29 июля 2012 г.

Российские специалисты помогают спасти святыню древних инков - церемониальный комплекс Саксайуаман



Церемониальный центр инков Саксайуаман



 Команда российских специалистов вот уже две недели работает над тем, чтобы понять, какие процессы происходят под землей, на которой расположен один из важнейших памятников великой цивилизации инков - церемониальный комплекс Саксайуаман. 

Эксперты Всесоюзного научно-исследовательского института строительного механизированного инструмента /ВНИИСМИ/ приехали в Перу специально, чтобы обследовать памятник, являющийся одной из жемчужин древней культуры. Как заявил руководитель группы Андрей Верьянов, "основной проблемой является нестабильность той части грунта, на которой находится Саксайуаман ". Во время исследования стало ясно, что под комплексом есть полости, которые могут привести к обрушению пород.

 Подобный случай произошел 15 января 2010 года, когда в результате оползня серьезно пострадали стены памятника. Для расследования причин произошедшего и были приглашены эксперты из России. Кроме того, специалисты из ВНИИСМИ, считают, что под стенами нынешнего города, возможно, могут быть останки еще более древних поселений, засыпанные землей.

Группа гео - и радиофизиков с помощью двух георадаров уже обследовала 80 проц всей территории комплекса. Российские ученые использовали сложнейшие приборы для этих изысканий, например, прототип одного из инструментов был установлен на марсоходе, отправленном к "красной планете" в 1994 году для изучения возможности наличия льда на этом небесном теле. Они могут "просвечивать" землю на глубину до 250 метров.

 Вся информация со сканеров пересылается в Москву, где на компьютерах в течение двух недель будут созданы двухмерные и трехмерные модели подземных пространств. Как заявил Верьянов, он передаст полный отчет перуанскому министерству культуры, местным историкам и археологам для анализа, однако уже сейчас он высказал версию, что, возможно, под Саксайуаманом есть и другие более древние объекты, покрытые в настоящее время толстым слоем грунта.

Саксайуаман расположен в двух километрах от столицы империи инков города Куско на высоте 3700 метров над уровнем моря и занимает площадь более трех гектаров. По преданию он бы воздвигнут первым Инкой Манко Капаком, однако специалисты оценивают время его создания как XV-XVI века в эпоху правления Пачакутека Юпани.

Комплекс является ярким примером строительного мастерства древнего народа. Крепость сложена из огромных глыб массой 40-50 тонн, а вес одной из них высотой 9 и шириной 4 метра - целых 125 тонн. Это, пожалуй, самый большой камень, лежащий в основании крепости во всей Латинской Америки. Историки считают, что индейцы потратили не менее ста лет, чтобы полностью закончить памятник.

Именно в этом месте в последнее воскресенье июня собираются перуанцы и туристы, чтобы принять участие в проводимом там фестивале, посвященном Дню Солнцу - Инти Райми. В течение всего дня на открытом воздухе проходят народные гулянья, сопровождаемые ритуальными танцами, символическими подношениями Солнцу, спортивными состязаниями.

Этот праздник насчитывает несколько столетий и связан он с особым отношением индейских племен, обитавших на территории современной Перу в XI и XVI веках, создавших одну из древнейших цивилизаций в Южной Америке, к Солнцу.

Следы этой цивилизации сохранились в виде многочисленных храмов и всевозможных архитектурных сооружений, поражающих своими размерами и величием. Кстати, многие из них посвящены тому же Солнцу, как и Саксайуаман, который был военным и религиозным центром инков. Во время раскопок на центральной площади были найдены более 300 фигурок, явно служивших культовым целям.

Однако Саксайуаман не сохранилась в своем первозданном виде. Испанцы- католики, пришедшие в эти края в XVI веке, потрудились над тем, чтобы по возможности если не разрушить ее, то нанести крепости серьезный ущерб. Но даже в том виде, в котором она предстает сейчас, Саксайуаман поражает своими размерами. И не только. Удивительно и то, что древние мастера возводили ее из огромных монолитов, не зная колеса, а, возможно, даже и рычагов, используя только наклонную плоскость.

Когда-то в фестивале Солнца участвовали только потомки древних инков. В последние десятилетия сюда приглашают и потомков католиков-завоевателей, утопивших в реках крови цивилизацию индейцев. В 1986 году сюда приезжал даже Римский Папа. Он отслужил специальную службу, призвав всех верующих к примирению.

ОМСКИЕ АРХЕОЛОГИ ЗАЙМУТСЯ РАСКОПКАМИ В МЕКСИКЕ



Летом этого года группа археологов из Омского государственного университета (ОмГУ) отправилась на археологические раскопки в Мексику. Это стало возможным благодаря сотрудничеству ОмГУ им. Ф.М, Достоевского и Автономного университета штата Мехико. 

Археологи намерены определить причины падения цивилизации майя и постараться выявить закономерности, которые связывают это падение с аналогичным процессами в сибирском ханстве. Оба этих государства, по мнению ученых, пали под натиском окружающих их мелких племен.

 Старший научный сотрудник объединенного института истории С. Татауров: «Мексиканская экспедиция проводилась год назад, благодаря союзу двух университетов нашего – ОмГУ им.

Достоевского и Автономного университета штата Мехико. Был написан проект, касающийся изучения формирования цивилизации у нас в Сибири и в Центральной Америке, он был поддержан и в Мексике и в России. И вот, благодаря этому проекту начались археологические исследования, которые мы планируем развернуть 30 июля».

Сокровище графа Монте-Кристо стало экспонатом музея в Соване


Средневековая крепость. Савона.


Сокровища графа Монте-Кристо теперь может увидеть любой желающий. В маленьком этрусском городке-крепости Сована (в провинции Гроссето), открылся новый музей при церкви Сан-Мамилиано. Со вчерашнего дня здесь выставлены 498 золотых монет, найденных в 2004 году под алтарем церкви святого Мамилиана в Соване. Впервые за 1.500 лет сокровище стало доступно публике.  

Уникальный экспонат имеет еще и литературную ценность – историю именно об этом сокровище решил включить в свой знаменитый роман «Граф Монте-Кристо» Александр Дюма, услышав о существовании клада, который святой Мамилиан спрятал на острове Монтекристо.

Золотые монеты начала V века были найдены на глубине двух метров, под полом церкви. «Возможно, они были укрыты во время нашествия врагов, - говорят археологи. – Мы считали, что сокровище спрятано на острове и не ожидали найти его в Соване».

Вместо Охта-центра в Петербурге может появиться археологический музей?




Идею создать археологический музей на месте раскопок исторической крепости Ниешанц предложил руководитель раскопок Перт Сорокин. На этом месте, на Охтинском мысу планировалось построить небоскреб Охта-центра, идею которого не поддержала петербургская общественность.

Идею создания музея, правда, городской комитет по культуре пока тоже не поддерживает. Глава городского комитета по культуре Владимир Кичеджи в ответ депутатам Законодательного собрания, предложившим идею музея, отметил, что в центре Петербурга нет свободного места для создания такого музея, а археология – прерогатива федеральных ведомств. Однако он предложил спросить у петербуржцев, нужен ли городу такой музей.

31 июля в Риме приступят к реставрации Колизея



31 июля начнутся реставрационные работы в римском Колизее, об этом в телевизионном выступлении сообщил мэр Рима Джанни Алеманно.

По словам чиновника, работы будут проводиться сразу на 6 площадках и продлятся 2-3 года. Общая стоимость реставрационного проекта – 25 млн евро. Смогут ли туристы посещать в этот период главную достопримечательность Рима – неизвестно.

Любопытно, что впервые о необходимости обновления Колизея в столице Италии заговорили еще в 2009 году, однако финансовые проблемы мешали приступить к работе. В последний раз Колизей был отреставрирован 73 года тому назад.

В Армении найдены следы еврейской общины




 С периода Второго Храма в Армении, насколько было известно историкам, не существовало консолидированной еврейской общины. Открытие, о котором рассказал 10 канал ИТВ, может пошатнуть сложившиеся представления.

Около десяти лет назад на севере Армении местный епископ Абраам Мкртчян нашел в траве древние надгробные памятники с надписями на неизвестном ему языке.

Он обратился к историку профессору Михаэлю Стоун и тот вместе с археологом доктором Давидом Амитом, после исследования надписей датировали могилы 12-м веком нашей эры. Ученые составили карту расположения могил и пришли к выводу, что, по-видимому, речь идет о выходцах из Персии.

 «В надписях тексты на иврите, стихи из книги Исайи и видения сухих костей Иезекииля», — говорит доктор Амит возбужденно. «Это было сообщество, где сохранялась традиция учения, но, как они пришли, так и исчезли», заключил он.

Прошлым летом могилы посетила группа женщин из Израиля, путешествующих по Армении, которая привела их в порядок. «Это очень впечатляет, когда понимаешь связь, продолжающуюся так много лет, когда видишь древние памятники с надписями, которые ты можешь прочитать», — сказал доктор Фабиана Биньяминов, участница поездки.

Братская могила под Храмовой горой



2000 лет назад римляне во время разрушения Второго храма убили 6000 граждан города и захоронили их в пещере в районе ворот Рахамим. Это утверждает корреспондент Первого канала израильского ТВ Бени Лис, специализировавшийся в области археологии, который побывал в пещере несколько лет назад. 

Тогда Лис и его оператор запечатлели на кинопленку горы человеческих останков. Гигантская братская могила обнаружена в пещере, расположенной возле восточной стены Храма. По предположению Лиса речь идет о 6000 убитых римлянами евреев, в основном женщин и детей, о чем в свое время писал свидетель тех событий Иосиф Флавий.

Лис отмечает, что после его открытия, сотрудники Археологического отдела древостей закрыли это место в свете того, что подобное сообщение о находке еврейской братской могилы вблизи мусульманского кладбища может стать причиной гигантского этнического пожара.

Лис утверждает, что в древности на месте мусульманского кладбища находился еврейский квартал с еврейским кладбищем, которое позже было перенесено в другое место.

Специалисты археологи утверждают, что наверняка можно судить о принадлежности останков лишь после подробного ознакомления с ними. Отмечается, что шансов на открытие заново пещеры с братским захоронением евреев почти нет, так как это может стать нарушением существующего с мусульманами консенсуса, пишет 29 июля газета "Исраэль хайом".

В Краснодаре открылась выставка «На рубежах государства Российского»


Историческая экспозиция "На рубежах государства Российского" 




Выставка «На рубежах государства Российского» открылась на этой неделе в музее-заповеднике имени Фелицына. Об этой экспозиции и выставке австрийской художницы, которая также начала работу на этой неделе — в нашем обзоре.

От Тмутаракани до Кубани. С многовековой историей края с этой недели можно познакомиться в музее имени Фелицына. В зале порядка 3 тысяч экспонатов. Начиная с 9, заканчивая 20 веком. Самые древние, по большей части, относятся к археологии. Только на этих стендах их десятки. Рядом национальные костюмы. По которым, кстати, видно: южные женщины всегда любили нарядно одеваться, а мужчины — были довольно воинственны, но в то же время религиозны.

«Здесь представлены богатые украшения коня, конской сбруи и женские украшения и костюмы. Представлены предметы культовые, прежде всего христианства, потому что достаточно рано сюда проникло христианство», — рассказала Евангелина Хачатурова, заведующая отделом археологических фондов историко-археологического музея имени Фелицына.

Отправной точкой создания этой выставки послужили сразу два юбилея. В этом году российской государственности исполнилось 1150 лет, со дня победы в Отечественной войне 1812 года прошло 200. А сделать экспозицию самой масштабной в краевой столице позволил год российской истории. Проект стал результатом совместной работы сотрудников Таманского, Адыгейского и Краснодарского филиала историко-археологического музея имени Фелицына.

«Здесь можно увидеть уникальные редкие экспонаты, которые в принципе не экспонировались, прежде всего, это изделия из драгоценных камней. Можно увидеть работы, которые принадлежат древним мастерам по изготовлению оружия. Можно увидеть не только археологию, но и окунуться в эпоху Екатерины», — рассказал Андрей Еременко, генеральный директор Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника имени Фелицына.

А экспонаты на этой выставке довольно просты. Перевернутая банка желе, ветки деревьев, пакет, увеличительное стекло и многое другое. Все, что встретилось организаторам после обработки, теперь здесь.

В Краснодаре начала работу выставка австрийской художницы из Вены» Простые вещи». Проект, своего рода, обмен опытом, с которым, кстати, Габриэль Эдельбауэр сразу же поделилась: «Постоянного источника вдохновения у меня нет, но есть множество интересов, я постоянно разучиваю разные материалы, и то, как они друг с другом комбинируются: дешевое и дорогое, простое и сложное. Всегда получается что-то      цельное.

Многим эта экспозиция показалась странной. Однако организаторы пояснили — все дело в развитии. Не то, чтобы заграничное творчество ушло вперед. Просто сейчас для европейцев главное — тщательная работа с материалом. В ней должны быть стерты границы чувственного и концептуального. А экспонаты, в свою очередь, не должны рассматриваться по отдельности. По их мнению, выставка — единый объект.

Донские археологи нашли древнюю каменную бабу


 Донские археологи нашли древнюю каменную бабу


Каменная баба, которую археологи обнаружили на раскопках в Азовском районе Ростовской области, может помочь историкам найти ответы на многие вопросы. И так как родом она из пятого века, то связанные с ней тайны относятся ко времени Тюркского каганата. 

Два гектара земли, буквально в полукилометре от поселка Овощной уже дали ученым надежду на разгадку тайн прошлого. Причем самых разных его периодов. Но больше всего исследователи гордятся каменным изваянием родом позапрошлого тысячелетия.

Пока самой значимой находкой археологи считают фрагмент статуи пятого века нашей эры. Это период становления Тюркского каганата. Однако ученые уверены: это далеко не последняя находка такой значимости. Ведь сейчас исследовано всего около трети древних выгребных ям. А это значит, что далеко не все сюрпризы подняты на поверхность.

Но пока, как называют артефакт сами археологи, "каменная баба" - единственный ключик, который может приоткрыть завесу тайн плохо изученного до сих пор Тюркского каганата. Это государство простиралось от Урала почти что до Дуная. Но на донской земле исторических свидетельств не так много. Подобные находки можно пересчитать по пальцам.

"Находилась она в святилище - на том месте, куда приходили члены племени, поклонялись этому изваянию. И олицетворяло оно предка которого нужно было помнить и обращаться к нему - с благодарностью за оказанную помощь", - рассказала научный сотрудник Донского археологического общества Вера Ларенок.

Скорее всего, последующие после древних тюрков обитатели этой местности попросту разбили и выбросили статую в выгребную яму, где ее и нашли археологи. Ученые рассчитывают, что варварское отношение более поздних культур к древним идолам, как это ни парадоксально, помогло сохранить глубоко под землей и другие артефакты.

"Площадь вскрыта почти вся та, что мы планировали. Но работа еще не закончена: расчистка и разбор очистных ям, котлованов и жилищ... Поэтому трудиться еще долго", - говорит заместитель начальника археологической экспедиции Алексей Орленко.

Ну а уже извлеченные и изученные находки донские археологи представят широкой общественности уже на следующей неделе.

«Веер в руках красавицы — скипетр на владение миром»



Наверное, многие в детстве в жару мастерили веер из бумаги. Первые же веера появились на земле в незапамятные времена.

«Когда б владел я целым миром,
Хотел бы веером сим быть;
Всех прохлаждал бы я зефиром
И был бы всей вселенной щит;
А ты, махаясь, Хлоя, мною,
От жара сильного дыша,
Как солнце бы цвела красою,
Моей быв тенью хороша».
(Г.Р.Державин)

Некоторые веера, обнаруженные археологами, учёные относят к периоду неолита.

А одна из христианских легенд связывает появление веера с Евой. Вроде бы Ева после первой близости с Адамом смутилась под его пристальным взглядом, сорвала с дерева ветку и стала ею обмахиваться…

Родиной веера считают Китай, где он издревле почитается как символ вечной жизни. Легенды древнего Китая рассказывают, что бессмертный даос Чжун Лиоань воскрешал умерших своим веером.

Древнекитайские поэты часто воспевали веера в своих стихах. Но сначала появились опахала из листьев пальм, лотоса, пучка перьев птиц. Жители Востока не только разгоняли жаркий воздух, но и отгоняли ими мух и других насекомых. В Древнем Египте опахало служило атрибутом величия фараона.

Древние изображения, вырезанные на бронзовых изделиях вееров с длинными ручками, найденные на территории современного Китая, относятся к эпохе Восточной Чжоу (770–256 гг. до н.э) и периоду Воюющих царств – «Чжаньго» (475–221 гг. до н.э.). Фрагменты вееров из перьев с деревянной ручкой обнаружены при раскопках могилы княжества Чу в Цзянлине, провинция Хубэй. В те времена веера сообщали о социальном положении и достатке их владельца.

В более позднюю эпоху веера приобрели полукруглую форму. Изготавливали их из тонких бамбуковых пластинок. При династии Тан (581–907 гг.) появилось много вееров круглой формы. При династии Сун и Юань (960–1368 гг.) появились складные веера, которые используются и до сих пор.

Расцвет складных веером пришёлся на династию Мин и Цин (1368–1911 гг.). Дорогие веера дарились придворным за заслуги перед императором, а также его наложницам.

В Японию веер попал в VI веке, когда был привезён в виде подарка из Китая императору Японии. Китайские веера представляли собой круглую раму с ручкой, обтянутую шёлковой тканью или тонкой бумагой, скреплённой у основания ручки. В Японии веер стали использовать в ритуальных танцах, он стал атрибутом жреца. В некоторых храмах веер считался главной храмовой святыней, так как японцы верили, что в нём обитает божество.

Японцы занялись усовершенствованием вееров и изобрели свой складной веер - сэнсу, который изготавливали из тонко выструганных дощечек, обклеенных сложенной гармошкой бумагой. Интересен тот факт, что часть учёных уверена: складной веер изобрели именно японцы, а китайцы позаимствовали у них эту идею.

В начале X века веера стали использовать только аристократы. Их стали изготавливать из бамбука. Эти бамбуковые палочки соединялись бумагой, которая отличалась повышенной плотностью. Расписывали веер вручную и только тушью. На веерах рисовали цветы, животных, птиц, пейзажи. Были также специальные веера для путешественников, на них изображались географические карты.

Во время войны веер вешали на пояс рядом с оружием. Веера использовали для передачи сигналов. Веерами с металлической ручкой и металлической окантовкой, середина которых была покрыта лаком, военачальники самураев пользовались для руководства битвой.

Легенда о полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что при помощи взмаха веера он оборонялся от теснивших его вражеских войск. В наше время подобными веерами пользуются судьи в борьбе сумо, указывая веером на победителя.

В японских сказках чудеса совершаются не при помощи волшебной палочки, а взмахом веера.

В середине XVI века португальские купцы завезли веера в Европу. И веер тотчас очаровал европейцев, став модным женским аксессуаром. Хотя и мужчины в те времена обмахивались веерами. Но дамы выражали или, наоборот, скрывали при помощи веера свои истинные чувства, объяснялись в любви, назначали свидания.

Был изобретён целый язык движений веера. В Лондоне была открыта «Академия по обучению манерам пользования веером».

В XVIII веке, во время наивысшей популярности вееров в Европе, над их росписью работали такие мастера, как Ф.Буше, А.Ватто, Н.Ланкре. А остовы изготавливали известные ювелиры.

В Россию складные веера были завезены в виде дипломатических подарков в XVII веке и как иноземные диковины хранились в царской казне.


В описи казны царя Михаила Федоровича (1596-1645) за 1634 год есть и «опахало харатейное (т.е. пергаментное) сгибное, расписанное красками на дереве».И только в XVIII веке веер в России становится таким же непременным элементом светской жизни, как и в Европе. 

В начале XIX века веера уменьшаются в размере, всё чаще их полностью изготавливают из рога или кости, прибегая к ажурной резьбе.Расцвет веерного искусства в России связывают с именем царицы Александры Фёдоровны, жены Николая I, которая любила развлечения и балы. Судя по архивным данным, веера для Александры Федоровны выписывали из Парижа. 

Веер становится обязательным атрибутом наряда модной дамы. Так, в одном из модных журналов конца 1880-х годов написано: «Веер должен подходить к каждому туалету: прежде хорошенькая женщина имела их 2-3, теперь – 20-30! Надо иметь один-два богатых веера для больших приёмов и балов, а для более простых собраний – несколько простых, но изящных, подходящих к туалету».

Теперь каждый сам решает, иметь ему веер или не иметь. Представляю, как романтично объясняться при помощи веера с поклонником. Например: Если сложенный веер держать прямо, это значит - «Говорите смело». Развернуть одну створку - чистую дружбу. Приложить веер левой рукой к правой щеке – «да». Раздвинуть три створки - «Я вас люблю».

Вот только вряд ли современный кавалер поймёт всё это, наверное, проще послать ему смс…

А мастера фэн-шуй говорят, что веер, если повесить его недалеко от изголовья, подарит хороший сон. Но прямо у кровати вешать его нельзя, в таком случае он может вызвать бессонницу.

Для того, чтобы спорилась работа и не иссякала энергия, веер нужно повесить в кабинете или офисе у себя за спиной под острым углом в 45 градусов, опахалом вверх. А если повесите красный веер напротив входной двери, то он привлечёт в дом удачу.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2788) Россия (2715) музей (1064) археология (801) раскопки (716) Украина (446) палеонтологи (426) университет (402) Крым (378) Китай (353) Египет (301) археолог (280) артефакты (263) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (154) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (125) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) экспедиция (112) Англия (111) памятник (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (104) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)