7 июля 2012 г.

Греция: дамам в театре Иродио выдадут тапочки



Один из символов Афин – театр Иродио - начинает проигрывать войну пищевому прогрессу и женщинам. Основные проблемы древнего театра - жвачки и женские шпильки. Такая же напасть и в театре Эпидавр, там также как и в Иродио, реставраторы удаляют сотни тысяч шариков жвачек.

Но главное «смертельное» орудие для двух популярных античных памятников – каблуки.
Вопрос уже несколько раз рассматривался археологами, которые пришли только к одному решению – дамам выдавать специальные одноразовые тапочки, а у входа всем зрителям специальные листовки, в которых будет рассказано, какой неимоверный вред наносят античным памятникам жвачки.

Труворово городище станет археологическим музеем






На заседании Псковского областного Совета по культуре решено обустроить на территории Труворова городища археологический парк.

Главная задача проекта – сохранение объектов археологического наследия. На территории Труворова городища обустроят «археологические окна», со смотровых площадок в полном объёме будет видна основная планировка археологического парка.

При создании музея не будет затронут культурный слой городища, сохранятся ландшафт и аутентичные археологические объекты в актуальной степени сохранности, без надстроек и поновлений.

В настоящее время проект рецензируется экспертной группой, его финансирование подтверждено: губернатор Псковской области Андрей Турчак поднимет этот вопрос на встрече с министром культуры в ближайшее время.

Наша справка:

Труворово городище расположено в километре к северо-западу от стен Изборской крепости. Раскопки, проводившиеся в 1971 году экспедицией  Института археологии Академии наук СССР, показали, что первые поселения кривичей на этом месте появились в VII–VIII вв. – за несколько веков до упоминания в летописях об Изборске и Пскове.

Среди находок на территории городища и в его окрестностях – англосаксонские, арабские монеты IX–XI вв, браслеты и перстни, инструменты для письма и другие привозные предметы быта той эпохи – Изборск на заре своего существования стоял на торговом пути из русских земель в Западную Европу и в страны Востока.

В XIII веке город переместился на Жеравью гору по причине несовершенства оборонительной системы и ограниченной площади плато, на котором размещалось укреплённое поселение.
На территории Труворова городища сохранились остатки древних укреплений, основания столбов городских ворот и фрагмент надвратного колокола.

«Змеиный Патрокл». Античный парусник искали 25 лет, а сейчас прячут от грабителей


Александр Терещенко обследует свинцовый шток "Патрокла" 


Современная реконструкция Киренийского корабля. Примерно так выглядел «Змеиный Патрокл»

Киренийский корабль в музее. Археологи полагают, что сейчас «Змеиный Патрокл» пребывает примерно в таком же состоянии

Модель античного торгового судна

Скопелос сегодня

Килик. Детальное изучение керамики должно помочь ученым с уточнением даты гибели судна, что они смогут сделать с точностью до десятилетия.

Реконструкция античной военной диеры «Ивлия» одесского Центра исследования истории мореплавания

Люди науки вообще-то не очень любят бросаться громкими эпитетами и привлекать излишнее внимание к своим достижениям (если, конечно, не хотят прорекламировать их, чтобы добиться финансирования). 

И археологи в этом плане не исключение. Однако новость о том, что на морском дне у острова Змеиный группа водолазов обнаружила древнегреческий корабль IV века до нашей эры, заставила даже самых сдержанных из них заговорить языком газетных заголовков. «Находка десятилетия!», «Деревянное чудо», «Бомба на дне» — вот неполный перечень выражений, которые использовали собеседники «Думской», когда мы просили их оценить значимость находки команды дайвера Александра Терещенко и доктора исторических наук Татьяны Самойловой.

А находка, и в самом деле, может стать самым крупным археологическим открытием в Украине за последние лет десять. Впрочем, и в масштабах всей Европы событие, вне всякого сомнения, выдающееся. Известных мест крушения античных судов, да еще и с сохранившимися спустя два с половиной тысячелетия деталями корпуса (у «Змеиного Патрокла», как окрестили памятник археологи, по всей видимости, относительно целое днище и часть бортов), не так уж и много. А позднеклассической эпохи – так вообще всего два! То есть, повод прыгать от радости у ученых мужей есть.

В античном мире IV век до н.э. был периодом перманентных военно-политических катаклизмов. После Пелопонесской войны, закончившейся в 404-м году до н.э., Элладу сотрясали постоянные междоусобные конфликты. Вновь усилилась Персия, навязавшая грекам позорный Анталкидов мир. А во второй половине столетия полисы пали под натиском войск Филиппа II, отца Александра Македонского. Все это повергло экономику греческих городов-государств в глубокий кризис, что конечно же, отразилось на морской торговле. Именно поэтому находки затонувших судов IV в. до н.э. так редки.

Сейчас ведется работа по включению обнаруженного командой Александра Терещенко судна в национальный реестр памятников культурного наследия. В будущем же, надеются исследователи, их находка станет не менее известной, чем шведский галеон «Ваза», древнеегипетские «солнечные ладьи», Осебергский драккар или Киренийский корабль. Последний, надо сказать, — не только современник «Патрокла», но и найден был примерно в том же состоянии, что и судно у Змеиного. Сегодня Киренийский корабль – один из символов Кипра.

ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ПОИСКОВ

Александр Терещенко и его друзья из клуба подводного плавания «Наварэкс» искали творение античных корабелов долгих двадцать пять лет. Да-да, именно так! Почти четверть века назад дайверы «Наварэкса» и сотрудники Одесского археологического музея, спускаясь под воду в районе Змеиного, обнаружили свинцовый якорный шток (поперечный стержень в верхней части якоря) и фрагменты амфор – подробнее об этой экспедиции можно прочитать в этой статье журнала «Вокруг света» за 1990-й год.

«Тогда у нас и появилась навязчивая идея о том, что здесь не может не быть затонувшего судна, — рассказывает Александр Терещенко. — В пользу этого говорило и то, что остров Левке (древнее название Змеиного) был обязательным пунктом посещения для всех мореплавателей, пересекавших Черное море. Здесь они отдыхали, укрывались от штормов, за которые наше море прозвали Негостеприимным (др.гр. — Понт Аксинский), и конечно же, совершали богослужения – ведь на Левке находилось святилище Ахилла, святилище, имеющее общеэллинское значение.

При таком интенсивном судоходстве в этом районе просто обязаны были время от времени происходить кораблекрушения. А значит, подумали мы, где-то на дне покоятся и остатки судов».Фортуна долго водила их за нос. Нет, артефактов со дна вокруг острова изыскатели подняли за 25 лет предостаточно — множество амфор, древнегреческую кровельную черепицу (то ли с самого Левке, то ли «ехавшую» в качестве груза в одну из эллинских колоний), детали якорей. Но «целого» судна все не было.

Помогла техника. Летом 2011-го года команда задействовала гидролокатор бокового обзора, который и «высветил» покоящийся на подушке из ила корабль. «Конечно, от самого судна мало что осталось, — говорит руководитель «Наварэкса». — Сейчас это компактное скопление амфор, в плане повторяющее обводы судна. Бортов, палубы, такелажа — ничего нет. Но мы нашли части свинцовой обшивки толщиной всего 1 мм. Кроме того, с помощью щупов установили, что с большой долей вероятности у судна сохранилось днище, которое сейчас скрывается под илом».

НАСЛЕДНИК ФИНИКИЙЦЕВ

Длина затонувшего парусника – 26 метров. Ширина на мидель-шпангоуте (в самой широкой части) – 7-8 метров. Судя по размерам, полагают ученые, «Патрокл» — торговое судно: боевые корабли во все времена были меньше и уже «купцов». Двигался он в основном за счет силы ветра, хотя имел и весла: «В отличие от военных кораблей, на торговых каждое свободное место старались занять товаром, — рассказывает доктор Самойлова.

 — А как появятся эти свободные места, если держать большой штат рабов? Тем более, что за одно весло на таком судне садились обычно два человека. Кроме того, гребцов нужно кормить, что означает лишние затраты для судовладельцев. Поэтому весла использовали лишь для маневров в гаванях».

Конструкцию судов такого типа – коротких и широких — греки позаимствовали у финикийцев. Посудины эти при попутном ветре развивали скорость до 5 узлов (9,2 км/ч), имели водоизмещение порядка 100-200 тонн и могли взять на борт несколько тысяч амфор — этой универсальной грузовой тары античности, игравшей в те времена ту же роль, что сегодня контейнеры. Ходили греческие суда чаще всего вдоль берегов, а на ночь команда вытаскивала их на берег.

ВИНО В ОБМЕН НА ХЛЕБ

Что конкретно вез в Северное Причерноморье «Патрокл», археологам еще предстоит выяснить. По словам Татьяны Самойловой, вероятнее всего, грузом было вино и оливковое масло (хотя в амфорах могло перевозиться и что-то другое – скажем, металлические слитки), а также ценная чернолаковая керамика: под водой обнаружены заморские килики, скифосы и канфары (кубки и чаши для питья).

Детальное изучение керамики должно помочь ученым с уточнением даты гибели судна, что они смогут сделать с точностью до десятилетия.Относительно места отправления ясность уже имеется: «Большинство амфор, которые мы подняли, родом с острова Пепарет – это современный остров Скопелос в западной части Эгейского моря (архипелаг Северные Спорады). Таким образом можно сделать вывод о том, что судно вышло именно с Пепарета, который тогда был весьма крупным центром виноделия», — говорит доктор Самойлова.

Путь от Пепарета до Левке даже при тех скоростях занимал не так много — от силы семь-десять дней: «После Дарданелл и Босфора они могли идти тремя маршрутами – вдоль восточного берега Черного моря, вдоль западного или, сильно рискуя, напрямик. Но мы склоняемся к тому, что «Патрокл» следовал вдоль западного берега к одной из колоний Северо-Западного Причерноморья или к Херсонесу Таврическому. Не случись крушение, обратно судно пошло бы с грузом зерна».

Причиной гибели «Патрокла» мог стать сильный шторм, заставший купцов у Левке. Погиб ли кто-то во время крушения, или же моряки сумели выбраться на берег, мы, наверное, никогда не узнаем.Кстати, археологи подняли со дна и некоторые личные, как они думают, вещи членов экипажа. Это грубые сероглиняные сосуды – амфорки для воды, горшки и мортарии (широкие плоскодонные чаши с очень толстыми стенками, которые использовались в хозяйственных и ритуальных целях).

Исследование «Патрокла» только начинается. Первые шаги команда «Наварэкса» (сейчас, после получения открытого листа от Института археологии НАНУ, группа именуется «подводно-археологической экспедицией «Наварекс» ОНУ им. И.И. Мечникова») сделала в августе 2011-го, когда об открытии еще никто не знал. За три недели дайверы провели картографирование зоны исследований, разбили ее на квадраты и тщательно промаркировали все доступные на этом этапе предметы. «Там свыше 1000 бирок с шифром – потрясающее качество работы!» — говорит Татьяна Самойлова.

ПОДНИМАТЬ ИЛИ НЕ ПОДНИМАТЬ

Ученые ломают голову над тем, стоит ли поднимать «Патрокл», или же так и оставить его покоиться на дне. С одной стороны, если корабль так хорошо сохранился, то неплохо бы его выставить на всеобщее обозрение в Одессе или Киеве.

 С другой, стоимость работ по подъему и реставрации судна наверняка будет заоблачной: «Нужно выстроить специальный павильон с возможностью поддерживать необходимый температурно-влажностный режим. Когда туда доставят судно, его сначала будут поливать периодически водой, чтобы оно не рассыпалось, а потом пропитают древесину специальным составом.

 Это очень трудо- и ресурсоемкая работа, вряд ли удастся найти для нее финансирование», — замечает Татьяна Самойлова. О том, сколько могут стоить археологические изыскания, говорит следующий факт. В 2008 г. университет Васэда выделил на проведение раскопок и реставрации одной из «солнечный ладей» фараона Хеопса 10 млн долларов США.

Между тем, если «Змеиный Патрокл» остается на дне, то появляется другая проблема – его безопасности. Ведь – и это совершенно очевидно — узнай о точном местоположении судна кладоискатели, до следующего сезона памятник просто не доживет. Поэтому координаты и глубину, на которой находится судно, исследователи держат в строгом секрете, причем не только от СМИ и любопытствующих, но и от собственных коллег!

«Подключены пограничники, КП «Островное», готовится распоряжение губернатора о мерах по охране объекта. Мы рассматриваем вариант сооружения в будущем прозрачного саркофага над судном. В общем, делается все возможное», — сообщила «Думской» начальник облуправления охраны памятников культурного наследия Наталья Штербуль.

Сокровища музея этнографии: коптские ткани и украинские рушники



Львовский музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины — единственный в своем роде музей в Украине, который подчиняется Институту народоведения Национальной академии наук Украины. В нем хранится свыше 72 тысяч экспонатов. 

Об уникальной коллекции, об аппетитах современных коллекционеров, об особенностях жизни экспонатов — наш разговор со старшим научным сотрудником музея, хранителем фонда художественной исторической ткани Музея этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины во Львове Людмилой БУЛГАКОВОЙ.

— Об Украине обычно говорят только со времен Казаччини. А что касается княжеских времен? 

— Средневековье в музеях Украины практически не представлено. Предметы быта украинцев тогда никого не интересовали. За исключением золотых, серебряных и изготовленных из других ценных металлов вещей, стеклянных изделий, фарфора и т.п. На остальные экспонаты научные сотрудники и исследователи обратили внимание только в конце XIX в., когда у общества возникла потребность в самоидентификации.

 Благодаря чему мы могли это сделать? Прежде всего через народную одежду, традиционную архитектуру, изделия, которые использовались в быту, древние ремесла. Украинская интеллигенция начала идентифицировать себя с казаками. Это было ближе и лежало на поверхности...

И часто то, что мы видим в художественных фильмах, является искажением прошлого! Например, в одном из «исторических» фильмов главная героиня работает в поле в богато вышитой сорочке. Это вымысел. Никто не надевал в поле или идя к скотине праздничную одежду, в которую было вложено столько труда.

Почему сохранились вышитые сорочки? Их надевали только на праздники, передавали в наследство. Сорочки на каждый день почти не украшали, они не были вышиты — в этом не было целесообразности. Разве что с охранительной (магической)
целью могли сделать деликатную вышивку на соединительных швах, вокруг запястий и выреза горловины.

— Можно только представить, сколько таких тайн сберегается в хранилищах вашего музея…

— Для примера: в нашем музее находятся на хранении единственные в Украине фрагменты коптских тканей. Копты — это первые египетские христиане. Стиль коптского портрета или изображения животных ни с чем не перепутаешь. Одевались копты преимущественно в туники, то есть сорочки, украшенные поверх белого полотна орнаментальными полосами, которые назывались клав.

Специально для этих коллекций в городе и построили помещение на проспекте Свободы, 24. В 1939 году Городской музей начали называть Музеем художественного промысла, и тогда в него вошло много национализированных коллекций. Среди них частные коллекции Любомирских, Дидушицких.

Но когда в 1951 году решено было создать во Львове новый филиал Музея Ленина, то помещение Музея художественного промысла отобрали под этот проект. Все коллекции оттуда были немедленно перенесены в здание бывшей Галицкой сберегательной кассе по пр. Свободы, 15. Кстати, возведенное известным архитектором Юлианом Захаревичем (1837—1898). Сейчас это Музей этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины.


— Помните ли вы свою первую экспедицию за экспонатами для музея? 

— Первые мои экспедиции были в 1982 году. Тогда я больше специализировалась по текстилю, хотя приходилось собирать и керамику.

Обычно, когда выезжали в село, планировали найти какой-то определенный экспонат. Но, прибыв на место, нередко находили вещи, о которых даже мечтать не могли. В конце 1970-х годов в семьях, до сих пор живших в довоенных домах, сохранялись древние изделия. Это уже со временем в перестроенный дом не несли старые вещи. Там не было места даже для рушников с архаической техникой вышивки.

Средством нашего передвижения был автобус «Кубань», который мы называли железным шкафчиком. В гостиницах обычно не останавливались — не хватало средств. Договаривались со школой или ставили палатки. А в общем, так работаем и сейчас. Собирать экспонаты стало легче с тех пор, как в Тернополе основали первое в Украине Певческое поле. Со всей области туда приезжали фольклорные коллективы, они и помогали отыскивать интересные вещи.

Там я познакомилась с фольклорным коллективом с. Мышкив Залещицкого района. Его участницы пригласили меня на Пасху. Автобусом доехала до дороги, которая вела в село. Вспоминаю, только что сошел снег, дорогу размыло. Какую-то часть пути шла пешком, а потом меня догнал трактор с большими колесами. На мое счастье водитель остановился. Потому что впереди были такие колдобины, что точно там бы завязла. Он и довез меня до села.

Там меня встретили как родную. С собой у меня был большой-пребольшой диктофон. Сначала меня накормили. Не обошлось и без самогона — обязательного атрибута встречи. Разговаривали, пели, ели и снова пели. Пришлось выслушать множество рассказов о женских судьбах. Непростые они были, ведь это поколение женщин, которые 15-летними девушками вошли в войну. Много среди них вдов, а некоторые так и остались незамужними, потому что или возлюбленного война забрала, или просто пары не нашлось, ведь парней мало вернулось, да и те женились уже на младших.

Так разговаривали до одиннадцати вечера, а потом одна из участниц пригласила к себе в гости. У нее просидели до пяти утра. Никогда не забуду этих бесед. Родом из с Харьковщины. Рассказы об УПА для меня были открытием. Хотя я и закончила исторический факультет, этого нам не преподавали. Если и вспоминали, то под другим углом зрения. А здесь — живые участники событий.

В конце разговора одна из женщин открывает сундук и показывает мне залещицкую сорочку, традиционно вышитую шерстяными черными нитями архаической техникой «колодки». Но здесь был особый тип рубашки — так называемая хлопянка, пошитая туникой, без каких-либо вставок. Полоску ткани сгибают поперек, вырезают отверстие для головы и потом перпендикулярно с двух сторон вшивают рукава.

Тогда я впервые услышала название «хлопянка», а потом уже сама всегда спрашивала о ней, так меня поразил этот крой. К тому времени я уже исследовала традиционную подольскую вышивку.

— Сейчас многие политики пытаются «что-либо» коллекционировать. Недавно во Львове побывал городской голова Одессы Алексей Костусев, который заявил, что коллекционирует археологические находки. Как вы к этому относитесь?

— Во-первых, памятки археологии, как и полезные ископаемые, — государственное достояние. Во-вторых, каждый музейный предмет должен иметь информационное сопровождение: откуда он, из какого культурного слоя. Есть множество тонкостей. Находка без паспорта ничего не стоит. Она должна сопровождаться пусть даже вербальной информацией, чтобы можно было представить, в каком контексте эта вещь существовала.

 Но украинские скоробогатьки к коллекционированию относятся легкомысленно. Оно для них — статусная фишка. Настоящий коллекционер — специалист. Он подробно изучает каждый предмет. Такими можно назвать Тараса Лозинского или Ивана Гречко. Известные фигуры во Львове, прекрасные коллекции которых открыты для всех.

Важно вместе с предметами культуры иметь объяснения от людей, которые их создавали. Без этого нет достопримечательности. Она может быть только в контексте времени, народа, территории. Часто на женских, иногда и мужских, вышитых сорочках начала прошлого века, найденных в Полесье, на Волыни или Подолье, на местах, которые закрываются штанами или юбкой, можно встретить определенную вышитую кривульку, орнаментальный мотив или элемент.

 Возник вопрос: что это? Когда исследователи обратили внимание на загадочное украшение, людей, которые еще застали этот обычай и могли объяснить его значение, уже не было. Можем только догадываться, что это своеобразный оберег, защита от чего-то. Возможно, каждая женщина закладывала в этот знак свое магическое содержание, воплощала собственную идею.

Музейные работники ежедневно держат в руках вещи, за которые коллекционеры платят бешеные деньги – хотя бы те же коптские ткани. Часто экспонаты разрушаются из-за того, что живут не в своем времени. Например, древние изделия из шелка чрезвычайно чувствительны к изменениям влажности или температуры. Их физические и биологические возможности исчерпаны. Сейчас проблема во всем мире — как сохранить их для будущих поколений. Во многих музеях выставляют для обзора не оригинальные экспонаты, а их копии. Визуально для посетителей такая подмена несущественна.

Сейчас исследователи заинтересовались предметами середины XX в. Например, Петр Гончар, сын Ивана Гончара, директор музея его имени, — обратил внимание на послевоенные сорочки, вышитые на тонком хлопчатобумажном полотне (перкали), которое было дешевым и доступным для крестьян в послевоенные годы. В конце 40— 50-х годов прошлого века в школе еще учили рисовать и вышивать на полотне «стебневочкой» наивные мотивы: голубков, цветочки, корзиночки. Перкалевые вещи быстро снашивались, и их выбрасывали. Для многих музеев эти предметы утрачены, ведь долго считалось, что художественной ценности они не имеют.

— Музеи их также не сохраняли?

— К сожалению, возможности фондохранилищ большинства украинских музеев ограничены за неимением площади. Сегодня я не могу взять в музейный фонд сорочку, которая не имеет ни хронологической, ни художественной стоимости. Именно поэтому в музеях не хватает обычных экспонатов бытового характера, которые изготовляли, например, в 1970-х годах на местных украинских фабриках и заводах. Из-за этого для краеведческого музея очень сложно воссоздать быт жителей села или города 1960—1980-х годов.

Искренне уважаю людей, которые ценят древние родственные вещи и никому их не отдают. Когда говорят: у меня есть дети, внуки, пусть останется им на память о предках. Лично сохраняю пояс своей бабушки. Это та ниточка, которая обеспечивает нам связь с нашими родными.

— Известно, что вам пришлось исследовать памятники культуры в Чернобыльской зоне. Как это было? 

— Регион Полесья интересен тем, что там еще сохранялось множество архаических памятников культуры местного населения. Была возможность сделать фотофиксацию, чертежи, зарисовки, например, конструкций традиционных зданий, осмотреть их фундаменты, что в других условиях невозможно.

Во многих домах находили уникальные полесские тканые рушники и одежду конца XIX в. Больше нигде в Украине подобного я не встречала. Все находки потом были переданы в Государственный научный центр защиты культурного наследия от техногенных катастроф в Киеве.

Благодаря сотрудничеству ученых, музейных сотрудников Института народоведения, других учреждений Украины и Министерства чрезвычайных ситуаций Украины в Чернобыльской зоне были спасены многие ценные памятники культуры и быта.

В последние годы работа научных сотрудников Государственного научного центра защиты культурного наследия от техногенных катастроф в Киеве распространяется на другие регионы, пострадавшие от Чернобыля — Ривненскую и Волынскую области. В этом году запланировали экспедицию в Камень-Каширский район Волынской обл. Люди продолжают оставлять эти территории.

 В некоторых селах Заречнянского района Ривненской области остались усадьбы, в которых сегодня живут люди только преклонного возраста. Участники экспедиции спасают от забвения не просто отдельные экспонаты, они сохраняют для потомков целый пласт истории культуры нашего народа. Поэтому надо спешить.

Экспертам покажут возвращенные ФСБ хакасские петроглифы


   
II Международный форум «Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития» открылся 6 июля в Республике Хакасия. Эксперты, музейщики, археологи и представители СМИ собрались, чтобы обсудить проблемы истории и культуры, а также необходимость воссоздания единого информационного пространства для сохранения культурного наследия. 

В форуме принимают участие Глава Республики Хакасия В.М. Зимин, вице-спикер законодательного собрания Красноярского края А.М. Клешко, публицист А.Н.Архангельский.

В неофициальной части программы участники мероприятия увидят выставку эстампажей древних хакасских петроглифов, похищенных из Республики Хакасия в 2003 году и возвращенных в 2011 году благодаря усилиям ФСБ России и Росохранкультуры, посетят музей под открытым небом «Усть-Сос», посмотрят спектакль театра “Моссовета” и документальные фильмы киностудии «Хакасфильм».

 Перед участниками форума выступят С.Ю.Юрский и оперные звезды Д.Хворостовский, П.Бурчуладзе и Т. Павловская.

Учёные обосновались в «поле»



На Ямале начался сезон археологических раскопок. В планах местных и приезжих специалистов – продолжить изучение знаменитых на весь мир памятников и разведать неизведанные места.
  
География работ обширна, их объем, в сравнении с предыдущими годами, можно назвать беспрецедентным. И всё это благодаря созданию в регионе научного центра изучения Арктики и долгосрочной целевой программе, рассчитанной до 2015 года.В этом году, благодаря программе, продолжатся исследования древнего святилища Усть-Полуй в Салехарде, Мангазеи – первого русского города Заполярья, основанного в 1601 году, располагавшегося на реке Таз.

Специалисты научного центра изучения Арктики, как и приглашенные археологи, займутся средневековыми памятниками – Надымским городком, реанимируют работы на городище Усть-Войкарском в Шурышкарском районе, продолжат изучение древнего поселения Горный Самотнёл в Приуральском районе.

 Последний памятник открыт несколько лет назад на берегу Оби. Помогли местные рыбаки. Именно они обнаружили на береговой осыпи многочисленное скопление фрагментов керамики, а позднее сообщили об этом сотрудникам музея. «Керамический Клондайк» из-за плохого состояния береговой зоны требует пристального внимания исследователей в ближайшее время.

Работы на Усть-Войкарском городке в последние годы не велись – помешал экономический кризис. И вот теперь ученые вновь получили возможность продолжить исследования городка, где самые ранние постройки датируются началом четырнадцатого века. Городок, предположительно, мог быть ремесленным центром, где было налажено производство различной бытовой утвари из дерева и бересты.

Директор Научного центра изучения Арктики Святослав Алексеев сообщил, что уже произведена археологическая разведка на Полярном Урале, а также в Красноселькупском районе, где исследовательские полевые работы никогда не велись. Дело не только в финансировании, но и в привлечении специалистов. По словам собеседника «КС», в стране не так много археологов, специализирующихся на Обском Севере.

Как и у всякого региона, у Приобья своя специфика – особый неповторимый ландшафт, самобытная история народов, заселявших его с глубокой древности. На то, чтобы начать хоть как-то ориентироваться в мире угро-самодийских народов, нужно несколько лет интенсивных полевых работ и хорошее знание материальной культуры региона. Поэтому список исследователей практически не изменяется из года в год.

УСТЬ-ПОЛУЙ И НОВЫЕ ТАЙНЫ

На днях возобновились раскопки на Усть-Полуе, древнейшем памятнике, открытом в 30-е годы прошлого века. В этом году своего рода юбилей – восемьдесят лет с момента обнаружения городища, которое с 90-х годов ХХ века ученые склонны считать святилищем.

Напомним, число находок на Усть-Полуе насчитывает десятки тысяч экземпляров. Многие из них уникальны для Приобья. Как показывает новый виток раскопок, начавшийся в 2006 году, памятник поистине неисчерпаем. Он удивлял ученых захоронениями, обнаруженными в 30-е годы во времена раскопок Василия Адрианова, и в 90-е годы, когда работы возобновила известный археолог Наталья Фёдорова.

 В последние несколько лет ученых снова ждали сюрпризы. Это хорошо сохранившиеся фрагменты деревянного моста через прорытый в древности ров. Именно во рву удалось обнаружить большое количество находок из дерева, бересты, ткани, то есть того, что обычно не сохраняется на протяжении длительного времени.

Прошлый сезон не стал исключением. Обнаружено еще одно человеческое захоронение. Находка интересна не только давностью и хорошей сохранностью, но и тем, что не соответствовала известным обрядам человеческого захоронения. Человек, предполагают ученые, был оставлен на поверхности, на берестяной подстилке, и сверху засыпан землей.

Необычно положение костяка (скорчен на левом боку, руки поджаты к груди, ноги согнуты в коленях), напоминающее позу спящего человека. Рядом с останками найдены вещи, как полагают исследователи, намеренно испорченные: надломленный наконечник стрелы, часть ложечки, скребок для обработки шкур.

Среди интересных находок 2011 года – бронзовая рукоятка железного ножа, пластина из рога с изображением медведя и многое другое.

И «КИНО» БУДЕТ

В этом году на Усть-Полуе, рассказал руководитель раскопок Андрей Гусев, совместно работают специалисты Научного центра изучения Арктики и МВК им. И.С. Шемановского. До конца месяца им будут помогать студенты Уральского федерального университета (г. Екатеринбург) и ученые Коми научного центра УрО РАН (г. Сыктывкар). Под руководством известного уральского исследователя Севера Андрея Головнёва создадут научно-популярный фильм, посвященный Усть-Полую.

Исследователи, традиционно начав полевой сезон с уборки мусора на территории памятника, планируют продолжить изучение его объектов, в основном древнего рва, обнаруженного ранее:

– Это сооружение создано людьми около двух тысяч лет назад. Нас интересует его конфигурация, а главным образом заполнение, то есть то, что сохранилось с того времени. Устройство этого рва говорит о том, что сооружение, скорее всего, исполняло роль не оборонительную, а символическую, отделяя площадку древнего святилища от остальной территории. Здесь под двухметровой толщей земли мы уже находили удивительной сохранности вещи из органических материалов – дерева, бересты, ткани.

 Очень надеемся, что и предстоящий сезон раскопок порадует нас новыми материалами, – заключил Андрей Гусев.Площадь раскопа, кстати, составит более 200 метров.  Вполне возможно, что Усть-Полуй даст специалистам новую почву для размышлений. А найденные предметы после специальной обработки станут привлекать посетителей МВК им. И.С. Шемановского удивительной для Севера техникой исполнения и художественной ценностью.

Удовольствие – быть владельцем старинной мельницы



Мельничные жернова, вращаясь, издают звуки, похожие на маятник. Еще их сравнивают с размеренными вздохами. Быть владельцем такой доиндустриальной старинной недвижимости, которая не только приносит душевный покой, но и чрезвычайно может быть полезной в качестве бизнес-проекта, – чистое удовольствие.

Восстановленные старые мельницы долгие годы верой и правдой служат своим хозяевам.
Побывав на северо-востоке Франции, в Арденнах, загляните в необычный дом. Это мельница из камня, обработанного методом теса. Рядом – амбар, датированный 1585 годом.

Мельничный комплекс выполнял свою прямую функцию вплоть до XIX века. Но потом оказался заброшенным. Вместо мешков с зерном здесь поселилась разруха.Именно в таком упадочном состоянии и обнаружили мельничное хозяйство новые владельцы. Но загадочная аура места, где начиналось рождение хлеба, заставила влюбиться в старую, добрую мельницу.

Сколько сил и средств пришлось вложить в восстановление – история умалчивает. Но хозяева говорят, что в Арденнах они единственные владельцы собственной электростанции. «На полученном электричестве еще и зарабатываем неплохо, – улыбаются владельцы старины. – А жить возле искусственного водопада – удивительное ощущение».

И гости понимают, о чем идет речь. Из машинного зала слышны звуки природы, которые не с чем не перепутаешь. Нет, это не водопад, конечно. Это вода стекает по восстановленному желобу, вращая мельничное колесо, при этом вырабатывая электрический ток, который и освещает уютный жилой дом, и отапливает его. Ну, не чудо ли?

Немногие инвесторы приглядываются к старинным мельницам, как к объектам выгодного вложения. Но не потому, что они им не нравятся, ведь цена на такую недвижимость, по сравнению с элитными строениями, довольно привлекательная. Зачастую, дело в том, что изначально мало кто задумывается, что мельница – это замечательное место для семейного очага. Но дизайнеры из Испании доказали, что старинные мельничные комплексы, можно сохранять, как культурное наследие, и жить со всеми удобствами.

Реконструкцией мельницы в Приорате, славящемся древними традициями виноделия, занялась одна из архитектурных студий. Дизайнеры максимально постарались сохранить самобытный деревенский колорит и не стали изменять экстерьер строения. А изнутри превратили мельницу в современный сказочный домик со всеми бытовыми удобствами.

Кроме того, в подвальном помещении оборудовали потрясающий винный погреб.
Уникальность жилища в том, что современный дизайн гармонично был встроен в древние каменные стены и колоритные бревна. Мебель в стиле минимализма, эффектные аксессуары, новомодные приборы освещения, сочные цвета гармонично переплелись с удивительно уютным интерьером.

Второй этаж заняли спальные комнаты и душевые. И хотя в Испании летом жарковато, но владельцев радует прохлада, которую обеспечивают каменные стены.Гордостью одомашненной мельницы являются винные подвалы. Они, как и основное здание, тоже ровесники средневековья. Хозяева реконструированной старины даже и не ожидали такого потрясающего эффекта от сочетания истории и современности.

В Италии старинные мельницы в большинстве своем, перестроены под мини-отели. Вот как об одном из них в своем блоге пишет один из туристов: «Больше всего я (да и дети) был в восторге от нашего отельчика «Mulino Di Firenze».

 Перестроенный из старинной мельницы, он сделан с очень большим вкусом, превосходные номера, бассейн, интерьеры, заполненные антиквариатом (хозяин – коллекционер), отменный персонал, необыкновенная кухня. Вся эта красота находится в 10 минутах езды от самой Флоренции, на берегу реки Арно».

Как показывает практика, не все мельницы, обретшие владельцев, становятся семейным гнездышком или отелем. Между Берлином и польской границей есть деревенька Штраупиц. Здесь усилиями частного инвестора была восстановлена древняя ветряная мельница.

 Когда-то ее внесли в список памятников европейского культурного наследия, но это никак не мешало ее разрушению. Но после покупки мельница стала музеем. И путешественники обязательно приходят сюда, чтобы посмотреть на вращающиеся колеса и весело гудящие ветряки – хотя мельница и не перемалывает пшеницу, все же она считается действующей.

Кстати, штраупицкая мельница построена по голландскому типу. Ее конструкция такова, что строение считается «живым», ведь оно само определяет направление ветра и разворачивается в нужную сторону. Тогда как в других мельницах этот процесс разворачивания лопастей производился ручным способом.

И служит это чудесное старинное здание подтверждением тому, что из мельницы можно сделать свой собственный музей.Конечно, мельница может выполнять и свои прямые функции. И к этой мысли склоняются не только частные инвесторы, археологи, историки, но и даже врачи.

На пражском Всемирном конгрессе профессор Ларберт рассказывал делегатам о том, как рафинированный белый хлеб пагубно влияет на здоровье современного человека. На вопрос: как быть, профессор отвечал: «Вернуть жернова! Возвратиться к выпечке хлеба на заквасках, которые использовались в глубокой древности и в недавнем прошлом! Обернуться лицом к восстановлению старых мельниц».

Возможно, эта разумная мысль и укореняющаяся привычка европейцев беречь свое здоровье, станут для кого-то началом полезного и процветающего бизнеса.Предложений для этих целей на международном рынке множество.Например, в Чешском Броде продается мельница, к которой примыкают 18 гектаров плодородной земли. Из них четыре с половиной гектара – лесная зона отдыха. В этом месте можно открыть настоящий экономический рай.

 Почувствовать себя фермером и развести домашних животных. А кому-то, возможно, захочется разбить парк для отдыха. Есть здесь условия для создания пруда, поскольку вода находится в непосредственной близости.Не удивительно, если старинная мельница 18 века, построенная в 1701 году в деревне Радванец, около Ческе Липы ожидает именно вас в качестве владельца.

Возможно, вам приглянется старинная ветряная мельница-вилла. Этот уникальный ветряк голландского типа перестроен под семейный дом, расположенный на земельном участке площадью 3000 кв.м. На данном земельном участке также располагается 90-летний дом. Мельница находится в уединенном месте, около 1,2 км от деревни. Если вы любитель тишины и покоя – это ваш шанс выгодно вложить средства.

Или же присмотритесь к бывшей старинной мельнице с жилой частью, которая сейчас используется в коммерческих целях. Расположен объект у главной дороги, ведущей по направлению к Младэ Болеслав.Если вы подыскиваете себе в данное время наиболее доступную историческую недвижимость. Уделите внимание мельницам. Вы не пожалеете.

Когда-нибудь воробьи опять станут тираннозаврами


Ящеры совсем не такие, какими мы их себе представляли


Ящеры облегчали себе жизнь, сидя в воде.

«Птенчика» из Китая перья грели.

И у динозавра Чиро ученые ищут оперение.

Зубастые 9-метровые цыпочки

Удивительная находка сделана в провинции Ляонин на северо-западе Китая. Обнаружены останки близкого родственника тираннозавра - столь же огромного и хищного монстра, но покрытого перьями. Это чудо жило 125 миллионов лет назад, весило около полутора тонн и достигало в высоту 9 метров. То есть легко могло бы просунуть свою зубастую пасть в окно четвертого этажа российской хрущевки.

Пернатого динозавра назвали Yutyrannus Huali. Кличка представляет собой китайско-латинскую смесь. И в приблизительном переводе означает «красивый тиран в перьях».

Один из авторов находки - профессор Сю Син из академии наук Китая - уверяет: «тиран» стал самым крупным существом в перьях из когда-либо обнаруженных. Ученый, правда, оговаривается, что перья у него не совсем как у нынешних птиц.

- Они напоминали скорее мягкий пушок только что вылупившихся цыплят, - уточняет Сю Син в публикации в журнале Nature.

Всего ученые нашли окаменевшие останки трех пушистых цыпочек - одной взрослой особи и двух детенышей. На их оперение указывал характерный ореол из множества мелких линий.
Коллега Сю и соавтор открытия, палеонтолог из Канады доктор Корвин Салливан, полагает, что «тиран» отрастил перья отнюдь не для полета. Скорее для того, чтобы согреться. Ведь он обитал в относительно холодный отрезок раннего мелового периода.

Китайская находка не единственная. Пушистый динозавр обнаружен и в Европе. В известковом карьере Риголь в Баварии палеонтологи под руководством Оливера Раухута из Университета Людвига-Максимилиана (Мюнхен) откопали отпечаток скелета, на котором тоже хорошо заметно ворсистое оперение.

Скелет невелик, его размер всего 72 сантиметра. Принадлежит, по мнению ученых, только что вылупившемуся из яйца детенышу мегалозавра. И этот ящер был похож на тираннозавра. Помимо перьев, детеныш имел еще и длинный пушистый хвост. Как у белки.

Чудеса педоморфизма

На то, что динозавры и птицы - действительно родственники и, возможно, очень близкие, указывает удивительное открытие, сделанное международной командой испанских и американских палеонтологов. Используя компьютерную томографию и математическое моделирование, они обнаружили потрясающее сходство в анатомическом строении птиц, особенно их черепов, и детенышей динозавров.

Обнаружив это, ученые сделали еще более потрясающий вывод: нынешние птицы, к примеру воробьи, это те же динозавры, только остановившиеся в своем развитии на стадии детенышей. Подобное явление в эволюции называется педоморфизмом. Происходит на генетическом уровне в результате какого-либо сбоя в наследственной программе.

Но если птицы - это динозавры, пусть и «недоделанные», значит, у них может существовать генетическая память о своем далеком прошлом. Случись какой-нибудь сбой - в другую сторону, - спящие пока гены проснутся. И любой птенчик сможет превратиться в тираннозавра с перьями. Или без. По мнению ученых, перья  могли быть весьма распространенной особенностью многих динозавров. В том числе и очень крупных.

Кстати, открытие испанских и американских палеонтологов подразумевает, что динозавры, по сути, не вымерли, а переродились в птиц. Эволюция…

Аквапарк
Юрского периода

Как Земля носила гигантов вроде бронтозавров, вес которых достигал десятков тонн? И зачем природа оснастила их массивными и длинными хвостами?

Эти вопросы задал себе британский ученый, профессор биологии из Кэмбриджа Брайан Форд. И нашел ответ. По мнению ученого, динозавры, по крайней мере крупные, не бродили по лесам и степям, как это показано в культовом фильме «Парк Юрского периода». Они почти все свободное время проводили в воде. И тем самым облегчали свое существование в соответствии с законом Архимеда. А хвостами рулили и подгребали, помогая себе ловчее передвигаться.

Форд считает, что динозавры обитали в озерах глубиной от 5 до 10 метров, которых в те времена было полно. Вода в них прогревалась до 37 градусов. Ящерам было комфортно. На сушу они выходили лишь по крайней нужде. Например, чтобы отложить яйца.

Кстати, водный образ жизни древних рептилий позволяет разгадать парадокс, которому десятки миллионов лет. Суть в том, что обнаружены следы ног динозавров. Они сохранились в окаменевших иле и глине. А следов хвостов нет. Почему?

Ученый объясняет: динозавры не касались хвостами дна, по которому ходили. Вот следов и не осталось. А если бы ящеры бегали по суше, то волочили бы хвосты. Ведь держать столь массивные сооружения все время на весу было бы крайне тяжело.

Теория Форда выглядит весьма логично. Но далеко не все коллеги ее разделяют. Например, доктор Поль Барретт, палеонтолог из Лондонского музея естественной истории, не согласен.
- Подобные представления о том, что динозавры вели водный образ жизни, были популярны в 20-х годах прошлого века, - комментирует ученый «открытие» Форда.

 - Но уже в 60-е годы специалисты по биомеханике продемонстрировали, что у динозавров хватало сил и мощности для передвижения по земле. По мнению Барретта, у динозавров возникало бы гораздо больше проблем, если бы они на самом деле жили в воде. Они бы с трудом дышали, медленно передвигались. Хотя ученый не исключает, что древние гиганты могли жить рядом с водоемами и время от времени погружаться в них. Например, чтобы охладиться.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Первый и последний раз он позавтракал 120 миллионов лет назад

Маленькая каменная пластина с впечатанным в нее детенышем динозавра, названным Чиро, была обнаружена еще в 1980 году в окрестностях города Беневенто. Уникальность этого реликта состоит в том, что, помимо идеально сохранившегося, хотя и деформированного скелета, у существа есть кожа, мышечная ткань и внутренние органы, включая желудок.

Это и привлекло основное внимание группы итальянских палеонтологов во главе с профессором Кристиано Дель Сассо. Несколько лет они копались в желудке Чиро и только что опубликовали результаты своих исследований.

Ученые установили, что незадолго до смерти детеныш плотно поел: в пищевом тракте у него две рыбешки, похожие на анчоусов, лапка небольшой ящерицы и фрагменты еще двух животных, которых не удалось точно идентифицировать.

- Думаю, это был один из первых его завтраков. По моим расчетам, Чиро было лишь около 3 - 5 дней от роду. Впрочем, он пока не раскрыл всех своих секретов, - сообщил «КП» профессор Дель Сассо и рассказал, над чем палеонтологам еще предстоит поработать: - 


С помощью новейшего синхротрона во французском Гренобле мы обследуем останки с того бока, который закрыт камнем и поэтому полностью сохранился. Я рассчитываю найти там следы оперения. Но главное, вскоре у нас будет полный анатомический трехмерный портрет динозавра - впервые в истории науки!

Рисунки Наска


Загадочные рисунки


Тайна пустыни Наска.

 Рисунки пустыни Наска

Как сообщает Перуанский национальный институт культуры (Instituto Nacional de Cultura, INC), проливные дожди угрожают целостности древних геоглифов, расположенных на плато Наска. Так, песок и глина заполнили борозды фигуры, известной под названием «Руки». Институт отправляет команду археологов для расчистки «Руки» от наносов и восстановления ее прежней формы.

Геоглифы представляют собой стилизованные изображения животных, птиц и геометрических фигур, начертанных на каменистой поверхности пустыни Наска около 2 тыс. лет назад. Они прекрасно сохранились до нашего времени благодаря отсутствию дождей над плато и ветрам, которые не разрушают верхний слой почвы. Если о назначении этих гигантских (до 300 м) фигур ученые спорят по сей день, то относительно их создателей разногласий нет: геоглифы были сделаны индейцами наска, цивилизация которых процветала в Перу между 300 годом до н.э. и 800 годом н.э., пишет sunhome.ru

Поскольку изображения достигают десятков метров в длину, их невозможно распознать с земли. Они были обнаружены только с началом воздушных перелетов над пустыней в XX веке. Линии нанесены на поверхность в виде борозд до 35 см шириной и 40-50 см глубиной, для их создания, предположительно, использовались железные орудия. Подобные гигантские рисунки были обнаружены с воздуха на плато Устюрт в районе Аральского моря.

Между тем, ученые из университета Флориды (University of Florida), США, выяснили причины гибели одной из ранних цивилизаций Южной Америки, населявших перуанскую долину Супе задолго до прихода инков. Как утверждает профессор Майк Моузли (Mike Moseley), около 3600 лет назад мощное землетрясение сместило горный хребет, окружавший долину, и уничтожило ирригационные системы индейцев. В результате некогда плодородный район стал непригодным для жизни. С исследованием можно ознакомиться в «Трудах национальной академии наук США» (Proceedings of the National Academy of Sciences, PNAS).

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2783) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) храм (115) Великобритания (114) Франция (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)