2 июля 2012 г.

В Эрмитаже открылась выставка экспонатов нацмузея Бахрейна


Эрмитаж


Эрмитаж приглашает в загробный мир. Сегодня там открылась выставка экспонатов национального музея Бахрейна.

Оружие, украшения, масляные лампы - всего больше 250 уникальных археологических находок. Старейшим из них больше 2 тысяч лет. Коллекцию вывезли за пределы страны впервые. 

Шейха Маи Аль Халифа,  министр культуры королевства Бахрейн: «Мы счастливы представить нашу выставку в Эрмитаже. Для нас это и честь и большая гордость. Мы хотим поблагодарить Эрмитаж за предоставленную возможность».

Все представленные на выставке экспонаты археологи нашли в погребениях. Обитатели древнего Тилоса относились к своим ушедшим в мир иной родственникам также, как к живым. Поэтому складывали в некрополь все, чем человек пользовался при жизни.

Древние артефакты




Старинная керамика, монеты и ювелирные украшения обнаружили археологи во время раскопок в Дмитровском районе. По мнению учёных, на этой территории несколько столетий назад могло располагаться поселение древних славян. Находки стали для специалистов настоящей неожиданностью - на этом месте вскоре должны начаться масштабные строительные работы. 

Такому загару позавидует даже человек, недавно вернувшийся с курорта. Под палящим солнцем десяток мужчин провели уже полтора месяца. Но, судя по тому, как активно они работают лопатами, отдыхом здесь и не пахнет. Землекопы счищают грунт буквально по миллиметру.

"Я вот буквально лопатой махнул. Раз, и вот смотрите, он среди почвы отличается. И вот какой предметик получается. Это домонгольская керамика, насколько я понимаю", - показывает археолог.

Селение домонгольской эпохи археологи нашли случайно. Ни на одной из карт оно никогда не значилось. Вскоре на этом месте должно начаться строительство нового участка Малого московского кольца. Чистая формальность - пробы грунта - обернулась настоящим открытием.

В одной из них исследователи наткнулись на осколок древнего кувшина. Стоило учёным воткнуть лопаты поглубже, артефакты стали появляться один за другим. Керамика, украшения, старинные ножи, и замки. Предметы с почти тысячелетней историей находят даже в отработанном грунте. "Не знаю, окислы какие-то? Железячка какая-то", - рассматривает археолог.

Учёные предполагали, что нашли одинокий хутор. Но после того как счистили верхний слой более позднего грунта, оказалось, что перед ними довольно крупное селение с десятками строений. По меркам XIII века - небольшой город.

Обычный человек пройдёт здесь и даже не подумает, что у него под ногами могут находиться древние артефакты. А вот археологи точно знают - копать нужно именно здесь. Цвет грунта на этом пятачке резко отличается от того, что вокруг. Это означает, что раньше на этом месте стоял дом.

Скорее всего, здесь жили крестьяне. Ни оружия, ни монет археологи пока не нашли. Жилые дома скромные даже по меркам древне-славянских племён. Самое большое помещение едва превышает десять квадратных метров. Зато хозяйственных построек было хоть отбавляй. Обнаружить их, по словам учёных, действительно большая удача.

"Это места, где зажигались такие как бы костры, горячий воздух поднимался вверх. Здесь на настилах сушились снопы", - рассказывает Владимир Коваль, научный сотрудник Института археологии РАН.

Судя по находкам, это селение вятичей. Стеклянные браслеты и ажурные перстни из меди - любимые украшения женщин из этого племени. Впрочем, городище приготовило для археологов настоящую загадку.

"Это одна из самых древних находок на нашем памятнике - обломок каменного топора эпохи бронзы, то есть второго тысячелетия до нашей эры. Это говорит о том, что уже в то время данное место каким-то образом людьми посещалось", - продолжает Владимир Коваль.

После того, как учёные откопают все артефакты, они восстановят древнее поселение. Правда, только в виде компьютерной модели - планов построить на этом месте дорогу пока никто не отменял.

В Азербайджане обнаружен целый клад с золотыми монетами



Специалисты из Института археологии и этнографии Азербайджанской Национальной академии наук обнаружили клад, состоящий из 37 золотых монет. Монеты представляют собой голландские дукаты, отчеканенные в 1781, 1786, 1787, 1796 и 1800 гг. Все монеты находятся в хорошем состоянии. Дукаты изготовлены из золота 986 пробы. Диаметр монет составляет 21,8 мм, толщина - 1,3 мм, вес - 3,49 г.

На лицевой стороне монет имеется надпись на латинском, помещенная в квадратный орнамент. Она гласит "Монета правительства Бельгийской федерации в соответствии с законом Империи". На оборотной стороне изображен рыцарь, держащий в правой руке меч, в левой - стрелы, на этой стороне также имеется надпись, означающая "Единство - сила. Голландия".

В верховьях Кабардино-Балкарии найдена удивительная гора-могильник




Могильный комплекс, о котором ничего не известно археологам, обнаружили нальчикские исследователи Мария и Виктор Котляровы у слияния рек Харбаз и Шидактуп, что в верховьях Кабардино-Балкарии.

От Нальчика сюда более ста километров, причем немалая часть пути – бездорожье, подъем на столь крутые склоны, что преодолеть их под силу не всякому внедорожнику, отчего дорога занимает более пяти часов.

Вот что рассказывает Виктор Котляров: «Местом для грандиозного, поражающего своими размерами некрополя стала отвесная гора. По едва заметным бугоркам угадываются контуры захоронений. Некоторые из них уже вскрыли черные археологи.

 Могилы представляют из себя большие – около четырех, а некоторые и пяти метров – каменные ящики. Выложенные весьма основательно, более того – тщательно, они прикрыты сверху массивными плитами. Могил здесь многие сотни: они начинаются у основания горы и спиралью поднимаются чуть ли не к самой ее вершине.

Это захоронение не отмечено в работе «Древности Кабардино-Балкарии», более того – не совсем обычно: каменные ящики достаточно внушительны, тем не менее, в них размещен только один костяк; черепа захороненных небольшие, почти как детские; над каждой из могил растет береза.

Непонятно, почему для некрополя выбрано такое неудобное место – чтобы выкопать землю на столь отвесном склоне (в некоторых местах угол подъема приближается к сорока градусам), надо было приложить немало усилий.

А для сооружения самих могил, усилия эти удвоить, так как камни для погребальных ящиков пришлось доставлять откуда-то издалека, скорее всего от реки, бегущей в глубине ущелья. А это сотни метров. Во всяком случае, относительно плит, идущих на крышу гробницы, данное замечание видится уместным.

Но самое странное, что даже после тщательных поисков не найдено никаких следов поселения. Его нет ни внизу, ни в других относительно ровных местах. Более того, отсутствуют всяческие следы человеческой жизнедеятельности.

Кладбище это, расположенное на многокилометровом расстоянии от известных ближайших поселений, по сути своей алогично. Не может оно быть и воинским, так как размещение захоронений свидетельствует, что происходили они не единовременно, а на протяжении достаточно длительного промежутка.

Одним словом, найденный исследователями Марией и Виктором Котляровыми некрополь несомненно подстегнет любопытство тех, кому интересна история Кавказа.

"Черный археолог" из Луганска "накопал" целый арсенал боевого оружия времен ВОв



В Луганске сотрудники СБУ совместно с оперативниками Жовтневого райотдела милиции задержали «черного копателя», специализировавшегося на оружии и боеприпасах времен Великой Отечественной войны.

 Все свои находки - а это целый арсенал оружия и боеприпасов - мужчина хранил прямо у себя дома. При этом, совершенно не задумываясь о той опасности, которой он подвергает своих родных и соседей.

В Габале раскопали культурный слой, относящийся к I-III и VIII-Х векам нашей эры



 В результате археологических раскопок на территории столицы Кавказской Албании древней Габалы найдены новые материально-культурные образцы.

Как сообщили в пресс-службе Министерства культуры и туризма Азербайджана, ссылаясь на руководителя раскопок на территории Салбир, доктора философских наук Джейхуна Эмилли, обнаруженный культурный слой относится к I-III и VIII-Х векам нашей эры.

В частности в ходе раскопок выявлены 4 водопровода протяженностью 26,5 метров, тендиры, медные деньги, глиняная и стеклянная посуда, украшения из кости и стекла, серьги из сплава с золотом.

Раскопки в Габале проводятся при поддержке Ассоциации культурного обмена Азербайджан – Корея SEBA (Сеул-Баку). Руководят раскопками завотделом Института археологии и этнографии НАНА, доктор исторических наук, профессор Ильяс Бабаев и завкафедрой археологии и истории искусства Сеульского национального университета Ли Сун Бок.

Завтра в Салехарде наведут порядок на территории археологического памятника "Усть-Полуй"


 Городище (жертвенное место) Усть-Полуй


3 июля в Салехарде на территории археологического памятника "Усть-Полуй" пройдет мероприятие по очистке его площади от бытового мусора, сообщили Накануне.RU в информационно-аналитическом отделе музея им. Шемановского.

Акция "Усть-Полуй" направлена на повышение интереса ямальцев к культурному наследию нашей страны, активности граждан по формированию экологической культуры.

Отметим, что Усть-Полуйское святилище I в. до н.э., (полное название памятника - городище (жертвенное место) Усть-Полуй) – археологический памятник, находится в черте города Салехарда, столицы Ямало-Ненецкого автономного округа, в микрорайоне "Гидропорт". Он расположен на высоком берегу реки Полуй, вблизи ее впадения в реку Обь, на мысу, образованном двумя небольшими логами, с которого открывается широкий вид на разлив Оби и горы Полярного Урала.

Памятник Усть-Полуй известен с 1932 г., исследовался впервые ленинградским археологом В.С. Адриановым. В 1950-е гг. благодаря работам этнографа и археолога В.Н. Чернецова Усть-Полуй получил мировую известность среди специалистов североведов. В 1993-1995 гг. изучение памятника было продолжено ЯАЭ под руководством Н.В. Федоровой. В 2006 г. исследования возобновлены и проводятся ежегодно.

В ходе раскопок обнаружено большое количество изделий из кости, рога, металла – это орудия охоты, воинское снаряжение, предметы рыболовства, обработки шкур, украшения. Большой интерес специалистов по истории, археологии, искусству, этнографии Западной Сибири и Приуралья вызывают уникальные костяные поделки, представляющие собой скульптуры различных животных, птиц, представителей ихтиофауны.

Помогите! Грабят!


«Чёрные копатели» осваивают просторы Югры


Каждое лето в округ прибывают на «гастроли» заезжие археологи-нелегалы, чтобы пополнить найденными на нашей земле артефактами свои карманы и чьи-то частные коллекции. А ведь незаконные археологические раскопки – это выдранные страницы ненаписанной истории нашего края.

Современные варвары

«Учитель Зареченской школы Октябрьского района Доронин плыл на лодке по Оби, заметил на берегу чужаков и сразу уведомил об этом службу государственной охраны объектов культурного наследия округа. Приезжих из Москвы «археологов» задержали прямо на объекте. Можно сказать, с поличным, - рассказывает старший инспектор отдела госохраны Яков Яковлев.

– Милиции «туристы» объяснили, что они приехали на своей машине за три тысячи километров с тремя металлодетекторами «отдохнуть и порыбачить», а также добровольно выдали фрагменты украшений, ременную бляшку и нашивку на одежду, которые якобы нашли на берегу реки.

О существовании мест культурного наследия им было, якобы, ничего не известно, и на взгляд милиции, явных следов раскопок на месте не наблюдалось, «лишь несколько ям с повреждением травяного слоя». В возбуждении уголовного дела по статье 243 УК РФ было отказано». Примерно такой спектакль с участием милиции и «чёрных археологов» регулярно разворачивается на территории Югры.

С 2008 по 2010 годы органами МВД зарегистрировано более десятка случаев разрушения средневековых могильников, и это только видимая часть айсберга. Напомним, что в Югре люди жили около 200 веков, а письменность принесли русские лишь четыре века назад. Это значит, что подавляющую часть местной истории можно исследовать только по археологическим материалам. Именно поэтому из 4677 объектов культурного наследия, стоящих на госучёте и охране в округе, 95% - археологическая древность.

Например, один из жителей Тобольска, именовавший себя «патриотом Сибири» за несколько лет уничтожил самый крупный и информативный сакральный объект Северо-Западной Сибири раннего железного века и средневековья на правом берегу Иртыша в Уватском районе.

Собранные им предметы (железные наконечники копий, бронзовые фигурки, предположительно золотая чаша, клинковое оружие и многое другое, - всего 152 предмета) частично уже проданы с интернет-аукционов в частные коллекции и потеряны для науки и истории. Дважды его пытались привлечь к ответственности за ущерб, нанесённый Нивагальскому городищу и селищу, но даже после протеста прокурора снова было отказано в возбуждении уголовного дела «за отсутствием состава преступления».

Виноват закон

«Один из «чёрных археологов», кстати, бывший прокурорский работник, прекрасно знает о своей безнаказанности, - говорит руководитель службы госохраны Андрей Кондрашёв, - Вообще среди них много профессионалов. Зиму они посвящают поиску мест будущего грабежа, благо, что все источники открыты, и они точно знают, где и что искать. А есть те, кто грабят по незнанию: табличек же, что это место – объект культурного наследия, никто не выставлял. А если бы и выставили, они могли бы расценить это как указание – копать здесь! До чего доходит: чтобы сохранить для истории хотя бы часть предметов, муниципальные служащие договариваются об их покупке у копателей, депутаты ищут деньги, а музеи принимают на хранение».

Вопрос о противодействии несанкционированным раскопкам поднимали на заседании Совета при губернаторе только в апреле этого года. По трём свежим эпизодам 2010 года (в прошлом году был зарегистрирован только один) в возбуждении уголовных дел отказано. Грабителя надо в прямом смысле «поймать за руку» с поличным в присутствии свидетелей. А сделать это сложно. И, пока закон не изменят, пока археологические находки не попадут в перечень предметов, свободная продажа которых запрещена, мартиролог югорской археологии будет пополняться.

Китайский палеонтологический заповедник Чэнцзян включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО




На проходящей в Санкт- Петербурге 36-й сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 1 июля было объявлено о включении китайского палеонтологического заповедника Чэнцзян в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно полученной информации, благодаря успешному рассмотрению китайской заявки о включении парка Чэнцзян в список Всемирного наследия Китай получил первый объект всемирного наследия в сфере палеонтологии, что позволило восполнить пробел в наличии у Китая палеонтологических объектов всемирного наследия.

Палеонтологический парк Чэнцзян расположен в уезде Чэнцзян города Юйси провинции Юньнань, его площадь составляет 512 га, площадь буферной зоны составляет 220 га, возраст имеющихся в нем окаменелостей -- 530 млн лет. Место было обнаружено в 1984 году и известно, как "одно из самых потрясающих палеонтологических открытий 20-го века".

 В парке Чэнцзян находят окаменелости животных 16 классов и свыше 200 видов, что является чрезвычайной редкостью среди подобных мест с окаменелостями в мире, здесь полностью представлены биоценоз и экосистема морских животных раннекембрийского периода.

Сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО проходит с 24 июня по 6 июля в Санкт-Петербурге. В этом году были поданы заявки о включении в список Всемирного культурного и природного наследия 36 объектов.

 Китай подал заявки на включение парка Чэнцзян и развалин столицы династии Юань Шанду соответственно в список природного наследия и список культурного наследия. На данный момент количество китайских объектов культурного и природного наследия, а также природных достопримечательностей в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО достигает 43.

Археологи нашли второе подтверждение даты "конца света" индейцев майя





Археологи нашли второе подтверждение грядущего "конца света": согласно резьбе, обнаруженной на каменной лестнице в Ла-Корона, Гватемала, еще в апреле, он случится 21 декабря 2012 года, когда закончится цикл из 5125 лет с начала Большого Календаря Майя, сообщает El Tiempo.

Как рассказали американские ученые, занимавшиеся расшифровкой 1300-летних камней, испещренных иероглифами, календарь был вырезан в честь визита в Ла-Корона короля майя по имени Юкнум Ичаак Кахк Калакмул из города Калакмуль в 696 году нашей эры, всего через несколько месяцев после поражения, которое он потерпел от своего конкурента Тикаля.

Ранее ученые полагали, что Калакмул погиб в битве, однако теперь выясняется, что он выжил и стал наносить визиты союзникам, чтобы подбодрить их, уточняет Infox.ru.

Большая часть древней надписи, рассказывает о политической истории и охватывает промежуток около 200 лет, однако все же есть в ней и упоминание и "конца" - в пассаже о возвращении некоего великого короля. По-видимому, чтобы отвлечь внимание от своего поражения, Калакмул сослался на цикл времени, заканчивающийся в 2012 году.

"Это было время больших политических потрясений в мире майя, и царь был вынужден ссылаться на больший цикл времени, который должен закончиться в 2012 году", - рассказал The Daily Mail археолог, директор центра Мезоамерики в Техасском университете в Остине Дэвид Стюарт, возглавлявший раскопки.

"Во времена кризиса древние майя использовали свой календарь, чтобы способствовать преемственности и стабильности, а не предсказать апокалипсис", - подтвердил археолог Кануто Барриентос из Университета дель Валье-де-Гватемала.

В Гватемале на 21 декабря 2012 года намечен большой праздник

Не принимают апокалиптические идеи, так сильно разрекламированные в западном мире, и потомки майя. По их словам, скорее дата 21 декабря 2012 года относится не к концу, а к началу новой эры.

Такого же мнения придерживается и правительство Гватемалы: в конце июня вице-президент Гватемалы Роксана Балдетти объявила, что на дату "конца света" в ее стране намечен большой праздник по случаю прихода новой эры майя, передает Televisión del Sur. "Мы хотим, чтобы об этом событии узнали во всем мире, и ждем, что к нам приедут люди из разных стран, чтобы разделить с гватемальцами начало новой эры", - заявила женщина.

Беспрецедентную дату встретят в Гватемале с музыкой, гуляньями и банкетами - вечеринка, целью которой будет "напомнить всему миру, что именно эта страна является колыбелью культуры майя", будет идти 24 часа, заверил директор гватемальского института туризма Педро Пабло Дучес.

Поклонитесь обаа



5 июля в Хакасии открывается второй международный форум “Историко-культурное наследие как ресурс социокультурного развития”. В преддверии этого значительного события предлагаем читателям совершить экскурс в историю сакральных (священных) памятников Хакасии.

В конце XX века в России сформировалось целое научное направление по сакральной экологии, изучающее религиозно-экологическую сторону мировоззрения верующих людей и их взаимоотношения со средой обитания. Рассмотрим некоторые сакральные памятники Хакасии, которые являются частью этнической культуры хакасов.

Если судить по материальным признакам, с которыми в первую очередь имеет дело археология, святилище — это пространственный объект, как правило, обособленный от других естественными или искусственными границами, не имеющий утилитарного назначения, но содержащий в своих пределах культовые предметы и следы регулярных ритуальных действий.

Изучение древних святилищ показывает, что в большинстве случаев места для их обустройства выбирались отнюдь не произвольно. Человек выделял в окружающем земном мире точки, вызывавшие сильные эмоциональные реакции, пробуждавшие воображение и стимулирующие интеллектуальную деятельность; эти локусы пространства соответствовали религиозным представлениям о местах обитания духов, богов и иных “сил”, отмеченных качеством святости.

На ранних этапах истории объекты природного ландшафта (горы, водные источники и прочее) маркировались строго по родам. В результате образовались “родовые территории”, имевшие выраженные естественные границы.

 При их освоении наиболее важным являлся ландшафтный объект (долина, гора, озеро и тому подобное), где собирались люди для проведения общественных мероприятий. Так оформились родовые места поклонения.

У народов Южной Сибири (хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев) природные места, где проводились национальные праздники, культовые обряды, камлания шаманов, считались сакральными.

У хакасов сформировались представления о своей территории как о горно-степной стране, находящейся в центре Саяно-Алтайского нагорья и окруженной со всех сторон хребтами. Например, Кузнецкий Алатау в поэтике хакасского фольклора именуется Улгеннiг сын (Божественный хребет), а Саяны — Хан Тигiр сын (Поднебесный хребет).

Великие вершины Хан Пургус (Борус), Хан-Прадай, Коль-Тайга, Хан-Чалбан и другие представляют родовые горы хакасских сеоков. Для почитания горных духов через каждые три года шаманы проводили камлания.

Горы и местности, имеющие своих духов-покровителей, назывались ээлiг чир (буквально “земля, имеющая своего хозяина”). Обычно там происходят аномальные явления, связанные с проделками горных духов. Хакасы с почтением относятся к подобным местам и, проходя мимо, обязательно совершают обряд кроплением вином или табаком.

На горных перевалах в честь духов-хозяев насыпались священные каменные груды — обаа. Каждый проходящий человек обязан им поклониться и внести сюда свою лепту. Как правило, мужчины бросали камни, взятые во время восхождения, а женщины втыкали со стороны востока ветви от берез.

 Если человек впервые проходил через перевал, то он обязательно должен был повязать священную ленту чалама на шесты, воткнутые в обаа, иначе его жизненный век сократится. Около обаа нельзя смеяться или петь песни. При наличии вина присутствующие троекратно по солнцу обходили священную груду камней и окропляли ее спиртным. В ночное время запрещалось подниматься на перевалы.

У хакасов издревле существовал культ воды. Ежегодно в начале лета на новолуние совершали моление воде (суг тайии) в истоках почитаемых ручьев или на берегах таких рек, как Абакан, Белый и Черный Июсы, Чулым и Енисей. В северной Хакасии водное жертвоприношение проводилось на берегах озер.

 Моление проводилось на таких водоемах, как Хара кол (Черное озеро), Ос кол (Осиновое), Айран кол (Айранное озеро), Типр кол (Небесное озеро), и других.
В долинах рек Абакана, Июсов, Чулыма и Енисея хакасы ежегодно проводили небесные моления.

В Хакасии отмечено более сотни гор, где на господствующих вершинах проводились моления великому небу, причем 20 из них носят название Тигiр тайычан таг (Гора небесного жертвоприношения). В некоторых местах, как, например, в долинах рек Улень, Камышта и Ниня, каждый год это происходило на разных горах, но через три года возвращались к исходному положению.

Например, Кирбижековы проводили тигiр тайии в первый год на Бытаге, потом — на Хайбытаге, на третье лето — на Хуюлыг таге, затем снова все повторялось. Жители аала Усть-Бирь в первый год делали небесное жертвоприношение на Колергите, во второй — на горе Чан ссорах, в третий — на Изых-таге в верховьях реки Уйбат, а затем опять на Колергите.

Абаканские качинцы (из аала Трояков и других близлежащих населенных пунктов) устраивали моление небу на горе Саксор, на правом берегу Уйбата (приток Абакана). На него съезжались жители различных сеоков.

Хакасы издревле поклонялись местам захоронений (культ поклонения предкам), небесным светилам, священным менгирам, родовым местам, древним святилищам. Из наиболее почитаемых каменных изваяний следует отметить Ах тас (Белый камень) и Улуг Хуртуях тас (Большая каменная старуха).

В километре к северо-востоку от Казановки, на левом берегу реки Аскиз, до 60-х годов XX века возвышалась живописная скала Иней тас (Каменная старуха). У этого места есть еще два названия: Иней хая (Скала-старуха) и Иней пары (подножие Иней). Памятник имел два значения: он был родовой горой Майнагашевых и покровителем скотоводства для всего местного населения.

Это далеко не полный перечень священных мест в Хакасии, где и сегодня шаманы проводят обряды поклонения духам и предкам. Стоит напомнить, что съезд хакасского народа утвердил 96 сакральных мест.

Археологи нашли сумочку, сохранившуюся со времен каменного века. Она датируется 2500 г. до н.э.



Во всем мире повсеместно ведутся раскопки в надежде узнать, как жили предки. И вот, буквально на днях археологи раскопали сумочку, которая датируется 2500 г. до н.э., украшенную сотнями собачьих зубов. 

Это невероятно сохранившееся украшение нашли в одной из могил, которая является частью древнего захоронения близ Лейпцига, Германия. Более 100 собачьих зубов были обнаружены в могиле археологом Сюзанной Фридрих. Ей удалось выяснить, что эти зубы - украшение к сумочке каменного века.

Сюзанна Фридрих также сообщила, что с течением веков кожа и ткань превратились в прах, а все, что осталось, – это зубы. А останки выглядят как современный клапан сумки. Это первый случай, когда можно почти со стопроцентной точностью сказать, что это действительно женская сумочка.

Раскопки в Германии только начались и будут продолжаться до 2015 года. До сих пор команды археологов обнаруживали вещи, принадлежащие людям каменного и бронзового веков, в том числе более 300 могил, сотни каменных орудий, наконечники копий, керамические сосуды, костяные пуговицы и янтарные ожерелья.

Была даже раскопана могила женщины, которую похоронили с полкило золотых ювелирных изделий. Нужно отметить, что чаще всего клыки животных использовались в качестве гребешков для волос и ожерелий.

Первые мероприятия в рамках «Дней Латинской Америки» пройдут завтра во Владивостоке


владивосток


Во вторник, 3 июля, во Владивостоке начнутся мероприятия в рамках фестиваля «Дни Латинской Америки». В 13.00 в Дальневосточной государственной академии искусств (Петра Великого, 3а) состоится открытие выставки «Исторические фотографии Мексиканской революции».

Здесь будут представлены работы из архива семьи Касасола, первопроходцев в области фоторепортажа в Латиноамериканской фотографии, с 1900 по 1970 год. В 1976 году архив Касасола был приобретён правительством Мексики и в настоящее время является достоянием Национального института антропологии и истории, получив название Национальной фототеки. На мероприятии будут присутствовать: атташе по культуре Мексики Энок де Сантьяго Дульче и представители администрации города Владивостока.

В 17.00 в Галерее современного искусства «Арка» (Светланская, 5) начнет работу видеоинсталляция «Уличные ритмы». Кинотеатр «Океан» этим вечером покажет два фильма: «Всем сердцем» и «Тайна в его глазах», который в 2010 году получил «Оскар» за лучший зарубежный фильм.

Вход на все мероприятия «Дней Латинской Америки» во Владивостоке свободный.


Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» приглашает в июле



Сотрудники музеев подготовили обширную познавательную программу.


 В музее «Симбирская классическая гимназия» работает выставка «Покрыты славою чудесного похода и вечной памятью двенадцатого года...». Для школьников подготовлен цикл летних программ: «Путешествие в Тридесятое царство», «Счастливого пути!», «Путешествие в страну Каникуляндию».

Музей «Народное образование Симбирской губернии 70-80гг. XIX века» приглашает на выставку «Здравствуй, новый день», а школьников – на летнюю «MUZEUM.ZABAVA.RU».
Музейный комплекс «Земля и небо», в состав которого входит музей «Метеорологическая станция.

 Планетарий», приглашает на выставку «Отечественная война 1812 года в гравюрах», летнюю программу для школьников «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья» и на экскурсии «Я – метеоролог» и «Вселенная вокруг нас».

Музей «Археология Симбирского края» открыл выставку «Великое переселение народов в Волго-Свияжском междуречье». Здесь же можно послушать экскурсия «Археология Симбирского края».

Музей-усадьба городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX вв.» приглашает всех на выставку «Что расскажут утюги…» и экскурсию по музею и усадебным постройкам (летняя кухня, каретный сарай и баня). Для школьников подготовлены летние программы «Золотые ворота», «О чём поёт самовар», «Именины в русской усадьбе».

Историко-этнографический комплекс «Торговля и ремёсла Симбирска», в состав которого входят музеи «Мелочная лавка», «Столярная мастерская» открыл экспозицию: «Хоровод ремёсел», выставку «Мы и Алиса», летнюю программу для школьников «На резном крыльце сидела Фея Дела...» и мастер-классы по лепке, изготовлению куклы-скрутки из лоскутков и мочала, по валянию из шерсти, декорированию игрушки.

Вы также получите «Привет от почтальона Печкина», узнаете, как не жить ни минуты без радости, побываете в гостях у Василисы, окунётесь в волшебный мир архитектуры, узнаете много интересного о мельницах Симбирска и сможете раскрасить свой город в яркие цвета. Как? Приходите, узнаете.

Место из Библии


На территории раскопок крепости Хирбет Кейафа были обнаружены ритуальные помещения и предметы иудейского культа времен царя Давида
Базальтовый алтарь


Глиняный ковчег, миниатюрный аналог ковчега, перенесенного Давидом в Иерусалим

царь Давид

Израильские археологи нашли важное материальное доказательство того, что библейский царь Давид реально существовал.
 
Это открытие не на шутку взбудоражило археологическое сообщество. Группа экспертов из Еврейского университета в Иерусалиме во главе с профессором Иосифом Гарфинкелем в ходе раскопок обнаружила храм времен легендарного царя Давида — того самого, который, по библейским преданиям, победил гиганта Голиафа и объединил разрозненные «колена израилевы». Возможно, эта находка наконец разрешит спор двух противоборствующих лагерей.

 Одни уверены, что Ветхий Завет можно расценивать как своеобразную историческую летопись, другие полагают, что Священное Писание полно аллегорий и преувеличений, а достоверности в нем столько же, сколько и в кельтских мифах о короле Артуре. Отсюда и диаметрально противоположные взгляды на историческую достоверность деяний легендарного царя... Так существовал ли Давид в принципе?..

Это все о нем

Сам по себе подвиг юного Давида, с помощью одной лишь пращи одолевшего великана Голиафа, не столь интересен историкам. Их интересуют его лидерские качества. К концу I тысячелетия до нашей эры Израиль вряд ли мог претендовать на звание господствующей цивилизации в регионе. Разногласия между представителями родов, стычки с филистимлянами, никакой славы и процветания.

 Считается, что Давид силой своей харизмы сумел переломить ход истории. Он ушел в оппозицию царю Савлу и даже отправился на службу к филистимлянам, лишь бы только одолеть его. Когда удалось положить конец междоусобным распрям и объединить Иудею с Израилем в одно унитарное государство, он с той же легкостью уничтожил врага. Более того, Давид сумел расширить границы своих владений.

Он удачно провел войну против арамеев, чьи полукочевые царства располагались на территории Сирии, и получил доступ к берегам Евфрата и богатейшим месторождениям меди. Правитель сделал все возможное, чтобы его наследнику Соломону достались богатые земли, на которых можно развивать империю, пусть и уступающую по мощи Египту, но претендующую на мировую славу... Все эти факты биографии Давида мы узнаем из Библии. Его эпохе посвящены Первая, Вторая и Третья книги Царств.

Фраза «в начале было Слово» как нельзя лучше подходит к жизнеописанию легендарного царя Израиля. Долгое время библейские тексты, которые основывались на свидетельствах очевидцев, архивных документах и эпических повествованиях, оставались едва ли не единственным источником для исторических изысканий — остальную информацию собирали по крупицам. Вещественные подтверждения того, что царь Давид был реальной исторической личностью, стали появляться только в последние десятилетия.

 «Первой находкой из этой серии была знаменитая стела из Тель-Дана, впервые упоминающая имя царя Давида, точнее, династии царя Давида в период ее существования, — объясняет израильский историк Игорь Торик, — эта находка является существенным подтверждением историчности царя. Другой важнейшей находкой является открытие историком Эйлат Мазар монументальной конструкции, пристроенной к северной стене Йевуса и с большой долей вероятности являющейся описанным в Библии дворцом Давида».

Давид был слишком занят объединением и расширением государства, чтобы возводить помпезные дворцы и оставлять о себе архитектурную память. И несмотря на то что в библейских текстах говорится о сложной иерархии, наличии элит и развитости общества, вещественных доказательств его реального существования имеется немного. Отсюда и провокативная гипотеза, которую поддерживает целый ряд ученых, — царя Давида вовсе не существовало.

Так, исследователи, известные как «библейские минималисты», уверены, что Давид — всего лишь собирательный образ. Он как король Артур для кельтских племен, а его фигура была выведена позднейшими библейскими авторами с конкретной целью — воссоздать героическое прошлое для государства, сформулировать национальную идею, которая может объединить любой народ.

Уровень дискуссии лежит в широком диапазоне — от осторожных предположений до откровенных спекуляций. «В подлинности стелы Дана и высеченных на ней упоминаний сегодня не сомневается ни один честный археолог, — говорит Игорь Торик, — однако есть деятели от истории, которые заявляют, что надпись на стеле из Дана звучит не как «дом Давидов», а как «дом дяди», что является натяжкой и передергиванием. А все потому, что люди стремятся доказать: Библия — это выдумка». И неудивительно, что открытие Гарфинкеля наделало столько шума.

Здесь был Давид

Раскопками в местечке Хирбет Кейафа археологи из Еврейского университета Иерусалима занимаются последние несколько лет. Древний город найден ими на одном из холмов долины Эла в 30 километрах к юго-западу от Иерусалима. Руины фортификационных укреплений указывают на то, что возводился он с конкретной целью — стать защитным редутом на время военных действий.

 Радиоуглеродный анализ обгоревших оливковых косточек, найденных в этом месте, отмерил Хирбет Кейафе недолгий век — город просуществовал примерно сорок лет, с 1020 по 980 год до нашей эры, и был уничтожен. По библейской хронологии период правления Давида приходится на период с 1010 по 970 год до нашей эры. Потому исследователи уверенно отнесли крепость именно к периоду Объединенного царства.

 «Хирбет Кейафа имеет прямое отношение к этой эпохе, — рассуждает Игорь Торик. — Вероятность того, что крепость существовала именно во времена Давида, а не его сына Соломона, достаточно высока. По логике содержать укрепленный город на границе с владениями филистимлян имело смысл, пока они представляли угрозу. При Соломоне же этот район никакой военной угрозы уже не представлял». Значит, иудейскую крепость под себя возводил правитель, который вел постоянные войны. А именно таким предстает Давид в Священном Писании.

На то, что город являлся иудейским, указывали косвенные улики. «На территории этого города мы находили тысячи костей животных, включая кости овец, коз и крупного рогатого скота, но только не свиней, — говорит Иосиф Гарфинкель, — это означает, что население Хирбет Кейафы соблюдало как минимум один библейский запрет — на употребление свинины». За годы раскопок также были найдены осколки керамики с надписями на иврите.

И находка храма, похоже, сомнений не оставляет: Гарфинкель и его коллеги обнаружили большой культовый комплекс. Найдены каменный артефакт, похожий на стол, пять стоячих камней, два базальтовых алтаря, две жертвенные чаши и два реликвария. «Мы обнаружили три культовые комнаты, но ни в одной из них нет изображений человека или животных — это практически свидетельство еще одного библейского запрета — на идолов», — говорит профессор Гарфинкель.

Но при чем тут легендарный царь? Дело в том, что найденный храм является не отдельным строением, а частью более крупного здания. Практически местом для хранения ритуальных принадлежностей и святынь служила часть жилого дома. А эту особенность иудейской традиции отмечает Вторая книга Царств, где рассказывается о переносе Давидом ковчега Завета в Иерусалим.

 В Писании говорится, что ковчег Божий долгое время хранился в домах, хотя речь идет о некоем ритуальном помещении для хранения священных реликвий. По словам Иосифа Гарфинкеля, о том, что это и есть дом Давидов, говорят некоторые архитектурные элементы: например, триглифы (вертикально стоящие каменные плиты с продольными желобами) и встраиваемые двери также описаны в библейских источниках, повествующих о временах Давида. Кому-то эти доказательства покажутся пустячными, но Гарфинкель не сомневается, что копают они в нужном направлении.

Возможно, это не последняя находка. С каждой новой экспедицией — сотрудники университета работают на раскопе по шесть недель каждое лето — может появляться все больше доказательств того, что Давид реально существовал. И это важно не только для последователей иудаизма, но и для христиан. Ведь в Новом Завете в Евангелии от Матфея именно из колена Давидова выводится род Иисуса Христа. Но это уже совсем другая история…

Охотник из Бурятии помог в поисках сакральных пирамид


Есть в Сибири таинственная страна Тофалария.


пик Тофалария ...

Краеведы из Иркутской области и Красноярского края завершили исследовательскую экспедицию в Тофаларию. Её участники обнаружили на одной из вершин хребта Ханбургуд (Саяны) археологические находки – порядка 30 каменных пирамид, расположенных в форме подковы.

Предположительно, эта площадка с искусственными сооружениями имела сакральное, священное значение у древних людей. Об этом рассказали участники экспедиции из иркутского спелеологического клуба «Арабика».

Эти объекты ранее ещё не попадали в поле зрения археологов. Не располагали документальной и иной информацией о сооружениях также краеведческие музеи Нижнеудинского и Тулунского района, на границах которых расположена Тофалария. Описание каменных сооружений, а также еще нескольких интересных объектов на Ханбургудском хребте – дольмена и древней дороги, выложенной камнями, сохранились лишь в личных архивах родственников нижнеудинского краеведа Михаила Пугачева.

Он изучал жизнь и быт вымирающего народа, их традиции, обычаи и легенды. Некоторые из легенд как раз и подсказали Пугачеву о существовании необычных объектов. Собранный им уникальный материал по итогам экспедиций в горы Тофаларии, к сожалению, не попал в публичное пространство.

Попробовать вновь отыскать каменные пирамиды, дольмен и дорогу решили участники нынешней экспедиции. Ее организатор и руководитель – краевед-любитель Антон Горбунов, родившийся в Тулуне, а сейчас проживающий в Красноярском крае.

 Готовясь к экспедиции, он занимался сбором архивной информации Пугапчева (записи из дневника, фотоснимки), встречался с его родственниками, собирал вырезки из районных газет с краткими заметками о работе Пугачева, а также посетил населённые пункты Тофаларии, где получил некоторую информацию от местных жителей.

Как поясняет Антон Горбунов, с ритуальной подковообразной группой сооружений всё было ясно – собранные данные помогли представить, где расположен объект. Месторасположение же каменного дольмена было не совсем понятно.

- По сведениям охотника из Аршана (Тулунский район), тофалары называют дольмен «молитвенником», и раньше рядом с ним шаманы проводили свои обряды, – рассказывает организатор экспедиции.

Помог отыскать участникам экспедиции дольмен именно охотник из Аршана, который уже бывал в этих местах. Не удалось обнаружить лишь каменную дорогу – к концу подходили сроки запланированного путешествия.

То, что найденная каменная кладка в виде подковы, является творением рук человеческих, не вызывает сомнения уже сейчас. А вот относительно природы происхождения дольмена мнения участников экспедиции разделились с высказанной в записках гипотезой Михаила Пугачева.

 Большинство из них уверены – объект появился естественным путем. Он представляет собой нагромождения друг на друга каменных глыб, окруженных с нескольких сторон также каменными плитами высотой более 1,5 метров. Камни дольмена содержат хорошо различимые кристаллы граната.

Полученные в экспедиции материалы планируется передать иркутским археологам, отмечают в клубе «Арабика», сообщает ИА «Байкал Инфо».

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)