18 февраля 2009 г.

Скифы страдали ожирением


Российские антропологи обнаружили морфологические особенности черепов скифов, которые говорят о том, что они были больны.

Сотрудники Института археологии РАН исследовали антропологический материал из скифского могильника Колбино на Среднем Дону, датированный археологами концом V – началом IV вв. до н.э. палеопатологическому анализу подвергли костный материал 32 взрослых индивидов. Внимание антропологов привлекли бугорки на обратной стороне лба шести черепов, (3 мужских и 3 женских), то есть почти у 19% погребенных. Такие костные разрастания характерны для заболевания «лобный внутренний гиперостоз» (синдром Морганьи), связанного с изменениями гормональной деятельности организма. Показатель в 19% для подобной выборки – намного выше известных показателей для жителей древней Европы, где величина этого признака не превышает 4%.

Антропологи реконструировали внешний вид скифского населения из могильника Колбино: это были люди "с повышенным жироотложением, вследствие высокого уровня мужских гормонов у женщин и недостаточного уровня мужских гормонов у мужчин". Причиной таких изменений у скифов, как считают антропологи, может быть калорийное питание с большой долей жиров и углеводов, приводящим к ожирению организма и приобретенному диабету. Современные исследования показали, что людей с таким заболеванием беспокоят частые головные боли, они обидчивы, раздражительны и агрессивны, навязчивы, склонны к депрессиям и снижению памяти. Однако эта болезнь не влияет на волевые качества людей, их целеустремленность и работоспособность.

Выводы антропологов о внешнем виде скифов оказались в согласии с описанием скифов древнегреческим врачом и педагогом Гиппократом. В V в. до н.э. он написал трактат "О воздухах, водах и местностях», в котором пишет: "… По внешнему виду скифы толсты, мясисты, нерасчлененны, влажны и слабы; … вследствие тучности и гладкости тела по внешнему виду все похожи друг на друга … такая природа не может быть плодовитою ".

Отметим, что исследование антропологов и свидетельства античных авторов никак не отвечают сложившемуся образу скифов – стремительных воинов на коне, объехавших пол мира. Неужели люди, сумевшие победить и выдворить из своих земель могущественного персидского царя Дария I, были "толсты… и слабы"? Ответ на этот вопрос смогут дать новые исследования антропологов. Ведь 32 индивида – это еще не вся Скифия.

Автор: Ольга Брилева
Источник: www.nkj.ru

Китай не был единственным изобретателем технологии изготовления шелка

Это право может отныне оспаривать и древняя цивилизация долины Инда, доказывают американские ученые из Гарвардского университета. Хрестоматийно, шелк впервые произвели в Китае около 5000 лет назад (называют и цифры вплоть до 6000). Якобы, китайцы тщательно оберегали технологию получения шелковых нитей: самые старые шелковые изделия других стран датируются как минимум 1500 годом до нашей эры.

Инициаторы нового исследования изучали бусы и ожерелья, найденные при раскопках двух городов цивилизации долины Инда - Хараппы и Чанху-Даро. В украшения были вплетены шелковые нити. Ученые оценивали толщину и форму отдельных нитей. По этим показателям можно определить, какой вид тутового шелкопряда их произвел.

Анализ показал, что хараппские шелковые нити были произведены шелкопрядом из рода Antheraea, который обитает только в Южной Азии. Ученые не смогли однозначно определить происхождение нитей из Чанху-Даро, однако они считают, что их синтезировал шелкопряд, относящийся к тому же роду. За китайский шелк "ответственен" тутовый шелкопряд Bombyx mori.

Исследователи установили, что хараппские шелковые нити были произведены методом навивки. В Китае использовали такую же технологию, и считалось, что она была неизвестна в других странах вплоть до начала нашей эры. Шелковые нити из долины Инда датируются от 2450 до 2000 годами до нашей эры.

Таким образом, хараппская цивилизация изобрела технологию изготовления шелка по крайней мере одновременно с китайской. И теперь приоритет Китая в изобретении шелка может быть восстановлен лишь после обнаружения образцов, возраст которых будет значительно больше пяти тысяч лет.

Российский эксперт А.Ярлыкапов: Кто такие салафиты?

CA-NEWS (CA) - В Чехии 205 казахстанским беженцам-салафитам и их детям грозит депортация на родину. Сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Ахмет Ярлыкапов рассказывает о течении салафизма и его последователях.

- Господин Ярлыкапов, в начале беседы хотелось упомянуть о недавнем случае, когда стало известно о сотнях казахстанских беженцев, проживающих в Чехии. Года три назад, попав под прессинг властей и спецслужб Казахстана, они были вынуждены покинуть родину. Некоторые эксперты называют их салафитами, но сами они называют себя истинными мусульманами. Некоторые эксперты высказывают мнение, что салафизм - это мирное течение внутри ислама.

- К сожалению, я не знаком с казахстанскими беженцами, которые появились в Чехии. Понимаете, салафиты - это очень расплывчатое понятие, и поэтому салафитами могут называть себя кто угодно. Слово «салаф» означает предок. Салафиты - это те люди, которые считают, что идут по пути этих предков - тех, кто жил во времена пророка Мухаммеда. Салафизм - это общее течение в исламе, которое апеллирует к тем временам. Говоря более понятными терминами, это, скорее всего, фундаментализм в исламе.

Фундаментализм может быть разным, он может быть агрессивным или же наоборот. Он может быть каким угодно. Допустим, салафитами называют и ваххабитов, которые более-менее уживаются в Саудовской Аравии с людьми, относящими себя к другим ветвям ислама, а на Северном Кавказе салафиты достаточно агрессивные.

Также салафитом называли имама Шафия, который является основателем одного из четырех мазхабов, толков суннитского ислама. Сами термины «салафиты» и «салафизм» очень широки и расплывчаты. Очень трудно, назвав кого-то салафитами, дать этой группе мусульман исчерпывающую оценку. Вот в чем заключается моя основная мысль.

- Господин Ярлыкапов, скажите, пожалуйста, были ли случаи, когда на Северном Кавказе последователи салафизма вовлекались в какие-либо террористические акты?

- Конечно, этих случаев очень много, но не все из тех, кого называют салафитами, участвуют в террористической деятельности. Однако большинство из тех, кто участвует в террористической деятельности, являются салафитами. Это явно установленный факт, именно поэтому можно сказать, что очень часто салафиты являются чрезмерно агрессивными, но не все. Есть огромная масса людей, которые являются салафитами, но не поддерживают террористическую деятельность.

- Среди некоторых специалистов и журналистов бытует мнение о том, что салафизм - это глобальная мировая сеть, члены которой до поры до времени ведут себя тихо и мирно, но потом могут поставить перед собой цель всеми средствами бороться против государства.

- Хочу сказать, что сетевая структура - это не изобретение мусульманских салафитских групп. Сетевая структура показала свою эффективность уже давно. И многие салафиты используют эту структуру в своих целях. Однако не только салафиты. Допустим, сетевые структуры создают суфийские деятели на Северном Кавказе. Например, если есть один шейх и под его руководством имеется несколько мюридов, находящихся в разных местах и контролирующих какие-то должности в экономике, в государственной сфере, то это явление также можно назвать своего рода сетью.

Сетевая структура характерна для такой мощнейшей исламской партии, как «Хизбут-Тахрир», также она характерна для «Аль-Каиды». Сетевая структура широко используется самыми разными группами, и не только салафитами. Однако единой глобальной исламской сети не имеется. Есть сети, которые созданы разными исламскими группами, то есть суфийские сети, сети, созданные той же «Аль-Каидой», сеть «Хизбут-Тахрир».

Допустим, на Западе есть люди, которые создают панику и говорят, что мусульмане создали сеть и они быстро возьмут власть в свои руки. Но они ошибаются: такого исхода никогда не будет. Потому что среди данных исламских групп нет единства. Также нет единой сети, созданной салафитами.

Имеющиеся сети всегда конкурирует друг с другом. Допустим, та же «Аль-Каида» просто ненавидит членов партии «Хизбут-Тахрир». Надо понимать, что единой исламской сети нет. Есть несколько сетей, созданных разными, конкурирующими, иногда даже открыто борющимися друг с другом группами мусульман.

- Господин Ярлыкапов, также у некоторых наблюдателей есть мнение о том, что краеугольным камнем этого течения является абсолютное неприятие государства, государственного аппарата, которое может вылиться в одномоментное, вооруженное сопротивление против государственного аппарата.

- Государственный аппарат этими людьми не принимается, так как, по их мнению, все государства основаны на человеческих законах, а не божественных. Для салафитов же очень важно, чтобы на земле восторжествовали законы Бога. Именно поэтому они выступают против Конституции и против светских законов.

Часто они, особенно радикальные группы салафитов, действительно выступают за то, чтобы свергнуть нынешние правительства и изменить суть государства. Для них очевидно, что государство должно быть основано на законе Бога, то есть на Коране. Коран для них - Конституция, а земные законы, придуманные человеком, не является для них авторитетом.

- Господин Ярлыкапов, насколько сообщество салафитов получило распространение в странах Центральной Азии? Можно ли в этом случае провести какую-либо параллель с системой «Хизбут-Тахрир», которая вызывает негативную реакцию со стороны властей стран Центральной Азии?

- «Хизбут-Тахрир» в силу своей чисто политической окрашенности получила, мне кажется, гипертрофированное внимание со стороны властей и силовых структур стран Центральной Азии, так как является политической партией, изначально декларирующей политические цели. В уставе «Хизбут-Тахрира» сказано, что они борются за создание всемирного Исламского государства - Халифата. Они видят решение всех проблем через создание данного государства. Именно в этом режимы Центральной Азии увидели для себя угрозу.

Но мне кажется, что гораздо большая угроза этим режимам кроется как раз в других салафитских группах - в тех, кого называют ваххабитами, и в других исламских группировках, которые называются иначе. Эти группы не декларируют создания всемирного Исламского государства, но они борются не мирными (как «Хизбут-Тахрир»), а террористическими средствами против имеющихся режимов. Поэтому мне кажется, что действительно «Хизбут-Тахриру» уделено гипертрофированное внимание.

- Господин Ярлыкапов, хотелось бы сузить нашу тему до салафитов, то есть до салафитов в Центральной Азии. Известно, что недавно в Таджикистане запретили это течение, а в Казахстане салафиты не входят в список, так сказать, террористических организаций.

- Очень трудно понять, кого же подразумевают под салафитами. Почему в России не запретили ваххабитов? Например, был опыт запрещения салафитов в Дагестане, но по всей России их деятельность не запретили. Потому что в юридических терминах очень трудно объяснить, кого же запрещать.

Салафиты - очень широкий термин, поэтому очень трудно кого-то конкретно запретить. К примеру, можно запретить «Хизбут-Тахрир», потому что это политическая партия и совершено очевидная политическая структура.

А салафитов очень трудно запретить. Кто такие салафиты? Это мусульмане, которые говорят, что они следуют опыту предков времен пророка Мухаммеда. Но это слишком широкое определение. Практически все мусульмане говорят, что не отрицают опыт тех времен. Они на нем и основываются. В этом и заключается трудность запрета.

В Таджикистане салафитские группы даже входят в парламент, чуть ли не участвуют в политической жизни республики, это люди, которые имеют салафитские убеждения. Поэтому трудно запретить нечто, называемое салафизмом. Оно очень трудно определимое понятие.

- Господин Ярлыкапов, вам известно, как обычно они сами себя называют? Например, беженцы из Казахстана говорят, что они не салафиты, а последователи чистой веры.

- Как они вам говорят, так они себя и называют везде: «чистые», «настоящие мусульмане». Иногда могут называть себя «молящиеся мусульмане». В основном на постсоветском пространстве салафиты называют себя молящимися или практикующими мусульманами, тем самым противопоставляя себя так называемым этническим мусульманам.

По мнению салафитов, этнические мусульмане родились среди мусульманского народа, но не являются мусульманами, потому что не исполняют основных обязанностей мусульман. Салафиты же могут по-разному себя называть. Какого-то единого самоназвания у них нет. Это также является дополнительной трудностью для определения. Если государство хочет запретить салафитов, то кого же оно будет запрещать?

- Но в беседе с нашими репортерами представители беженцев из Казахстана говорят, что они встали на этот путь после того, как наблюдали в мечетях страны, куда хождение граждан поощряется, засилье «нечистой» веры, лицемерие, а также видели там коррупционеров, пьющих и курящих людей. По словам казахстанских беженцев, официальные власти превратили мечети в идеологическое оружие. Как вы считаете, это характерно для салафитов?

- Абсолютно характерно. Они противопоставляют себя тому, к чему сегодня пришли остальные мусульмане. Именно в этом пафос их призыва к временам пророка Мухаммеда. Они считают, что ислам изменился за это время, точнее не ислам сам по себе как религия, а мусульмане изменились. По мнению салафитов, люди, считающие себя мусульманами, отошли от истинной веры и им необходимо вернуться к истинной вере. В этом и заключается фундаментализм салафитов. Это мы называем фундаментализмом. Они часто противопоставляют себя так называемому традиционному исламу.

- Господин Ярлыкапов, репортеры радио Азаттык при встрече с казахстанскими беженцами, заметили среди них молодых людей 20 - 25 лет, есть даже и моложе. У них есть дети - по двое, по четверо. Как вы думаете, что может послужить внутренним побуждением, мотивом молодых людей для того, чтобы они пришли к данному течению ислама.

- Причины могут быть самыми разными. Нет какой-то универсальной причины, которая приводит их к салафизму. Часто элементарный протест против существующих реалий может послужить причиной. Для вас не секрет, что в странах Центральной Азии это такие проблемы, как коррупция, часто встречающееся клановое засилье.

Молодому человеку невозможно пробиться вверх. Ему для карьеры необходимо копить определенные средства, чтобы дать взятку и затем пробиться в люди и так далее. Все это вызывает протест у молодежи, после чего она находит некий иллюзорный выход из этой ситуации в религии и в возврате к тем золотым временам, золотой эпохе, когда жил пророк Мухаммед.

Это некая эмоциональная замена, когда они понимают, что сейчас у них этого нет, но когда-то это было. Что они принадлежат к той религии, которая эту справедливость устанавливала в мире. Поэтому они пытаются апеллировать к тем временам и говорить, что надо вернуться к тому времени, когда была возможность каждому проявиться в чем-то.

Часто это может произойти из-за протеста против элементарного государственного или нередко встречающегося силового насилия. Вам известно, что на постсоветском пространстве силовые структуры часто действует очень неосмотрительно, тем более сталкиваясь с таким новым для себя явлением, как практический ислам.

Есть соблазн запретить все, и силовики действуют понятным для себя методом. Например, избивая людей. Это вызывает протест людей против государственно-силового нажима. Таким образом, существует масса причин, по которым молодежь становится на путь салафизма.

- Спасибо вам за беседу, господин Ярлыкапов.

Радио Азаттык, Казахстан
Источник: http://www.ca-news.org/news/69141?from=ya

В Тюмени пройдет международная геолого-геофизическая конференция

В период с 2 по 5 марта в Тюмени пройдет международная геолого-геофизическая конференция «К эффективности через сотрудничество!». Об этом сообщает пресс-служба Роснедр. Мероприятие проводится Европейской ассоциацией геоученых и инженеров (EAGE), Евро-Азиатским геофизическим обществом (ЕАГО) и обществом геофизиков-разведчиков (SEG) при поддержке Федерального агентства по недропользованию и правительства Тюменской области.

В рамках работы конференции планируется заслушать научные доклады специалистов и провести презентации организаций по широкой тематике: общая и региональная нефтегазовая геология; моделирование нефтегазовых бассейнов; комплексное изучение нефтегазонасыщенных резервуаров; построение геологических и гидродинамических моделей; запасы и оценка ресурсов; петрофизика; сейсморазведка (методика и аппаратура); методика и аппаратура скважинных исследований; геофизические исследования при разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа; комплексная обработка и интерпретация данных сейсморазведки и ГИС; активный и пассивный мониторинг нефтегазовых месторождений; несейсмические методы поиска и изучения месторождений нефти и газа; методы поиска и изучения месторождений твердых полезных ископаемых; инженерно-геологические и экологические исследования.

Проведение этого представительного международного форума в Западной Сибири даст возможность геологам, геофизикам, ученым, представителям власти, финансовых и общественных организаций обсудить проблемы в сфере изучения недр, рационального недропользования и охраны окружающей среды.

Мы теряем магнитные полюса. Ждет ли нас Апокалипсис?

Чинция Ди Чанни | La Stampa. Сегодня газета La Stampa публикует статью Чинции Ди Чанни об электромагнитных полюсах Земли.

Если верить интерпретациям календаря майя американским геологом Грегом Брейденом, которые получили распространение в прессе и в интернете, то в 2012 году наступит Апокалипсис: солнечная активность достигнет своего пика, и этот феномен наряду с ослаблением магнитного поля Земли приведет к смене электромагнитных полей. Вращение Земли остановится, чтобы возобновиться в обратном направлении. Наступит планетарный кризис с землетрясениями, наводнениями, ураганами. Земная поверхность из-за отсутствия магнитного щита будет стерилизована. Но доля правды в этом апокалиптическом сценарии все же есть.

Руководитель Национального института геофизики и вулканологии Антонио Мелони говорит, что напряженность электромагнитного поля в настоящее время снижается. Но периоды роста и спада этой напряженности наблюдаются на протяжении всего существования Земли. Магнитное поле, как известно, защищает Землю и формируется в результате конвективного движения внешнего ядра, жидкой железной оболочки, вращающейся между мантией и твердым железным внутренним ядром. Но это поле неоднородно и непостоянно. Да и сами магнитные полюса склонны к миграции. Благодаря этому в ближайшем будущем мы сможем наблюдать полярные сияния и в Северной Европе. Как утверждают ученые, через тысячелетия, в результате инверсии полярности, географический Северный полюс и Южный магнитный полюс Земли могут оказаться в одном полушарии. Причины такой инверсии ученые увязывают с турбулентностью, вызванной процессами укрепления твердого ядра, цикличностью появления пятен на Солнце.

По мнению некоторых ученых, говорит Мелони, инверсия уже происходит. Чем это может обернуться для людей? "Станут бесполезными компасы, могут возникнуть неполадки в работе космической техники, подвергнется опасности здоровье человека". Магнитосфера, продолжил ученый, защищает поверхность Земли от опасных частиц, заряженных большой энергией. "Без магнитного щита облучение будет очень высоким в экваториальных и средних зонах". Для изучения происходящих изменений магнитосферы закладываются многочисленные научные проекты, но эксперты уже сейчас с уверенностью говорят, что в 2012 году Земля и Солнце нас не уничтожат!

Источник: La Stampa

Открытие в Эрмитаже выставки 'Armenia Sacra' вновь отложено на неопределенное время

Открытие в Эрмитаже выставки 'Armenia Sacra' вновь отложено на неопределенное время АрмИнфо. Открытие в Эрмитаже выставки вновь отложено на неопределенное время. Напомним, что в 2007 г. Ереване была подписана программа действий по сотрудничеству Армении и России в сфере культуры в 2008-2009 гг, согласно которой данную выставку планировалось открыть в РФ в течение этого года. Кроме того, осенью 2007 г. о своей готовности включить 'Armenia Sacra' в план выставок заявлял и сам директор музея <Эрмитаж> Михаил Пиотровский.

<Мы не получили ответа от М.Пиотровского. Таким образом, говорить о сроках проведения выставки пока рано>, - заявила в беседе с корреспондентом АрмИнфо директор музея истории Армении Анелка Григорян. Данную информацию подтвердили и в пресс-службе Министерства культуры РА. Напомним, что в Лувре выставку 'Armenia Sacra' - жемчужину Года Армении во Франции, посетило более 300 тыс. человек. На ней было представлено более 200 экспонатов, хранящихся в Первопрестольном Святом Эчмиадзине, в музее истории Армении и в институте древних рукописей им. М.Маштоца - Матенадаране. Экспозиция включала в себя следущие разделы: Библейская Армения; Проповедование в традициях Апостольской церкви (1 век, половина 2 века); Принятие христианства (301 год) и создание армянской писменности (405 год); Расцвет армянской культуры в 5-8 вв; Армения 9-14 вв; киликийское государство (11-14 вв), Великая Армения (13-15 вв) и Позднее средневековье (15-18 вв). В Ереване выставка прошла с 11 сентября по 30 ноября 2007 г.

Источник: http://www.arminfo.info/index.php?show=article&id=13828

Сохранением памятников культуры озаботились в Калининграде

Сегодня, 18 февраля, в 14.30 Служба государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области проведет первое заседание экспертно-консультативного совета по вопросам сохранения, использования, популяризации памятников культуры.

Представители совета будут участвовать в координации Службы госохраны объектов культурного наследия, органов местного самоуправления и общественных институтов не только в вопросах охраны, популяризации памятников культуры, но и дальнейшего их использования, включения в туристическую инфраструктуру и культурную деятельность Калининградской области.

Это новое общественное формирование, для работы в котором приглашены ведущие специалисты в сфере реставрации, истории, археологии, искусства и архитектуры.

Источник: http://kaliningradfirst.ru/?p=18288

В Сарапуле открывается выставка истории Земли геологического музея Вернандского

Завтра в Сарапуле открывается выставка древнейшей истории Земли, представленная Государственным геологическим музеем им. В.И. Вернадского Российской Академии Наук.На выставке можно будет увидеть панцири трилобитов, раковины головоногих моллюсков – аммонитов, отпечатки древних растений и многое другое.

Авторы выставки: кандидат геолого-минералогических наук И.А. Стародубцева, научный сотрудник И.Л. Сорока., авторы иллюстраций: доктор геолого-минералогических наук С.В. Наугольных.

Выставка работает с 19 февраля по 30 марта 2009 года в г. Сарапул, ул. Первомайская, 68, тел. /34147/ 4-11-68.

Источник: http://www.udm-info.ru/news/udm/18-02-2009/vernandsk.html

Почва рассказала о среде обитания средневековых новгородцев

Анализ великоновгородской почвы заставил археологов-почвоведов увидеть, что такое настоящая экологическая катастрофа. Результатами своих исследований на Десятинном раскопе, открывшем историю древнего Людина конца Великого Новгорода, в беседе с корреспондентом Infox.ru поделился аспирант лаборатории географии и эволюции почв Института географии РАН Андрей Долгих.

О чем может рассказать почва

По анализу почвы можно очень многое узнать о среде обитания человека и его образе жизни, об этапах освоения природы и воздействии на нее. «Расшифровкой» этой информации и занимается археологическое почвоведение. Если археологические раскопки в основном говорят об особенностях быта и культуры людей, живших на этой территории, то археологическое почвоведение позволяет ученым восстановить всю картину освоения среды человеком, выделить этапы природопользования и даже восстановить картину химического загрязнения территории.

Эта научное направление находится на стыке почвоведения и археологии. У его истоков стоял великий русский естествоиспытатель и почвовед Василий Докучаев. Начиная с 1990−х годов можно говорить о формировании самостоятельного направления — археологического почвоведения, когда почвенно-археологические исследования стали носить систематический характер.

Почвоведение на Десятинном раскопе

Воссоздать условия среды и уровень химического загрязнения Великого Новгорода с XI века до настоящего времени — такая задача стояла перед почвоведами. Исследования начали проводиться в 2008 году на Десятинном раскопе Людина конца Великого Новгорода в рамках комплексных археологических раскопок.

Эволюция почв соответствует основным этапам истории

На Десятинном раскопе ученые выделили четыре этапа эволюции почв — догородской, пригородный, а также деревянного и каменного города. Каждому соответствовала определенная стадия развития хозяйственной деятельности человека.

В конце X века на территории раскопок стоял нетронутый еловый лес на подзолистых почвах с кислой средой. Когда же в начале XI века пришли люди, лес начали вырубать и распахивать под пашню. Этот этап хорошо выделяется в почвенном профиле по пахотно-огородному горизонту. Во второй половине XI века здесь высаживают яблоневые сады.

Массивные корни деревьев в Десятинном раскопе найдены


Этап деревянного города хорошо прослеживается в почве по большому количеству органики. Остатки деревянного строительства – щепа и древесина вместе с навозом гумифицировались и быстро накапливались в специфических условиях без доступа кислорода. В этом горизонте обнаруживается большое количество фосфора, появляются угли и зола из-за частых пожаров.

Развитие металлургии

Стадию каменного города ученые смогли обнаружить по большому количеству остатков кирпича и извести. Очень важно, что в это время увеличивается содержание тяжелых металлов — цинка и меди в почве. Это связано с развитием множества мелких металлургических производств, которые были разбросаны по всей территории Великого Новгорода и часто встречались даже в боярских усадьбах. Очаги загрязнения распространялись точечно по всему городу, и превышения над фоновыми концентрациями были огромны — в 50 или даже 100 раз. Современная почва, по словам ученых, загрязнена намного меньше по сравнению со средневековой, потому что концентрации тяжелых металлов в верхнем почвенном горизонте близки к фоновым.

Результаты своих исследований Андрей Долгих представил в январе 2009 года на конференции «Новгород и Новгородская земля. История и археология», посвященной 80−летию академика Валентина Янина.

Источник: http://infox.ru/science/past/2009/02/13/Pochva_rasskazala_o_.phtml

Российский талиб

Осмелюсь напомнить относительно недавний случай вандализма в масштабах государства. 26 февраля 2001 года в Афганистане лидер талибов мулла Мохаммад Омар издал декрет о разрушении в стране всех неисламских памятников, включая древний буддийский монастырский комплекс V века со статуями Будды в Бамиане. Декрет был приведен в исполнение...

Как отнеслась к этому мировая общественность, и что об этом говорили наши отечественные деятели культуры? Вот сообщение агентства "REGNUM": 23 июня 2006 года VI Конгресс Российского союза исторических городов и регионов выразил озабоченность угрозой вандализма, нависшей над памятниками русского деревянного зодчества. На нем генеральный секретарь Российского союза исторических городов и регионов И. Сердюков заявил, что неумышленное или сознательное уничтожение объектов культурного наследия приводит к исчезновению целых пластов цивилизации, которые не полежат восстановлению, поэтому вандализм необходимо рассматривать как проявление терроризма по отношению к памятникам культуры. В ходе заседания конгресса его делегаты высказались за учреждение Международного дня противодействия вандализму, который предлагается отмечать 1 декабря в память наскального комплекса статуй Будды III-V веков, уничтоженного талибами близ города Бамиана в Афганистане.

Резко? Возможно. К сожалению, День этот так и остался неучрежденным, а зря.

Прежде, чем перейти к сути дела, рискну предложить читателям еще пару мыслишек.

Возможно, не все знают о том, кто такая Люси. Найденные в 1974 году в Эфиопии останки принадлежали существу, которое уже не может считаться обезьяной, но его нельзя еще считать человеком. Это существо женского пола, и палеонтологи дали ему имя Люси; родилась она больше 3-х миллионов лет до нашей эры и до своей смерти прожила примерно 20 лет. Ее находка начала заполнять ту "дыру", которой до сих пор пытаются оперировать креационисты, которые утверждают, что раз промежуточного звена между человеком и обезьяной не нашли, то и происхождения от общего предка у них не могло быть. А теперь ответьте себе: важна ли та находка для человеческого познания?

Вторая мыслишка – из серии "давайте помечтаем". Что Чингизхан родом был не с территории современной Монголии, благодаря кинематографу теперь знают многие. И что могила его до сих пор не найдена. И достаточно многие любители истории надеются, что могила эта вполне может оказаться сокровищницей вроде тех, которые находил неутомимый герой приключенческих фильмов археолог Индиана Джонс.

А теперь представим себе, что территории, которые "освободили" от статуй талибы, понадобились какой-то их фирме для добычи, скажем, железной руды. Вы готовы во имя этой цели перестать считать их вандалами? А достаточным ли основанием для того, чтобы потерять навсегда, вернее, так и не найти следы пралюдей, было бы использование территорий их обитания для создания, к примеру, гигантского водохранилища? А готовы ли пытливые умы к тому, что могила великого хана, да пусть даже и не она, а вообще – пути распространения первых обитателей наших краев, ушли неразведанными под воду создающегося в интересах ЧАСТНОЙ компании водохранилища?

Археология – это та практика, которой поверяют теорию истории. Только благодаря МАТЕРИАЛЬНЫМ свидетельствам, большей частью хранящимся под землей, и можем мы что-то действительно ЗНАТЬ, а не предполагать и не верить чьим-то предположениям. Бумажные письменные источники возникли много позже возникновения человека, о жизни вообще и говорить не приходится. А знания, что бы там ни говорили осторожные деятели конфессий, партий и правительств, лишними не бывают никогда. Знания о себе, о роде людском, о волнах переселений и том, чем они были вызваны, КРИТИЧНЫ для предупреждения и последствий возможных катаклизмов, если уж даже не брать во внимание такую мелочь, как "чистая наука". Кроме всего прочего, построение стратегии жизни в зонах с неблагоприятным климатом немыслимо без изучения предыстории их заселения; это я говорю для тех, кому понятие "культура" навевает только одну ассоциацию – "когда я слышу КУЛЬТУРА, я хватаюсь за пистолет"...

Кажется мне, что по крайней мере одного такого деятеля, которого слова "культура" в чистом виде, без добавления слов "инвестиции", "бюджетное финансирование", "план Путина", "национальный проект" как минимум раздражает, я могу назвать. Это губернатор Красноярского края, г-н Хлопонин, заявивший, что в зоне затопления Богучанской ГЭС нет никаких археологических объектов, а все придумали археологи, чтобы добиться для себя денег. Видимо, он знает каких-то особо коварных и прозорливых археологов, которые еще в советские времена насчитали только по Красноярскому краю в зоне этого самого затопления что-то около 80-ти ТОЛЬКО РАЗВЕДАННЫХ "очагов древней культуры" – а сколько их пока даже не начали раскапывать? Но ведь строителей не устраивают те затопляемые площади, которые относятся к Красноярскому краю. Им вынь да положь отметку верхнего бьефа в 208 метров, а это означает, что будут затоплены 35 тысяч гектаров уже в Иркутской области. Таким образом, общее число только известных объектов культуры и истории более 200.

"Это уникальные палеолитические комплексы. Как, скажем, Усть-Кова. В Усть-Кове древность культуросодержащих горизонтов более 30 тысяч лет, но там имеются и предметы палеолитического искусства, таких местонахождений, таких памятников в мире немного" – это слова А. Деревянко, директора Института археологии и этнографии СО РАН, академика. Своеобразная погребальная археология, как говорят специалисты, ангаро-илимский вариант. Древние могильники, стоянки первобытного человека, объекты археологического наследия каменного и бронзового века, в том числе уникальные наскальные рисунки, остатки культуры людей, живших на Ангаре 3—5 тыс. лет назад, расположенные на площади 700-800 тысяч гектаров.


Археологический сезон в Сибири короток, он ограничен тем временем, когда земля не замерзшая. В советские времена археология получала пусть не избыточное, но все-таки финансирование. В случаях строительства на месте раскопок, или если уже во время производства работ на их месте обнаруживались археологические объекты, строительство приостанавливалось, проводились исследования, в случае невозможности перенесения объекта переносилась стройка. Все объекты находились в ведении государства, и финансирование на археологическую экспертизу закладывалось в проект производства работ. "Богучанка" была "заморожена" еще в 92-м, и археологические работы велись в ее районе в соответствии с планами и финансированием. Понятно, что в бурные пе6рестроечные годы финансирование науки фактически не проводилось. Но экономика так или иначе выправилась – и тут грянул гром. В 2006 Богучанку решили достраивать, да не в том варианте, который просчитывался в советские времена, а по максимуму. При чем никакого финансирования изысканий в проект никто закладывать и не думал – строительство было хоть и как бы под крылом государства, но частное, а крупным частникам у нас в последние восемь лет открыли прямую дорогу к "облегченному" законодательству. Более того – все финансирование вообще, связанное с решением сопутствующих строительству проблем и взятое на себя федеральным центром, было запланировано... в суммах, рассчитанных еще в советское время. Общественность, ученые, местные власти (на плечи которых было возложено переселение людей из зоны затопления) схватились за головы.

Сегодняшнее положение вещей в строительных мегапроектах таково: экология, археология – все в рекомендательном плане, вплоть до необязательности соблюдения СНИПов при строительстве. Да что там какая-то наука – затопление месторождений титановых россыпей, редкоземельных металлов, угля, гипса, нефти и природного газа, неубранных в процессе подготовки ложа, ведущейся в худших традициях советского пофигизма, торфяников и лесов (которые под водой начнут гнить и станут источником серьезного отравления водоемов)... Да что там природные богатства – отселение людей повисло без достаточного финансирования.

После множества докладных, запросов, выступлений жителей Усть-Илима, к берегам которого подойдет область затопления, дало немного продвинулось. В частности, для проведения работ по спасению археологических объектов в 2008 году были выделены 3 года и 152 миллиона рублей – но ТОЛЬКО на Красноярскую область. При том, что один сезон работы – хотя бы в расчете только на продукты питания, транспорт, оборудование – приближался к 200 миллионам. Огромные площади, чрезвычайно сжатые сроки, все, что только возможно, нужно вывозить, причем срочно – археологические находки боятся атмосферного воздуха и влаги... В Иркутской области организовались десанты ученых и студентов, но все это, к тому же без финансирования... Много ли унесешь на своих плечах, да и далеко ли! В Москву полетели письма с расчетами, Министру культуры Авдееву направили смету на выполнение работ... Губернатор Иркутской области А. Тишанин высказался за то, чтобы строители ограничились отметкой 185 метров, рассчитанной с минимальными экологическими и культурными рисками, огласил необходимую сумму финансирования в 5,5 миллиардов рублей на подготовку ложа, областные власти собирались обратиться с расчетами и требованиями в правительство РФ. Все было принято, со всем вроде согласились.

И грянул второй гром, покрепче первого.

Кризис.

Казалось бы, все должно замереть в неустойчивом равновесии. Денег на подготовку ложа, на выполнение всех необходимых работ нет. Но нет и того потребителя, для которого так гнали авральную стройку – тот самый алюминиевый завод, который должен был потреблять львиную долю электроэнергии Богучанки, сегодня не нужен. Даже те заводы в алюминиевой империи г-на Дерипаски, которые уже функционируют, сокращают производство, более того – даже с сокращенным производством они накопили огромные долги энергетикам. Ведь именно алюминий "съедал" не менее 30 процентов производимой электроэнергии, той самой, на нехватку которой так жалуются центральные районы. И вот он "сел на диету". Вот что пишет "Коммерсантъ" в № 24(4079) от 11.02.2009: "ОК Русал откладывает на два года запуск еще одного нового алюминиевого завода — того, который строится в рамках Богучанского энергометаллургического объединения (БЭМО). В то же время компания обещает выполнить обязательства по строительству электростанции БЭМО и запустить ее в срок — в 2010 году. Но в результате станция не получит основного потребителя и будет вынуждена поставлять электроэнергию на рынок. Это может вызвать падение цен и увеличить сроки окупаемости проекта... Стоимость проекта — $5 млрд, в 2009 году партнеры должны вложить по 13 млрд руб. В январе и. о. председателя правления Русгидро Василий Зубакин подтвердил, что компания планирует вместе с Русалом взять кредиты для финансирования проекта". При этом долги компании достигают уже 16,3 миллиарда долларов, и она ведет переговоры об их реструктуризации. Далее "Коммерсантъ" отмечает, что "правительство готово оказать Олегу Дерипаске "политическую поддержку", но не хочет брать на себя "коммерческие обязательства". По словам другого источника "Ъ" в правительстве, использовать декларативный документ в качестве "политической" поддержки "Русала" в переговорах с кредиторами не имеет смысла, и банки такой документ явно не удовлетворит. Упоминание же гарантийных обязательств федерального бюджета "категорически невозможно": вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин, по словам собеседника "Ъ", уже выступил однозначно против придания "комфортным письмам" статуса госгарантий или их обещаний". О том, что долги г-на Дерипаски включают в себя еще и несколько миллиардов рублей "экологических выплат" за безлицензионную работу БЦБК, а так же немалые суммы выплат сокращенным работникам этого предприятия и на рекультивацию, я полагаю, можно не напоминать – слишком эта история хорошо известна всем жителям и Иркутской области, и соседней Бурятии.

Есть во всей это истории еще один пренеприятный момент. Момент этот заключается в том, что ради вывода г-на Дерипаски из кризиса забываются и обходятся действующие в России законы. В частности, кое-кто уже готов был смиренно принять указание "сверху" снова разомкнуть замкнутый цикл водооборота – чтобы в убыточном режиме, но БЦБК продолжал работать "на оборонный заказ" – но вопреки закону о Байкале. Точно так же его, болезного, чья-то рука выводит из-под удара, позволяя ударными темпами заканчивать работы по подготовке к пуску Богучанской ГЭС – с затоплением бесценных археологических и культурных памятников, месторождений полезных ископаемых, неубранным лесом, в котором не менее 30% деревьев – ценнейшая лиственница, и почти столько же – не менее ценная УНИКАЛЬНАЯ ангарская сосна, непереселенными людьми, недостроенными новыми очистными сооружениями Усть-Илимска... Хотя по каждому из пунктов – по сохранению археологического и культурного наследия, по экологическим экспертизам – существует законодательство, и ОНО НЕ ВЫПОЛНЕНО до сих пор. В частности, Федеральный закон № 73 от 2002 года в статьях 35 и 36 прямо ЗАПРЕЩАЮТ производство любых работ в сложившихся обстоятельствах – и до момента ликвидации всякой опасности разрушения, повреждения или ухудшения состояния объектов культурного (и археологического) наследия федерального, регионального и местного значения, и даже просто при наличии признаков памятника - вне зависимости от того, стоит ли он на охране или нет.

Более того. Как мне ответил начальник отдела археологии Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области М.Я. Скляревский на вопрос "а что изменилось с прошлого года в финансировании работ по спасению археологических объектов": "Я вообще не понимаю, почему государство не требует финансирования этих работ с зказчика строительства. Ведь эта станция – частная, а по закону все работы по подготовке территории, по экспертизе, должен оплачивать заказчик. Государство помогает – спасибо ему, но пока владелец не платит того, что должен, и работы по спасению не проведены – строительства быть не должно! Мы готовы вывести археологов, студентов, даже поисковые отряды* готовы нам помочь без нашего финансирования, те, которые ведут поиски на западе страны – но это не два сезона, а двадцать надо! Там же еще часть попадает в береговую линию, которая будет размываться, подтапливаться... Это огромная работа, и все равно всего не спасешь. Мы столько всего потеряли под Братским водохранилищем, под Усть-Илимским, и продолжаем терять, так почему история повторяется? Ведь даже лес еще не свели, а готовы уже в следующем году начинать затопление!"

Так ради чего, вопреки законам, вопреки экономической ситуации, вопреки здравому смыслу готовятся уничтожить, быть может, ключевые находки истории расселения Человека Разумного, а может быть – и сенсационные находки мирового значения?

* Около 800 школьников Иркутской области принимают активное участие в программе поиска захоронений времен Великой Отечественной войны на полях сражений.

Анна Машерова. Источник: http://babr.ru/?pt=news&event=v1&IDE=50988

Ученые готовятся реконструировать облик человека по ДНК-анализам

Группа исследователей из Университета Пенсильвании считают, что они на пороге революции в криминалистике: не за горами возможность получить портрет человека, используя данные ДНК. Этот метод уже принес первые плоды. Благодаря «генетическому фотороботу» удалось изобличить серийного убийцу. Американские биологи утверждают, что с помощью специальной компьютерной программы черты лица любого человека легко будет восстановить по 500 точкам, извлекая нужную информацию из такого же числа соответствующих генов. Признавая привлекательность такого направления в науке, российские эксперты полагают, что о революции пока говорить рано – слишком велика вероятность ошибки.

Профессор антропологии и генетики Марк Шрайвер из Университета штата Пенсильвания (США) произвел фурор, выступая в субботу на конференции Американской ассоциации научных достижений в Чикаго. Смысл его доклада, если в двух словах – в том, что сыщикам скоро достаточно будет капли крови или нескольких волос преступника, чтобы со 100-процентной точностью установить его личность. Марк Шрайвер уверяет, что сотрудники его лаборатории уже знают, как этническое происхождение отображается в чертах лица. Также определены «ключевые точки», в которых генетическое влияние проявляется наиболее отчетливо. Специальная компьютерная программа реконструирует облик человека по 500 точкам, извлекая информацию из такого же числа соответствующих генов.

Как ни удивительно, к этому сенсационному выводу профессора подтолкнула аквариумная рыбка Brachydanio rerio. Несколько лет назад коллега Марка Шрайвера онколог Кейт Ченг предположил, что красивый окрас рыбки возник в результате генетической мутации, виновной в дефиците одного из протеинов. Введя в генетический аппарат рыбки человеческий ген SLC24A5, отвечающий за производство этого протеина, удалось придать ее потомкам более темный цвет. Пытаясь определить, не играет ли этот ген аналогичную роль у людей, Ченг обратился к Шрайверу.

С помощью базы данных генома человека они обнаружили, что у SLC24A5 две разновидности. Почти все люди европейского типа имеют версию гена с одним типом аминокислоты – треонином, тогда как почти все неевропейцы – с аланином. Ченг и Шрайвер оценили степень влияния этого гена у 308 людей смешанного происхождения и установили, что те, у кого преобладал треониновый вариант гена, – более светлокожие.

Вскоре Марку Шрайверу дана была возможность подтвердить свою догадку. Благодаря разработанной им технологии удалось составить «генетический фоторобот» серийного убийцы Дерека Тодда Ли, который в итоге был опознан и арестован. Заметим, что фоторобот Шрайвера противоречил свидетельским показаниям, согласно которым преступник был светлокожим. Профессор настоял на розыске афроамериканца и не ошибся.


«Подобные мысли роятся в головах криминалистов давно, – рассказал «НИ» профессор Павел Иванов – заместитель директора Российского центра судебно-медицинской экспертизы. – Схожая методика применялась пять лет назад после серии терактов в Мадриде, когда удалось по ДНК идентифицировать генетический материал их организаторов. Все они оказались марокканцами, членами «Аль-Каиды». Согласитесь, идея очень привлекательная. Но пока, на мой взгляд, можно говорить об общих тенденциях. К примеру, исследуя полиморфизм, структурные различия генов в их разных вариантах, есть шансы с большой долей уверенности установить цвет глаз человека или, допустим, его кучерявость. Другие внешние особенности на генетическом уровне не так четко детерминированы. Такие разработки ведутся и в России, но не в прикладном направлении, а в границах фундаментальной науки».

И все же дух захватывает от открывающейся перспективы. Сыщики сыщиками, но, если верить американцам, скоро можно будет получить, например, «генетический фоторобот» Пушкина, чью ДНК на днях взялись исследовать эксперты из Петербурга. А то у нас есть полтора десятка его прижизненных изображений и столько же автопортретов – и ведь ни один не похож на другой. Вся надежда на профессора Шрайбера.


ГЕН, КАК ТВОЯ ФАМИЛИЯ?
Эксперты Лестерского университета (Великобритания) заявили, что нашли генетическую связь между однофамильцами. Новая технология основана на анализе хромосомы Y, которая передается от отца к сыну точно так же, как и фамилия. Исследование показало, что в каждом четвертом случае можно определить фамилию человека по генетическому коду. А если речь идет о носителе редкой фамилии, вероятность идентификации возрастает до 50%. Сделанное открытие имеет ценность для генеалогии: отныне будет легче установить общих предков на основании ДНК-теста. Впрочем, и этого мало. «Взаимосвязь между Y-хромосомой и фамилией может быть использована в криминалистике», – считает автор сенсационного исследования доктор Тури Кинг. По ее мнению, при наличии большой базы данных установление фамилии человека по образцу ДНК – отнюдь не из области фантастики. Примечательно, что именно ученые Лестерского университета разработали в 1984 году методику генетического анализа, позволяющего раскрывать преступления, совершенные десятки лет назад.


Источник: http://www.newizv.ru/news/2009-02-18/105789/

Новый труд профессора Гасанова

Вышла в свет монография профессора М. Гасанова «Дагестан и народы Кавказа: некоторые вопросы этнической общности, расселения и взаимоотношений». В ней рассматриваются взаимоотношения дагестанских горцев с народами Закавказья и Северного Кавказа в V-XV вв. Автором изучены письменные источники по средневековой эпохе, широко использованы новейшие исследования в области истории, археологии, этнографии, лингвистики, фольклора. Исследование проведено на широком фоне культурно-исторической и политической ситуации на Кавказе и Ближнем Востоке.

О Кавказе говорится как об одном из очагов мировой цивилизации. Автор прослеживает передвижение племен и народов в самые различные эпохи, в том числе до периода письменной истории. В главе «Дагестан в составе Кавказской Албании» на основе сведений античных и раннесредневековых источников и богатой литературы реконструируется экономическая, политическая жизнь Албании, рассматриваются вопросы, связанные с ее границами. Глава «Взаимоотношения народов Дагестана и Закавказья» посвящена истории отношений Дагестана с Ширваном, а также с Грузией и Арменией. Достаточно полно сказано о распространении в Дагестане христианской религии, пришедшей из Грузии, о совместной борьбе против завоевателей. Воссоздана картина развития культурных связей.

В главе «Связи дагестанских горцев с народами Северного Кавказа» раскрыты многовековые взаимоотношения дагестанских народов с чеченцами, ингушами, аланами (осетинами), кабардинцами и другими. Подробно описаны торговые пути, предметы и центры торговли. Один из разделов главы посвящен вайнахам. Даются разъяснения таких этнонимов, как «исадики», «соды», «хамекити», «нахчаматьяны», «кусты», «дзурдзуки», «галгаи» и других. В следующем разделе говорится о роли Алании на Северном Кавказе и ее взаимоотношениях с Сериром, Гумиком, Джиданом и другими дагестанскими владениями. Много сказано о роли Хазарского каганата, показана роль Хазарии в борьбе с сасанидским Ираном и арабами. Далее описаны взаимоотношения народов Дагестана с предками кабардинцев - адыгами - и балкарцев - зихами, касогами, а также роль последних во взаимоотношениях дагестанских народов с народами Черноморского побережья, в частности с генуэзцами. В специальном параграфе показана роль Тмутараканского княжества на Северном Кавказе.

Глава «Некоторые общие сюжеты в культуре народов Дагестана и Кавказа», в частности, говорит о нартском эпосе.

Обстоятельный труд М. Гасанова является серьезным вкладом не только в кавказоведение, но и в укрепление взаимоотношений народов Кавказа с Передней Азией и народами Юга России.

Махачкала. Северный Кавказ
О. Давудов, доктор исторических наук, профессор
А. Шихсаидов, доктор исторических наук, профессор

Российские археологи отправятся в Палестину без охраны

Москва. Российские археологи планируют оправиться в экспедицию в палестинский город Иерихон уже осенью этого года. Как рассказал корреспонденту Балтийского информационного агентства (БИА) научный сотрудник института археологии РАН Леонид Беляев, это первая российская экспедиция в эти места.

«В последнее время исследованием там занималось Православное палестинское общество. А российских ученых, можно сказать, там никогда не было», - отметил он.


В экспедиционную группу войдет 10-20 человек, и пробыть в Палестине российские исследователи планирует 1,5 -2 месяца. То, что сейчас на территории Палестины неспокойно, археологов не пугает.

«Когда я там был, я не почувствовал какой-то серьезной опасности. Специальной охраны у нас не будет, к тому же мы не собираемся везти людей в действительно сложные и опасные места», - подчеркнул Л.Беляев


Он также отметил, что такие экспедиции, вероятно, станут регулярными, к тому же для исследователей представляет интерес не только Иерихон, но и близлежащие территории, а раскопки в этих местах могут стать настоящей сенсацией.

Отметим, Иерихон – один из древнейших городов мира, его история насчитает более 10 тысяч лет. Он расположен на севере Иудейской пустыни, приблизительно в 12 километров к северо-западу от Мертвого моря. В собственности РФ на этой территории находится 10 участков земель, где размещены часовни и подворья.

Источник: http://bia-news.ru/news/76005/

Белая сказка Сибири

Шкатулки и ларцы, ажурные кубки и миниатюрная скульптура – история костерезных промыслов России представлена на выставке в Омском музее изобразительных искусств имени Врубеля. Из зуба кашалота и бивня мамонта резчики по кости издревле создавали уникальные произведения декоративно-прикладного искусства. На выставке «Белая сказка Сибири» представлено более сотни шедевров от древних времен до наших дней. Рассказывают «Новости культуры».

«Минимум вмешательства в материал природы» – под таким девизом реставратор Александр Пирогов готовил музейную коллекцию изделий из кости к «выходу в свет». Спустя десять веков костяные наконечники для стрел, найденные во время археологических раскопок в могильниках омского Прииртышья, снова стали острыми. Другие предметы использовали в работе прекрасные северянки. «Когда изготавливали нить, то на веретено надевали в виде грузиков пряслица. Они имеют с лицевой стороны солярные изображения», – поясняет сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля Игорь Глазов.

Северные народы жили в гармонии с природой, которая служила древним мастерам источников вдохновения. Эскимосы и чукчи подарили миру объемную анималистическую скульптуру. На белых моржовых клыках гравировались целые сцены охоты на морского зверя, герои народных сказок. В конце XIX века американские китобойные суда увозили с берегов Чукотки «северную экзотику», а в Холмогоры близ Архангельска шли царские заказы на изготовление ларцов, гребней, чарок и посохов из кости. Холмогорских мастеров, славившихся техникой ажурной резьбы, не раз приглашали для работы в Оружейную палату Московского Кремля. Спустя два века о себе заявили тобольские мастера, а в 1935 году искуснейшие умельцы впервые представили свои работы на профессиональной выставке в Омске.

«В прессе, в газете "Омская правда", звучала и критика тобольских косторезов. Отмечалось, что они работают на традиционные темы и совсем не отражают те социалистические преобразования, которые происходят в стране», – рассказывает сотрудник Омского музея изобразительных искусств имени врубеля Анна Царегородцева

Так появились костяные шахтеры «В забое» – в честь начала стахановского движения в стране, партизаны, красноармейцы и даже вождь пролетариата, читающий газету «Правда». Однако, несмотря ни на что, косторезы вернулись к природным мотивам, возродив в конце ХХ века традицию древнего промысла и сохранив «Белую сказку Сибири».

Источник: http://www.tvkultura.ru/news.html?id=304766&cid=178

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2883) Россия (2761) музей (1070) археология (806) раскопки (723) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (387) Китай (360) Египет (308) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (235) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (162) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Англия (115) Великобритания (115) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (109) Африка (105) Керчь (103) Иерусалим (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (98) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (79) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) Грузия (42) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) мозаика (35) Одесса (34) майя (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) церковь (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Башкирия (23) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)