11 апреля 2012 г.

Злой рок преследует церковь


 "Святой Фока"


Злой рок с самого начала преследовал христианскую церковь, построенную в IV веке на южном берегу Черного моря в честь святого мученика Фоки. Английские археологи, исследующие развалины древней постройки, пришли к выводу, что для церкви выбрано неподходящее место.

Здание церкви много раз заливало водой во время сильных наводнений, его разрушали землетрясения. Кроме природных катастроф, византийскую церковь не обошли стороной и другие напасти: турки-османы устроили в церковных развалинах притон для курения опиума.

В начале 90-х годов XX века сотрудник музея в Синопе открыл на морском берегу первый фрагмент великолепной византийской мозаики - остатки древней постройки. Обследование места находки было поручено английскому археологу Стивену Хиллу из Университета Уорика. Он выяснил, что раньше у самого берега моря стоял большой храм, впоследствии разрушенный стихийными бедствиями.

Удалось установить, что это была церковь в честь святого Фоки - христианского мученика, могила которого, по всей вероятности, находилась где-то поблизости. Церковь Святого Фоки считалась покровителем садоводов и моряков, и под ее своды стекались паломники из отдаленных мест. Святой Фока был верным последователем учения Христа. В начале IV века римляне обезглавили его.

В то время, когда строили церковь, христиан в этих местах уже не подвергали преследованиям, но плачевная участь мученика Фоки странным образом словно набросила тень на судьбу церкви, построенной в его честь. Еще в первые годы строительства одна стена здания рухнула из-за подземных толчков. Строителям пришлось переделывать часть церкви, укреплять стены и дверной проем.

Вскоре после завершения работы над мозаичными полами небывалое наводнение размыло шедевры византийских мастеров. Христиане переделали мозаики и продолжали украшать новую церковь скульптурами и другими декоративными элементами до тех пор, пока плоды их трудов не уничтожило землетрясение. Это была последняя капля, и чаша терпения переполнилась: люди забросили церковь Святого Фоки.

Археолог Стивен Хилл нашел подтверждение светского использования полуразрушенных построек: местные жители устроили там горшечную мастерскую. Но горшечникам удалось поработать под церковными сводами лишь до следующего землетрясения.

Долгое время в развалинах церкви ничего не происходило, а в культурном слое, соответствующем Средним векам, Хилл нашел семена опиумного мака и курительные трубки. Судя по этим красноречивым находкам, там был опиумный притон.

В настоящее время археологи уже открыли большие участки фундамента и нижнего этажа здания. Оказалось, что злосчастный храм был подлинным шедевром архитектуры. Англичане стараются законсервировать мозаики и лепные украшения, чтобы очередное наводнение не погубило архитектурно-исторические ценности. Но, несмотря на все усилия специалистов, дальнейшая судьба руин церкви представляется безотрадной. Недавно археологи сообщили о появлении большой трещины на мозаиках. Возможно, последние остатки злополучной церкви Святого Фоки скоро обрушатся в море и исчезнут там навсегда.

Богиня со дна моря


 Патрик Лизе



«Для меня настоящим сокровищем может быть остов корабля Христофора Колумба, пропавшего в 1492 году около Гаити, или якорь Магеллана, исчезнувший на рейде Борнео. Золото для меня почти ничего не значит. Поиски его — далеко не главная цель...» — говорит известный французский искатель подводных сокровищ Патрик Лизе.

В наше время искатель сокровищ уже не одинокий охотник. Для поисков и обследования затонувших кораблей сегодня приходится снаряжать целую экспедицию: ведь легкодоступные суда все давно обследованы или разграблены, а те, с которыми предстоит работа, как правило, покоятся на большой глубине, подступы к ним затруднены и даже опасны из-за встречных течений. Поэтому часто возникают большие технические сложности. И не только технические. Для проведения такой экспедиции надо найти меценатов и спонсоров и нередко добиться еще разрешения государства. Да и юридическая сторона дела не всегда безупречна...

Так, в июле 1987 года франко-американская экспедиция — два подводника и робот — отправилась из Марселя в Северную Атлантику к мысу Рат, где на глубине 4000 метров лежит знаменитый «Титаник», затонувший в 1912 году. Первая экспедиция 1986 года открыла призрачные роскошные пространства поглощенного морем лайнера... Казалось бы, начинай работу. Но возникла сложная проблема: как оценить это «захоронение» с правовой точки зрения? После какого времени можно брать то, что находится на затонувших кораблях?

 Закон, который датируется еще временами Кольбера, говорит, что потерянное в море принадлежит первому, кто его найдет. Однако семьи оставшихся в живых пассажиров «Титаника» протестуют, хотя и понимают, что поднять сейчас дела по страхованию и наследству никому не доставит удовольствия. Их гнев и возмущение обрушиваются на тех, чья профессия — погружение в море и исследование затонувших когда-то кораблей: конечно же, считают протестующие, их толкает к этому жажда наживы! В двадцати тысячах лье под водой, вдали от нескромных взглядов не получают ли они ничем не ограниченную свободу?

Журналист Доминик Фретар решил разрушить подобное представление о людях, рискующих жизнью в глубинах моря, и нашел человека, который согласился говорить.

Итак, Патрик Лизе — искатель сокровищ нового типа.

Ничто не предсказывало, что Патрик выберет такую редкую профессию: он родился в предместье Парижа и с детства боялся воды. Что же касается «Острова сокровищ» Стивенсона, то прочел эту классику лишь после 30 лет. Правда, он уверяет, что в детстве обожал проводить время на чердаке дома своей тетушки, извлекая из груды хлама почтовые марки и старые свечи...

Молодой учитель Патрик Лизе получает назначение на остров Реюньон, а затем на Маврикий. Однажды он случайно делает важное для себя открытие, прочитав журнал, где бельгиец Робер Стенюи описывает поиски корабля Непобедимой Армады. На Патрика этот рассказ производит огромное впечатление, и Робер Стенюи становится для него своего рода идолом. Патрик решает укротить воду и получает диплом мастера плавания. Это было в 1972 году. Его первое знакомство с подводной стихией произошло около острова Маврикий, в месте, называемом «Золотой порошок», где лежал затонувший в 1744 году корабль «Сен-Жеран».

Тогда Патрик, вероятно, и не предполагал, какие открытия ждут его впереди, но что он понял сразу — это необходимость углубленного анализа морских европейских архивов. Он возвел эту работу в принцип, исходя из того, что кораблекрушение всегда оставляет следы: или это рассказы спасшихся, или переписка губернаторов колоний, бортовые журналы, счета торговых компаний, архивы нотариусов. Он дотошно изучает каждую мелочь, угадывает, сопоставляет, читает между строк — только так можно определить место, где покоится корабль, о котором он, естественно, хранит гробовое молчание. Одно неосторожное слово — и десять «коллег» опередят его!

У Патрика Лизе есть меценат, человек, который долго жил в Азии: это эксперт по антиквариату и большой эрудит. Патрик согласился назвать лишь его инициалы — Ф.Г. Сегодня государства очень редко предоставляют концессии искателям подводных сокровищ, но очень часто зовут их приехать, так как не имеют достаточных средств, чтобы вести работы: большинство стран, лежащих на скрещении путей индийских компаний, где находится множество затонувших кораблей, совсем небогаты. Стоимость экспедиции зависит от местонахождения объекта и цели изысканий. Например, исследование судна «Ройял Кэптен», которое затонуло в Китайском море в 1773 году в сотнях километров от берегов, стоило очень дорого. А три месяца погружений Патрика Лизе и его коллег около острова Маврикий обошлось всего в 20 тысяч франков. Тогда они обследовали судно Джона Боуэна «Спикер».

Джон Боуэн — примечательный персонале: полукупец, полукорсар. Его история показательна в том смысле, что подтверждает, насколько зыбка была граница между торговцем и пиратом в XVIII веке. Джон Боуэн был капитаном судна, курсирующего на торговых путях от Южной Каролины и Бермуд, когда его взяли на абордаж французские пираты. Они сохранили ему жизнь, потому что нуждались в человеке, знающем море. И вот корабль-пират «Спикер» направился к гвинейским берегам, огибая мыс Доброй Надежды, и в конце концов сел на рифы острова Маврикий. Джон Боуэн нашел убежище у короля Бабау, но оседлая жизнь его тяготила, и когда много месяцев спустя ему предложили завербоваться на корабль, экипаж, которого состоял из английских корсаров, он согласился. Так Джон Боуэн стал пиратом.

Как Патрик Лизе напал на след «Спикера»? Вот что рассказывает он сам:
— Еще Даниель Дефо в своей «Истории пиратов» (1709 год) говорил о Джоне Боуэне. Дефо был современником всех этих моряков и, несомненно, хорошо их знал. Из осторожности он написал эту книгу под псевдонимом Капитан Джонсон, как открыл это недавно американский ученый Шонхорн. Короче, Дефо рассказывает, что Джон Боуэн потерпел крушение в 1702 году около Маврикия. У меня были дата, место, фамилия капитана — оставалось только точно обозначить место, где должен лежать корабль. В то время я преподавал на Маврикии. Просмотрел все местные архивы и нашел рассказ спасшегося при этом кораблекрушении. Вообще из таких рассказов можно почерпнуть очень многое. Не понимаю, почему до меня никто не обращал на это внимание... Так я стал кем-то вроде Шерлока Холмса кораблекрушений.

В 1702 году остров принадлежал Голландии. Я направился в королевские архивы Гааги, где разыскал рапорт губернатора Маврикия от 16 января 1702 года, описывающий кораблекрушение против Гранд-Ривьер, на юго-востоке, невдалеке от Сварте Клифф (остров Роша). Вместе с президентом Международной федерации погружений Жаком Дюма мы отправились на поиски «Спикера». Разговоры с местными жителями и рыбаками тоже кое-что прояснили.

Мы определили место, где затонул «Спикер», и, погрузившись на дно, почти сразу же нашли бронзовую статуэтку индийской богини, оружие, золото, серебро, австрийские, французские, испанские, турецкие монеты, навигационные приборы, разные бытовые предметы. Я очень горжусь этими находками, особенно статуэткой богини...

Долгое время Патрик Лизе работал в Китайском море. Экспедиция по исследованию корабля «Ройял Кэптен» была трудной и рисковой: потребовалось даже присутствие вооруженной охраны. Остов этого корабля покоился в опасных водах, вдали от берегов. Китайское море кишит акулами, которые очень агрессивны, а также змеями и ядовитыми рыбами. Но было нечто еще более серьезное — это пираты, которые грабят проходящие суда. Они рыскали вокруг подводников и однажды, когда пытались украсть генератор, охранники были вынуждены открыть огонь. Один из похитителей был убит.

«Ройял Кэптен» перевозил большую партию китайского фарфора династии Мин. Синие и розово-фиолетовые камеи, цветные и серые с тушью и золотом эмали пользовались огромным спросом в Европе. И, конечно, посуда. В XVIII веке из Китая во Францию было импортировано более десяти миллионов изделий из фарфора. Индийские компании Голландии и Британии обеспечивали на морских дорогах, изобилующих пиратами, конвоирование кораблей, которые перевозили китайский фарфор.

Экспедиция Патрика Лизе подходила к концу, улов был небогатый, и подводники решили, что больше уже ничего не найдут, как вдруг в зарослях кораллов мелькнул ярко-синий рисунок — это были края тарелок и чашек. Пришлось освобождать их из кораллового плена при помощи молотка, зубила и даже пневматической дисковой пилы. «Я очень люблю первым прибывать на такие открытия!» — говорит Патрик Лизе.

Он вспоминает, как его экспедиция обнаружила судно Индийской компании: «26-метровый корпус, зарывшийся почти на шесть метров в песок. Потом на его палубе мы увидели ящики с совершенно нетронутым фарфором и упаковки с чаем... Угадать местонахождение затонувшего корабля и погрузиться на дно, убедиться, что ты не ошибся, — это для меня радость несравненно большая, чем найти даже тонну золота!»

В устах Патрика Лизе эти слова не звучат фальшиво: поднятые им со дна морского сокровища украшают ныне многие музеи мира. Исследователь мог бы поведать, как добыли они для музея в Париже редчайшие монеты. Сокровища Хильдерика, первого короля Франции, были украдены из Медальерного кабинета в 1830 году. Золотые монеты переплавили, но часть сбросили в Сену около моста Турнель. Их-то и достали удачливые подводники. Об этом Патрик Лизе рассказал в своей книге.

— Мы имеем право лишь на те монеты, которые есть в дубликатах, — говорит ученый. — Оригинальные же хранятся теми государствами, в которых мы проводили изыскания. Лично я нахожу абсурдным продавать найденные предметы: мне хочется создать фонд и открыть частный музей, причем он не будет археологическим...

Но не только радость открытий знакома исследователю. В среде поисковиков-подводников существуют и профессиональный шпионаж, и жестокая конкуренция. Один из хороших друзей Патрика «обошел» его, основываясь на неосторожном слове, которое и навело на след. Через пятнадцать дней он открыл документ, на который намекал Лизе. Попросил концессию — и получил ее.

Другой пример. У Патрика есть грозный соперник-коллега Роберт Маркс, американец. Однако Лизе удалось его опередить в открытии испанского галеона «Сан-Хозе», затонувшего рядом с Филиппинами в 1694 году. Конкуренция в этом деле неизбежна. Охотников за сокровищами становится все больше. Особенно с тех пор, как средства массовой информации стали активно заниматься этой темой. Существуют уже общества, где постоянно заняты разработкой поиска сокровищ.

 В Майами, например, этот вид акционерных обществ процветает. Мел Фишер, который взял во Флориде один из самых прекрасных призов, которые только можно представить, — он нашел «Атоху», галеон, затонувший в 1622 году с золотом, серебряной посудой и драгоценностями, живет на доходы со своих обществ уже много лет. Если создавшееся общество не находит ничего в течение года, оно исчезает, из него возникает другое, с другими акционерами, в которых никогда не бывает недостатка.

Патрик Лизе работает главным образом для того, чтобы пополнять знания человечества. Морские историки относятся сейчас к нему как к равному. Конечно, он не археолог и не эксперт по китайскому фарфору, для этого понадобились бы годы учебы, но многие знания он приобретает в процессе работы.

В районе Филиппин Патрик Лизе нашел 120 испанских судов, плававших на линиях Манила — Кантон, Кантон — Манила, Манила — Акапулько. Испанцы везли из Акапулько в Манилу серебро, пришедшее из Перу. Оттуда благородный металл уплывал на борту китайских кораблей до Кантона: серебро обменивалось на шелк, золото, фарфор. Суда отходили к Акапулько, затем грузы пересекали Панамский перешеек на спинах мулов до Портобелло, где другие корабли доставляли их до Кадиса или Севильи.

Морские пути цивилизации... Не удивительно, что Патрик Лизе переполнен самыми необычными историями. И в первую очередь — пиратскими.

Одна из них — о Ля Бюзе. В 1714 году губернатор острова Бурбон предложил пиратам амнистию. Большинство ее приняло, и они стали хорошими колонистами. Наследник губернатора был менее просвещенным человеком и приказал повесить Ля Бюза, который десятью годами раньше с блеском провел операцию по захвату португальского корабля, доверху наполненного алмазами, золотой посудой, слитками... Ля Бюз был взят в плен работорговцем и, на его несчастье, переправлен в Бурбон.

Другая история — о капитане Страдлинге, который, рассердившись на своего боцмана Александра Селькирка, без лишних церемоний высадил его на один из островов архипелага Хуан Фернандес (Чили). Известно, что Селькирк был прототипом героя Даниеля Дефо — Робинзона Крузо. О судьбе же Страдлинга мы знаем гораздо меньше. Он охотился за испанским галеоном около берегов Перу и потерпел крушение вдали от Коста-Рики.

 Взятый в плен испанцами, в 1710 году он был выдан французскому капитану и заключен в тюрьму Сен-Мало, где рассказал директору тюрьмы, что обладает сокровищем и может показать, где оно находится, в обмен на свободу...

Третья история — почти легенда — о том, как пират Эвери, напав на корабль Великого Могола, правителя Индии, увидел закутанных в покрывала женщин, возвращавшихся из Мекки. Легенда говорит, что захват корабля сорвался из-за дочери Великого Могола, которую Эвери похитил и увез на остров Маврикий, чтобы на ней жениться.

Похоже, Патрик Лизе с увлечением коллекционирует пиратские истории. Что ж, ведь они дают толчок для будущих поисков.

Известно, куда и с какими сокровищами на борту шло судно. А о месте его гибели гадают до сих пор.


галеон


Это было впечатляющее зрелище. Под порывами ветра плавно колыхались паруса на мачтах кораблей с флагами испанского короля Филиппа IV, стоящих на рейде возле восточного побережья Мексики. Загрузка трюмов золотом, серебром и драгоценными камнями благополучно завершалась, и каравану ничто не мешало отправиться в Испанию, чтобы доставить баснословный по стоимости груз мадридскому королевскому двору.

14 октября 1631 года караван из 19 кораблей покинул берега Мексики и взял курс на Кубу, чтобы затем продолжить путь к берегам Старого Света. В состав каравана входил галеон «Нуэстра Сеньора де Хункаль», на борту которого находился самый богатый груз.

Корабли уже несколько дней были в пути, когда погода резко изменилась: небо затянули свинцовые облака, а затем на корабли обрушились резкие порывы ветра и мощные волны. Начался тропический шторм, который разметал караван.

Шквальный ветер поломали мачты у галеона «Нуэстра Сеньора де Хункаль», и он оказался полностью во власти морских волн, которые перекатывались через палубу. Вода начала проникать в трюмы, и тяжело гружённый парусник стал давать всё большую осадку. Экипаж тщетно старался вычерпать воду.

Чтобы спасти судно, капитан приказал выбросить за борт всю артиллерию, затем туда же последовали ящики с товарами, не имеющими большой ценности. После этого в дань морю отдали резервуары с «чёрным золотом», как в те времена называли шоколад, и бочонки с натуральной краской, предназначенной для украшения туалетов королевской знати.

Однако все жертвы оказались напрасными: корабль дал осадку в два метра, а гребни мощных волн достигали мостика судна. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1631 года судно завалилось на бок и затонуло. Из 300 членов экипажа спастись удалось лишь 39 матросам.

Такой оказалась судьба испанского галеона, которая в наше время, спустя несколько веков после его гибели, не даёт покоя археологам и охотниками за сокровищами.

Сотрудники Национального института археологии и истории Мексики, входящие в состав подразделения подводной археологии, уже на протяжении шести лет ведут поиски «Нуэстра Сеньора де Хункаль». Пока экспедициям не удалось обнаружить судно, однако исследователи не теряют надежды.

Как рассказала мне сотрудник НИАИ Пилар Луна, в мае археологи начнут новую экспедицию в прибрежном районе мексиканского штата Кампече, где, вероятнее всего, потерпел крушение испанский галеон. Расчёты примерного места гибели судна учёные сделали на основе данных старинных архивов, которые сохранились
в Мексике, Испании и на Кубе. Однако примерное место катастрофы они держат в тайне, чтобы избежать разграбления судна охотниками за сокровищами.

Луна выразила надежду, что в будущем году поиски галеона наконец увенчаются успехом. В новой экспедиции, которая, вероятно, станет самой длительной, учёные собираются использовать новейшую технику. В случае обнаружения судна исследователи намерены поднять на поверхность предметы старины и ценности, находящиеся в трюмах судна, чтобы предотвратить их разграбление. Подъём самого галеона остаётся под вопросом: учёные опасаются, что корабль может быстро разрушиться, не выдержав резкого перехода к атмосфере после пребывания в морской воде в течение нескольких веков.

Хотя мексиканским археологам пока не удалось обнаружить «Нуэстра Сеньора дель Хункаль», во время экспедиций сделаны другие ценные находки на морском дне. В Мексиканском заливе обнаружены останки нескольких кораблей, три из них погибло в ХVI веке.

О существовании Большого Салбыкского кургана знают 11% школьников Хакасии



На протяжении марта УКМПСТ администрации Усть-Абаканского района совместно с руководством музея «Древние курганы Салбыкской степи» проводили мониторинг осведомленности школьников и студентов района, городов Абакан и Черногорск о памятниках истории и археологии Хакасии. 

Как сообщили в пресс-центре Минспорттуризма Хакасии, за это время было опрошено 363 школьника и 132 студента. Опрос выявил, что о существовании Большого Салбыкского кургана знают 11,1% школьников, но на экскурсии здесь побывало всего 4,3 %.

В опросе поучаствовали студенты Черногорского горного техникума, ХГУ им. Н.Ф. Катанова и Школы олимпийского резерва. 12,6%, 2,1% и 1,6% соответственно из них побывали на Большом Салбыкском кургане.

Исследователи выяснили, что процент осведомленности школьников и студентов о памятниках истории и археологии Усть–Абаканского района и Республики Хакасии довольно низкий.

Дирекция музея «Древние курганы Салбыкской степи» и Управление культуры, молодежной политики, спорта и туризма администрации Усть–Абаканского района приглашает всех жителей Республики Хакасия и Юга Красноярского края посетить музей «Древние курганы Салбыкской степи» и посетить экскурсию по Туристическому кольцу района.

Обращаться: 655100, п.г.т. Усть – Абакан, ул. Октябрьская, 17. Тел. 8(39032)2-15-95, 8-913-546-8862.

Документ об особо охраняемых зонах Новгородской области появится после звонка губернатора Сергея Митина в Минкультуры


Сергей Трояновский


По мнению учёных, попытки строительства на территории Юрьевского шоссе, несмотря на мораторий губернатора Новгородской области, могут продолжиться в будущем.

Как прокомментировал интернет-изданию Прямая речь председатель Новгородского общества любителей древности Сергей Трояновский, несмотря на то, что строительство коттеджей компанией «Гранд-М», которая сейчас судится с новгородскими властями и пытается вернуть заплаченные за аренду деньги, приостановлена, в будущем можно ожидать новых желающих построить дома в этом историческом месте.

— В настоящее время проект особо охраняемых зон, который уже на законном уровне должен отрегулировать эти взаимоотношения уже лежит в министерстве культуры РФ и на него получен положительный отзыв. Экспертизу проводили лучшие специалисты страны. Чиновники из министерства ведут себя очень последовательно и пока не будет отмашки из областного центра, они его не запускают. Очень было бы хорошо, если бы Сергей Герасимович поднял трубку и позвонил министру или замминистра и попросил довести до конца, чтобы свой мораторий плавно перевести в законный документ. Мораторий вещь условная для многих, и здесь мы должны быть защищены, — заявил Сергей Трояновский.

Также новгородский археолог добавил, что в городе должно пройти широкое обсуждение вопроса о том, каким должен быть Великий Новгород: полностью исследован историками и в нём тогда будет сплошная застройка или «жить в городе, в котором будет культурный слой под ногами».

Напомним, в конце июля 2011 года губернатор Новгородской области Сергей Митин объявил мораторий на все действия, связанные с предполагаемым строительством в возможных охранных зонах памятников истории, культуры и архитектуры области. Такое решение губернатор был вынужден принять после давления со стороны общественности и историков.

 Именно историки и археологи во главе с Новгородским обществом любителей древности выступили против застройки земельного участка площадью 18,7 гектара, расположенного в Новгородском районе, на территории Ракомского сельского поселения недалеко от деревни Ращеп, где компанией ООО «Гранд-М» планировалось строительство коттеджного поселка. Новгородские общественники заявили, что это место представляет собой уникальный исторический ландшафт, открывающий виды на панораму Юрьева монастыря — памятника, входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — и потребовали у руководства области наложить мораторий на строительство.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)