17 февраля 2012 г.

В турецком городе проходит выставка, посвященная памятникам культуры Азербайджана



В турецком городе Мугла проходят выставка и конференция "Чудо Агсу", организованные Университетом Мугла, Ассоциацией культуры и солидарности "Мугла - Азербайджан" и Общественным объединением в помощь изучению культурного наследия "Мирас".

Как сообщает АзерТАдж, на открытие выставки и конференции из Азербайджана отправилась делегация в составе ученых, археологов, представителей искусства.

Председатель общественного объединения "Мирас", кандидат исторических наук Фариз Халилли подробно проинформировал о выставке и археологических раскопках в Агсу. Отмечалось, что в 2010-2011 годах на территории средневекового города Агсу проводились раскопки, в результате которых было обнаружено множество строений, материально-культурных памятников.

После открытия выставки Ф.Халилли выступил с докладом на тему "Культурное наследие Азербайджана и чудо Агсу". Затем участникам был показан документальный фильм "Азербайджан – край памятников".

В экспозиции представлены фотографии Мамеда Рагимова, на которых отображен процесс археологических раскопок в городе Агсу, а также работы художника-реставратора Джахангира Ахмедова и молодого скульптора Вугара Гулиева. Выставка продлится до конца февраля.

Вопрос статуи богини Анаит должен оставаться в центре общественного внимания – Армен Ашотян



Министр образования и науки Армении Армен Ашотян считает вполне возможным возвращение находящихся в Британском музее фрагментов статуи богини Анаит в Армению. «Будет нелегко: все зависит от желания британской стороны и от проявленной нами последовательности. Мы должны постоянно держать этот вопрос в центре общественного внимания», - в беседе с Tert.am отметил Армен Ашотян, добавив, что поддерживает инициативу не как министр, а как гражданин и армянин: «Вопрос гражданский и армянский», - отметил Ашотян, который считает неплохим результатом реакцию посла Великобритании в Армении Кетрин Джейн Лич и ее обещание, что памятник, возможно, в рамках программы обмена будет привезен и показан в нашей стране: «Армянские культурные реликвии никогда не привозились в Армению из Британского музея», - прокомментировал Армен Ашотян.

Напомним, что в связи с фрагментами скульптуры богини Анаит, хранящимися в Британском музее, проходят бурные общественные обсуждения и сбор подписей, как в Facebook, так и на бумаге. Напомним также, что бронзовая статуя Анаит представлена в Эллинистическом зале Британского музея, и в связи с этим некоторые представители армянской интеллигенции предлагают дать произведению искусства армянский паспорт.

Отметим, что в случае такой постановки вопроса этой проблемой должно заняться министерство культуры Армении, однако в пресс-службе данного ведомства сообщили Tert.am, что, так как вопрос армянской принадлежности статуи богини Анаит специалистами пока еще не решен, министерство этим вопросом не может заняться. «Если в Британском музее статуя представлена в Эллинистическом зале, здесь наши аргументы не так сильны. Дело в том, что, во-первых, армянские историки и археологи должны обосновать требование нашей стороны, после чего только мы можем поднять этот вопрос», - в беседе с Tert.am отметили в министерстве.

Напомним, что фрагменты статуи были найдены на территории Западной Армении, в местечке под названием Сатаг в 1872 году местными сельчанами, которые и продали найденное в Константинополе, после чего статую приобрел Британский музей.

Для министра образования и науки Армении Армена Ашотяна данный вопрос обсуждению не подлежит. После сбора подписей предусмотрена встреча министра с послом Великобритании в Армении.

Место силы на древнем озере


Ворота древнего Ростова открыты для гостей


Есть в Центральной России города, где время как будто остановилось. Такие «заповедники времени» холят и лелеют на радость путешественникам, историкам и художникам – разумеется, там, где власти и бизнес понимают и просветительскую, и, что немаловажно, экономическую ценность туризма. Из таких – Ростов Великий, безусловная жемчужина маршрута «Золотое кольцо России». Впрочем, нынешняя степенная безмятежность и подчеркнутая «музейность» этого небольшого города Ярославской области – лишь вершина исторического айсберга протяженностью более чем в тысячу лет.

Держаться  корней

Если попытаться максимально лаконично определить специфику этого города, то тут, наверное, есть смысл говорить о принципиальной, тщательно лелеемой независимости. В принципе открытый миру – в озеро Неро по пути «из варяг в арабы» заходили, бывало, и скандинавские корабли – Ростов этому миру как-то особо не навязывался, существовал «за лесами, за долами» в относительном уединении. На страницах русских летописей он появляется еще в 862 году, причем как уже существующий город: «Первые насельницы в Ростове меряне…» – отмечает Лаврентьевская летопись.

Первоначально он звался Ростов Мерьский, поскольку жили здесь меряне – угро-финское племя. Славянские племена пришли в эти места лишь к X веку и сравнительно быстро ассимилировались. Согласно общепринятой версии, русский народ сложился путем слияния славянских и угро-финских племен, однако некоторые антропологи и по прошествии столетий отмечали в коренных местных жителях ярко выраженную финскую составляющую.

Собственно, Ростов – это не только и даже не столько торговый, экономический или политический центр, хотя он и бывал таковым. Ростов – это скорее «место силы», а озеро Неро – сакральный центр угро-финской космогонии. Как знать, не в этих ли водах плавала та самая уточка, что нырнула, достала со дна комочек ила и слепила из него всю землю… Кстати, и сейчас все дно озера покрыто толстым слоем особого животворящего ила, который можно использовать как удобрение, а водоплавающая птица водится там в изобилии.

Особая склонность местных жителей «держаться корней» доставила немало проблем христианским миссионерам. А ведь ростовских мерян крестил лично князь Владимир, прибывший в Ростов летом 911 года в сопровождении митрополита, четырех епископов и воеводы Добрыни. Погружение в озеро Неро ничего не изменило: первые епископы-греки Федор и Илларион были изгнаны из города, а епископ Леонтий был убит приверженцами старой веры в 1071 году во время большого бунта волхвов и стал первым святым мучеником в северо-восточной Руси.

Отношения с центральными властями и в последующие века у Ростова складывались не лучшим образом: любые попытки усиления княжеской власти вызывали народные восстания. Титул «Великий» даровал Ростову князь Юрий Долгорукий, но сам счел за лучшее держаться от «бунташного» вечевого города подальше.

Так кремль или не кремль?

Нынешний Ростов представляется одним сплошным музеем, причем там есть место и филиалам государственного музея-заповедника, и очень забавным частным художественным галереям. Купеческие особнячки соседствуют с хорошо сохранившимися торговыми рядами, практически не пострадала средневековая радиальная планировка – и все дороги ведут, разумеется, к кремлю.

Вот тут возникает некая терминологическая путаница. Кремль, как известно, это светское оборонительное сооружение, предполагающее размещение на его территории гарнизона и госучреждений. Однако Ростовский кремль в его нынешнем виде построил в конце XVII века церковный иерарх – мит­рополит Иона Сысоевич. То есть с определенной степенью приближения его можно считать монастырем. На территории которого тем не менее размещались казначейство и судебная палата.

Возможно, именно эти «непонятки»  сыграли определенную роль в том, что передача объекта церкви застопорилась. Несколько лет назад Фонд Андрея Первозванного собирался создать на базе кремля Всероссийский крестильно-венчальный центр. Идея, впрочем, тихо сошла на нет, и, что интересно, сами ростовчане этому очень рады. Мы провели мини-опрос и выяснили, что администраторша в гостинице, барменша в кафе, продавщица сувенирного ларька абсолютно довольны тем, что кремль так и остался музеем. А ведь на богатых свадьбах можно было бы зарабатывать намного больше…

В Ростове отношение к музею самое трепетное, поскольку он создавался как по-настоящему народный. После того как в конце XVIII века кафедру митрополита перевели в губернский Ярославль, кремлевский комплекс был заброшен и постепенно разрушался. К тому же ростовчане приспособились разбирать ветшающие здания на кирпич – так была практически уничтожена Красная палата. Интересно, что грядущее запустение было предсказано местным юродивым Афанасием, который сказал митрополиту:

«Ах, Иона, Иона! Что ты хлопочешь? В твоих постройках и церквах по времени только воробьи будут жить!»

Памятник был бы утрачен, если бы его судьбой не озаботилась ростовская общественность – и интеллигенция, и богатые купцы. Собрали деньги, пригласили специалистов – началась реставрация. И примерно 120 лет назад в Ростове появился музей: первым открывшимся для публики отделом стало древлехранилище.

Кремль мог погибнуть и в середине XX века, когда по городу прошел самый настоящий смерч. Очевидцем событий 1953 года стал уроженец тех мест, почетный член Тверского областного фотоклуба Владимир Крылов. Он рассказывал, что темное облачко на середине озера вдруг вытянулось в огромную воронку, и смерч пошел на город – разрушил несколько улиц и своротил все кровли, шатры и купола в кремле. Тогда реставрационные работы были начаты по личному распоряжению Косыгина и Хрущева.

Древние моды и архитектурный гламур

Сейчас музей-заповедник «Ростовский кремль» представляет собой комплекс из нескольких экспозиций, и на его территории можно запросто провести целый день.

Особенностью этого музея можно считать какое-то просто-таки олимпийское спокойствие. На территории кремля нет закрытых зон (за исключением еще не отреставрированного угла, где на зазевавшегося туриста может упасть кирпич), летом можно сидеть на камнях и ходить по заросшим одуванчиками газонам. Не обидели даже курильщиков, для которых предусмотрено специальное место с урной и скамейкой. Завидев гостя, к скамейке тут же сходятся чинные музейные коты. Как в любом музее, к ним там отношение самое почтительное. В картинной галерее самое главное лицо – тайская кошка Ася: она царственно возлежит в кресле и под хорошее настроение милостиво позволяет себя погладить.

Сейчас в кремле тихо и пусто – не сезон. Потому сотрудники очень радуются редким гостям, так что можно не заказывать экскурсию, все расскажут и так. Особенно в отделе археологии, спрятанном так хитро, что редкий турист сможет до него добраться. Музей уже закрывался, но милая дама не отпустила нас, пока мы вдоволь не налюбовались домонгольскими стеклянными браслетами и угро-финскими шумящими подвесками с утиными лапками: между прочим, эти украшения и сейчас выглядят весьма актуально.

Всех туристов в обязательном порядке ведут в музей финифти, давно ставшей главным ростовским брендом. В его традиционном виде этот промысел – на любителя: несколько наивные цветочки, выполненные в розово-голубых тонах, требуют специального стиля в одежде, а рюшечки-оборочки сейчас носят очень немногие. Но местная фабрика несколько лет назад разработала очень эффектную новую коллекцию в стиле модерн. Красиво, но это уже не ростовская финифть в привычном понимании.

Впрочем, все это из ассортимента сувенирных магазинов. А первоначально эмалевые вставки предназначались исключительно для декорирования предметов церковного обихода. Собственно, так начинались многие традиционные промыслы – и Палех, и Хохлома.

В древлехранилище нам несколько не повезло: зима, мертвый сезон, большая часть экспонатов отправлена на реставрацию. По той же причине закрыты галереи на стенах, по которым можно обойти примерно половину периметра – оттуда открываются дивные виды и на центр города с торговыми рядами, и на озеро, и на прелестный «митрополичий садик», в котором весной буйно цветут яблони. Именно по этим переходам бегали персонажи фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Однако открыта для посещения продуваемая всеми ветрами звонница, на которой размещен единственный в России полный и подлинный комплект колоколов XVIII века. Залезть туда по внут­ристенному ходу – задача практически невыполнимая, пришлось ползти в прямом смысле на карачках, цепляясь за кирпичные выступы. Зато мы были вознаграждены ярко-розовым рассветом над озером.

Надо сказать, этот цвет нынче в Ростове актуален. После реставрации все крепостные стены и башни покрасили в бледно-розовый. Зимой это выглядит весьма элегантно и чудно гармонирует с шатрами, крытыми серебристым осиновым лемехом. Но вот летом… Вода в озере странного зелено-оливкового цвета, который вряд ли сочетается с розовым. Впрочем, проверить это можно только одним способом – летом опять поехать в Ростов.

Экскурсоводами в Музее истории Киева могут стать дети



Кроме исторической экспозиции, будущий Музей истории Киева порадует киевлян и гостей города неожиданными ноу-хау.

Свои идеи по совершенствованию и популяризации комплекса предложили выдающиеся ученые, историки, археологи, педагоги и архитекторы столицы, которые вошли в состав Общественного гуманитарного совета города, сообщает пресс-служба Киевской городской государственной администрации.

В частности, киевские художники предлагают привлечь к работе в музее не только профессиональных экскурсоводов, но и гидов-детей, которые могли бы проводить экскурсии прежде всего для школьников. Кроме этого, на базе Музея истории Киева предлагают создать научный центр по подготовке и повышению квалификации музейных работников. В рамках этого центра особое внимание культурные деятели города советуют уделить научно-исследовательской работе.

В то же время столичные историки предлагают в экспозиционной концепции будущего музея сделать акцент на государствообразующую миссию украинской столицы, в частности, традициях киевского народовластия и политической культуры. Ведь именно здесь зародилось одно из самых могущественных государств древней Европы.

Все предложения детально изучить специальная комиссия, она примет окончательное решение по их реализации. Кроме того, председатель КГГА Александр Попов призвал как специалистов, так и просто неравнодушных киевлян приобщиться к обсуждению концепции музея и присылать свои предложения по его популяризации и совершенствованию.

Открытие обновленной экспозиции Музея истории Киева в здании на улице Богдана Хмельницкого, 7 запланировано в мае этого года.

Напомним, общая сумма, которую столица планирует потратить на обустройство Музея истории Киева, составит 15 миллионов гривен.

В Египте найдена гробница с 20 мумиями



Группа археологов из Университета Джинса, Университета Гранады (оба Испания) и их коллеги из Лондонского университета (Великобритания) обнаружили в Асуане в Египте гробницу, в которой было найдено двадцать мумий. Раскопки проводились в районе некрополя Куббет эль-Хава в течение одного месяца. 

По словам исследователей, захоронение датируется 1830г. до н.э. В ходе исследования ученые также обнаружили в гробнице уникальный хорошо сохранившийся деревянный саркофаг, относящиеся к периоду от VI до XII династии. Особый интерес у специалистов вызывает саркофаг с уникальным резным изображением головы номарха.

По словам профессора Университета Хаен (Испания) Алехандро Хименеса Серрано, в ходе раскопок широко применяются новейшие методы восстановления изображений по их отражательной способности (Reflectance Transformation Imaging, RTI) и трёхмерное сканирование объектов. Полученные при оцифровке первичные данные уже обрабатываются в университете, хотя сами раскопки закончатся лишь 3 марта. RTI, в частности, позволяет не только быстрее передавать данные по настенным изображениям и найденным иероглифическим надписям, но и восстанавливать ранее нечитаемые, сильно повреждённые иероглифы. По словам Алехандро Хименеса, одновременное использование этих методик для анализа находок практикуется впервые.

Артефакты сложат под стены Кремля



Музей артефактов под открытым небом может появиться на месте снесенной гостиницы «Россия» в Москве

В ближайшее время здесь начнутся археологические раскопки.

Как рассказал «МК» главный археолог города Леонид Кондрашев, первый этап раскопок на месте снесенной гостиницы «Россия» уже проводился.

Глубина культурного слоя здесь составила около 6 метров. На этой территории в свое время были обнаружены основание стены Китай-города и элементы усадебной застройки XV века. Новые раскопки, по словам археолога, будут проводиться по периферии, где под слоем земли могут сохраниться элементы кирпичных и деревянных храмов, которые были разрушены. Археологические объекты, найденные при раскопках, возможно, будут выставлены в парке.

Кстати, на Триумфальной площади археологи уже нашли остатки Ямской слободы, элементы конской упряжи и кузнечного дела. Весной раскопки на площади продолжатся, но уже с другой стороны памятника Маяковскому.

Знаменитый музей в Патне пудет перестроен с нуля



Международное жюри выбрало архитектурную компанию «Фостер и партнеры» для строительства здания музея в Патне (Индия), его стоимость составит около 45 миллионов фунтов стерлингов. Однако правительство штата Бихар неохотно дает согласие на выполнение заказа из-за размеров гонорара, запрашиваемого архитекторами. По этой причине контракт может получить японская компания «Maki», занявшая на конкурсе второе место.

В ходе конкурса были отобраны пять архитекторов. Среди них американский архитектор Даниэль Либескинд из Нью-Йорка, венское архитектурное бюро «Coop Himmelblau», а также компания «Snøhetta» из Осло. Жюри, в состав которого вошли индийский художник Субодх Гупта, директор лондонского музея Виктории и Альберта Мартин Рот, и ирландский архитектор Ройшн Хенеган, приняло решение в декабре. Представители лондонского архитектурного бюро «Фостер и партнеры» отказались прокомментировать результаты до их официального объявления.

Планируется, что здание будет располагаться на территории, покрытой лесом, в окрестностях Патны, в северо-восточной Индии. В соответствии со смелым дизайном Фостера, строение будет иметь ассиметричную волнообразную крышу, которую со всех будут пронзать сторон десятки деревьев. Под этим куполом, который будет служить защитой от солнца и дождей, расположатся соединенные между собой здания музея прилегающая территория.

Дизайн музея включает в себя девять тематических галерей (искусство от доисторической эпохи до 1400 года н.э.), четыре галереи религиозного искусства (искусство буддизма, индуизма, джайнизма и племенных религий) и три галереи для специализированных коллекций (монеты, тибетская живопись Танка и терракота).

Штат Бихар, расположенный в восточной Индии, к югу от Непала, в III в. до н.э. был центром Империи Маурьев. Считается, что именно в этом месте Будда достиг просветления.

Нынешний музей в Патне, который был основан британцами в 1917 году, обветшал и стал непригоден для содержания экспонатов. Там находится уникальная коллекция скульптур, включающая статую Дидарганж Якши, найденную археологами на берегах реки Ганг в 1917 году.

Глава штата Бихар Нитиш Кумар, пообещавший, что новый музей будет лучшим в Индии, сообщает, что строительство будет окончено в 2015 году.

Сыновья ваг-арша – бурого медведя



Об ариях, происхождении армян и прочем

Начиная с 1990-х годов прошлого века у нас стало появляться множество публикаций и даже книг, касающихся ариев, их происхождения, происхождения нашего народа от  ариев, нашей исключительности и т.п. Такая попытка, помнится, в Германии уже была, годах в тридцатых прошлого века; что из этого вышло – известно всем без напоминаний. Эти публикации, однако, остались без ответа: профессионалы, очевидно, полагали ниже своего достоинства ввязываться в спор с дилетантами  - какой смысл учить недоросля азбуке, если у того женитьба на уме. Дилетанты же, не встречая отпора, решили, что им не отвечают, потому что они правы.

Не претендуя на истину в конечной инстанции, поскольку в этом вопросе много неясного, возьму на себя смелость изложить эту историю так, как она сложилась трудами ученых разных стран за последние двести с лишним лет. Излагаемая трактовка событий и фактов, конечно же, не единственно существующая, но  достаточное количество сторонников позволяет говорить о ней как о наиболее серьезной и научно убедительной.

Популярность изложения, естественно, налагает свои ограничения на подачу и интерпретацию материала,  фактов и комментариев.

А дело было так

В конце 18-ого, начале 19-ого века, когда в Европе  в научный оборот стали входить – переводиться и исследоваться – тексты на санскрите – литературном языке Древней Индии (5 век до р.Хр.) европейские, в частности, германские, ученые обратили внимание на то, что в этих текстах встречается достаточно большое количество слов, почти одинаковых по значению и звучанию со словами европейских языков, в том числе, того же немецкого. Один-два примера можно было бы объяснить случайным совпадением (так,  в армянском, фарси и в языке американских индейцев-семинолов «азат» – свободный), но когда набралось не десять, не двадцать, а намного больше слов, и оказалось, что эти слова так же или сходно звучат и в древнеперсидском, и в ряде других европейских языков, живых и мертвых, стало ясно, что совпадения ни при чем и речь должна идти о языковом родстве, т.е. развитии этих языков из одного корня-праязыка.

Поскольку начало положили немцы, они назвали этот праязык индогерманским, т.е. общим для индийских и германских языков. Но если был язык, значит было и племя или племена, говорившие на этом языке, и они, конечно же, где-то должны были жить.  Племена эти по вполне понятной причине назвали индогерманскими, а ареалом (территорией их обитания) определили нынешнюю Германию. Часто встречающееся в санскритских и авестийских (древнеперсидских) текстах слово арья, ария натолкнуло на мысль, что это – самоназвание индогерманских племен, т.е. что они – арии.

Со временем, когда выяснилось, что родство этими языками не ограничивается, а включает намного больше языков, причем они (а стало быть, и народы) находятся в разных родственных отношениях друг с другом, их стали называть индоевропейскими, т.е. такими, на которых говорят от Индии до Европы, за очень небольшим исключением. Принадлежность армянского к индоевропейской языковой семье была окончательно доказана к концу 19-ого века. Увеличение ареала привело к необходимости пересмотра места прародины индоевропейцев – она постепенно спускалась все ниже к югу, пока, наконец, не локализовалась на западе Азии, в горной стране, которая известна сейчас как Армянское нагорье, и, возможно, примыкающем к нему западе Иранского нагорья. Тогда они, естественно, так не назывались, они вообще не имели названия. Это достаточно распространенная точка зрения, обоснованная советскими учеными В. Ивановым и Т. Гамкрелидзе, имеющая, конечно же, как сторонников, так и противников.

Что же произошло, с индоевропейцами, или ариями? Что мы знаем о них? Где наше место среди них?

Данные сравнительно-исторического языкознания, этимологии, истории, фольклористики, мифологии – сказок и эпических сказаний, легенд, этногенетики, этнографии, археологии  дают  следующую картину.

8 000 – 10 000 лет назад в горной стране на западе Азии – ее потом по имени живущего здесь народа назовут Армянским нагорьем – в конце малого ледникового периода, вслед за отступающим в горы ледником, кормясь возле его тающей кромки, обитали племена, говорившие на настолько близких наречиях, что они понимали  друг  друга без труда. Эти наречия мы сейчас назвали бы диалектами одного языка.  Страна была горная, общение было затруднено и, как следствие, диалектов было много. Эти первобытные племена жили в основном, собирательством, за счет вершков и корешков, собирали же их, понятно, женщины, а точнее – девочки. Несмотря на то, что мяса (живого) вокруг было много, в руки оно давалось очень неохотно, и, пробегав целый день за оленем или козлом, мужчины зачастую возвращались в пещеры к огн‏ю, где хлопотали женщины, с пустыми руками и голодным желудком, который набивали этими самыми вершками  и корешками. Отсюда и первоначальное значение слова дочерь (нем. тохтер, арм. дустр, перс. духт  «собирающая (зелень)».

Племена эти осознавали свое родство друг с другом, знали опасность близкородственных браков, на которые у них был наложен жесткий запрет и жен брали из соседних племен, что поддерживало единство языка и чувство общности происхождения.

Называли они себя арья, арии, что означало просто-напросто человек, люди; практика, обычная для первобытных племен. В армянском языке сохранилось слово айр в этом именно значении. Все же остальные неарийские племена были  ч-ари, не-арии, т.е. потенциальные враги, поскольку положиться можно было только на своих. Со временем, уже в  армянском языке, слово приняло значение «плохие», «недобрые», «злые».

При встрече с иноплеменниками, неариями, дело до драки и смертоубийства доходило редко, люди тогда ценили жизнь, а в драке можно было и проиграть, поэтому сначала в ход шли угрозы и демонстрация силы и превосходства (явление, обычное во всем живом мире). Арий становился в боевую позу, бил себя в грудь (так и сейчас делают, и не только люди) и кричал: «Да ты знаешь, с кем имеешь дело!? Я – арий, ты уже одного имени моего должен бояться, я тебя в порошок сотру». И слово арии(й), арья в том же армянском, персидском, индийских языках стало означать еще и храбрый, бесстрашный, мужественный, благородный.

Арии, как видим, скромностью не страдали. Добрый бог древних индийцев Арьяман – он тоже просто арийский, т.е. свой человек, которому можно доверять, на которого можно положиться. Название нашего народа ар-мен, ар-ман, самоназвание осетин – ал-ан  означает то же самое. Мы единственный из арийских народов, оставшийся на своей прародине; естественно, что мы, а также ир-анцы и ал(р)-аны – два территориально самых близких к Армянскому нагорью арийских народа, сохранили самоназвание предков – имя племени. Наше же родовое имя - haj,  есть самоназвание одного из арийских – арменских племен; не исключено, что жило это племя в  Hajoc дзоре (Армянском ушелье), недалеко от Вана. Более убедительной нам представляется версия о названии, возникшем от реального предка – героя. – Voskanapat.info).

Однако одними речами храбрым не станешь – жизнь была тяжелая, опасная, вокруг было полно хищников – ариям, при всем хвастовстве, было одиноко и страшно перед природой, которой было до лампочки их арийство; им был нужен покровитель из этой самой природы, сильный, который защитил бы при опасности. На эту роль больше всего годился  медведь – самый сильный, бесстрашный зверь, которого они знали; зверь, который не боялся никого и был вместе с тем достаточно миролюбивым; для людей, в отличие от того же волка, сравнительно безопасным, с которым можно было даже жить в одной пещере, под его защитой. И медведь стал тотемом, мифическим прародителем ариев. Кстати, в аналогичной ситуации живущие в пустынях Средней Азии кочевники-овцеводы  сделали своим тотемом серого волка – бозгурта, безжалостного истребителя овечьих стад и сами стали похожими на него, так же, как арии – на медведя.

Слово медведь до сих пор единственное из названий животных, используемое арийскими народами как собственное имя: Ваг-арш-ак – это бур-ый (ваг-бур один и тот же корень) медведь (-ак – ласкательный суффикс), соответственно Арш-ак, Арт-ак, Арс-ен, Гарс-ия, Очо-а, – это все тот же медведь у разных народов и в разных языках. Женское имя Урс-ула, очень распространенное у германских народов – это просто-напросто медведица. Не случайно король – главный герой кельтского эпоса носит имя Арт-ур – медведь, герой латышского эпоса Лачплесис рожден от медведя, а герой скандинавского эпоса носит имя Беовульф (пчелиный волк – медведь). Лучшие воины скандинавских викингов, прославленные своим бесстрашием, назывались бер-серк-ами, одетыми в медвежьи шкуры – медведями.  Арт-ем – это тоже медведь, а Арт-емида, как уже легко догадаться, - дочь Медведя. Малоазийского происхождения, у  древних греков она покровительствовала охоте, дикой природе, ее часто сопровождал медведь.  Называя ребенка медведем, арии считали, что он переходит под покровительство медведя-тотема, приобретает его силу и бесстрашие. Это почтительное отношение к медведю сохранилось до сих пор: у русских он – генерал Топтыгин, Михаил Иванович, т.е. благородный, дворянин (в царской России  Ивановичами, Васильевичами писались только дворяне, все остальные были - Иванов, Васильев; Достоевский  подписывался Федор Михайлов сын Достоевский).

Если охотник-армянин убивал медведя, то разыгрывался целый спектакль: сидя у туши зверя, он оправдывался, мол, ты сам виноват, я бы тебя не тронул, но ты корову задрал, пасеку разорил, детей перепугал, я же не со зла, не просто так, у меня выхода не было. Обычай этот существовал до середины прошлого века: вспомните великолепный рассказ «Медведь» Гранта Матевосяна. Любимой игрушкой арийских детей, до появления желтых крокодилов и ритуальных погремушек племени мбомбо-чвамбе, был мишка: давая ребенку в руки игрушечного медведя, родители поручали его тотему своих предков (конечно, не осознавая уже этого), отдавали под его покровительство и защиту. В музее Ехегнадзора демонстрируется один такой мишка, вылепленный из глины тысячу с лишним лет назад.

Раздан МАДОЯН,
кандидат  филологических наук

Могилёвские издательства приняли участие в Международной книжной выставке






8 февраля в Минске открылась ХІХ Международная книжная выставка, в работе которой приняли участие представители 20 стран мира. Общее количество участников — более 600. Каждое издательство старалось удивить, показать лучшую продукцию и своего региона, и своей страны. Могилёв представлял, в том числе и редакционно-издательский центр МГУ им. А. А. Кулешова.

Книжная продукция университета в подобных выставках принимает участие уже в девятый раз. «В этом году мы представили более тридцати книг, изданных в нашем вузе. Все они пользуются спросом среди учёных Беларуси», — поясняет начальник отдела маркетинга редакционно-издательского центра вуза Наталья Петровна Роскач. В могилёвском павильоне были книги по истории, археологии, философии, религиоведению, литературе. «Практически ни один посетитель не уходил без покупки. Благо цены на могилёвские книги на порядок ниже минских или европейских», — отмечает Наталья Роскач.

Историю Киева таки возвратят в столицу


Киевляне и гости города наконец-то увидят, какой столица была раньше.

 
В последние выходные мая, к 1530-летию основания столицы, в городе должен возобновить работу Музей истории Киева

Спустя 8 лет изгнания столице планируют вернуть Музей истории Киева. Об этом на днях заявил председатель КГГА Александр Попов. По его словам, обновленное учреждение должно стать не просто музеем в привычном понимании, а прогрессивным научным центром. Правда, какие именно ноу-хау планируется внедрить в новом старом музее, не уточняется – пока что его концепция лишь разрабатывается. Между тем, времени на переезд остается «в обрез»: помещения музею должны передать до 20 апреля, а здание до сих пор не достроено – по словам главы Комиссии КГГА по вопросам туризма и культуры Александра Бригинца, в нем даже нет крыши. Впрочем, как заверил «Комментарии» директор музея Сергей Кролевец, открытие музея к назначенному сроку непременно состоится.

– Открытие музея запланировано на май этого года, на День города. К этой дате, ко дню города, все уже будет сделано, откроется экспозиция.

По вашему мнению, это реально – успеть достроить здание, закончить внутренние работы и перевести туда музей?

А у вас сомнения? Работа продолжается, и в мае будет открытие.

Недавно вы утверждали, что в данном помещении может быть размещено только 5% музейной коллекции…

Каждый музей выставляет не всю коллекцию, а только часть. В Украине музеи выставляют до 5% от того, что имеется в фондохранилищах. У Музея истории Киева примерно 270 тысяч единиц хранении основного и научно-вспомогательного фонда. Это документы, архивные материалы, артефакты, исторические предметы, живопись, археология и так далее – разные группы хранения. Все это выставлять не нужно и не выставляется ни в одном музее мира. Выставляется какая-то часть, являющаяся привлекательной и востребованной по той или иной тематике экспозиции. Так и тут: будет выставлена обычная часть – до 5% фондовой коллекции. Что именно и сколько будет выставлено – сейчас над этим работает научный коллектив музея.

То есть, экспозиция будет охватывать весь исторический период и не будет «урезанной», как можно было бы сделать вывод?

Это не тот вопрос – в урезанном, полном виде. Все-таки, у Киева – полуторатысячелетняя история. Кроме того, ни в одном музее нет достаточных площадей для экспозиции. Взять какой-либо музей – в любом скажут, что у них недостаточно площадей. Всем мало, всем не хватает. Поэтому главное то, что Музей истории Киева получил новое помещение. Где сейчас ведутся строительные и подготовительные работы, работает коллектив, работают строители…

Но как-то вопрос с дефицитом площадей планируете решать?

Если музею позднее дадут еще помещения, музей только обрадуется. И необходимо делать все, чтобы эта тенденция – по передаче зданий, поиску помещении для экспозиций – сохранялась. Кроме того, Музей истории Киева сегодня существует в своих филиалах, о чем многие не знают. Например, Музей Булгакова – это филиал Музея истории Киева. Музей Грушевского, Пушкина, Шолом-Алейхема, Партизанской славы – вот в такой форме существует Музей истории Киева.

Как вы относитесь к критике относительно передачи скандального и, тем более, недостроенного здания музею?

Если сегодня речь идет об открытии помещения в 3000 м. кв. под экспозицию – это хорошо. И никаких сомнений тут быть не должно, они неуместны. А то, что их мало, и финансирования, внимания желательно побольше… Но и то, что делается – это уже, без сомнения, плюс, а не минус. Это же не отбирают помещение!

Справка «Комментариев»

Еще до недавнего времени судьба Музея Киева была покрыта мраком. С 2004 года учреждение, выселенное из Кловского дворца, существовало, в основном, в запасниках на верхних этажах Украинского дома, из-за чего с руководством последнего периодически возникали трения. Но в конце прошлого года музейный лед неожиданно тронулся. Когда после череды протестов против возведения очередного офисного центра над вестибюлем станции метро «Театральная» застройщик, ставший вдруг неприлично сговорчивым, передал скандальное сооружение городу. А город, в свою очередь, занялся переброской туда Музея истории Киева – не смотря на критику экспертов и замечания работников самого музея.

Ассоциация города-побратима Еревана Кембриджа поможет сохранить и обновить Шенгавитский историко-археологический музей-заповедник



Ассоциация города-побратима Еревана Кембриджа (CYSCA) на одном из последних заседаний Совета директоров единогласно приняла программу с целью помочь сохранить и обновить Шенгавитский историко-археологический музей-заповедник в Ереване. Об этом сообщает «Asbarez».

Шенгавитский заповедник включает местность археологических раскопок 4-го тысячелетия до н.э., которая была населена от 1000 до 2000 лет. Археологи имеют разные мнения о продолжительности проживания. Существует небольшой музей рядом с археологическими раскопками, где выставлены некоторые из найденных артефактов. Иные шенгавитские артефакты выставлены в других музеях на территории Армении. Поселок Шенгавит был частью так называемой Куро-араксской культуры, которая имела торговые отношения с культурами далеко за пределами Армении. Эта культура, как полагают, играла важную роль в формировании армянского народа.

В Шенгавите впервые вели раскопки в 1936 году Иосиф Орбели (1887–1961) и Евгений Байбурдян (1898–1938). Орбели был директором Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Совсем недавно, в 2011 году, группа армянских и американских археологов во главе с доктором Митчеллом Ротманом, профессором антропологии и археологии в Университете Уиденер в штате Пенсильвания, изучила местность.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2785) Россия (2715) музей (1064) археология (801) раскопки (715) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (153) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (125) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (104) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)