19 февраля 2009 г.

В Пензе открылся общественный музей русской этнографии



Первый общественный музей русской этнографии появился в Пензе 19 февраля. Его открытие прошло на базе военно-исторического клуба «Святогор» в рамках третьего Всероссийского зимнего фестиваля древней истории и культуры.

Особенность музея заключается в том, что все экспонаты в нем действующие, то есть находятся в рабочем состоянии. Экспонатов большое количество и ни один из них не спрятан под стеклянный колпак – все они на расстоянии вытянутой руки, их даже можно потрогать.

Идея создания народоведческого музея возникла не случайно. За годы реконструкции одежды древней Руси у членов клуба появилась необходимость в материалах изготовленных по старинной технологии. Так на поиски отправилась первая экспедиция. Оказалось, что ещё живы люди, которые могут показать и научить ткать по технологии, которая не менялась с XI века.

Организаторы музея отмечают, что прекращать свои экспедиции в глубинку они не собираются.

В Москве открылась очередная выставка «Золотой дельфин», посвященная дайвингу


В ней принимают участие более 300 компаний, в том числе туроператоры, отправляющие туристов в экстремальные и дайвинговые туры, и представители самых известных зарубежных дайв-центров.

Вместе с такими известными направлениями дайвинга, как страны Карибского бассейна, Красного моря, в выставке принял участие Кипр, Хорватия и др. Россия и страны СНГ были представлены и традиционными черноморскими курортами и довольно экзотическими местами для дайвинга. Например, был представлен остров Сахалин.

«Мы решили приехать на выставку, так как информации о дайвинге на Кипре в России практически нет. Тем не менее, у острова есть ряд особенностей, которые делают его не менее привлекательным для любителей подводного плавания, чем, например, Египет», – отметил Александр Василенко, директор центра ABC Dive на Кипре. Так, по его словам, возле Пафоса находится самый лучший в Европе и входящий в десятку лучших в мире затонувший корабль «Зенобия». В Средиземном море подводных обитателей не так много, но к берегам Кипра они приплывают через Суэцкий канал из Красного моря. Кроме того, на Кипре самый длинный сезон средиземноморского дайвинга, а температура воды не опускается ниже 17 градусов.

Стоимость достаточно высока – от 34,5 евро за погружение, но, как отметил г-н Василенко, в дайв-центре действует гибкая система скидок.

Представители Египта говорили в первую очередь о безопасности. Не секрет, что в этой стране ежегодно происходят несчастные случаи с российскими дайверами, но печальные показатели постепенно сокращаются.

«В середине 2007 года при Министерстве по туризму Египта была создана Палата дайвинга, в которую вошли руководители дайв-центров страны. Палата разработала стандарты по безопасности дайвинга, по подготовке инструкторов. Мы приняли те нормы, которые существуют в Европе. К середине этого года мы планируем лицензировать все дайв-центры в Египте», – рассказал Хешам Габр, председатель Палаты дайвинга и водных видов спорта Египта.


Россия представила новый проект «Подводная археология России», который, по мнению организаторов, будет интересен и специалистам – археологам и дайверам, и туристам. Сейчас идет создание реестра всех подводных памятников.

Кроме того, на выставке были представлены и дальневосточные регионы страны. В частности, заместитель начальника отдела туризма комитета международных связей Сахалинской области рассказала о дайвинге на острове Монерон. Туристов туда приезжает немного – не более тысячи человек за сезон. Принимать больше не позволяет и инфраструктура острова, и то, что остров является заповедной зоной. Однако это одно из немногих на Земле мест, где можно наблюдать за морскими котиками. Кроме того, благодаря воздействию теплого Цусимского течения тут сформировались уникальные подводные ландшафты, появились редкие виды подводной фауны. Некоторые виды моллюсков и вовсе обитают только в водах близ этого острова.

По мнению операторов, несмотря на кризис, спрос на дайв-туры сохраниться на прежнем уровне. Возможно, станет меньше тех туристов, которые приезжали отдыхать на пляж и уже там решали «окунуться». «Мы не почувствовали спада. Некоторые, действительно, стали выбирать более экономичные туры, но и экзотические направления не потеряли своих туристов», – рассказали представители компании «Сафари-тур».

Тем не менее, скидки на дайвинг-туры уже появились, и довольно значительные. Например, тур в Египет с ежедневными погружениями, который раньше стоил почти 800 евро, можно приобрести и за 500 евро. В целом же, по спецпредложениям туры продаются примерно на 100 евро дешевле, чем раньше.

Светлана Баева
Источник: http://www.tourinfo.ru/news/16120/
За фото - благодарность http://oml.ru/

Курица или яйцо?

В преддверии Поместного собора нынешний патриарх, а тогда патриарший местоблюститель митрополит Кирилл выступил с несколькими программными заявлениями, в которых кратко обозначил перспективы церковного развития на ближайшие годы.

В частности, прозвучало, что «нам надо серьёзно думать над тем, как повысить научный уровень нашей богословской школы». Что же подвигнуло нынешнего Святейшего патриарха включить в список приоритетных задач повышение научного содержания богословских дисциплин? Неужели пресловутое Открытое письмо «десяти академиков», направленное в адрес тогдашнего президента Путина? Но это вряд ли. В письме, посвящённом недопущению «клерикализации российского общества», к самой науке косвенно относились лишь учёные степени уважаемых подписантов, но, как отметила группа академиков, огорчённая поступком своих коллег, «предмет письма не имеет отношения к профессиональной специализации его авторов, как и к тем областям научного знания, где они являются признанными авторитетами».

Своё недоумение по поводу письма высказали и представители РПЦ: священнослужители, профессорско-преподавательский состав церковных учебных учреждений и простые миряне, имеющие непосредственное отношение к науке, проявив при этом редкостное единодушие. Именно редкостное, так, как в других вопросах, в той или иной степени соприкасающихся с современной наукой, такого единодушия, увы, нет. Вполне возможно, что отсутствие этого единения и стало причиной упомянутого заявления патриарха Кирилла. Так по каким вопросам чаще всего у людей, причащающихся из единой Чаши, отсутствует единство? Вполне возможно, что таких точек несоприкосновения несколько, но ярче всего они проявляются в публикациях, посвящённых креационизму.

Креационизм и эволюционизм

Согласно креационизму, весь существующий ныне материальный мир был создан нематериальным Творцом — Богом. Противоположное ему мировоззрение — эволюционизм, принцип которого наиболее доходчиво изложил Чарльз Дарвин, подразумевает самозарождение жизни и постепенное её самопроизвольное развитие. На протяжении десятилетий в СССР, а ныне и на всём постсоветском пространстве школьные программы представляют теорию эволюции как единственную, достоверно объясняющую принцип зарождения и развития жизни на земле. Между тем, по мнению многих авторитетных учёных, дарвинистская эволюционная схема на самом деле не теория, а лишь гипотеза, не подтверждённая ни одним серьёзным фактическим доказательством. Сам Дарвин надеялся, что с развитием палеонтологии учёным удастся обнаружить окаменелости переходных форм одного вида животных в другой, но, увы, их как не было, так и нет. А на вопрос, каким же всё-таки образом из комка органической грязи появилось несметное количество разновидностей флоры и фауны, сторонники эволюционной гипотезы отвечают: это было давно. Поэтому следующим догматом эволюции стала гипотеза о многомиллионном возрасте Земли.

К середине ХХ века генетика доказала, что генетический механизм, лежащий в основе внутривидовых изменений, ограничен в пределах конкретного вида, а потому лежащая в основе эволюции идея о перерождении одного вида в другой несостоятельна, так же как и наличие переходных видов. Но тут на помощь умирающему эволюционизму пришли католические богословы, в частности, французский теолог и философ, священник Пьер Тейяр де Шарден, заявивший, что переходных видов и быть не должно, так как эволюция происходила не постепенно, а скачками, регулировал которые Сам Господь. Такой подход вызвал резкое осуждение протестантских конфессий, отстаивающих буквальное толкование шести дней творения. Православные же разделились на два лагеря — одни поддержали креационистскую теорию как наиболее соответствующую святоотеческому наследию и церковным традициям, другие — «теистическую эволюцию» как некий компромисс между религией и атеистической наукой.

Как у крокодилов птенчики рождались

Каким образом происходила «теистическая эволюция», наиболее полно и доходчиво рассказано в работе сербского протоиерея Стефана Ляшевского «Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших раскопок и исследований» (книга «Библия и наука». М., 1996). Читателям предлагается следующая схема плановой «божественной» эволюции: из яиц пресмыкающихся на свет вылупляются детёныши-птички, у которых «отпадает позвоночный хвост и голова делается головой птицы с клювом», повзрослевший птенчик, в свою очередь, отложит яйцо, из которого вылупится уже млекопитающее, и так далее — до тех пор, пока земля не наполнится величайшим разнообразием представителей земной фауны.

В принципе, такая «научная» интерпретация развития жизни на Земле не лишена смысла. Например, можно объяснить, почему так быстро бегают страусы — скорее всего, эта особенность досталась в наследство от прародителя, который кинулся вслед за давшей дёру антилопой, вылупившейся из страусиного яйца. А выпученные глаза шимпанзе объясняются недоумением, некогда возникшим, когда рождённый обезьяний детёныш, получивший впоследствии имя Адам, неожиданно произнёс слово «мама» (сотворение Богом человека из обезьяны, и, как следствие, наличие в крови ВСЕХ потомков Адама «обезьяньей» составляющей — одна из идей теистической эволюции).

Новая теория или новая ересь?

Судя по приложениям к книге отца Стефана, полностью дезавуирующим его размышления, публикация эта была задумана как некий богословский анекдот. Однако книга нашла широкую поддержку среди некоторых православных богословов, ссылающихся на эту более чем забавную книгу как на высший авторитет, громящих при этом сектантов-креационистов, а заодно и православных последователей, «попавшихся на сектантскую удочку». Но забывается одно — протестанты не сами выдумали шестидневную трактовку дней творения, а взяли эту идею из трудов Святых отцов Церкви, просто ссылаться на святоотеческое наследие не в их привычке.

В богословскую драчку вступили и молодые батюшки с периферии, у которых «большую тревогу вызывает преподавание «научного креационизма« в некоторых духовных учреждениях». Они же небрежно дезавуируют учёных, поддерживающих библейскую трактовку одновременного сотворения мира во всём его многообразии: «Чрезмерная узкая специализация, вызванная огромным количеством информации, делает современного доктора наук беспомощным котёнком, как только он попадает на соседнее информационное поле».

Наученный опытом обвинений в некомпетентности, Сергей Вертьянов, автор креационистской книги «Происхождение жизни: факты, гипотезы, доказательства», выпущенной Свято-Троицкой Сергиевой лаврой по благословению патриарха Алексия II, в качестве рецензентов привлёк именно узких специалистов. Среди лиц, давших высокую оценку книге: генетики — члены-корреспонденты и академики РАН, биологи — кандидаты и доктора наук, кандидаты и доктора геолого-минералогических наук, археологи, а также группа сотрудников Западно-Сибирского геологического управления. Учебник же Вертьянова «Общая биология для 10–11 классов» (издание 2006 года) вышел под редакцией академика РАН, директора Института общей генетики, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, лауреата Государственной премии Юрия Алтухова. В приложении к учебнику приведён внушительный перечень изречений из творений отцов Церкви, не допускающих двусмысленного толкования процесса творения. Надо полагать, что уж они-то находятся на своём «информационном поле».

Последовательную позицию в отстаивании креационистских позиций заняли ведущие православные журналы, редакционная коллегия которых состоит из уважаемых в стране миссионеров и богословов. А созданный по благословению Святейшего патриарха Алексия II сайт «Шестоднев», которым руководит кандидат геолого-минералогических наук протоиерей Константин Буфеев, буквально громит православных эволюционистов. Противники попыток соединения несоединяемого прямо называют теистический эволюционизм ересью, наподобие «ереси экуменизма». Такое сравнение с экуменизмом не случайно. Популярное в семидесятые годы молитвенное братание христиан различных конфессий, в конечном счёте, было признано не только вредным, но и еретическим. Экуменизм невольно подготавливал почву для будущей религии антихриста, который, по толкованиям отцов Церкви, взойдёт на престол как великий миротворец на фоне стирания граней между различными религиями. Вот и теистический эволюционизм, пытающийся стереть грань между атеизмом и верой, вносит свой кирпичик в ту самую подготовку.

Время рассудит

Сторонники идей Дарвина не спешат пожимать протянутую им богословскую руку, но в то же время, не вдаваясь в подробности, заявляют, что Церковь эволюцию признала. У простых же мирян голова идёт кругом: на церковных прилавках изобилие книг о научном креационизме, выпущенных по патриаршему благословению, а их настоятель пишет статьи о «сектантском происхождении так называемого научного креационизма». Неужели готовит почву для прихода антихриста? А может быть, наоборот, их батюшка в будущем удостоится венца святости, как удостоились его многие святые, ревностно отстаивающие свою, отличную от общепринятой, точку зрения? Где истина? Одна надежда на Святейшего патриарха Кирилла, давшего указание высшим церковным учебным заведениям повысить свой научный уровень. Так что вполне возможно, что миряне скоро узнают, кто прав, а кто нет.

Источник: http://vn.ru/19.02.2009/society/96567/

Цикл тематических встреч "Религия в современном мире"

c 5 марта по 28 мая. Санкт-Петербург, Государственный музей истории религии.
Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей истории религии , Открытый университет истории религий мира ГМИР.

ЦИКЛ ТЕМАТИЧЕСКИХ ВСТРЕЧ
«РЕЛИГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»


Наши встречи – это информация и заинтересованное обсуждение. Приглашаем к участию всех желающих! В рамках цикла для обсуждения слушателей предлагаются темы, посвящённые религиозной ситуации на постсоветском пространстве, в том числе: возрождение традиционных верований, основные направления и течения русского неоязычества, понятие «контркультура» и молодёжные движения, современные религиозно-политические проблемы и пр. Среди выступающих – известные ученые, представители конфессий, религиозных объединений и проч.

«Новое язычество в современном мире». 5 марта 2009 г. 18.00. Тематическая встреча.

  • - выступление кандидата философских наук доцента кафедры религиоведения Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена А.В. Гайдукова «Проблема возрождения дохристианских традиционных верований на постсоветском пространстве, причины обращения к неоязыческим обрядам и практикам, основным направлениям и течениям русского неоязычества»;
  • - выступление старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Д.А. Дрона «Нативистские движения в современной Европе»;
  • - встреча с представителем «Содружества природной веры “Славия”» (Москва) Д. Георгисом.

Встреча сопровождается просмотром и обсуждением фото- и видеоматериалов. Медератор - к.ф.н. А.В. Гайдуков.

19.15. Заседание Молодёжного дискуссионного клуба ГМИР. «Религия и политика в современном мире» 26 марта 2009 г. 18.00. Тематическая встреча.

  • - выступление кандидата исторических наук доцента кафедры философии религии и религиоведения факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета М.С. Стецкевича «Церковно-государственные отношения в современной Европе и США»;
  • - выступление кандидата исторических наук старшего преподавателя кафедры североамериканских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета А.В. Винокура «Религиозно-политические проблемы на Ближнем Востоке». Медератор - к.и.н. М.С. Стецкевич.

19.15. Заседание Молодёжного дискуссионного клуба ГМИР. Сообщение о результатах поездки по территории бывшей Югославии научного сотрудника Государственного музея истории религии Л.С. Ланда. «Шаманизм и возрождение традиционных верований в современном мире: живые свидетельства этнографов-полевиков»

16 апреля 2009 г. 18.00. Тематическая встреча.

  • – выступления участников этнографических экспедиций – доктора исторических наук ведущего научного сотрудника Института антропологии и этнографии РАН Ревуненковой Е.В., кандидата исторических наук зав. отделом Сибири Российского этнографического музея Горбачевой В.В. и кандидата исторических наук старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Жеребиной Т.В. о верованиях традиционных народов Сибири и Индонезии. В программе предполагается демонстрация редких полевых фотоматериалов. Медератор - к.и.н. Жеребина Т.В.

19.15. Заседание Молодёжного дискуссионного клуба ГМИР. В рамках молодёжного дискуссионного клуба планируется просмотр и обсуждение научно-популярного фильма «Возвращение великого шамана». «Новый мистицизм»: мистико-эзотерические движения и культы в современном мире».

7 мая 2009 г. 18.00. Тематическая встреча.

  • – выступление кандидата философских наук доцента кафедры культуры Востока факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета С.В. Пахомова, посвященное проблеме мистико-эзотерических движений;
  • - выступление кандидата философских наук старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Г.Е. Бокова, посвященное концепции «нового мистицизма» и религиозно-мистическим поискам современной молодежи. В программе предполагается просмотр и обсуждение видеоматериалов. Медератор - к.ф.н. С.В. Пахомов.

19.15. Заседание Молодёжного дискуссионного клуба ГМИР. «Революция сознания»: религиозные аспекты контркультуры».

28 мая 2009 г. 18.00. Тематическая встреча.

  • – выступление кандидата философских наук старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии Г.Е. Бокова, посвященное формированию концепции «революции сознания», феномену контркультуры и религиозным формам психоделического движения. В программе предполагается просмотр и обсуждение видеоматериалов. Медератор - к.ф.н. С.В. Пахомов.

19.15. Заседание Молодёжного дискуссионного клуба ГМИР.

Пресс-служба ГМИР:

Т. 570 4984

e-mail: mus-relig@mail.ru
www.museum.ru/N35790
Ваше мнение »»

»» Государственный музей истории религии
Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д.14
Проезд: Ст. метро "Гостиный Двор", "Сенная площадь"; троллейбус 22, 5: автобус 3, 22, 27
Телефоны: (812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
URL: www.gmir.ru
EMail: gmir@relig-museum.ru

Меню австралопитека. Антропологи выяснили, что ели наши далекие предки

Оригинальные методики позволяют археологам и антропологам отслеживать передвижения и меню гоминидов, кочевавших по Африке миллионы лет назад.

Мэтт Спонхеймер, профессор антропологии из университета Колорадо в Боулдере, считает, что сравнение рациона питания гоминидов, представителей семейства наиболее прогрессивных приматов, живших несколько миллионов лет назад, с рационами питания ранних и современных людей поможет ученым установить роль, какую питание играет в жизни человека, и понять, как оно влияет на эволюцию познавательных и двигательных функций и способностей, социальных структур и даже болезни.

Чарлз Дарвин, двухсотлетие со дня рождения которого отмечали на минувшей неделе, еще более полутора веков назад предположил в своем капитальном труде «Происхождение человека», что изменения в питании и окружающей среде предков современного человека и привели к появлению современных людей. С ним согласен профессор Мэтт Спонхеймер -- один из самых главных специалистов по рациону гоминидов. Он занимается анализом стабильных изотопов, т.е. сравнивает разные виды одного и того же химического элемента, например углерода, который присутствует в окаменелых останках. Результаты такого анализа позволяют реконструировать жизнь гоминидов. Например, если обработать зубы гоминидов лазером, то из эмали освобождается углерод в газообразной форме. Он-то и позволяет ученым определить, какими растениями питались гоминиды и где они жили. По состоянию зубов также можно судить и о том, сколько съедали гоминиды.

Наиболее глубоко Мэтт Спонхеймер изучает один из подвидов гоминидов, живших 2 млн лет назад. Парантропы были невысокими прямоходящими представителями семейства австралопитеков, больше всего известных благодаря Люси. Владелице этого скелета, найденного в Эфиопии, считают ученые, приблизительно 3 млн лет. Многие антропологи называют ее праматерью современных людей.

Профессор Спонхеймер узнал немало нового, изучая рацион питания гоминидов. Например, результаты исследования 2006 года свидетельствуют, что парантропы вымерли из-за большой привередливости в еде. Еще более важное открытие американский антрополог сделал семью годами ранее. В 1999 году он заявил, что австралопитеки, не исключено, еще 3 млн лет назад могли ловить и есть маленьких животных.

«Парантропов иногда называют щелкунчиками за их плоские зубы и мощные челюстные мышцы, предназначенные, похоже, для разжевывания твердой пищи, -- говорит Спонхеймер. -- Но некоторые исследования позволяют утверждать, что наиболее твердую пищу -- орехи -- они ели далеко не круглый год. Немалую долю в рационе парантропов составляли осока, травы, семена и, возможно, даже мелкие животные.


Современная наука считает, что примерно 2,5 млн лет назад австралопитеки разделились на подвиды: гомо и сейчас исчезнувших парантропов, к которым относились и южноафриканские Paranthropus robustus и восточноафриканские Paranthropus boisei. Несмотря на то что анатомически они почти ничем не отличались друг от друга, уверен Мэтт Спонхеймер, питались они скорее всего совершенно по-разному.

Результаты другого, еще не законченного исследования профессора Спонхеймера и его коллег позволяют предположить, что самки австралопитеков, включая подвид парантропов, умирали не там, где родились. Такое поведение соответствует социальным образцам шимпанзе, самки которых обычно мигрируют из родных мест на новые территории. Большинство приматов, кстати, ведут себя иначе.

«Учебники антропологии относятся к древним гоминидам как к статистическим кучкам окаменелых костей, -- говорит Мэтт Спонхеймер. -- Мы же обращаемся с ними, как с биологическими организмами, передвигавшимися по Африке. Я не удивлюсь, если выяснится, что многое из того, что, нам казалось, мы знаем о них, ошибочно и что немало страниц учебников придется переписывать».


Захар РАДОВ
Источник: http://www.vremya.ru/2009/29/96/223467.html

Археологи обнаружили необычную статую одного из самых незаурядных древнеегипетских фараонов

Почти 3 600 лет пролежала под землей и обломками зданий уникальная статуя египетского царя Неферхотепа I, прежде чем ее обнаружили французские археологи. Находка была сделана в ходе раскопок древнего города Фивы. Необычность статуи заключается в том, что фараон изображен как бы напротив своего отражения или двойника, накрепко сцепившись с ним руками. Правда, вторая половина скульптуры находится пока под толщей песка и идентифицировать ее основные черты удалось только с помощью специального оборудования.

Археологи наткнулись на необычное произведение древнеегипетского искусства во время реставрационных работ на территории храма в Карнаке, который находится в южной части Луксора – одного из крупнейших центров египетского туризма. Это святилище уже не единожды преподносило ученым диковинные сюрпризы. В прошлый раз такой неожиданностью оказался обелиск царицы Хатшепсут, единственной женщины, правившей Египтом в качестве фараона.

Карнак, который сегодня считается сердцем Луксора, был воздвигнут на руинах еще более древних Фив. Гигантский храм был посвящен богу Амону. Сооружение расположено в самом центре огромного комплекса, состоящего из нескольких зданий религиозного назначения. И практически каждое из них хранит еще немало удивительных вещей, изучение которых может занять не одно десятилетие.

Ученые утверждают, что открытие, по значимости подобное недавно найденной статуе Неферхотепа I, было сделано всего однажды в том же Карнаке в ходе раскопок 1898-1904 гг. И связано оно с именем того же фараона. Правда, на сегодняшний день судьба статуи остается под вопросом. Большая ее часть находится под обломками какого-то древнего строения, которое, возможно, служило вратами. Чтобы извлечь статую из-под этого сооружения, предполагаемый портал придется разобрать по кусочкам, а затем реставрировать, заново скрепляя части между собой. Так что, пока решение о дальнейшем ходе работ находится на рассмотрении египетского комитета по делам антиквариата.

Неферхотеп – одна из самых интересных фигур в истории древнего Египта. Он стал 22-м царем XIII династии, будучи сыном жреца из Абидоса. Среди его родных не было никого, кто принадлежал бы к царской семье. Так что, трон фараона он занял благодаря высокому положению отца и личным заслугам. Кроме этого, Неферхотеп оказался одним из очень немногих правителей Египта, в имени которых не содержалось упоминания о боге солнца Ра. Все эти сведения были получены учеными после расшифровки надписей на каменных скрижалях и других документах, найденных в Асуане.

Справка из Википедии: Неферхотеп I Хасехемра (также Ноферхотеп I) — фараон Древнего Египта из XIII династии, правивший ок. 1751-1740 до н. э. Традиционно считается наиболее выдающимся представителем своей династии (наряду со своим наследником Себекхотепом IV).

Несмотря на то, что Манефон включает его в XIII династию, Неферхотеп I не принадлежал к царской семье и был незнатного происхождения. Предки Неферхотепа занимались военным ремеслом и были типичными представителями служилой знати. Его дед, Нехи, был офицером городского полка. Родители будущего фараона, Хаанкеф и Кеми, очевидно, не занимали видного положения в обществе. Тем не менее, сам фараон, судя по надписям, не стеснялся низкого происхождения, постоянно приводя имена своих нетитулованных родителей. В официальных надписях они называются «родителями бога». Семья Неферхотепа, по-видимому, происходила из Фив. Подобный вывод основывается на надписи в храме Амона в Карнаке, в которой брат Неферхотепа I, Себекхотеп IV, утверждает, что родился именно там. Тем не менее, Неферхотеп не возвращал бывшей столице XI династии её былой статус, а правил страной из столицы XII династии — Ит-Тауи близ современного Лишта.

Известно, что Неферхотеп был узурпатором, однако современная египтология не располагет сведениями относительно путей достижения им власти. Вероятно, ему удалось сместить слабого Себекхотепа III и провозгласить себя новым фараоном, восстановив авторитет центральной власти. В пользу этого свидетельствуют многочисленные памятники периода Неферхотепа, разбросанные по всему Египту. Кроме того, свидетельства о его правлении были обнаружены даже в Северной Нубии, которая ещё не успела окончательно отложиться от Древнего Египта, а также на рельефе в финикийском Библе. Осуществлял верховную власть над царём Библа Иантином. На одном из рельефов Иантин оказывает почести Неферхотепу I. Таким образом, фараон не только восстановил контроль над всей страной, но и пытался восстановить потерянное его предшественниками влияние на близлежайшие страны. Возможно, Неферхотеп посылал экспедицию в Пунт, так как в одной надписи Неферхотепа упоминаются благовония из Пунта и драгоценные камни из «Страны Богов».

Важнейшим памятником времён Неферхотепа является дошедшая в неточном издании XIX века и ныне утраченная стела из Абидоса, содержащая большую историко-религиозную надпись, посвящённую его заботе о местном храме Осириса, и датируемая 2-м годом правления царя. Стела также подробно описывает приказ фараона создать статую и процесс её изготовления, а также организацию особых религиозных церемоний, очевидно, имеющих целью укрепление культа Осириса. От времени правления Неферхотепа сохранились многочисленные надписи в районе Асуана, подробно освещающие состав семьи фараона; в частности, они упоминают имена его супруги (Сенебсен) и детей.

Туринский список упоминает в качестве наследника Неферхотепа его брата Сахатора, однако не существует никаких свидетельств, подтверждающих возможность самостоятельного правления этого представителя царской семьи. Поэтому считается, что Неферхотепу наследовал другой брат — Себекхотеп IV, последний видный фараон, правивший до прихода гиксосов. Некоторые памятники упоминают Неферхотепа I и Себекхотепа IV вместе, из чего можно сделать вывод, что они могли править совместно на протяжении некоторого времени. Время правления этих двух фараонов — краткий период укрепления царской власти на фоне беспомощности их непосредственных предшественников и наследников. От периода правления этих царей дошли многочисленные памятники высших и средних государственных чиновников.

Согласно Туринскому списку фараонов, Неферхотеп I правил 11 лет — дольше всего из всех представителей XIII династии.


Источник: http://www.travelnn.ru/?id=40815&template=yandex

300 памятников в Калининградской области не поставлено на госучет

На госучете в Калининградской области состоят 1610 памятников, из них 160 памятников археологии, а постановки на учет реально требуют более трехсот.

То же самое - по другим направлениям. Поэтому сейчас предстоит провести мониторинг и создать региональную базу учета новых объектов.

Проект закона об охране памятников регионального значения Калининградской области разработан и вскоре будет представлен в облправительстве.

Источник: http://kaliningradfirst.ru/?p=18380

Пензенцы примерят богатырские доспехи

Более двадцати витязей из девяти регионов России скоро встретятся на поле брани. В рамках зимнего фестиваля «Сечень» в Пензе состоится турнир по историческому фехтованию в древнерусских костюмах. Подобный слет знатоков славянской культуры проводится уже в третий раз. В этом году местом для состязаний был выбран именно наш город. Инициатором проведения фестиваля стало молодежное объединение «Святогор».

- Мы хотим возродить интерес сознательной части населения к истории и культуре Древней Руси, - говорят о цели фестиваля организаторы.

Но битва древнерусских витязей - только самая зрелищная часть обширной программы мероприятия. Фестиваль будет проходить с 18 по 23 февраля. В его рамках пензенцы смогут услышать уникальную гусельную музыку нижегородского дуэта «Зеленый холм», а также посетить военно-историческое шоу, мастер-классы по старинным ремеслам.

Генеральным спонсором фестиваля «Сечень» выступила компания ОАО «Визит». Информационную поддержку осуществляет газета «Комсомольская правда».

Программа фестиваля:

  • 20 февраля - концерт гусельной музыки в кинозале «Октябрь»;
  • 21 февраля - открытый турнир по историческому фехтованию в древнерусских доспехах (молодежный центр «Юность», начало в 12.00);
  • 22 февраля - военно-историческое шоу в лесном массиве «Засека», конкурс костюмов, соревнования по старинным играм (военно-исторический клуб «Святогор»);
  • 23 февраля - семинар по культуре и этнографии в селе Загоскино.

Источник: http://penza.kp.ru/daily/24247.4/444939/print/

Сенаторы высоко оценили опыт Верхневолжья по освоению природных ландшафтов

16 февраля в Московской области состоялось выездное заседание комиссии Совета Федерации по жилищной политике и ЖКХ. Тверскую область по поручению губернатора Дмитрия Зеленина представлял заместитель главы региона Юрий Тыртышов. На заседании он представил презентацию различных аспектов жилищно-рекреационного освоения природных ландшафтов Верхневолжья.

Выступая перед сенаторами, Юрий Тыртышов отметил, что на территории Тверской области в малоизмененном виде сохранились уникальные и ценные в экологическом плане природные территории, потенциал развития и разнопланового, рационального освоения которых огромен.

Так, например, в условиях современного общества чистая питьевая вода становится стратегическим ресурсом, который по значимости уже сравнивают с нефтью. Один из главных речных перекрёстков Евразии, Тверская область является «водным донором» не только Московской агломерации, но и всей центральной части России. 40% водных ресурсов Европейской части страны расположены на территории Тверской области. Можно сказать, что Верхневолжье для Европейской части является тем же, чем озеро Байкал для Азии. При этом несомненным плюсом региона является и факт его выгодного географического положения, транспортная доступность.

По мнению руководства области, это создает предпосылки для рекреационного и туристического освоения (особенно водно-туристического) Верхневолжья в ЦФО и в масштабах всей России. Говоря о туристической привлекательности Тверского края, Юрий Тыртышов отметил, что в ходе подготовки документов территориального планирования области было выявлено три зоны с наиболее подходящим ландшафтным потенциалом для развития водного туризма.

Это Конаковско-Кимрская рекреационная зона с общей площадью порядка 200 тыс. га, Кашинско-Калязинская рекреационная зона (90 тыс. га), и Селигерская рекреационная зона с центром в городе Осташкове (400 тыс. га).

На их территории, помимо огромных водных пространств, находятся курорты местного значения, особо охраняемые природные территории, монастырские строения, памятники археологии, старинные сельские поселения, другие значимые объекты культурного наследия.

Каждая из этих зон, объединяющих несколько муниципальных образований области, сегодня, как отметил заместитель губернатора Юрий Тыртышов, активно вовлекается в хозяйственный оборот. В исторических городах появляются новые, и уже давно не единичные объекты инфраструктуры туризма. В качестве примера комплексного освоения территории Юрий Тыртышов назвал Конаково Ривер Клаб, расположенный в самом широком месте Иваньковского водохранилища. Масштаб проекта позволил создать такие объекты, как фитнес- центр и SPA- студию, детский клуб, ночной клуб и боулинг, яхтклуб, пляжную зону и марину для яхт, крупный гостиничный комплекс. Это позволило не просто в разы поднять туристическую привлекательность Конаковского района, но и обеспечить сотни высокооплачиваемых рабочих мест для его жителей, дополнительные налоговые отчисления в бюджеты всех уровней. В настоящее время проект «Конаково Ривер Клаб» практически реализован, и находится в стадии завершения строительства.
Еще один пример удачного жилищно-рекреационного освоения территории в том же Конаковском районе - проект «Большое Завидово» начатый в 2008 году. Новый современный город, рассчитанный на 29 тысяч жителей с объемом жилья в полтора миллиона квадратных метров в 2028 году органично впишется в берега акватории Иваньковского водохранилища.

Помимо создания туристических центров и в перспективе - новых городов, Тверская область обладает уникальным в масштабах центра России опытом создания и обустройства государственного природного заказника «Исток реки Волга». Уже сегодня исток великой русской реки является не только объектом природного и культурного наследия, но и одним из признанных национальных символов России. Для повышения статуса территории «Исток реки Волга» сейчас рассматривается вопрос о внесении ее в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Российские сенаторы высоко оценили доклад Юрия Тыртышова в части инициатив Тверской области по рациональному и экологичному освоению природных ландшафтов. Опыт Верхневолжья предполагается широко тиражировать в других регионах, поскольку природных ресурсов и ландшафтов в России более, чем достаточно. — Сообщает Управление информационной политики и общественных связей администрации Тверской области.

Источник: http://www.afanasy.biz/news/economy/index.php?ELEMENT_ID=7794

Во Львовском музее этнографии выставят произведения юных художников

Сегодня, 19 февраля, во Львове в 16.00 в Музее этнографии и художественного промысла на проспекте Свободы, 15 состоится открытие выставки художественных работ преподавателей и учащихся Детской школы народных искусств.

Выставки работ детей из различных центров народного творчества в Музее этнографии не редкость, их часто устраивают в фойе музея, где они находят своего благодарного зрителя.

Нынешняя выставка подготовлена воспитанниками кружка фитодизайна Детской школы народных искусств, которым руководит Владимира Гурская. Педагог считает, что Детская школа народных искусств формирует художественные вкусы ребенка, раскрывает его способность к самовыражению, к положительному восприятию окружающей среды, способствует социальной адаптации в обществе, обеспечивает доступ учащихся к изучению культурного наследия народа, как единой составляющей мировой культуры. Школа пробуждает стремление ребенка к тому, чтобы он научился понимать красоту и добро. Как это получается на практике, можно убедиться, осмотрев выставку «Из мира ребенка».

Источник: http://zik.com.ua/ru/news/2009/02/19/170275

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2832) Россия (2737) музей (1066) археология (804) раскопки (720) Украина (447) палеонтологи (430) университет (402) Крым (381) Китай (358) Египет (303) археолог (284) артефакты (267) США (238) Израиль (233) Греция (190) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (172) Турция (159) Германия (158) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (136) Испания (134) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (127) храм (117) Франция (116) Великобритания (114) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (104) курган (102) Иерусалим (101) гробница (101) Перу (100) Керчь (99) золото (97) Новгород (95) артефакт (95) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (82) мамонт (81) крепость (79) Сибирь (78) палеонтология (77) реставрация (77) пещера (76) подводная археология (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (64) монастырь (64) Киев (63) Монголия (63) мумия (60) Япония (59) памятники культуры (54) Кремль (53) Армения (52) Узбекистан (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) Грузия (39) Санкт-Петербург (38) бронзовый век (38) древняя история (37) Одесса (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) майя (32) Золотая Орда (31) Ирак (29) Иркутск (29) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Каир (26) Луксор (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)