4 февраля 2012 г.

Христианские катакомбы Милоса



На острове Милос находится один из древнейших в Греции, хорошо сохранившихся христианских памятников — катакомбы первого века.

В пятом столетии их завалило при землетрясении, и они долго оставались погребенными под камнями. В 1840 году там побывали грабители, после чего катакомбы и были обнаружены. Они расположены в местечке Клима, рядом с деревнями Трипити и Плака.

С того момента, как люди узнали об их существовании, здесь ведутся раскопки. Исследования проводили археологи из Австрии, Франции и Великобритании. Катакомбы представляют собой длинные (185 метров) сводчатые коридоры с погребальными нишами, выбитыми в стенах из мягкой вулканической породы. Христиане древнего города Мелос собирались здесь для богослужений и хоронили своих усопших. Погребальные ниши украшены и соединены рядом арок.

Когда в девятнадцатом веке сюда впервые, спустя много лет, пришли люди, в нишах находились человеческие скелеты, которые, оказавшись на свежем воздухе, быстро рассыпались в прах. Всего в катакомбах 126 ниш. Некоторые из них являются семейными усыпальницами, в них покоились останки нескольких человек, в остальных было только одно захоронение. Кроме сводов в стенах, также были обнаружены погребальные ниши в полу.

В катакомбах сохранились следы бывшего когда-то здесь алтаря, а на стенах некоторых усыпальниц имеются надписи, следы синих и красных декоративных линий и христианских символов, таких, как изображение рыбы и монограмма ХР. По оценкам археологов, здесь было захоронено примерно полторы тысячи человек. Одна из самых длинных надписей — сейчас на ней уже трудно что-либо разобрать, но в 1844 году ее переписали археологи — гласит: "Во имя Господа. Здесь лежат приснопоминаемые старцы, достойные Асклепий и Елпизон и Асклепий... и Атгали-аса диаконисса и Евтихия, несшая служение девы, и Клавдиана, также несшая служение девы, и их мать Евтихия. Когда же эта могила наполнится, заклинаю вас именем ангела, что стоит над нею, да не дерзнет никто положить сюда еше кого-либо. Иисусе Христе, помоги автору этих строк и всей его семье". Помимо Милоса и Рима, христианские катакомбы найдены также в Сиракузах, Неаполе и на Мальте. Легкость обработки мягких вулканических пород позволяла христианам хоронить там усопших, устраивать убежища во времена гонений.

Предупреждаем, однако, что если вас не особенно интересуют катакомбы как таковые, ехать в Милос, чтобы просто посетить интересное место, может оказаться слишком далеко. Из трех главных пещер, А, В и С, соединенных туннелями в ходе раскопок, для посещения открыта лишь пещера В (она относительно небольшая и расположена ближе всего ко входу). В 1820 году недалеко от входа в эти катакомбы один местный крестьянин откопал знаменитую статую Венеры Милосской, выставленную сейчас в Лувре. В археологическом музее в Плаке есть гипсовая копия этой статуи.

В двухстах метрах от входа в катакомбы стоит римский театр третьего века до Рождества Христова. В храме Айя Триада в портовом городе Адамасе имеется маленький церковный музей, в котором представлены работы Kpитянина Эммануэля Скордилиса, мастерская которого в девятнадцатом веке снабжала иконами (и иконостасами) церкви островов Эгейского моря.

Как добраться до острова Милос: На пароме от Пирея или с соседних островов, таких как Сифнос (Sifnos), Серифос (Serifos) или Кифнос (Kithnos). Кроме того, сюда несколько раз в неделю ходят паромы с Санторини (Santorini) и Крита. Главный порт Милоса — Адамас. От Адамаса поезжайте на автобусе до Трипити (Trypiti), а оттуда пройдите пешком короткое расстояние до катакомб в Климе (Klima). В очень жаркий день рекомендуем проехать весь путь на такси.

Заговор против Соломона



Святыня может покинуть список Всемирного наследия

ЮНЕСКО официально предупредила власти Киргизии о недопустимости возведения современных объектов вблизи исторического памятника - горы Сулайман-Тоо.

Международная организация по охране Всемирного культурного наследия справедливо опасается, что подобная застройка непоправимо нарушит сложившийся за века историко-архитектурный ансамбль Сулайман-горы. Ведь именно за уникальность и неповторимость комплекса древних строений, артефактов, петроглифов эпохи поздней бронзы ЮНЕСКО причислила священную гору к мировым святыням.

Об официальном письме ЮНЕСКО в адрес руководства города Оша и одноименной области корреспонденту "Российской газеты" сообщил директор музейного комплекса Маматибраим Жаныбеков. Однако, по его словам, обращение авторитетной международной организации к ошским властям не принесло результата. Неплановое строительство идет полным ходом. У подножия горы, прямо на "красной линии" - то есть уже внутри охраняемой государством запретной зоны - возведены здание исламского центра, чайхана и фонтан. А одна из местных организаций успела заложить этажи будущего этнографического центра. Хотя всего в сотне метров возвышается современное музейное здание.

Напомним, борьбу за право внести священную гору в список Всемирного наследия власти Киргизии развернули почти сразу после обретения республикой независимости, 20 лет назад. Но лишь в начале июня прошлого года представитель ЮНЕСКО в Казахстане, Киргизии и Таджикистане Сергей Лазарев вручил занимавшей тогда пост главы государства Розе Отунбаевой соответствующий сертификат. То-то было радости! О достижениях киргизской дипломатии, любви и заботе властей к наследию предков пресса раструбила на весь мир. И вот сейчас в результате бездумной застройки территории Сулайман-Тоо эта международная организация может пересмотреть или вообще отменить свое решение.

Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", на северо-западе горы есть кладбище "Кайып", где до сих пор, несмотря на запрет, тайно хоронят умерших. Согласно требованию ЮНЕСКО, это надо прекратить. Но погребения продолжаются. А незаконно возведенная чайхана полностью загородила собой мавзолей Асаф-ибн-Бурхия постройки X-XI веков. Как и новая мечеть, к возведению которой, кстати, причастен отец одного современного политика: строение получилось выше нормы и теперь закрывает вид на Сулайман-Тоо.

Хаотичная (или все-таки лучше сказать договорная?) застройка подошвы святыни продолжается, даже несмотря на постановление Верховного суда Киргизии от 17 мая 2010 года, которое гласит: "Запретить строительство вокруг горы жилых домов и зданий, закрепить эту территорию за историко-культурным музеем-заповедником "Сулайман-Тоо".

Сама киргизская святыня еще в 1977 году стала музеем-заповед-ником. И что же? По словам Маматибраима Жаныбекова, до сих пор его границы не определены и не закреплены юридически. Городские власти обещают это сделать после утверждения генерального плана южной столицы и выдачи удостоверения на право владения земельным участком. Кроме того, Сулайман-Тоо хоть и расположена в городе, но подчиняется областным властям, что осложняет решение многих вопросов. Положение усугубляется еще и тем, что часть земель вокруг горы административно относится к Кара-Сууйскому району, а другая часть - к Ошу.

В беседе с корреспондентом "РГ" представители городских властей целиком и полностью обвиняли во всем прежний правящий режим. С момента отречения от власти Курманбека Бакиева прошло без малого два года, за это время сменилось областное руководство, но незаконные застройки внутри "красной линии" продолжаются. Кстати сказать, прежние руководители области и республики тоже принимали всякие запрещающие законные акты, но и они игнорировались.

Пока власти Киргизии спорят о том, кто ответствен за неправомочную застройку священной горы. Но в жарких дебатах они забыли о том, что ЮНЕСКО делает предупреждение только на определенный срок. Если в течение двух-трех лет требования не будут выполнены, автоматически последует решение исключить памятник из списка Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ученые-историки связывают основание города Ош с царем Соломоном (Сулейманом) и Александром Македонским. Вот как древний город упоминается в арабских источниках IX века: "В окружении фруктовых садов лежит величественная гора Тахт-и-Сулейман - трон пророка Сулеймана, к подножию которого спешат преклонить колена все правоверные. Вокруг святой горы раскинулся дивный город Ош". Но и задолго до появления мусульманства в этих местах гора была объектом поклонения верующих. Некоторые историки считают, что в одной из пещер Сулайман-Тоо жил и создавал свое учение пророк Заратустра и что тысячелетия назад на склонах горы находился один из храмов зороастрийского культа воды и огня. В советские годы ленинградский археолог Юрий Заднепровский на южных склонах горы обнаружил древние артефакты, неопровержимо доказывающие, что еще три тысячи лет назад здесь существовала городская культура.

Социальные сети имели место в ранней истории человечества




Результаты исследования описывают элементы структур социальных сетей, которые имели место в ранней истории человечества. Древние люди, конечно, не могли обновлять статус в таких сетях как «В кругу друзей», но социальные сети, тем не менее, были важной составляющей их жизни, выяснило новое исследование.

Результаты исследования описывают элементы структур социальных сетей, которые имели место в ранней истории человечества, что предполагает, что наши предки формировали семейные и несемейные связи, основанные на общих признаках, включая тенденцию к сотрудничеству. Авторы исследования обнаружили, что социальные сети, вероятно, способствовали развитию сотрудничества в ранней истории.

«Удивительно то, что социальные сети древнего человека очень напоминают то, что мы видим сегодня, - говорит Николас Кристакис, преподаватель медицинской социологии в Медицинской школе Гарварда. – Раньше были костры и слова, плавающие по воздуху, сегодня у нас есть цифровые пакеты, зависшие в эфире, но, в основном, суть социальной сети не изменилась».

«Мы обнаружили, что то, что современные люди делают в онлайн социальных сетях - это то, что мы делали всегда - не только до появления сети «В кругу друзей», но и даже до появления сельского хозяйства», - сказал соавтор исследования Джеймс Фоулер, преподаватель медицинской генетики и политологии в Калифорнийском университете, Сан-Диего.

Корни альтруизма

В то время как люди отчаянно конкурируют, чтобы гарантировать продолжение рода, обеспечить себя пищей и защитить свою территорию, в нашей природе заложено стремление к сотрудничеству и альтруизму. Исследователи задались вопросом, являются ли человеческие социальные сети продуктом современного образа жизни, и если это так, то какие жизненные условия подтолкнули людей к их созданию?

Чтобы возникло сотрудничество, основой альтруистического акта, такого как разделение еды с неродственником, должна быть сеть для общения. Все теоретические объяснения развития сотрудничества - семейный отбор, взаимный альтруизм, групповой отбор - полагаются на существование некой системы, которая позволяет участникам кооперации группироваться с другими людьми, которые склонны к тому, чтобы делить.

«Если можно заставить сотрудников группироваться в социальном пространстве, сотрудничество может получиться, - сказала Корен Апицелла, исследователь в Медицинской школе Гарварда. - Социальные сети обеспечивают возможность сотрудничества».

Очевидно, что невозможно опросить наших отдаленных предков об их понимании дружбы или принципах разделения и сотрудничества. Команда исследователей из Медицинской школы Гарварда, Калифорнийского университета, Сан-Диего и Кембриджского университета характеризовали структуру социальных сетей среди хадза - этнической группы в области озера Эяси в Танзании - это одна из последних сохранившихся групп охотников и собирателей: осталось менее 1 000 хадза, ведущих традиционный образ жизни.


Быть на связи

Образ жизни хадза предшествует изобретению сельского хозяйства. Хадза едят разнообразные дикорастущие продукты, добывая клубни, орехи, фрукты собирательством и охотясь на различных животных, включая фламинго, землероек и жирафов. Мед – это один из любимых продуктов племени, он имеет десятки названий в языке хадза.

Апицелла взяла на себя инициативу по сбору данных для исследования - интервьюирования 205 взрослых хадза, исследования их тенденций к сотрудничеству и выяснения алгоритмов их понимания дружбы.

Апицелла, Фоулер и Кристакис разрабатывали схему исследования и эксперименты с Франком Марлоу, лектором на факультете археологии и антропологии Кембриджского университета и автором единственной этнографического издания о хадза на английском языке.

Чтобы построить социальную сеть, Апицелла и ее коллеги применили двойной подход. Во-первых, они попросили, чтобы взрослые хадза идентифицировали людей, с которыми они предпочтут жить в следующей лагерной стоянке. Во-вторых, они дали каждому взрослому три баночки меда и сказали, что это подарки, которые они могут сделать любому из племени. Это показало 1 263 соседские связи и 426 связей на основе подарка.

Также исследователи «измерили» уровень кооперативности, дав хадза дополнительный мед, который они могли оставить для себя или пожертвовать для группы.

Когда сети были выявлены и проанализированы, исследователи нашли, что сотрудники и несотрудники сформировали различные группы.

Исследователи также изучали связанность людей с похожими признаками - рост, возраст, сила рукопожатия и другие особенности, например предпочтения в еде. Они также проанализировали транзитивность дружбы и другие свойства сети.

Структура и динамика социальных сетей охотников-собирателей хадза неотличима от существующих данных о социальных сетях, полученных из современных сообществ.

«Мы поворачивали данные различными способами, - сказал Фоулер. - Мы рассматривали десятки единиц, которые используют аналитики социальных сетей, чтобы сравнить сети. И, в значительной степени, хадза используют принцип социальной сети так же, как мы».

Предыдущая работа Кристакиса и Фоулера, которые являются соавторами книги «Связанные», показала, что наш опыт познания мира зависит от того, где мы оказываемся в пределах социальных сетей. Исследования показали, что сети влияют на огромное количество выборов в жизни, вплоть до образа жизни и медицинских факторов (курение, ожирение и даже счастье).

На дне Балтики археологи обнаружили НЛО



Команда искателей сокровищ Ocean Explorer, сканируя дно в поисках затонувших кораблей в засекреченном месте между Швецией и Финляндией, получила невероятное изображение с глубины около 80 метров.

Что же они нашли? Этот вопрос пока остается открытым. Первый раз взглянув на фото, лидер команды дайвер Питер Линдберг сначала пошутил: «Ребята, мы нашли НЛО!».
- «Я занимаюсь поисками затонувших кораблей уже почти 20 лет, но никогда не видел ничего подобного, - рассказывает он. – Мы были в море уже 9 дней и очень устали. На пути домой мы в последний раз снимали дно сонаром, как вдруг это появилось».

Прибор показывает, что размер объекта достигает 60 метров в диаметре, также у него есть «хвост» длиною в 400 метров. Кроме того, рядом «лежит» дискообразный объект меньших размеров. Команда Линдберга уверена, что подобные объекты слишком велики и правильной формы, чтобы быть обломками земных кораблей или обычным природным образованием.

Пока есть несколько версий, что это может быть – от ассоциаций к фильму Джорджа Лукаса и его космическому кораблю «Тысячелетний сокол» до теории о «пробке» к внутреннему миру земли, известному как ад или что-то подобное. Археолог из шведского морского музея Андреас Олссон признает, что он заинтригован.

Тем не менее, он не уверен в надежности подобного сканирования дна сонаром. Большое значение при получении фотографии имеет температура воды, глубина и другие факторы. Очень сложно определить по изображению, является ли объект геологическим образованием, либо это что-то совсем иной природы.

Линдберг с ним согласен, качество изображения «не самое лучшее». Однако кладоискатель готов вернуться в это же место этой весной и продолжить исследование.
Он надеется, что находка станет «золотой жилой» для Ocean Explorer. Туристы обязательно заходят увидеть эту странную аномалию своими глазами.

Панорама Пергама



Генеалогия богов, водопровод и другие детали повседневности в экспозиции берлинского музея

Pergamonmuseum в 2013 году ожидает реконструкция, которая продлится до 2027 года. Сегодня же здесь, кроме собственно Пергамского алтаря, можно увидеть две временные выставки: одна рассказывает о быте античного города, вторая представляет собой его панораму.

Алтарь, перенесенный в Берлин из бывшего греческого города Пергам в Малой Азии (рядом с нынешним турецким городом Бергама), был построен во II веке до н. э. в честь победы в одной из войн — в какой именно, историки спорят до сих пор. Изображена на барельефах алтаря тоже война, но уже известно какая — греческих богов с титанами. Статуи были найдены в 60-х годах XIX века немецким инженером и археологом-любителем Карлом Хуманом: местные крестьяне использовали их в качестве строительного материала. Он обратился за помощью к немецкому правительству, в результате чего большую часть алтаря удалось спасти и, с разрешения турок, вывезти в Берлин.

Сейчас алтарь занимает в музее огромный зал, и можно сказать, что он вывернут наизнанку: барельефы, которые располагались по внешнему периметру здания, здесь размещены по внутреннему периметру помещения. Благодаря размерам экспозиции и тому, что в центре зала ничего не выставлено, кажется, что находишься в самом греческом храме. Этим Пергамон выгодно отличается от большинства современных музеев античного искусства, где разрозненные экспонаты объединены лишь эпохой и местом их создания.

Но остается другая проблема. Как это нередко бывает в музеях, экспонаты существуют в стерильном выставочном пространстве и не дают представления о том, как они были вписаны в жизнь своей эпохи. Это-то упущение и призваны исправить две проходящие здесь выставки.

Первая ставит себе целью показать быт Пергама. Начинается она с полутемного зала, заставленного ящиками — это запакованные и готовые к отправке в Берлин античные ценности. Тут же рядом стоит статуя Зевса. Очевидно, эта скульптура, уступающая по своей художественной ценности многим другим античным статуям, имела для инженера Карла Хумана иную ценность — эмоциональную. Как сообщает висящая в зале табличка, немцы отдавали большинство найденных статуй турецкому правительству в обмен на разрешение вывезти фрагменты фриза. Но эту оставили себе.

В следующих залах еще несколько статуй, в том числе и взятых напрокат в Турции. Дальше — лампы, гвозди, монеты, медицинские инструменты, керамика, надгробные камни и урны — предметы, которые окружали пергамцев в их повседневной жизни и в смерти. Тут же рассказано об устройстве этой жизни. Особое впечатление производит рассказ о водопроводе, состоящем из глиняных, а позже свинцовых труб. Фрагменты этих труб находятся рядом, в витрине. По соседству с ними водопроводный кран, похожий на дорогую со­временную модель.

В следующем зале нет ни одного предмета, но впечатляет он, пожалуй, больше всего. Вся комната — от стен до зеркального потолка — исписана генеалогией греческих богов и героев. Масштаб потрясает: персонажами греческих мифов, оказывается, можно заселить город.

Вторая выставка находится не в здании музея, а в стоящей рядом огромной железной цистерне — это Пергамская панорама, вроде Бородинской или Севастопольской. Ее автор — немецкий художник Ядегар Азизи. В зале сначала царит ночь, стрекочут цикады, горит свет в окошках домов, разбросанных по темной котловине. Потом начинает светать, кричат петухи, лают собаки, на холсте становятся видны очертания зданий и сотни людских фигур. Одни о чем-то оживленно разговаривают, другие жарят мясо и пьют вино, третьи возделывают землю, носят воду, чинят крыши.

Если бы предметы первой выставки, скучно расставленные по категориям — светильник к светильнику, статуя к статуе, — как-нибудь поместить в панораму второй, которой только и не хватает, что материальности, это, наверное, была бы лучшая античная экспозиция в мире. Но и без того панорама дает уникальный шанс представить себя посреди живого античного города. Лучше его не упускать — следующий выпадет через 15 лет.

Археологи готовы к сезону открытий



За окном нешуточный мороз и сугробы, которые, кажется, никогда не растают, а у археологов все мысли — о весне. Уже известны маршруты, по которым они, едва сойдет снег, отправятся в путь. Один из них — в Горки, где основательно готовятся к «Дажынкам». Райцентр ждет не только благоустройство, но и интересные археологические находки: в городе и его окрестностях проведут раскопки. Всего в 2012 году ученые из Института истории Национальной академии наук планируют изучить около 30 памятников археологии по всей стране.

Смена прописки

Древняя история Горок, по предположению ученых, начиналась чуть в стороне от современного города. Рядом находятся Горы. Там, по словам Ольги Левко, заведующей центром истории доиндустриального общества Института истории НАН, сохранилось городище Х века:

— Его уже изучали наши археологи. Известно, что там жили князья Друцкие–Горские. В конце XVI столетия их резиденцию приобрел канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега. Он распорядился на месте городища заложить кладбище, а сам по соседству построил новый замок. На замчище сейчас расположены сараи и больница. Но по периметру его четко видны валы и основания башен — 5 бугров по краям площадки. Мы намерены провести здесь раскопки, чтобы собрать материал и передать его в местный музей.

По следам Наполеона

Продолжатся исследования и в Беловежской пуще, уверен Вадим Лакиза, завотделом археологии первобытного общества Института истории:

— Здесь много следов древних поселений, которые до недавних пор не были известны. Собираемся открыть летний школьный лагерь в Каменецком районе, чтобы местные ребята сами, своими руками добывали артефакты, на основе которых потом для них пишутся учебники. От Немана до границы с Польшей на протяжении 20 километров выявлены 48 памятников археологии. Их еще придется изучить. В Госсписке историко–культурных ценностей значится пока только 1 объект — стоянка каменного века около деревни Немново, рядом установлен информационный щит.

Вместе с французскими коллегами наши ученые поработают на берегу Березины в окрестностях знаменитого Брилевского поля, где русская армия в 1812 году разбила войско Наполеона. Предложение исследовать места переправ и прозондировать почву на месте битвы поступило от Французского национального института превентивных археологических исследований.

В древнем Египте тёмные очки тоже были



Они скрывают взгляд, позволяя спрятаться или даже скрыть собственные намерения, или интерес, проявляемый к другому человеку. Они создают психологическую дистанцию и являются своего рода маской, создающей ореол таинственности, отстранённости и загадочности.

А ещё тёмные очки — неотъемлемая часть моды и гламура. Во всяком случае, глянцевые журналы преподносят их как обязательный аксессуар. И, конечно, это ярко выраженный кинематографический образ. Вспомним Одри Хепберн в "Завтраке у Тиффани" или Питера Фонду в "Беспечном ездоке", Тома Круза в "Рискованном бизнесе" или героев "Терминатора" и "Матрицы".

Интересно, что тёмные очки изобрели эскимосы. Яркие солнечные блики на снегу в тех краях опасны для глаз. Поэтому эскимосы носили узкие костяные маски с прорезями. Эти аксессуары до сих пор хранятся в этнографических музеях.

Впрочем, в Древнем Египте тёмные очки тоже были, о чём свидетельствует устройство, найденное археологами в гробнице Тутанхамона: два тонких изумрудных слоя, соединённых бронзовыми пластинками. Египтяне попроще защищали верхнюю часть своего лица крашеным папирусом. Изумрудные стёклышки имелись и у римского императора Нерона, наблюдавшего через них за гладиаторскими боями.

В Древнем Китае женщины носили специальные шляпы из листьев растений с козырьком, наводившим на лицо тень. А вот в XII веке китаянки носили линзы из закопчённого кварца или смальты. Особое значение имело использование тёмных очков японскими судьями — те не должны были показывать свои эмоции и намерения. В Древней Индии богатые дамы приклеивали к векам шёлковые полоски, пропитанные смолой.

В Европе тёмные очки получили распространение в период позднего Средневековья. Изготавливали их ремесленники-зеркальщики или галантерейщики. Впрочем, тогда очки использовали скорее в медицинских целях. В XVI веке очки с зелёными стеклами медики рекомендовали носить людям, страдающим от глаукомы, а ещё… больным сифилисом. Дело в том, что зелёные стёкла снижают глазное давление.

В 1752 году британский оптик Джеймс Эскью, один из экспериментаторов, стал делать лечебные синие стёкла. Но его очки не пользовались популярностью в народе.

В колониальный период проблема тёмных очков стояла достаточно остро. Португальцы в Индии носили очки, покрытые порошком толчёных драгоценных камней. Впрочем, они не отличались функциональностью.

Родиной же современных солнцезащитных очков можно считать Францию, где они изготавливались для солдат наполеоновской армии. Стёкла были обработаны сажей и покрыты специальным лаком. Была только одна незадача — в таких очках противника было не так-то легко увидеть.

В 1918 году американцы изготовили для лётчиков очки из цветного стекла, избавив их тем самым от необходимости красить линзы обычных очков акварелью, как иногда делали авиаторы.

В 20-е годы XX века великая Коко Шанель сделала очки аксессуаром моды. Это было время, когда по обеим сторонам Атлантики вырастали всё новые и новые курорты…

Страной, начавшей массовое производство тёмных очков, можно считать США. В 1929 году Сэм Фостер запустил в производство недорогие солнцезащитные очки. Начал он с "актуальных" мест — пляжей Атлантик-Сити и Нью Джерси.

За что уволили директоров самых известных музеев Киева?



В конце января Министерство культуры уволило руководителей Киево-Печерского заповедника, «Софии Киевской», Музея национальной культуры и быта Украины, Музея Тараса Шевченко и Мемориального заповедника «Быковнянские могилы». За что они лишились должностей и как работают новые руководители, выяснили «Известия в Украине».

Уволили ради искусства

«Мы это делаем не для того, чтобы кого-то поменять или кого-то трудоустроить, а для того, чтобы иметь реальную картину, — разъяснил ситуацию министр культуры Михаил Кулиняк. — Из 25 директоров национальных заповедников по результатам заслушивания уволены трое, из 13 директоров музеев — двое. Увольнения прошли на основании заключений комиссии, созданной с целью проверки работы руководителей музейных учреждений. Такая комплексная проверка не проводилась с 1994 года».

Кадровые ротации начались 20 января. Первой с должности была снята гендиректор Киево-Печерского заповедника Марина Громова. На ее место назначили бывшего заместителя министра культуры 33-летную Викторию Лесничую, врача по образованию. Она уже однажды попала на страницы газет, когда 5 января 2011 года в столичном Доме писателей во время вручения премии имени Гончара назвала писателя Олеся Гончара поэтом. 24 января была уволена директор Национального заповедника «София Киевская» Неля Куковальская, занимавшая эту должность с 2000 года. Предполагается, что заповедник возглавит директор научно-исследовательского института памятникоохранных исследований Елена Сердюк. 25 января ведомство сняло с поста генерального директора Национального музея Тараса Шевченко Наталью Клименко. На ее место был назначен председатель Гуманитарного совета при президенте Дмитрий Стус. 27 января был отправлен в отставку директор Музея народной архитектуры и быта Украины Павел Федак. Его сменил заместитель председателя Государственной службы туризма и курортов Дмитрий Заруба, политолог по образованию. Также был уволен директор Мемориального заповедника «Быковнянские могилы» Владимир Безпаленко. Ожидалось, что могут снять директора Национального художественного музея Украины Анатолия Мельника, но этого так и не произошло.

Поначалу Министерство культуры неохотно объясняло причину увольнений, но затем все-таки дало официальный ответ. Так, Марина Громова допустила нарушения, которые «носят финансовый и памятникоохранный характер». В работе Нели Куковальской, по словам министра, комиссия нашла «интересные вещи». Позже пресс-служба ведомства уточнила, что именно имел в виду глава ведомства. Куковальская не разработала план управления заповедником, как того требует ЮНЕСКО, на территории «Софии Киевской» не проводились археологические раскопки, подземные сооружения заповедника просто засыпались землей, не завершена реконструкция инженерных сетей. Но самое главное — директор нарушила нормы закона при проведении расчистки участков старой плитки и фресок в Софиевском соборе, при раскрытии саркофага Ярослава Мудрого, при реставрации мозаик Михайловского собора. И наконец, Куковальская разрешила построить трансформаторную подстанцию на территории заповедника, которая не вписывается в архитектурный ансамбль.

Кулиняк просит у Януковича деньги

В работе директора музея «Пирогово» Павла Федяка нашли финансовые нарушения. На основании акта Контрольно-ревизионного управления и уволили директора. Владимир Безпаленко лишился должности, потому что закончился срок действия контракта. А Наталья Клименко — за то, что не отреагировала на предписание Министерства культуры устранить факты нарушения трудового законодательства.

То, что на место уволенных в большинстве случаев назначены люди без профильного образования, министра не пугает. «Главными для руководителя являются менеджерские качества, а профильный опыт работы не обязателен. Перед директором музея стоят более обширные вопросы, чем сохранение памятников. В его компетенции стратегия развития, финансирование, логистика, контроль управления и маркетинг. Поэтому директорами крупнейших музеев должны быть менеджеры, — говорит министр и приводит пример с новоназначенным руководителем Дмитрием Зарубой. — Проработав заместителем председателя Госслужбы туризма и курортов, как менеджер он показал себя хозяйственником и будет в «Пирогово» на своем месте. Дмитрий Заруба принес программу развития этого музея, и давайте, например, через месяц-два мы соберемся на брифинг и по первым результатам его плана заслушаем и увидим, делает он что-то полезное для этого музея или бесполезное».

Дмитрий Заруба, и правда, приступил к работе немедленно. В первый же день он создал страничку музея в Facebook и успел обнародовать три новости. Первая — всех журналистов будут пропускать в музей бесплатно. Вторая — все музейные сотрудники, контактирующие с посетителями, должны будут носить бейджики с указанием фамилии, имени и должности. Третье — для развития музея нужно привлечь 20 миллионов гривен. «В нем есть большое количество объектов, которые вообще не реконструировались уже много лет, и это видно невооруженным глазом. И эти объекты в очень плохом состоянии», — резюмирует Заруба. Любопытно, что денег на реставрацию объектов в «Пирогово» ранее собирался дать фонд Рината Ахметова «Развитие Украины». Речь шла о 15 миллионах гривен. «3 миллиона, если не ошибаюсь, выделили. Но на данный момент фонд с музеем не работает», — сообщил Михаил Кулиняк.

Молотком по фрескам

Известные украинские искусствоведы по-разному оценивают кадровые ротации. Так, член-корреспондент Академии искусств Украины, профессор Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Людмила Миляева говорит, что при Неле Куковальской чуть не погибли фрески Михайловского собора. Их надумали перенести с цемента на более легкую основу. Для этого хотели нанять итальянского мастера, работу которого оценили почти в 50 тысяч долларов. Его действия планировали снимать телекамеры. Деньги выделил Фонд по сохранению культурного наследия американского посольства в Украине. Но украинские искусствоведы подняли волну протеста и смогли приостановить работу. «Представляете, что от них осталось бы, если бы они взяли молоток и зубило? Пока это все приостановилось. Но ведь грант они не вернули, и должны за него как-то отчитаться. А он дается на конкретную работу. Я боюсь, что эти работы приостановлены ненадолго», — сокрушается Людмила Миляева. Искусствовед также говорит, что чуть не пострадали фрески в Софиевском соборе. Дело в том, что в XVIII и XIX веке часть фресок перерисована. Верхний слой наносили масляными красками. Это привело к тому, что фрески начали выделяться на фоне тех, которые сохранились с XI века. Известный византолог Виктор Лазарев, работавший в заповеднике, принял решение, что их нужно приглушить. Так вот, новое руководство «Софии Киевской» решило снять этот приглушенный слой. Успели сделать это только на одной фреске.

Как и Министерство культуры, Людмила Миляева считает, что раскрывать саркофаг Ярослава Мудрого без привлечения к этому процессу ученых было нельзя. «Должны были позвать ученых из Института археологии и Института истории. Но сотрудники музея ответили, что им некогда созывать научную общественность. Пренебрежительное отношение у них ко всем ученым. Исследователей граффити туда не пускают. Для всех сделали платный вход. Руководство заповедника «София Киевская» стало вести себе так, будто это приусадебный участок. Куковальская уволила старых сотрудников, потому что ей захотелось обновить коллектив. И теперь искусствоведов там практически нет, а есть историки, — говорит Миляева. — Если на место Нели Куковальской назначат Елену Сердюк, это пойдет на пользу заповеднику. Я знаю ее очень хорошо, она взвешенный и серьезный человек».

«Бермудский треугольник» Кулиняка

Конфликты с сотрудниками были и у бывшего гендиректора Музея Тараса Шевченко Натальи Клименко. Она уволила часть коллектива. Министерство культуры указало Наталье Клименко на необходимость соблюдать нормы КЗоТа. Ситуацию с музеем даже рассматривал парламентский Комитет по вопросам культуры и духовности, председатель которого Владимир Яворивский выразил надежду, что «недостатки в работе администрации музея будут устранены и психологический климат улучшится». Были у музея и проблемы с передачей дел при смене главного хранителя фондов.

Сергей Проскурня, режиссер, продюсер:

— На государственной должности должна действовать контрактная система, которая предусматривает работу по контракту не только директора, но и всех сотрудников музея. Иначе руководитель просто не может влиять на своих подчиненных. Без серьезной реформы в отрасли культуры эти перетасовки ничего не дадут, системного менеджмента не будет. Это лишь косметические изменения в руководстве. Я хотел бы спросить у министра культуры, показали ли новые руководители бизнес-план развития тех учреждений, которые они возглавили. Я знаком практически со всеми уволенными, находил с ними общий язык, я не буду оценивать их работу.

Вадим Скуративский, доктор искусствоведения:

— Все эти перемены мне напоминают фразу из «Горе от ума» Грибоедова: «Я князь-Григорию и вам фельдфебеля в Вольтеры дам». Это не более чем попытка посадить на место прежних руководителей новых послушных людей. Я отношусь к Дмитрию Стусу лояльно, но он не шевченковед. Похожая ситуация произошла в Национальном научно-исследовательском институте украинистики и всемирной истории, где назначили заместителем директора бывшего проректора Академии МВД Анатолия Чайковского.

Мировое сообщество содействует восстановлению культурного наследия Афганистана


Город Газни


 Крепость Бала-Хиссар

В Афганистане продолжается подготовка провинции Газни к 2013 году, в котором к ней перейдёт титул культурной столицы исламского мира. По приглашению Правительства ИРА в понедельник для предварительных исследований культурных памятников, нуждающихся в восстановлении, в провинцию прибыли египетские археологи. В первую очередь планируется реставрировать крепость Бала Хисар и Старый Город. Глава департамента информации и культуры провинции Хамидулла Сарвари поприветствовал эту инициативу, выразив надежду, что реставрационные работы начнутся в ближайшем будущем.

Губернатор провинции Газни Муса Акбарзада сообщил, что на подготовку к 2013 году правительством выделено 20 млн. долларов. Как сообщил во вторник посол США в Афганистане Райан Крокер, ещё 30 млн. долларов провинция получит от Агентства международного развития США. Также 7 млн. долларов на восстановление культурных памятников Газни собирается выделить Польша.

Как уже сообщал портал «Афганистан.ру», на прошлой неделе власти Германии передали послу ИРА древнюю историческую реликвию, которая была вывезена из страны в годы гражданской войны. Миниатюрный барельеф с изображением Будды, читающего проповедь ученикам, датируется II веком н.э. В дальнейшем древний исторический памятник будет доставлен в Кабульский музей, сообщают местные средства массовой информации.

Директор данного учреждения Омар Хан Масуди сообщил прессе, что за годы войны из музея было похищено более 70 тысяч экспонатов, что составляет около 70% музейных фондов. Начиная с 2007 года, министерству информации и культуры удалось вернуть более 8500 предметов. В настоящее время поиски пропавших культурных памятников ведутся министерством совместно с ЮНЕСКО и Интерполом.

В БАССЕЙНЕ РЕКИ ДУБНА НАЙДЕНЫ РЫБОЛОВНЫЕ СНАСТИ, КОТОРЫМ 7 500 ЛЕТ




В бассейне реки Дубна археологами найдены рыболовные снасти, которым 7 500 лет – это старейшие в Европе орудия такого рода. 

Международная группа ученых под руководством Игнасио Клементе (Ignacio Clemente) из испанского Высшего совета по научным исследованиям (Consejeo Superior de Investigaciones Cientificas) откопала в районе подмосковной Дубны неводы и ловушки для ловли рыбы.

Отличаясь непростой технологией изготовления, эти изделия являются старейшими рыболовными снастями из когда-либо обнаруженных на территории Европы. «До сих пор считалось, что в Мезолите, среднем Каменном веке, люди образовывали сезонные поселения без долгих стоянок. Однако судя по последним находкам в бассейне реки Дубна, группы людей занимались здесь различными промыслами в течение всего года.

 Речь идет о поселении под названием Замостье-2, обитатели которого, по мнению ученых, летом и зимой охотились, а весной и ранним летом ловили рыбу. С конца лета и всю осень они собирали ягоды. Поселение Замостье-2 было открыто в 1980-х. Это объект с четырьмя археологическими уровнями, охватывающими мезолитический и неолитический периоды. Земледелия здесь не было до наступления Железного века. «Мы считаем, что рыболовство играло жизненно важную роль в экономике местных общин Каменного века, поскольку оно давало разнообразную продукцию, которая после засушки или копчения хранилась довольно долго. Среди находок, о которых сейчас сообщил испанский совет по научным исследованиям, крючковые снасти, гарпуны, грузила, поплавки, иглы для плетения и починки сетей, а также нож из лосиного ребра для чистки и разделки рыбы.

Описанный учеными набор снастей для рыбной ловли в своем технологическом исполнении довольно непрост, хотя бы потому, что он приспособлен к нескольким способам рыбного промысла. Особое внимание обращают на себя две большие деревянные ловушки, которые представляют собой плетеные из соснового прута корзины. Эти ловушки очень хорошо сохранились, а сделаны они были, по оценке археологов, семь с половиной тысяч лет назад. В найденных корзинах до сих пор сохранились соединяющие плетеные детали веревки, сделанные из растительных волокон.

 Археологический сайт с таким количеством сохранного органического материала – большая редкость, обычно органика во влажной местности быстро разлагается. Но ученые обнаружили здесь и останки самих выловленных рыб, что позволяет не только определить видовое ихтиологическое разнообразие бассейна Дубны в Каменном веке, но и оценить рацион тогдашних обитателей этих мест с точки зрения присутствия в нем белка. Новости мировой науки вы найдете также на странице нашей программы в газете научного сообщества «Поиск».

Плата за ленд-лиз на глубине 213 метров



Американский кладоискатель Грег Брукс утверждает, что обнаружил в трюмах корабля, затонувшего у берегов США, слитки платины из СССР на сумму 3 миллиарда долларов.
По его словам, 71 тонна драгоценного металла находится в трюмах британского судна "Порт Николсон" (Port Nicholson), затопленного в 1942 году немецкой подлодкой у берегов США. Брукс уже оформил право на подъем груза. Основные заинтересованные стороны пока молчат. Видимо, прежде чем заявлять свои права на груз, они хотят посмотреть, какова его реальная ценность.

По признанию Брукса, он обнаружил судно в 2008 году с помощью эхолокатора. Позднее ему удалось снять корпус погибшей посудины на подводную камеру, причем на борту был виден заводской номер. Изучив архивы, кладоискатель пришел к выводу, что нашел именно "Порт Николсон". Этот вывод практически не вызывает сомнений, заявил специалист по подводным исследованиям Института археологии РАН Сергей Ольховский:

"Известно, что 16 июня 1942 года германская подлодка U-87 потопила два корабля из военного конвоя XB-25, следовавшего из Галифакса в Бостон. Одним из них был старый британский пароход "Порт Николсон", по официальным данным, перевозивший 4 тысячи тонн военных грузов. Место затопления этого судна не было секретом. Но большого интереса у исследователей оно никогда не вызывало по причине как опасного груза, так и удаленности от берега и значительных глубин".

В настоящий момент судно находится на глубине более 213 метров в 50 морских милях от полуострова Кейп-Корд на северо-востоке США. Извлечение груза из его трюмов будет весьма дорогостоящей и трудной операцией. Но Грег Брукс готов рискнуть. Он уверен, что все затраты окупятся с лихвой, поскольку там находятся ящики с платиной, которая предназначалась для расчетов советского правительства с властями США за поставки оружия по программе ленд-лиза.

"За регулярные поставки оружия, боеприпасов и продовольствия из Великобритании  и США, осуществлявшиеся в течение Второй мировой войны, Советский Союз расплачивался драгоценными металлами. Оплата этих военных поставок производилась в обстановке  секретности, чтобы не подвергать перевозки лишнему риску, - объяснил Сергей Ольховский.

Перевозить партии золота поручали военным и гражданским судам. Некоторые из них были потоплены германскими подлодками. То есть, в принципе, возможно, что в данном случае платеж СССР за  американские поставки  по ленд-лизу переправлялся в США инкогнито на британском судне".

Если на борту действительно окажется платина, желающие "поживиться" ценной находкой найдутся. Заинтересованных сторон в этом деле несколько – это США, Россия и Великобритания, рассказал подводный спелеолог Михаил Школьников:

"По морским законам, груз, находящийся на дне  моря, может принадлежать государству, в территориальных водах которого он находится. Либо он принадлежит судовладельцу, который, соответственно, перевозит груз. Либо владельцу груза, то есть России. Все  зависит от того, где и в какой момент переходило право собственности на этот груз".

Иначе говоря, придется основательно покопаться в архивах, пояснил эксперт по финансовым спорам Владимир Юрасов:

"Если данная ценная находка юридически не была передана той стране, которой предназначалась, то она должна быть передана России, которая является правопреемницей СССР. Но если те давние договорные обязательства по каким-то причинам до сих пор не расторгнуты, Россия должна будет заплатить той стране, которая должна была эти деньги получить. Соответственно, в идеале надо изучать тот контракт".

В любом случае, полагает юрист, кладоискателю Грегу Бруксу, кроме славы, мало что достанется. Он нашел не клад в строгом понимании этого слова, а потерянный груз, у которого есть хозяин. И как этот владелец решит отблагодарить исследователя морских глубин, неизвестно.

В Челябинске издана книга археолога Юрина о пещерах Южного Урала



В Челябинске вышла в свет книга «Из опыта исследований спелеообъектов Южного Урала и Зауралья» челябинского археолога, члена-корреспондента РН АН, действительного члена Русского географического общества Владимира Юрина.

Это сборник ранее не публиковавшихся статей ученого и исследователя, в который вошли работы: «Новые культовые объекты и обряды племен Южного Урала», «Краткие итоги исследований, проведенных на территории Южного Урала в 2010 г. под руководством В. И. Юрина», «Ашинский пещерный комплекс – уникальный природно-исторический объект Южного Урала», «Новый пещерный комплекс Баландинский», «Новое городище в долине реки Ай», «Пещера, которую вычеркнули из списка».

Владимир Юрин является также академиком международной общественной организации «Академия детско-юношеского туризма и краеведения», заведующим отделом полевых исследований областного центра дополнительного образования детей, директором АНО «Южно-Уральский центр комплексного изучения пещер «Следопыт».

В 1995 году он организовал Челябинский спелеоархеологический отряд, в 1997-м состоялась Сикияз-Тамакская комплексная археологическая экспедиция под его руководством и был открыт Сикияз-Тамакский пещерный комплекс в Саткинском районе – памятник истории и культуры областного значения. Именно Владимир Юрин первым на Урале начал объединять уральские пещеры в комплексы.

Сегодня за плечами Владимира Юрина более 350 экспедиций и разведывательных походов по территории 36 административных районов Челябинской области. Владимир Иванович выявил и первично обследовал около 200 памятников археологии на территории Южного Урала. Он автор более 80 статей по археологии, истории, экологии, географии, спелеологии, спелестологии.

Презентация нового сборника состоялась в Челябинской областной универсальной научной библиотеке.

В Дагестане пропадают экспонаты



Представители культуры и науки республики Дагестан разместили в интернете обращение с жалобами на ситуацию, сложившуюся в Дагестанском государственном объединенном историко-архитектурном музее им. Алибека Тахо-Годи. Об этом сообщает РБК. Это обращение адресовано руководителю СК России Александру Бастрыкину, президенту Дагестана Магомедсаламу Магомедову и министру культуры РФ Александру Авдееву. В нем говорится о плохом состоянии музея, случаях порчи и подмены экспонатов. Александр Бастрыкин поручил провести проверку в связи с этим обращением.

Ученые считают, что такая ситуация сложилась из-за неудовлетворительной работы Джарият Хаппалаевой, директора музея. Они уже не первый раз обращаются к вышестоящему руководству с подобными жалобами — первая подобная была обнародована в 1998 году. Тогда они заявляли о «преступной халатности администрации», потере редчайших ковров, которые были съедены молью, подмене уникальных ковров и кайтагской вышивки, об отсутствии учета редких книг и разворованной библиотеке. Сейчас в список проблем музея вошло также отсутствие научной деятельности: перестали проводиться конференции, семинары и научно-исследовательская работа.

Фонды расположенного в Махачкале музея составляют свыше 150 тыс. экспонатов. Среди которых присутствуют уникальные коллекции древних рукописей, предметы археологии и этнографии, произведения живописи и декоративно-прикладного искусства, образцы флоры и фауны, документы и материалы различных эпох истории Дагестана.

«Вокруг света» рассказывал о том, что в 2007 году правительственная комиссия по сохранности культурных ценностей выявила пропажу из фондов государственных музеев 160 тыс. предметов искусства за последние 80 лет. Прежде всего, речь идет об утратах 20-х и 30-х годов прошлого века.

Осенью 2005 года была обнаружена кража 221 экспоната из Эрмитажа. По факту преступления 31 июля 2006 года было возбуждено уголовное дело, расследованием которого занимается Генеральная прокуратура России. Следствие установило, что ценности были похищены сотрудницей Эрмитажа Ларисой Завадской, которая скоропостижно скончалась на рабочем месте во время плановой сверки коллекции фонда драгоценных металлов и камней в хранилище Эрмитажа.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2803) Россия (2721) музей (1064) археология (801) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (428) университет (402) Крым (379) Китай (355) Египет (301) археолог (281) артефакты (265) США (238) Израиль (232) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) Америка (138) Мексика (137) монеты (137) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (116) Франция (115) Великобритания (114) Англия (112) экспедиция (112) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (98) Керчь (95) золото (95) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (78) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) фараон (71) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (68) некрополь (66) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)