16 мая 2012 г.

Калининградцы восстановят ключ от исторических Фридрихсбургских ворот бывшего Кенигсберга, который был утерян в 18 веке


 Калининград. Фридрихсбургские ворота


 Калининградцы решили восстановить ключ от исторических Фридрихсбургских ворот бывшего Кенигсберга, который был утерян в 18 веке. С инициативой привлечь жителей города к изготовлению ключа от ворот одноименной Фридрихсбургской крепости выступил Музей Мирового океана, для которого крепость является филиалом учреждения культуры.

По данным историков, в январе 1758 года, когда русские войска в ходе Семилетней войны овладели Кенигсбергом, а Восточная Пруссия получила статус провинции России, ключи от Фридрихсбургской крепости как символ сдачи города были преподнесены командующему русскими войсками Виллиму Фермору. Императрицей Елизаветой Петровной Фермор был назначен генерал- губернатором прусского королевства.

Ключи были посланы в Санкт-Петербург, хранились в Казанском соборе, но впоследствии были безвозвратно утеряны.

В Музее Мирового океана объявили акцию "Ключи для города". "Мы предложили калининградцам приносить в музей Фридрихсбурских ворот ненужные в домашнем хозяйстве ключи и складывать их в специально установленный сундук", - сказал корр. ИТАР-ТАСС сотрудник музея Алексей Буданов. Когда сундук будет заполнен, ключи отправят на переплавку и последующую отливку главного ключа для Фридрихсбургских ворот.

"Надеемся, что многие жители города поддержат нашу акцию и "общий" ключ станет ещё одним символом этого исторического сооружения, в котором после реставрации Фридрихсбургской крепости разместился единственный в России историко-культурный центр "Корабельное воскресение", - подчеркнул Буданов. Это центр истории российского кораблестроения и морской науки от Петровских времен до наших дней, реставрации и хранения находок подводной археологии.

Фридрихбургская крепость была одним из тех мест бывшего Кенигсберга, куда "ступала нога" основателя Российского флота - Петра Первого. Документально подтверждено, что во время пребывания здесь в мае 1697 года Великого русского посольства царь Петр именно во Фридрихсбургской крепости проходил артиллерийскую науку и получил диплом "огнестрельного мастера".

Фридрихсбургские ворота - единственные исторические ворота в Калининграде, которые вели не в город Кенигсберг, а в одноименную крепость. Крепость была сооружена в 1657 году по указанию великого курфюрста Фридриха Вильгельма на южном берегу реки Преголя.

В Башкирии, возможно, нашли останки мамонта



Всего в республике было найдено пять целых останков этого древнего животного.
Жители Баймакского района утверждают, что недалеко от деревни Урал нашли кости мамонта. Интересная находка обнаружилась на берегу реки.

Пока ученые не высказали своего мнения о происхождении костей. Но по словам директора музея естественной истории палеоэколога Роберта Сатаева, такие находки совсем не редкость. Однако больший интерес вызывают именно те останки, которые выкапывают сами специалисты.

Археологи не просто извлекают кости древних животных, но и подробно анализируют обстоятельства их залегания: глубину, расположение и многое другое. Именно эти факты помогают определить историческую ценность находки.

В Башкирии за все время было найдено пять целых останков мамонтов. Последний был найден в 1998 году под Уфой. Однако все находки были утеряны по тем или иным причинам. Чаще всего останки древних животных становятся добычей «черных копателей», которые выкапывают их до приезда ученых. Однако кости, пролежавшие несколько столетий в земле, в руках «частников» быстро разрушаются, так как нуждаются в специальной консервации.

Юные археологи провели раскопки кургана под Волгоградом



Молодежный археологический клуб «Легенда» открыл свой раскопочный сезон 2012 года. В этом году юные краеведы – учащиеся из школ №21, 48 и лицея «Лидер» – в составе экспедиции Научно-производственной лаборатории археологии и реставрации планируют исследовать два объекта: курган у поселка Вербовский Калачевского района и две небольшие насыпи в окрестностях поселка Кондраши Иловлинского района.

Как сообщили V1.ru в клубе «Легенда», раскопки кургана уже начаты. Лагерь юных археологов был разбит на берегу реки Донская Царица.

«Курган не изменился – все такой же высокий, с заплывшими за зиму набросками земли, – отметили участники экспедиции. – В верхних слоях насыпи встретились разбросанные фрагменты раннесредневековой керамики.

 Это следы тризны по умершему. И когда мы увидели на желтой поверхности материковой земли темное узкое пятно могильной ямы, конечно, решили, что здесь покоится хазарин. Это население обитало в Волго-Донских степях в седьмом-девятом веках. Яма уходила все глубже и глубже. На глубине 2,5 метра в западной стенке был фиксирован подбой – ниша, в которую помещали тело умершего.

 Неожиданно западная стенка обрушилась, засыпав почти половину раскопанной ямы. Раскопки пришлось повторить, чтобы добраться до подбоя. Работа была проделана нелегкая, особенно, если учесть жару. Глубина раскопа составила почти три метра. Здесь был обнаружен скелет сармата, лет 40-50, рядом с которым положили «на тот свет» отщеп кремня, оселок для заточки ножей, мясо барана.

 Погребение со скромным могильным инвентарем. А хотелось, чтобы родственники поставили еще сосуд с питьем, положили меч или кинжал. Значит, хазарская тризна связана с другим погребением, которое мы пока не нашли и которое находится где-то под оставшейся насыпью кургана».

Очередные раскопки на кургане запланированы на июнь.

Прокуратура требует убрать свалку возле кургана в Горном Алтае








 Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура требует, чтобы власти Онгудайского района ликвидировали несанкционированную свалку недалеко от древнетюркских Ининских стел и кургана, являющихся памятником археологии, сообщается в среду на сайте ведомства.

Надзорное ведомство выяснило, что на южной окраине села Иня Онгудайского района республики Алтай находится несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, также здесь найдены трупы домашних животных.

 При этом свалка находится у автодороги М-52 (Чуйский тракт), недалеко от свалки расположен известный археологический памятник - древнетюркские Ининские стелы и курган. В связи с этим свалкой приходится "любоваться" не только жителям республики, но и многочисленным туристам, прибывающим в Горный Алтай на отдых.

"В нарушение требований федерального законодательства органами местного самоуправления своевременных мер к организации сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов с территории вышеуказанного земельного участка не принимается. (Это) ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде", - сказано в релизе.

Как отмечают прокуроры, для устранения выявленных нарушений в Онгудайский районный суд ведомство направило исковое заявление с требованием обязать администрацию Ининского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку.

К югу от села Иня в полукилометре находится известный археологический памятник - Ининские стелы. Две из них - высотой более двух метров, две другие несколько меньше. По мнению археологов, стелы использовались в качестве ограждения древнетюркского поминального комплекса. В нескольких метрах от стел находится курган.

В Курске открылась экспозиция отреставрированного золота гуннов


В Курске открыта выставка уникальных находок «Золото Гуннов»




В Курском областном музее археологии состоялось открытие выставки уникального клада, так называемого «золота гуннов», случайно найденного в 2010 году в Фатежском районе. Истории обнаружения клада могут позавидовать и авторы детективов, и киносценаристы. В обнаружении клада и возвращении его государству приняли участие немало ведомств. 

«Черные» археологи обнаружили клад неожиданно для самих себя. Целью их поисков были предметы более близкой к нам эпохи - Великой Отечественной войны. Однако удача улыбнулась копателям, и в их руки попало несколько десятков более ценных предметов.

Тем не менее, о передаче находки государству они не подумали, а начали строить планы по продаже древностей. По самым скромным подсчетам, стоимость обнаруженных «древностей» составила около миллиона долларов.

Как рассказал директор областного музея археологии Геннадий Стародубцев, к ним обратились сотрудники федеральной госбезопасности с фотографиями предметов раскопок. «Увидев эти фотографии, мы написали предварительное заключение в Министерство культуры, о том, что это бесценно подлинные предметы, что они относятся к пятому веку нашей эры. Для проведения комплексной экспертизы были приглашены специалисты и Москвы и Санкт-Петербурга».

Сотрудники правоохранительных органов выяснили, что часть предметов «черные археологи» хотели продать за границу, часть была реализована в Брянской области. Поэтому в поисках и установлении причастных лиц участвовали и полицейские из соседней области.

В погребении был захоронен знатный воин и его боевой конь. В состав комплекса входит более 300 предметов из золота, серебра и медного сплава, которые датируются первой половиной пятого века нашей эры. Среди них – три портупейных набора с металлическими накладками и пряжками, украшенными стеклянной мозаикой и гранатами.

Помимо поясной гарнитуры и накладок ножен меча, выполненных в стиле клуазонэ, характерном для германцев эпохи Великого переселения народов, важное место занимают украшения конской сбруи. Они изготовлены в полихромном стиле, традиционном для степняков, и подтверждают гуннское присутствие на курских землях.

 Это во многом меняет наши представления о той эпохе, говорит о бурных событиях, связанных с нашествиями и переселениями племен .«Не вызывало сомнения с самого начала, что это предметы относящиеся к погребению: два поясных набора, ножны и рукоятка кинжала, ножны и рукоятка меча, поясные и сапожные пряжки, потому что помимо воинского снаряжения, это принадлежности быта одного воина с конем» - добавил Геннадий Юрьевич.

Сама по себе находка и сенсационная, и довольно редка. Ведь по всей стране подобных (по своей древности и сохранности) находок сделано довольно мало. По большей части все они теперь находятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. На украшения, найденные курской земле, претендовали и московские «сокровищницы», однако курянам удалось отстоять клад и оставить его на родине.

Все найденные предметы находились в плачевном состоянии, так, например, часть предметов была сломана, а фольга ножен была измята и разорвана. Поэтому предметы были переданы на реставрацию, которая длилась полгода. Помощь в реставрации оказывали столичные специалисты из Института археологии РАН, Института истории материальной культуры РАН и Исторического музея.

2 февраля 2011 года в торжественной обстановке состоялось подписание акта о передаче культурных ценностей на хранение в Курский государственный археологический музей. И лишь сегодня, 16 мая 2012 года, куряне смогли посмотреть на отреставрированные исторические ценности, которые поселились в нашем городе.

А если клад и уедет из Курска, то лишь на временные выставки. Ведь интерес в нашей находке распространился далеко за пределами области.

Найдено древнейшее в Средиземноморье поселение земледельцев


В ходе раскопок ученые обнаружили остатки кирпичного строения


 В деревне были также обнаружены и фрагменты раковин

Древнейшее средиземноморское поселение, жители которого занимались сельским хозяйством, было обнаружено группой французских ученых на Кипре. До настоящего времени считалось, что сельское хозяйство на острове появилось спустя тысячу лет после его зарождения на территории Ближнего Востока 9,5 тыс. - 9,4 тыс.лет до н.э.

 Однако проведенные французскими археологами раскопки в местечке Климонас рядом с Лимассолом свидетельствуют о том, что жители Кипра стали возделывать землю 9 тыс. лет до н.э., то есть спустя очень короткое время после того, как сельским хозяйством стали заниматься на Ближнем Востоке. Открытие также может свидетельствовать о том, что мореплавание у древних людей было довольно хорошо развито.

В ходе раскопок ученые обнаружили остатки кирпичного строения, выполнявшего функцию склада, где хранились продукты. Сооружение диаметром 10 м было окружено жилищами. На территории были найдены остатки карбонизированных семян растений и зерен. В деревне были также обнаружены кремневые наконечники, каменные орудия и фрагменты раковин, сообщает Physorg.

На месте бывшей усадьбы Иловайского в Чаплыгине обнаружили предметы быта и монеты 18 века



Археологи считают, что постройка была возведена в одно время с крепостью Ораниенбург.

Археологическая экспедиция, в состав которой входили, в основном, студенты исторических факультетов Воронежского и Елецкого государственных университетов, обнаружила в Чаплыгине     на территории бывшей усадьбы известного российского историка Иловайского,  предметы быта, а также монеты 18 века.

Заказ на проведение археологической экспертизы поступил в Государственную дирекцию по охране культурного наследия Липецкой области в конце прошлого года от «Сбербанка», который планирует построить здесь свой офис.

Руководил экспедицией  археолог, кандидат исторических наук Александр Голотвин.  По его словам, уже по первоначальным результатам раскопок можно сделать вывод, что на этом месте располагалось бытовое строение 18 века,  возведенное, видимо, в одно время с постройкой крепости.

 Об этом красноречиво свидетельствуют найденные монеты 1777 года номиналом в пять копеек, монета 1758 года и такие предметы быта, как часть заслонки от печи, детская керамическая игрушка, стеклянный пузырек, предположительно из-под какого-то лекарства, осколки глиняных горшков.

- Конечно, мы  рассчитывали, может быть, и на  большее количество находок, но все равно считаем результаты раскопок успешными. Нами обнаружены около 80 ямочных объектов - это углубления из-под свай старого строения, фаницы усадьбы, которые не совпадают с современными, - рассказал Александр Голотвин.

 Результаты археологической экспертизы послужат богатым материалом для работы краеведов.

ТАЙНА ЕВРЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ



Отдел древностей Иерусалима объявил, что между такназываемым городом Давидаи городскими стенами Иерусалима обнаружена древняяпечать времён Первого храма, созданная в 950—586 годах до нашей эры, из полудрагоценного камня с фрагментом надписи на иврите.

На камне выгравированораспространённое в царствеиудеев имя Матаньяху, означающее «Дар Богу». По словам руководителя раскопокЭли Шукрона, в этот периодлюди часто использовалитакие печати для заверенияписем.

Ранее в старой части Иерусалима, у Стены Плача, археологи нашли уникальнуюглиняную печать эпохи Второго храма, длившейся с516 года до нашей эры по70 год нашей эры. Возрастнаходки — более двух тысячлет. Такими клеймами помечали животных, пригодныхдля жертвоприношения.

Как утверждает профессорРонни Райх из УниверситетаХайфы, буквы на печати —формула ритуального очищения. И это первая подобнаянаходка на территории Храмовой горы. Она подтверждает версию историков ожертво приношениях на территории бывшего Иерусалимского храма, описанных вбиблейских текстах.

Курганы Ленобласти будут защищать от железнодорожников в суде


Курганы Ленобласти будут защищать от железнодорожников в суде 


Осквернение древнерусских курганов

Петербургские журналисты попытаются отстоять в суде курганы, оказавшиеся под угрозой из-за строительства железной дороги к Каменногорску. Ответчиком выступит областной департамент охраны памятников.

Неолитическая стоянка первобытных охотников «Боровское-2», расположенная на мысу древнего озера, попадает в полосу строительства железной дороги Лосево — Каменногорск и уже значительно повреждена. Как пишет «Новая газета в Петербурге», спасти археологический памятник могут лишь тщательные раскопки, которые не проводились. Тем не менее, отчет о них, формально разрешающий строительство, был, по всей вероятности, согласован областным департаментом охраны памятников.

Журналисты издания выразили сомнения в подлинности данного отчета и, с учетом того, что департамент отказался передать газете копию его текста, обратились в суд. Они требуют предоставления данного документа и проверки его на наличие коррупционной составляющей.

К такому шагу журналистов подтолкнули документы, в неофициальном порядке переданные им источником в федеральных структурах РЖД. Среди этих бумаг сразу два варианта таинственного отчета о работах, проведенных ООО «НПФ «Гамас» по одному и тому же договору с ЗАО «Стройпутьинвест», подрядчика на строительстве дороги в Каменногорск. Оба они официально согласованы департаментом и подписаны его начальником Натальей Корж. Дата согласования при этом значится одна 14 декабря 2010 г., также отчетам присвоен один номер.

Согласно первому из них раскопки на объекте были проведены, однако эти сведения опровергают как петербургские археологи, в частном порядке посетившие объект, так и тот факт, что информация и фотоснимки отчета относятся к совершенно другому памятнику.
Второй вариант и вовсе указывает на то,что неолитическая стоянка находится вне зоны строительства, а значит и раскопки не нужны.

Сотрудники «Новой» полагают, что столь странная ситуация с отчетами о раскопках может свидетельствовать о наличии коррупционного фактора и постараются привлечь к ней внимание правоохранительных органов. Первое заседание суда, на котором журналисты потребуют отчета от областного департамента по охране памятников состоится 17 мая.

Стоит отметить, что стоянка «Боровское-2» стала не первым археологическим памятником, поврежденным при строительстве дороги Лосево — Каменногорск. Ранее ради нее срыли часть штерншанца редута петровского времени возле поселка Лосево, который числится объектом наследия федерального значения.

Плиозавры страдали артритом



Палеонтологи из Бристольского университета, проведя анализ нижней челюсти древнего ящера плиозавра, установили, что животное страдало артритом. Это открытие подтверждает предположения ученых о том, что динозавры были склонны к развитию заболеваний суставов. Свои сведения исследователи опубликовали в журнале Paleontology, а также на официальном сайте университета.

Научно-исследовательская группа во главе с Юдитом Сассуном выполнила подробный анализ нижней челюсти древнего морского ящера и выявила, что левый сустав, который соединял челюсть с черепом, у животного был поражен артритом. Это стало причиной несимметричности нижней челюсти относительно верхней. В качестве доказательства своего открытия палеонтологи заметили на кости следы зубов верхней челюсти. Это указывает на то, что даже после того, как у животного сформировался неправильный прикус, динозавр дальше продолжал питаться.

Тщательное изучение нижней челюсти позволило все-таки ученым представить убедительную версию причины гибели плиозавра. В результате образования неправильного прикуса у плиозавра случился перелом челюсти, из-за которого животное больше не могло питаться, что привело, в конце концов, к его гибели. Исследователи склонны верить, что именно этот перелом стал следствием образовавшегося ранее неправильного прикуса, вызванного артритом.

Плиозавры были крупными, - размером больше косатки, - морскими хищниками, находившимися на вершине пищевой цепочки своей экосистемы. Поэтому они погибали преимущественно от болезней или конкуренции с более молодыми особями. Обнаружение экземпляра, который продолжал питаться, несмотря на довольно существенные физические недостатки, подтверждает такое представление об этих крупных ящерах.

Область палеонтологии, занимающаяся обнаружением болезней древних животных по ископаемым свидетельствам называется палеопатологией. Работы в этой области могут помочь ученым понять механизмы влияние болезней на видообразование, вымирание и родственные отношения животных. Например, недавно ученые установили, что пернатые динозавры были также склонны к артриту, как и их потомки - птицы.

Русская Троя


Алексей Воронцов: Здесь были крепостные стены Девягорска


Археологи открывают тайны древнего города Девягорска

Археологи обнаружили в Тульской области руины древнего города, о котором рассказывали летописи. Но его местонахождение до последнего времени не было известно.

В преддверии нового сезона археологи и историки приоткрыли завесу таинственности над загадочным городом Девягорском.

Городище Дуна

О существовании городища на мысу левого берега Оки, примерно в полутора километрах от городка Чекалина (бывший Лихвин) на границе Тульской и Калужской областей историки знали давно. Впервые в том месте велись исследования в 1897-1898 годах членами Калужской губернской ученой архивной комиссии Н. В.Тепловым, Н. И.Четыркиным, Ю. Г. Гендуне.

 Они и обнаружили существование на этой территории поселений позднеримского времени (III век), эпохи великого переселения народов (IV-V веков), раннеславянских поселений (IХ-Х веков) и древнерусского времени (XI-XIII веков). Калужские исследователи назвали это место "городище Дуна".

Лишь спустя сотню лет тут вновь появились археологи. Прошлым летом Тульская археологическая экспедиция под руководством Алексея Воронцова проводила раскопки на самом краю крутого обрыва. Археологи спешили исследовать уцелевшую часть городища, о котором сообщали в своих работах предшественники. Каково же было удивление, когда они обнаружили не просто остатки селищ, а сгоревшие стены древней крепости.

- Мы знали о существовании в этом урочище городища Дуна, - рассказал "РГ" Алексей Воронцов. - Приехали, когда услышали, что его подмывает вода, чтобы спасти, а затем изучить еще уцелевшие фрагменты. А оказалось, что здесь находятся руины города. Сразу обратились к историкам, чтобы помогли установить - что же за город мы нашли?

Выяснилось, что еще в конце прошлого века историк В. Л. Веденин приблизительно в этих местах и "разместил" древнерусский город Девягорск, неоднократно упоминавшийся в летописях в связи с княжескими междоусобицами, происходившими в период феодальной раздробленности Древней Руси. Однако другие исследователи считали, что Девягорск находился южнее. Но это были исключительно теоретические предположения - историк свел воедино данные летописных, документальных и археологических источников.

 Экспедиция Воронцова установила, что найденные руины относятся к середине ХII века. Как рассказал тульский историк Александр Шеков, Девягорск упоминается в том числе в связи с событиями феодальной войны 1146-1147 годов. К тому же, как выяснилось, неподалеку была деревня Девягорское, она просуществовала довольно долго - до конца ХIХ века.

- Сопоставив все факты, убедились, что найденный город - Девягорск, - рассказывает Воронцов. - Это редкий случай, когда удалось собрать и исторические данные, и археологические находки, их подтверждающие.

В середине ХII века Русь трещала от междоусобиц. Полыхала война, которая длилась два десятка лет. Бились скорее за престол, чем за города. По традиции власть на Руси передавалась старшему в семье, но князья постепенно начали вводить престолонаследие и передавать власть собственным детям. Создавались различные группировки - кто ратовал за старое, другие - за новшества, и каждый принимал решение в зависимости от собственной выгоды. Города переходили из рук в руки, гибли люди…

В результате той войны, как известно, победил Юрий Долгорукий с союзниками. Одно из упоминаний Девягорска связано с тем, что в нем останавливались сторонники Долгорукого по пути в будущую Москву. Александр Шеков считает, что этот город располагался на окраине Черниговского княжества. Он также рассказал, что Девягорск фигурирует в Ипатьевской летописи и датируется 1146-1147 годами.

- Трудно сказать, кто именно сжег Девягорск, - поясняет Шеков. - Но теперь мы точно знаем, где он был и что погиб в результате междоусобной войны.

На крутом берегу

Первое впечатление от увиденного - предки знали, где строить. Место это очень красиво, а историческая "подоплека" будоражит воображение. С высокого - более 30 метров - крутого берега открывается живописная панорама излучины Оки. Именно здесь, на крутом берегу, девять веков назад был построен город, с одной стороны его защищала река, с другой - крепостная стена, сооруженная из срубов, скрепленных между собой, глубокий ров и густой лес. Вероятно, внизу была пристань, куда приплывали корабли, идущие по Оке, моста не было. В городе сидел княжеский посадник с дружиной. За крепостной стеной жил своей жизнью городской посад.

В отличие от знаменитой Трои, тульским археологам досталось не так много находок. Сгоревший и, вероятно, разграбленный город за прошедшие столетия обрушился в реку. Площадка городища сильно разрушена, сохранилась только ее северо-западная часть размерами примерно 60 на 10 метров. Собственно от города и осталась только обгорелая стена, ров и посад, занимавший территорию примерно в два гектара. Сегодня на месте посада фермерское поле. Фермер разрешил археологам исследовать его после уборки урожая.

Добытые сведения позволяют говорить, что Девягорск был построен где-то в конце ХI века и просуществовал около полусотни лет. По словам Воронцова, это был не очень большой город - 300, может, 600 жителей. Жизнь в этих местах всегда была трудной, но развитию способствовала торговля - через Девягорск шла дорога вдоль Оки из Мценска на северо-восток.

Загадки прошлого

Как погиб город? Битва, ставшая для него роковой, по всей видимости, была жестокой и кровавой. У обгорелой стены найдены наконечники стрел, в том числе и плоские - "бронебойные". Нападавшие, вероятно, очень спешили, поскольку похоронили погибших здесь же, во рву у крепости. Впрочем, погребли их с соблюдением обряда - тела сложены в соответствии с принятой ориентацией по сторонам света.

Весь ров в прошлом сезоне раскопать не успели. Члены экспедиции не исключают, что там захоронены сотни людей. Но одно захоронение привлекло особо. Были обнаружены тела семи человек - пяти мужчин, молодой женщины и ребенка лет четырех. При них не оказалось вообще никаких вещей. Кто были эти люди? Что за трагедия разыгралась здесь 900 лет назад?

Мужчины посадской семьи, до последнего защищавшие женщину с ребенком? Но почему на них не оставили даже креста? А может, это были дружинники - последние защитники города, пытавшиеся спасти, например, жену княжеского посадника с ребенком? Исследования тел погибших говорят, что эти люди тяжело работали и в последнее время плохо питались - была длительная осада?

История умеет хранить свои тайны, но, даже приоткрывая их, оставляет больше вопросов, чем ответов.

Прямая речь


Владимир Гриценко, директор государственного музея-заповедника "Куликово поле":

- В отечественной истории такое часто бывает: существует краткое упоминание о каком-то населенном пункте в летописях, но сами эти места никак не привязаны к памятникам архитектуры. Есть и такие моменты, когда населенный пункт сохранился, он исследован археологами, но, что здесь было, - неизвестно.

Когда памятнику, городищу удается найти "привязку" в летописях, в истории - это уникально. Тогда можно говорить уже не просто о материальных объектах культуры, но и об их роли в исторических, политических событиях. Теперь Девягорск - не просто строки в летописях, но и место, где эти события происходили. В данном случае история и археология нашли друг друга. И это, несомненно, представляет большую историческую и культурную ценность.

Сокровища Черного моря покажут в Ласточкином гнезде


Ласточкино Гнездо – символ Южного берега Крыма


Выставка подводной археологии «Сокровища Черного моря» откроется 17 мая в Ялте, во дворце «Ласточкино гнездо». Об этом сообщает пресс-служба Республиканского комитета по охране культурного наследия.

«На дне Черного моря накоплены следы исторических событий от неолита до Второй Мировой войны. Его глубины интересовали ученых и историков.

 Цель исследований – поиск затопленных археологических объектов доисторического времени в районе северо-западного шельфа Черного моря, в частности, стоянок каменного века», – сообщили в пресс-службе.

На выставке будут представлены античные амфоры, римская терракота, корабельные рынды и штурвалы, ядра и мушкеты, серебро корабельных кладов.

Кроме того, на выставке расскажут о работе пятой глубоководной подводно-археологической экспедиции «Берег Богов».

Источник: http://investigator.org.ua/news/43738/


Луганские археологи обнаружили резиденцию золотоордынского хана



В ходе историко-краеведческого исследования на территории Попаснянского района сотрудниками археологического центра «Спадщина» ВНУ им. Даля было обнаружено место расположения летней ставки хана Золотой Орды (приблизительно датированной 14 веком). Об в эксклюзивном интервью корреспонденту Cxid.info сообщил научный руководитель центра, доктор исторических наук, Сергей Санжаров.

По его словам, уже несколько лет сотрудники университета получали информацию о том, что на одном из водораздельных плат правого берега Северского Донца в Попаснянском районе местные жители регулярно находят татарские монеты и предметы татарского быта. Место самой ставки удалось найти по большому скоплению древних артефактов.

Объект был обнаружен местными жителями ещё в 60-х годах прошлого века, поскольку через его территорию были проложены каналы орошения и во время прополки регулярно находились монеты. Два года назад туда выезжали нумизматы. Благодаря им об этом месте узнали и луганские археологи.

Исследованное место представляет собой окружность диаметром около 800 метров и занимает гребень высокого водораздельного плато, ограниченного с юга и с севера оврагами

Из исторических источников известно, что татары ставили юрты вокруг палатки хана. По окружности залегали артефакты, найденные луганскими археологами на обследованной территории. В ходе обследования найдено более 3 тысяч медных и серебряных монет, железные боевые топоры, конские удила, женские украшения, также заготовки для чеканки монет.

 «Это говорит о том, что в этом месте велась чеканка, а делать это могли только при дворе хана», - утверждает археолог. С его слов, часть монет отчеканена от имени хана Абдаллаха, правившего с 1361 по 1370 годы. «По всей видимости, ему и принадлежала найденная стоянка», - делает предположение учёный. «Исследования только начинаются.

Мы получили предварительный материал, он находится в стадии обработки. Конкретные выводы последуют после», - заключил археолог. Пока они обратились с письмом облгосадминистрацию с просьбой поставить обнаруженный памятник на государственный учёт и принять меры к его охране и популяризации.

«Обнаружение объекта такого рода – крайне редкое явление, почти уникальное. Тем более для Луганской области. Находка подтверждает, что в те далёкие времена здесь у нас была не дикая степь. Здесь вершилась история», - заявил Сергей Санжаров.

По его утверждению, на территории Украины до сих пор чётко не установлено ни одного места ханской ставки, хотя известно, что они здесь были. Летняя резиденция, обнаруженная в Попаснянском районе, является «первой ласточкой».

В КИТАЕ РАСКОПАЛИ 1000-ЛЕТНИЙ ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД



Археологами обнаружен древнейший завод по производству водки

В провинции Цзилинь (Северо-Восточный Китай) на днях раскопаны останки древнейшего в стране завода по приготовлению китайской водки, именуемой здесь "байцзю" (белый алкогольный напиток), сообщает агентство Синьхуа.

Фэн Эньсюе, профессор и археолог при Цзилиньском университете рассказал, что данные останки, включая котлы, емкость для воды и камни для печей возникли в период династии Ляо (916 - 1125 н. э.).

Древние дистилляционные аппараты по производству алкоголя были обнаружены на месте водочного завода в городе уездного уровня Даань провинции Цзилинь в 2006 году. После научного исследования и анализа, ученые пришли к выводу, что на месте где были обнаружены останки, раньше стоял водочный завод, существовавший еще во времена династии Ляо.

"Мы считаем, что раскопанные дистилляционные аппараты датированы периодом правления династии Ляо, и являются древнейшими в Китае. Эти уникальные комплексные дистилляционные аппараты имеют важное значение для восстановления древней технологии приготовления китайских горячительных напитков", - сказал Фэн Эньсюе.

"К счастью, обнаруженные при раскопках предметы не были распроданы, - сказал генеральный директор водочного завода Кун Линхай, - они хранятся на нашем складе с 2006 года. И только после того, как я посетил музей спирта в провинции Сычуань, я осознал ценность этих аппаратов и сразу же пригласил ученых для их исследования".

До этих находок самыми древними аппаратами по перегонке алкоголя считались аппараты, обнаруженные в провинции Цзянси, которые имеют почти 800-летнюю историю.

"Кочевники во времена династии Ляо весной переселялись в уезд Даань, где они часто устраивали торжественные обеды, на которых обязательно подавались алкогольные напитки, - сказал начальник городского музея Байчэн провинции Цзилинь Сун Дэхуэй, - и поэтому в уезде Даань возникла потребность в алкогольных напитках в огромном количестве".

Как стало известно, большинство археологов и историков считает, что технологию приготовления "байцзю" привезли в Китай из Индии и Европы еще в 13-ом веке. До этого китайцы пили "хуанцзю" - вид алкогольного напитка с меньшей крепостью, чем "байцзю".

Однако, по мнению Фэн Эньсюе, данная находка в Даане вероятно опровергнет предыдущее утверждение о том, что технология по приготовлению "байцзю" берет начало в другой стране.

В Твери начались работы по воссозданию Спаса Златоверхого



В Твери 15 мая начались работы по воссозданию уникального храма, имеющего большую историческую, культурную и духовную ценность. Речь идет о легендарном Спасо-Преображенском соборе, более известном под именем Спаса Златоверхого, который был построен  в 13 веке и простоял вплоть до 1935 года, когда его взорвали большевики.

Было решено, что перед началом строительных работ, территорию, на которой был расположен древний храм, тщательно исследуют археологи, дабы не потерять и малейших артефактов о древних предках жителей Твери. А уже с осени начнутся работы по возведению Спаса Златоверхого в его историческом облике, для чего учеными были собраны множество документальных свидетельств, чертежей, обмеров и фотографий.

Церемония открытия началась с торжественного молебна, который был проведен митрополитом Тверским и Кашинским Виктором. Священнослужитель отметил, что день 15 мая станет для Твери днем восстановления исторической справедливости.

Родиной китайских панд оказалась Испания



Доисторический родственник знаменитой большой панды, ставшей одним из символов Китая, миллионы лет назад жил в Европе. Его зубы нашли палеонтологи на территории современной Испании.

Одна из самых древних на сегодняшний день панд обитала 11 миллионов лет назад близ Сарагосы. Палеобиолог мадридского Музея естественных наук Хуан Абелла назвал новый вид Agriarctos beatrix. Это было некрупное животное, весившее порядка 60 килограммов и обитавшее преимущественно на деревьях. На его принадлежность к пандам указало строение зубов зверя.

"К примеру, у медвежьих зубов есть ряд признаков, которые показывают, что это медведь. То же самое и с другими группами позвоночных – собаками, кошками, оленями", – рассказал Абелла. Анализ найденных под Сарагосой зубов однозначно указал на семейство медведей, а точнее подсемейство гигантских панд.

По мнению палеонтолога и его коллег, сходство жившего в миоценовое время медведя с современными родственниками было поразительным и распространялось даже на характерную черно-белую окраску. Однако Agriarctos beatrix был значительно меньше современных медведей, уступая в росте даже самому маленькому из них – малайскому. Подобно современным пандам и некрупным медведям, агриарктос, вероятно, спасался на деревьях от опасных современников – собакомедведей амфиционид и саблезубых кошек.

Как заявил ученый, Agriarctos beatrix должен считаться первым представителем Ailuropodinae – подсемейства, к которому относятся большие панды. "Таким образом, возникновение этой группы происходило не в Китае, а в теплых и влажных регионах юго-западной Европы", – подчеркнул Абелла.

Впрочем, коллеги предостерегают испанского ученого от поспешных заключений. Эксперт по доисторическим медведям Блэйн Шуберт из университета Восточного Теннеси назвал выводы Абеллы "достаточно спекулятивными". "Исследование не доказывает, что панды возникли в Европе, – отметил Шуберт. – Даже если этот новый вид является родственником современных панд, это не значит, что все они именно там и появились".

Действительно, если панды возникли в Испании, то как же тогда они оказались в Китае? По данным Абеллы, медведи могут расселиться достаточно широко, если этому благоприятствуют природные условия. Но как именно шло распространение агриарктосов, пока не ясно, потому что их остатки известны только из Испании, отмечает National Geographic. Теперь Абелла намерен найти здесь части скелета, чтобы узнать больше о его образе жизни и способности к расселению.

Стоит отметить, что родственники новой панды уже встречались ученым. Один из близких родов известен из Венгрии, другой из Греции, а третий – из Германии. Однако как и в случае с Agriarctos beatrix, ископаемый материал обычно бывает представлен главным образом зубами.

К минским истокам


Городище Деревня (Щомыслицкий сельсовет)


 На городище


После 15–летнего перерыва ученые–археологи развернули масштабные работы на археологическом комплексе на реке Менке — в понедельник полевые раскопки начаты в деревне Городище Щемыслицкого сельсовета. Историки считают: именно здесь, у слияния рек Птичь и Менка, и возник Минск, ведь именно в этом районе в свое время было обнаружено немало интересных археологических находок. И только весной 1067 года город был перенесен в место слияния Свислочи и Немиги.

— Мы планируем ввести этот археологический комплекс в число туристических объектов: здесь сохранились большое и малое городища, которые нужно лишь привести в должный вид, — поделилась планами Ольга Левко, завцентром истории доиндустриального общества Института истории НАН. — Кроме того, сейчас ведем работу над третьей книгой серии о крупнейших белорусских городах, которая будет посвящена Минску, — первые две описывали Витебск и Полоцк.

Раскопки будут длиться долго. Сейчас на помощь археологам уже подоспели студенты Белорусского государственного университета культуры и искусств.

ЮБИЛЕЙ ВЫДАЮЩЕГОСЯ РУССКОГО УЧЁНОГО ЮРИЯ РЕРИХА ОТМЕТИЛИ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ


Юрий Рерих


Во Владивостоке в Дальневосточном федеральном университете сегодня, 15 мая, открылась конференция, посвящённая 110-летию со дня рождения востоковеда и этнографа Юрия Рериха. Она собрала учёных и преподавателей из университетов Москвы, Сибири и Дальнего Востока, которые подготовили доклады о жизни и исследованиях Рериха, передаёт ИТАР-ТАСС.

Юрий Николаевич Рерих – один из крупнейших тибетологов, лингвистов и энциклопедистов ХХ века, чьё имя известно во многих странах мира. Он владел более чем 30 европейскими и азиатскими языками, блестяще знал культуру Востока, его религии и философию.

 Юрий Рерих оставил богатое научное наследие в области истории, этнографии, археологии, культурологии, искусствоведения и философии, написав множество научных трудов, среди которых «По тропам Срединной Азии», «История Средней Азии», «Буддизм и культурное единство Азии», многотомный «Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями», перевод с тибетского знаменитого древнего текста «Синяя летопись. История буддизма в Тибете» и многие другие.

Около Созополя археологи обнаружили центр виноделия


Старинный портовый городок Созополь


Археологи заявили о новом крупном открытии при раскопках около Созополя, где на одном из холмов болгаро-французская группа обнаружила древнее имение.

Найденные при раскопках многочисленные амфоры показывают, что здесь находился крупный центр виноделия, сообщили археологи. По мнению ученых, именно с подобных мест шло снабжение продуктами и вином древних городов Южного побережья Черного моря.

Обнаруженное между древними городами Анхило и Инеада имение, где простиралась древняя Аполония, показывает места земледелия, чем жило население городов. Имение расположено на одном из холмов около Созополя, откуда открывается прекрасный вид к морю.

По словам руководителя раскопок Крыстины Панайотовой, данное место абсолютно удобно и для жизни, и для производства сельскохозяйственной продукции. Есть вода, леса, место защищено от морского ветра.

По мнению археологов, в неплодородной и соленой земле около моря оставили место и для некрополя. Раскопки местности «Месарите» продолжаются уже второй год группой болгаро-французских археологов.

Пока ясно, что имение времен V до рождества Христова. Археологи говорят, что находка поможет по новому пересмотреть историю древней Аполонии и цивилизации данных земель.

Барк "Седов" готовится к кругосветному плаванию



До отплытия барка "Седов" в кругосветное путешествие остались считаные дни. Впереди - 14 месяцев и около 45 тысяч морских миль, с заходами в 20 стран и 32 порта мира. Посвящен нынешний поход 1150-летию зарождения российской государственности и истории великих русских географических открытий.

Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский - парусник "Седов" пройдет по волнам четырех океанов, вдоль берегов Европы, Южной и Северной Америки, Азии и Африки. Он повторит маршрут Первой русской кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна, совершенной в самом начале 19 столетия (1803-1806). Вместе с тем идея отдать дань памяти великим русским первооткрывателям дополнила кругосветку серией наземных экспедиций.

"В год, объявленный президентом страны годом российской истории, перед участниками проекта стояла задача напомнить миру о важном вкладе России в историю мировых географических открытий", - сказала в интервью "Голосу России" Любовь Елкина, представитель Федерального агентства России по рыболовству, выступающего главным организатором "Кругосветки 2012-2013". Предстоящий поход под парусами легендарного барка "Седов" интересен ещё и соединением целого ряда проектов, отметила Любовь Елкина:

"В плавании примет участие путешественник Леонид Круглов с проектом "Семеро смелых" при участии Русского географического общества и поддержке Всемирного фонда дикой природы; Алексей Крузенштерн, потомок Ивана Крузенштерна, - с проектом "История кругосветных путешествий: от Крузенштерна до Седова".

Силовая команда "Русские богатыри" организует "Богатырскую комнату" на борту барка "Седов", установит новые рекорды и удивит истинной русской удалью тысячи зрителей в разных концах света. И, конечно, во всех портах мира "Седов" станет площадкой для встреч с представителями властей, политиками, социальными и культурными деятелями".

За несколько дней до старта "Кругосветки", намеченного на 20 мая, в Санкт-Петербурге начнутся "проводы барка "Седов". В Музее антропологии и этнографии имени Петра Великого "Кунсткамера" путешественникам продемонстрируют экспонаты, привезенные из Первой русской кругосветки.

 А участник проекта "Семеро смелых" - этнограф и режиссер-документалист Леонид Круглов откроет фотовыставку своих работ. Для него шесть экспедиций по следам русских первооткрывателей уже позади, а нынешний морской поход вокруг света должен стать финальным аккордом проекта. В течение года выставка будет пополняться свежими снимками из кругосветки. Кроме того, в Петербурге пройдет премьера фильма Круглова "Танцор Бога":

"Этот фильм снимался в экспедиции "По следам Афанасия Никитина" в Индии, где я провел больше двух месяцев, кочуя с цыганами. И именно они вывели меня в очень интересное место в штате Керал, где происходили самые необычные вещи, какие вообще случались в моей жизни. Настоящие огненные церемонии в честь Бога Кришны и его супруги Парвати. Один момент потряс меня до глубины души, когда человек встал в круг огня и находился в самом центре огненного шара. И не только остался живым, но и не обгорел".

Участников предстоящего кругосветного плавания, бесспорно, ждут новые приключения. Ведь им предстоит пройти по следам великих российских первооткрывателей братьев Лаптевых, Владимира Арсеньева, Александра Булатовича, Николая Миклухо-Маклая, Фаддея Беллинсгаузена, Николая Пржевальского и Афанасия Никитина.

Ну а накануне отплытия путешественники приглашаются на бал в честь "Кругосветки". Сюрприз ждет также жителей и гостей Петербурга: только один день, 18 мая, 91-летний "Седов", рекордсмен Книги Гиннесса на правах самого большого учебного судна в мире, открывает трап для всех желающих.

Культ «Семи богов» у скифов


Ставились на курганах древними народами, например, скифами

 В религиозных представлениях скифов особое место занимал культ бога 

Наши сведения о религии причерноморских скифов очень скудны и основываются главным образом на известном кратком сообщении Геродота: «Из божеств чтут скифы только следующих: Гистию выше всех прочих божеств, потом Зевса и Землю (причем Землю представляют себе супругою Зевса), далее – Аполлона, Афродиту Уранию, Геракла и Арея.

Эти божества почитаются у всех скифов, а так называемые царственные скифы приносят жертвы еще и Посейдону. По-скифски Гистия называется Табити (Ταβιτί), Зевс – Папаем (Παπαίος;), последнее, по моему мнению, совершенно правильно; Земля называется Апи (‘Απί), Аполлон – Гойтосиром (Γοιτόσυρος, вариант Οίτόσυρος). Афродита Урания – Артимпасою (‘Αρτίμπασα), Посейдон – Фагимасадою (Θαγιμασάδας).

Геродот интерпретирует скифский пантеон на свой, греческий, лад, отождествляя скифских богов с греческими. Эти отождествления могут иметь, разумеется, лишь приближенное значение, поскольку полного типологического тождества между греческой и скифской религией не могло быть. Но для суждения об общей «структуре» скифского пантеона показания Геродота можно считать вполне надежными.

Прежде всего обращает на себя внимание число скифских божеств. Если не считать Посейдона, который почитался не всеми скифами, а только частью, то скифских божеств оказывается семь, причем Геродот подчеркивает, что скифы чтили только этих семь. Случайна ли эта цифра? По-видимому, не случайна. Культ семи богов засвидетельствован у одного из скифо-массагетских племен, именно у алан.

Анонимный автор Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) сообщает, что город Феодосия в Крыму «называется на аланском или таврском языке Ардавда (‘Αρδάβδα), что значит Семибожий (έπταυεος). Вопреки высказывавшимся сомнениям, нет никаких оснований усматривать какую-либо неточность в свидетельстве анонима как в передаче аланского названия Феодосии, так и в толковании этого названия как «(город) семи богов».

Название Ардавда действительно означает «семь (осет. авд, др. -ир. hafta) богов» (осет. ард, др. -перс, arta ‘божество’, авест. аšа-, aša-vahišta ‘божество’). Порядок частей (числительное после определяемого) соответствует обычной в скифском языке инверсии в сложных словах.
Наименование города «Семибожным» говорит о том, что культ семи богов занимал центральное место в религии алан. Посвятив город «Семи богам», они поступили так же, как греки, давшие своему прославленному городу имя наиболее чтимой богини Афины.

Традиция культа «Семи богов» не обрывается на аланах. Она была продолжена потомками алан – осетинами. Впервые Всеволод Миллер отметил существование в Осетии близ селения Галиат святилища под названием Avd dzwary, т. е. ‘семь божеств’. К сожалению, В. Миллер не сообщает никаких подробностей относительно связанных с этим святилищем представлений и культовых церемоний. Пишущий эти строки имел возможность посетить это святилище и узнать из расспросов стариков, что в старину оно пользовалось большой популярностью и привлекало жителей не только ближних, но и отдаленных селений. О подробностях культа уже никто не мог сообщить надежных и точных сведений.

Таким образом, культ «семи богов» с удивительным постоянством прослеживается на протяжении огромного периода – от геродотовских скифов через алан до современных осетин.
В этой связи можно, кажется, привлечь еще один факт из осетинской мифологии. В мифологических верованиях и фольклоре осетин известно мифическое существо под названием Ævdiw (иронск. диалект), Ævdēw (дигорск. диалект), иногда Avdīwag. Оно рисуется обычно как злой дух, демон, но иногда и как благое существо. В. Миллер возводил Ævdēw к др. -иран. āp-daiva- ‘водный демон’.

 Однако внимательное изучение всех текстов, где встречается Ævdēw, убеждает, что нигде, ни в одном случае, это существо не связывается с водной стихией. А в одном тексте прямо говорится, что Avdiwag обитает на небе.

Это заставляет отнестись с сомнением к этимологии Ævdēw – *āpdaiva и искать для него другое объяснение. Исходя из доказанного факта существования культа «семи богов» на скифо-алано-осетинской почве, мы думаем, что Ævdēw получилось из Avd-dēw, др. -иран. Hafta-daiva ‘семь богов’ (resp. ‘демонов’). Со временем, когда утратилось этимологическое значение и в Ævdēw уже не чувствовалось числительное «семь», Ævdēw стал мыслиться как единое существо, и стали возможны такие выражения, как avd Ævdēwy 'семь Авдеу’.

Вернемся, однако, к скифскому «семибожию». Даже беглого взгляда на скифский пантеон достаточно, чтобы убедиться, что он не имеет ничего общего с «семью богами» («амшаспандами») зороастризма (Ahura Mazdā, Vohu Manah, Aša Vahišta, Xšaυra Vairya, Sp∂nta Ārmaiti, Haurvatat, Am∂r∂tat).

Дело не только в том, что не совпадает ни одно наименование. Самый характер «божеств» в корне различный. Зороастрийские божества – это олицетворенные абстракции: ‘Добрая мысль’ (Vohu Manah), ‘Власть’ (Xšaυra), ‘Бессмертие’ (Am∂r∂tat), ‘Целостность’ (Haurvatat) и т. п. Вся система – продукт отвлеченно-умозрительного мышления. Скифские боги – совсем другой мир. Это – олицетворение сил природы (небо, земля) или социальных категорий (домашний очаг, война).

Если на зороастризме лежит отпечаток индивидуальной религиозно-философской спекуляции, то скифская религия – типичный образец древних, родоплеменных культов дозороастрийского Ирана. Пользуясь терминами старой теологии, можно сказать, что скифская религия – религия «естественная»; зороастрийская – «откровенная» (основанная на «откровении», точнее, на индивидуально-умозрительных спекуляциях). Данные Геродота подтверждают то, что приходится предполагать и по другим соображениям: скифы одни среди иранских племен остались чужды зороастризму, сохраняя верность «естественной» религии древних арийцев.

Что же касается наличия семи богов и там и тут, это совпадение объясняется тем, что семибожный пантеон был древним общеарийским трафаретом, который был унаследован и скифами и зороастризмом независимо друг от друга. Действительно, не раз указывалось, что семь зороастрийских амшаспандов соответствуют семи ведийским Aditya [9]. Сохраняя традиционную «семибожную» схему, каждый индоиранский народ заполнял ее своим содержанием, соответствующим уровню его хозяйственного, социального и культурного развития.

В чем же заключалась специфика скифского «семибожия», какими чертами характеризуется скифский пантеон? При всей краткости сообщение Геродота позволяет сделать некоторые выводы.

Первостепенный интерес представляет прежде всего ясное свидетельство Геродота, что во главе скифского пантеона стояло женское божество. Это сообщение Геродота находит полное подтверждение в данных скифо-сарматской археологии. По словам М. И. Ростовцева, «археологические данные говорят за то, что высшим божеством, которому поклонялись скифы, была державная богиня...».

 «Особенностью племен Тамани, связывающей их с населением остального побережья Черного моря... является крупная роль, которую играл в их религиозной жизни культ верховного женского божества...» Эта черта характеризует и религиозное состояние Боспорского царства. Здесь также «господствует, почти подавляя остальные, один культ – старый местный культ великой верховной богини».

Верховная богиня скифов носила, по Геродоту, имя Tabiti. Это имя сопоставимо с древнеиранским tapayati (женский род от причастия tapayant-), букв, ‘согревательница’. Если так, то Геродот был близок к истине, отождествляя Tabiti с греческой Гистией, богиней домашнего очага.

Известно, что всякое общество формирует мир богов по собственному образу и подобию. Если во главе пантеона стоит богиня – покровительница домашнего очага, это несомненная матриархальная черта. Если же мы вспомним, что, помимо Tabiti, в скифский семибожный пантеон входили еще две великие богини: Api (Земля) и Artimpasa (Афродита), то должны будем признать, что женское начало занимало в скифской религии несравненно более значительное место, чем, скажем, в ведийской, которую справедливо называют «религией мужчин».

Между тем мы знаем, что общество причерноморских скифов геродотовских времен было отнюдь не матриархальным. Во главе скифских племен и родов стояли мужчины, имена которых известны нам по Геродоту и другим авторам. Родство велось по отцовской, а не по материнской линии. Приходится, стало быть, думать, что матриархальная тенденция, которая так ясно проступает в скифской религии, сохранялась в ней как пережиток. Она отражала не сегодняшний, а вчерашний день скифского общества. Как обычно, идеологическая надстройка отставала в своем развитии от развития общества.

Нам не приходится строить догадки относительно более древних общественных отношений, наложивших отпечаток на скифский пантеон. Эти отношения существовали во времена Геродота и позднее у ближайших родичей скифов – савроматов (сарматов) и массагетов. Об исключительной роли женщины у савроматов сообщают Геродот, псевдо-Гиппократ и псевдо-Скилак.

 Последний определяет общественный строй савроматов как «гинекократию», власть женщин (σαυροματών δέ έστίν έυνος γυναιχοχρατούμενον). Удивительная стойкость матриархальных пережитков у сарматов подтверждается и археологическими материалами.

О роли женщин у массагетов можно судить по таким фигурам, как царица Томирис, победившая персидского царя Кира (Геродот, I, 205–214), и царица Зарина, о которой рассказывает Ктесий. Рядом с ними можно поставить и сарматскую царицу Амагу (‘Αμάγη) из рассказа Полиэна (VIII, 56).

Там, где женщина занимает господствующее положение в обществе, она занимает такое же положение и в пантеоне. Если бы до нас дошли более точные и надежные сведения о религии сарматов и массагетов, мы, без сомнения, нашли бы там отражение той «гинекократии», которая была характерна для их общественного строя.

В скифском пантеоне с его верховной богиней Tabiti и двумя другими богинями, с одной стороны, и богом «Зевсом» (Παπαίος) и тремя другими богами – с другой стороны, старый матриархальный мир как бы вступил в компромисс c новой патриархальной идеологией.
Отождествление Геродотом бога Παπαίος с верховным греческим богом Зевсом говорит о том, что этот мужской бог в какой-то мере приближался по значению к великой Tabiti. Его имя следует толковать как ласково-почтительное наименование «отец».

Πάπας как наименование верховного бога засвидетельствовано у фракийцев и фригийцев. «Отец» было также постоянным эпитетом Зевса (Zευς Πατήρ-Jupiter).

Вполне естественно, что верховный бог неба назывался у скифов, как и у многих других народов, «отцом». Но тогда мы вправе ожидать, что богиня земли опять-таки, как у ряда других народов, рассматривалась как «мать». Л. Згуста видит в имени скифской богини земли ‘Аπί (вариант ‘Аπία) ‘детское’, ласково-почтительное обращение «мать», как Παπαίος ‘отец’.

В пользу такого толкования можно было бы привести распространенное в узбекских и таджикских говорах обращение ара – «мать» или «старшая сестра». Таким же «детским» словом, как скифское папай, было имя согдийской богини Нанай или индоскифской Нана.

Но нельзя полностью отвергать и напрашивающееся сближение имени Api с иранским āpi ‘вода’. Дело в том, что легенда о союзе неба с водой (а не с землей) была стойкой мифологической традицией скифов, которая, как мы указывали в другом месте, выступает и в легенде о происхождении скифов от брака Зевса с дочерью Борисфена, и в некоторых сюжетах нартовского эпоса осетин.

Об остальных скифских богах можно сказать немного. Имя Artimpasa (Афродита Урания) в первой части сближается с именем чтимой иранской богини Artī. Свойственные ей черты богини плодородия и покровительницы брачащихся позволяют сближать ее с Афродитой. Культ ее был распространен, в частности, у ближайших родичей скифов – согдийцев, где она зовется ‘rtωγ = *Art(i) vax = др. -иран. Artī vahvī ‘Добрая Арти’. Если так, то встречающееся в некоторых рукописях «Истории» Геродота написание ‘Αργίμπασα следует рассматривать как ошибку (легко объяснима описка Г вместо Т).

Возможность ошибки приходится допускать и в имени бога Οιτόσυροξ (Γοιτόσυροξ). так как в данной форме имя не дает удовлетворяющего иранского истолкования. Если допустить здесь описку Т вместо Г, то мы приходим к Οιγόσυρος, что идеально соответствует иранскому Vayuka-sūra – ‘Могучий Вайу’, осет. Wœjug.

Есть много оснований думать, что знаменитый арийский бог Vayu был одним из популярнейших скифских божеств. Об этом говорят, в частности, данные осетинского фольклора. Поэтому весьма вероятно, что Vayu входил в скифскую «семерку» богов и занимал в ней не последнее место.

Имена оставшихся двух скифских богов, которые соответствуют греческим Гераклу и Арею, Геродот не сообщает. Поэтому об их природе и происхождении нельзя утверждать ничего определенного. Можно только думать, что культ бога войны, которому скифы поклонялись в образе меча, занимал в скифской религии важное место, так как Геродот специально на нем останавливается (IV, 62), чего он не делает в отношении других богов.

Суммируя изложенное, мы приходим к следующим выводам.
Культ «семи богов» был прочной религиозной традицией скифо-сарматских племен, прослеживаемой от геродотовских скифов через алан до современных осетин, т. е. на протяжении почти 2500 лет.

Скифский семибожный пантеон не имеет ничего общего с зороастрийским; он унаследован независимо от последнего от дозороастрийских времен.
По своему характеру и составу (соотношение «женского» и «мужского» элементов) скифский пантеон представляет своего рода компромисс между матриархальной идеологией недавнего прошлого и идеологией восторжествовавших патриархальных отношений.

Из известных в иранском мире божеств в скифском пантеоне с известной долей вероятности распознаются Arti (‘Αρτίμπασα) и Vayu (*Οιγόσυροξ = Vayuka-sūra.).
Культ бога войны занимал в скифской религии особое место.

Депортация народов 2800 лет назад




Среди руин некогда величественного дворца на Ближнем Востоке археологи обнаружили глиняную табличку с надписью на неизвестном ныне древнем языке. Этому артефакту насчитывается примерно 2800 лет. В нем перечислены имена 60 женщин из Загроса, ставших жертвами депортации народов, которую устроил правитель могущественной Ассирийской империи.

Это важное открытие, потому что оно поможет лучше понять этнические и культурные корни некоторых из первых в истории "варваров" — горных племен, обитавших в Загросе (горная система в западной части нынешнего Ирана), которые в предшествующие тысячелетия совершали набеги на первые в мире большие цивилизации древней Месопотамии.

Находка была сделана во время раскопок развалин дворца ассирийского наместника города Тушхана (Tushhan). Тушхан или Тушан (Tushan), как предполагают археологи, находился на месте современного турецкого местечка Зиярет Тепе (Ziyaret Tepe) в провинции Диярбакыр (Diyarbakır), на юго-востоке современной Турции. Вероятно, тут располагался один из архивов Ассирийской империи.

В табличке перечислены имена 60 женщин, возможно, пленниц или жертв ассирийской программы насильственного переселения народов. В их деятельности присутствует экономическая составляющая. Согласно тексту, они, вероятно, обслуживали дворцовое хозяйство — скорее всего, занимались ткачеством. Часть этих женщин была отправлена на поселение в близлежащие деревни.

Джон Макгиннис (John MacGinnis) из Кембриджского университета, пишет британское издание Independent, убедился, что 45 из этих имен не похожи ни на одно ближневосточное имя, известное современной науке.

Поскольку в древности имена на Ближнем Востоке, как правило, представляли собой сочетания обычных слов местного диалекта, записанных — в полной или в сокращенной форме, — то уникальный характер 45 загадочных имен (и все они — типично женские, например: Ushimanay, Alagahnia, Irsakinna и Bisoonoomay) на табличке ученые расценили как доказательство того, что перед ними неизвестный ранее язык. Или, если сказать точнее, утерянный.

Во второй половине VIII века до нашей эры, когда в Ассирии правил Тиглатпаласар III, а затем его политику продолжил его младший сын Саргон II (или иначе Шаррукин II) ассирийцы стали иначе обращаться с побежденными. Вместо старой системы бесконечного террора Тиглатпаласар III захватывал вождей, переселял их в отдаленные районы своего царства и заменял их людьми из других районов.

"Когда Тиглатпаласар III выселял арамеев в изгнание в Месопотамию и в другие места, он также распространял арамейский язык. Аккадский, со всеми своими трудностями, держался до того времени только благодаря консервативной традиции. Теперь, однако, перед лицом алфавитного письма арамеев, он начал уступать. Арамейский стал вторым официальным языком Ассирии и начал медленно вытеснять аккадский, как аккадский некогда вытеснил шумерский", — писал Айзек Азимов в своей книге "Ближний Восток. История десяти тысячелетий".

Раскопками археологического городища занимается группа американского профессора Тимоти Мэтни (Timothy Matney) из университета Акрона (штат Огайо). Раскопки непосредственно дворца в Тушхане ведут немецкие специалисты под руководством Дирка Викке (Dirk Wicke) из университета Майнца.

Несколько лет назад археологи здесь обнаружили клинописную табличку, написанную в 630 году до нашей эры неким человеком, которого звали Манну-ки-Либбали (Mannu-ki-Libbali). Он был казначей, которому пришлось организовывать оборону обреченного Тушхана от армии вавилонян. Судя по тому, что табличку с 30 строчками текста нашли внутри города, жители осажденного города не только не получили помощи, но и само послание не дошло до адресата.

Ростовские археологи обнаружили шлем Римского легионера, его местонахождение пока остается в секрете



 Шлем римского воина найден археологами близ автомагистрали Ростов - Таганрог при раскопках кургана "Журавли". Как рассказал сегодня ИТАР-ТАСС министр культуры Ростовской области Александр Резванов, "находка уникальна, подобных еще нет в музейных коллекциях России".

В целях безопасности истинную ценность и место хранения шлема не разглашают, "чтобы не получилось, как в фильме "Джентльмены удачи", - сказал Резванов. Возраст находки уточняют специалисты.

 Известно, что боевой убор сохранился в хорошем состоянии и принадлежал не рядовому солдату, а командиру /по современному - офицеру/, на амуниции есть отличительные знаки воинского звания.

По словам министра, находку близ Ростова можно объяснить тем, что здесь проходил Великий шелковый путь, Ростов как раз находился на пересечении торговых путей между Европой и Азией.

Все эти исторические факты способствовали тому, что город на реке Дон сегодня называют культурным центром Юга страны.

По версии археологов, римский отряд напал на один из таких торговых караванов, но получил достойный отпор, а погибший воин-командир так и остался лежать на века в донской земле.

Экспонат займет достойное место в одном из 15 государственных музеев, которые находятся на территории области.

В Алтайском крае найдено захоронение монгольского воина XII–XIV вв




В Каламанском районе Алтайского края археологи обнаружили древнее захоронение монгольского воина, которое датируется XII–XIV веками. Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе администрации Алтайского края, захоронение было найдено в могильнике «Калистратиха 3» сотрудниками научно-производственного центра «Наследие» совместно со специалистами Алтайского государственного университета.

«В могильнике археологи нашли хорошо сохранившийся берестяной короб, в котором был костяк монгольского воина, – сообщили в пресс-службе. – Из инвентаря наибольший интерес представляют берестяной колчан со стрелами с железными и костяными наконечниками, сложносоставной лук, бронзовая бляха и, возможно, тетива. Под костяком был найден железный нож в деревянных ножнах».

Подводно-археологическая экспедиция "Берег Богов" на днях начнется в Украине




Подводно-археологическая экспедиция "Берег Богов"

 С 21 по 26 мая в Украине состоится 5-а глубоководная подводно-археологическая экспедиция "Берег Богов". Об этом УНН сообщили в пресс-службе организаторов.

Во время экспедиции будет осуществляться поиск затопленных археологических объектов доисторического возраста (материальных следов древних культур, в частности стоянок каменного века) в районе северо-западного шельфа Черного моря. За период с 26 тыс. лет назад к концу неолита уровень Черного моря повысился на 100 м. На сегодня украинские ученые имеют все основания предполагать, что шельф Черного моря был заселен еще в эпоху камня.

 Квадрат исследований: затоплено водами Черного моря древнее русло палео-Днепра от острова Березань (Николаевская обл.) До границы исключительной экономической зоны Румынии и далее по затопленной древней береговой полосе моря до мыса Херсонес. Планируется визуальное обследование и приборное сканирование полосы донной поверхности на глубине от 20 до 100 м. Длина маршрута: 494 км.

Подводно-техническое оборудование, которое будет использоваться во время экспедиции - телеуправляемый подводный аппарат "Софокл-1" с гидролокатор кругового обзора "Акинак".

Уникальность экспедиции заключается в определении достоверности гипотезы известных геологов Уильяма Райана и Уолтера Питмана (США) о катастрофическом затоплении Черного моря или средиземноморскими водами в раннем голоцене или каспийскими водами в позднем плейстоцене. Обе гипотезы предполагают, что легенда о всемирном потопе, описанная в Библии, имеет отношение к Черному морю. Планируется выявления, фотографирование и изучение на морском дне археологических и геологических свидетельств этой гипотезы. Задача обусловлена широким интересом общественности и СМИ к этому событию, которое, возможно, произошла в Черном море по разным данным 7.2 или 8.4 тыс лет назад, или между 17 и 14 тыс. лет назад.

Изучение активности и влияния на биоту газовых факелов и поиск приуроченных к ним карбонатных структур на северо-западном шельфе и Керченско-Таманской области Черного моря. Выявление, фотографирование и опробования ранее выявленных выходов метановых факелов высокой интенсивности на дне Черного моря Обследование кальдер газовых и грязевых вулканов. Это задание разработано в связи с необходимостью поисков и разведки новых источников горючих полезных ископаемых, в частности метана.

Организаторами экспедиции выступили: Национальная академия руководящих кадров культуры и искусств Министерства культуры Украины, Национальный институт стратегических исследований при Президенте Украины, Министерство энергетики и угольной промышленности Украины, Республиканский комитет АР Крым по охране культурного наследия, Институт археологии НАН Украины, Отделение морской геологии и осадочного рудообразования НАН Украини, Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова (Межотраслевой учебно-научный Центр геоархеологии, морскй и экологической экологии), Верховная Рада Украины (народный депутат Украины Шемчук В.В.), Исторический клуб "Парк Киевская Русь", Национальный университет кораблестроения им. адм. Макарова, г. Николаев, Министерство иностранных дел Украины (Национальная комиссия Украины по делам ЮНЕСКО).

Американские студенты нашли древний артефакт в Нью-Мексико



Группа студентов из Нью-Мексико нашла то, что может быть одним из самых значительных археологических открытий за последнее время.

Они обнаружили керамический горшок американских индейцев во время экскурсии в прошлом месяце в округе Цибола.

По их словам, предмет был похож на серую банку с зигзагообразными полосами, но затем они поняли, что это действительно невероятная находка.

Ученые не торопились делать какие-либо заявления, прежде чем провели ряд анализов находки. Археологи считают, что возраст горшка составляет от 800 до 1000 лет из-за некоторых его особенностей: размер, форма и дизайн, а также после сравнения его с другими подобными артефактами.

В ходе экскурсии один из экскурсоводов светил фонариком, и один из учеников уловил что-то яркое на полу. Он посмотрел вниз и заметил этот горшок под кучей камней. Однако он побоялся сам вытащить его и позвал сотрудников, которые обслуживали эту пещеру.

Данная находка также считается удивительной, потому что этот археологический район имеет площадь 13 млн. акров земли, большинство из которых были исследованы учеными вдоль и поперек.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2783) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) храм (115) Великобритания (114) Франция (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)