3 марта 2009 г.

В Петергофе реставраторы трудятся не покладая рук

В музее-заповеднике «Петергоф» основные реставрационные работы идут зимой. Сейчас берега Квадратного пруда в Верхнем парке скрыты под навесами. Рабочие укрепляют старую кирпичную кладку.

Ее лицевую сторону скоро обложат известняковыми плитами. Для этого будут использованы как уцелевшие плиты, так и новые. Их уже доставили сюда из тех же каменоломен, где добывались самые первые, еще в екатерининские времена.

«Важно даже в таких деталях сохранить историческую достоверность», – говорит Ирина Бирюкова, первый заместитель генерального директора ГМЗ «Петергоф» по реставрации и реконструкции.

Сегодня реставрируют интерьеры помещений по южной анфиладе Большого дворца. Для воссоздания паркета с историческим рисунком используется четыре породы деревьев.

На Морском канале мастера трудятся над мраморными чашами фонтанов. Готова дренажная система. Скоро будут доставлены из Германии зеленые ели, которые заменят прежние голубые. Тогда Морской канал примет исторический вид.

Продолжается воссоздание лабиринта в Нижнем парке. К открытию сезона туристы смогут увидеть весь лабиринт, включая пруд с фонтаном в центре. Историческое место пруда помогли установить археологические раскопки.

В этом году во всей красе предстанет перед посетителями парка и Эрмитаж – старинная царская постройка, сохранившаяся со времен Петра I. Здесь удалось восстановить даже уникальный дубовый стол. Его механизм устроен так, что средняя часть стола и тарелки в углублениях могут опускаться и подниматься для смены блюд.

Готовится к новому сезону и парк «Александрия». Руинный мост восстановлен, теперь пришел черед шлюзов и мостиков на ручье. Возможно, примет первых посетителей в предстоящем сезоне Фермерский дворец.

К сожалению, реставраторам из-за кризиса приходится корректировать планы. Так, отодвигается воссоздание детской мельницы на ручье под Руинным мостом.

Приостановлены и работы над проектом Нижней дачи. А вот восстановленное здание Императорского телеграфа в конце февраля – начале марта уже предстанет на суд комиссии.

Источник: http://www.mr7.ru/news/society/story_9880.html

Круглый стол о проблемах Аргунского государственного заповедника

Грозный. В студии ИА «Грозный-информ» состоялся встреча, поводом которой послужило обсуждение проблем Аргунского государственного историко-архитектурного и природного заповедника.

В работе круглого стола приняли участие руководитель Управления Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия в ЧР Исмаил Мунаев, директор Института гуманитарных исследований АН ЧР Супьян Магамадов, доктор исторических наук Муса Багаев, помощник Президента ЧР Абу Арсанукаев.

Участники встречи выразили свою озабоченность по поводу состояния памятников культуры, нахождения на территории заповедника военных объектов.

Особую тревогу вызывает ситуация, сложившаяся вокруг природного музея-заповедника, на территории которого планируется создать военный полигон, в частности, у высокогорного села Хиндой Веденского района.

- Территория площади заповедника составляет 240 тыс. га. Здесь находятся более 800 памятников средневековой архитектуры, археологии и природы, из них 15 могильников 12-17 веков, 175 башенных построек, 16 святилищ, 110 склепов и 8 некрополей. По категории охраны - 110 памятников федерального значения, 70 памятников муниципального значения. Из-за плохого технического состояния 55 памятников не используются. Все эти исторические и культурные объекты до настоящего времени не исследованы, вокруг не установлены охранные зоны, и они продолжают подвергаться разрушению, - говорит Супьян Магамадов.

Распоряжением Президента ЧР Рамзана Кадырова создана рабочая группа по организационному и правовому обеспечению соблюдения целевого назначения и режима земель Аргунского музея-заповедника. В ее состав вошли представители Администрации Президента и Правительства ЧР, видные ученые, руководители различных министерств и ведомств республики.

- Я думаю, что в ближайшее время нам удастся подготовить историко-культурологическое и научное заключение на предмет выявления и оценки историко-культурной и природной ценности территории Аргунского музея-заповедника, а также познания истории и культуры народов, населяющих Чеченскую Республику, - отметил руководитель рабочей группы А. Арсанукаев.

Присутствующие пришли к единодушному мнению, что столь серьезную проблему должны освещать республиканские СМИ.

- Организация военного полигона будет означать уничтожение культурного и исторического наследия народов Российской Федерации. Организация каких-либо военных объектов приведет к грубейшему нарушению федерального законодательства РФ по охране памятников историко-культурного наследия на территории ЧР, и невосполнимой утрате памятников истории и культуры народов России, - подытожил С. Магамадов.

Источник: http://www.grozny-inform.ru/main.mhtml?Part=11&PubID=11196

В средневековой Руси сельские люди жили не хуже городских


Это показали исследования Института археологии РАН, которые были сосредоточены в двух районах – в Суздальском Ополье, в центре Северо-Восточной Руси, и на Белом и Кубенском озере, на крайней северной периферии Ростово-Суздальской земли.

Исследования были связаны с изучением селищ – остатков средневековых сельских поселений, самой многочисленной категории археологических памятников, которым долгое время не уделяли серьезного внимания. Археологи подвергли сплошному обследованию сельские территории, чтобы как можно полнее выявить там средневековые поселения и создать детальные археологические карты. На отдельных памятниках они провели выборочные раскопки. Тонкие методы разборки культурного слоя обеспечили полный сбор небольших находок.

В результате археологи выяснили, что на территории Северо-Восточной Руси во второй половине X в. начался интенсивный рост числа и размеров поселений, достигший наивысшего подъема в XII – первой половине XIII вв. Этот рост разворачивался после длительного периода стагнации. Уникальная плотность поселенческой сети в Суздальском Ополье – яркое свидетельство особого демографического и экономического потенциала этой территории, определившего её статус как центра Северо-Восточной Руси.

Археологические материалы, собранные на суздальских и белозерских селищах, свидетельствуют о высоком благосостоянии сельского общества X-XIII вв., которому была доступна значительная часть бытовых вещей и украшений, распространенных в городах, престижные вещи и импорт. Жители новых поселений занимались сельским хозяйством, а основным источником богатств на Северо-Востоке, по-видимому, был пушной промысел – это показали раскопки селищ.

По мнению археологов, историческая ситуация X-XII вв. на Северо-Востоке Руси была уникальна: пушные ресурсы этих территорий оказались востребованы в системе международного обмена в тот же период, когда климатические условия для земледельческого освоения севера были наиболее благоприятными. Это и определило бурную колонизацию северных территорий.

Учёные отмечают многочисленные находки христианской атрибутики (металлопластика XII-XIII вв) – кресты-тельники, кресты-энколпионы, металлические образки, собранные в культурном слое суздальских и белозерских поселений. Это означает, что значительная часть сельского населения к XII в., видимо, приняла крещение, сообщает журнал "Наука и жизнь".

Источник: http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/03/03/srochno/397778/

Петроглифы возвещают о катастрофе


Библейское предание о Вавилонской башне рассказывает, как человеческая гордыня привела к тому, что люди забыли единый язык, и у каждой народности появился свой диалект. Эта история давно привлекала внимание историков и лингвистов, поскольку в мире постоянно находились новые доказательства существования всеобщего праязыка.

Ежегодно в мире на всех пяти континентах находится огромное количество наскальных знаков. Все они относятся примерно к одному и тому же временному периоду. К ним относятся и странные письмена, найденные в пустыне Негев в Израиле и датированные примерно 1700 годом до нашей эры.

Эти знаки были расшифрованы несколько лет назад английским лингвистом доктором Джемсом Харрисом. Как утверждал сам исследователь, для него это не составило труда, поскольку обнаруженный текст построен на прото-канаанском алфавите и включает в себя слова из хорошо знакомого ученым древнееврейского языка.

Незадолго до того, как Харрис опубликовал результаты своей работы, американский инженер NASA Уильям МакГлоун обнаружил похожие петроглифы на скалах в штате Колорадо. МакГлоун, много лет занимающийся любительской археологией, регулярно совершал обходы в скалистой местности близь города Ла-Хунта в поисках остатков древних поселений и стойбищ.

Эти письмена оказались поразительно схожими с теми, что нашли в Израиле, и относятся к тому же временному периоду.

Харрис сфотографировал свою находку и опубликовал снимки в Интернете. В течение последующих лет ему начали присылать фотографии подобных объектов со всех концов земного шара. К каталогизации и изучению материалов подключились профессиональные археологи и историки.

Используя методику, разработанную доктором Харрисом, удалось практически расшифровать отдельные фразы из колорадских и некоторых других схожих рисунков. В первую очередь, послание из прошлого призывает молиться некоему единому богу, после чего следует информация о какой-то катастрофе, связанной с Солнцем.

Источник: http://www.pravda.ru/science/mysterious/past/03-03-2009/303509-petroglyph-0

Индейцы наска ублажали богов тыквой




1,5 тыс. лет назад, дабы спасти свою землю от наводнений и землетрясений, индейцы племени наска пытались ублажить богов золотом, резными тыквами, расписными тканями. Цивилизация погибла, зато подношения обогатили ученых знаниями.

Итальянскому археологу Джузеппе Орефичи удалось реконструировать картину жизни общества наска времен заката великой цивилизации.

Справка - Кауачи стал религиозным центром около 6,28 тыс. лет назад. Возможно, именно отсюда поступали приказы создавать гигантские изображения в пустыне Наска. Геоглифы живописуют различных животных, геометрические и человеческие фигуры.


Индейцы наска населяли долины на южном побережье Перу со II века до н. э. Они смогли создать мощное теократическое государство, изящные предметы искусства, пирамиды.

Орефичи более 27 лет раскапывает религиозный центр наска — комплекс Кауачи. Обычно в скромных погребениях этой культуры удавалось находить черепки разбитых сосудов, осколки глиняных фигурок и прочую керамику. «Индейцы хотели быть уверены, что их подношениями не воспользуется никто из живых», — рассказал историк в интервью итальянскому изданию La Repubblica.

Дары во спасение

Можно представить себе удивление Орефичи, когда он обнаружил огромную могилу — 4×2 м, глубина 3 м. В ней находились около 200 объектов: золотые ложка и кубок, 34 выдолбленные и богато расписанные тыквы, 30 огромных ивовых корзин, около сотни ваз с полихромным рисунком, ткани, останки животных, а также два скелета — мужчины в позе зародыша и двухлетнего ребенка, завернутого в роскошную ткань.

«Огромное подношение: 200 предметов — и все нетронутые! Поразительно!» — восхищается археолог. По его оценке, жрецы наска создали схрон в IV веке н. э., когда на регион обрушились различные природные катаклизмы: наводнения, землетрясения. «Жрецы предчувствовали, что конец близок. Видя, что земля покрывается глиной, а пирамиды разрушаются, они поднесли богам все самое ценное, что у них было. Человеческие жертвоприношения должны были смягчить гнев божеств», — пишет La Repubblica.

Нетипичная тыква


По словам Орефичи, археологи впервые находят в погребениях наска тыкву — ранее этот овощ был нетипичен для данной перуанской культуры. Историка восхитили и ткани — они представляют собой большие отрезы 1,8×1,6 м, которые богато расписаны яркими красками, что также нехарактерно для наска. Археологам было известно о мастерстве ткачей и прядильщиков культуры наска, но не красильщиков.

Схрон в Кауачи сохранил крупнейшую коллекцию расписных тканей наска из найденных на сегодняшний день.

Историк представил результаты своего исследования на пресс-конференции во Флоренции, где также присутствовали ученые Никола Мазини и Энцо Риццо, которые в прошлом году осуществили успешный проект по отслеживанию поселений наска на основании изучения снимков, сделанных со спутника.

Исследование Орефичи профинансировал МИД Италии. Археолог возглавляет Центр исследований доколумбовых цивилизаций в городе Брешиа.

Священный город из пирамид


В октябре прошлого года Орефичи обнаружил на юге Перу новые пирамиды наска, которые находились в паре километров от центра Кауачи. Известно, что Кауачи не был городом, а лишь храмовым центром площадью 24 квадратных километра. Другими словами, там никто не жил. Зато в Кауачи находилось около 40 пирамид. Паломники привозили пищу с собой и выменивали ее на амулеты, заклинания и ритуальные подношения.

Орефичи выяснил, что жрецы стекались в Кауачи со всех уголков страны наска и питались кушаньями, которые им специально привозили издалека.

О религии наска известно мало. Считается, что они верили в богов моря, земли, огня, небес. В центре пантеона стояло синкретическое антропоморфное божество с заметными признаками хищника семейства кошачьих. Помимо него изображались второстепенные божества — дикий кот, бог-сокол, бог-касатка, мифическая птица и др. В начале упадка у наска появились богиня плодородия и «летящий бог» войны.

В IV веке н. э. люди оставили Кауачи, а в VI веке цивилизация наска окончательно исчезла из-за наступления пустыни и прочих природных катаклизмов.

текст: Мария Голова/Infox.ru
фото: Reuters
Источник: http://infox.ru/science/past/2009/03/03/V_soborye_Magdyeburg.phtml

Справка: Наска — доколумбова цивилизация, которая существовала в нескольких долинах на южном побережье Перу, на плато Наска, южнее цивилизации Мочика, с II в. до н. э. по VI в. н. э. Главный город — Кауачи с шестью пирамидами из самана. Произошла предположительно от культуры Паракас.

Керамика культуры Наска полихромная, как правило, четырехцветная: чёрные и оранжевые рисунки на белом или красном фоне. Преобладают изображения людей, зверей, птиц, рыб и растений. Формы удлиненные, стилизованные и угловатые. В отличие от цивилизации мочика, лепка практически отсутствует.

Подобные узоры можно видеть и на образцах тканей из ламовой шерсти, сохранившихся благодаря полупустынному климату плато. Частично уцелела и созданная ими сеть подземных акведуков.

Культуре Наска нередко приписывается создание громадных геоглифов — линий Наска, однако относительно времени их создания среди учёных нет единого мнения.

Кауачи (Cahuachi) — археологический памятник в Перу. Был крупным церемониальным центром культуры Наска и возвышался над гигантскими изображениями в пустыне Наска. Существовал в I — V вв. н. э.

Раскопки Кауачи в течение последних десятилетий ежегодно ведёт итальянский археолог Джузеппе Орефичи. В Кауачи найдено свыше 40 курганов, на вершинах которых расположены глинобитные сооружения. Также данный памятник изучала Элен Сильверман (Helaine Silverman), написавшая о нём книгу.

Постоянное население древнего Кауачи, видимо, было небольшим, место служило церемониальным центром. Археологические раскопки показывают, что Кауачи был местом массового паломничества, видимо, связанного с церемониями. Косвенным свидетельством являются гигантские изображения в пустыне Наска, среди которых встречаются касатка и обезьяны, отсутствующие в данном регионе. Из-за сухого климата находки хорошо сохранились, среди них даже встречаются фрагменты ткани.

В настоящее время угрозу для памятника представляют «чёрные археологи» — грабители могил. Большинство погребений вокруг Кауачи до недавнего времени были неизвестны, поэтому они оказались лакомым куском для коллекционеров.

Золотой червонец и орден для Батьки Махно



Известный в Краматорске коллекционер монет Владимир Дзюба рассказал о своем увлечении. С Владимиром мы встретились в основанном им магазине-клубе коллекционеров "Антик", который широко известен среди собирателей города. Здесь на стендах множество монет, купюр и нагрудных знаков. Представлены и Россия царского времени, и фашистская Германия, и, конечно, Советский Союз.

"Я занимаюсь нумизматикой и фалеристикой, то есть собираю монеты, бумажные деньги и нагрудные знаки больше 25 лет, рассказывает Владимир. Сколько монет в моей коллекции - я не считал, да это и не главное. Ценность коллекции определяется ее качеством, а не количеством. Почему я собираю монеты? По монетам можно читать историю как по книге".

Деньги войны

"Я собираю, в основном, монеты России и Германии 18-начала 20 веков. Наиболее ценные экземпляры в моей коллекции - медные монеты эпохи Екатерины II, а из бумажных - деньги периода революции, гражданской войны и времени становления советского государства. Наиболее интересны из них деньги УНР 1918 года, периода Директории, правления Павла Скоропадского. Тогда по Украине одновременно ходили гривны, шаги и карбованцы".


Владимир демонстрирует купюры того периода - это огромные банкноты, размером двадцать на пятнадцать сантиметров. Они аккуратно вставлены для сохранности в застекленные рамочки.

"Интересны и деньги периода оккупации Украины и Донбасса немцами во время Второй Мировой войны. Печатали их в Ровно, где находился оккупационный центр. Это были особые оккупационные марки, имевшие хождение кроме дойчмарок".


Самые древние - не самые ценные


Многие считают, что чем монета древнее, тем она ценнее и дороже. На самом деле это не так. Сегодня черные археологи весь Крым буквально перевернули, нашли массу античных монет того же Херсонеса или Пантикапея. Эти монеты, как это ни парадоксально, сегодня почти ничего не стоят, их можно купить за 5-10 гривен, причем подлинные. А монеты, скажем, петровской эпохи ценятся гораздо больше, хотя это 18 век, а не третий до нашей эры: В целом античные и средневековые монеты очень просты, их легко подделать, и поэтому они встречаются сегодня в большом количестве. Они неинтересны, поэтому коллекционеров этих монет в Украине единицы.

Вот, например, медная монета Елизаветинских времен - выпуска 1747 года,- говорит Владимир, осторожно доставая позеленевший медный диск. - Она интересна тем, что ее кто-то обрезал, воруя медь, поэтому одно крыло имперского орла на гербе сохранилось не полностью. В то время такие вещи были не редкостью, обрезкой денег занимались многие мошенники.

А монеты Германии ценятся тем больше, чем меньше было княжество, их чеканившее. Монеты, скажем, Мекленбурга или Шверина гораздо более интересны и редки, нежели огромной Пруссии или Саксонии.
Легендарный червонец Николая служил пропуском на балы

Интересны и монеты эпохи Николая II, хотя это исторически не такой уж давний период. Среди них тоже есть раритеты, которые стоят больше, чем монеты Петра Первого или Екатерины Второй. Это связано с тем, что выпускались они небольшими тиражами. В частности, можно отметить знаменитые николаевские рубли. Ценятся рубли последних лет его правления, начала 20 века. Потому что в начале его правления, в 90-е годы 19 века, их выпускали в огромном количестве, миллионными тиражами, а вот рублей 1902-1906 годов выпускалось крайне мало. И стоимость этих рублей в сотни раз выше, чем более старых.

А еще в николаевское время выпускались специальные деньги дворцового обихода, например легендарные золотые 25 рублей. Они служили пропуском на царские балы, как бы входным билетом. Тираж таких монет был мизерным, 200-250 штук. До наших дней сохранилось штук десять, которые находятся в Эрмитаже и частных коллекциях. Одно это делает их баснословно дорогими. Николаевские золотые 25 рублей стоят сегодня целое состояние.

Миллионер Корейко


Очень редким считается советский червонец 1923 года. Стоимость его исчисляется тысячами долларов. Как и бумажных денег эпохи НЭПа.

В фильме "Золотой теленок" есть эпизод, когда подпольный миллионер Корейко достает из-под кровати чемодан с деньгами. Если сегодня достать чемодан с подлинными деньгами того периода, тоже можно стать миллионером. Отдельные боны того периода стоят сотни долларов. А уж чемодан таких денег действительно золотой в нашу эпоху.

Редкие монеты проблема хранить


Собственно, редкие монеты, тиражи которых ограничивались двумя-тремя тысячами, достать и хранить очень сложно, может возникнуть масса проблем, поэтому они доступны лишь сильным мира сего. И в Краматорске есть коллекционеры, у которых есть чрезвычайно редкие и ценные монеты, но они предпочитают не называть своих имен. Это люди старшего поколения, начавшие собирать свои коллекции еще в шестидесятых годах.

Коллекционировать стало сложно из-за фальшивок


"Сегодня существует масса подделок-новоделов, которые выдаются за подлинные монеты. Изготовить монеты при современных технологиях не составляет труда, а отличить их практически невозможно. Именно из-за этого сегодня коллекционировать монеты становится все сложнее. Гарантировать подлинность монеты можно лишь при знакомстве с коллекционером, в доме которого она хранилась многие годы, а то и столетия. Например сегодня в Киеве, в общеукраинском обществе коллекционеров что-либо покупать просто нельзя - даром отдашь деньги. Причем тебя не обманут специально, люди могут продать вещь, сами не подозревая, что она не настоящая.

Нагрудные знаки в честь открытия НКМЗ стоят десятки долларов


Фалеристы сегодня в основном коллекционируют нагрудные знаки, ордена и медали советского периода. Медали за взятие, за освобождение или восстановление чего-либо редкими не считаются. А вот знаки ударников первых пятилеток, в частности, НКМЗ, такие как "Отличник тяжелого машиностроения", считаются редкими и ценятся.

Очень редки знаки в честь открытия завода НКМЗ имени Сталина. Их было выпущено всего пять тысяч, на них был изображен прокатный стан и портрет Сталина. Эти знаки непосредственно связаны с историей нашего города, нашей страны.

Орден для Батьки Махно


"В собирании нагрудных знаков советского времени, безусловно, играет определенную роль ностальгия по советским временам. Ведь мы все рождены в СССР. В коллекции, конечно, преобладают те знаки, которые выпускались массово. А вот некоторые советские ордена, такие как орден Ушакова, Нахимова, выпускались всего лишь десятками, так, орденов первой степени было выпущено семидесяти, а второй - восьмидесяти. Ими награждался только высший командный состав советской армии, адмиралы флота. Поэтому найти их практически невозможно, а стоимость их на нумизматическом рынке сегодня исчисляется десятками тысяч долларов.

Очень ценятся первые советские награды, такие как первый советский орден Красного знамени. Кстати, четвертым кавалером этого ордена, после его учреждения, стал: батька Махно. Его наградили за освобождение от белых Мариуполя. А награды брежневской эпохи уже не ценятся. Их было роздано слишком много. Вспомните, как ходил сам Леонид Ильич, увешанный пятью звездами Героя, о чем даже ходили анекдоты".

P.S. "Я лично считаю, что собирание советских орденов и медалей - это не минус, а плюс, потому что это помогает сохранить связь времен, память о том государстве, дух патриотизма, боевой славы наших дедов, а у людей, которые не знают и не ценят истории, практически нет будущего" - завершает Владимир.


Андрей Белобородов
Источник: http://vp.donetsk.ua/statya.php?vstat=2405

Палеонтологи восстановили объемную модель мозга рыбы по окаменелостям возрастом 300 миллионов лет


Построив трехмерную модель окаменевшего содержимого черепной коробки рыбы, пролежавшей в грунте более 300 миллионов лет, палеобиологи пришли к выводу, что предки современных акул уже тогда имели сложное устройство головного мозга, отличающегося большой зрительной долей.

Алан Прадел из Национального музея естественной истории в Париже и соавторы публикации в The Proceedings of the National Academy of Sciences «завладели» самым древним из известных образцов: рыба, изученная учеными, относится к дальним родственникам современных акул и химер. У нее были массивные челюсти, большие глаза, несколько рядов зубов, мощный хвост и большие плавники, оканчивающиеся острыми шипами.

Среди любопытных деталей оловного мозга этих рыб – увеличенная доля, отвечающая за зрение, и вытянутый зрительный нерв. Но в отличие от ушных каналов современных рыб, содержащих три петли для лучшей ориентации и баланса в воде, у изученных рыб оказался только один горизонтальных слуховой канал. Это означает, что рыбы могли слышать только горизонтальные перемещения, и были не в состоянии замечать вертикальные.

Строение окаменелого мозга рыбы оказалось слабо связано со строением черепной коробки, что может заставить ученых в будущем пересмотреть сделанные ранее заключения о строении мозга многих других доисторических животных.

Окаменелости древней рыбы, более всего напоминающей ископаемый вид Sibyrhynchus denisoni, были найдены в Канзасе, США и переправлены во Францию для детального построения трехмерной модели черепной коробки с помощью метода рентгеновской абсорбционной микротомографии в Европейском центре синхротронного излучения. Применив новый метод рентгеновской голотомографии, ученые обнаружили, что внутри окаменелой черепной коробки находится симметричный продолговатый объект, который может являться мозгом.

«Окаменелый мозг — очень редкая находка. К тому же это древнейший из известных нам образцов, — говорит Джон Мейси, куратор отделения палеонтологии Американского музея естественной истории в Нью-Йорке. — Мягкие ткани обладают способностью фоссилизироваться, но обычно нам попадаются мышцы и внутренние органы, скажем, почки».

Мозг был обнаружен в ископаемых останках иниоптеригия, которые сканировались в Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле (Франция). Иниоптеригии были предками современных рыб семейства химеровых (Chimaeridae). Окаменелый мозг сохранился в виде маленького шарика.


«Теперь, когда мы знаем, что мозг может сохраняться в столь древних ископаемых, мы начнем искать его и в других образцах, — отмечает Джон Мейси. — У нас очень мало информации о мозге ранних позвоночных, а познать эволюцию мозга можно только тогда, когда изучаешь историю позвоночных».

Соавторами исследования стали сотрудник французского Национального музея естественной истории Алан Прадель и ученый Европейского центра синхротронного излучения Поль Таффоро.


Рассказ об обнаружении окаменелого мозга будет опубликован в журнале Proceedings of the National Academy of Science.


На фото: Реконструкция внешнего вида иниоптеригия Sibyrhynchus denisoni

Подготовлено по материалам Ассошиэйтед Пресс.

Источники:

http://www.gazeta.ru/news/science/2009/03/03/n_1336802.shtml

http://science.compulenta.ru/406510/?r1=yandex&r2=news

Толстой — наш Конфуций

Россия должна открыть за рубежом сеть институтов Льва Толстого. С такой инициативой выступил ответственный секретарь правления Приморского отделения Общества российско-китайской дружбы Андрей Калачинский. Правление поддерживает его идею и собирается обратиться за поддержкой в правительство РФ.

Ориентиром для приморцев стали институты Конфуция, которые китайцы при прямой поддержке государства открывают по всему миру. В эту глобальную сеть культурно-образовательных центров, создаваемых Китайским государственным комитетом по распространению китайского языка за рубежом, входят уже свыше 200 институтов Конфуция, открытых более чем в 70 странах мира. Миссия этих организаций заключается в том, чтобы способствовать лучшему пониманию Китая и его культуры во всем мире. Для этого институты Конфуция организуют курсы китайского языка, проводят различные конференции, организуют студенческие стажировки в КНР и т. п. Один из таких институтов вот уже более двух лет действует во Владивостоке на базе Дальневосточного государственного университета (ДВГУ), руководит им профессор Конкордия Курилова. В декабре прошлого года на Всемирном съезде институтов Конфуция в Пекине именно институт при ДВГУ был признан лучшим в мире и отмечен специальным дипломом.

Инициативу Андрея Калачинского поддерживает профессор Виктор Ларин — доктор исторических наук, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, в начале февраля избранный председателем правления Приморского отделения Общества российско-китайской дружбы. Он считает, что первый институт Толстого можно было бы открыть в КНР в рамках Года русского языка в Китае, которым объявлен 2009 год. Впоследствии в мире могла бы появиться целая сеть подобных организаций, приобщающих жителей самых разных государств к российской культуре. «Институты Конфуция создаются при прямой поддержке правительства КНР — это государственная программа продвижения китайской культуры в мире. Фактически мы имеем дело с китайской культурной экспансией, — считает Виктор Ларин. — В слово “экспансия” у нас всегда почему-то вкладывают негативный смысл, но любое уважающее себя государство должно заниматься распространением своей культуры за рубежом. Тем более что русские диаспоры существуют по всему миру и создание таких институтов было бы шагом к объединению соотечественников. Этот шаг потребует серьезных усилий и финансовых средств, но дело того стоит».

По словам Виктора Лаврентьевича, России и Китаю еще только предстоит узнать друг друга: «Мы стремимся, чтобы Китай в России знали лучше. Но это движение должно быть направлено в обе стороны, поэтому перед нами стоит задача пропаганды России в Китае. Ведь сколь плохо знают Китай в России, столь же плохо знают и Россию в Китае. У них тоже существуют определенные фобии. Многие знают Россию по Толстому и Достоевскому, по фильму “А зори здесь тихие”, но современной России не знают совсем… Мы регулярно проводим замеры общественного мнения и видим, что эта проблема непонимания существует, хотя в последнее время ее острота несколько снизилась — свою роль здесь сыграли Год Китая в России и Год России в Китае». По мнению ученого, открытие институтов Толстого за рубежом будет способствовать дальнейшему сглаживанию этой проблемы непонимания.

Комментарий эксперта

Виктор Ларин - директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, председатель правления Приморского отделения Общества российско-китайской дружбы

"Толстой — такой же символ России, как Конфуций — Китая. И в то же время — величина, признанная во всем мире. Думаю, в ближайшее время мы выступим с такой инициативой и попробуем заручиться поддержкой правительства РФ".


(по материалам газеты «Владивосток»)
Источник: http://www.expert.ru/news/2009/03/03/tolstoy/

Эскимосский мяч станет символом Чукотки


Производство эскимосских мячей, призванных стать символом Чукотки и способствовать привлечению внимания к туристическому ресурсу региона за его пределами, открылось в Анадыре, сообщил заместитель директора некоммерческого учреждения "Бизнес Центр Чукотки" Андрей Катаев.

"Сегодня перед руководством округа стоит цель создать отрасли экономики региона, способные давать значительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней и эффективно решать проблему занятости коренного населения Чукотки. Одной из этих отраслей должен стать туризм. А для того, чтобы о туристической Чукотке узнал весь мир, необходимо создать свой, яркий, легкоузнаваемый фирменный стиль региона и активно его использовать для продвижения туристического ресурса Чукотки. Так пришла идея сделать главным туристическим символом региона эскимосский мяч", - сказал Катаев.


По его словам, необходимо было найти образ Чукотки с точки зрения узнаваемости и специфичный именно для нее. К тому же этот образ должен был быть новым на фоне уже традиционных - оленя, белого медведя и т.д. Это должна быть своеобразная "матрешка", но в виде изделия, характерного для коренных народов Чукотки. Всем этим требованиям соответствует эскимосский мяч, являющийся элементом культуры не только эскимосов, но и чукчей.

"В декабре в рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса, принятой правительством округа, под эгидой Бизнес Центра Чукотки был представлен бизнес-план. Он был успешно защищен на консультационном совете и получил от департамента финансов грант в размере 350 тысяч рублей. На эти деньги было закуплено сырье и материалы для производства мячиков", - продолжил Катаев.


В результате, по его словам, сейчас удалось открыть производство, на котором в день изготавливается около 40 мячей (цена мяча должна составить около 700 рублей). Одновременно с этим решен важный социальный вопрос - трудоустройства выпускников отделения прикладного искусства Чукотского многопрофильного колледжа. Пока для них в мастерской создано всего восемь рабочих мест, однако в планах с развитием и расширением производства стоит и увеличение количества рабочих мест.

"Конечно, от изготовления мячиков должен быть доход, который планируется направить, прежде всего, на развитие производства. Но главным все-таки является оживление традиционного народного промысла коренных народов. Поэтому сам мяч - это только начало. Ведь в целом проект направлен на изготовление чукотских сувениров и продвижение своих брэндов в России и за рубежом, что будет способствовать популяризации региона", - сообщил Катаев.


С древних времен (образцы мяча найдены в археологических раскопках 1,5-тысячелетней давности) эскимосский мяч был символом солнца, образом вселенной у коренных народов Чукотки.

Старое эскимосское предание гласит, что всю человеческую мудрость Верховный Бог Ворон Кутх вложил в уста женщине и когда приходит ее время, она шьет мяч своей внучке или маленькой девочке, таким образом, передавая ей свои знания.

Старушки шьют мячи только длинными зимними вечерами, чтобы с восходом солнца вручить его внучке. Мячом можно играть только после охоты на нерпу, а добыть ее необходимо старику традиционным способом с помощью копья.

Верхняя и нижняя часть мяча символизируют верхний небесный мир и нижний подземный мир, а четыре боковых части - четыре времени года, четыре стороны света среднего мира, в котором живут люди.

Раньше мяч имел в основном сакральное значение, им начинали играть с наступлением нового промыслового сезона. Появление мяча символизировало начало нового года, наступление нового времени. Бросание мяча в игре друг другу символизирует посыл добра и тепла, а шум камушков внутри мяча призван отгонять все плохое и злое.

Источник: http://www.rian.ru/society/20090303/163694049.html

Фонд Форум будет сотрудничать с Национальным музеем Кореи

Фонд "Форум культуры и искусства Узбекистана" подписал Меморандум с Национальным музеем Кореи. Как сообщила пресс-служба Фонда, Меморандум о культурном и научном обмене и сотрудничестве подписан 23 февраля 2009 года в Ташкенте между Фондом Форумом и Национальным музеем Кореи. Меморандум рассчитан на пять лет и предусматривает развитие дружественных отношений, углубления сотрудничества и взаимной поддержки в области культуры, искусства, образования, сохранения научных исследований, возрождение национальных традиций и донесения объективной информации о национальной культуре, историческом наследии современного искусства народов, пропаганду культурного наследия узбекского и корейского народов путём организации выставок, концертов, международных симпозиумов и конференций, круглых столов и других мероприятий.

Национальный музей Кореи создан в 1908 году как Императорский музей национального быта и является одним из крупнейших музеев мира, фонды которого насчитывают 250 000 экспонатов. Под патронажем музея проводятся археологические раскопки. При нем организованы специальные курсы по истории для молодежи, преподавателей, ученых, туристических гидов. Национальный музей Кореи в рамках своего сотрудничества с общественными организациями подписал договора о совместной деятельности с крупными музеями и учреждениями многих стран мира.

Фонд Форум первым среди общественных организаций на территории СНГ стал официальным партнером Международной организации в области культуры, науки и образования ЮНЕСКО. Меморандум о взаимопонимании между двумя организациями подписан в марте 2007 года в Париже. В 2008 году в Ташкенте были подписаны Меморандумы о взаимопонимании с международными организациями Британский совет, Швейцарское бюро по сотрудничеству при Швейцарском посольстве и китайский общественный фонд им.Сун Цинлинь.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2819) Россия (2730) музей (1065) археология (802) раскопки (719) Украина (446) палеонтологи (429) университет (402) Крым (380) Китай (356) Египет (301) археолог (282) артефакты (265) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Германия (158) Турция (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Казахстан (136) Беларусь (134) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (126) храм (117) Франция (115) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (107) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (98) золото (97) Новгород (94) антропология (94) артефакт (94) Алтай (93) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Азербайджан (73) Канада (73) корабль (71) палеонтолог (71) фараон (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (67) Австралия (64) Киев (63) Монголия (63) монастырь (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) Атлантида (33) мозаика (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)