30 июля 2012 г.

В районе моста на остров Русский найдены артефакты возрастом до 3 тыс. лет



Археологи в ходе раскопок древней стоянки на острове Русский 

 Студенты-археологи: остров Русский 

Что нашли при раскопках на о.Русский приморские археологи?

Археологи Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) при проведении раскопок у основания моста на остров Русский во Владивостоке обнаружили около 15 тысяч находок, датируемых первым тысячелетием до новой эры, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на директора Учебно-научного музея вуза, кандидата исторических наук Александра Попова.

«Находки были обнаружены археологами музея ДВФУ на полуострове Назимова при проведении спасательных работ в районе строительства моста на остров Русский. Раскопки велись на территории 600 квадратных метров с конца июня, и за это время специалисты исследовали временную стоянку людей Янковской археологической культуры - это первое тысячелетие до нашей эры», - сказал археолог.

По его словам, на территории стоянки ученые нашли раковинную кучу, что говорит о том, что древние люди занимались промыслом моллюсков.

Также здесь были найдены осколки от сотен сосудов, грузила рыболовных сетей, наконечники стрел и фрагменты каменных орудий - топоров, молотков, кинжалов и гарпунов.

«Судя по находкам, здесь располагалась древняя стоянка людей, которые пришли сюда для добычи морепродуктов. Помимо моллюсков они занимались рыболовством и, вероятно, охотой», - отметил Попов.

Ожидается, что вскоре это место должно попасть в проект благоустройства территории моста, в связи с чем раскопки здесь, вероятно, продолжатся.

«В зависимости от плана проекта, возможно, появится необходимость выкопать оставшуюся часть памятника, тем более что он представляет интерес для изучения Янковской культуры железного века. Кроме того, мы планируем провести съемку памятника с высоты моста, под которым он находится», - добавил Попов.

На Байкале построят международный культурный центр Даши Намдакова в виде черепа мамонта



В министерстве культуры РФ обсуждают проект строительства в Бурятии на Байкале международного культурного центра. Проект разработал известный в России и за рубежом бурятский скульптор Даши Намдаков.

Проект уникален во всех отношениях, скульптор ушел от традиционных форм и решил изобразить культурный центр в виде гигантского черепа мамонта с бивнями, частично погруженными в Байкал. Оригинальная форма архитектурного объекта выбрана неслучайно, она отражает древность самого Байкала и его уникальную историю.

По информации ИА «Байкал Инфо», по задумке скульптора наиболее удобным для расположения культурного центра местом является  участок турзоны «Байкальская гавань» курорт Горячинск. Строительства такого центра в рамках ОЭЗ сможет привлечь дополнительный поток туристов на Байкал.

По проекту Байкальский международный культурный центр будет включать в себя музей современного искусства с постоянными экспозициями художников и скульпторов России.

Здесь будут расположены отдел «Археология Байкальской Азии» для экспозиции коллекций Русского географического общества и выставок-отчетов научных региональных экспедиций РАН и государственных музеев, а также  «Парк скульптур» под открытым небом, созданный на базе работы международной Биеннале как регулярной выставки с проведением мастер-класса звезд мирового искусства.

 Кроме того, на территории центра будет расположен конференц-зал и летний театр. Большие площади отводятся под творческие мастерские: учебную мастерскую скульптуры  для гостей, производственные литейные и кузнечные мастерские, мастерские для художественной обработки дерева, камня, кожи и другие.

Целью проекта является  формирование идеи культурного центра на Байкале, а  уникальный архитектурный объект на побережье станет не только своеобразным произведением архитектурного искусства, но и местом научного просвещения, а также  средоточием новаторских достижений в области современного искусства. Кроме того, культурный центр должен стать местом сохранения и передачи ремесленных традиций сибирских народов.

Почему орден без джигита?!



Человек приручил лошадь на рубеже 5-4 тысячелетий до нашей эры. Завоевательные походы и набеги народов-«кентавров» распространили культ боевого коня по всей известной ойкумене в 3-2 тысячелетиях до нашей эры.

Дагестанские археологи относят появление в Дагестане коневодства как отрасли к периоду среднего бронзового века (середина 3–2 тысячелетий до н.э.), когда в Приморский Дагестан проникли степняки – подвижные скотоводы (первые кочевники), вероятно, индоиранские племена, с территории Предкавказья и южнорусских степей. Яркими иллюстрациями тому являются наскальные писаницы Чуван-Хвараб-Нохо, бронзовая фигурка жеребёнка из Гигатли (относимые к 1-му тысячелетию до нашей эры) и бронзовая фигурка «Всадницы с косой» середины 1-го тысячелетия нашей эры. 

Вероятно, ко 2 тыс. до н.э. могут относиться некоторые наиболее ранние наскальные рисунки с изображением коня, известные в равнинном и предгорном Дагестане (около Буйнакска, Капчугая и др.). К этому времени относится и погребение с повозкой, исследованное в 1980-х гг. дагестанским археологом В.Котович около с. Утамыш. Но нужно сказать, что модели повозок, точнее находки глиняных колесиков от них, известны и в памятниках раннебронзового века Дагестана, возраст которых составляет около 4,5-5 тыс. лет.

В 1 тыс. до н.э. на территории Дагестана складывается и распространяется культ коня, который нашел отражение в немалочисленных бронзовых статуэтках, в сопровождающих конских захоронениях. В дальнейшем с ростом социального неравенства, выделением всадничества, усилением роли войны в жизни общества этот культ упрочивается. Об этом свидетельствуют не только данные археологии, но и отголоски реликтовых обрядов, связанных с высоким почитанием коня и зафиксированных этнографами. Различные источники дают основания полагать, что лошадь использовалась для верховой езды, в колесницах, в повозках.

Эпоха средней и поздней бронзы, а также раннего железного века – время бурного развития различных военных технологий, эпоха выделения из общин социального слоя «всадников», «конязей». Мощнейшей боевой «машиной» того времени был специально обученный боевой конь, ни экономически, ни сословно не доступный человеку среднего достатка. Тогда же появляются и катафратарии – предвестники средневекового рыцарства – закованные в броню всадники и кони.

Во времена раннего христианства был почитаем образ всадника с копьем - великомученика Георгия, офицера римской армии, казненного Диолектианом за отказ отречься от веры Христа. Именно поэтому образ Св. Георгия стал популярен по всему Кавказу, по предкавказским, южно-русским, волго-донским степям и долго не сдавал своих позиций с началом распространения ислама во многих регионах Северного Кавказа. Под именем Уастырджи он популярен в Осетии и упоминаем Халил-Беком Мусаясулом в качестве древних верований чохцев.

 Огромное количество всадников с копьём мы найдём на кубачинских рельефах, и особенно на стенах старинных домов аварских селений Мачада, Урада, Хотода, Гента, Тидиб и многих других. Как полагают исследователи, это было связано и со значительным влиянием христианской Грузии, где Св. Георгий почитался и почитается как покровитель и хранитель страны. По всей видимости, эти резные камни являлись и талисманами-оберегами, охранявшими дом, очаг от различных напастей.

Один из таких камней с изображением всадника-копьеносца, некогда использовавшимся как деталь архитектурного декора, хранится в Дагестанском государственном объединенном музее им. А.Тахо-Годи. К сожалению, место происхождения этого камня своевременно не было задокументировано, а предполагать это спустя почти девяносто лет непродуктивно.

По чистоте резьбы и условности рисунка резной камень, выполненный в низком рельефе, трудно отнести к кубачинским, скорее он близок к «гидатлинским», о которых писал П.Дибиров. Почти квадратная грань лицевой стороны заключает в себе изображение всадника с копьём на принявшей упор лошади. Всадник изображён некрупным (ноги не достают до линии живота лошади) и довольно условно.

 Даже при большом желании трудно разглядеть особенности головного убора, амуницию, обувь. Всадник одет в облегающий кафтан (видны свисающие полы), обут в узкие сапожки, а с пояса на правое бедро свисает, вероятно, колчан (саблю, меч на правом боку, как правило, не носили). При некотором усилии можно разглядеть под всадником седло с луками и очень небольшим подседельником. Но как величественен конь!

Мощная трапеция корпуса, широкая грудь, прямая длинная спина, мощная трапециевидная шея выгнута по окату дуги, постав головы почти вертикален, острые ушки направлены почти горизонтально вперёд. В высшей степени схематично намечены линии уздечки, оголовья, поводьев, поднятых к середине шеи, можно разглядеть обозначенный глаз и приоткрытый рот. Внимание зрителя более приковывается к образу коня, нежели всадника.

Всадник, держа левой рукой поводья, правой поднял копьё на локоть, наперевес. В ответ конь принял упор, подобрав слегка согнутые в скакательных суставах задние ноги под линию крупа, слегка отставив свободный хвост. Правая передняя нога сильно выведена в упоре вперед, а левая довольно высоко поднята, согнутой в пясти. Если пристрастно вглядываться в изображение, можно разглядеть двухлопастной флажок у наконечника копья. Если расфантазироваться ещё больше, можно увидеть «нечто» длинное и скручивающееся в кольца под копытами коня.

С древних времён дагестанцы полюбили изображать Бога-Солнце-всадника, Св. Георгия, Хочбара и своих современников– всадников–героев, защищавших Дагестан, родной аул, очаг от различных захватчиков, которыми так полна средневековая история Страны гор. Сохраняя древние символы, люди наделяли их и новыми смыслами…

Р.S. При образовании северокавказских полков в составе Российской армии (царской) были внесены поправки в художественное оформление ордена Святого Георгия для награждаемых неправославных: центральное изображение христианского святого было заменено на общеимперского двуглавого орла. На что первый же награждённый этим видоизменённым орденом майор Джаму-бег Кайтагский возмутился: «А почему мне дали орден с птичкой, а не с джигитом?!».

На Луганщине обнаружили поселения кочевников-земледельцев



В 2006 году интернациональная экспедиция под руководством Сергея Телиженко исследовала озеро Зановское-1. Только сейчас ученые Кембриджа обработали результаты, которые свидетельствуют о том, что в бассейне Северского Донца жили кочевники-земледельцы. Об этом в интервью корреспонденту Cxid.info рассказал научный сотрудник Крымского филиала института археологии НАН Украины Сергей Телиженко.

«Согласно этим исследованиям, бассейн Северского Донца не был белым пятном на археологической карте. Наоборот, мы обнаружили признаки земледелия, которое имело место в период с 5 по 1 век до н.э., т.е. в скифо-сарматское время. Это стало ясно после исследований двух ям, которые, как мы считали, могли принадлежать неолитическому населению», - сообщил Сергей Телиженко.

После того, как археологи промыли грунт, то обнаружили остатки зернышек проса и ржи. Макроботанические исследования материалов проводились в Кембридже. Выяснилось, что в те времена неподалеку от Северодонецка жили номады (кочевники), однако это не мешало им заниматься земледелием и получать урожаи. Кроме того, они использовали довольно необычный способ обработки земли, поскольку сеяли на пойменных участках.

Напомним, как ранее сообщалось Луганская археологическая экспедиция Крымского филиала Института археологии НАН проведя раскопки вблизи села Боровское, на территории Северодонецк сделала революционное открытие. Представители так называемой матвеево-курганской культуры жили не только в Приазовье и на Нижнем Дону, но и гораздо севернее, на территории современной Луганщины.

В Брно после ремонта откроется башня ратуши



Башню откроют для посетителей.

В чешском городе Брно - столице Южноморавского края - откроется достопримечательность, которую смогут посетить туристы. Для экскурсий станет доступна башня Старой ратуши, где в настоящее время проводится ремонт.

Башня была пристроена к ратуше примерно в 1350 году. По мнению экспертов, в начале XIV века здесь держали куницу для ловли мышей и крыс - археологами были обнаружены следы этого зверька на системе отопления. Позднее куниц заменили кошками.

С башни открывается живописный вид на город, поэтому посетители смогут подниматься на нее как на смотровую площадку. Открытие постройки состоится в конце года.



Школьники и студенты из Новгородской области изучают культурный слой XI-XII веков



Археологический сезон 2012 года в городе Старая Русса Новгородской области, стартовавший для студентов Новгородского государственного университета в начале июля, наконец, дал результаты. Первая любопытная находка нынешнего сезона - свинцовая пломба с изображением шестиконечного креста на одной стороне и человеческой головы в нимбе на другой. В исторической литературе такие пломбы известны, но нет единого мнения об их предназначении.

 По одной из версий подобные пломбы привешивались к товарам при сборе пошлин.
В данный момент археологический отряд, состоящий из студентов 1-4-х курсов исторического факультета Новгородского государственного университета, 1-го курса факультета истории и права Смоленского государственного университета и учащихся школ Старая Русса, работает на Пятницком раскопе.

Пятницкий раскоп располагается на территории исторического центра Старой Руссы и считается наиболее перспективным для воссоздания истории возникновения городского поселения на этом месте. Впервые здесь начали проводить археологические исследования ровно 10 лет назад. За это время на раскопе обнаружено более 10 тысяч находок, среди которых – изделия из кожи, черного и цветных металлов, древесины, стекла, камня, текстиля, бересты, кости, глины, янтаря, воска. Около трети найденных предметов составляют обломки железных противней для выпаривания соли.

Культурный слой, который изучает экспедиция студентов и школьников в 2012 году, относится к периоду рубежа XI-XII веков.

Школьники и взрослые из Старой Руссы имеют возможность получить широкие знания о проводящихся на Пятницком раскопе археологических раскопках благодаря традиционным выставкам, которые по окончании работ археологи устраивают в городе. Остальные жители Новгородской области и все желающие из других регионов также могут увидеть полную коллекцию археологических находок из Старой Руссы. В нынешнем году в рамках интернет-проекта «Древности Новгородской земли» создана электронная база данных археологических находок на сайте НовГУ.

Дайвер идентифицировал судно, затонувшее 109 лет назад


Пид Ходкин


Пид Ходкин, инструктор английского клуба "Mid Herts Divers", погружался на дайв-сайт, известный под названием "затонувший объект 355", и обнаружил судовой колокол (рынду), на котором было выгравировано название судна: "Ladoga".


Пит рассказывает: "Рында - это одна из самых волнующих и ценных находок для дайвера. Чаще всего, это единственный надежный способ установить название судна".

 

На латунном боку объекта четко читается выгравированная надпись: "SS Ladoga 1892 London". "SS" в названии означает "Steam Ship" - пароход. Согласно архивным записям, "Ладога" пропала после аварии недалеко от Гастингса 15 марта 1903 года. Это был грузовой пароход, построенный компанией "Уильям Доксфорд и сыновья" в Сандерленде в 1892 году. В 1900 году пароход получил новое имя - "Мирафлорес", но рында со старым названием, как видно, осталась.

Информация о находке была передана в государственную организацию "Receiver of Wrecks", контролирующую затонувшие в британских водах объекты и координирующую связанную с ними деятельность поисковиков, владельцев затонувших судов, археологов, сотрудников музеев и прочих представителей заинтересованных сторон. Теперь дайв-сайт "затонувший объект 355" будет официально переименован.




Раскопки храма у села Весёлое




В 2010-2011 гг. Институт археологии РАН провёл раскопки уникального исторического памятника - византийского храма, расположенного у села Весёлое в Имеретинской низменности, в зоне строительства олимпийских объектов.

Храм стоял на землях богатой и довольно плотно заселенной в то время области, называемой Зихия. Здесь не было государства, на этой земле жили отдельные племена, возможно, объединившиеся в племенной союз.

Богатые раннефеодальные кланы народа зихов могли заказывать строительство храмов мастерам из Трапезунда, административного и художественного центра восточных земель Византии.

Но возможно и другое объяснение: Византии нужен был берег Зихии - и как еще один замиренный район на побережье Черного моря, и как площадка, откуда начинался путь в христианизованную Аланию, ставшую союзницей греков. Поэтому, как и в Алании, строительство здесь велось присылаемыми греками артелями, в рамках некой миссионерской программы.

Храм IX-XI вв., принадлежащий к редчайшим образцам архитектуры средневизантийского периода на территории России, был построен греческими мастерами из местного камня - песчаника.

Он принадлежит к распространенному в это время типу «вписанный крест» (когда купол на световом барабане несут четыре опоры, выделяющие внутри здания крестообразное пространство), представляя собой едва ли не единственный памятник на российской территории, в котором использованы не подкупольные столбы, а подкупольные колонны.

Сами колонны исчезли, но их отпечатки сохранились в полу храма, сделанном методом заливки раствора, который из-за примеси битого кирпича имеет характерный розовый цвет.

Интересна алтарная преграда храма, нижняя часть которой сохранилась на значительную высоту; пол в алтарной части приподнят относительно остальной площади. Алтарь оканчивался тремя апсидами. С запада к основной части постройки примыкал нартекс, помещение при входе, по ширине равное храму.

Открытый памятник с трех сторон - с запада, юга и севера - дополнен притворами, что сообщало ему крестообразную форму снаружи и сближало его с похожими храмами в других областях Восточного Причерноморья: в византийском Трапезунде, в Абхазии и на территории Алании.

Оригинален погребальный склеп под нартексом - в этом перекрытом полуциркульном сводом помещении, куда ведет лестница, прорезающая свод, покоились останки основателей храма, раскрытые в процессе раскопок. Подобные склепы под нартексами встречаются довольно редко: известен лишь один пример в Константинополе (Стамбуле) и один - в крымском Херсонесе.

В притворах у стен и внутри самого храма было исследовано более 30 погребений XI-XIII вв. Коллекция находок включает обломки плинфы, черепицы, резных каменных архитектурных деталей, византийского цветного стекла.

Здесь также были обнаружены железный крест (возможно, завершавший купол), серебряные и бронзовые украшения: подвески, булавки, перстни. На позднем этапе погребения делались уже в полуразрушенном храме, для них прорубали участки пола.

Разрушение храма произошло, вероятно, в XIII в., после чего его руины еще долго оставались почитаемым местом и местом погребения. Память о существовавшем здесь монастыре сохранялась у местных жителей до недавнего времени.

В настоящее время принято решение о музеефикации храма в Весёлом, начато проектирование музея под открытым небом, включенного в образ олимпийского Сочи.

ПЕРЕСОПНИЦА ВЫДАЛА ФИБУЛУ БОЯРЫНИ



В селе Пересопница Ривненского района — на родине Пересопницкого евангелия, на котором присягают президенты Украины, археологи постоянно находят что-то новое. Обнаружили немало женских украшений периода Древней Руси.

 Самое интересное — бронзовая фибула в форме ромба, которая очень хорошо сохранилась и которую нашли на месте княжеского детинца. В княжеские времена ее использовали как брошь-застежку, которую обычно носили на плащах.

Предполагают, что украшение принадлежало боярыне. Ныне в музее культурно-археологического центра «Пересопница» открылась экспозиция женских украшений древнерусского периода. Сформирована она на основе местных находок — перстней, браслетов, подвесок, рассказывает директор центра Николай Федоришин.
Ривненская область.

По следам сарматов


Курган Шихан


В области начались археологические раскопки кургана Шихан — одного из самых древних и больших захоронений на Южном Урале.

Курган находится в Нагайбакском районе — между поселком Курганный и селом Фершампенуаз. Его значимость подтверждают исследования многих археологов. Кроме того, этот объект включен в реестр памятников истории Челябинской области.

Как предполагают археологи, в кургане могут находиться захоронения эпохи сарматской культуры, а сам памятник сооружен для одного из представителей элиты кочевого общества. Его возраст, по оценкам специалистов, более 2500 лет. По словам руководителей раскопок, первые результаты экспедиции должны появиться не раньше, чем в следующем году, так как работу археологов осложняет нехватка техники.

Археологи сделали ценные находки в Западном Алтае




 Археологи сделали ценные находки в Западном Алтае

В Алтайском государственном университете (АлтГУ) сложилось два основных центра археологических исследований – это коллектив кафедры археологии, этнографии и музеологии под руководством д.и.н., проф. Юрия Кирюшина и лаборатория этнокультурных и религиоведческих исследований, возглавляемая д.и.н., проф. Петром Дашковским. Нынешний полевой сезон, как всегда не обошелся без новых интересных открытий и находок. Об одном таком открытии сообщается на сайте вуза.

Уже в течение 12 лет Краснощековская археологическая экспедиция АлтГУ под руководством Петра Дашковского проводит масштабные археологические исследования в Чинетинском археологическом микрорайоне, который расположен в районе с. Чинета в охраняемой зоне Тигирекского заповедника. Территория микрорайона охватывает несколько живописных долин, раскинувшихся по берегам рек Иня и Ханкара.

За многолетний период работы экспедиций было исследовано более 70 погребальных и поминальных объектов пазырыкской, тюркской, кыргызской, сросткинской культур. Выявлен здесь и крупный Верхнечинетинский пещерный комплекс, в пределах которого обнаружены артефакты верхнего палеолита.

Собранные материалы позволяют уже сейчас выстроить культурно-хронологическую шкалу развития данного региона на протяжении длительного исторического периода. Кроме фундаментальных научных знаний участниками экспедиции в разные годы были обнаружены и отдельные уникальные находки, среди которых особое место занимает головной убор женщины пазырыкского общества.

Убор имел деревянный каркас обтянутый тканью и украшенный аппликациями животных из золотой фольги. Такая уникальная находка имеет всего несколько аналогов в кочевых культурах скифского времени в Центральной Азии.

Буквально несколько дней назад экспедиция очередной раз  вернулась с новыми интересными открытиями. Как рассказал Петр Дашковский, в этом году были выявлено несколько курганов афанасьевской культуры, из которых три исследованы полностью.Несмотря на достаточно скудный погребальный инвентарь, представленный  преимущественно керамической посудой, тем не менее, значимость раскопанных объектов очевидна.

Особенностью исследованных объектов является то, что они датируются III тысячелетием до н.э. и фактически являются наиболее древними курганными захоронениями в Западном Алтае. Такие объекты хорошо известны ученым по памятникам Минусинской котловины и Центрального Алтая (Республика Алтай), а вот в Западном Алтае такие сооружения, да еще в значительном количестве встречены впервые.

 Единственный ближайший раскопанный курган этой же культуры исследован в долине р. Сентелек в Чарышском районе Алтайского Края. Афанасьевское население фактически первыми принесло в горный и предгорный Алтай занятие скотоводством, металлургическое производство.

 Правда медные орудия труда в погребения клали редко, поскольку металл в этот период только начинали получать и поэтому изделия из меди очень ценились. Достаточно интересен погребальный обряд "афанасьевцев", который представлен курганными сооружениями. По периметру такие объекты имели мощные крепиды шириной до 2 м, а в центральной части маркировалась камнями могильная яма.

Умершего в могиле укладывали на спине с подогнутыми ногами и ориентировали головой на восток, где восходит Солнце и, очевидно, куда, по верованиям древних народов, отправляется душа умершего человека. Тела погребенных в могилах посыпали красной минеральной краской – охрой, которая символизировала кровь.

Полученные в процессе исследования данные позволяют удревнить культурно-хронологическую шкалу для Западного Алтая с I тыс. до н.э. до III тыс. до н.э. Кроме того, в процессе работы экспедиции в этом году было исследовано два погребения скифского времени, отражающих влияние сакских племен из соседнего Казахстана.

В процессе исследований была проделана значительная работа по отбору проб для естественно-научных анализов – радиоуглеродного, дендрохронологического, скилотомическо и др. В составе экспедиции принимала участие студентка географического факультета Анна Пупышева (научный руководитель к.г.н, доцент Н.И. Быков), которая возглавила работу по отпору проб для палеопочвоведческого анализа.

Основными участниками Краснощековской археологической экспедиции вот уже на протяжении многих лет являются студенты-практиканты специальности "Религиоведения", которые проходят этноконфессиональную практику. За период практики студенты имеют возможность познакомиться с особенностями погребальных обрядов, культовых сооружений, верований многих древних и средневековых народов, проживающих на территории Южной Сибири.

Живописные природные места Тигирекского заповедника и прилегающий территории порой таят в себе массу различных сюрпризов.  В этом году например, на протяжении нескольких дней шли дожди, напоминающие известный библейский сюжет о Всемирном потопе. В результате затянувшихся дождей уровень воды в реке поднялся на 2,5 м, поэтому пришлось даже подстраховаться и переставить часть палаток на другое место.

 Однако такие временные трудности, окутанные в тоже время ореолом романтики, не могли  испортить общего позитивного настроя ребят, которые не только успешно справились с работой, но и сдружились, получили массу приятных впечатлений и позитивных эмоций. На следующий год изыскания в Чините продолжатся.

В ЗАБАЙКАЛЬЕ РАБОТАЕТ ГРУППА ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ БУРЯТСКОГО НАРОДА ИЗ ПОЛЬШИ



В Дульдургинском районе находится группа исследователей бурятского народа из Польши. По итогам посещения Агинского бурятского округа, в Польше будет издана книга о бурятах, также в ней расскажут о фестивале «Алтаргана».

Забайкальскую землю посетили доктор социологии, профессор, заведующий кафедрой социальной антропологии Варшавского университета Ева Новицка и аспирант Варшавского университета Бланка Жевуска.

В 1993 году Ева Новицка впервые приехала в Бурятию и начала сотрудничать с Бурятским государственным университетом. Во второй раз приехала в 1994, а в 1996 году по итогам её работы в Забайкалье, в Польше была опубликована книга о современных бурятах «Уровни социальной связи в современном бурятском обществе». Также в разных изданиях были опубликованы статьи на польском и английском языках.

В 2000 и 2010 годах профессор побывала со своими сотрудниками в Усть-Ордынском бурятском округе Иркутской области. Здесь учёные провели занимались изучением истории сохранения и развития бурятского языка. По итогам этих работ в ближайшее время выйдет книга.

В Агинском бурятском округе Ева Новицка впервые. По итогам поездки будет написана книга об агинских бурятах, о конструировании идентичности (самосознании) современных бурят.

Отдельная статья в книге будет посвящена Международному фестивалю «Алтаргана». По ее словам, это многоликий, интересный национальный праздник.

«Маршрут по Агинскому округу у исследователей обширный. Они побывают в сёлах районов, изучат быт, уровень знания родного языка, традиций и культуры бурят. В Агинском районе они уже побывали в музеях, школах, дацане, приняли участие в Майдари хурале. В Дульдургинском районе исследователи посетят нацпарк «Алханай», туристическую базу «Угсахай»», - сообщает пресс-служба администрации Дульдургинского района.

Маргуш: цивилизация раскаленных песков


Виктор Сарианиди, глава экспедиции и её бессменный руководитель на протяжении без малого сорока лет, один из самых удачливых археологов в мире.


Аэрофотосъемка центральной части Гонур-депе. Большой квадрат в центре – стены царского дворца. Площадь раскопок – более 35 гектаров.

Фрагмент мозаичного панно «Крылатый лев в картуше», украшавшего царскую гробницу (2300 год до н. э.), не имеет аналогов в мировой археологии. К сожалению, в процессе реставрации краски потускнели, и уникальная находка поблекла.

Амулеты из Гонур-депе. Эти глиняные фигурки были необходимой частью многих ритуалов. Как правило, их надевали на шею. На снимке: три женских амулета и один – без признаков пола.

Погребение жеребенка – одно из немногих, оставленных в качестве музейного экспоната на раскопках в пустыне. Были найдены и другие захоронения животных.

Личная печать-амулет с изображением скорпиона.

Серебряный сосуд с изображением верблюдов – одна из самых интересных находок. Верблюд входил в число тотемных животных, которых почитали древние жители Маргуша.

Серебряная булавка с навершием в виде верблюда; золотое украшение с бусинами из бирюзы и сердолика и головами змей из золота.

Ожерелье из лазуритовых, сердоликовых и золотых бусин тончайшей работы, найденное в царской гробнице.

Составная фигурка из мрамора и стеатита, найденная на Гонуре, возможно, была привезена из Бактрии.

Медно-бронзовая печать - оберег с рисунком в виде креста необычной формы.

Терракотовая статуэтка сидящей богини, найденная на Гонуре – крупнейшем поселении страны Маргуш.

Мужской и женский образы древних жителей Гонура, воссозданные по черепам из гробниц по методу Герасимова. Автор реконструкций – уфимский антрополог Алексей Нечвалода.

Некоторые могилы в Гонуре имели несколько помещений: для хранения погребальных даров, для совершения ритуалов и свободные ниши для будущих погребений. Возможно, здесь зажигали огонь, когда приходили навестить умерших.
  
Сенсацией века можно назвать открытие, которое совершили российские ученые в Туркмении. Уникальная культура, исчезнувшая четыре тысячелетия назад, может изменить наши представления об истории Древнего мира.

Если вас попросят назвать древнейшие цивилизации, вы наверняка вспомните Египет, Междуречье, Индию, Китай. Ответить на вопрос, где и когда зародилась первая в истории мировая религия, уже сложнее. Впрочем, и с «простым» заданием все не так однозначно. 


Легенда отечественной археологии профессор Виктор Иванович Сарианиди уверен: в песках Туркмении он обнаружил еще одну древнейшую цивилизацию, а заодно и место, где существовали культы, спустя века составившие основу первой мировой религии – зороастризма.

Чтобы разобраться в этих вопросах, мне предстояло отправиться в столицу древнего царства Маргуш, куда меня пригласил профессор Сарианиди. Путь неблизкий даже по сегодняшним меркам. Нужно было добраться самолетом до Ашхабада, пересесть на внутренний рейс до города Мары и там искать транспорт до археологической экспедиции. Мары – древнейший город Туркмении, дальний потомок той самой страны Маргуш.

Радиоуглеродная датировка артефактов, обнаруженных в песках Туркмении, показала рекордный возраст неизвестной цивилизации – 2300 лет до нашей эры.

– Куда ехать, брат? – живо интересуются таксисты на подержанных японских автомобилях.

– Гонур-депе знаешь? Вот туда и надо, – отвечаю.

– Гонур знаю, как ехать – нет, – качали головами извозчики и растворялись в знойном воздухе. Надежда на скорое продолжение поездки тоже таяла на глазах. «Я знаю дорогу, отвезу за 100 манат», – догнал меня водитель на старом, побитом уазике. За билет на самолет из Ашхабада я заплатил вдвое меньше, но пришлось согласиться на условия моего «караванщика», ибо выбирать было не из чего.

Три часа по деревушкам, бездорожью и барханам одной из величайших пустынь мира – и в поле зрения появились крыши палаток археологической экспедиции. В этих раскаленных песках я проведу неделю в поисках ответа на вопрос: что такое таинственная страна Маргуш?

Шлиман, Картер, Сарианиди. Виктор Сарианиди, глава экспедиции и ее бессменный руководитель на протяжении без малого сорока лет, один из самых удачливых археологов в мире.

 На его счету два открытия мирового значения, по уровню сопоставимые с обнаружением Трои Шлиманом и гробницы Тутанхамона Картером. В далеком 1978 году, принимая участие в советско-афганской экспедиции, Сарианиди отыскал богатейшее неразграбленное захоронение, которое мир знает как «золото Бактрии».

Находки были переданы афганскому правительству и спрятаны в одном из банков. Теперь коллекция путешествует по миру, собирая аншлаги на выставках во многих странах. Имя Сарианиди лишь упомянуто, а про успех советско-афганской археологии вообще нет ни слова ни в брошюрах, ни в каталогах выставок.

Второй раз Виктору Ивановичу повезло в песках Каракумов. Никто не предполагал, что именно там будет раскрыта великая тайна, которая, возможно, заставит переписать историю Древнего мира.

Маргуш, или по-гречески Маргиана, – полумифическая страна, о которой впервые стало известно из пары строчек, высеченных на знаменитой Бехистунской скале по распоряжению персидского царя Дария I: мол, в стране Маргуш было неспокойно, и я ее усмирил. Еще одно упоминание о Маргуше встречается в священной книге зороастризма – Авесте: в ней говорится, что в стране Моуру исповедуют зороастризм. Но бывает достаточно и двух строчек, чтобы начать исследование.

По словам профессора Сарианиди, Гонур он нашел случайно. Отталкиваясь от слова «Маргуш», востоковед академик Василий Струве в 1946 году определил в общих чертах расположение загадочной страны. Название реки Мургаб также подсказывало ученому, что Маргуш находился поблизости.

По его рекомендации Южно-Туркменистанская археологическая комплексная экспедиция под руководством профессора Михаила Массона начала вести раскопки здесь, недалеко от реки, сильно южнее Гонура, хотя старики чабаны говорили, что керамика попадается на севере.

«Почему же тогда мы не идем на север?» – донимал студент Сарианиди своего профессора во время практики в Каракумах. «Ну что вы, там одни пески. Какая цивилизация, если нет воды?!» – был ответ.

«И так дела обстояли до 1950-х годов, когда были найдены первые поселения в древней дельте реки Мургаб: Тахирбай и Тоголок. В 1972 году мы заканчивали работы на Тахирбае и по случаю окончания археологического сезона крепко выпили. Ну а утром, с большого похмелья, я предложил нашему антропологу проехать километров десять к северу в пустыню и наткнулся на холм, усыпанный битой керамикой. Это и был Гонур», – как анекдот рассказывает Сарианиди про свое открытие.

 Радиоуглеродная датировка артефактов показала рекордный возраст неизвестной цивилизации – 2300 лет до нашей эры. Развитая культура, существовавшая параллельно с Древним Египтом, Месопотамией, цивилизацией Хараппы и Мохенджо-Даро, культура, обладавшая всеми признаками уникальной цивилизации, обнаружена в песках Туркмении!

Пока, правда, не найдена главная составляющая любой цивилизации, которая и делает ее уникальной, – собственная письменность. Но то, что уже обнаружено в Гонуре, впечатляет: глиняные и керамические сосуды, золотые и серебряные украшения, а также уникальная мозаика с элементами живописи, которая нигде, кроме Гонура, пока не встречалась.

На некоторых глиняных сосудах попадаются символы, предназначение и смысл которых не ясны. Профессор Сарианиди не отказывается от мысли, что будет обнаружен и маргушский алфавит.

Найдены цилиндрические печати из Месопотамии и квадратная печать из Хараппы. Это свидетельствует о связях Маргуша с влиятельными соседями, а также о том, что эти государства его признавали. Надо сказать, что Маргуш был удачно расположен на пересечении торговых путей из Месопотамии и Хараппы, а, поскольку Шелкового пути еще не было, именно через маргушские территории доставлялись ценнейшие лазурит, олово и бронза из соседних стран.

Дворец-храм. Утром следующего дня я отправляюсь на место раскопок. Это – Гонур, духовный центр древнего государства Маргуш. Уже через несколько часов после восхода в пустыне нещадно палит солнце и дует обжигающий ветер: очень сложно поверить в то, что когда-то тут была столица процветающего государства. Сейчас здесь живут только птицы, змеи, фаланги, скарабеи и ящерицы-круглоголовки, но четыре с лишним тысячи лет тому назад тут кипела совсем другая жизнь.

Остатки сооружений из саманного кирпича, поднимающиеся максимум на метр из земли, мало что говорят неподготовленному человеку. Без помощи специалиста трудно определить границы зданий и их назначение.

Центральное место в городе занимает царский дворец, который выполнял и функции святилища. Интересно, что жилым покоям дворца отведено совсем немного места, в них размещались только царь и его семья – ни одному аристократу не разрешалось жить во дворце.

Основную территорию дворца занимает ритуальный комплекс с бессчетным числом святилищ. Уже найдены святилища воды и, конечно, огня, который, судя по всем признакам, был основой ритуалов жителей Маргуша.

Большие и малые ритуальные двухкамерные печи есть не только во дворце, но и в каждой постройке города, включая сторожевые башни крепости. Анализ находок показывает, что это не декоративные элементы интерьера: в одной камере разводили огонь, а в другой, отделенной от пламени невысокой перегородкой, – в духовке (да, знакомое слово духовка связано именно со словом «дух») готовили жертвенное мясо. Кровь из жертвенного мяса не должна была касаться священного огня – у зороастрийцев подобное осквернение пламени каралось смертью.

В городе было обнаружено несколько сотен таких печей, и даже через более чем четыре тысячи лет столь внушительное число вызывает мистический трепет. Для чего столько печей? Каково их предназначение? И откуда брали топливо для поддержания священного пламени в Храме огня? В четырех открытых очагах здесь постоянно горел довольно сильный огонь.

Об этом свидетельствует анализ глины со стенок очагов. Для чего горел этот вечный огонь? Вопросов гораздо больше, чем ответов.

Сердце Маргуша. «Вот главное место Гонура – тронный зал, который мы попытались частично восстановить. Мы полагаем, что здесь у правителя проходили важные встречи и светские ритуалы, – говорит Надежда Дубова, заместитель профессора Сарианиди, которая уже десять лет работает на этих раскопках. – Но, к сожалению, мы не имеем возможности законсервировать все, что откопали, и бесценный памятник постепенно разрушается».

Главные враги глиняных городов древности – дождь и ветер: вода вымывает грунт из фундамента, а ветер сравнивает кирпичи с землей. Конечно, если бы строители использовали обожженный кирпич, то здания дошли бы до наших дней в лучшем состоянии, но времени на производство такого строительного материала ушло бы несоизмеримо больше, чем на изготовление саманных кирпичей.

Для них нужны лишь глина да солома – как говорится, только добавь воды и оставь высохнуть на солнце. А ведь для возведения крепости и дворца в Гонуре требовалось изготовить несколько миллионов кирпичей! Да и топливо древние гонурцы скорее употребили бы на поддержание священного огня в печах, чем на доводку кирпичей.

Можно ли восстановить образ жизни таинственного Маргуша? Именно этим занимаются сейчас ученые. Уже известно, что жители древнего поселения были земледельцами и скотоводами, выращивали виноград, сливы, яблоки, дыни, пшеницу, ячмень, просо... Но Гонур – и это доказывают раскопки – был прежде всего религиозным центром государства и его некрополем.

Как любой индус желает умереть в Варанаси, так и житель древнего Маргуша, видимо, хотел быть погребенным в Гонуре. Сейчас обнаружено более четырех тысяч захоронений, но уцелели далеко не все: многие были уничтожены при прокладке местного канала.

Город-кладбище. Что еще мы знаем о загадочной древней стране? Как уверяют ученые, климат четыре тысячелетия назад был примерно такой же, но в какой-то момент исчезло то, что позволяло городу существовать больше тысячи лет, – река. Гонур был расположен в дельте реки Мургаб, которая разделялась на множество рукавов. Постепенно река ушла, и люди были вынуждены последовать за ней – старое русло и город опустели. Новый город, Тоголок, был построен в 20 километрах от Гонура. В наше время там были проведены раскопки и найдены жилые дома и крепость, домашняя утварь и украшения.

А из четырех с лишним тысяч захоронений, открытых на данный момент в старом сердце Маргуша, около четверти относится ко времени, когда люди покинули этот город. Видимо, Гонур еще долго оставался центром религиозного паломничества и погребальных ритуалов. Из всех могил, исследованных в Гонур-депе, около 5 процентов принадлежало высшей знати, 10 процентов – бедноте, а 85 процентов – среднему классу, что отражает очень высокий уровень жизни в государстве.

Я брожу по лабиринту огромного погребального комплекса и не могу найти выход, равно как не могу ответить на вопрос: что тут происходило более четырех тысяч лет назад? Какие обряды совершали жрецы?

Вот здесь они выкапывали небольшие углубления, в которые складывали добела обожженные где-то поблизости (может, в двухкамерных очагах?) кости целых молодых ягнят. Там – исполняли какие-то ритуалы, связанные с водой. Есть помещения, где много вылепленных прямо на земле широких и неглубоких глиняных сосудов, но нет следов воды.

 Здесь ее, видимо, заменяла зола. Кроме «обычных» двухкамерных очагов есть огромные, грушевидной формы – там были найдены черепа, лопатки, кости конечностей верблюдов, коров. Есть очаги, состоящие из трех и даже из четырех камер. Для чего они были нужны? К сожалению, даже маститые специалисты признают: далеко не все тайны древнего Маргуша раскрыты.

Перевернутый мир. Не менее загадочны и погребальные обряды в Гонур-депе. Кроме царских захоронений и захоронений обычных горожан в некрополе города были обнаружены весьма странные погребения.

Как и многие другие древние народы, жители Маргуша снабжали своих умерших всем необходимым для безбедного существования в потустороннем мире: посудой, одеждой, едой, домашним скотом, драгоценностями; вместе с хозяином в царство мертвых, как известно, отправлялись и слуги; в некоторых могилах были найдены повозки.

Примечательно, что большинство предметов намеренно портили: повозки скидывали в погребальную яму так, чтобы они сломались, посуду били, а ножи гнули. По-видимому, древние люди считали, что в перевернутом мире смерть есть жизнь, а сломанная вещь – новая. Зачастую бедняки клали в могилы родственников необходимые в хозяйстве предметы, считая, что на том свете они нужнее – например, бытовую керамику, которую использовали сами.

Но самыми необычными оказались могилы, где покоились собаки, ослы и бараны. Животные были захоронены с большими почестями, по обряду, которого обычно удостаивались знатные особы. Чем эти животные заслужили такую честь – загадка.

Наряду с керамическими изделиями в могилах оказались так называемые каменные колонки и посохи. Одна из версий использования каменных колонок – ритуальные возлияния: на верхнюю поверхность наливали жидкость, которая текла по боковым желобкам. Эту гипотезу подтверждают, в частности, рисунки из дворца Мари в Сирии, где жрецы что-то льют на нечто напоминающее колонки.

Впрочем, трактовка этого ритуала, как и многих других, пока ограничивается именно версиями.Гонур притягивает людей и буквально околдовывает. Чтобы самому почувствовать то, что ощущали во время одного из самых распространенных обрядов жители древнего Маргуша, я развожу в полуразрушенной печи огонь.

Сухие ветви перекати-поля и саксаула быстро занимаются, и через несколько секунд в очаге вовсю полыхает пламя.То ли у меня развитое воображение, то ли конструкция печи с секретом, но я ощущаю, что огонь живой. И лишь отсутствие под рукой дурманящего напитка хома-саома останавливает меня от поклонения огню.

Частная экспедиция. В священной книге зороастризма Авесте упоминается страна Моуру – этимология слова позволяет утверждать, что это и есть древний Маргуш. А находки на раскопках Гонур-депе только подтверждают смелое предположение.

Жители Гонура были приверженцами неизвестного культа, похожего на зороастризм. Профессор Сарианиди считает, что это протозороастризм, некое верование, на основе которого и сложился культ огнепоклонников. Зороастризм, по его мнению, как система зародился не в Маргуше, а где-то в другом месте, откуда потом распространился по всему Древнему миру, придя в том числе и в Маргиану. Возможно, эту гипотезу удастся доказать участникам следующих экспедиций.

Правда, как ни печально, вот уже двадцать лет финансирование экспедиции почти не ведется. Сарианиди не теряет надежды найти ответы на все вопросы Маргуша и все свои доходы: пенсию, зарплату и гранты – вкладывает в раскопки. Он даже продал свою квартиру в центре Москвы, чтобы оплатить труд рабочих и специалистов.

За заслуги в открытии древнего царства Маргуш Виктор Сарианиди удостоен орденов Греции и Туркмении, он почетный гражданин этих стран. Но заслуги профессора перед Россией и российской наукой пока не оценены по достоинству – до сих пор профессор Сарианиди не получил даже звания академика.

Но что такое «пока» в масштабах истории? Если бы не царь Дарий, то мы вряд ли бы узнали, что существовала такая страна – Маргуш. Если бы не наш соотечественник профессор Виктор Иванович Сарианиди, мы никогда бы не узнали, что слова Дария были правдой.


Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2783) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) храм (115) Великобритания (114) Франция (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)