макаровскому предъявили обвинение по «знаменитой» 58 статье. Затем осудили на десять лет. По счастью,  Александра Ивановича амнистировали, потом реабилитировали, но все равно в тюрьме ему пришлось провести несколько месяцев. От этого удара он так полностью и не оправился.

Очень тяжело заболел и прожил всего несколько лет. Хоть Макаровский и умер в Ленинграде, он завещал похоронить себя в Изборске. Могила учителя находится на Изборском кладбище.
 Фото из архива музея-заповедника «Изборск» и из личного архива семьи Макаровских.
 
Кстати

Именно  ученики Макаровского Н.И. Ерофеев, С.А.Щербаков, В.Д. Розова, В.В.Воронков, П.Д.Мельников были инициаторами создания в Изборской библиотеке исторического кружка «Историческая пятница», на базе которого был создан Изборский музей на общественных началах.
 
В 2008 году, к 120-летию Александра Макаровского в Изборском музее-заповеднике организовали специальную фотовыставку, на открытие которой приехали его потомки.
 
В один из своих визитов в Изборск Патриарх Алексий II посетил могилу своего учителя.

Покинутый некрополь: эмигранты просят помощи

Пирей, Афины, Греция, Европа. 

Русский военно-морской некрополь
Основатель греко-российского общества "иммигрант" Ольга Иванова.


Союз русских эмигрантов сделал все возможное: все памятники,
которые лежали на земле или под землей, сегодня приведены в порядок;
 могилы, утратившие свои надгробия, восстанавливаются; территория
 прочищена, освобождена от годами копившегося мусора.

Много лет мы делаем всё, чтобы привлечь внимание русской общественности к трагической судьбе выдающегося исторического памятника России в Европе - Пирейского военно-морского некрополя (мемориал и памятник на братской могиле).

Он - память об Архипелагской экспедиции графа Алексея Орлова, об участии русских в Наваринском сражении, о нашей помощи Греции в XIX и начале XX в. Некрополь был создан стараниями великой русской княгини Ольги Константиновны Романовой (1851-1926) в пригороде Афин Пирее на специально выделенном по её распоряжению участке.

 В 70-е гг. прошлого века, в период антидемократического правления «чёрных полковников», мемориал был варварски и почти полностью разрушен, несмотря на отчаянное сопротивление русской эмиграции той поры. Другие иностранные государства, в отличие от СССР, не позволили тогда уничтожить свои исторические некрополи.

Новая русская эмиграция как может спасает памятник. Это святое место расчищено от хлама и запустения, хотя ещё несколько лет назад напоминало мусорную свалку. Но и сегодня некрополь стоит бесхозный, невостребованный Россией, не внесённый в реестр исторических объектов, растут долги по уходу за чудом сохранившимися могилами.

 До сих пор нет межправительст­венной договорённости о статусе некрополя, что не только не позволяет начать восстановление исторических могил, но и не исключает опасности их дальнейшего разрушения.

Получается, что памятник, который по праву является гордостью России, никому, кроме группы энтузиастов, не нужен?!

Председатель Союза русских эмигрантов в Греции
И. Л. Жалнина-Василькиоти 
и ещё 32 подписи

Главный этап проекта Правительства Чукотки "Арктика – территория открытий" завершился в Тикси



В поселке Тикси завершилась Ленская экспедиция

Поморские кочи "Святитель Николай" и "Апостол Андрей" прибыли в конечную точку маршрута.

 Главный этап проекта Правительства Чукотки "Арктика – территория открытий" успешно завершился в морском порту Якутии – поселке Тикси. Поморские кочи "Святитель Николай" и "Апостол Андрей", повторяющие исторический путь великого первопроходца Семена Дежнева, прибыли в конечную точку маршрута Ленской экспедиции 24 августа. В Тикси судна останутся на зимовке до навигации 2013 года, после чего уйдут в арктическое каботажное плавание до окружной столицы Чукотки – города Анадыря,-сообщает РИА Север ДВ пресс-служба управления информполитики региона.

Ленская экспедиция в общей сложности длилась 38 дней. За это время кочи прошли 3 700 км по территориям Иркутской области и Республики Саха (Якутия). По маршруту следования были совершены остановки в городах и поселках для ознакомления с бытом и историей населенных пунктов, а также для сбора культурно-этнографической информации.

В экспедиции приняли участие сотрудники Морской Арктической Комплексной Экспедиции НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, представители Северного (Арктического) Федерального университета и Академии наук Республики Саха (Якутия).

Ученые провели научно-практические исследования по истории и этнографии, вопросам состояния и развития арктических территорий. Кроме того, были осуществлены важнейшие для историко-географического эксперимента практические опыты, в частности, хождение на веслах, хождение под парусом против течения, проверка обводов судна при посадке и снятия с мели, управляемость судна при различной силе ветра.

Как сообщили в оргкомитете проекта "Арктика – территория открытий", участники экспедиции в своих интервью неоднократно отмечали, что на протяжении всего путешествия по реке Лена местные жители были дружелюбными и гостеприимными, постоянно проявляли к путешественникам большой интерес. Немалая помощь была оказана Правительством Якутии, которое пожелало принять участие в экспедиции.

– Возможно, в 2013 году Якутия присоединится к проекту со своим кочем. Об этом сказал вице-президент Республики Саха Дмитрий Глушко министру спорта России Виталию Мутко на торжественном мероприятии отправки поморских кочей "Святитель Николай" и "Апостол Андрей" в экспедицию по Лене, – пояснила координатор проекта "Арктика – территория открытий" Алена Ватбольская.

В настоящее время кочи стоят на зимовке в порту Тикси. В навигацию 2013 года в рамках заключительного этапа исторического маршрута первопроходца Семена Дежнева судам предстоит пройти свыше 4 тысяч километров, чтобы к началу сентября достичь Берингова пролива и финишировать в городе Анадыре. Именно в окружной столице Чукотки будут проходить торжества, посвященные 365-летию открытия Семеном Дежневым пролива между Азией и Америкой.

По словам Алены Ватбольской, до начала заключительного этапа экспедиции, в период с сентября 2012 г. по июнь 2013 г., в рамках проекта "Арктика – территория открытий" путешественники будут принимать участие в различных мероприятиях, в том числе научно-практических конференциях в Москве, фотовыставках, а также встречах, посвященных вопросам развития российской Арктики.

Экспедиция по историческому маршруту первопроходца Семена Дежнева носит название "Чукотка – территория открытий" и является началом главного этапа правительственного проекта "Арктика – территория открытий", реализация которого осуществляется с 2011 года под личным патронатом губернатора Чукотского автономного округа Романа Копина. Программа мероприятий разработана совместно с Русским географическим обществом при участии Почетного полярника, героя России Артура Чилингарова.

Проект призван привлечь внимание общественности к проблемам российской Арктики, напомнить о ярких страницах российской истории и географии, а также направлен на развитие межрегионального сотрудничества в экономической, научной, культурной и туристической сфере.

Партнерами и соорганизаторами проекта являются: НИИ культурного и природного наследия им Д.С.Лихачева, географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, Русское географическое общество, НПО "Северная археология", компания "RussiaDiscovery".

В Азербайджане обнаружили пещеры первобытных людей



 Азербаджанские археологи обнаружили в Гахском районе республики пещеры, в которых могли обитать первобытные люди. Об этом сообщили в Институте истории и этнографии Национальной академии наук Азербайджана (НАНА).

Находки обнаружены при осмотре скал Джейрачельским отрядом палеолитической археологической экспедиции, возглавляемой доктором исторических наук Мансуром Мансуровым, к северу от села Лакит-Котуклу Гахского района, среди скал на высоте 2500 м над уровнем моря.

По предположениям археологов, в этих пещерах могли быть необходимые условия для проживания первобытных людей.

Археологические исследования в основном проводились в селах Илису, Сарыбаш, Агчай, Лакит и Лакит-Котуклу Гахского района.

Более точная информация будет известна во время будущих археологических экспедиций, добавили в НАНА.

Древнейшие города мира

 город Дамаск. 

Город Иерихон

 Город Халеб (Алеппо)

Город Феодосия

Удивительно, но самым главным заблуждением современности можно считать уверенность наших современников в том, что Рим ‒ единственный древний город на Земле. На самом деле, хотя их сохранилось не так уж много, при внимательном изучении истории, поселений, чей возраст перевалил далеко за 1000 лет, можно насчитать порядка двух десятков. Многие из них до сих пор населены. 

Более того, эти города известны и зачастую являются туристическими центрами ‒ в них есть что-то пленительное и таинственное, привлекающее современных людей. Многие из нас с огромным удовольствием ездят по миру, открывая для себя древние цивилизации, или то, что от них осталось. Наш современник жаждет увидеть, как жили люди миллионы лет назад.

Наиболее подходящее для этого место ‒ город Дамаск. Он по праву считается самым старым городом мира, при этом до сих пор является столицей Сирии. Как город он существует более 4500 лет, однако возраст древних поселений, найденных на территории современного мегаполиса, оценивается в 11000 лет.

 Данных о дате основания города нет, но существует красивая легенда, что ими были Адам и Ева, поселившиеся здесь после изгнания из Эдема (считается, что райский сад располагался где-то рядом, в Мессопотамии). Эту версию "подтверждают" достопримечательности города: на склоне горе Касьюн есть пещера Магарат ад-Дамм ("пещера первой крови"), где по преданию Каин убил Авеля; неподалеку находится могила царя Нимрода, который подарил Аврааму рада Демашка, ставшего основателем города.

Как бы то ни было, Дамаск стал важным населенным пунктом после того, как сюда пришли арамеи, построившие в городе сеть каналов, до сих пор составляющую основу современной водопроводной системы. После завоевания Александра Великого город находился под властью римлян, арабов и осман.

 Сегодня, благодаря своему богатому историческому прошлому, этот город стал популярным туристическим центром, в котором можно ощутить веяние новых высоких технологий и почувствовать значимость древнейших открытий, так как на Востоке ничто не забывается и ничто не отвергается. Но древнейшие города интересны  туристам не только красивой архитектурой и взаимодействием прошлого и настоящего, но и "шрамами", которые оставила в них человеческая цивилизация.

К примеру, город Иерихон, расположенный в Палестине  на территории Западного берега реки Иордан, уже более 8 тыс. лет является объектом нападок со стороны израильтян, римлян и арабов. Через него во все времена шли войска. Впервые Иерихон упоминается  в Библии, где он также называется "город пальм". Он действительно резко контрастирует с выженной пустыней, раскинувшейся вокруг города. Яркая зелень растет здесь благодаря обилию источников и зимних потоков вод, несущихся с близлежащих гор.

Иерихон ‒ второй претендент на звание самого древнего в мире города, на его территории были обнаружены остатки 20 поселений, самое древнее из которых относится к 8 тыс. до н.э. Однако это не единственное достоинство города: к примеру, он является самым низко расположенным городом (250–260 м ниже уровня моря), к тому же он представляет собой как бы три города: Древний Иерихон, Новозаветный (расположенный на расстоянии 2 км от Древнего), и, наконец, деревня Иерихон на юго-востоке от старого города. Это и есть те самые "шрамы" истории.

Согласно тексту Библии, захватив город, евреи уничтожили не только всех его жителей, но даже скот. В живых осталась лишь блудница Раав, которая пустила переночевать еврейских разведчиков. Иерихон был выжжен дотла, однако не был разграблен, так как все в нем было предано заклятию. С этого времени о нем долго ничего не слышно. К слову сказать, эта легенда нашла свое подтверждение при раскопках археолога Джона Гарстанга.

Восстанавливать город начал некий Ахиил во время царствования Ахава (873 ‒ 852 гг. до н.э.). Существует несколько легенд об этом периоде истории города, одна из которых гласит, что Ахиил положил в основание города своего сына Авирама, а на младшем ‒ Сегубе ‒ построил ворота из-за влияния на жизнь израильтян языческих обрядов. Согласно второй легенде Иисус Навин проклял город: " Проклят перед Господом тот, кто восстановит и построит город сей Иерихон; на первенце своем он положит основание его, и на младенце своем поставит врата его". Однако никаких данных, подтверждающих правдивость древних притч, нет.

В середине VII века до н.э. город вновь начинает занимать видное положение. В римский период Антоний подарил Иерихон Клеопатре, однако Август вернул его Ироду, который построил здесь свой зимний дворец. И скончался в этом городе в IV веке до н.э. В 66‒73 гг. город вновь был разрушен, на этот раз римлянами. Спустя почти век город восстановил римский император Адриан.

 При Константине Великом здесь была христианская церковь с епископом во главе. Однако с течением времени Иерихон стал приходить в упадок. Последний раз город разрушили во времена крестовых походов, а восстанавливать начали лишь в XIX веке.  В 1948 г. в ходе Арабо-израильской войны 1947—1949 годов Иерихон был занят Трансиорданией, а в 1967 г. после Шестидневной войны, был занят израильскими войсками.

 В 1993 г. в результате Соглашений в Осло была создана Палестинская национальная администрация, и Иерихон вошёл в ее состав. На сегодняшний день в городе проживает чуть больше 20 тысяч человек. Истории развития древних городов похожи: все они протяжении тысяч лет переживали спады и подъемы, периоды полного разграбления и несметного богатства. Однако каждый из них индивидуален и ни на кого не похож.

Так крупнейший сирийский город Халеб (Алеппо), свидетельства первых заселений которого относятся к VIII тысячелетию до н.э., совсем не похож на Дамаск. Первое упоминание о Халебе восходит к III тысячелетию до н.э., когда Алеппо был столицей независимого царства Эбла. Нарам-Син, царь Аккада уничтожил Эблу и его столицу в XXIII веке до н.э.

 В поздне-вавилонский период Алеппо стал столицей самого сильного и могущественного на Ближнем Востоке аморейского царства Йамхад, которое было разрушено хеттами в XVI веке до н.э. Впоследствии Алеппо оказался на линии фронта в борьбе между тремя государствами: Египтом, Митанни и Хеттским царством. В дальнейшем город не раз переходил от одного правителя к другому, но одно остается неизменным ‒ еврейская община. Впервые она возникла в Халебе в I веке до н.э. и существует до сих пор.

В IX веке н.э. здесь была построена большая синагога в форме римской базилики (на одной из ее стен сохранилась надпись, датированная 834 г.). Город процветал, в XII веке в нем уже проживало около 5 тыс. человек, нашествия монголов и переход города под контроль мамлюков не изменили положения ‒ еврейская община по-прежнему процветала. Первый удар по ней был нанесен в первой половине XIV века, когда правители (ими все еще оставались мамлюки) запретили евреям и христианам занимать официальные должности.

 В 1327 году главную синагогу города с согласия султана превратили в мечеть (остается такой до сих пор) – это не сломило общину. Их положение сильно изменилось в конце XIV века, когда султан обложил ее высокими налогами. На рубеже двух веков в Халеб пришел Тамерлан и уничтожил большую часть жителей города ‒ в первый и единственный раз за всю многовековую историю Халеба еврейская община перестала существовать.

Новые упоминания о еврейских купцах из Халеба появились лишь во второй половине XV века, а в начале XVI-го ‒ в городе было уже две общины. Сефарды, переселившиеся из Испании и Португалии, хотя и пользовались теми же синагогами, поначалу предпочитали жить отдельно. При этом довольно быстро арабоязычные евреи признали их своими духовными наставниками.

Положение евреев вновь улучшилось в 1516 году, когда Алеппо перешел к Османской империи. Выгодное географическое положение города, а он находится на Великом шелковом пути, открыло в местных жителях коммерческую жилку, благодаря которой халебские купцы установили контакты с единоверцами в других городах и странах. В конце 17 ‒ начале 18 века Халеб испытал нашествие еврейских негоциантов из Франции и Италии, однако нежелание соблюдать местные обычаи вскоре вынудило их покинуть город.

Снижение роли города на арене международной торговли после открытия Суэцкого канала привело и к новому упадку общины. Жители города начали покидать Алеппо, переселяясь в Дамаск, а позже в - прибрежные города Ливана или уезжая в Америку. Несмотря на это, к началу 1920-х гг. в Халебе проживало около шести тысяч евреев, а в 1947 г., по некоторым данным, — около десяти тысяч. Этот год стал переломным в истории Халеба.

Вскоре после принятия Организацией Объединенных Наций резолюции о разделе Палестины, в Халебе произошел крупный погром, который послужил толчком к массовой эмиграции народа, жившего здесь многие века. К 1968 г. халебская община насчитывала не более 1 тысячи человек. Продолжавшиеся до начала 90-х годов погромы и террор вынудили покинуть город последних еврейских жителей.

В 2012 г. во время Гражданской войны в Сирии город стал ареной ожесточённых боёв между повстанцами и боевиками с одной стороны и правительственными войсками — с другой. В XXI веке ‒ город начал возрождаться, а в 2006 г. Алеппо завоевал титул "Столица исламской культуры 2006". К слову сказать, еще одной общей чертой древнейших городов является то, что все они становились ареной военных конфликтов. Не избежала этой участи и Феодосия, один из немногих городов на территории бывшего СССР, чья история исчисляется тысячелетиями.

"Вечным городом" в мире принято считать именно Рим, но на территории бывшего СССР это почетное звание носит город Феодосия. Он был основан  греческими колонистами из Милета в VI веке до н.э., и поначалу он был известен как Ардабда. После того, как город попал под влияние Золотой Орды и позднее был выкуплен генуэзскими купцами Феодосия стала называться Каффа или Кефе. В этот период город переживал свой расцвет, население города превышало 70 тысяч человек, в городе действовали филиал банка св.

 Георгия и театр, имелся даже свой монетный двор, где чеканились монеты. К середине XV века город превзошел по размерам Константинополь. Но в 1475 году Каффа была аннексирована османскими войсками и стала одним из главных турецких портов на Черном море, здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок. Однако при турецком владычестве значение города понемногу снижалось, хотя он оставался укрепленным пунктом, однако сильно обезлюдел.

На протяжении всей истории, город не раз попадал в кризисные ситуации; несколько раз его население сокращалось до нескольких сотен человек, но каждый раз город возрождался, быстро восстанавливал свою численность и при этом радикально менял хозяйственные специализации. И лишь одно предназначение города не менялось с древнейших времен и до наших дней ‒ международный порт. Феодосийская бухта отвечала и продолжает отвечать требованиям мореплавателей с самых давних времен до наших дней. В первую очередь это связано с географическим положением, Феодосийский рейд закрыт от жестоких северных и западных ветров.

На протяжении почти двух тысяч лет здесь проживало большое количество иностранцев с Востока и Запада. Католический архиепископ Иоанн Галлифонтен, неоднократно посещавший Каффу (Феодосию) в конце XIV — начале XV веков, писал, что “здесь говорят на всех восточных языках, и однажды я сумел насчитать целых 35”.

В 1771 году русские войска взяли Феодосию приступом, в этот период город находился в упадке. К 1784 году в городе оставалось только 119 обитаемых жилищ: он практически опустел. Только после 1798 года, когда Феодосия получила права “вольного города”, или “порто-франко”, она стала возвращать себе былое величие. К 1815 году население достигло 5 тысяч человек. Городу была выделена специальная правительственная ссуда на 25 лет. Начался строительный бум.

Несомненно, многочисленные перестроения не могли не сказаться на облике города. К примеру, в нем практически не осталось мусульманских памятников, несмотря на то, что долго время Феодосия входила в состав Османской империи.

Сейчас Феодосия ‒ один из крупнейших портовых и курортных городов Украины. В нем проживает свыше 70 тыс. человек.

Израиль. VIII-е тысячелетие в шаге от шоссе №1



Все древние дороги, возможно, и ведут в Рим, но шоссе №1 ведет из Тель-Авива прямо в каменный век. 9.500 лет - примерно столько лет, фигуркам животных, которые были найдены археологами при расширении трассы. 

Археологи обнаружили фигурки барана и дикого быка в Тель-Моза, богатом археологическом раскопе в Иудейских горах неподалеку от Иерусалима.

Баран, выполненный из известняка, имеет резные рога, его размер - около 15 сантиметров.

"Удивительно, скульптура в точности передают детали облика животных, голова и рога выступают в передней части туловища, их пропорции очень точны", - рассказал доктор Хамуди Халайли, один из руководителей раскопок, представляющий Управление древностей Израиля.

Вторая статуэтка является более абстрактной, она изображает большое животное с выдающимися рогами, которое можно принять за представителя дикого крупного рогатого скота или буйвола.

Халайли говорит, что оба эти артефакта, скорее всего, восходит к периоду, когда древние люди начали переход от кочевой охоты и собирательства к оседлому образу жизни, основанному на сельском хозяйстве и выпасе скота на базе постоянных поселений.

"Так называемый период неолита "В", до изобретения керамической посуды, (VIII-е тысячелетие до н.э.) считается одной из самых увлекательных глав в истории человечества. Именно в этот период произошли многие изменения, определив формат человеческого общества на тысяч лет вперед", - сказал он.

Анна Эйрих, второй со-директор раскопок, считает, что фигурки связаны с процессом одомашнивания животных, когда жители начали строить более сложный общественный уклад в рамках сельскохозяйственных деревень. В отличие от нее Халайли полагает, что фигурки использовались в качестве талисманов.

"Предположительно, фигурки делали на удачу для обеспечения успеха в охоте и, возможно, были в центре традиционной церемонии, которую проводили охотники, прежде чем выйти в поле, чтобы преследовать добычу", - отмечает он.

Археологи обнаружили многочисленные предметы в Тель-Моза, в том числе инструменты каменного века, предметы, связанные с похоронами и культовыми ритуалами и разные художественные объекты.

Археолог Тамара Пушкина о судьбе Гнездовских курганов



О том, как наш город изменился за последние 50 лет и что нужно для того, чтобы наконец включить Гнездово в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Известный археолог, доцент МГУ Тамара Пушкина рассказала «АиФ - Смоленск» о том, как наш город изменился за последние 50 лет и что нужно для того, чтобы наконец включить Гнездово в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

- Тамара Анатольевна, когда вы узнали о Гнездове и когда впервые туда попали?

- Впервые о Гнездове я услышала на студенческой скамье от моего научного руководителя, известного археолога, первого серьезного исследователя Гнездовских курганов Данилы Антоновича Авдусина. Я приехала к нему на раскопки в Смоленск, и в выходные он повез нас, студентов, показывать Гнездово. Потом постепенно и сама очень увлеклась этим удивительным местом.

- Какое впечатление оно произвело на вас тогда?

- До того момента я почти не видела археологических памятников, и Гнездово произвело на меня огромнейшее впечатление. Все, что я видела в Подмосковье, было гораздо меньшего масштаба, а здесь огромное количество курганов, которые так живописно расположены. Данила Антонович много рассказывал о том, что там было найдено. Он был прекрасным рассказчиком. Все это сыграло свою роль. Пока я была студенткой, четыре года ездила на раскопки в сам Смоленск, мы проводили раскопки на улице Соболева.

Каждый год Данила Антонович обязательно ездил с нами в Гнездово. Неделю проводили на раскопе, а в выходные ехали на курганы. Мы просто гуляли по лесу и рассматривали древние курганы, а он рассказывал нам о тех удивительных тайнах, которые они скрывают. Когда я закончила университет и стала аспиранткой, начала ездить сюда в качестве руководителя определенного участка раскопок. Гнездово стало темой моего научного исследования и остается таковым до сих пор.

- Можете вы вспомнить свою первую археологическую находку?

- Моя первая находка – не гнездовская, однако она напрямую связана со Смоленском. Это берестяная грамота, которую я нашла во время раскопок на улице Соболева. Уже не помню точно, что там было написано, кажется, следовало перечисление имен... Это был всего лишь обрывок, небольшой кусочек, датируемый XIII веком. Но меня сразу захлестнуло необыкновенное чувство. Тогда я спросила своего научного руководителя: что это? Он сказал, что это берестяная грамота. В тот момент меня охватил необыкновенный душевный подъем.

- Сколько же лет вы регулярно приезжаете в Смоленск?

- В первый раз студенткой я приехала сюда в 1966 году, с тех пор прошло 46 лет, почти полвека. Я очень привыкла к Смоленску и Гнездову и полюбила эти места. Мне кажется, что я неплохо знаю здешнюю историю, для меня все это не чужое. Я вижу, как изменяется город, как меняется само Гнездово. Что-то становится лучше, что-то хуже, но все происходит на моих глазах.

- Сложно ли археологам работать в Смоленске и почему?

- Археологам работать сложно всегда, если тот или иной памятник находится на территории населенного пункта, на той территории, где идет активная хозяйственная деятельность. С одной стороны, если люди живут, то они должны стремиться улучшать свои жилищные условия, значит, нужно строить.

 С другой стороны, нужно сохранять культурное наследие, культурный слой Смоленска, который хранит в себе не просто историю города, но и историю столицы древнерусского княжества, часть истории Руси. Эту историю нужно сохранить, но в то же время нужно строить новые здания. Перед началом очередного строительства участок сперва нужно как полагается исследовать, но на это необходимо время.

 Времени у строителей зачастую не хватает, и они нас постоянно торопят, потому что им надо в срок сдавать объект. Получается, что из нашей истории вырываем и выбрасываем кусок. Мы уже не узнаем, что было когда-то на этом клочке земли в Смоленске. Была ли здесь улица, какие-то усадьбы или мастерские. Как совместить цивилизацию и историю, до сих пор неясно.

- Интересуются ли вашей работой смоленские власти?

- Наверное, да... Однажды, лет шесть или больше назад, на экскурсию приезжал один из представителей смоленской областной администрации, к сожалению, не помню его фамилии... Приехал в сопровождении охраны, пробежался мимо нас по краю раскопа, мы ему что-то рассказывали... Он в это время рассматривал красоты природы вокруг...

 Потом уехал, и все. Это было единственный раз. Несколько раз приезжала Людмила Анатольевна Жук, работавшая тогда в управлении культуры. Она была и на раскопках, и в экспедиции на базе. В ней чувствовались очевидное внимание и интерес. И сейчас порой управление культуры тоже к нам наведывается, но высокому начальству не до нас.

- Чем ознаменовался нынешний полевой сезон, что интересного нашли?

- Каждый сезон по-своему интересен, но ожидать сенсаций ежегодно не приходится. Этот год мы закончили без них. Спокойный режим работы, ожидаемые результаты. Разобрались в последовательности образования каких-то культурных слоев, в том, какие постройки были в Х веке на этих участках, пополнили коллекцию предметов. Теперь можем спокойно заняться обработкой накопленной информации.

- Как вы оцениваете проведение в Смоленске крупной геоархеологической конференции?

- Это замечательно. Наконец конференции в Смоленске перестали быт местечковыми. Здесь собрались ученые почти со всего света, они подготовили много интереснейших докладов. Все доклады мы обсуждали, это было не простое времяпрепровождение, а настоящая работа. Многие в Смоленске были впервые, они осмотрели город, ознакомились с археологическим объектом, на котором ведутся комплексные исследования.

 Мы провели две экскурсии, во время которых обсуждали те самые проблемы, которые затрагивались в докладах. Вот, например, сделан срез. Какие слои и как их нужно понимать - обсуждалось на месте. Рассматривать все это на конкретном примере очень важно. Здесь возникают разные точки зрения, постоянно ведутся дискуссии. Рассмотренные нами Гнездово и Сертейка (крупный археологический комплекс в Велижском районе. – Прим. «АиФ») – это памятники очень интересные по своему материалу, достаточно широко известные в научном сообществе.

- Вы давно приезжаете в Смоленск. Меняется ли он со временем?

- Конечно, меняется. Из года в год становится, не в обиду смолянам, менее провинциальным. Он не так резко отличается от Москвы по каким-то своим параметрам. Резкое различие было тогда, в 60 - 80-е годы: то, как выглядят люди, как они одеты, что есть в магазинах. Все эти различия постепенно стираются, сегодня больше отремонтированных зданий.

Город чистый, появилось много кафе, где можно перекусить. Раньше все это было как-то проще. В Историческом музее долгое время была закрыта археологическая экспозиция, а сейчас ее вновь открыли, это очень приятно. Художественная галерея переехала в новое помещение... Изменения видны.

- В этом году в очередной раз поднимается вопрос о включении Гнездова в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. По-вашему, насколько это реально в обозримом будущем?

- Я думаю, что в обозримом будущем это маловероятно. Для того чтобы памятник был принят в ЮНЕСКО, нужно подготовить огромный пакет документов, но не это самое главное. Нужно, чтобы состояние памятника соответствовало определенным требованиям, которые выдвигает ЮНЕСКО. Гнездово пока не соответствует этим требованиям.

 Например, территория памятника должна иметь одного хозяина, а территория Гнездова распадается на муниципальную, федеральную и частную. Границы охранной зоны должны быть обозначены на местности. За памятником должны следить, он должен быть чистым, ухоженным и охраняемым, а этого в Гнездове нет. Заповедник не благоустроен, его границы не обозначены. Боюсь, что все соответствующие процедуры могут занять много времени. Более того, все это требует вложения больших средств.

Справка «АиФ»

Тамара Анатольевна Пушкина.
Родилась в 1945 году в Москве в семье заслуженного военного летчика СССР.
Поступила в МГУ на исторический факультет, потом перевелась на кафедру археологии, которую закончила в 1970 году. Поступила в аспирантуру, в 1974 году защитила кандидатскую диссертацию. Работала в отделе археологии Государственного исторического музея.

С 1980 года работает на кафедре археологии МГУ, доцент.

В итальянском янтаре найдены древнейшие членистоногие




Палеонтологи обнаружили клещей в самом древнем янтаре

Международная команда учёных исследовала россыпь «капель» янтаря размером около 2-6 миллиметров, найденную высоко в Доломитовых Альпах на северо-востоке Италии. 

Первоначальные раскопки вели Эудженио Рагацци (Eugenio Ragazzi) и Гвидо Роги (Guido Roghi) из университета Падуи. Затем около 70 тысяч кусочков янтаря были проверены командой доктора Александра Шмидта (Alexander Schmidt) из университета Гёттингена на предмет наличия в них каких-либо включений – животных или растений. 

В результате учёные обнаружили в янтаре трёх членистоногих, тщательным изучением которых занялись Дэвид Гримальди (David Grimaldi), сотрудник Американского музея естествознания и Эверт Линдквист (Evert Lindquist), канадский эксперт из Министерства сельского хозяйства Канады (Agriculture and Agri-Food Canada).

Напомним, что членистоногие – это тип беспозвоночных животных, к которому относятся насекомые, паукообразные и ракообразные.

Застывшими навеки в «каплях» янтаря размером не более миллиметра оказались одна мушка и два (новых) вида клещей — Triasacarus fedelei и Ampezzoa triassica.

Эти погребённые заживо животные старше других членистоногих, найденных в янтаре ранее, на 100 миллионов лет. Даже по меркам палеонтологии – это не мало. Теперь учёные могут значительно углубиться в историю развития этой самой разнообразной группы организмов Земли.

«Янтарь помогает палеонтологам разглядеть древнее существо в невероятных деталях, позволяя сделать выводы об эволюционных изменениях, происходивших на протяжении миллионов лет», — рассказывает Гримальди.

Напомним, что янтарь – это окаменевшая смола различных (прежде всего хвойных) деревьев. Возраст кусков этого необычного материала варьируется от 40 тысяч до 340 миллионов лет.

Известно, что членистоногие существовали ещё 400 миллионов лет назад. Однако самые древние особи, сохранившиеся в янтаре, имели возраст около 130 миллионов лет. Обнаруженные сущеста, обитавшие на планете 230 миллионов лет назад, стали первыми членистоногими, относящимися к триасовому периоду.

Оба вида клещей являются самыми древними окаменелостями представителей «узкоспециализированного» семейства Eriophyoidea, в которое входит 3500 ныне живущих видов. Все они питаются растениями и иногда формируют на их органах (чаще листьях) необычные наросты, называемые галлами. Удивительно, но эти древние клещи очень похожи на своих современных сородичей.

«Казалось, что в триасе должны были существовать какие-то переходные формы этих клещей, но нет, ничего подобного. Даже 230 миллионов лет назад они имели те же отличительные черты – длинное сегментированное тело, только две пары ножек, вместо четырёх, которые мы обычно видим у клещей, особенные коготки на лапках и части ротового аппарата», — рассказывает Гримальди.

Вероятно, древние членистоногие питались листьями дерева, относящегося к исчезнувшему семейству Cheirolepidiaceae, заключают учёные. Так как это были хвойные деревья, то именно их смола могла запечатать клещей на века.

Любопытно, что 97% современных клещей семейства Eriophyoidea питаются на цветковых растениях. Однако 230 миллионов лет назад расцвет цветковых растений на Земле ещё не наступил. Это говорит об эволюционной выносливости клещей, приспособившихся со временем к новому корму.

«Теперь мы знаем, что клещи очень легко адаптируются. Когда появились цветковые растения, крохотные членистоногие перешли на них, и сегодня только 3% питаются на хвойных деревьях. Клещи эволюционировали вместе со своими хозяевами», — говорит Гримальди.

Третьим обнаруженным членистоногим, как мы уже сказали, является мушка. Однако её видовую принадлежность учёные определить не смогли — хорошо сохранились только антенны животного. Зато теперь палеонтологи знают, что в янтаре триаса нужно искать других членистоногих.

«Флора и фауна в те времена претерпели значительные изменения, так как перед триасом произошло массовое пермское вымирание, одно из самых массовых вымираний в истории Земли. Это важное время, которое необходимо изучать, чтобы понимать, как тогда изменилась жизнь», — подводит итог Дэвид.

Под Пензой стартует фестиваль «Золотаревское городище»



В воскресенье, 2 сентября, на территории Пензенского археологического памятника состоится фестиваль «Золотаревское городище – перекрёсток цивилизаций», посвященный уникальному средневековому памятнику "Золотаревское городище" и призван популяризировать его как объект для активного отдыха и туризма.

В рамках фестиваля пройдут: театрализованные экскурсии по городищу, интерактивные экскурсии для детей "Играем в археологов", состязания лучников. Интерактивная программа ждет гостей фестиваля и в юрте кочевников, а любителям активного отдыха предложат конные прогулки.

На фестивале свое искусство представят участники клубов исторической реконструкции. Они также продемонстрируют одежду и вооружение воинов Руси IX-XI веков, воинов-защитников Золотаревского поселения и монгольских воинов XIII века.

Гости фестиваля смогут принять участие в мастер-классах по плетению поясков, шитью, косторезному и кожевенному производству по средневековым технологиям, гончарному ремеслу. Кроме того, всех участников фестиваля ждет пикник "Каша из топора" - угощение гречневой кашей и сладким чаем.

Две судьбы, одна любовь Дальний Восток…

Арсеньев Владимир Клавдиевич в экспедиции
 1927

Янковский Юрий Михайлович с сыновьями Валерием (1-й слева),
Арсением (1-й справа) и Юрием (рядом с отцом) с убитым барсом. Корея

Выставка посвящена двум исследователям, вклад которых в развитие Дальнего Востока неоценим: В. К. Арсеньеву и М. И. Янковскому.

Первая фамилия хорошо знакома старшему поколению: наверняка многие помнят фильм «Дерсу Узала» великого японского кинорежиссёра Акиры Куросавы или читали книги В. К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу». Однако о М. И. Янковском знают немногие.

В.К. Арсеньев за время своих сихотэ-алиньских экспедиций обследовал и нанёс на карту территорию в несколько десятков тысяч квадратных километров, в том числе участки, где до него не ступала нога европейца. Арсеньев открыл и описал 228 археологических памятников Уссурийского края. Он, по существу, открыл целый народ «лесных людей» — удэгейцев, изучил их культуру, показал своеобразие, особенности происхождения и языка. И, конечно, он был писателем-натуралистом.

Михаил Иванович Янковский (1842—1912) был разносторонним естествоиспытателем: внёс значительный вклад в развитие науки того времени как географ, энтомолог, орнитолог, археолог. Им были опубликованы статьи по географии и биологии Уссурийского края, открыты новые виды насекомых, птиц и растений. Янковский был активным членом Общества изучения Амурского края. Он первым в России основал пантовое хозяйство и плантацию по выращиванию женьшеня.

Выставка рассказывает об основных событиях жизни Янковского и Арсеньева, раскрывая этих людей как талантливых и многогранных учёных, преданных России и посвятивших всю свою жизнь Дальнему Востоку и его развитию. Посетители смогут увидеть чучела зверей, птиц и рептилий Дальнего Востока, многие из которых будут экспонироваться впервые; подлинные орудия лова, оружие и ритуальные предметы народов Дальнего Востока как из собрания Государственного Дарвиновского музея, так и любезно предоставленные частными коллекционерами.

Кроме того, посетители выставки смогут ознакомиться с уникальными архивными фотоматериалами, посвящёнными Янковскому и Арсеньеву, любезно предоставленными сотрудниками Приморского государственного музея им. В.К. Арсеньева.

В Крыму нашли древнюю гигантскую пирамиду с мумией загадочного существа.




Раскопки пирамиды

  Ученый уверяет, что его находка - уникальна.

Испытывая свой альтернативный метод поиска воды, украинский ученый Виталий Гох нашел совсем не природный объект. Приборы показали, что под землей похоронена гигантская пирамида, длина платформы которой достигает 72 метров.

– Пирамиды были построены в эпоху динозавров. Здесь находится резонансная камера так называемого сфинкса, – комментирует инженер.

Устройства альтернативного археолога показывают: сооружение с усеченным верхом полое внутри, а под его фундаментом сохраняется мумия неизвестного существа. Кто стал автором крымской пирамиды, он еще не определил, однако уже сейчас уверен в уникальности своей находки.

Камень византийского храма IX-X века заложили в основание культурно-исторического центра Сочи



В Сочи прошла закладка камня под строительство храма в честь Нерукотворного Образа Христа.

Храм будет возведен для посещения его спортсменами и гостями, прибывающими к месту проведения Олимпийских и Паралимпийских зимних игр 2014 года, сообщает пресс-служба администрации Сочи.

Новый храм, который состоит в композиции культурно-исторического центра, находится в непосредственной близости от олимпийских объектов и станет еще одной достопримечательностью курорта.

В культурно-исторический центр войдут приют Святого Иоанна Предтечи на 60 мест, храм в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и двухэтажный конференц-зал, где  планируется проводить богословские научные конференции, духовные лекции, разместится музей истории христианства.

В километре от места строительства храма несколько лет назад археологи РАН обнаружили останки древнего византийского храма IX века. Находка подтверждает, что христиане жили на территории Имеретинской низменности с IX века.

Google Earth обнаружила новые египетские пирамиды


Возможно, археолог Анжела Микоп из США сделала уникальное открытие благодаря бесплатной программе для работы с трехмерной моделью Земли Google Earth. В ходе изучения снимков области в районе реки Нил она обнаружила два комплекса неизвестных науке пирамид, расположенных друг от друга на расстоянии 145 километров. Её внимание привлекли два четко выраженных объекта симметричной пирамидальной формы.

Первый комплекс располагается неподалеку от города Абу-Сидхум. Он состоит из нескольких курганов диаметром 100 метров и плато в виде треугольника, Американка предположила, что это плато является основанием древней неизвестной науке пирамиды, и если её гипотеза подтвердится, то размер этого сооружения окажется в два раза больше пирамиды Хеопса в Гизе.

Второй объект, обнаруженный Анжелой Микоп, расположенный в 145 километрах от первого, представляет собой плато в виде четырехугольника с 43-метровыми сторонами. Уже в самое ближайшее время американка собирается отправиться в Египет и своими глазами увидеть обнаруженные на карте загадочные места. В ходе экспедиции она надеется получить доказательства выдвинутых гипотез, либо убедиться в обратном.

Оптические приборы в археологии



Cреди русских философов бытовало мнение, что объяснить настоящее и взглянуть в будущее, можно только зная свое прошлое.

Среди наук, его изучающих, ключевое место занимает археология – именно она позволяет восполнить пробелы в наших знаниях о прошлом. А чтобы извлечь как можно больше информации при помощи археологических объектов, специалисты-археологи, как любители, так и профессионалы, применяют в своей работе оптические приборы. Объектами микроскопических исследований в этом случае выступают образцы почвы и камней, предметы, изготовленные руками человека много лет назад.

Чтобы визуально проанализировать найденные предметы и описать их, учеными применяются стереоскопические микроскопы. Они отлично подходят для наблюдения за крупными объектами:
• Монетами;
• Гильзами;
• Костями;
• Оружием;
• Элементами посуды и предметами старинных интерьеров.

Широко используются они и для исследования биологических объектов: улиток, панцирей, насекомых и прочего. Выбирая торговую марку «Альтами», археологи используют такие модели стереомикроскопа, как СМ0745 и СПМ0880.

 Первый прибор подходит как для любителей, так и для профессионалов, он зарекомендовал себя, как надежный и экономичный микроскоп. Второй же станет отличным решением для учебного класса специального ВУЗа.

Часто археологам приходится изучать структуру находок – волокон тканей, драгоценных украшений, орудий труда и останков животных, для этих целей как нельзя лучше подходят поляризационные и металлографические микроскопы.

 Среди такой продукции компании Альтами можно выделить МЕТ 1М – инвертированный микроскоп, удобный для анализа крупных объектов. Исследуемые объекты находятся над наблюдательной частью прибора, высвобождая достаточное рабочее расстояние.

Поляризационный микроскоп ПОЛАР 312 также широко применяется археологами, особенно если есть необходимость в исследовании сыпучих веществ (проб грунта и почвы), драгоценных камней и кристаллов.

Цифровые приборы в сочетании со специальным программным обеспечением Altami Studio делают возможным не только получение качественного изображения археологических объектов, но и оперативный вывод полученных материалов на монитор компьютера или демонстрационный экран. Кроме того, изображения и данные можно обрабатывать при помощи цифровых инструментов, улучшая их качество по мере необходимости.

Только качественное оптическое оборудование может стать гарантией получения достоверной исторической информации в работе археолога, сделав ее при этом комфортной и удобной.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2794) Россия (2717) музей (1064) археология (801) раскопки (716) Украина (446) палеонтологи (426) университет (402) Крым (378) Китай (354) Египет (301) археолог (280) артефакты (265) США (238) Израиль (231) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (155) Америка (137) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (126) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) экспедиция (112) Англия (111) памятник (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (104) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) захоронение (75) пещера (75) Канада (73) Азербайджан (72) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)