19 февраля 2012 г.

Надпись на камне подтвердила существование Понтия Пилата



Первая международная конференция «Проблемы эпиграфики», организованная Университетом Дмитрия Пожарского, Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом, Институтом славяноведения РН, Институтом востоковедения РАН и институтом стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, состоялась в Москве в конце января 2012 года.

Эпиграфика – это наука о надписях на твердых материалах, таких как камень, глина, металл и т.п. Она является комплексной наукой: чтобы заниматься надписями, нужно досконально знать язык, на котором они созданы, историю региона, откуда происходит надпись, нужно разбираться в вопросах культуры, религии. Значение данной науки можно проиллюстрировать на одном примере: единственным свидетельством историчности Понтия Пилата вне Евангелий и сочинений античных авторов является надпись, найденная пятьдесят лет назад в Кесари Палестинской.

В конференции приняли участие крупнейшие специалисты по эпиграфике из России и из-за рубежа. По словам историка, археолога, ответственного секретаря Оргкомитета конференции А.Г. Авдеева, «идея провести подобную конференцию давно витала в воздухе. Уникальность России состоит в том, что в силу ее геополитического положения на ее территории находится огромное количество эпиграфических памятников «всех времен и народов». Есть и высококвалифицированные специалисты, занятые их изучением». Эпиграфические конференции проводятся и в России, и за рубежом, но специфика данного форума в том, что он объединяет все основные направления эпиграфики — от Америки до России, от античности до современности.

Современные проблемы эпиграфики Приемы и методы эпиграфических исследований – это эпиграфика Востока, античная эпиграфика, раннехристианская эпиграфика, византийская эпиграфика, эпиграфика Западной Европы эпохи Средних веков и Возрождения, славянская эпиграфика, древнерусская эпиграфика, эпиграфика стран Южной, Восточной и Центральной Европы, мусульманская эпиграфика, эпиграфика евразийских степей, эпиграфика стран Южной и Юго-Восточной Азии, эпиграфика Мезоамерики.

Приход русских людей в Зауралье и как наша местность наносилась на карту



Написать историю своего края, наверное, заповедная мечта всякого краеведа, но не каждому такая задача по силам. Но, как говорится, «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Не имея сегодня возможности создать полную историю нашей территории, а по поговорке «стать генералом», попробую познакомить читателей с теми материалами из истории нашего края, которые стали доступными мне и заполнили мои папки на исторические темы.

Приход русских людей в Зауралье

Прокладывал дорогу из Предуралья в Зауралье и Сибирь легендарный Ермак со своей дружиной.

«Под этим прозвищем был известен уроженец Урала, работавший ранее на строгановских караванах Василий Тимофеевич Аленин».

Небольшой отряд Ермака численностью около 500 человек 1 сентября 1581 года двинулся из Нижнего Чусовского городка в Зауралье и Сибирь. Путь ими был выбран самый короткий: по Чусовой и ее притокам к притоку реки Туры - Тагилу.

Перезимовав в уставе маленькой речки Кокуй, впадающей в приток Чусовой – Серебрянку, дружина Ермака перебралась на реку Тагил. Здесь, изготовив новые струги взамен тех, что оставили на западном склоне Урала, они прошли по рекам Туре, Тавде, Тоболу и 26 октября 1582 г. взяли столицу Сибирского ханства г. Кашлык, разгромив войска хана Кучума.

В материалах упомянутой книги «История Урала» говорится: «Многие зауральские племена ханты и манси признали власть русских, в которых видели избавителей от ига сибирских ханов. Перешла на сторону Ермака и часть татарских феодалов, недовольных Кучумом. Несмотря на гибель Ермака и временное отступление из Сибири русских отрядов, Сибирское ханство было разгромлено и предпосылки для колонизации Зауралья и Западной Сибири были созданы. Новые военные отряды быстро присоединили край к Русскому государству».

В 1597 году была проложена новая дорога, шедшая от Соликамска к верховьям реки Туры. В 1598 году в верховьях Туры на новой дороге строится город Верхотурье, ставший центром нового Верхотурского уезда.

Образование города Верхотурье способствовало ускорению колонизации зауральских земель. Местные власти, располагавшиеся в Верхотурье, взимали таможенные сборы со всех товаров, привозимых в Сибирь и обратно. Все манси и ханты Урала должны были платить ясак верхотурскому воеводе.

Территория Зауралья заселялась в основном государственными крестьянами. Некоторые благоприятные особенности зауральских земель, в первую очередь отсутствие военной опасности, льготные условия заселения, отсутствие помещиков и ряд других причин создали условия для высоких темпов заселении Зауралья русскими людьми.

Таким образом, к концу XVI века Зауралье, в основном мирным путем, было заселено русским крестьянством.

Раскол русской православной церкви 1654 г., религиозные преследования раскольников, усиление феодальной эксплуатации крестьян заставили многих жителей центра европейской России уходить на восток страны - на Урал, в Зауралье, в Сибирь. Особенно выросли темпы колонизации Зауралья во второй половине XVII века.

Колонизация Восточного склона Урала и Зауралья носила земледельческий характер. Южная граница освоенных земель проходила по реке Пышме.

Как наша местность наносилась на карту

В истории картографирования Урала, Зауралья, Западной Сибири еще немало белых пятен, которые постоянно заполняют новыми сведениями наши ученые.

К 250-летию Екатеринбурга - Свердловска в «Уральском следопыте № 7 за 1973 год были помещены материалы о первых картах реки Исеть. Материалы эти предоставил Центральный государственный архив древних актов (ЦГАДА) для очерка Б. П. Полевого «Загадки старых карт». Очерк охватил материалы старых карт и древних актов о всей р. Исети. Мы же попробуем поближе познакомиться с той частью архивных материалов, которые касаются только верховий р. Исети, то есть той местности, в которой мы, жители ГО Верхняя Пышма и ГО Среднеуральск, проживаем.

Известно, что в конце XVII века по приказу Петра I на Урал и Сибирь были отправлены первые геодезисты, научившиеся определять координаты местности и на их основе составлять точные карты. Хотя еще долгое время в России в ходу были карты, составленные русскими «чертещиками» -чертежниками, которые просто сплавлялись по рекам или путешествовали по льду этих рек и наносили на чертежи все, что наблюдали.

Одним из таких живописцев-чертежников был тобольский житель Семен Ульянович Ремезов. В конце 1686 года он получил от тобольского воеводы инструкцию, в которой говорилось: «И ему, Семену, приехав в остроги и слободы по рекам Исети, Ницце, Пышме, Тоболу, Миассу по Туре и Тавде те остроги и слободы описать и со всякими урочищами и с малыми реками и озерами и написать все на чертеже». Исполняя этот наказ, Семен Ремезов зимой 1696-97 годов и появился на реке Исети. Именно тогда он смог побывать в самых ее верховьях, что особенно должно быть интересно нам, верхнепышминцам и среднеуральцам. Реку Исеть Ремезов изобразил на восьми листах от верховой реки до впадения ее в реку Тобол, кроме зарисовок русла реки С.Ремезов вел описание и зарисовку ближних и дальних окрестностей реки Исети.

Мы рассмотрели хотя бы один лист этой карты, где изображены самые-самые верховья реки Исети.

В самой вершине Исети, на этом листе, видны озера Половинное и Дикое. Из них вытекают реки, впадающие в озеро Глухое, из которого, в свою очередь, течет речка Черная, впадающая в озеро Исетское. Далее показано еще одно озеро Исетское. А между ними течет река Исеть. А около озера Исетского надпись «От слободы 6 чюмкасов (около 30 верст)». Расстояние скорее всего указано от Айской слободы, возникшей как раз в начале 1690-х годов.

Сбоку в озеро Исетское впадает река Язевка, берущая начало из озера Вашты. На карте показано также то, что в озеро Вашты впадает речка, вытекающая из озера Шиты. А рядом надпись: «Озером владели «мурцинцы»-мурзинцы. Возможно, они и были основателями деревни Мурзинки, возникновение которой историки относят к 1760 году.

Многие исследователи истории Урала теряются в догадках, к какому народу - татарам, башкирам, калмыкам - следует отнести жителей берегов Шитовского озера, именуемых себя мурзинцами. Однако имеются исторические документы, которые говорят о том, что верховья Исети, а к ним относится и озеро Шитовское, задолго до составления карт Ремезовым (еще в 1644 году) до возникновения Долматовского монастыря, заселялись русскими крестьянами, которые обживали эти земли мурзы Илегая. Поэтому вполне правомерно русские люди, поселившиеся в верховьях Исети, назвали себя мурзинцами – то есть жителями земель татарского мурзы. Этот факт подтверждается тем, что на Среднем Урале имеется множество населенных пунктов с таким названием, и все они очень древнего происхождения.

Остается согласиться с имеющимися в фондах архивов документами и признать, что в пределах современных территорий городских округов Верхняя Пышма и Среднеуральск первые русские поселения возникли до середины XVII века в окрестностях озера Шитовского и на северном побережье озера Исетского.

И только много позже, в 1704 году, русскими людьми строится Шувакишский железоделательный завод и образуется при нем деревня Шувакиш.

В 1701 году появляются деревни Пышма и Мостовка. В 1724-м жители Алапаевской, опять же Мурзинки, переезжают к верховьям р. Мостовой, к большому Верхотурскому тракту, образовав деревню Мостовую.

Так, в общих чертах, происходило начальное заселение нашего края русскими людьми.

На фото: острова озера Шитовского, на которых уральские археологи в конце XIX века обнаружили первые в нашей местности стоянки древнего человека.

Балберта- город майя в Гватемале




Балберта (Бальберта - Balberta) является большим городом цивилизации майя, расположенным на Тихоокеанском побережье департамента Эскуинтла, Гватемала между реками Ла-Гомерой и Ачигуатой. Балберта был основан почти две тысячи лет назад и в 200 году нашей эры был крупным региональным центром майя.

 Как установили археологи- около 400 года нашей эры город Балберта был покинут жителями. До сих пор сохранилось множество древних построек той эпохи: в центре города находятся 22 комплекса построек различного назначения, которые занимают площадь 18 гектар, где во время археологических раскопок было найдено большое количество изделий из нефрита, керамики и обсидиана.

 Основная часть центра города Балберта расположена на платформе Плаза, где находятся 16 основных комплексов состоящие из зданий и пирамид, расположенные в пять рядов. Чтобы добраться до города Балберта - используйте карту, указанную вверху этой статьи- просто покажите ее таксисту.

В Чувашском книжном издательстве издана книга "Старые Чебоксары: археология, история, топонимика"





В Чувашском книжном издательстве издана книга «Старые Чебоксары: археология, история, топонимика», подготовленная Чувашским государственным институтом гуманитарных наук. Она посвящена всем исследователям, внесшим большой вклад в изучение истории г. Чебоксары.

О том, что Чебоксары имеют многовековую историю, писали многие ученые. Не угасает полемика, связанная с временем возникновения столицы Чувашии.

В книге отражена древняя история города. В ней рассматриваются этапы развития поселения, начиная с эпохи камня до раннего средневековья, письменные источники, картографический материал, исторические предания об основании и ранней истории города, обосновывается время возникновения Чебоксар, приводятся история археологических исследований в городе, развития материальной культуры, сведения о топонимике.

 Отдельные статьи посвящены краткой истории археологических исследований в городе и его округе, происхождения чувашского и русского названий города – Шупашкар и Чебоксары. Книга богато иллюстрирована, рассчитана на широкий круг читателей.

Одесского археолога увековечили в камне



Владимир Станко 

Вчера в Одессе открылась мемориальная доска известному историку, доктору наук профессору Одесского национального университета Владимиру Станко.

Мемориальную доску установили на фасаде исторического факультета Одесского национального университета им. И.И. Мечникова на Елисаветинской (Щепкина), 12.

Справка: Владимир Никифорович Станко (1937 – 2008) родился в с. Терновка Николаевской области. Историк, археолог с мировым именем, специалист в области палеоэкологии, палеоэкономики, палеосоциологии, автор более 150 научных работ.

 Основные результаты своих исследований он представлял на международных конференциях и форумах в России, Болгарии, Великобритании, Франции, Польше и др. странах. В 1999 году Станко был избран действительным академиком Российской академии естественных наук. В 2002 году за участие в создании трехтомника «Древняя история Украины» Станко была присуждена Государственная премия Украины в сфере науки и техники.

СТОУНХЕНДЖ ТАИТ В СЕБЕ ЗВУКОВУЮ ИЛЛЮЗИЮ



Крупнейшее сооружение эпохи мегалита могло быть олицетворением невидимой конструкции, образ которой возникает, как наваждение, от игры на двух духовых инструментах.

 Созданию Стоунхенджа, одной из главных загадок древнейшего прошлого, предложено еще одно, ранее не высказываемое, но имеющее научные основания объяснение.

Независимый ученый из США Стив Уоллер (Steve Waller) доказывает идею постройки Стоунхенджа звуковой иллюзией: по его гипотезе, архитектура этого комплекса заключается не только в том, что человек видит, но и в том, что слышит.

Ученый, который считает себя «акустическим археологом», рассказал, что определенная модель изменения звука способна порождать видение материальных объектов: в зависимости от того, как взаимодействуют громкие и тихие фрагменты мелодий, в сознании человека в буквальном смысле слова выстраиваются образы.

Это явление и воссоздано древними людьми в структуре Стоунхенджа, пишет ученый. В своем первоначальном, не подверженном разрушениям виде, каменные блоки выстраиваются в гармоничную окружность и являются физическим «олицетворением» акустической иллюзии.
Волонтеров с завязанными глазами поставили в круг, в центре которого воспроизводили две идентичные аудиозаписи. Люди слушали мелодии двух флейт, двигаясь по кругу, а затем их попросили снять закрывающие глаза повязки и зарисовать то, что, по их мнению, находилось в этот момент между ними и источником звука. Рисунки и описания включали в себя расположенные по кругу столбы с арочными перекрытиями. Под влиянием темпа и громкости мелодии и способа ее распространения у находящихся в определенной позиции людей создается впечатление невидимых до этого объектов.

Уоллер говорит, что древние люди танцевали вокруг двух музыкантов, играющих на флейте, дудочке, или на любом другом инструменте. В это время они слышали поочередную смену более громких и более тихих фрагментов мелодии. Последние проигрывались по определенной модели и слушая ее люди могли видеть, как массивные каменные блоки выстраивались в ровное кольцо.

Пять тысяч лет назад физиология человека могла быть такой же, и люди эпохи мегалита могли знать о существовании эффекта, но объяснять его магией.

«Это совершенно сбивающий с толку эффект, - пишет Уоллер. - Древние не были способны объяснить его. Все, обладающее столь мистическим ореолом, в те времена считалось магией. Во время такого ритуала они прикасались к сверхъестесственному. Я думаю, что именно это заставило их построить Стоунхендж».

Когда теорию Уоллера обвиняют в чистом совпадении – акустической иллюзии и архитектуры Стоунхенджа, он рассказывает легенды, которые теоретически могут добавлять веса его гипотезе. Например, о двух волынщиках, которые своими мелодиями оборачивали танцующих вокруг себя девушек в каменные столбы. Еще лучше, по его мнению, укладываются в теорию легенды о волшебнике Мерлине: «Очевидно, что это всего лишь сказка, но многие легенды о Мерлине гласят, что вокруг него всегда была стена, не видимая никому другому, кроме него самого. Это ведь именно то, что достигается при помощи звуковой иллюзии. Все эти легенды и мифология подтверждают, что чистым совпадением дело не ограничивается».

«Это, действительно, не самое хорошее объяснение тому, почему древние люди решили таскать громадные каменные блоки и непостижимым образом громоздить их один на другой. Остается совершенно непонятным, что стояло за этим. Но то, что предлагаю я, объясняет их мотивацию», - говорит ученый.

Стив Уоллер представил свою работу на крупнейшей в мире научной конференции в Ванкувере.

Москву осветит новое Зарядье




«МК» оценил первые проекты парка на месте гостиницы «Россия»

Объявленный столичными властями конкурс на лучшую идею развития исторического района Зарядье, где когда-то высилась гостиница «Россия», а теперь предлагают сделать городской парк, продлится до 15 марта, и на рассмотрение Москомархитектуры поступило уже более 30 предложений — одно креативнее другого. «МК» узнал подробности одного из проектов.

Будущую судьбу Зарядья на днях обсудил общественный консультативный совет политических партий при Мосгордуме. Как рассказал заместитель председателя Москомархитектуры Алексей Куренной, условия объявленного властями открытого бесплатного конкурса демократичны: нужно изложить лишь видение развития территории, где предполагается разбить парк с возможным (но необязательным!) строительством небольшого киноконцертного зала. Площадь застройки не должна превышать 8 тыс. кв. метров, а высота — 26 м (для сравнения: высота «России» была 64 м). По итогам конкурса планируют устроить обсуждение эскизов и идей, а после этого будет приниматься решение. Возможно, объявят международный конкурс.

Пока же на рассмотрение Москомархитектуры поступило уже более 30 предложений: из Москвы, Конакова, Дагестана, Брянска, Воронежа. «Некоторые предлагают разбить на этом месте парк „Мини-Россия“, другие — парк архитектурных миниатюр старой Москвы. Есть также предложения сделать парк РСФСР, парк в виде старой усадьбы и даже зимний сад — крытую оранжерею с учетом наших климатических условий», — говорит Куренной.

Необычный проект представил «МК» руководитель проектного бюро МО ВООПиК и один из авторов проекта Москвы — Роман Цеханский. Первым делом для архитекторов станет археология — для начала нужно понять, что находилось на этих землях не только по историческим картам, но и по артефактам. Так, ожидается, что части фундамента стен и башен Китай-города сохранились под асфальтом набережной. Находка стен значительно облегчит работы по воссозданию крепостных укреплений XVI века. Причем старинную стену, как и Великую Китайскую, планируется сделать прогулочной. А ее боевому ходу можно будет придать достаточно пацифистскую функцию — разместить там, к примеру, столики кафе. Другая функция у кирпичной стены — она сможет физически очертить границы проектируемой парковой зоны и защитить гуляющих от шума набережной и Китайгородского проезда и выхлопов от пробок. Тем более что стену планируется воссоздать целиком — от Москворецкой улицы до реставрированного фрагмента у Старой площади.

Историческое воссоздание стены невозможно без возвращения в Зарядье «угла» — места, образованного переломом стен Китай-города и церковью Зачатия Праведной Анны, что в Углу, которую время сохранило. На «углу» планируется воссоздать две исторические башни, которые станут архитектурным украшением и, кроме того, смогут вместить в себя заведения общепита и небольшие магазинчики. Архитекторы надеются, что при раскопках на «углу» может быть найден фундамент другой церкви — святой Ирины. После раскопок его можно будет экспонировать как музейную ценность. Третью церковь, Николы Мокрого, разрушенную в 40-е годы, согласно проекту, планируется восстановить. Ведь от Кремля до церкви Николы проходила древнейшая в Москве улица, воссоздание которой вернет исторический дух местности и проложит еще один туристический маршрут в городе. Патриархия скажет, нужен ли здесь храм или часовня, а окончательное слово останется за Градостроительным советом.

Еще больше консультаций и согласований в случае победы проекта придется пройти по планам реконструкции стилобатной части, оставшейся в наследство городу от «России». А ее состояние сейчас проверить крайне затруднительно. По данным Архнадзора, бункер, расположенный под ней, находится в собственности ФСО. Поэтому и доступ даже в видимую часть «айсберга» пока что закрыт. В планах же архитекторов бункер «окультурить». А конкретнее, разместить в его помещениях музей-макет, где любой посетитель сможет почувствовать себя Гулливером. Так, вокруг прогулочных музейных дорожек — копий исторических улиц и переулков — можно разместить кварталы старого Зарядья XVII века. Или проработать музей более детально — изобразить в меньших масштабах Москву в пределах Земляного города XVII века, когда она, со слов известного псковского старца, и стала называться третьим Римом.

Кроме исторической проект имеет и туристическую функцию. Так, проектировщики предлагают начать прогулку по задуманному парку с торговых рядов (кстати, давших название всему району Зарядье), которые спустя длительное время планируется вернуть на Москворецкую улицу. Далее предлагается спуск в подземный музей-макет. Остальной маршрут может быть совершенно свободным. Полностью проект будет представлен на суд экспертов в марте.

Тем временем общественники выразили опасения, что в результате поспешных действий Москва может лишиться ценных археологических артефактов — как когда-то было при возведении торгового центра на Манежной площади. Известный москвовед, архнадзоровец Рустам Рахматуллин ратует за максимальное сохранение исторической среды: «За модуль можно взять историческое межевание, обозначить маршруты средневековой уличной сети. Исторический музей предлагает сделать на этой территории музей монетного дела. Парк же, на мой взгляд, может быть террасным, ступенчатым».

Британские археологи обнаружили в Эфиопии копи царицы Савской



плато Гералта в Эфиопии (tigraytrust)

Британские археологи утверждают, что в ходе исследований на плато Гералта в северной Эфиопии ими были обнаружены доказательства существования древнего царства Сабеев, которым правила легендарная царица Савская. Об этом сообщает газета The Guardian. 

Экспедиция под руководством бывшей научной сотрудницы Британского музея Луиз Скофилд нашла громадные золотые копи, развалины храма Луны и части 6-метровой стелы с надписями на сабейском языке и символами Солнца и полумесяцем, визитными карточками африканского государства – сверстника царя Соломона. Стела посвящена победе войска сабеев в сражении, которое произошло в этом месте 3 тысячи лет назад.

Согласно библейскому повествованию (10-я глава 3-й Книги Царств), царица Савская, узнав о мудрости и славе царя Соломона, пришла в Иерусалим с великими дарами.

«И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей».

Царь Соломон в тосканской парче пожимает руку белокожей африканской царицы (фреска XVв. из церкви в Ареццо, Пьеро делла Франческа)

В ТАНАХе сказано, что африканская царица подарила царю Соломону 120 талантов золота. Это порядка пяти тонн - еврейский талант весил 44.8 кг.

Британские ученые полагают, что золото, привезенное царицей Савской в Иерусалим, было добыто именно на найденных ими копях.

«В археологии самое удивительное – это когда мифы и легенды становятся осязаемыми. То, что мы, возможно, стоим на месте, где добывали золото для царицы Савской – поистине завораживает».

Местные жители до сих пор добывают золото в протекающей здесь реке, но они и не подозревали, что тут есть древняя шахта. Над входом в шахту, который завален крупными валунами, красуется вделанный в скалу человеческий череп. Вход украшен сабейской резьбой.

Луиз Скофилд говорит, что экспедиции еще предстоит выяснить точные размеры шахты. Исследования, проведенные местными старателями, показали, что подземные помещения копей большие, настолько, что в них можно ходить.

Другой британский археолог и специалист по древней золотодобыче Шон Кингсли, автор книги «Золото Бога», утверждает, что золотой рудник царицы Савской и есть знаменитые копи царя Соломона, а вовсе не Тимна в Негеве, якобы названная так по ошибке.

Одесский «пчеловод» разводил в ульях… оружие






На приусадебном участке одного из жителей Овидиопольского района Одесской области был найден целый арсенал оружия. Примечательно, что все «добро» хозяин бережно хранил в пчелиных ульях, сообщает пресс-служба областной милиции.

В свободное время 45-летний мужчина занимался поиском оружия времен Великой Отечественной войны и был так называемым «черным археологом». Свои находки он раскладывал по ульям, где уже давно не было пчел.

В ходе обыска правоохранители изъяли из ульев полсотни послевоенных гранат марок РГД и Ф-1, более тысячи патронов для винтовок, взрыватели и банки с порохом. Там же были обнаружены 7 мин, 6 артснарядов и авиационная бомба.

Проведенная экспертиза показала, что часть найденного арсенала является пригодной для использования. В настоящее время решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст.263 ч.1 УК Украины (незаконное обращение с оружием, боеприпасами или взрывными предметами). Мужчине грозит лишение свободы на срок от 2 до 5 лет.

На данный момент «пчеловод» отпущен под подписку о невыезде.

В Греции ограбили один из крупнейших археологических музеев



Министр культуры и туризма Греции Павлос Геруланос ушел в отставку после крупного ограбления музея на территории древней Олимпии. Именно в этом городе возникли и впервые были проведены Олимпийские игры.

В археологический музей в пятницу ворвались двое вооруженных мужчин в масках. Воры разбили много витрин и вынесли около 70 экспонатов.

Полиция предполагает, что преступникам также удалось отключить сигнализацию. Для того, чтобы оценить стоимость украденного, администрация города связалась с известными историками и археологами Греции. Последние с ответом не торопятся, отмечая, что экспонаты были бесценными. Правоохранители сообщают, что один из крупнейших музеев страны очень плохо охранялся.

Керчане отметят 175-летие Царского кургана




К юбилею гробницы, не имеющей аналогов в мире, в городе-герое выпустили памятную почтовую марку и подготовили новую экспозицию.

Шедевр античной архитектуры, датируемый IVвеком до нашей эры, расположен под открытым небом в районе Аджимушкайских каменоломен. С его высоты, как на ладони, виден современный город, гора Митридат.

- Это сооружение мирового значения, которое прекрасно сохранилось до наших дней, - рассказала "КП" директор Керченского историко-культурного заповедника Татьяна Умрихина. - Открыл его в феврале далекого 1837 года археолог Антон Ашик, работавший директором Керченского музея древностей. Подобной Царскому кургану усыпальницы, возведенной в первые века правления греков в Пантикапее, нет нигде в мире.

Кто из боспорских царей был захоронен в гробнице - Левкон I или Перисад I, историкам до сих пор не известно. Саркофаг, который стоял в центре 8-метровой погребальной камеры, был разграблен.

- Много тайн хранит в себе Царский курган, - говорит Татьяна Викторовна. - В начале 60-х годов 19 века его состояние было под угрозой. Впоследствии его удалось спасти и отреставрировать. Сейчас мы делаем все, чтобы уберечь уникальный памятник погребальной архитектуры от разрушения. По случаю 175-летия со дня его открытия мы выпустили юбилейную почтовую марку, а также буклет и открытку. А наши мастера гончарного дела изготовили два сувенира. Кроме того, в домике смотрителя на территории кургана откроется выставка, посвященная археологическим исследованиям в Крыму и истории древней усыпальницы.

Торжества начнутся в понедельник, 20 февраля, в 11 часов дня.

Следы мощной древней цивилизации в Приморье. Верить — не верить?



Генрих Петрович Костин живёт во Владивостоке. Подводный археолог, исследователь, историк. 17-кратный чемпион СССР по подводному спорту, тренер подводников-спортсменов, руководитель клуба аквалангистов «Восток».

На дне, берегах и островах залива Петра Великого он обнаружил неопровержимые доказательства существования в Приморье мощной древней цивилизации (12 крупных городов и около 30 крепостей, в бухте Золотой Рог зимовали до 200 кораблей), которая погибла в результате землетрясения.

«На островах, на побережье и дне заливов и бухт аквалангисты клуба «Восток» находили фрагменты керамики и бронзовые зеркала, следы культуры, существовавшей ещё в VI-V тысячелетии до нашей эры. Особый интерес вызывают найденные детали повозок, из которых следует, что полторы тысячи лет назад на территории Приморья уже ходило колесо, и не в виде игрушки, как у древних инков, а как неотъемлемая часть транспортного средства. Одним словом, территория Дальнего Востока России в те века была культурным центром евразийского материка».

«В каменоломнях о.Рейнике можно обнаружить следы клина — чисто славянского способа вырубания камня. Каменный тротуар — славянский приоритет. Каменные мостовые были в старой Москве, Киеве, Пскове ещё до христианства. И таких перекличек с древней славянской культурой на Дальнем Востоке немало. Грушевидные колодцы, встречающиеся на территории Приморья, устроены так же, как у северных славян.

На дне залива Петра Великого лежит полтора десятка древних судов. По словам Костина, на некоторых из них вместо стальных деталей — медные. Поэтому можно предполагать, что они были спущены на воду ранее VII-IX вв. н. э. У них было две палубы — это вам не беспалубные суда Колумба! Кстати, на севере даже простые рыбаки имели палубные суда — иначе замёрзнешь.

...Почему же эти факты так и не стали достоянием широкой общественности? По мнению Костина, это связано с тем, что соседние с Россией страны претендуют на наши земли». (Дека Н. «Приморская Троя ждёт своего Шлимана». «АиФ Приморье» № 12, 2006 г.).

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2819) Россия (2730) музей (1065) археология (802) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (429) университет (402) Крым (380) Китай (356) Египет (301) археолог (282) артефакты (265) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (117) Франция (115) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (98) золото (97) Новгород (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) палеонтолог (71) фараон (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (67) Австралия (64) Киев (63) Монголия (63) монастырь (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)