20 марта 2009 г.

В Турции восстановят одно из Семи чудес света

Турецкие власти решили построить точную копию знаменитого Галикарнасского мавзолея, который в древности считался одним из Семи чудес света.

Мэр турецкого города Бодрум Мазлум Апан объявил о намерении возвести копию Галикарнасского мавзолея в натуральную величину.

Гробница царя Мавcола была построена в IV в. до н.э. в древнем городе Галикарнасе, на месте которого расположен нынешний Бодрум. Сооружение, получившее название мавзолей, напоминало греческий храм, окруженный колоннадой и статуями, а высота его составляла 46 метров. В XIV веке мавзолей был разрушен землетрясением, а остатки здания были использованы рыцарями-госпитальерами для строительства замка.

В XIX веке на том же месте проводились археологоические раскопки, и все уцелевшие фрагменты, включая статуи Мавсола и его жены Артемисии, были переданы в Британский музей в Лондоне. Мавзолей является одним из семи чудес света (к настоящему времени из них сохранилась только пирамида Хеопса в Египте).

Сейчас руины мавзолея ежегодно посещают тысячи туристов, однако мэр Бодрума хочет сделать этот объект еще более привлекательным для путешественников. Для этого он и планирует построить копию античной гробницы.

Могилы времен Меровингов использовались столетиями

Археологи закончили раскопки в центре города Анжера, где к 2010 году пройдут трамвайные линии. Они нашли 25 саркофагов, которые можно отнести к временам первых королей Франции — Меровингов.

Важнейшая находка на самом деле не стала для исследователей неожиданностью, хотя и сделали ее случайно. Историки хорошо знали, что под современной площадью Ралльеман, построенной во время Французской революции, находятся остатки более древних сооружений. И что для того, чтобы создать площадь, французы снесли три церкви (Сен-Пьер, Сен-Морис и Сен-Мэнбеф). Кроме того, было известно, что какую-то часть современной площади должны занимать древние погребения. Потому что в IV веке на этом месте, тогда бывшем границей древнего города, стоял собор Сен-Морий, в котором хоронили епископов Анжера.

Первые раскопки сакрального места

династия
Меровинги - Первая французская династия, которая правила с V по VIII век. До этого Галлия была римской провинцией. Меровинги происходят из салических франков, которые обосновались в районе современных городов Камбре и Турне. Династическое имя восходит к легендарному франкскому королю Меровею. Первый реально существовавший король из этой династии – Хлодвиг, правивший примерно с 481 по 511 год.


В 1868 году проводились работы в восточной части площади. Археолог Арман Парро (Armand Parrot) смог идентифицировать сооружения, которые стояли на этом месте около 1000 лет. Еще тогда археологи обнаружили множество захоронений – одни останки лежали в земле, другие покоились в саркофагах из сланцевых пород или из ракушечного известняка. В начале 1950−х годов архитектор Анри Ангеар (Henri Enguehard) обнаружил захоронения перед так называемыми Новыми галереями (сегодня на этом месте располагаются Галереи Лафайет).

В 1971 году в результате строительства подземной парковки многие археологические находки оказались серьезно поврежденными. Особенно пострадали руины церкви Сен-Пьер, которая считается самой древней из трех находившихся на этом месте, и неф церкви Сен-Морий. Тогда ученые очень бегло изучили останки церкви и древнего кладбища – составили план собора и нашли несколько могил. Эти спасательные раскопки, которые длились всего две недели, позволили также сохранить некоторые античные находки, которые относятся к временам правления Октавиана Августа (27 г. до н. э. – 19 г. н. э.).

25 саркофагов

В 2008 году, когда на месте площади началось строительство трамвайной линии, рабочие случайно наткнулись на три саркофага. К анализу находок сразу приступили археологи из Национального института превентивной археологии (Institut national de recherches archéologiques preventives, INRAP). Они уже работали в это время в Анжере – двумя месяцами ранее проводили раскопки церкви Сен-Мэнбеф на улице Альзас, разрушенной в XIX веке, а также прилегающих к ней захоронений. По результатам первого осмотра на площади Ралльеман было решено провести превентивные раскопки. Они начались осенью 2008 года и длились 2 месяца. Площадь исследуемого участка составила около 100 м2.

Археологи во главе с Элоди Кабо (Elodie Cabot) обнаружили 43 захоронения, из которых 25 оказались саркофагами, 15 – каменными гробами из сланцевых пород и 3 — деревянными гробами. Они располагались по обе стороны от стен нефа церкви Сен-Морий примерно в районе хоров. Различные типы захоронений свидетельствуют о том, что это место для погребений использовалось довольно долго – и до, и после строительства собора.

Кроме распространенной в те времена римской монеты, найденной в саркофаге ребенка, какие-либо другие данные для датировки отсутствуют. Правда, прямоугольная или трапециевидная форма саркофагов и материалы, из которых они сделаны, позволяют предположить, что они относятся к периоду IV-VIII веков. Некоторые из саркофагов сделаны из туринского известняка. Скорее всего, при их изготовлении использовались античные блоки (IV-V век). А ракушечник обычно брали с разработок карьеров в современном департаменте Мен-и-Луара в коммуне Дуэ-ля-Фонтэн (VII-VIII век).

В некоторых саркофагах лежит только один человек, однако есть и такие, в которые подзахоронялись другие люди. Такая практика в основном коснулась саркофагов небольшого размера (70 на 155 см). Например, в саркофаге № 19 археологи определили более 20 детских останков. Для подзахоронений требовалось постоянно вскрывать могилы. То есть доступ к саркофагам должен был быть в то время максимально простым.

Поиски святого Мория

Крышка саркофага № 16 по углам украшена прямоугольными узорами. Сначала историки предположили, что этот саркофаг принадлежал святому Морию. Но когда его открыли, в нем оказались хорошо сохранившийся скелет молодого человека. Из письменных источников историки знают, что останки святого Мория перезахоронялись в VIII веке. То есть его скелет тревожили, поэтому кости должны были быть разбросаны по саркофагу. Так что эти останки не могут принадлежать святому. Размер (72 на 210 см) и положение саркофага указывают, что здесь мог быть захоронен представитель городской знати.

Репутация святого Мория, четвертого епископа Анжера, может объяснить большое количество захоронений детей, особенно умерших в младенчестве. Святой Морий прославился тем, что воскресил семилетнего ребенка, умершего до конфирмации. После этого ребенок получил имя Рене (что означает «рожденный во второй раз»), а когда вырос, то занял место своего спасителя, став епископом Рене. Спустя долгое время после этого чуда верующие стали хоронить своих детей именно на этом кладбище, под защитой знаменитого святого.

Загадки площади Ралльеман

После последних находок у французских историков сформировались различные гипотезы по поводу расположения и размеров собора Сен-Морий. Антропологи пока еще только изучают найденные кости, но первые результаты их исследований свидетельствуют о том, что индивидуальные захоронения составляют здесь часть родовых погребений. Различные семейства владели определенными участками на этой земле, где и хоронили своих родственников. Во всяком случае, это касается захоронений взрослых людей. С другой стороны, у археологов возникло ощущение, что некоторые захоронения относятся к периоду до строительства церкви (напомним, ее возвели в V веке, когда епископом Анжера стал Морий). В этой части города находилось большое количество церквей, это была сакральная территория, но историки пока не могут ответить на вопрос – появилась ли эта погребальная традиция в конце античности или же в начале средневековья? Археологи надеются, что дальнейшие раскопки и исследования дадут ответ на вопрос, почему именно здесь стояло такое количество церквей и соборов.

http://infox.ru/

К справке: Меровинги (фр. Mérovingiens, нем. Merowinger или Merovinger) — первая династия франкских королей в истории Франции. Короли этой династии правили с конца V до середины VIII века на территории будущей Франции и Бельгии. Они происходили из салических франков, которые в V веке обосновались в Камбре (Хлодион Длинноволосый) и в Турне (Хильдерик I).

Современники также называли Меровингов «длинноволосыми королями» (лат. reges criniti). С языческих времен и до своего падения Меровинги носили длинные волосы, считавшиеся обязательным атрибутом монарха. Франки верили, что М. обладают сакрально-магической силой, заключавшейся в чрезвычайно длинных волосах их владельцев, и выражавшейся в т. н. «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая прическа отделяла его от подданых, которые носили короткие стрижки, популярные в римскую эпоху, считавшиеся признаком низкого положения слуги или раба. Отсечение волос считалось тяжелейшим оскорблением для представителя династии Меровингов, на практике оно означало потерю прав на обладание властью (примером тому может послужить сын Хлодомира Хлодоальд, известный впоследствии как святой Клод).

Мифические и легендарные предки

Долгое время считалось, что первым вождем франков из династии Меровингов был Фарамонд, сын Маркомира. Эта версия появилась и распространилась ещё в средние века, но позже историки не смогли найти доказательств существования этого вождя и пришли к выводу, что его не было. Кроме того, средневековые хронисты писали о том, что Фарамонд и последующие короли франков вели свой род от троянцев, которые выжили и прибыли в незапамятные времена на территорию Галлии. Здесь существуют многочисленные расхождения — чаще всего предками Меровингов назывались царь Приам или герой троянской войны Эней.

Происхождение имени

По легенде одним из предков королей династии Меровингов был вождь салических франков Меровей, правивший примерно с 448 по 457 гг. Именно ему Меровинги обязаны именем своей династии. Историки подвергают сомнению сам факт его существования, но Меровинги были убеждены, что он когда-то был, и гордились своим происхождением от него. По легенде Меровей был рожден женой Хлодиона от морского чудовища.

Сокровища черной смерти




Выставка с таким интригующе-зловещим названием разместилась в двух маленьких комнатах в музее изящных искусств Wallace Collection в Лондоне. Здесь представлены редчайшие и, можно сказать, единственные в своем роде предметы, найденные в двух кладах в Эрфурте (ныне Тюрингия) и Кольмаре (Франция). Оба клада, как предполагается, были спрятаны еврейскими купцами или ростовщиками между 1347-м и 1352 годами, когда в Европе свирепствовала опустошительная эпидемия чумы, унесшая жизни трети европейского населения.

Хорошо известно, что расплачиваться за «черную смерть» пришлось еврейским общинам, которых обвинили в распространении эпидемии и предали огню и мечу. В Кольмаре во время погрома в январе 1349 года все еврейское население сожгли живьем в яме, получившей название Fosse aux Juifs («Овраг евреев»), а в марте того же года за один день вырезали 2 000 евреев Эрфурта. Скорее всего, сокровища были спрятаны владельцами именно в это время: или перед бегством, в надежде вернуться за ними в лучшие времена, или перед неминуемой гибелью. Оба клада были найдены во время строительных работ с перерывом более чем в столетие, и оба при этом пострадали: часть кольмарского клада растащили каменщики, а эрфуртский был поврежден строительной техникой. К счастью, большая часть содержимого обоих тайников попала в музей в целости и сохранности.

Можно задать вполне правомерный вопрос: а какие, собственно, есть основания предполагать, что все эти несметные богатства принадлежали именно евреям, а не христианам? Подтверждение есть – одно в обоих кладах, но неоспоримое. И там, и там были найдены и россыпи монет, и ювелирные украшения, и столовое серебро, а в эрфуртском тайнике — даже уникальный «косметический набор». Но все эти предметы могли принадлежать и христианам; все — кроме одного. В каждом из кладов среди прочего оказалось по еврейскому обручальному кольцу, при чем эрфуртское кольцо превосходит кольмарское по красоте и мастерству. Неспроста оно занимает собственную витрину — чтобы ничто постороннее не отвлекало взгляд от его ювелирных достоинств. Его ободок выполнен в виде двух сплетенных рук, а верхушку украшает золотой ажурный шатер, символизирующий как Иерусалимский Храм, так и будущий дом жениха и невесты. Остроконечную крышу шатра венчает шарик, а внутри миниатюрного храма такой же шарик свободно катается по полости и побрякивает при движениях руки. На каждой из шести граней шпиля вырезано по букве, из которых слагается не требующее перевода пожелание «мазл тов».


Ценность обоих кладов заключается в том, что все вещицы из серебра и золота — светские, а подобных предметов до нас дошло совсем немного. В отличие от золотых и серебряных атрибутов религиозного обихода, светская утварь и ювелирные изделия часто переплавлялись – в трудные времена или когда украшения выходили из моды. Глаза разбегаются от коллекции пуговиц и украшений в форме монеток, которыми расшивали одежду, застежек и пряжек, нашивавшихся на пояс пластин и брошей, колец и символических знаков любви. Перед входом на выставку предлагается вооружиться лупой – многие экспонаты или рисунки на них настолько малы, что без увеличительного стекла не обойтись.

Нумизматический компонент кладов – более 300 монет в кольмарском и 3 141 в эрфуртском – позволяет не только довольно точно определить, когда ценности были спрятаны, но и представить себе, с кем торговали еврейские купцы. В кольмарском тайнике оказались французские, немецкие, швейцарские монеты и золотые флорины Людовика Венгерского; в эрфуртском – множество так называемых gros tournois или «турнузов», серебряной монеты, которую чеканили в Туре во Франции. Кроме того, здесь имеются и крайне редкие серебряные слитки, которыми расплачивались при заключении важных финансовых сделок и при переезде на дальние расстояния: два-три таких бруска были равноценны мешочку монет, а стало быть, их было легче пересчитывать и перевозить (зашитыми в одежду). Они полностью вышли из употребления во второй половине XIV века, когда в обращение были введены более ценные золотые монеты, и до наших дней дошли буквально единицы таких слитков.

К особо редким и необычным предметам относится также и золотая «двойная чашка» — две изящные чашечки, одна из которых насаживается в перевернутом виде на другую. Две чашки, составляющие как бы одно целое, символизировали союз жениха и невесты и часто преподносились в качестве подарка на обручение или свадьбу.

Об уже упомянутом выше косметическом наборе разговор особый. Такие предметы туалета известны еще с Древнего Рима, но этот — один-единственный, дошедший до нас из средневековой Европы. Он представляет собой цепочку, к которой прикреплен флакон в форме звезды, а к нескольким привескам — миниатюрная затычка от флакона и инструмент для прочистки ушей с едва различимой глазом ложечкой на конце (остальные предметы набора утеряны). Из флакона были извлечены несколько волокон хлопка, которые в те далекие времена были пропитаны благовониями. Родственница купца или ростовщика, схоронившего свое добро, носила этот набор на цепочке вокруг талии и время от времени брала «понюшку» из душистого флакона.

Казалось бы, все экспонаты выставки – предметы роскоши, модные аксессуары из Средних веков, доказательства «успешного бизнеса на международном уровне» – должны настраивать на созерцательный лад, вызывать в воображении картины домашнего уюта, семейного довольства, в которых есть место даже легкомыслию модниц. Но у посетителя щемит сердце, и ему не удается ни на минуту забыть о тех трагических обстоятельствах, при которых владельцы расстались со своими богатствами. Присутствуют ли здесь незримо духи сгинувших семей, при жизни так и не вернувшихся за своим добром, или это витает в воздухе тот самый страх, который отпечатался на столь чутких к человеческим эмоциям благородных металлах в момент захоронения сокровищ?


В Лондоне выставка пробудет до 10 мая, после чего кольмарские ценности возвратятся в Musée de Cluny (Музей Клюни) и Musée d’Unterlinden (Музей Унтерлинден в Кольмаре), а эрфуртский клад, принадлежащий Thüringische Landesamt für Denkmalpflege und Archäologie (Управление по охране памятников и археологии Тюрингии), вернется в свой родной город и осенью этого года «въедет» в специально подготавленный для него музей – Старую синагогу Эрфурта.

http://booknik.ru/

Кости мамонта, найденного в Кишиневе, растащат на сувениры?




В темное время суток, когда приостанавливаются раскопки, останки древнего животного, в долине «Валя Морилор» никто не охраняет. Здесь даже под дождем и в выходные дни идет подготовка площадки для раскопок. Сейчас ученые могут показать, где лежат нижняя челюсть или бивни.
- Это открытие уникально в масштабе всей Европы, - сказал старший научный сотрудник Национального музея археологии и истории Молдовы Ион Тентюк. - Мы сейчас расчищаем, чтобы потом по всем правилам провести раскопки. Но существует серьезная проблема: ночью площадка не охраняется и это опасно. 17 марта кто-то приходил сюда. Ничего не унесли, но несколько костей разрушили. Боюсь, что однажды придем и неизвестно найдем ли что-нибудь... Сейчас кости еще больше видны, потому точно могут растащить.

Ученые ждали, что такое грандиозное открытие вызовет больший резонанс – и не только в научных кругах. Но пока раскопки ведутся на энтузиазме открывателей.

- Полиция обещала предоставить охрану на два дня, - рассказывает начальник отдела археологии Музея археологии и истории Александр Левински. - Что будет потом - не известно. Спонсоры предоставили нескольких рабочих, тачки, лопаты, студенты государственного университета пришли помогать, но нам нужна еще помощь.


На самом деле погода не располагает к раскопкам. Один даже небольшой дождь запросто превратит площадку в болото, потому требуются тенты. Получается, что этот несчастный мастодонт нашелся совсем не вовремя.

- Жаль, что ученые не заинтересованы в этом важном деле, - переживает палеонтолог Тудор Обадэ. - Ни Тентюк, ни Левински, не обязаны мне помогать, но они тут. Я звонил всем своим коллегам и учителям, но никто не пришел помогать. Двое ученых приехали, посмотрели, покрутились и уехали. А студенты Высшей антропологической школы вчера пришли просто так, а сегодня уже работают с нами. Пусть хоть на час придут, но это продвинет дело.


К участникам раскопок постоянно подходят «зрители». Учителя приводят классами своих учеников, жильцы ближайших домов выглядывают из окон или сидят на лавочках. Ученые шутят, что если поставить турникет и продавать билеты, то можно было бы заработать для раскопок денег.

Пожилой мужчина, живо интересовавшийся возрастом и весом мастодонта предложил, чтобы тенты подтянули из пустующего в «не сезон» «Aventura-parc». А полицейский, который дежурит у памятника погибшим при исполнении коллегам, добавил он, пусть поглядывает и за мамонтом. На самом деле это нонсенс, что территорию такой находки еще не оцепила полиция, как сделали бы в любой европейской столице.

http://kp.md/

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2784) Россия (2715) музей (1063) археология (801) раскопки (714) Украина (446) палеонтологи (425) университет (402) Крым (376) Китай (352) Египет (301) археолог (280) артефакты (262) США (238) Израиль (230) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (170) Германия (157) Турция (152) Америка (137) Мексика (137) монеты (136) Казахстан (135) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (133) Европа (129) Москва (123) Франция (115) храм (115) Великобритания (114) Англия (111) памятник (111) экспедиция (111) динозавры (109) Африка (104) черные археологи (103) курган (101) Иерусалим (100) гробница (100) Перу (97) золото (95) Керчь (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) Новгород (92) конференция (91) история (82) мамонт (81) Сибирь (77) крепость (77) палеонтология (77) реставрация (77) подводная археология (76) пещера (75) захоронение (74) Канада (73) Азербайджан (72) фараон (71) корабль (70) палеонтолог (70) антропологи (69) Рим (66) некрополь (65) Австралия (63) Киев (63) монастырь (63) Монголия (62) мумия (60) Япония (58) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) Севастополь (47) Урал (47) пирамида (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) книга (41) Новосибирск (40) Ростов (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (37) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) мозаика (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Липецк (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) катастрофа (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)