20 февраля 2009 г.

500 экспонатов пополнили фонды Псковского музея-заповедника

500 экспонатов пополнили фонды Псковского музея-заповедника. Об этом ЦДИ сообщили в Комитете по культуре Псковской области. 19 февраля состоялось плановое заседание экспертной фондово-закупочной комиссии Псковского музея-заповедника.

Комиссия является главным совещательным органом музея по вопросам отбора и приобретения предметов музейного значения для пополнения фондов. Все предметы, поступающие в музей и представляющие историческую и культурную ценность, ставятся на учет по её решению.

Заместитель директора по учетной работе Псковского музея-заповедника Мария Проценко сообщила, что «в результате работы комиссии музей принял более 500 предметов, относящихся к различным периодам отечественной истории». Она отметила, что среди них особый интерес представляет военный китель участника штурма рейхстага, кавалера ордена Боевого Красного Знамени М.И. Минина, и Пушкинский календарь с автографом Алексия II, скульптура К. И. Суворовой «Гиждуванский керамист», предметы археологии из раскопок в городе Пскове.

Добавим, что музей в Пскове открыт в 1876 г. С 1900 г. располагается в Поганкиных палатах - каменной постройке 70-80-х гг. XVII в., принадлежавшей псковскому купцу Сергею Ивановичу Поганкину. Основу коллекции музея составили археологичекие предметы, рукописные и старопечатные памятники, иконы и серебро из псковских церквей и монастырей. В годы Второй мировой войны часть коллекций была утрачена. В 1986 г. музей стал Псковским государственным объединенным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Имеет 14 филиалов в 10 районах области и архитектурные памятники города и области, в т.ч. музеи-усадьбы Римского-Корсакова, Мусоргского, Ковалевской, мемориальные квартиры академика Виноградова, архитектора Спегальского, храмы с фресками XIV - XV вв., крепостные сооружения.

Музей организует научные конференции, праздники и тематические мероприятия, участвует в международных и отечественных музейных проектах. Музей является учредителем воссозданного общества Святой Ольги.

Сезон украинской культуры, посвященный 200-летию Гоголя, открывают завтра в Екатеринбурге

Серия мероприятий, знакомящих горожан с украинской культурой, проходит в библиотеке имени Герцена в течение февраля и марта. Сезон украинской культуры приурочен к 200-летию Николая Васильевича Гоголя.

ЕКАТЕРИНБУРГ. 20 февраля. Торжественное открытие сезона украинской культуры, посвященного 200-летию со дня рождения писателя Николая Васильевича Гоголя, чье детство и юность прошли на Украине, состоится завтра в 15 часов в Центральной городской библиотеке имени Герцена.

Как сообщили АПИ в муниципальном объединении библиотек, в праздничной программе открытия «Сезона украинской культуры» примут участие представители Украинской национально-культурной автономии, проживающие в Екатеринбурге. Вступительное слово будет предоставлено председателю автономии Стефану Паняку. Стихотворениями Леси Украинки и Тараса Шевченко, а также рассказом о народных традициях продолжит встречу Николай Кернесюк. Своими мыслями о том, какое влияние оказывает на автора его Родина, поделится писатель Александр Папченко. В исполнении хора «Свитанок» («Зорька») прозвучат песни на украинском языке.

В заключение программы учащиеся лицея №180 покажут инсценировку по повести Гоголя «Ночь перед рождеством». Приятным дополнением праздничного открытия станет дегустация украинских национальных блюд.

«Сезон украинской культуры» проходит в Герценке в феврале-марте. Посетителей библиотеки ждут выставки, встречи, концерты, которые организуются совместно с украинским обществом. Сезон приурочен к юбилейной дате — 200-летию со дня рождения Гоголя.

Организаторы программы хотят показать культуру, историю, этнографию украинского народа, познакомить посетителей библиотеки с талантливыми людьми, носителями народных традиций, живущими в Екатеринбурге.

Сезон по традиции сопровождается экспозициями, на которых представлены экспонаты, предоставленные жителями уральской столицы: предметы украинской одежды, быта, интерьера, образцы национальной вышивки, старые фотографии, уникальные авторские куклы по мотивам произведений Гоголя.

В зале мировой культуры можно также познакомиться с книгами и альбомами на украинскую тему из фондов библиотеки, среди них редкая иллюстрированная энциклопедия произведений Николая Гоголя 1953 года издания.

В Адыгее найдены два дольмена при проведении земельных работ

Два дольмена найдены в Майкопском районе Адыгеи между монастырем и хутором Веселый во время работ по добыче нерудных материалов.

По словам доцента исторических наук, заведующего отделом археологии АРИГИ, заслуженного деятеля искусств Адыгеи Нурбия Ловпаче, дольмены были возведены 2100 лет назад и относятся к 3-2 тысячелетиям до нашей эры. В подтверждение теории московского исследователя Кавказских дольменов В. Морковина, найденные дольмены ориентированы на солнце и русло реки.

"Плиты дольменов экскаватором и бульдозером были повреждены, но подлежат восстановлению. Уже сегодня можно судить о том, что принцип их строения – пирамидальный, поскольку наблюдается явное сужение: длина нижней плиты составляет 1,9 м, верхняя – 1,5 м", — сказал Н. Ловпаче.

На месте редкой находки в эти дни работают ученые и специалисты Госинспекции по охране памятников истории и культуры, куда были переданы древние предметы быта и украшения, найденные в дольменах.

"Один из дольменов, скорее всего, является женским погребением. Под плитами дольменов мы обнаружили осколки керамических изделий, 1 керамический сосуд, шило и 5 уникальных ювелирных украшений из бронзы. Это большое везение, поскольку в основном исследование дольменов говорит об аскетичных ритуалах погребения", — отметил Н. Ловпаче.


Он также добавил, что более детальное исследование захоронения будет проводить летом кандидат исторических наук М. Гаврилов. Скорее всего, обнаруженные дольмены являются частью ансамбля, поэтому в данном районе можно найти еще не менее семи дольменов.

Источник: ЮГА.ру http://www.yuga.ru/news/146910/

Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции




c 25 февраля по 10 мая, Ярославская область, Ярославский Художественный музей представляет проект "Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции". Проект посвящен 1000-летию Ярославля. Отмечен Губернаторским грантом в 2006 году.

Проект проходит в рамках межрегиональной культурной программы "Дружеское послание", над которой Ярославский Художественный музей работает с 1994 года. За это время состоялись выставки "Мир Прекрасной дамы", "Русскому воинству", "Бубновый валет. Путь на Запад? Путь к себе?", "Искусство ярославской и костромской земель" и другие. Особенностью этих выставок является то, что произведения собираются из коллекций разных музеев и от частных владельцев, причем вещи берутся, как правило, из запасников. Часто это становится первой публикацией памятника. Межмузейное сотрудничество позволяет объединять не только вещи, но и научный потенциал музеев, что влияет на качество выставок и повышает интерес зрителей к ним. Выставки показываются не только в Ярославском Художественном музее, но и в других городах – Санкт-Петербурге, Вологде, Костроме, Иванове, Москве. Проект "Провинциальный идеализм" включает выставки, каталог и проведение в Ярославском Художественном музее круглого стола "Ярославцы вспоминают…" и конференции "Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной традиции".

Проект "Провинциальный идеализм. Город. Три века художественной культуры" был открыт в 2008 году выставками, представленными в музеях Переславля-Залесского и Рязани. Выставка в Ярославском Художественном музее впервые представляет этот проект в полном объёме.


Содержание уникальной выставки отражает её каталог, представляющий сведения о произведениях, созданных горожанами на протяжении XVIII–XX веков вне академических норм и выучки профессиональной столичной школы. Ярославль – один из древнейших городов России, с почти тысячелетней историей, с богатейшими, самобытными культурными и художественными традициями. Это современный развивающийся город, художественная жизнь которого уникальна как результат неповторимых исторических обстоятельств его судьбы и типична, поскольку на его судьбу проецировались общие процессы истории страны. Родственны Ярославлю своей историей и культурой старинные города края: Ростов, Углич, Переславль-Залесский, Рыбинск.

В изучении художественных традиций городов ярославского края, в осмыслении хранящихся в них пластов художественной памяти уже много сделано, особенно в отношении средневековой культуры и ярославских портретов XVIII-первой половины XIX веков. Выставки 1980-х годов в Москве, Ленинграде, Ярославле и других городах, издание каталогов, альбомов помогли утвердить их художественную ценность, самобытность и историческую значимость. Однако в 1990-2000-х годах были выявлены и отреставрированы целые комплексы неизвестных доселе произведений живописи XVIII–XIX веков.

Впервые показанные на данной выставке, эти возрожденные полотна существенно расширяют и обогащают наши представления о городском искусстве своего времени. В окружении произведений других жанров по-новому воспринимается прославленный ярославский купеческий портрет, в общем хоре обретая и почву, и поддержку. Кураторы проекта поставили своей задачей показать произведения, которые создавались горожанами на протяжении XVIII–XX веков вне академических норм и выучки профессиональной столичной школы: работы художников, выходцев из ремесленной среды, "самостийное" творчество горожан для себя и своих близких, картины забытых самодеятельных живописцев, произведения современных наивов. Для показа широкого исторического художественного контекста жизни города были совмещены произведения разного художественного уровня. С помощью частных коллекционеров удалось собрать чудом сохранившиеся "самодеятельные" полотна 1920-40-х годов и даже образцы в прошлом популярного на рынках живописного китча. Начиная с 1960-х годов, в художественной жизни Ярославля ярко заявили о себе художники-наивы, творчество которых получило признание в России и за рубежом: Виталий Мельников, Владимир Булкин, Герман Блинов, Олег Антонов, Ирина Красильникова, Николай Попов.

Нераздельность искусства и жизни в идеальных представлениях провинциального сознания ясно просматривается на всех уровнях и этапах развития культуры и искусства провинциального города. Это позволяет на выставке рассмотреть "стиль искусства" и "стиль жизни" в сопоставлении основного художественного материала с дополняющим его бытовым предметным рядом и аутентичной фотографией. Авторский коллектив выражает искреннюю благодарность губернатору Ярославской области (1994-2007) А.И. Лисицыну, а также музеям, коллекционерам и художникам, нашим коллегам и спонсорам за помощь и поддержку в реализации данного проекта.

Кураторы проекта: Искусствоведы Ярославского Художественного музея – Людмила Яновна Битколова, Ирина Николаевна Кулешова, Людмила Николаевна Макарова.

В подготовке и реализации проекта приняли участие:

Музеи: Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль", Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник,

Угличский историко-художественный музей, Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ярославский Художественный музей, "Дом Муз" (Ярославль)

Частные коллекционеры: Ильины Александр Васильевич и Ольга Николаевна, Ярославль, Никонов Сергей Викторович, Ярославль, Павлов Вячеслав Иванович, Москва, Рожков Олег Георгиевич, Ярославль, Соловьева Марина Александровна, Ярославль, Хрусталев Олег Викторович, Ярославль

Художники: Красильникова Ирина Алексеевна, Ярославль, Крюков Иван Васильевич, Ярославль, Попов Николай Дмитриевич, Ярославль, Блинов Герман Владимирович, Ярославль,

Спонсоры: Ильин Александр Васильевич, Красильниковы Ирина Алексеевна и Борис Александрович, Попов Николай Дмитриевич

На фотографиях:
Неизвестный художник. Вид паровой мельницы. Ярославль. 1895 ЯХМ
Неизвестный художник. Встреча. (Охотничья сцена) первая половина 19 в ЯХМ
Неизвестный художник. Вид города Романов-Борисоглебский со стороны Волги 1840-1850 ЯХМ

Информация, аккредитация СМИ – Марина Полывяная
т/ф. /4852/ 727-838, artmuseum@adm.yar.ru

www.museum.ru/N35806

»» Ярославский художественный музей
Адрес: Ярославская область, г. Ярославль, Волжская наб., 23
Проезд: Проезд к Организации /указать виды транспорта и номера маршрутов от ближайшего крупного нас. пункта и внутри города/ Троллейбусом № 1, 9 до ост. "Красная площадь"_или "Советская улица", далее пешком по Волжской набережной
Телефоны: (4852) 30-35-04
URL: artmuseum.yar.ru
EMail: artmuseum@adm.yar.ru

Молодые архангелогородцы посетили древнюю Северную обитель – Николо-Корельский монастырь


Вчера, 19 февраля, группа учащихся воскресной школы Свято-Троицкого храма города Архангельска под руководством иерея Андрея Чернушенко совершили паломничество в древний Николо-Корельский монастырь, находящийся на территории ОАО «ПО «Севмаш» - крупнейшего в России судостроительного комплекса.

Северное машиностроительное предприятие - это единственная верфь в стране, главная задача которой – строительство атомных подводных лодок для ВМФ. Завод с территорией более 300 га объединяет в своей структуре более 100 подразделений. На градообразующем предприятии Северодвинска работает более 25 тысяч человек.

Поскольку предприятие закрытое, попасть в монастырь каждому желающему невозможно. Поэтому прихожанами древнего Свято-Никольского храма в основном являются сотрудники Севмаша. Богослужения (Божественная литургия, Всенощное бдение) в храме совершаются по воскресным и праздничным дням, а также каждый четверг в обеденный перерыв специальный автобус собирает верующих сотрудников с объектов предприятия и привозит на краткие богослужения (молебны, акафисты).

Кстати, строения бывшего Николо-Корельского монастыря в настоящее время находятся на попечении предприятия, а Свято-Никольский храм по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона имеет статус заводского. Настоятель храма – иерей Александр Шестаков.

Прихожанам Свято-Троицкого храма удалось договориться с руководством Севмашпредприятия о посещении Николо-Корельского монастыря и об экскурсии по территории завода.

Сначала экскурсантам-паломникам показали огромный авианосец «Викрамадатья», который северодвинцы сейчас переоборудуют для вооруженных сил Индии. Кроме того, состоялась экскурсия по севмашевскому музею.

А затем наступила самая важная часть – ребят привезли в Свято-Никольский храм, где в это время как раз читался акафист святителю Николаю. После акафиста юным паломникам рассказали историю этого древнего северного монастыря и напоили чаем.

Фото: www.sevmash.ru
Пресс-служба Архангельской епархии
20.02.2009 - http://www.arh-eparhia.ru/articles.php?id=8316

Госкомитет Армении по науке выделил средства на исследования в Шенгавите с участием американских археологов

Научно-исследовательский центр историко-культурного наследия министерства культуры Армении в этом году под патронажем государства проведет археологические раскопки в районе Шенгавита. Об этом Арменпрессу сообщил директор Центра Акоп Симонян, передает GHN.

Госкомитет по науке выделил специально средства на комплексные исследования в Шенгавите с участием американских археологов.

В марте-апреле этого года Центр примет участие в Международных конференциях в Турции и Туркменистане.

По словам А.Симоняна, это прекрасная возможность представить на мировой арене древнюю армянскую культуру. Директор Центра выступит с докладами и в Турции, и в Туркменистане.

Реликвии Донского побоища




Российские историки выпустили каталог, где собраны вещественные доказательства реальности битвы на Куликовом поле. Как сказали на презентации каталога археологи, для них вопрос, было ли сражение, давно уже закрыт.

Государственный исторический музей и Государственный музей-заповедник «Куликово поле» представили на прошлой неделе издание «Реликвии Донского побоища. Каталог находок на Куликовом поле».

«Альтернативы»
В наш век сомнения и ниспровержения всего ниспровергатели, разумеется, не обошли вниманием и Куликовскую битву. Причем, все они базируются на одном предположении: якобы, на месте битвы вообще не найдено никаких ее вещественных подтверждений. А дальше всяк рассуждает по-своему. Кто заявляет, что битвы не было вообще, а кто-то, как приснопамятные Носовский и Фоменко, переносит ее в другое место. Последние, кстати, вообще отправили всех биться на московские Кулишки (метро «Китай-город») - очевидно, чтобы после сражения людям было удобнее добираться домой.

Ничего удивительного
Ничего удивительного в том, что находок мало, нет. Победители собирали все оставшееся на поле боя оружие. Ни одна средневековая битва не сохранила до нас в земле обилия вещей, свидетельствующих о давнем кровопролитии. Как пишет историк А. Е. Петров в ответ на построения Фоменко, «это относится к таким битвам, как сражения на р. Вожа, р. Ворскла, р. Пьяна, Грюнвальдская битва, битва при Креси, и многим другим сражениям Средневековья. Не означает же это, что всех этих столкновений не было?».

Находки Нечаева
Утверждения о том, что находок нет совсем, безосновательны. Археология Куликова поля берет свое начало еще в XIX веке, когда на этом месте располагалось поместье декабриста С. Д. Нечаева. Нечаев собрал достаточно внушительную коллекцию вещей, найденных при распашке крестьянами поля. Часть коллекции декабрист подарил друзьям, часть передал в музеи, и после революции сведения о большей части находок утрачены. Впрочем, как говорят специалисты, кое-что можно отыскать и атрибутировать.

Современная археология Куликова поля
А с 80−х годов XX века началось систематическое изучение поля современными методами археологии, в том числе при помощи металлоискателей. И находки есть - каждый новый сезон приносит новые вещи XIV века. Причем, почти всегда это вооружение. И если учесть, что люди ушли из этого региона минимум лет за 20 до событий 1380 года, то наиболее естественным объяснением находок предметов вооружения профессиональных воинов станет именно то, что здесь произошло сражение. А если нанести находки на карту, можно заметить серьезное сгущение их плотности. Судя по всему, здесь и был центр битвы.

Разумеется, вопросов еще много, обследована далеко не вся площадь поля. Но авторы книги надеются, что лет через пять им придется выпускать новое, более толстое издание каталога.

Программе Google Ocean удалось найти «Атлантиду»


Программа Google Ocean помогла ученым обнаружить удивительную решетчатую систему размером с Уэльс, похожую на аэронавигационную карту некоего города, на дне океана примерно в 1000 км от западного побережья Африки, недалеко от Канарских островов. Некоторые историки и археологи полагают, что на этом месте мог располагаться мифический город-остров Атлантида.

Первым данное наблюдение сделал военно-морской инженер Берни Бэмфорд из английского города Честер, пишет газета The Daily Mail. По словам куратора исторической археологии при Университете Нью-Йорка, доктора Чарльза Орсера, оно заслуживает самого пристального внимания, несмотря на то, что вышеупомянутая система может оказаться чисто геологическим образованием.


Впервые Атлантида упоминается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий». По данным древнегреческого философа, остров ушел под воду в 9600 году до Р.Х. по современному летосчислению в результате крупного природного катаклизма. Площадь описываемого Платоном острова составляет примерно 530×350 км.

Впоследствии официальные лица Google заявили, что данные линии на океанском дне образовались из-за сонаров, которые спускали с исследовательских судов для изучения этой местности.

В этой связи можно упомянуть, что недавно с помощью программы Google Earth был обнаружен остров, своими очертаниями напоминающий сердце, каким его изображают влюбленные.

Фото взято с сайта Daily Mail. Источник: Prian.ru - http://prian.ru/news/13538.html

К справке: Атлантида (греч. Ἀτλαντίς) — легендарная земля (остров-призрак, архипелаг или даже континент), опустившаяся на морское дно в результате землетрясения либо другого катаклизма, вместе со своими жителями — атлантами. Впервые упоминается у Платона в диалогах «Тимей» и «Критий». На данный момент в научных кругах считается либо полностью выдуманным Платономмифом, либо — мифом, сочинённым на основе воспоминаний о какой-то древней катастрофе, предположительно прорыве средиземноморских вод в Черное море в конце 4 тысячелетия до н. э. или извержении вулкана на острове Санторин в середине XV в. до н. э. При этом, в кругах околонаучных Атлантида является предметом самых разнообразных гипотез. Атлантида стала также популярным объектом художественного творчества, фантастических произведений.

История мифа

Диалоги Платона

Все сведения об Атлантиде содержатся у Платона в двух диалогах: «Тимей» (кратко) и «Критий» (более развёрнуто).

Диалог «Тимей» начинается рассуждениями Сократа и пифагорейца Тимея о наилучшем государственном устройстве. Вкратце описав идеальное государство, Сократ жалуется на абстрактность и схематичность полученной картины и выражает желание «послушать описание того, как это государство ведёт себя в борьбе с другими государствами, как оно достойным его образом вступает в войну, как в ходе войны его граждане совершают то, что им подобает, сообразно своему обучению и воспитанию, будь то на поле брани или в переговорах с каждым из других государств». Откликаясь на это пожелание, третий участник диалога, афинский политический деятель Критий излагает рассказ о войне Афин с Атлантидой, якобы со слов своего деда Крития-старшего, который, в свою очередь, пересказал ему рассказ Солона, услышанный последним от жрецов в Египте. Смысл рассказа таков: некогда, 9 тысяч лет назад, Афины были наиболее славным, могущественным и добродетельным государством. Главным их соперником была упомянутая Атлантида. «Этот остров превышал своими размерами Ливию и Азию, вместе взятые». На нем возникло «удивительное по величине и могуществу царство», владевшее всей Ливией до Египта и Европой до Тиррении (запад Италии). Все силы этого царства были брошены на порабощение Афин. Афиняне встали на защиту своей свободы во главе эллинов; и хотя все союзники им изменили, они одни благодаря своей доблести и добродетели отразили нашествие, сокрушили атлантов и освободили порабощённые ими народы. Вслед за тем, однако, произошла грандиозная природная катастрофа, в результате которой за одни сутки погибло все войско афинян, а Атлантида погрузилась на дно морское.

Диалог «Критий», с теми же участниками, служит непосредственным продолжением «Тимея» и целиком посвящён рассказу Крития о древних Афинах и Атлантиде. Афины тогда (до землетрясения и наводнения) были центром большой и необычайно плодородной страны; они были населены добродетельным народом, пользовавшимся идеальным (с точки зрения Платона) государственным устройством. А именно, всем распоряжались правители и воины, жившие отдельно от основной земледельческо-ремесленной массы на Акрополе коммунистической общиной. Скромным и добродетельным Афинам противопоставляется надменная и могущественная Атлантида. Родоначальником атлантов, по Платону, был бог Посейдон, сошедшийся со смертной девушкой Клейно, родившей от него десять божественных сыновей во главе со старшим, Атлантом, между которыми он и разделил остров и которые стали родоначальниками его царских родов. Центром острова являлся холм, расположенный в 50 стадиях (8-9 километрах) от моря. Посейдон для защиты обнёс его тремя водными и двумя сухопутными кольцами; атланты же перекинули через эти кольца мосты и прорыли каналы, так что корабли могли по ним подплывать к самому городу или, точнее, к центральному острову, имевшему 5 стадиев (несколько менее километра) в диаметре. На острове возвышались храмы, выложенные серебром и золотом и окружённые золотыми статуями, роскошный царский дворец, а также были заполненные кораблями верфи и т. д., и т. п. «Остров, на котором стоял дворец, (…) а также земляные кольца и мост шириной в плетр (30 м.) цари обвели круговыми каменными стенами и на мостах у проходов к морю всюду поставили башни и ворота. Камень белого, чёрного и красного цвета они добывали в недрах срединного острова и в недрах внешнего и внутреннего земляных колец, а в каменоломнях, где с двух сторон оставались углубления, перекрытые сверху тем же камнем, они устраивали стоянки для кораблей. Если некоторые свои постройки они делали простыми, то в других они забавы ради искусно сочетали камни разного цвета, сообщая им естественную прелесть; также и стены вокруг наружного земляного кольца они по всей окружности обделали в медь, нанося металл в расплавленном виде, стену внутреннего вала покрыли литьём из олова, а стену самого акрополя — орихалком, испускавшим огнистое блистание».

Вообще, Платон уделяет очень много места описанию неслыханного богатства и плодородия острова, его густонаселённости, богатого природного мира (там, по Платону, обитали даже слоны) и т. д

До тех пор, пока в атлантах сохранялась божественная природа, они пренебрегали богатством, ставя превыше его добродетель; но когда божественная природа выродилась, смешавшись с человеческой, они погрязли в роскоши, алчности и гордыне. Возмущённый этим зрелищем, Зевс задумал погубить атлантов и созвал совещание богов… На этом диалог — во всяком случае, дошедший до нас текст — обрывается.

В этом описании нетрудно разглядеть платоновские идеалы и окружающую Платона действительность. В «Тимее» моделируется ситуация греко-персидских войн, но в идеализированном виде; афиняне, победившие надменных атлантов — не реальные афиняне V века со всеми их недостатками, а идеальные добродетельные мудрецы, отчасти напоминающие спартанцев, но нравственно гораздо выше их; свой подвиг они совершают в одиночку, ни с кем не деля славы, и при этом не пользуются победой для создания собственной империи (как поступили реальные афиняне V века), а великодушно предоставляют свободу всем народам. Зато в описании Атлантиды присутствуют черты ненавистной Платону Афинской морской державы с её неутомимым стремлением к богатству и могуществу, постоянной экспансией, предпринимательским торгово-ремесленным духом и т. д.

Как полагают, первоначальной целью Платона было обличить атлантов, изобразив их целиком отрицательным примером алчности и гордыни, порождаемых богатством и погоней за могуществом — в своём роде антиутопию, противопоставляемую утопическим Афинам; но, начав описывать Атлантиду, Платон увлёкся и по чисто художественным причинам создал притягательный образ роскошной и могучей державы, так что Атлантида, в качестве утопии, совершенно затмила бледный очерк бедных и добродетельных Афин. Не исключено, что именно это несоответствие замысла и результата и явилось причиной того, что диалог не был закончен.

Другие античные авторы

Современные атлантологи склонны соотносить к упоминаниям об Атлантиде рассказы об атлантах — африканском (очевидно берберском) племени в горах Атласа, о котором говорят Геродот, Диодор Сицилийский и Плиний Старший; эти атланты по их рассказам не имели собственных имён, не видели снов и в конце концов были истреблены своими соседями троглодитами; Диодор Сицилийский сообщает ещё, что они воевали с амазонками. Что же до собственно Атлантиды, то ходячее мнение сводилось к фразе (приписываемой Аристотелю), что «(сам же) создатель и заставил её исчезнуть». Против этого мнения выступал Посидоний, который, интересуясь фактами оседания суши, на этом основании нашёл рассказ правдоподобным (Страбон, География, II, 3.6). Во II в. Элиан, бывший, собственно, лишь безответственным собирателем анекдотов, среди прочего сообщает, как одевались цари атлантов, чтобы подчеркнуть своё происхождение от Посейдона; скорее всего этот рассказ — плод чьей-то необузданной фантазии. В V в. неоплатоник Прокл, в своих комментариях к «Тимею», рассказывает о последователе Платона Кранторе, который около 260 г. до н. э. специально посетил Египет с целью узнать об Атлантиде и якобы видел в храме богини Нейт в Саисе колонны с надписями, рассказывающими её историю. Кроме того он пишет: "То, что остров такого характера и размеров некогда существовал, явствует из рассказов некоторых писателей, которые исследовали окрестности Внешнего моря. Ибо, по их словам, в том море в их время было семь островов, посвященных Персефоне, и также три других острова огромных размеров, один из которых был посвящён Плутону, другой Аммону, а затем Посейдону, размеры которого составляли тысячу стадиев (180 км.); и жители их — добавляет он — сохранили предания, идущие от их предков, о неизмеримо большем острове Атлантиде, которая действительно существовала там и которая в течение многих поколений правила всеми островами и точно так же была посвящена Посейдону. Ныне Марцелл описал это в «Эфиопике»". Этот Марцелл из других источников неизвестен; полагают, что его «Эфиопика» — попросту роман.

Гипотезы существования

Атлантида — выдумка Платона

Наиболее распространённое среди историков и особенно филологов мнение: повествование об Атлантиде — типичный философский миф, образцами которых пестрят диалоги Платона. Действительно, Платон, в отличие от Аристотеля и тем более историков, вообще никогда не ставил своей целью сообщение читателю каких-то реальных фактов, но только идей, иллюстрируемых философскими мифами. В той мере, в которой рассказ проверяем, он опровергается всем имеющимся археологическим материалом. Действительно, нет никаких следов какой-либо развитой цивилизации в Греции или на западе Европы и Африки, ни в конце ледникового и послеледникового периодов, ни в последующие тысячелетия. Показательно при этом, что сторонники историчности Атлантиды игнорируют в диалогах всю проверяемую часть (включая играющую важнейшую роль тему афинской цивилизации) и сосредотачивают свои исследования исключительно на непроверяемой. Далее, источником сведений объявляются египетские жрецы (слывшие в Греции хранителями таинственной древней мудрости); однако среди множества древнеегипетских текстов не обнаружено ничего, хоть отдалённо напоминающего рассказ Платона. Все имена и названия в тексте Платона — греческие, что также свидетельствует скорее в пользу сочинения их Платоном, нежели воспроизведения им каких-либо древних преданий. Правда, Платон объясняет это тем, что Солон-де переводил «варварские» имена на греческий язык; но подобное обращение с именами в Греции никогда не практиковалось.

Кроме того, Атлантида идеально вписывалась в платоновскую схему инволюции политических форм - их постепенному переходу к более примитивным формам существования. По мнению Платона, сначала в мире правили цари, затем аристократы, затем народ (демос) и, наконец, толпа (охлос). Власть аристократии, народа и толпы Платон последовательно находил в истории греческих полисов. Но власти "богоподобных царей", создавших могучие державы, он найти в Греции не мог. В этом смысле Атлантида идеально вписывается в логику философской теории Платона.

Что касается гибели Атлантиды, то очевидно, что, сочинив эту страну, Платон должен был уничтожить её просто для внешнего правдоподобия (чтобы объяснить отсутствие следов такой цивилизации в современную эпоху). То есть картина гибели Атлантиды диктуется целиком внутренними задачами текста.

Наиболее правдоподобная гипотеза об источниках рассказа называет два события, произошедшие при жизни Платона: поражение и гибель афинской армии и флота при попытке завоевания Сицилии в 413 г. до н. э., и гибель городка Гелика на Пелопоннесе в 373 г. до н. э. (Гелика была затоплена в одну ночь в результате землетрясения, сопровождавшегося наводнением; в течение нескольких веков ее остатки хорошо просматривались под водой).

Атлантида в Атлантическом океане

Геракловыми столпами (калька финикийского «столбы Мелькарта») в античности всегда назывался Гибралтарский пролив (а непосредственно — скалы Гибралтар и Сеута). Таким образом, Платон помещает Атлантиду непосредственно за Гибралтарским проливом, недалеко от побережья Испании и нынешнего Марокко. Марокко у греков, как страна на крайнем Западе — местопребывание титана Атланта (Атласа), к имени которого восходят название океана и хребта Атлас; несомненно, к нему же восходит и название Атлантиды -"страны Атланта" (в более позднем диалоге «Критий» Платон называет Атлантом первого царя страны и от него выводит имя; но первоначально, видимо, название подразумевало просто «страну, лежащую на крайнем Западе»).

К этим же соображениям апеллировали наиболее последовательные из сторонников реального существования Атлантиды, указывая, что согласно Платону она могла находиться только в Атлантическом океане и нигде иначе. В частности, они отмечали, что только в Атлантическом океане может поместиться земля размеров, описанных Платоном — центральный остров 3000×2000 стадиев (530×350 км.), и несколько крупных сопутствующих островов.

Атлантида в Средиземном море

Некоторые исследователи полагают, что Платон ошибся в указании площади Атлантиды. Если принять площадь Атлантиды на порядок меньшей, её можно ассоциировать с островом Крит в Средиземном море. Существовавшая на Крите древняя минойская цивилизация действительно была уничтожена природным катаклизмом.

Циркумпонтийский регион (Черное море)

Существует гипотеза, в которой указанные Платоном 9000 лет интерпретируются как 9000 сезонов по 121—122 дня. В этом случае события, связанные с Атлантидой могут быть отнесены к концу IV тысячелетия до нашей эры и привязаны к таким событиям как распад индоевропейской общности и начало широкомасштабной индоевропейской экспансии. Географически все эти события привязаны к регионам, прилегающим к Чёрному морю, уровень которого в этот период катастрофически повысился почти на 100 метров в связи с прорывом Босфора средиземноморскими водами. Наиболее очевидными следами этой катастрофы являются как само название моря, так и его уникальная двухслойная структура (см. монографию Аноприенко А. Я. «Атлантида и индоевропейская цивилизация»).

Сухопутные гипотезы

Одна из гипотез утверждает, что Антарктида и есть погибшая Атлантида. Эта гипотеза подробно описана в книге известного писателя Грэма Хэнкока "Следы богов". По мнению автора Антарктида была сдвинута в область южного полюса в результате литосферного сдвига. А до этого находилась ближе к экватору и не была покрыта льдом.

Эта же гипотеза звучит в юмористическом рассказе Михаила Успенского "Семь разговоров в Атлантиде"

Замаскированное описание

Данная теория выдвинута сторонниками «новой хронологии» и утверждает, что проблема Атлантиды имеет непосредственное отношение к проблеме научности исторической хронологии. Эта теория подробно описана в книге «Открытая Атлантида?», автором которой является писатель под псевдонимом Игорь Кузьмин.

Согласно предположению автора «Критий» Платона и утопические произведения Мора, Кампанеллы и Бэкона в конспиративном виде описывают Русско-Ордынскую Империю — государство, существование которого академическая наука не признаёт. При этом Платон отождествляется с Плотином и Плетоном.

Атлантида в Андах

Атлантида — плато Альтиплано в Южной Америке. Теория была представлена в книге "Atlantis: The Andes Solution" Джимом Алленом (Jim Allen). Теория строится на нескольких доводах.

высокая точность совпадения между спутниковыми фотографиями местности и древними описаниями. Подсчёты основывались на предположении о научном происхождении мер длины. Греческий стадий по этой теории отличался от атланского из-за широты расположения местности.
соответствие современным теориям в геологии, так как не основывается на мифических островах и континентах, которые не могли находиться в районе Атлантического океана.
наличие геологических образований на плато, которые из-за многих факторов воспринимаются некоторыми исследователями как следы деятельности человека. Образования с высокой точностью соответствуют описаниям столицы Атлантиды.
развитая культура множества народов Южной Америки, точность их астрономических познаний и качество постройки многих сооружений косвенно свидетельствуют о существовании крупной цивилизации.
природные катаклизмы с наводнениями в этой местности приводили к гибели достаточно развитых поселений, о чём свидетельствуют археологические находки и множество легенд. Эти данные могли быть неверно истолкованы при пересказах и стать основой для современных мифов об Атлантиде.

Влияние на культуру

  • Падение Атлантиды — сюжет фантастической картины французских барочных живописцев, известных под коллективным псевдонимом Монсу Дезидерио (XVII в.)
  • В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лет под водой» капитан Немо показывает профессору Аронаксу остатки зданий Атлантиды на дне Атлантического океана; они совершают прогулку по океанскому дну в водолазных костюмах.
  • В 1910-е-1920-е годы гипотеза об Атлантиде как колыбели человеческой культуры была в моде и отразилась в работах поэта Валерия Брюсова, автора трактата об атлантах «Учители учителей».
  • В «Аэлите» Алексея Толстого предложена версия атлантской праистории человечества. В романе говорится со слов марсиан, что раса атлантов делилась на семь народов. Центром Атлантиды был город Ста Золотых Ворот, который построили негры из племени Земзе. Потом гегемонию над Атлантидой завоевали краснокожие под предводительством Уру. Краснокожих сменили клювоносые хитрые «сыны Аама» (Адама?), построившие подземный храм Спящей Головы Негра. Новые властители Атлантиды построили второй великий город — Птитлигуа. Они строили пирамиды и приносили солнцу человеческие жертвы. Сынов Аама сокрушили монголоидные учкуры, ведомые безумной Су Хутам Лу. Первым из городов атлантов пал Туле. Но новая кровь дала новый импульс цивилизации Атлантов. Были построены семь чудес света: лабиринт, колосс в Средиземном море, столбы на запад от Гибралтара, башня звездочётов на Посейдонесе, сидящая статуя Тубала и город Лемуров на острове Тихого океана. Атлантида опустилась на дно 20 тысяч лет назад в результате страшного землетрясения, но часть атлантов — магацитлы — переселились на Марс.
  • В книге английского оккультиста Джеймса Чёрварда «Затерянный континент Му» (1926) Атлантида является колонией высокоразвитой расы тихоокеанского континента.
  • В романе «Маракотова бездна» (The Maracot Deep) (1929) Артура Конан Дойля профессор Маракот с двумя своими спутниками достигает на батискафе дна глубокой атлантической впадины и там обнаруживает популяцию людей, живущих в герметических подземных помещениях, дышащих кислородом, выработанным из воды, и очень комфортно обустроивших своё существование. Оказалось, что они — потомки жителей Атлантиды, в древности хорошо подготовившихся к катаклизму, погубившему их континент, и, таким образом, выживших.
  • Историю Атлантиды использовал Толкин, Джон Рональд Руэл как основу для сюжета о Нуменоре — затонувшей прародины высших людей — эдайн (Основные персонажи этой подрасы Элендил, его потомки, Арагорн). На одном из вымышленных языков Средиземья (в т. Квеньи) Нуменор так и назывался — Атала́нтэ (квен. Atalantë, «Падший»). [Квенья, Квенийский, Высокий Эльфийский]
  • Фантаст Александр Беляев в повести "Последний человек из Атлантиды» описал существование и гибель Атлантиды в результате тектонической катастрофы. Описанная в повести цивилизация поклоняется Посейдону.
  • В повести Кира Булычёва «Конец Атлантиды» из цикла «Приключения Алисы», Атлантида оказывается базой инопланетных пришельцев, столетиями наблюдающих за Землёй.
  • В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» описывается гимназист Степан «Атлантида», которого прозвали так из-за мечты отыскать этот затонувший материк, откачать воду и установить там социализм.
  • В романе Анчарова «Самшитовый лес» археолог и тайный атлантолог Аркадий Максимович находит древний документ, повествующий об Атлантиде; позже, в ходе научной дискуссии, главный герой романа Сапожников доказывает, что Атлантида должна была существовать — только её существованием и последующим исчезновением можно объяснить многие загадки и неувязки в истории и палеонтологии.
  • В романе «Операция Поиск во времени» А. Нортон (1967) использована мифология Чёрчварда. Правитель Посейдон откололся от истинной древней религии Солнца и предался Тьме, выражаемой в культе Ба-Ала. Только вмешательство американца из ХХ в. помогло справиться с катастрофой, и таким образом, сохранить Атлантиду и Лемурию для современности.
  • Альбом группы Symphony X V — The New Mythology Suite посвящён истории Атлантиды.
  • Вымышленной истории Атлантиды также посвящен цикл романов «Атланты» российского писателя-фантаста Дмитрия Колосова.
  • В романе Гарри Гаррисона и Леона Стовера Стоунхендж: когда погибла Атлантида (1983) Атлантида находилась на островах Крит и Санторин в Средиземном море.
  • В 1992 году студия Lucas Arts выпустила компьютерный квест Indiana Jones and the Fate of Atlantis, ставший классикой жанра, и намеревалась выпустить одноимённый фильм с Харрисоном Фордом в главной роли.
  • В цикле «Дуновение смерти и вечность любви» современного фантаста Григория Демидовцева название «Атлантида» применяется к Америке — соответственно, существуют Северная и Южная Атлантида. Это связано с тем, что в созданной Демидовцевым альтернативной реальности Америка открыта не Колумбом, а мореплавателями из Неворуси.
  • В научно-фантастическом телесериале «Звёздные врата:Атлантида» Атлантида — город-космический корабль древнейшей человеческой расы «Древние», несколько миллионов лет назад улетевший с Южного полюса Земли (вероятно из-за чумы, созданной Орай) в галактику Пегас для зарождения там жизни. Около 10 тысяч лет назад Атлантида была погружена на дно океана для защиты от Рейфов, война с которыми была проиграна. Вскоре после погружения города Древние вернулись через Звёздные врата на Землю. По версии сериала, именно от вернувшихся Древних Платон и узнал об Атлантиде и её погружении на дно океана.
  • В научно-фантастическом романе «Иллюминат!», Роберт Антон Уилсон описывает останки мира Атлантиды во время погружения на подводной лодке. Атланты были могущественной цивилизацией, которая погибла во время войны.

Предки литовцев – скандинавы, а белорусы – братья


Предки литовцев после последнего ледникового периода прибыли из Скандинавии, а спустя несколько тысячелетий, смешавшись с местными индоевропейцами, превратились в балтов. И хотя литовцы занимали небольшую территорию и были достаточно гомогенным народом, антропологи находят различия между жемайтами и аукштайтами, но считают их родственниками белорусов.

Этими мыслями в клубе "Лабиринты самосознания" поделился профессор антропологии Гинтаутас Чеснис.

За три десятка лет он изучил почти 7900 черепов в восьми странах, 14 городах (в больших городах Литвы, а также в Таллинне, Риге, Варшаве, Москве, Минске, Санкт-Петербурге, Стокгольме, Копенгагене и др.). В числе изученных им черепов – черепа Юргиса Матулайтиса, Леона Сапеги, Барборы Радвилайте и других известных людей.

Первой известной женщиной-балтом считается женщина Донкальниса (Жемайтии), которая жила примерно 4000 лет назад.

В VI-XI вв. на территории Литвы начали преобладать аукштайты. По словам Г.Чесниса, аукштайты и латгалы формировались на основе пришлого генофонда, а курши и пруссы были остатками оседлого балтийского населения, которых оттеснили к морю.

Профессор считает, что уже тогда разделились славянские и балтийские племена. Эти племена обменивались генами только в пограничных районах.

В XIII-XVIII вв. сформировались антропологические признаки литовского народа, другими словами, физические особенности.

Особенности внешности современных литовцев – это наследие генофонда племен западного балтийского ареала. По словам профессора Медицинского факультета Вильнюсского университета Ирена Бальчюнене, о родстве племен говорит то, что они представляют единый для всей Центральной Европы одонтологический тип.

В средние века жители Литвы были более гомогенны, чем население Латвии. Однако до сих пор сохранились небольшие различия между жемайтами, аукштайтами и белорусами.

Как утверждает Г.Чеснис, родственниками балтов являются не только белорусы, но и жители Северо-востока России. В прошлом некоторые балтийские племена были славянизированы.

Ученые отметили интересную особенность – с Северо-запада на Юго-восток средний рост и продолжительность жизни жителей Литвы уменьшается.

Эгле Дигрите, DELFI
Источник: http://ru.delfi.lt/news/live/article.php?id=20648335&rsslink=true

Нижегородский Кремль: Дети подземелий. Два совета













Судьбу центральных площадей исторического центра Нижнего Новгорода решали на градостроительных советах. Сначала – на одном. Потом – на втором. И пришли к противоположным выводам. О двух советах – Марина Игнатушко


В Нижнем Новгороде существуют независимо друг от друга сразу два градостроительных совета. Четыре года проходят обсуждения при губернаторе Валерии Шанцеве, в конце 2008 появился совещательный орган и у главы Администрации Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Позиция городских властей по градостроительным вопросам периодически озвучивается на разных совещаниях, но для большей убедительности мэр и создал инструмент для выработки коллегиальных решений. Мало того, по проекту строительства подземных парковок и многофункционального центра под площадью Минина, что рядом с Кремлём, считает необходимым созвать референдум…Этот же самый проект – концепцию – на губернаторском совете утвердили без оглядки. А на предупреждение Росохранкультуры о том, что археологические раскопки на исторической территории займут не меньше 5-7 лет, невозмутимо ответили: «Археологи могут встроиться в график строительных работ»…

На фотографиях:
  • Мэр Булавинов (из-за колонны). Фотография Марины Игнатушко
  • Валерий Павлинович Шанцев – губернатор Нижегородской области. Фотография Марины Игнатушко
  • Схема генплана площади Минина и Пожарского (НПО «Архитектоника», предполагается парковка на 1200 машин)
  • Схема горизонтального зонирования площади Минина и Пожарского
  • Схема генплана, наложенная на карту Google. Хорошо видно, ЧТО это за место
  • План подземной части, наложенный на карту Google. Видно, ГДЕ будут копать (парковка под бульваром, прямо перед кремлевскими стенами, ТЦ под сквером; 3 подземных яруса). Эта территория крайне ценна для археологов - все данные могут быть безвозвратно уничтожены варварским строительством
  • Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра Чигиринского
  • Площадь Горького - проект компании «Снегири» Александра Чигиринского
  • Предложение "СС-проекта": площадь Горького выглядит по-прежнему, лишь парковки спрятались под землей
  • Площадь Горького. Проект московской комании "Модная площадь"
  • Площадь Горького. Проект московской комании "Модная площадь" (вид сверху)

Теперь по порядку. Три площади исторического Нижнего Новгорода образуют так называемый местный «золотой треугольник». Площадь Минина, Горького и Свободы – эта территория старого города и зона повышенной градостроительной активности последних десятилетий. Площадь Минина примыкает к нижегородскому Кремлю, за высокими стенами которого сидит власть. Правда, здесь пока собраны не все областные структуры, но свеженький губернаторский дворец уже поднялся серой массой над краснокирпичной стеной как раз на речной панораме Кремля. Так вот, «золотой треугольник» – территория высокого притяжения, и с появлением каждой новостройки вопрос об освобождении центра города от транспорта и стихийных стоянок вдоль тротуаров становился всё острее. Для решения проблемы разработали и приняли концепцию развития транспортной структуры, нарисовали вместо улицы Октябрьской – Октябрьский бульвар – полукольцо для отвода потоков транспорта от Кремля. Но создавать новую недвижимость не перестали, и вот уже появились проекты по «уплотнению» центральных площадей, поскольку просто гулять и проезжать мимо здесь как-то несолидно, нужно обязательно что-то покупать и как-то развлекаться за деньги.

На площади Свободы всё очевидно: с неё уходит пять лучей, вокруг – административные здания, построят еще одно большое торгово-развлекательное, нужен подземный переход. Это переход проектировщики начертили, получили рекомендацию на Градостроительном совете у мэра объединить подземное пространство перехода, парковки и будущего ТЦ. Никаких возражений.

С площадью Минина гораздо сложнее. Архитекторы НПО «Архитектоника» по заказу ОАО «Нижегородкапстрой» (детище московской СУ-155 и нижегородского правительства) заложили парковку на 1200 машин на всю длину участка вдоль стен Кремля. А под сквериками – один с чугунным фонтаном, другой – с памятником Минину – надумали вырыть многофункциональный центр в три этажа, а над ним – воссоздать храмы, стоявшие на этом месте еще столетие назад. Строить начнут, конечно, с парковки – губернаторский дворец-то на подходе! – а заботу о горожанах обозначили в проекте, придумав нечто а-ля «Охотный ряд». Многофункциональное подземелье, вероятно, должно вытянуть и экономику проекта, но инвесторов пока нет. При той программе, которую озвучил на заседании Градсовета архитектор Александр Худин, инвестор вряд ли найдётся. Судите сами: на трёх этажах разместится не только бутиковая торговля, но и галереи, общественные центры, музеи, и вся хохлома Нижегородской области.
А на самом нижнем этаже, появится, наконец-то, место для встреч молодежи – очень культурного досуга и отдыха. «Ведь сейчас нашим детям, – тут голос Худина слегка дрогнул, – практически некуда пойти вечером».

Конечно, замечательно и похвально, что автор проекта так сильно проникся собственными идеями. Но, почему-то разделять эти грёзы не хочется. И прикрывать заботой о детях строительство парковок для чиновничьих машин.

Сейчас на площади днём находится от 200 до 250 автомобилей. В выходные на их место встают туристические автобусы. Цифра в 1200 машино-мест явно рассчитана на приток транспорта. Эти тысячи визитёров пойдут в Кремль? Но там большая часть территории – административная, всё устроено так, чтобы народ долго не задерживался. Может быть, на главную улицу – пешеходную Большую Покровскую? И она не сможет принять – лишь колонну, демонстрирующую от Минина к площади Горького, без задержек, ведь тут деться тоже особо некуда, и дворы вокруг, по большей части, неухожены и не похожи на общественные пространства.

Кроме того, въезд и выезд на парковку у Кремля, предусмотрен со съездов – но Зеленский и сейчас стоит по нескольку часов (как сказал директор городского Департамента транспорта и связи Владимир Грибов), а Георгиевский – от памятника Чкалову к Нижневолжской набережной – проходит через Александровский сад, используется лишь в чрезвычайных случаях.

Эти и многие другие нестыковки страшно рассердили Вадима Булавинова: «Кремль – памятник федерального значения – ограничения на строительство здесь жёсткие. И ни один человек не вправе решать судьбу исторического места – этот вопрос надо выносить на референдум». Так он сказал на градсовете в мэрии.

Валерий Павлинович думает по-другому. Все аргументы меркнут рядом с опытом Москвы. Поэтому на областном градостроительном совете концепцию утвердили.
И после этого обсуждение площади Горького пошло как по маслу, уже без назидательных столичных примеров.

В середине площади находится сквер, там растут прекрасные деревья, невероятных видов и ценности. Мэр даже продекламировал стихотворение, написанное двадцать лет назад на палатке защитников сквера от строительства метро. Это свободное пространство заполняется по интересам: снежный городок для детей, пивные клеёнчатые палатки, конкурс озеленителей клумб. Это пауза – между торговлей и рекламой на Покровке и большим, размером в прежний квартал старого города, торговым центром на площади Лядова.

У мэра обсуждали два проекта, у губернатора уже три. Третий проект как-то сразу снискал симпатии Шанцева, и, в конце концов, был принят за основу, несмотря на то, что по начинке похож на проект конкурента – компании «Снегири» Александра Чигиринского. Представитель московской «Модной площади» водил указкой по картинке, где привычная для нижегородцев площадь была похожа, по выражению члена совета архитектора Сергея Попова, на полочки с разностильными штучками и статуэткой Горького. Тем не менее, именно этот проект, по словам того же представителя, вошёл в десятку лучших в Каннах на MIPIMе. Чем он там понравился – никто не понял, после замечаний проектировщик должен будет сделать так, чтобы проект «Модной площади» совсем стал похож на проект «Снегирей». Подземное пространство с ТЦ, переходами от улиц к скверу, от сквера – к станции метро, световые фонари на поверхности, несколько этажей подземных парковок. Но – строго симметричная композиция сверху – ведь, как оказалось, сквер и памятник писателю работы Веры Мухиной – объект культурного наследия. Планировочная структура – так же предмет охраны. Близко к тому, как выглядит наше культурное наследие сейчас, выполнен был проект нижегородскими разработчиками. Но у них не предусмотрено под землей большой торговли, лишь парковка, киоски и общественные туалеты, – никаких шансов произвести впечатление на градсовет!

…Еще меньшее действие возымела настойчивость Владимира Парфёнова – начальника отдела генпланов института НижегородгражданНИИпроект. По каждому проекту он методично интересовался, откуда взялась программа комплекса и насколько это необходимо городу?

автор текста: Марина Игнатушко Источник: http://agency.archi.ru/news_current.html?nid=14858

К справке: В городе более 600 уникальных исторических, архитектурных и культурных памятников. Это дало основание ЮНЕСКО для включения Нижнего Новгорода в список 100 городов мира с огромным историческим и культурным значением.

Нижегородский кремль — крепость в Нижнем Новгороде, исторический центр города, каменный пояс, охватывающий вершину гористого мыса и уступами лежащий на волжских склонах.

История

Как свидетельствует летопись, в 1221 году великим князем Владимирским Юрием Всеволодовичем основан был Нижний Новгород, защитой которому служили деревянно-земляные укрепления — глубокие рвы и высокие валы, окружавшие город и посады его.

Первая попытка замены деревянной крепостицы на каменный кремль относится к 1374 году, к эпохе Нижегородско-Суздальского великого княжества (1341—1392). В это время князь Дмитрий Константинович заложил кремль, но его постройка ограничилась всего одной башней, известной как Дмитровская башня, не дошедшей до нас (современная башня сооружена позднее).

При Иване III Нижний Новгород играет роль сторожевого города, имея постоянное войско и служа местом военного сбора при действиях Москвы против Казани. В целях усиления обороны города вновь начинаются работы над крепостными стенами. Началом строительства каменного Нижегородского кремля стала постройка в 1500 году в прибрежной части города Ивановской башни, но основные работы развернулись с 1508 года и в короткие сроки — к 1515 году — грандиозное строительство было завершено. Основные работы по сооружению кремля осуществлялись под руководством присланного из Москвы архитектора Пьера Франческо (Пётр Фрязин). Разрушению старых оборонительных сооружений — дубовых стен — способствовал огромный пожар 1513 года.

Двухкилометровая стена подкреплялась 13 башнями (одна из них — Зачатская — у берега Волги, не сохранилась). «Каменный город» имел постоянный гарнизон и солидное артиллерийское вооружение. Новая волжская крепость создавалась Московским государством как основной опорный пункт против Казанского ханства и за свою ратную службу выдержала многократные осады и приступы. И ни разу за всё это время враг не смог овладеть ею.

С падением Казани Нижегородский кремль утратил своё военное значение, и в дальнейшем в нём размещались органы власти города, княжества и губернии.

Во время Великой Отечественной войны кровли Тайницкой, Северной и Часовой башен были разобраны и на верхних площадках установлены зенитные пулемёты.

Легенды

Примечательна одна из легенд, связанная с названием одной из башен — Коромысловой. В 1520 году астраханские татары во главе с Саин Гиреем осадили город. Татары пытались хитростью овладеть кремлём и ночью подобрались к его стенам. А ранним утром одна из нижегородских женщин пошла по воду. Увидев татар, она приняла неравный бой с ними и забила коромыслом 10 из них, пока кому-то из них не удалось убить её ударом сабли. Татары призадумались: каковы ж тут воины, если девицы у них так отважны. И потихоньку убрались от нижегородских стен. Реальность подобной легенды представляется сомнительной.

По другой легенде, строительство кремля началось именно с этой башни. Для усиления строения было принято заложить живое существо, которое первым придёт на это место, в основание башни. Пришла девушка с вёдрами на коромысле, шедшая за водой на речку Почайну. Её и зарыли вместе с вёдрами и коромыслом. Однако, это в корне противоречит традициям и устоям христианства, и скорее является пересказом древних языческих легенд.

Башни Нижегородского Кремля

К настоящему времени сохранились 12 из 13 башен кремля. Против часовой стрелки:

1. Георгиевская башня — названа по соседству с посадской Георгиевской церковью. В 1622 году в описи упоминается как Егорьевская. Квадратная 4-х ярусная башня, до XVII века — с подъёмными воротами.
2. Борисоглебская башня — названа по имени церкви в честь святых Бориса и Глеба, стоявшей ниже Кремля, у берега Волги. К 1622 году была заново перестроена. В результате постоянных подвижек грунта башня разрушилась, и была окончательно разобрана в 1785 году. В 1966 году были откопаны остатки Борисоглебской башни, а в 1972 году башня была вновь возведена на первоначальном месте.
3. Зачатьевская (Зачатская) башня (разрушена оползнем в XVIII веке, планируется восстановление к 2012—2013 году[2]) — названа по располагавшемуся рядом Зачатьевскому монастырю. Иногда упоминается как Живоносовская башня (по церкви и монастырю в честь Живоносного источника) или Белая (по аналогии с соседней). Двухъярусная башня с воротами.
4. Белая башня — названа по белокаменной облицовке нижней части наружного фасада. Более раннее название XVII—XVIII века — Симеоновская, по Симеоновскому монастырю находившемуся рядом с ней внутри кремля. Круглая 4-х ярусная башня.
5. Ивановская башня — Ивановская — по соседству с посадской церковью Иоанна Предтечи.
6. Часовая башня — по установленным на ней в XVI веке часам.
7. Северная башня (Ильинская) — по своему северному положению относительно других кремлевских башен и по соседству с посадской церковью Ильи Пророка.
8. Коромыслова башня — по якобы похороненной под ней легендарной девушке с коромыслом.
9. Тайницкая башня — по тайному подземному ходу из нее к речке Почайне. Именовалась также Мироносицкой — по церкви Жён Мироносиц на другой стороне Почаинского оврага, — и На зелене — в овраге под башней был «зелейный двор» — пороховой завод с водяной мельницей.
10. Никольская башня — по соседству с посадской церковью Николая Чудотворца. В башню ведёт пешеходный мост над Зеленский съездом, построенный в 80-е гг. 20 века.
11. Кладовая башня — служила складским местом. Также называлась Цейхгаузской (цейхгауз — нем. военная кладовая) и Алексеевской — рядом находилась Алексеевская церковь.
12. Дмитровская (Дмитриевская) башня — названа по имени великого князя нижегородского Дмитрия Константиновича. Впервые упоминается в 1372—1374 годах, считаясь самой старой башней. На ней установлен герб города и надвратная икона канонизированного основателя города князя Юрия Всеволодовича.
13. Пороховая башня — использовалась для хранения пороха и других боеприпасов. Более ранние названия — Спасская (находилась рядом со Спасским собором) и Стрелецкая (рядом со стрелецкой слободой). Круглая 4-х ярусная башня. Фронтальных бойниц в нижних ярусах нет, то есть башня играет роль капонира для ведения подошвенного огня вдоль прилегающих крепостных стен. В средней части — 3 окна, в верхней — 3 зубца и 11 боевых окон.

Застройка территории

На территории Кремля находилось множество храмов, однако на настоящий момент сохранился лишь Михайло-Архангельский Собор, построенный не позднее середины XVI века и перестроенный в 1628—1631 гг. — древнейшее из сохранившихся в Кремле зданий. В соборе находится могила Козьмы Минина.

В конце 18 века в центре Кремля была разбита площадь торжествований (плац-парад). На площадь были возведены корпуса присутственных мест (1782—1785), дворец вице-губернатора (1786—1788) и гарнизонного дома (1791—1801).

В 1828 году напротив Архангельского собора был установлен обелиск Минину и Пожарскому (арх. А. И. Мельников и И. П. Мартос).

В 1837—1841 гг. был построен Дом военного губернатора, сейчас в здании находится Художественный музей; в 1840—1843 гг. по указанию Николая I было построено здание Арсенала.

В конце 19 в. к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. были построены 2 фуникулёра, получившими названия Кремлёвский и Похвалинский, в городе их звали элеваторами.

В 1931 году на месте Спасо-Преображенского собора был построен Дом Советов. Здание выполнено в стиле конструктивизма и сверху напоминает самолёт. Сейчас в здании располагается Городская Дума.

В 1965 году рядом с обелиском К. Минину и Д. Пожарскому был зажжён Вечный огонь и открыт мемориальный комплекс в честь горьковчан, павших в Великую Отечественную войну.

С 1928 года по 1968 года на территории Кремля в здании бывшего Манежа находилось трамвайное депо.

Перспективы

Глава области Валерий Шанцев заявил, что инициирует передачу Кремля из федеральной собственности в областную. Внутри Кремля планируется построить Дом правительства, будут восстановлены Манеж, фуникулёр, на месте храмов, разрушенных в годы советской власти, будут установлены памятные знаки.

Кроме того, планируется восстановить Зачатьевскую башню и часть крепостной стены.

Ставропольская диагональ — туристический проект музея-заповедника





Источник: газета «Ставропольская правда»

Проект для оптимистов

В конце прошлого года коллегия министерства культуры края утвердила ведомственную программу комплексного развития Ставропольского государственного
историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Прозрителева и Г. Праве
на 2010-2013 годы. Документ предусматривает создание и развитие музейной туристической системы, получившей название «Ставропольская диагональ».
Этот проект и стал темой нашей беседы с директором музея-заповедника Николаем Охонько.

— Николай Анатольевич, на фоне разворачивающегося мирового кризиса ваш проект приобретает черты почти фантастические, то есть несбыточные. В чем суть грандиозных планов и как вообще появилась сама идея «Ставропольской диагонали»?

— Все началось еще в период, когда музей готовился отметить свое 100-летие. Солидная дата побудила коллектив задуматься не только и не столько о том, что было прожито за этот век, но и о перспективах. Модель классического краеведческого музея сто лет работала успешно. Но мы почувствовали: пришло время выходить на иные формы. Какие? Современная мировая тенденция дает два основных типа музея: музей как культурный центр и музей-заповедник. Наглядным примером первого можно назвать Ставропольский музей изобразительных искусств. Мы выбрали второе направление. А оно сегодня очень актуально. Дело в том, что, какие бы кризисы мы ни переживали, общество все больше тянется к естественным объектам. Например, не только в стенах музея познакомиться с прошлым, глядя на экспонаты, но и увидеть своими глазами живой памятник археологии, живой памятник природы…

— Как в Италии ходят к древнему Акрополю, в Египте — к пирамидам, в Китае — к Великой стене…

— Совершенно верно. Территория нашего края — громадное пространство с богатой историей. Что выбрать, как не утонуть в обилии исторического материала? Ясно, что особняком стоит регион Кавминвод, о нем разговор отдельный. Собственно же, Ставрополье имеет свой конкретный стержень, с которого все начиналось, — Азово-Моздокская Оборонительная линия. А возникла она не искусственно, как можно подумать. Линия была проложена по уже проторенным гораздо ранее оживленным трассам. Так, еще в VII-VI веках до нашей эры сюда пришли скифы, имея целью выйти в Закавказье и на Ближний Восток, а своим начальным плацдармом они сделали именно Предкавказье. Ключевые памятники их цивилизации — царские курганы — располагаются по линии Азово-Моздокской!

— Напрашиваются вполне житейские обоснования: благоприятные природно-климатические и геополитические условия, оцененные по достоинству и древними стратегами.

— Конечно. Эта трасса на протяжении веков являлась наиболее активной зоной присутствия человека. Да и Азово-Моздокская линия как военный объект функционировала не очень долго, уже на исходе первого десятилетия крепости Линии начали превращаться в города, а сама Линия стала главным коммуникационным трактом… Исторический стержень, взятый нами за основу проекта, получил имя «Ставропольская диагональ», покольку, если посмотреть на карту, он как раз проходит посредине «тела» края. Сам термин «диагональ» предполагает нечто устойчиво-прочное, так и наша «Ставропольская диагональ» должна стать скрепляющей основой всему проекту.

— Но это, так сказать, костяк, а каковы будут «мускулы»?

— Потенциал многообещающий! Можно уже сегодня назвать несколько привлекательных точек, начиная с села Привольного, благодаря которому весь мир знает Ставрополье как родину Горбачева… А сколько может рассказать находящийся в том же районе Весто-славский редут с окрестностями! Ведь именно здесь произошло исключительно важное событие в истории Кавказа, решившее исход одной из русско-турецких войн. Это сражение казаков атамана Платова с турками на реке Калалык в 1774 году: произошел перелом на Кавказе в пользу России. Мало того, в этой точке мы выходим к территориям Донского войска и Кубанского. Тем самым «Диагональ» связывает нас с ближайшими соседями, где параллельно разрабатываются аналогичные музейные проекты. А заканчивается наша «Диагональ» в городе Новопавловске, в крепости, великолепно сохранившейся и находящейся уже на границе с Кабардой…

— В проекте называются пять базовых заповедных зон — Среднеегорлыкская, Верхнеегорлыкская, Томузловско-Прикалаусская, Георгиевская и Новопавловская. В каждой — свои интересные объекты, о каждой можно многое рассказать. И все-таки как это будет выглядеть на практике — будет одна большая экскурсия, пересекающая все зоны, или несколько разных, самостоятельных?

— До экскурсий еще довольно далеко… Мы предполагаем такой вариант: в Красногвардейском, Донском, Ставрополе, Александровском, Георгиевске и Новопавловске начнут работать филиалы музея-заповедника как опорные пункты «Диагонали». Кстати, в Новопавловске ранее не было музея, это совсем новое образование, созданное при содействии министерства культуры края. Следующим этапом ставятся на учет и резервируются земельные участки под имеющимися памятниками истории, археологии, природы. Это наиболее сложный процесс, как нетрудно догадаться. Что-то мы будем брать на свой баланс. Например, администрация Новопавловского муниципального образования готова передать в государственную собственность, в оперативное управление музея-заповедника земли, на которых стоят две отлично сохранившиеся крепости Азово-Моздокской Линии… В других точках нам придется пройти процедуру утверждения границ охранных зон и обременить землепользователя определенными обязательствами — не пахать, не строить, не нарушать… Есть еще заказники, находящиеся в ведении министерства природных ресурсов края, с которым у нас идет конструктивный диалог, поскольку налицо совпадение интересов там, где охраняемые природные объекты (а их достаточно много) располагаются по трассе диагонали.

Итогом всей этой многогранной работы и должен стать будущий туристический продукт. Разумеется, мы не думаем, что к нам сразу поедут туристы со всего мира. Нужно сначала развить местный туризм. Общение с людьми, приходящими в музей, свидетельствует: население созрело! Стоит только организовать нормальную туристическую программу, и она заработает для ставропольцев. А там, глядишь, и соседи потянутся, и гости из-за рубежа…

— Одним из потенциальных партнеров видится отрасль образования, поскольку здесь ваш проект будет работать в направлении патриотического просвещения и воспитания подрастающего поколения.

— Пластов для сотрудничества очень много. Понадобятся, однако, добротная, отвечающая современным сервисным требованиям инфраструктура: специальный транспорт, обслуживающий персонал, станции отдыха и многое другое. Но все это вполне реально, осуществимо. Особенно с привлечением дальновидных инвесторов.

— Как восприняли проект музеи, включенные в «Диагональ»? Не возражают против утраты самостоятельности?

— Наоборот, мечтают скорее начать работу, ведь перед ними открываются принципиально иные масштабы! Программа будет реализовываться в рамках соответствующих общероссийских проектов, в том числе и на средства Министерства культуры России, значит, наши объекты могут претендовать на подключение к федеральному финансовому источнику. Аналогичная картина — с нашими новыми филиалами. Кстати, и администрации на местах уже оценили проект, ведь им самим содержать эти музеи сложно.

Хотел бы подчеркнуть и другую ценность проекта. Не секрет, что целое столетие музейное дело в стране развивалось в чем-то стихийно: шло накопление фондов, а это нередко дело случая. Я не говорю сейчас о текущей выставочной деятельности… Многое делалось в значительной степени благодаря отдельным энтузиастам, стараниями которых сегодня в крае создана солидная музейная сеть из 37 учреждений. Наша Программа, проанализировав состояние сети, четко показала: к развитию музеев следует подходить дифференцированно. Есть такие, которые способны работать на имидж края, другие могут работать только на свой муниципалитет. Прежнюю уравниловку сменит продуманная система приоритетов, ни для кого не обидная, а просто практически выверенная.

— На чем основана ваша уверенность в выполнимости задачи? Ведь за окном у нас столько проблем, что вроде бы и не до туризма…

— Конечно, мы зависим от окружающих условий жизни общества. Я недаром упомянул об инвесторах, которым мы можем предложить весьма выгодное сотрудничество. При успешном экономическом и духовном развитии края «Диагональ» не только будет функционировать, но и начнет обрастать дополнительными радиальными ответвлениями. Некоторые уже просятся на карту проекта: на востоке — Бургун-Маджары, Прасковея с ее уникальными винами, река Кума, вошедшая еще в старинные летописи… В селе Манычском отлично сохранилась ветряная мельница, одна из тех, которых в середине ХlХ века в губернии числилось 963! А это нам напоминает о том, что в начале ХХ века на Ставрополье выращивалось больше всего и самого лучшего хлеба в Российской империи, шедшего на экспорт. Этим можно гордиться. И почему бы не создать там музей хлеба? Причем с действующей мельницей и мини-пекарней, где туристу после интересной экскурсии подадут на обед пышущую жаром свежую булку из знаменитой ставропольской пшеницы… А происходить обед будет рядом с не менее уникальными старинными амбарами, сделанными по типовым проектам, утвержденным указом императора Николая Первого: уже тогда проблеме сохранности зерна придавалось огромное значение. Таким образом наглядно будет проиллюстрировано, как смогли наши предки сделать губернию хлебной, процветающей.

— Словом, где ни копни, всюду столько познавательного. Смущает лишь одно: почему «Диагональ» никак не связана с Кавминводами, ведь это тоже наша ставропольская земля и наша ставропольская история.

— Связка «Диагонали» с регионом Кавминвод предусмотрена через города Георгиевск и Минеральные Воды. Там своя увлекательнейшая тема — история развития путешествий по Кавказу. В будущем это может стать основой программы «Кавказский тракт». Сейчас идет также работа над единой программой развития музеев края, где найдут свое место наряду с «Диагональю» и музеи КМВ, и музеи, перспективные в плане разработки тех самых радиальных маршрутов «Диагонали»…

— Николай Анатольевич, представьте, пожалуйста, коллектив авторов проекта.

— Конечно, нужны были люди со стороны, чтобы объективно оценить наши возможности. С нами много работали специалисты Российского института культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева, эксперты из московского ООО «Экокультура», имеющие огромный опыт подобной работы в ряде регионов России. Они, в частности, разрабатывали известную программу «Куликово поле», охватывающую громадную территорию, и освоенные там формы гибкого решения проблем несомненно пригодятся и нам. В нашем музее вместе со мной активно участвовали в разработке «Диагонали» замдиректора по науке Сергей Савенко, завотделом природы Вера Данилевич, главный хранитель фондов Нина Гольфингер, замдиректора Людмила Феоктистова, ведущий методист Елена Елагина…

— Каковы временные параметры реализации проекта?


— Предполагался период 2010-2013 годов, однако сроки еще будут корректироваться. Масштабность задачи позволяет говорить о включении «Ставропольской диагонали» в Программу стратегического развития края до 2020 года. Будем реалистами: свое слово скажет и мировой финансовый кризис. Но при этом будем также и оптимистами! Если наш проект покажется привлекательным для бизнеса, мы открыты самому широкому кругу партнеров. К примеру, в упомянутом музее хлеба понадобятся хлебопеки, а в цехе керамических сувениров — специалисты, владеющие секретами обработки глины… Кстати, все это предполагает создание дополнительных рабочих мест в глубинке края. Вот вам и социальная значимость проекта.

Фото: из архива газеты «СП»
  • Макет Ставропольской крепости конца ХVlll века, воссозданный по архивным материалам.
  • Музейные экспонаты
  • Старинная керамика и бронза – находки с Татарского городища.
  • Мавзолей аланского вождя Хl века.


Ледниковый период в центре Лос-Анжелеса


Палеонтологи продолжают исследовать многочисленные останки животных Ледникового периода, обнаруженные в этом месяце в переделах городской черты Лос-Анжелеса. Раскопки, проходящие среди асфальтовых озер в парке Хэнкок, уже позволили найти 16 крупных групп костей.

Палеонтологи называют исследование лос-анжелеских находок «Проект 23» по количеству ящиков, в которые поместились фрагменты скелетов и черепа при перевозке. Над проектом работает группа из двух десятков ученых – сотрудников Музея имени Джорджа Пейджа, на территории которого и располагается парк Хэнкок.

Первая находка была совершена еще в 2006 году во время демонтажа старой парковочной стоянки. Это был бивень мамонта длиной около 30 сантиметров. Основная часть раскопок началась прошлым летом, но только в прошедший вторник Музей Пейджа выпустил официальный пресс-релиз об этом.

Главным сокровищем среди обнаруженных останков стал скелет мамонта. На данный момент он восстановлен на 80 процентов. Многочисленные сросшиеся переломы говорят о том, что данный гигант, получивший от ученых прозвище Зэд, перенес немало схваток в своей жизни. «Чем больше мы его изучаем, тем понятнее становится – у Зеда была очень насыщенная и яркая жизнь», - говорит участник проекта Энди Томер.

Кроме Зеда, ученые обнаружили останки многих других животных Ледникового периода – американского льва, бизона, лошадей, степного волка, саблезубого тигра, гигантского ленивца и еще нескольких колумбийских мамонтов. Обилие находок и их хорошая сохранность объясняется бальзамирующими свойствами асфальта, который предохранял останки от воздействия воды, солнца и солей. Среди костей крупных животных ученые нашли окаменевших карликовых черепах, несколько змей и множество насекомых.

Асфальтовые озера Ла Бри, в которых были обнаружены останки, столетие назад использовались для добычи полезных ископаемых. Именно тот факт, что кости и черепа не были найдены гораздо раньше, очень удивляет научное сообщество. Зато теперь Ла Бри считается один из крупнейших мест раскопа в мире.

Предположительно, в период 10000-40000 лет назад различные живые существа попадали сюда, приклеивались к асфальту и умирали от голода, медленно погружаясь в густую жижу. Подобные массовые захоронения доисторических животных разбросаны по всему миру. Всего из асфальтовых озер земли за прошедшие 100 лет было извлечено более миллиона костей.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)