 |
Преображение верхневолжской жемчужины жители ждали много лет |
Посвоему символичным для тверского Императорского (Путевого) дворца, а значит, и для всего региона стал минувший понедельник, когда было назначено большое совещание с участием губернатора Тверской области Андрея Шевелева и представителей всех заинтересованных организаций и структур. Фактически это рабочее совещание отметило начало собственно реставрационного процесса. Его специалисты и тверская общественность ждут как минимум двадцать лет.
– Состояние, в котором находится дворец на протяжении многих десятилетий, не выдерживает никакой критики. Все это время прошло для жителей города и области под знаком постоянного ожидания и обещаний проведения реставрации. Как губернатор и просто как житель Тверской области, я благодарен Министерству культуры России и Всемирному банку реконструкции и развития за понимание важности воссоздания памятника, – отметил Андрей Шевелев. – Это большая победа для региона. Нам наконец удалось перейти от слов к реальным действиям.
Прежде чем начать выездное заседание, его участники во главе с губернатором осмотрели уже отреставрированный Кухонный флигель дворца, в который сейчас переезжает несколько отделов областной картинной галереи, в том числе библиотека и архив. Снаружи флигель полностью соответствует историческому оригиналу, однако внутри выглядит как стандартное конторское помещение средней руки.
Кухонный флигель как первая очередь реставрационного процесса находится в ведении региональных властей и финансируется из областного бюджета. Всего же цифры таковы: предварительный объем финансирования за счет средств федерального бюджета и займа Международного банка реконструкции и развития составляет свыше 1,813 миллиарда рублей, региональной казны – около 885 миллионов рублей, местного бюджета – 177 миллионов рублей.
Банк будет финансировать только работы по дворцу, городской бюджет – благоустройство окружающей территории, в частности, воссоздание дворцового сада. Тут стоит напомнить, что всеми нами любимый горсад первоначально состоял из трех частей – общедоступной, губернаторской и дворцовой, прилегающей к северному фасаду.
Сейчас эта часть представляет собой буйные заросли практически сорных тополей и ясеней, которые надо превращать в строгий регулярный парк, раскрывая фасад в сторону Волги – как, собственно, и было задумано архитекторами. Вполне возможно, эта часть горсада будет определена в особое подчинение и составит единый комплекс с дворцом.
Это полностью соответствует условиям банка, которые предполагают реставрацию не одного конкретного объекта, а целого историкокультурного комплекса. Не исключено, что когданибудь будет восстановлен и спускающийся в парк пандус со скульптурами, который мы можем увидеть на акварели Карло Росси, – он был предусмотрен в одном из первых проектов.
К нынешнему символическому дню проект пришел, можно сказать, во всеоружии: уже получено положительное заключение Главного управления государственной экспертизы по проекту ремонтновосстановительных работ, проведена большая часть обследований, картинная галерея заканчивает упаковывать и вывозить коллекции, а это ни много ни мало – более 40 тысяч единиц хранения.
Часть постоянной экспозиции, выставка «От модерна до соцреализма», впрочем, еще размещается в Розовом зале, так что стоит воспользоваться последней возможностью: уже через неделюдве дворец будет закрыт, и теперь мы сможем туда попасть (если все пойдет гладко, конечно) только через четыре года – в 2016 году.
По поводу сроков строительства и губернатор, и директор картинной галереи, и председатель Центрального совета ВООПиК Галина Маланичева были единодушны: затягивать реставрационные работы, превращая дворец в долгострой, нельзя, но и торопиться тоже не стоит: «Это вопрос не гонки, а качества исполнения».
Галина Маланичева обратила особое внимание на то, что не надо подгонять и археологов, которые должны иметь возможность провести обстоятельные исследования, в том числе и фундаментов дворца. По имеющемуся графику на археологические и проектные изыскания отводится год, предварительные работы, которые должны начаться буквально сегоднязавтра, займут пару месяцев.
Важным моментом в подготовке реставрации стало окончательное определение генерального подрядчика – таковым стала питерская группа компаний «Интарсия»: все заинтересованные люди сходятся в том, что для Твери это большая удача. Как рассказал генеральный директор «Интарсии» Виктор Смирнов, она состоит из четырех компаний соответствующего профиля и осваивает многомиллиардные проекты.
Специалисты «Интарсии» работали на всех масштабных реставрационных проектах обеих столиц – достаточно сказать, что именно они восстанавливали практически погибший к концу прошлого века Константиновский дворец в Стрельне, а сейчас занимаются восточным крылом здания Главного штаба, что на Дворцовой площади СанктПетербурга.
Отдельным вопросом для серьезного разговора стала очередная попытка воссоздания рядом с Императорским дворцом кафедрального СпасоПреображенского собора. Специалисты сошлись на том, что необходимо много дополнительных исследований, которые должны внести ясность по поводу возможности такого соседства. Галина Маланичева заметила, что вопрос о строительстве храма должен решаться исключительно осторожно и квалифицированно, с учетом мнения и специалистов, и общественности.
– Сохранение исторических памятников для нашей области актуально в большей степени, чем для многих других регионов, – подчеркнул Андрей Шевелев. – У нас свыше 9400 объектов историкокультурного наследия – это значительно больше, чем в Москве и СанктПетербурге. Обеспечить надлежащий контроль за состоянием такого числа памятников без привлечения общественности невозможно. По многим вопросам мы хотели бы обратиться за помощью к ВООПиК, чтобы услышать компетентное мнение и принять правильное решение.
Тем более положительный опыт взаимодействия есть на примере Путевого дворца. Главная же задача – все работы должны быть проведены максимально качественно и строго в установленные сроки, – подчеркнул глава региона. – Реставрация тверского Императорского Путевого дворца позволит сохранить объект историкокультурного наследия, уникальный как для Твери и Тверской области, так и для всей России.