5 июля 2012 г.

Требуются летописцы


Архитектурные памятники в Красноярске пока бессильны перед наступлением торгово-офисного "модерна".


Отшумел очередной День города, еще на год приблизивший его к 400-летию.


Одна из старейших региональных столиц Сибири теперь - полноценный мегаполис-миллионник. С каким историческим наследием идет Красноярск к своему юбилею? Об этом в беседе с корреспондентом "Российской газеты" размышляет директор Центра гуманитарных исследований "Текущий момент", кандидат исторических наук Сергей Комарицын.

Российская газета: Почти четыре столетия - срок достаточный, чтобы говорить о сложившемся коллективном характере красноярцев. Каковы, на ваш взгляд, Сергей Гурьевич, его специфические черты?

Сергей Комарицын: Красноярск, безусловно, один из тех российских городов, которые развиваются и в целом процветают. Однако с само-идентификацией, причастностью к красноярскому обществу - проблема. У соседей - в Якутии, Забайкалье, Томске, Иркутске - есть некое коллективное самоопределение, они живут в рамках общей местной культурной традиции. У нас это выражено крайне слабо.

РГ: В таком случае с каким историческим наследием идет Красноярск к своему юбилею?

Комарицын: Ничто не начинается с чистого листа. Физика, биология, астрономия не сами по себе существуют. Есть история науки, временная цепь открытий и обобщений.

И город всегда - продукт своей биографии. Красноярск - так уж сложилось - из столетия в столетие, год за годом наращивал мощь, при этом гуманитарная традиция слабела. В итоге историческая память, историческое наследие даже для местных элит так и не стали коллективной ценностью.

РГ: Почему же здешние историки до сих пор не сказали своего веского слова?

Комарицын: Не историки виноваты, а их маргинальное положение в красноярском обществе, отсутствие региональной политики в исторической сфере. В Иркутске, Чите, Улан-Удэ, Кемерове, Томске газеты, телеканалы переполнены исторической тематикой, у нас это - крайне редкое явление. Там республиканские, краевые, областные руководители регулярно встречаются с историками и краеведами, считаются с их мнением. У нас - нет.

РГ: Но ведь ваши красноярские коллеги проводят самые разные исследования, выпускают книги...

Комарицын: Выпускают, по сравнению с другими регионами, мало. А то, что написано - не востребовано. В Иркутске и даже Москве публикации красноярцев знают лучше, чем дома. Кроме того, ресурсов на эти цели в богатом крае не находится. Потому что нет общественного запроса.

В Чите, например, в течение 15 лет выходит многотомная "Энциклопедия Забайкалья" - одно из лучших историко-культурных изданий в стране. Есть и замечательная электронная версия в Интернете. В проекте участвуют полторы тысячи организаций - вузы, музеи, архивы, библиотеки. Авторов - больше четырех тысяч человек. В их числе, между прочим, - и красноярцы.

Удачной судьбе этого качественного просветительского начинания, наверное, способствовало то, что в роли главного редактора энциклопедии выступает забайкальский губернатор Равиль Гениатулин, - кстати, историк по образованию. Но главное все-таки - потребность в таком издании забайкальцев.

Это не просто несколько десятков книжек - это живое состояние общественной и культурной жизни региона. Сейчас к печати готовится очередной том - "Энциклопедия Забайкалья: Чита". Ставшая городом в 1851 году, она в три раза меньше Красноярска. До середины XIX века была захолустьем.

 Между тем истории Читы, как и Улан-Удэ, Иркутска, Томска, Омска, посвящено множество исследований. История же миллионного Красноярска до сих пор не написана. Есть лишь отдельные разрозненные публикации. О Дубенском. Об истории архитектуры, экономики, просвещения, библиотечного дела, городского управления...

В 1990 году вышла небольшая книжка профессоров педуниверситета Геннадия Быкони, Веры Федоровой и краеведа Леонида Бердникова "Красноярск в дореволюционном прошлом". Еще можно назвать "Енисейский энциклопедический словарь" и весьма слабую "народную" энциклопедию "Мой Красноярск".

 А вот полной систематизированной академической истории Красноярска с описанием политической, экономической, культурной, общественной жизни города за почти четыре столетия не существует. Соответственно нет и такого популярного издания для самой широкой публики.

Красноярск, пожалуй, - единственный крупный город в стране, не имеющий своей фундаментально изложенной биографии.

РГ: Неужели хотя бы до революции никто не попытался ее запечатлеть?

Комарицын: Это старая проблема. Красноярск, разумеется, упоминался в общих работах. О нашем остроге еще в середине XVIII века писал первый историк Сибири Г.Ф.Миллер в своем "Описании сибирского царства" (сейчас этот труд называется "История Сибири").

 Но специальных работ о городе на Енисее не существовало. В конце позапрошлого века выходила серия книг по истории российских и сибирских городов, в которой Красноярску места не нашлось. Может, потому, что история его была не столь богата, как у Иркутска, Томска или Тобольска.

А также - из-за отсутствия научной традиции и квалифицированных кадров.

Попытка организовать исследование по многолетней истории Красноярска, предпринятая городским головой конца XIX - начала XX века Николаем Александровичем Шепетковским, который немало сделал для развития в городе образования и культуры, не удалась.

Неоднократно обсуждала городская дума вопрос о написании истории Красноярска и к 280-летию - в бюджете не нашлось денег. Библиофил и меценат Г.В. Юдин обращался к сибирским историкам - и вновь безрезультатно.

РГ: А в 1920-е годы, когда по инициативе Горького вся страна писала истории фабрик, заводов, городов?..

Комарицын: Это время действительно можно назвать "золотым веком" российского краеведения, в том числе и красноярского. Было движение "Каждый должен знать свой край". У его истоков стояли замечательные просветители Александр Робертович Шнейдер, Вяче-слав Петрович Косованов, Всеволод Афанасьевич Смирнов, археолог Николай Константинович Ауэрбах. Была "Библиотека Приенисейского краеведа".

Накануне 300-летия Красноярска горсовет по инициативе его секретаря Всеволода Смирнова обратился к классику отечественной исторической науки, основоположнику современного сибириведения Сергею Владимировичу Бахрушину с просьбой написать историю города в трех томах.

Бахрушин приступил к работе, но вскоре его арестовали. Сталин тогда громил музейщиков, краеведов, историков дореволюционной школы. Позже, впрочем, вождь народов поручил тому же Бахрушину к 800-летнему юбилею столицы писать "историю Москвы".

А неоконченная рукопись "Очерки по истории Красноярского уезда в XVII веке", опубликованная после смерти автора в 1959 году, до сих пор считается хрестоматийным трудом.

РГ: Так, может, стоит сейчас обратиться с предложением к какому-нибудь академику?

Комарицын: Сейчас это может быть только работа большого коллектива. Но проблема не в авторах, а в среде. В Иркутске, Томске - множество краеведческих изданий. И периодических, и тематических. И в Интернете там история, краеведение представлены очень хорошо.

 В Красноярске же краеведы не имеют своей площадки, им попросту негде публиковаться - ни одного подобного периодического издания, профессионального портала в Сети не существует.

Сайты наших музеев, библиотек, не говоря уже об истфаках двух университетов, ни в какое сравнение с соседями не идут. Наши программы книгоиздания выглядят бледно.

РГ: До юбилея - 16 лет. С чего же следует начать?

Комарицын: Грядущее 400-летие - и для городского сообщества, и для властей - хороший повод, чтобы попытаться изменить ситуацию. Но сохранение культурно-исторического наследия, формирование местного патриотизма на основе исторического знания невозможно без гуманитарного образования.

В Красноярске его очень мало. Такой, как у нас, диспропорции в высшей школе нет ни в одной региональной столице СФО. Через пару недель начнется зачисление новых студентов в крупнейшем вузе России - Сибирском федеральном университете.

Свыше 6000 бюджетных мест выделено здесь для первокурсников, но лишь 87 из них - на Гуманитарный институт. Это на девять специальностей - философов, культурологов, искусствоведов, специалистов по связям с общественностью и даже на прикладную информатику. Историкам в том числе отдано всего 12 мест.

Более того, предпринимаются попытки сократить и без того микроскопический историко-философский факультет. Сравните, скажем, с Бурятским университетом, где в этом году на 1000 бюджетных мест 30 отдано историкам, а в целом гуманитарным специальностям - 229.

Не исправим положение - так и встретим 400-летний юбилей без истории города.

Мнение

Василий Гришаев, доктор исторических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, профессор-консультант кафедры истории Гуманитарного института СФУ:

- Многое зависит от состава историков. У нас, к сожалению, нет такой профессиональной традиции, как в Томске или Иркутске, университетская подготовка историков началась всего несколько лет назад. В СФУ идет только становление исторических профессий - архивистов, этнографов.

У историков и краеведов, конечно, есть желание заниматься просветительством, но сама атмосфера, отношение властей удручают. За последние 20 лет ни один губернатор края не встречался с историками, ни разу не пришел к ним, даже на международные конференции.

Исторический центр города теряет свой облик, потому что нет реальной программы сохранения историко-культурного наследия, городская топонимика почти не отражает историю Красноярска. Мнение специалистов при этом никого не интересует. Похоже, наша власть и не знает, что нынешний год объявлен в России Годом отечественной истории.

Совсем недавно жители краевого центра избрали новым мэром Эдхама Акбулатова. Надеюсь, при нем, родившемся и выросшем в Красноярске, что-то изменится.

В Самарской области спасают уникальное поселение



В Приволжском районе продолжаются работы по сохранению Федоровского селища. Это древнее поселение людей, живших во II веке до нашей эры. Оно относится к одному из пяти археологических памятников федерального значения.

Как сообщают Вести-Самара, операция по спасению памятника федерального значения развернулась вблизи села Фёдоровка. Поселение бронзового века было открыто здесь ровно 30 лет назад куйбышевскими учёными.

Сегодня его приходится спасать – в прямом смысле выкапывать историю более чем трёхтысячелетней давности. Несколько лет назад археологи обнаружили рядом с уникальным памятником ров для воды. Часть Фёдоровского поселения была задета.

Судя по раскопкам, 3,5 тысячелетия назад наши предки занимались медеплавильным производством. Бронзовых находок пока не найдено. В основном, попадается керамика – венчики и днища от кувшинов. Но историки надеются, что докопаются и до бронзовых открытий. Работают археологи очень аккуратно, дабы не повредить культурный слой.

Археологическая экспедиция пробудет в Фёдоровке до середины июля. Первоначально планировалось, что для раскопок будет охвачена территория в 300 квадратных метров. Сегодня историки исследовали площадь, почти в 2 раза большую. И с каждым новым метром они надеются получить всё более ценные находки бронзового века.

На Николаевщине исторические достопримечательности превращаются в огороды



На Николаевщине уничтожают курганы – местные власти отдали их под огороды.

Состояние памятников принялись массово проверять сотрудники Института археологии Национальной академии наук. 

Они обнаружили – в Березанском районе уничтожено 75 памятников. Правда, 45 из них не были нанесены на карту, а 30 сельские советы сознательно отдали под орало.По полю разбросаны остатки половецких, ногайских, сарматских и скифских захоронений.


«Все курганы перепахали. Обнаружены уничтоженные конструкции, лежат камни похоронные. Антропоморфные очень тяжелые большие стелы, которым накрывали захоронения в эпоху ранней и средней бронзы», - рассказывает археолог Александр Смирнов.

В Причерноморском степи они играли роль маяков на пути кочевников. Ныне курганы выше 3-х метров – редкость.А насыпь высотой 20 сантиметров люди даже не замечают. В инспекции по охране памятников объясняют, учитывать курганы начали лишь в 60-х годах прошлого века. Всего их свыше 5 тысяч.

«Это надо идти, становиться в цепь и все проходить. Ножками. И при этом иметь хотя бы на эту цепочку 10 специалистов.Такую работу никто у нас по Украине, и не только по Украине, не проводил. Это может любой бугорок оказаться курганом», - рассказывает заместитель начальника Государственной инспекции по охране памятников культуры в Николаевской области Владимир Ягьяев.


Землю с курганами нельзя приватизировать. Материальная ценность памятников - сотни миллионов гривен.Впрочем, не всех чиновников, которые позволили уничтожить памятники, наказывают - за последние 2 года за распайки 18-ти памятников природоохранная прокуратура возбудила 2 уголовных дела и подала в суд 15 гражданских исков. Фермеры о существовании курганов не знают. Чиновников, которые их распаевали, только штрафуют.

«То, что они знали, это не доказано. Поэтому и вина была, как именно служебная халатность.
Должностное лицо должно было и могло знать, что необходимо внести оговорки и ограничения относительно отчуждения данного земельного участка, однако оно этого не сделала», - заявляет заместитель Николаевского межрайонного природоохранного прокурора Евгений Среда.

Максимальная сумма штрафа за уничтоженную достопримечательность - 2,5 тысячи гривен.
Люди, которые отдали курганы фермерам, до сих пор на своих рабочих местах. Историки же просят прокуратуру вспомнить о другом деле - о курганах, которые законно распаевали еще до принятия в 2004-м году закона «Об охране археологического наследия».

Обнаружен первый в Европе беззубый птерозавр



Испанские палеонтологи обнаружили рядом с городом Куэнка в Испании останки первого в Европе беззубого птерозавра. До настоящего времени беззубых птерозавров находили только на территории Китая и Бразилии.

 Обнаруженный экземпляр также является древнейшим беззубым птерозавром в мире. Рептилия обитала 130 млн. - 125 млн. лет назад. Ученые назвали новый вид Europejara olcadesorum.

Птерозавр имел загнутый назад гребень, который напоминал киль судна. Ученым удалось обнаружить фрагменты челюсти рептилии и черепа, достигавшего в длину 40 см.

Ученые обнаружили чудом сохранившиеся останки 200 убитых солдат времен Римской империи




Датские археологи открыли братскую могилу, где похоронены около 200 убитых воинов времен Римской империи. Благодаря этой находке они планируют найти новые ключи к их судьбе и кровавой истории нападения германских племен на границы Римской империи.

Кости древних солдат были найдены в торфяном болоте близ села Алкен на полуострове Ютландия в Дании. Археологи начали копать еще в понедельник, говоря, что они возлагают очень большие надежды на эту находку. Первые кости, принадлежащие подростку в возрасте 13 лет, были обнаружены в районе этих торфяников еще в 2009 году.

Травмы на костях скелетов говорят, что они умерли не свой смертью, а погибли в бою, но ученым неизвестно о том, кому принадлежат эти скелеты, и кто ответственен за их смерть. По одной из теорий это солдаты, погибшие в бою и брошенные затем в озеро вместо захоронения.

Скорее всего, эти останки принадлежат римским легионерам, и это открытие может пролить новый свет на то, что происходило в те века за пределами Римской империи.

Останки настолько хорошо сохранились, что эксперты даже будут иметь возможность проанализировать их ДНК, что является редким достижением для останков такого возраста. Предварительные тесты ДНК уже были проведены на основе шести зубов и двух костей бедра.

ДНК людей, которые жили в то время, как правило, не отличаются от ДНК современных скандинавов. Если тест покажет отличия, это может указывать на то, что останки принадлежат воинам из Южной Европы.

"Спаситель" памятников Пскова Наталья Рахманина отмечает юбилей


Наталья Рахманина


5 июля отмечает юбилей архитектор-реставратор, художник-акварелист, вдова небезызвестного Всеволода Смирнова Наталья Рахманина. С этой датой её поздравили представители культуры псковского региона. От их имени с пожеланиями  к  Н. Рахманиной обратился председатель Госкомитета области по культуре Александр Голышев.

"Наталья Сергеевна – человек, преданный культуре, высокий профессионал своего дела, - отметил А. Голышев.  - Жизнь Натальи Сергеевны связана с реставрацией, спасением памятников архитектуры Пскова. Она с большим трепетом относится к Псковской земле. Те великие  дела по реставрации псковских памятников, которые Наталья Сергеевна со своим знаменитым супругом Всеволодом Петровичем Смирновым претворили в жизнь, должны являться примером любви к своей земле для всех псковичей. Это образец служения и патриотизма".

Руководитель комитета по культуре обратил внимание, что Н. Рахманина - человек большого таланта в различных творческих сферах. "Многие псковичи хорошо знают её по персональным выставкам акварельных работ, которые неоднократно проходили в Пскове и которыми, уверен, она еще не раз нас порадует и удивит", - сказал он и пожелал Наталье Рахманиной сохранять на долгие годы присущие ей молодость души и жизненный оптимизм. "И, конечно,  здоровья, энергии, вдохновения!" - сказал Александр Голышев.

Как рассказала председатель Псковского регионального отделения ВООПИиК Ирина Голубева, Наталья Сергеевна Рахманина родилась 5 июля 1932 года в городе Ленинграде, в семье служащих. Успешно училась в школе.

 Во время Великой Отечественной войны, в апреле 1942 года, была эвакуирована с матерью в  Ярославль; отец остался в блокадном городе. Окончание войны встретила в  Москве, после войны возвратились в Ленинград. Школу закончила с золотой медалью и в 1952 году поступила на архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института.

В 1956 году она окончила институт и по приглашению Всеволода Петровича Смирнова, с которым была знакома со студенческих лет, приехала в Псков, "так как всегда любила старую архитектуру, восхищалась ею и рисовала". В Пскове началась их семейная жизнь, родился сын Дмитрий.

Наталья Сергеевна работала архитектором в Псковской специальной научно-реставрационной и производственной мастерской, начала заниматься исследованием и реставрацией церкви Успения Богородицы в селе Мелетово (середина XV века). После рождения сына Наталья Сергеевна некоторое время работала в Облпроекте, а реставрацию церкви в селе Мелетово продолжили Михаил Иванович Семенов и Всеволод Петрович Смирнов.

В Пскове у Натальи Сергеевны и Всеволода Петровича сложился круг друзей – в основном творческих профессий: архитекторов, художников, актёров. Дружеские отношения складывались с преподавателями педагогического института, с ленинградскими археологами, с московской творческой элитой.

Отдельных слов заслуживают дружеские отношения Натальи Сергеевны с семьёй Семёна Степановича Гейченко, легендарного директора Пушкинского заповедника. Рахманина и Смирнов участвовали в восстановлении утраченных усадеб Тригорское и Петровское в 1960-1970-е годы.

В 1968 году Н. С. Рахманиной был разработан первый проект зон охраны памятников истории и культуры города Пскова, который стал основой всех последующих проектов и документов по градостроительной защите исторического центра города Пскова. Проект широко обсуждался в Пскове и в Москве, в Министерстве культуры, так как стал одной из первых подобных разработок. Только через 10 лет (в 1978 году) в РСФСР появился закон об охране памятников, и ещё позднее – методики сохранения среды исторических городов.

В Пскове, в начале 1970-х годов, Наталья Сергеевна исследовала церковь Сергия с Залужья XVI века, где ею был найден "клад" средневековых церковных  грамот и документов, замурованный в каменную кладку (передан в древлехранилище Псковского музея). В те же годы Наталья Сергеевна начала  исследование собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310 год). Совместно с бригадой московских реставраторов живописи она копировала фрески собора для разработки методов комплексного сохранения архитектуры и монументальной росписи.

 Помимо этого, тогда же по проекту Н. С. Рахманиной восстановлена часть крепостной стены Окольного города у Летнего сада. Наталья Сергеевна принимала непосредственное участие в спасении часовни Анастасии  с фресками по эскизам Н. К. Рериха, разработала проект реставрации часовни и несколько вариантов её сохранения на первоначальном месте, но у нового моста. Они остались не осуществлёнными.

Н. С. Рахманина, работая в должности начальника проектной группы, принимала, так или иначе, участие практически во всех реставрационных работах, которые проводились в те годы в Пскове и области. Это был, по словам Саввы Ямщикова,  "золотой век" псковской реставрации.

В Турции на дне моря обнаружен саркофаг



В море, недалеко от древнего города Джустиниано Наполи, который находиться в посёлке Окурджалар провинции Аланья (Турция) обнаружен саркофаг с фигурами Медузы и Эроса. Саркофаг относиться ко  II или III веку н.э.


За тем, как доставали саркофаг со дна моря,  на  охраняемой территории в районе 1-3 градусов  древнего города Джустиниано Наполи, следили приехавшие на отдых туристы.

20 дней назад водолаз из Окурджы Хакан Гюлеч во время погружения на дно моря обнаружил саркофаг, покрытый  песком и камнями.

 Гюлеч, предполагая, что это шезлонг, пытался достать его со дня моря, но, поняв, что это саркофаг, сделал фотографии и отнес в управление музея Алании.В результате исследования было решено достать саркофаг со дна моря и выставить в музее Алании. 


Саркофаг, который  очищался от песка и камней 6 часов, достали из моря при поддержке директора подводного археологического музея Бодрума Яшар Йылдыз и команды археологов – водолазов из 6-ти человек.

Библейские одежды воссозданы во Фрибурге


Шумерские аристократы в каунакесе, платье из меха с бахромой 


Библейские статуэтки в первозданных костюмах

Свадьба хананейских принца и принцессы. Интарсия (деревянная инкрустация) на мебели слоновой кости – ценный источник информации о древнем костюме

Во что одевались наши прародители, Адам и Ева, после изгнания из рая? В чем блистали шумерские принцессы и вельможи древнего Ханаана? Каковы были облачения иудейских первосвященников? На эти и многие другие вопросы даст ответ выставка, которая проходит во Фрибургском университете.

«И открылись глаза у них обоих [Адама и Евы], и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания…» Так, по библейскому слову, начинается история нашего костюма. Меняются времена, меняются обычаи и традиции, но назначение одежды, как и прежде, остается все тем же: это наша вторая оболочка, защита от непогоды и в то же время показатель нашего социального положения. Но с чего все начиналось? Почему мы так одеты? Об этом рассказывает выставка, открывшаяся в Музее Библия+Восток при Фрибургском университете.

Название выставки отсылает к Библии, вот и обратимся к этому первоисточнику. Самой первой одеждой человека после изгнания его из рая Эдемского была кожа: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Как только человек познал, что есть добро, и что есть зло, к нему пришло сознание его наготы, стыда за содеянное, исчезло состояние райского блаженства. 


Утрата невинности и чувство стыда ознаменовали ту границу, за которой появилась необходимость скрывать свое тело. В ход пошли самые разнообразные материалы – от кожи, перьев и меха зверей до тонких, шелковистых тканей, плетения жемчуга и драгоценных камней в золотой оправе.

«Даже самый несчастный бедняк на Востоке имел, по крайней мере, накидку, - пояснила швейцарскому протестантскому агентству прессы куратор выставки Алин фон Имхофф. – Это было последним достоянием, которое можно было отнять у человека (до сих пор во многих языках присутствует выражение «отдать последнюю рубашку» - по-французски «laisser jusqu’à sa chemise»).

 Библейские пророки резко осуждали тех, кто забирает у неимущих последнюю одежду. Нагота была идентична позору, и одежда гарантировала сохранность элементарного человеческого достоинства». Если кто-то в Древнем мире и описывается нагим, то это связано с какими-то чрезвычайными обстоятельствами – крайняя нищета Иова, опьянение Ноя и пр.

«В Библии содержится много указаний на то, что одежда символизирует социальный статус, благосостояние, принадлежность к тому или иному классу, - отметила также Алин фон Имхофф. – Наиболее интересна в этом плане история Иосифа. Красивая одежда последнего сына Иакова возбудила зависть его братьев, и в некотором смысле предопределила всю его последующую судьбу». Но что именно представляли из себя эти библейские наряды?

Ткани – материал недолговечный, до наших дней дошли лишь незначительные клочки. В Библии содержатся весьма скупые описания одежды древних, язык библейского повествования – красочный, яркий, но лаконичный. Вместе с тем, ученым доступны многочисленные административные тексты, обнаруженные при археологических раскопках. В фондах Музея Библия+Восток хранится обширная коллекция древних цилиндрических печатей.

Такие печати использовались в Месопотамии для маркировки принадлежности, особенно на предметах из керамики, также они служили амулетами или украшениями. На печатях, как правило, изображались бытовые сцены, жители Междуречья предстают перед нами в естественном антураже и традиционной одежде. «Некоторые формы одежды и способы ее изготовления столетиями оставались неизменными в этой части Ближнего Востока, это ценный материал для воссоздания нарядов древности», - сказала Алин фон Имхофф.

На выставке представлен процесс воссоздания одежды Древнего мира. «Мы старались показать разные виды одежды, стремясь максимально отобразить первозданные материалы и цвета», - отметила администратор Музея. Прослеживается история древнего костюма от каунакеса до туники и первых брюк, изобретенных персами. Каунакес - одежда из длинношерстного меха, которую с III тысячелетия до н. э. носили шумеры.

Позднее каунакесом стали называть материю с ворсом, имитирующим мех. Археологические находки статуэток и цилиндрических печатей-амулетов в Месопотамии показали, что каунакес представлял собой шерстяные либо тканые многоярусные юбки, часто отделанные бахромой. Получил распространение этот вид одежды также и в Средней Азии, в частности, в Бактрии.

На смену простым тканям, в которые просто драпировали тело, выделанным кожаным шкурам, меховым каунакесам приходит «туника», получившая особое распространение в Древнем Риме. Покрой был незамысловатый – прямоугольник с отверстием для головы и рук, обычно покрывавший все тело от плеч до бедер. Римляне носили тунику под тогой, римлянки на тунику с рукавами надевали безрукавную тунику.

Ну и, наконец, брюки, или штаны, первоначально изобрели кочевые народы, перешедшие в более северные широты – в Евразии это персы, скифы, позднее – гунны и германцы.

Интересно, что в Древнем мире одежда использовалась в первую очередь не для защиты от непогоды, а для обозначения социальной иерархии. Костюм символизировал почет, престиж, принадлежность к социальному классу, внутреннее состояние человека – триумф, позор или скорбь.

Подготовка экспонатов (библейских статуэток «Эгли» в нарядах древности) осуществлялась под руководством Томаса Стаубли, специалиста по Ветхому Завету отделения библейских исследований Фрибургского университета, а также директора Музея Библия+Восток, и портнихи Эдит Хунербюлер.

Среди статуэток особенно выделяется группа, воссоздающая свадьбу хананейских принца и принцессы (древний Ханаан – предположительно территория современных Сирии, Ливана, Израиля и Иордании). Источником информации послужила интарсия (деревянная отполированная инкрустация, составленная из кусочков дерева различных пород) на мебели слоновой кости, обнаруженная при археологических раскопках в Мегиддо (предгорье Кармеля в Израиле). 

Сегодня эта ценная находка хранится в Израильском музее Иерусалима. Датируется она эпохой бронзы. Во Фрибургском музее находится копия инкрустации, и именно она и была использована для воссоздания костюмов хананейских аристократов. Анализ инкрустации показал, что элементы костюма древних хананеев частично сохранились в одежде современных сельских жителей Палестины.

Еще один интересный экспонат – реконструкция торжественного облачения Первосвященника Иерусалимского храма. В книге «Исход» содержится подробное описание одежды Первосвященника. На основании библейского текста и данных археологии специалисты Музея Библия+Восток воссоздали облачение священнослужителя.

Головной убор представлен не в виде турецкого тюрбана, как это было принято изображать ранее, а наподобие иудейских шапок на ассирийских барельефах. Точно так же и «ефод» (часть облачения первосвященника) не копирует облачение католического священника, а воссоздан по образцам древнего Египта. Ткани золотого и пурпурного цвета изготовлены вручную.

В рамках выставки предусмотрены многочисленные мероприятия: экскурсии, конференции, мастер-классы и катехизические лекции.

Выставка продлится до 31 июля, она расположена по адресу: Фрибургский университет, корпус 4, avenue de l’Europe 20. Вход свободный в часы работы университета. Детальная информация о выставке размещена на университетском сайте.

Монгольского академика бурятского происхождения наградили в России




Известный монгольский палеонтолог, академик, директор Палеонтологического Института АН Монголии Ринченгийн Барсболд – сын знаменитого бурятского ученого из Кяхты Бямбын Ринчена. Памятник ему украшает вход в Национальную библиотеку.

Барсболд показал, что он достойный сын своего великого отца. За свою многолетнюю работу Барсболд издал около 40 томов крупнейших фундаментальных исследований, посвященных происхождению растений, их распространению, классификаций, при этом около 10 из них посвящены палеонтологии Монголии.

В эти дни пришла радостная новость – монгольского палеонтолога наградили российским орденом Почёта. Это не первая высокая награда ученого. В 2010 году он был удостоен премии Ромера и Симпсона. В среде учёных она приравнивается к Нобелевской премии.

Гибнет осязаемое время?




 
Легендарные канозерские петроглифы под угрозой исчезновения.

1200 наскальных рисунков, которые на четыре тысячелетия старше христианства, были открыты ровно 15 лет назад. Канозерские петроглифы на острове Каменном обнаружили 5 июля 1997 года во время сплава по реке Умбе сотрудники Ревдинского краеведческого музея.
 
В России подобных скоплений неолитических рисунков не более двух десятков, наша область отмечена двумя. Первое открыли на Поное 10 июля 1973-го, через три дня после того как петроглифы обнаружили в норвежской Альте. Уже через три года наскальные рисунки Альты взяла под защиту ЮНЕСКО. А наш Поной доселе никому не известен, кроме специалистов. Канозерские рисунки, открытые четверть века спустя, известны широко - это их и губит.

Как рассказали нам хранители музея петроглифов, созданного несколько лет назад в Умбе, за день на Каменном острове бывает до 50 человек. В год проходит 2-3 тысячи туристических групп: в Канозеро впадают сразу три реки, излюбленные сплавщиками и рыбаками, - Умба, Кана и Муна. Охраняют памятник от орд любопытных и не всегда бережных граждан два сторожа.

Денег на консервацию мягкого камня, на котором шипы туристических ботинок оставляют незаживающие раны, а также на более серьезную охрану нет. Потому что в масштабе страны и вовсе не существует этого памятника археологии, вы не найдете его ни в каком реестре. Музей висит ярмом на скромном муниципальном бюджете Умбы, в год получает около 4,5 миллиона рублей - на зарплату сотрудникам да текущие расходы.

Еще в 90-х было издано постановление о внесении Канозера в реестр археологических памятников, но не исполнено - для включения в реестр по закону следует провести инвентаризацию, то есть полное обследование и описание. На это нужны деньги. А их нет из-за сомнительного статуса музея. В России, повторю, этого музея не существует. Специалисты качают головами: при таком положении дел вскоре могут перестать существовать и сами петроглифы.

Съемочная группа мурманской студии телевизионного производства «РекА» посвятила канозерскому чуду почти три года - столько длилась работа над документальным фильмом «Предки». Для наших краев уникальный жанр - научная документалистика. В кадре: ученые с мировыми именами, поразительные съемки оператора Валерия Гавеля - «вкусные», созерцательные, неспешные. За кадром, в подтексте - искренняя скорбь неравнодушных об уникальном даре предков, который мы имеем шанс потерять.

«Мы живем в эпоху колоссального умножения знания и катастрофического умаления мудрости», - слова археолога, почетного профессора СПбГУ Абрама Столяра - умницы и чудесного собеседника - стали эпиграфом к ленте. Вся она о том, как мнимая цивилизация сминает культуру.

- Впервые я попала на Канозеро три года назад, - говорит режиссер Светлана Бокова. - Мы снимали презентацию Мурманской области к Первому международному экономическому форуму. Встреча с петроглифами оказалась сильнейшим психологическим потрясением за все 25 лет моей жизни в журналистике. Тогда решили делать фильм. Только-только возник музей, правовая неопределенность которого нас задела и подтолкнула, через год начали съемки.

 И тогда уже мы осознали масштаб бедствия - увидели, сколько туристов целенаправленно приходит на Канозеро. Видели бы вы - это не вошло в фильм, - во что превратились берега вокруг. Помойка. При нас появилась детская группа, человек 30-40: пришли, головами покивали и вмиг, как саранча, испарились - вы не представляете себе, какое количество фантиков от конфет, прилепленной к камням жвачки появилось за эти несколько минут!

Взрослый все же приходит осмысленно и рассматривает, ищет, а дети, если не видят сразу рисунков, думают, что их вообще нет. А ведь их невозможно увидеть днем - только в определенное время суток, при определенном освещении: вечером, ночью в полярный день, ранним утром. Нужен особый угол падения солнечных лучей.

Кстати, этот нюанс повлиял и на работу телегруппы. Бокова и Гавель приезжали на Канозеро пять или шесть раз, неделями жили в палатке прямо на острове, как это позволено ученым.
Спрашиваю, чувствуется ли там «выпадение» из современности.

- Чувствуется, - отвечает Светлана Бокова. - Там немножко жутко. Островок крохотный, я в фильме недаром говорю, что его обойдешь за пять минут неторопливо. Вокруг вода - и ты ее со всех сторон слышишь. Наверху скала и расщелина, из-за этого, когда дует ветер, ощущение, что остров поет. Мы там пережили страшную грозу, я думала, нас просто смоет: молнии, от которых светло как днем, ливень - жуть! А сами петроглифы ночью, при луне, нереальные.

Например, есть знаменитая фигура - человек-ящер, так вот когда по ней ходит тень от сосен, кажется, что человек плывет. А если ее еще водой заливает, она точно двигается. Страшно. Кстати, археологи признаются: испытывали там сходные ощущения. Наверное, это правда, что святилища возникали в местах разломов тектонических плит, где особые сгустки энергии.

Как установили ученые, Канозеро никогда не было частью моря, в некий гигантский пресный водоем оно входило 10 тысяч лет назад. А последние 9 тысяч лет сохраняет свой облик неизменным. То есть попадая туда, мы видим его точно таким, как авторы рисунков на камне. Словно время стало осязаемым и позволяет к себе прикоснуться.

Чем жили люди, изображенные на петроглифах? Ответ дают раскопки в Териберке, где питерские археологи обнаружили древнейшее поселение морских охотников. Аналогичные есть на севере Норвегии, что позволяет говорить о единой лапландской культуре Скандинавии и северной России. Вот только в Норвегии таких поселений раскопано около тысячи, а у нас - одно.

Да и то скоро исчезнет с лица земли, археологи торопливо, под дождем и снегом, стараются спасти хоть что-то - по этому месту вот-вот ляжет дорога к газоконденсатному заводу. И следы людей, что жили в наших краях в одно время со строителями египетских пирамид, пропадут навеки. А ведь там, в этом поселении, случаются уникальные находки, например, голова куклы из обожженной глины - глиняное личико улыбается нам через шесть тысячелетий. Чудо.

В фильме французский профессор-палеонтолог произносит ключевую фразу о наскальных рисунках: «Это наши соборы, плащаницы, фрески... Последовательность этих рисунков не менее значима, чем росписи в соборе!» Научимся ли мы охранять древности как святыню?

Директор канозерского музея Владимир Перевалов сетует: поскольку петроглифы не внесены в реестр археологических памятников России, за надругательство над ними нельзя наказать. К вандалам, оставившим автографы поверх праписьменности неолита, неприменимо уголовное наказание, как к тем, кто тревожит церкви или памятники вождям.

Хранители музея подсчитали: чтобы петроглифы пережили нашу эпоху, нужно... всего 20 миллионов рублей. Этих денег хватит на возведение над рисунками стеклянного купола, который прикроет их и от рук людей, и от естественных разрушителей - дождя, ветра, снега. Кроме того, проект предусматривает подсветку, чтобы рисунки были круглосуточно видны людям, прошедшим ради встречи с ними километры по воде и болотам. На эти же деньги обустроят сухопутную тропу к Канозеру из Умбы. Ну и охрану усилят.

Не знаю, какой бюджет у комплекса петроглифов Альты, - думаю, нашим и не снилось: норвежский центр ведет активнейшую научную и издательскую деятельность и сам неплохо зарабатывает, принимая паломников со всего мира. У российских музейщиков запросы поскромнее. 20 миллионов - цифра в масштабе области невеликая. Но пока и это лишь мечта.

21 сентября в Умбе официально откроется выставочный комплекс «Петроглифы Канозера», где можно познакомиться с историей изображений, сравнить их с западными образцами, узнать туристические маршруты к острову. На открытии состоится премьера фильма «Предки», а мурманчане увидят его в День города. Показ будет открытым. Авторы говорят: их цель - говорить и даже кричать о беде, которая вот-вот произойдет на наших глазах. Времени остается все меньше.

УСТЬ-ПОЛУЙ, ОТКРОЙСЯ!


 Недалеко от этого места была найдено городище Усть - Полуйской культуры.


 Раскопки «поселения Усть-Полуй»


 Новый взгляд на древнее святилище

Ямальская археологическая экспедиция начала раскопки на древнем святилище Усть-Полуй.

В ней участвуют сотрудники научного центра Уральского отделения РАН из Сыктывкара и научного центра изучения Арктики из Салехарда. Памятник Усть-Полуй известен с 1932 года, впервые его исследовал ленинградский археолог Василий Адрианов. В 1993-1995 годы изучение памятника продолжила ямальская экспедиция под руководством Натальи Федоровой. 

В ходе раскопок обнаружено большое количество изделий из кости, рога и металла: орудия охоты, воинское снаряжение, предметы рыболовства, обработки шкур и украшения. Особый интерес специалистов вызывают уникальные костяные поделки, представляющие собой скульптуры животных, птиц и представителей ихтиофауны.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)