15 февраля 2012 г.

Где челябинскому школьнику привьют любовь к науке



Из ребенка, который посещает Научное общество учащихся (НОУ), запросто может вырасти ректор вуза или министр

Выпускниками Челябинского НОУ были сенатор Совета Федерации Александр Починок, председатель коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко, замгубернатора Челябинской области Павел Рыжий, министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов и другие известные южноуральцы.

— Научное общество учащихся существует в Челябинске почти полвека. Ребята с пяти лет до выпускного класса занимаются в секциях гуманитарными и естественными науками, медициной. Но наибольшей популярностью в последнее время пользуются робототехника и нанотехнологии.

 Филиалы есть в школах и вузах города и области, а координационный центр находится во Дворце пионеров и школьников на Алом поле. Для юных первооткрывателей здесь организован ряд кружков, — рассказывает заведующая структурным подразделением «Научное общество учащихся» Оксана Исаева.

Один из старейших клубов дворца «Юный геолог» даст возможность соприкоснуться с прекрасным миром камня, романтикой профессии геолога, сделать свой жизненный выбор. Рассчитан на детей 10 — 18 лет. Руководит секцией Тамара Фануровна Михайлова, обучение бесплатное.

Клуб юных археологов «Формика» под руководством Сергея Владимировича Маркова и Ивана Валерьевича Грудочко приглашает любителей истории 7 — 18 лет.

 Курс предполагает теоретические занятия, встречи с известными учеными, экскурсии на археологические памятники, экспедиции и разведки, моделирование технологии древних производств (металлургия бронзы, гончарство, ткачество, строительство жилищ) в полевых условиях. Занятия бесплатные.

В клубе любителей астрономии «Апекс» ведутся занятия с детьми от 5 до 18 лет. В программе — лекции, игры, беседы, просмотр фильмов, слайдов, а также наблюдения за звездным небом на выезде, экскурсии в крупнейшие обсерватории России. Руководители клуба: Наталика Владимировна Папулова и Юлия Александровна Беринцева. Стоимость обучения — 600 рублей в месяц (8 часов). Возможны занятия на бюджетной основе.

В творческом объединении любителей интеллектуальных игр «Рацио» помогут развить кругозор и творческое воображение. Воспитанники, занимающиеся в коллективе, участвуют в таких соревнованиях, как «Одиссея разума», «Что? Где? Когда?». Руководитель — Ольга Андреевна Ряполова. Занятия для детей 11 18 лет проводятся на бюджетной основе.

Клуб «Компьютер» создан для школьников 5 — 11-х классов. Работает на бюджетной основе и весьма популярен среди подростков. Здесь ребята обучаются web-технологиям (HTML, Flash, JavaScript, Perl, PHP) и программированию (Basic, Pascal, C++, Delphi). Руководители клуба: Юлия Олеговна Перминова, Евгений Сергеевич Перминов, Михаил Евгеньевич Доколин, Степан Анатольевич Титов.

Записаться в один из клубов дворца можнопо телефону 264-66-10 или заполнив анкетуна сайте www.chel-nou.ru

Сколково имени Пушкина?



Конфликт вокруг планов перевода в Сколково части фондов Музея изобразительных искусств имени Пушкина разгорается прямо на наших глазах. Впрочем, наметился и компромисс: в иннограде может появиться выставочный центр и небольшой депозитарий музея.

Итак, ГМИИ имени Пушкина, весь его "музейный городок" в самом центре Москвы, между метро "Библиотека имен Ленина" и "Кропоткинская", проходит крупномасштабную реконструкцию, рассчитанную на срок до 2018 года. Министр культуры РФ Александр Авдеев, будучи сторонником вывода музейных хранилищ из исторического центра, предложил построить на окраине и фондохранилище для ГМИИ. И в качестве конкретного места назвал Сколково – строящийся супер-наукоград-"инноград".

Музей категорически воспротивился, приводя также простые аргументы: картины, археологические находки и другие экспонаты могут пострадать от перевозок. И вообще, планом реконструкции предусмотрено сооружение фондохранилища как раз на месте. И вот, по последним данным, достигнуто (или, по крайней мере, наметилось) некое компромиссное решение: дирекция ГМИИ не исключает открытия в Сколкове филиала музея.

Кто прав в данном споре? Сильные (и довольно простые, что дополнительно их усиливает) аргументы имеются у всех сторон. Несколько экспертов, не сговариваясь, назвали корреспонденту "Росбалта" главный довод в пользу позиции Минкульта. Ну, действительно, во всем мире музейные фонды (хранилища, "депозитарии", как угодно) постепенно переезжают на окраины. А с некоторых пор – и фонды Эрмитажа в предместья Северной столицы. Потому что в историческом столичном центре пространство очень дорого, и там должны находиться только учреждения (объекты), непосредственно контактирующие с человеком.

"Депозитарии или хранилища – по сути, склады, – заметил известный культурный и архитектурный обозреватель Григорий Ревзин, который некоторое время был членом попечительского совета ГМИИ и сейчас является членом градостроительного совета Сколкова. – У склада очень понятный режим: охрана, и требуется, чтобы особенно народ там не ходил. И получается, что целые кварталы "внутри" оказываются отчужденными от жизни города. Даже если мы заявляем, что у нас "открытое хранилище" – это просто другой режим работы склада. Он предполагает групповое посещение с очень небольшой пропускной способностью. Экскурсовод должен все время идти с группой, которую он может всю видеть".

"На том пятачке, где расположены Пушкинский музей и Ленинская библиотека, в последние пять лет у каждого из них возникла программа развития, — продолжал Ревзин. — Ленинская библиотека строит запасное книгохранилище в сторону квартала Минобороны, недавно нам удалось остановить строительство депозитария Музеев Кремля на том пятачке, который не совсем правильно называется Боровицким холмом. И Пушкинский музей в том квартале, который непосредственно примыкает к Боровицкой площади, тоже строит депозитарий. Во всех случаях это омертвляет пространство. Получается довольно абсурдная ситуация: мы вкладываем деньги в развитие культуры, а получаем омертвление городского пространства".

По поводу идеи возвести фондохранилище именно в Сколкове, Григорий Ревзин рассказал: "Впервые я об этом услышал от сити-менеджера Сколкова Виктора Маслакова месяца четыре назад, когда он меня попросил организовать конкурс. Очевидно, идея исходила от медведевского окружения, ведь Сколково – это детище Дмитрия Анатольевича".

Самому Ревзину эта идея в принципе пришлась по душе. "Если удается расположить музейную коллекцию в поселке, где все люди с высшим образованием и имеют культурные запросы, то это для коллекции хорошо – значит, она кому-то нужна, — отметил эксперт. — И вот там-то как раз посещение "открытого хранилища" тремя группами по пять человек в час – это культурное событие, как в том же Сколкове".

Тем не менее, директор ГМИИ Ирина Антонова была резко против, о чем Ревзин и вынужден был сообщить сити-менеджеру. Собственно, позиция музея тоже вполне понятна: дирекция любого музея предпочла бы иметь все фонды у себя под рукой. Это можно назвать "феодальной привычкой держать амбар во дворе". Так ведь и слово "феодальный" — не всегда сплошь ругательное. В случае с Ириной Александровной Антоновой можно применить слово "аристократический".

Как заметили корреспонденту "Росбалта" в архитектурных кругах, для жизни музеев вообще свойственна такая тенденция: когда фонды куда-то переезжают, там неизбежно возникает в том или ином виде "филиал", какая-то "параллельная дирекция", с различными деталями аппаратной жизни. Ну и, естественно, "центральная дирекция" предпочла бы таких вещей не допускать.

"Мне кажется, происходит некоторое недопонимание, что фондохранилище – это не только температурный особый режим и режим охраны, но еще и соответствующий штат музейных работников, — подчеркнул другой известный культурный обозреватель, Григорий Заславский. — Заставить музейных работников, про которых все знают, что они получают мизерные зарплаты, три часа ехать на работу и три часа обратно, невозможно. Поэтому данная идея переезда фондохранилища в Сколково и превращения его там в некое открытое музейное пространство представляется совершенно непродуманной и даже вредной".

Остроту ситуации придают упорные слух о том, что на том месте в центре, где по плану должно появиться фондохранилище, теперь планируется пятизвездочный отель – идею которого вольно или невольно поддерживает Минкульт. В таком случае, план вытеснения фондов в Сколково выглядит и впрямь неблагородно.

 "Для фондохранилища музея Пушкина выделена площадка по уже утвержденной нынешним президентом Дмитрием Медведевым концепции развития, — напомнил Григорий Заславский. — Это участок в Малом Знаменском переулке. Я также знаю, что есть альтернативный, разрабатывающийся без участия музея план развития этого музейного городка, который предусматривает строительство как раз на этом месте пятизвездочного отеля. Вот между отелем и фондохранилищем, мне кажется, выбор для любого цивилизованного человека очевиден".

 "Пятизвездочный отель включает в себя обязательно бассейн, — подчеркнул собеседник агентства. — А бассейн, как бы его ни защищали – это совсем другая влажность, которая повредит все "идеи" музейного городка. Можно, как предлагает один из членов попечительского совета, сделать в первых этажах музейных зданий бутики модной одежды,  но тогда чем это отличается от отвернутой всем музейным сообществом идеи дома "Апельсин", где во 2-4 этажах была бы Третьяковка, а на 1-м – офисы. Мне кажется, премьер, когда посещал ГМИИ в конце 2011 года, достаточно ясно сказал: не надо превращать музей в коммерческую палатку".

Если еще вспомнить, что на месте Храма Христа Спасителя более 30 лет располагался бассейн "Москва", и все искусствоведческое сообщество криком кричало, что водяные пары портят нежные предметы искусства, — то получается и вовсе трагикомично. Пусть даже бассейн "Москва" был общегородской, воистину огромный и к тому же открытый, подогреваемый, а бассейн роскошного отеля будет маленький, приватный и под стеклянным колпаком, — все равно, неостроумно как-то.

Впрочем, Григорий Ревзин более осторожно подходит к таким прогнозам. "О строительстве нового пятизвездочного отеля речь не шла,  — рассказал он. – Дело вот в чем музею принадлежит старый доходный дом, 12-этажный, на Знаменке. Одно время в нем давали квартиры сотрудникам ГМИИ. Для музейного использования этот дом сложный. Возникал вопрос: а что делать с ним? Вот Ирина Александровна предлагала там гостиницу – многие европейские музеи имеют гостиницу, где принимают гостей. При таком знаменитом музее она должна бы быть пятизвездочной. Но музей не умеет управлять гостиницами. Кто будет оператором? Это большие проблемы: такая гостиница большую часть времени занята людьми, которые дохода-то не приносят. Или мы ищем оператора на пятизвездочный отель – но тогда как быть с приглашенными гостями? Решение так и не принято, его оставили на будущее".

Какого развития событий можно ожидать дальше? Расходясь во мнениях с Ириной Антоновой, Григорий Ревзин, тем не менее, убежден, что без ее активного согласия никакие программы реализовывать невозможно – и это правильно. "Этот музей без Ирины Александровны, без ее харизмы, будет стоить вполовину меньше, — подчеркнул эксперт. — Поэтому реализовывать программы, которые ей не нравятся, невозможно. Не хочет – значит, не будет".

По поводу же последней идеи сколковского филиала ГМИИ, собеседник агентства высказался скептически. "Это паллиативное решение, – отметил Ревзин. – Имеется ввиду: вы депозитарий постройте в центре, как положено, а если Сколкову нужен музей – то пожалуйста. Но в результате таких компромиссов теряется то, ради чего все затевалось. Филиал без коллекции — нежизнеспособен. Коллекция же у ГМИИ маленькая – это не Эрмитаж. Большие фонды – это в основном нумизматика и археология. Десятки тысяч наконечников стрел. Возить в Сколково импрессионистов вряд ли станут. Хорошую выставку надо в Пушкинском показывать, а если она плохая – зачем для этого здание строить?"

Римский Колизей жутко пострадал из-за морозов



Небывалые морозы, установившиеся в последние дни на территории Италии, сказались и на архитектурных памятниках, в частности на Римском Колизее. Об этом сообщает канал RAI. Так, из-за образования льда и таяния обвалились фрагменты верхней части знаменитого сооружения. В минувшие выходные Колизей был закрыт для посещения туристов. 

Представители местных властей говорят, что он откроется не раньше четверга. При этом, не обошлось и без пострадавших – сотрудник музея поскользнулся на ледяной дорожке, упал и сломал ногу.

Ранее сообщалось, что Рим не выдержал первого в новой истории Италии кризисного Рождества. Страна сломлена и обезглавлена, рецессия давит на всех и каждого. Даже Ватикан не в силах успокоить темпераментных макаронников. И вот, первым не выдержал витающего в зимнем воздухе напряжения Колизей. 25 декабря произошло обрушение небольшого фрагмента стены величайшего творения римлян – Колизея.

Специалисты считают, что инцидент мог быть вызван небывалым наплывом туристов, которые в праздник католического Рождества получили совершенно бесплатный доступ к амфитеатру. Примерно в 12:30 по местному времени туристы сообщили представителям римской полиции об обрушении небольшой части стены архитектурного памятника. Никто из посетителей амфитеатра не пострадал. Директор Колизея отметил, что в марте следующего года специалисты собирались реставрировать именно эту часть стены исторического сооружения. Обрушение стены происходит уже не впервые. В 2010 году от сооружения отвалился кусок размером в половину квадратного метра.

Колизей в Древнем Риме

Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Об этом сообщает Светоний:
Предпринял он и новые постройки: … амфитеатр посреди города, задуманный, как он узнал, ещё Августом.

Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми; Светоний пишет по этому поводу:
При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он [Тит] показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей

Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Coliseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя.

Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена.

Колизей в Средние века и Новое время

Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея.

 На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры.

Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц.

Колизей в XX—XXI веках

Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура.

Ныне Колизей стал символом Рима и одним из популярнейших туристических объектов. В XXI веке Колизей оказался в числе претендентов на звание одного из семи Новых чудес света, и по результатам голосования, которые были оглашены 7 июля 2007 года, был признан одним из 7 Новых чудес света.

Мексика: 23 ацтекских надгробия найдены в Теночтитлане



Мехико (Terra Mexico). В общей сложности 23 надгробия, возрастом около 550 лет, были найдены археологами Национального института антропологии и истории (Instituto Nacional de Antropologia e Historia, INAH) рядом с пирамидой "Темпло Майор" (El Templo Mayor), главном храме ацтекского города Теночтитлан (Tenochtitlan).

Надгробия представляют собой плиты из вулканической породы, изображения на них показывают змей, плененных людей, воинов и различные орнаменты. Для археологов находка представляется крайне интересной – впервые на территории храмового комплекса в Теночтитлане найдены графические изображения, иллюстрирующие мифы исчезнувшей цивилизации ацтеков.

Как объяснил научный сотрудник INAH Рауль Баррера (Raul Barrera), предположительно, гравюры изображают рождение бога солнца и войны Уицилопочтли (Huitzilopochtli), а также касаются эпизода ацтекской истории, известному как "Священная Война". "Оба мифа связаны между собой понятием "звездной битвы", противостоянием "южных" и "северных" воинов", подчеркивает ученый.

Баррера напомнил, что в соответствии с мифом ацтеков о рождении Уицилопочтли, богиня земли и плодородия, Коатликуэ (Coatlicue), забеременела чудесным образом от пера, что попал ей в живот. Ее 400 сыновей, южных воинов, и дочь Койольшауки (Coyolxauhqui) разгневались за то, что она нарушила обет целомудрия, и отправились на гору Коатепек (Coatepec), чтобы убить ее. Однако, родившийся у Коатликуэ в полном боевом облачении Уицилопочтли убил всех ее сыновей, а Койольшауки отрезал голову и забросил на небо, где та превратилась в Луну.

 В мифологии ацтеков эта история получила название "Священная Война". Она связана с еще одной легендой ацтеков: во время их исхода из страны-прародины Ацтлана (Aztlan) к озеру Тешкоко (Texcoco), на месте которого ацтеки позже построили свою столицу Теночтитлан, им на помощь с неба спустились звездные воины севера, которые на языке науатль звались мимишкоас (mimixcoas).

Музей истории Киева порадует ноу-хау, - КГГА



Столичный музей планируют превратить в прогрессивный научный центр

Идеи относительно усовершенствования музея предложили столичной власти киевские историки, археологи, педагоги и архитекторы, которые вошли в состав гуманитарного совета города.

Как сообщили в пресс-службе Киевской горгосадминистрации, на базе музея хотят создать научный центр по подготовке и повышению квалификации музейных работников. Отдельное внимание планируется уделять научно-исследовательской работе.

Данную инициативу, пообещали в КГГА, изучит специальная комиссия. Глава КГГА Александр Попов уже пригласил киевлян приобщиться к обсуждению концепции музея.

Напомним, открытие обновленной экспозиции Музея истории Киева в помещении на ул. Богдана Хмельницкого, 7 запланировано на май текущего года. Тогда столица отпразднует 1530-ю годовщину основания.

Как сообщалось ранее, Министерство культуры поменяло руководителей ряда столичных музеев.

Какие исторические раритеты находят в подвалах брестского вокзала?




 Два десятка километров коммуникаций находятся под контролем Ивана Ивановича. В подвальных коридорах и помещениях он отлично ориентируется и без карты. История каждой комнаты вокзальных подземелий за 17 лет работы стали и его собственной историей.

В Великую Отечественную войну здесь велись ожесточенные бои. Первыми приняли бой сотрудники милиции. Потом подключились железнодорожники и солдаты.

Савва Шлудейко, хранитель фондов историко-политического музея вокзала-станции Брест-Центральный :
Был найден пистолет системы Маузер, которым были вооружены эсэсовцы. Это говорит о том, что здесь в подвалах Брестского железнодорожного вокзала были бои.

При отступлении немецкие войска вокзал заминировали. Саперы еще 2 недели обезвреживали и вывозили бомбы. Работы для историков и археологов здесь до сих пор немало.

Кроме военных артефактов в подвалах брестского железнодорожного вокзала сохранилось несколько тонн угля. Раньше центральную станцию отапливали с помощью 4 котлов. Завести твердое топливо могли еще в 30-е годы прошлого века. Как видно, уголь отлично сохранился и может давать тепло.

Частыми находками становятся газеты и бутылки тех времен. А вот папку с документами, квитанциями и накладными, строители нашли уже на чердаке здания.

Реконструкция брестского вокзала будет длиться ещё 2 года. За это время, уверены специалисты, здесь можно будет найти не один раритет, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.

Год российской истории



Минувшим летом на встрече с Дмитрием Медведевым во Владимире ученые-историки предложили ему объявить 2012 год Годом российской истории. Речь шла о специальной площадке для историков, о создании специального портала, форумов. «В этот год сходится большое количество исключительно важных событий, и в то же время мы уделили бы повышенное внимание и исторической науке, и исторической практике, - сказал Медведев. – В жизни нашей страны часто политическая практика прямо влияла на историческую науку, что, очевидно, очень плохо». Сейчас, по мнению президента, «мы можем дать толчок развитию исторической науки, археологии, целому комплексу других наук, которые связаны с историей нашего государства. В конечном счете, все это делается для того, чтобы мы получили дополнительные возможности для развития нашего государства».

В эти дни Год российской истории стартует не только в России, но и в странах СНГ. Декан истфака МГУ Сергей Карпов подписал приказ об организации совместных мероприятий с Азербайджаном, Киргизией, Казахстаном, Узбекистаном и Белоруссией. Сегодня делегация российских историков прибывает в Баку.

Используя площадку «ВК», выпускники истфака МГУ обратились к своим коллегам и бывшим однокурсникам, которые теперь живут и работают в других республиках бывшего Советского Союза.

Николай Злобин, политолог

Я придерживаюсь того мнения, что история является главным знанием, которое есть у человечества. Я не могу определить патриотизм через какую-то географическую составляющую: у Земли нет национальности, у Земли нет религии. Все это у нас в головах. И то, что у нас есть в головах – это и патриотизм, и наша система ценностей, и то, как мы будем жить. Очень важно, чтобы это было выстроено в правильной системе ценностей. Истфак заложил нам очень хорошую базу, но ее необходимо поддерживать и сохранять, все время возвращаться к истокам, к университету, к нашим преподавателям. Такая «проверка реальностью» позволяет нам сохранять правильные ориентиры в сегодняшнем очень тяжелом мире.

Василий Истратов, заместитель исполнительного директора правления фонда «Русский мир»

Для них у меня огромный привет! Всегда в 1970-х и 1980-х у нас на истфаке существовало сообщество студентов из Азербайджана. Я был безумно рад, когда я приехал в Баку, что они меня встретили как родного. Это еще одно доказательство того, что выпускники исторического факультета составляют определенного рода братство. С этим братством в Азербайджане у меня были очень хорошие отношения, и это очень важно и приятно. Почему истфак именно в Азербайджане проводит подобную акцию? Потому что «диаспора» иторического факультета там – это тоже фактор.

Степан Орлов, депутат Мосгордумы

У нас у всех одни корни, одна культура. Надо помнить о нашей общей истории, и, не забывая ее уроки, строить нашу жизнь в новых условиях, новых государствах. Они имеют право на существование и развитие, и я уверен, что выпускники истфака могут внести огромный вклад в развитие этих новых современных государств.

Михаил Кожокин, вице-президент банка ВТБ-24

Что бы ни происходило в политической сфере, студенческое братство никто не отменял. Оно живет независимо от границ, от территорий, от национально-государственных образований, и мы все это знаем.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)