13 февраля 2009 г.

«Черный копатель» продавал оружие и боеприпасы


Мужчину задержали в деревне Прудок Городокского района. Местный житель сорока одного года от роду раньше неоднократно был судим, в том числе и за незаконные действия в отношении оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Проще говоря, человек занимался раскопками на местах боев, приводил найденное в относительно товарный вид и продавал.

По всей видимости, предыдущая отсидка не пошла ему впрок, потому что освободившись, он снова «накопал» себе на солидный срок. На продажу деревенский «оружейный магнат» выставил 800 граммов тротила, самодельное взрывное устройство, обрез винтовки Мосина, гранату Ф-1, 11 патронов калибра 7,62 миллиметра.

Когда сотрудники правоохранительных органов хорошенько обыскали его жилище, нашли еще россыпь из 151 разнокалиберного патрона.

Археологи нашли часть утраченной коллекции музея "Пруссия"

Сотрудники Института археологии (ИА) РАН при раскопках в Калининграде обнаружили часть экспонатов самого крупного до Второй мировой войны археологического музея Восточной Европы - знаменитой "Пруссии", сообщил РИА Новости руководитель Самбийской экспедиции ИА РАН Александр Хохлов. Тем самым обществу были возвращены находки, собранные учеными за несколько столетий, отметил он.

"На этой коллекции базировалась периодизация и хронология европейской археологии всех стран, примыкающих к Балтике. В науке важна возможность повторного обращения к находкам, чтобы проверять новые гипотезы. Когда коллекция погибла, эта возможность, казалось, была утрачена навсегда. Возвращение части коллекции вселяет надежду, что она вновь сможет служить науке", - сказал Хохлов.

Собрание музея "Пруссия", который был создан в Кенигсберге в 1844 году и вобрал в себя коллекции ряда других музеев, по данным на 1943 год насчитывало около 240 тысяч экспонатов (по некоторым источникам - около 450 тысяч). После массированных бомбардировок и штурма города в конце Второй мировой войны собрание считалось утраченным.

Сокровища из пепла

Предметы из коллекции "Пруссии" - украшения, оружие, предметы быта, относящиеся к разным эпохам от каменного века до Средних веков, - были найдены на месте строительства гостиницы во время спасательных раскопок. Такие раскопки, согласно законодательству, должны обязательно предшествовать любым строительным и земляным работам везде, где есть культурный слой.

Начав работы на участке, археологи обнаружили средневековый культурный слой и остатки подвалов кирпичного здания. По данным исторических документов, в этом доме с 1817 года размещалась резиденция кенигсбергской масонской ложи "Три короны", а рядом располагались ложи "К мертвой голове", "К фениксу", а также "Иммануилова ложа". В 1936 году именно в это здание, освободившееся после того, как нацисты ликвидировали масонские ложи, была переведена часть коллекций музея "Пруссия".

По словам Хохлова, в северо-восточной части здания археологи расчистили рухнувшую при бомбежке стену и межэтажные перекрытия.

"Под завалом, в слое, насыщенном углем, образовавшемся при пожаре, среди стреляных гильз, деталей противогазов, битого стекла, остатков канцелярских принадлежностей были обнаружены украшения, оружие, предметы быта - предметы, относящиеся совершенно к другим эпохам", - сказал археолог.

В числе найденных украшений - фрагменты бронзовых шейных гривен и фибулы (металлические застежки для одежды, которые относятся к временам раннего Средневековья).

"Наиболее раннее оружие представлено каменными сверлеными топорами эпохи бронзы. Втулка-проушина одного из них оказалась высверлена не до конца, что указывает на местное изготовление таких предметов. Массивный железный топор относится к орденскому времени, железная секира была изготовлена и использовалась в эпоху викингов", - отметила Анна Сиволапова, начальник отряда Самбийской экспедиции, производившего раскопки на этом участке.

Она добавила, что также найдены клинки нескольких стальных мечей и более 15 железных наконечников копий и их фрагментов.

Ученые нашли множество предметов быта - железные ножи, глиняные грузила от ткацкого станка, десять сохранившихся керамических сосудов и более двух тысяч осколков керамики, которые относятся к эпохе бронзы и раннего Железного века, а также римскому времени. Именно благодаря керамике ученым удалось подтвердить, что они имеют дело именно с коллекцией музея "Пруссия": на 30 осколках сосудов были обнаружены надписи - музейные шифры.

В настоящее время специалисты реставрируют находки, пострадавшие от взрывов и пожаров. Затем ученым предстоит заново определить, в каких могильниках или поселениях бывшей Восточной Пруссии были найдены эти предметы.

"Обнаруженные российскими археологами предметы из коллекций музея "Пруссия" возвращают к жизни часть общего культурного наследия Европы", - отметил Хохлов.

Он добавил, что значительный интерес представляет и само здание, где были найдены предметы из коллекции. Обнаруженное археологами большое кирпичное здание с глубокими сводчатыми подвалами было построено в начале 17-го столетия и представляло собой редкий для плотной застройки центра Кенигсберга образец усадебного дома, расположенного в парке на берегу Замкового пруда. В 1817 году этот дом вместе с парком был выкуплен у прежних хозяев масонской ложей "Три короны".

По мнению специалистов, сохранение и музеефикация этого архитектурного памятника может подарить Калининграду новый интересный для туристов объект, связанный с историей, культурой и общественно-политической жизнью Кенигсберга 17 - первой половины 20 века.

Утраченный музей

Собрание музея "Пруссия" было одной из важнейших археологических коллекций довоенной Восточной Европы. Музей был основан искусствоведом и писателем Эрнстом Августом Хагеном вместе с группой жителей Кенигсберга, интересовавшихся историей племени пруссов и их предшественников.

За годы существования музея ими были собраны экспонаты, представляющие 5 тысяч лет истории края. Первоначально музей был расположен в библиотеке Кенигсбергского университета, а в 1879 году был переведен в Кенигсбергский замок. В 1881 году в собрание "Пруссии" была включена коллекция государственного архива, в 1905 году - провинциального музея Восточной Пруссии.

В 1943 году с приближением фронта коллекцию музея начали паковать и по частям вывозить на Запад.

Часть экспонатов, каталогов и другой документации была отправлена в Германию - вначале в Растенбург-Карлсхоф, затем металлические предметы и документы перевезли в город Деммин. Оттуда экспонаты в 1949 году попали в запасники Академии наук ГДР, где были вновь обнаружены лишь в 1992 году, после объединения Германии, и переданы в Берлинский исторический музей.

Оставшиеся в Карлсхофе предметы, в основном керамика, сейчас находятся в музее польского города Ольштына.

Часть коллекции оставалась в замке до 1945 года, потом она тоже была вывезена из города и считалась утраченной, но в 1999 году эти экспонаты были найдены в Форте номер 3, когда из него вывели находившуюся там военную часть.

Предметы были переданы в калининградский Историко-художественный музей. Туда же попало около 25 тысяч артефактов и их фрагментов из коллекции "Пруссии", найденных при археологических раскопках в 1999-2000 годах.

Анна Сиволапова
На фото:
Коллекция музея "Пруссия". Винтовая лестница в западном подвале
Коллекция музея "Пруссия". Секира
Коллекция музея "Пруссия". Фибула
Источник: http://www.rian.ru/science/20090213/162010213.html

В рамках XVII Рождественских чтений пройдет круглый стол «Россия и Святая Земля»

16 февраля в рамках XVII Рождественских образовательных чтений пресс-клуб «Восток» проведет в РИА «Новости» круглый стол на тему: «Россия и Святая Земля». Работу круглого стола возглавит исполняющий обязанности председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата епископ Егорьевский Марк.

В круглом столе примут участие заместитель gредседателя ИППО Лисовой Н.Н., генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата, член Совета ИППО Житенев С.Ю., главный научный сотрудник Института археологии РАН Беляев Л.А., исполнительный директор Русского исторического института Грацианский М.В.

Основные темы обсуждений и дискуссий:

Паломнический центр Московского Патриархата/Патриархия.ru

Материалы по теме:

Международная конференция «Роль традиционных религий в поиске мирных решений и ответов на вызовы глобальных и региональных угроз и конфликтов» открылась в Вифлееме [Новость]

Экспертная комиссия из России ознакомилась с результатами подготовительных работ, проведенных на Сергиевском подворье в Иерусалиме [Новость]

В Русской духовной миссии в Иерусалиме почтили память первого вице-консула Российской империи в Яффе В.Н. Тимофеева [Новость]

Власти Израиля не разрешили иерарху Мелкитской Церкви доставить гуманитарную помощь в Сектор Газа [Новость]

Императорское палестинское общество приняло участие в создании Делового совета по сотрудничеству с Палестиной [Новость]

Международная секция Императорского палестинского общества намерена расширять свою деятельность на Ближнем Востоке [Новость]

Сергиевское подворье в Иерусалиме будет отреставрировано [Новость]

Официальный визит делегации Палестинского общества на Святую Землю завершился посещением Иерихона [Новость]

XVII Международные Рождественские образовательные чтения [Анонс события]

В рамках XVII Рождественских чтений состоится Межрегиональное совещание обществ православных врачей [Новость]

Заседание интернет-секции Рождественских чтений будет транслироваться в Интернете [Новость]

Опубликован порядок аккредитации представителей СМИ на XVII Международные Рождественские чтения [Новость]

Землетрясение в Индонезии разрушило более 700 домов

Эпицентр землетрясения находился в районе островов Таулуд.

Ранены 42 жителя островов Талауд и Сулавеси. Эпицентр землетрясения находился в районе островов Таулуд. По последним данным, вчерашнее землетрясение в Индонезии разрушило более 700 жилых домов и общественных зданий. Несколько школ и больниц превратились в руины.

О погибших не сообщается, но есть пострадавшие - ранены 42 человека, у 10 из них – тяжелые и серьезные травмы, передает «Маяк» со ссылкой на агентство «Антара».

По словам властей, около 5 тысяч человек ночуют на улицах, опасаясь новых толчков.

Напомним, вчера на севере от индонезийского острова Сулавеси произошли два сильных землетрясения. Эпицентр землетрясения находился на глубине 10 км в районе островов Таулуд. Первый толчок силой 7,4 балла был зафиксирован в 00.34 по местному времени. Второй толчок последовал через час и был немного слабее - 5,7 балла по шкале Рихтера, передает РИА «Новости» со ссылкой на Национальное управление геофизики и метеорологии Ариф.

Немецкий археолог похитил Нефертити


Бюст царицы Нефертити, жемчужина собрания берлинского Музея Египта, был украден. Немецкий археолог Людвиг Борхардт, прославившийся в начале 20-го века своими раскопками в Египте, обманом вывез ряд уникальных экспонатов, в том числе и скульптуру супруги фараона Ахенатона, прославившейся своей красотой, под видом не представляющих ценности гипсовых отливок.

Об этом свидетельствует документы, обнаруженные в архиве Института востоковедения Германии. Согласно им, Борхардт отлично понимал реальную ценность экспоната.

Представители Египетского совета древностей не исключают, что раскрытая кража станет поводом для предъявления Каиром требований о возврате Германией реликвий.

В Ираке раскопана статуя Тутанхамона


На севере Ирака найдена статуэтка с изображением древнеегипетского фараона Тутанхамона. Она была изготовлена в середине XIV века до н. э. и указывает на тесные связи Египта с древним царством Митанни.

Веками в 470 км к северу от Багдада в долине Дахук существовало местечко, которое местные жители называли «Дворцом фараона». Почему они это делали — до сих пор было неизвестно. Курдскому археологу Хассану Ахмеду удалось найти ответ на этот вопрос. Он доказал, что в глубокой древности в Дахуке действительно проживали фараоны Древнего Египта.

При раскопках долины Ахмед обнаружил 12−сантиметровую статуэтку одного из самых знаменитых фараонов — Тутанхамона. Археологи из Ведомства по охране древностей Дахука датировали ее серединой XIV века до н. э. Тутанхамон правил Египтом с 1347 по 1337 годы до н. э.

Ахмед рассказал о раскопках в Северном Ираке курдскому агентству Akanews.

Митанни — региональный гегемон

По словам историка, находка «проливает свет на древние отношения Египта с государством Митанни». Это царство основали племена хурритов в XV веке до н. э. Кто такие были хурриты и откуда они пришли — доподлинно неизвестно. Историки знают лишь о том, что этому народу удалось создать мощное и процветающее государство на огромной территории Северной Месопотамии, которая охватывает современную Сирию, Ирак, Турцию и Иран. Хурриты славились своим военным мастерством. Они владели навыками колесничного боя и были прекрасными наездниками. Митанни была весьма популярна на внешнеполитической арене. Известно, что правители Митанни активно заключали династические браки с элитой Древнего Египта.

Дахук — резиденция фараонов

На существование «политических и семейных связей» между Митанни и Египтом обратил внимание и Ахмед. По его словам, обнаружение статуэтки Тутанхамона доказывает, что «название «Дворец фараона» не появилось из ничего, однако возникло на исторической базе». Возможно, в Дахуке находилась резиденция египетской элиты, а вокруг нее селились купцы и чернорабочие. Ахмед призвал активизировать сотрудничество в деле раскопок между курдами и арабским Египтом, с тем чтобы узнать о тайнах Дахука.

Митанни погибла после того, как ее в XI веке до н. э. до основания разрушил царь Ассирии Салманасар. Хурриты расселились по Армянскому нагорью и исчезли как единая народность. О них есть упоминания в Библии; там их называют евеями.

Ученые: «Неандертальцы могли говорить»

Ученые, изучающие ДНК неандертальского человека, не обнаружили данных о том, что представители этого вида когда-либо скрещивались с современным человеком. Однако наши ближайшие родственники могли говорить так же хорошо, как и мы, говорит профессор Сванте Паабо из германского института Макса Планка.

С этим заявлением он выступил в Чикаго, где представил "первый черновой вариант" полного генома неандертальского человека.

Генетическая информация получена из окаменелостей, обнаруженных в Хорватии.

Профессор Паабо подтвердил, что у неандертальцев имелся ген FOXP2, который у современного человека "курирует" речь и язык.

Ученые института Эволюционной антропологии имени Макса Планка и американской компании 454 Life Sciences Corporation в штате Коннектикут выявили три миллиарда "знаков", покрывающих 60% генома неандертальца.

Как сказал профессор Паабо в интервью Би-би-си, "черновик" генома может помочь ученым понять генетические регионы, которые делают homo sapiens столь уникальным.

"Увидеть структуру ДНК наших ближайших эволюционных родственников всегда было мечтой любого ученого, - отмечает специалист. - Теперь, когда мы располагаем геномом неандертальца, мы можем вести в геноме человека поиск тех областей, где видны значительные и стремительные изменения, благодаря которым мы отделились от неандертальцев".

"В этот момент с нами должно было произойти нечто особенное, - считает профессор Паабо . - Самое увлекательное заключается в том, что теперь, располагая полным геномом, мы можем отследить эти изменения совершенно объективно."

Скороговорка

Неандертальский человек обитал в Европе и некоторых районах Азии и исчез порядка 30,000 лет назад.

Он был ближайшим родственником современного человека: общих у нас от 99,5% до 99,9% последовательностей ДНК.
Мы не можем исключить, что они могли говорить как мы. Однако мы знаем, что к языку и речи имеют отношение и другие гены, так что потребуются новые и новые исследования
Профессор Паабо
Обнаружение различий может выявить важнейшие эволюционные перемены, благодаря которым современный человек примерно 100 тысяч лет назад начал передвижение за пределы Африки и быстро расселился по всему миру.

Особый интерес профессора Паабо и его коллег вызвали гены, ответственные за сферы, сыгравшие ключевую роль в недавней эволюции человека - такие как ген FOXP2, отвечающий за язык и речь.

В этом гене между человеком и шимпанзе отмечается два существенных отличия. Но, как явствует из предварительных выводов, у неандертальца этот ген практически схож с человеческим.

"Мы не можем исключить, что они могли говорить как мы, - говорит профессор Паабо. - Однако мы знаем, что к языку и речи имеют отношение и другие гены, так что потребуются новые и новые исследования".

Разные породы


Поскольку в течение многих тысяч лет неандертальцы в Европе жили бок о бок с homo sapiens, давно велись разговоры о том, что мы могли унаследовать какие-либо генетические черты неандертальца благодаря скрещиванию.

Однако профессор Паабо с коллегами подтверждений этому не нашли. И если воздействие неандертальца на генетический "портрет" современного человека и было, оно имело лишь очень ограниченный характер.

Профессор Крис Стрингер из британского Института естественной истории говорит: "Если данные по геному неандертальца практически не выявят гибридизации, это будет совпадать с моими собственными выводами, основанными на изучении окаменелостей. Они заключаются в том, что, если скрещивание и было возможно, оно происходило чрезвычайно редко и не возымело сколько-нибудь заметного воздействия на современного человека."

Тупик


По словам профессора Паабо, он и его коллеги не ждут каких-либо открытий, которые помогли бы разгадать тайну исчезновения неандертальца.

"Не думаю, что они вымерли в силу каких-то особенностей генома, - говорит он. - Очевидно, это было как-то связано с их взаимодействием со средой обитания или с современным человеком. А это нельзя выяснить путем изучения их ДНК-последовательностей".

Профессор Паабо также остудил пыл некоторых энтузиастов, которые заговорили о том, что расшифровка генома неандертальца будет способствовать его клонированию.

"Мы имеем дело с очень сложным организмом млекопитающего, - говорит 53-летний ученый. - Не думаю, что технология будет развиваться настолько быстро, чтобы я стал свидетелем такого события. Это - из области не науки, а научной фантастики."

Неандертальцы могли уметь разговаривать так же, как и современные люди. К такому выводу пришли ученые, занимающиеся расшифровкой генома неандертальского человека, сообщает «Би-Би-Си».

У неандертальцев имелся ген FOXP2, который у современного человека отвечает за речь и язык. Исследователям удалось получить достаточное количество ДНК-содержащего материала из трех костных фрагментов, обнаруженных в Хорватии, возраст которых оценивается в 38 тыс. лет.

«Посмотреть на структуру ДНК наших ближайших эволюционных предков всегда было мечтой. Теперь, когда мы располагаем геномом неандертальца, мы можем вести в геноме человека поиск тех областей, где видны значительные различия, благодаря которым мы отделились от неандертальцев», — говорят ученые.

Неандертальцы обитали на территории Европы и в некоторых областях Азии и исчезли около 30 тыс. лет назад. Они были ближайшими родственниками современного человека. По данным ученых, от 99,5% до 99,9% последовательностей ДНК у нас общие.

Однако исследователи не ожидают, что смогут найти ответ на вопрос о причине исчезновения неандертальцев.

«Я не думаю, что они вымерли в силу каких-то особенностей генома. Очевидно, это было как-то связано с их взаимодействием со средой обитания или с современным человеком. А это нельзя выяснить путем изучения их ДНК-последовательностей», — подытожил профессор Сванте Паабо из института эволюционной антропологии имени Макса Планка.

Германские исследователи, изучающие ДНК неандертальского человека, утверждают, что наши ближайшие родственники могли говорить так же хорошо, как и мы. С этим заявлением выступил профессор Сванте Паабо из германского института Макса Планка в Чикаго, где представил «первый черновой вариант» полного генома неандертальского человека. Генетическая информация получена из окаменелостей, обнаруженных в Хорватии.

Профессор Паабо подтвердил, что у неандертальцев имелся ген FOXP2, который у современного человека «курирует» речь и язык. Ученые института Эволюционной антропологии имени Макса Планка и американской компании 454 Life Sciences Corporation в штате Коннектикут выявили 3 млрд «знаков», покрывающих 60% генома неандертальца. Как сказал профессор Паабо, «черновик» генома может помочь ученым понять генетические регионы, которые делают homo sapiens столь уникальным.

«Увидеть структуру ДНК наших ближайших эволюционных родственников всегда было мечтой любого ученого, - отмечает специалист. - Теперь, когда мы располагаем геномом неандертальца, мы можем вести в геноме человека поиск тех областей, где видны значительные и стремительные изменения, благодаря которым мы отделились от неандертальцев». «В этот момент с нами должно было произойти нечто особенное, - считает профессор Паабо. - Самое увлекательное заключается в том, что теперь, располагая полным геномом, мы можем отследить эти изменения совершенно объективно.»

Неандертальский человек обитал в Европе и некоторых районах Азии и исчез порядка 30 тыс. лет назад. Он был ближайшим родственником современного человека: общих у нас от 99,5% до 99,9% последовательностей ДНК. Обнаружение различий может выявить важнейшие эволюционные перемены, благодаря которым современный человек примерно 100 тысяч лет назад начал передвижение за пределы Африки и быстро расселился по всему миру.

Особый интерес профессора Паабо и его коллег вызвали гены, ответственные за сферы, сыгравшие ключевую роль в недавней эволюции человека - такие как ген FOXP2, отвечающий за язык и речь. В этом гене между человеком и шимпанзе отмечается два существенных отличия. Но, как явствует из предварительных выводов, у неандертальца этот ген практически схож с человеческим.

«Мы не можем исключить, что они могли говорить как мы, - говорит профессор Паабо. - Однако мы знаем, что к языку и речи имеют отношение и другие гены, так что потребуются новые и новые исследования».

Поскольку в течение многих тысяч лет неандертальцы в Европе жили бок о бок с homo sapiens, давно велись разговоры о том, что мы могли унаследовать какие-либо генетические черты неандертальца благодаря скрещиванию. Однако профессор Паабо с коллегами подтверждений этому не нашли. И если воздействие неандертальца на генетический «портрет» современного человека и было, оно имело лишь очень ограниченный характер.

Профессор Крис Стрингер из британского Института естественной истории говорит: «Если данные по геному неандертальца практически не выявят гибридизации, это будет совпадать с моими собственными выводами, основанными на изучении окаменелостей. Они заключаются в том, что, если скрещивание и было возможно, оно происходило чрезвычайно редко и не возымело сколько-нибудь заметного воздействия на современного человека».

По словам профессора Паабо, он и его коллеги не ждут каких-либо открытий, которые помогли бы разгадать тайну исчезновения неандертальца. «Не думаю, что они вымерли в силу каких-то особенностей генома, - говорит он. - Очевидно, это было как-то связано с их взаимодействием со средой обитания или с современным человеком. А это нельзя выяснить путем изучения их ДНК-последовательностей».

Профессор Паабо также остудил пыл некоторых энтузиастов, которые заговорили о том, что расшифровка генома неандертальца будет способствовать его клонированию.

«Мы имеем дело с очень сложным организмом млекопитающего, - говорит 53-летний ученый. - Не думаю, что технология будет развиваться настолько быстро, чтобы я стал свидетелем такого события. Это - из области не науки, а научной фантастики», передает BBC.

Источники:
http://www.pravda.ru/news/science/13-02-2009/301619-rech-0
http://krsk.sibnovosti.ru/articles/67658
http://infox.ru/science/human/2009/02/13/Nyeandyertalcyy_mogl.phtml
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid_7887000/7887321.stm

Все остается людям

На недавней встрече ветеранов Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, посвященной его юбилею, называли имена старейших, именитых представителей науки. Я упомянул ученого-этнографа Наиля Валеевича Бикбулатова, сказал, что это наиболее яркая личность, с которой посчастливилось долгое время работать в институте и хорошо знать и в рабочей, и в домашней обстановке. Был он мудрым, высокообразованным ученым, достойно представлявшим Башкортостан на всероссийских и международных научных форумах. Может быть, это не всем присутствующим понравилось: были и доктора с высокими званиями, и годами постарше, чем рано ушедший из жизни Бикбулатов.
Сегодня, накануне дня рождения Н.В.Бикбулатова, постараемся проследить его жизненный путь.
Родился Наиль Бикбулатов 14 февраля 1931 года в деревне Этбаево Аргаяшского района Челябинской области. В семье было семеро детей. Отец занимался крестьянским хозяйством, хлебопашеством. Одновременно являлся хальфой (учителем в медресе), а перед Октябрьской революцией муллой для односельчан и башкир соседних аулов. Это впоследствии сыграло для отца роковую роль. Сначала за "сомнительное прошлое" его не принимали в колхоз, хотя он трудился в нем разнорабочим, плотником. Потом в колхоз в 1933 году его приняли, но колхозником он был недолго. В 1938 году его репрессировали, арестовали, и он исчез навсегда. Семья репрессированного "служителя культа" оказалась в труднейшем положении. Наилю в то время исполнилось шесть лет.
В автобиографии Наиль Валеевич писал: "В 1938-1942 годах учился в начальной школе. Окончив начальную школу, в 1942 году поступил в пятый класс Аргаяшской средней школы, но в условиях Великой Отечественной войны, в связи с ухудшением материального положения семьи и необходимостью рабочих рук в семье, через месяц пришлось оставить учебу и вернуться домой". Тогда и началась трудовая деятельность подростка. Десятилетний парнишка стал почтальоном, затем учетчиком полеводческой бригады, весовщиком, помощником колхозного счетовода. Каким-то образом Наилю удалось получить семилетнее образование. А колхоз за хорошую работу поддержал его в 1944 году при поступлении в Аргаяшское башкирское педагогическое училище. Затем Наиля Валеевича направили для продолжения учебы на исторический факультет Башкирского государственного педагогического института имени Тимирязева. Сверстники вспоминали, что одаренный и на редкость трудолюбивый студент отличался неуемной любознательностью, жаждой чтения, нестандартным мышлением. В 1951 году он успешно окончил пединститут, получив диплом с отличием.
Затем крутые горки укатывали молодого специалиста в глухом Белокатайском районе, где Наиль Бикбулатов работал учителем, затем завучем, директором. В 20-летнем возрасте он сумел наладить учебно-педагогический процесс в школе и завоевать в селе такой авторитет, что даже аксакалы обращались к нему за советом.
Наиль Валеевич стремился к науке, к изучению истории родного края. Это знали его старые друзья по пединституту и "вытащили" его из глубинки в Уфу. С 1952 года он стал работать в Институте истории, языка и литературы научным сотрудником, затем старшим научным сотрудником, а с 1978 по 1993 год заведующим отделом этнографии.
Что такое этнография? Этнография - это наука о народах, их происхождении, взаимосвязях, консолидации и ассимиляции.
До прихода Н.В.Бикбулатова в институте этими проблемами практически не занимались.
- В 1950-е годы в составе сектора истории была образована группа этнографии, - вспоминал Наиль Валеевич. - В нее вошли Раиль Кузеев, Наиль Бикбулатов, Светлана Шитова, архитектор Барый Калимуллин. В 1978 году группа была выделена в самостоятельный сектор.
С тех пор прошло не так уж много времени, а сделано очень многое. Упомянем только то, что связано с именем Н.В.Бикбулатова. Он блестяще защитил кандидатскую диссертацию на тему "Декоративно-прикладное искусство башкир". Изучением этой темы он и занимался в институте. А еще он был руководителем и участником свыше сорока экспедиций в Волго-Уральском регионе, Средней Азии, Сибири и на Алтае. Его научные интересы охватывали не только вопросы декоративно-прикладного творчества, но и семейного быта, хозяйства, материальной культуры. Все это нашло отражение в его научных трудах, которые отличались безупречным языком и превосходной логикой изложения. На книжных полках историков, этнографов, искусствоведов прочное место заняли его монографии "Декоративное искусство", "Декоративное творчество башкирского народа", "Башкирский аул", "Башкирская система родства", "Семейный быт башкир". Даже сам Раиль Кузеев, непревзойденный этнограф, признавался: "Наиль Валеевич в этнографическом мире СНГ был одним из лучших знатоков семейной обрядности тюркских народов". В общей сложности Н.В.Бикбулатов опубликовал более ста научных работ, в том числе семь монографий. Некоторые из его книг с автографом хранятся в моей библиотечке. Все, что создал ученый, осталось людям.
Перелистываю эти странички и чувствую, что очень сухим получается рассказ о нем. А ведь он не был ученым-сухарем. Для него ничто человеческое не было чуждым. Он консультировал кинофильмы "Сабантуй", "В ночь лунного затмения". Блестяще провел однажды встречу коллектива с Мустаем Каримом, показав отличное знание его произведений.
Наиль Валеевич обладал чувством юмора, рассказывал истории из своей жизни, про которые мы с фольклористом Бурзяном Баимовым, говорили, что каждая из них - сюжет для небольшого рассказа. Жаль, что на магнитофон не записали. Бикбулатов любил народные песни, сам вполголоса пел. Помню, как в их квартире при встрече с родными из Аргаяша они дуэтом с женой Виленой проникновенно исполнили одну из песен. Был он хорошим спортсменом, бегал на лыжах, играл в теннис.
Нельзя не упомянуть, что был у Н.В.Бикбулатова небольшой садовый участок, на котором он своими руками построил уютный домик. Выращивал цветы, ягоды, фрукты. Угощал ими, а при расставании обычно дарил розы.
Рассказывают, что после смерти Наиля Валеевича 18 апреля 1996 года, многие растения в его саду засохли, перестали цвести розы. Может быть, это случайное совпадение, а, возможно, и нет.

Золотые тайны нашей крепости

К счастью, во все времена были люди, которым небезразлично, что происходит вокруг. Они обязательно узнают, почему за стеной так долго плачет ребенок, восстанут против несправедливости бюрократов или не дадут разрушить то, что создавалось предыдущими поколениями во славу Отечества. На стороне таких неравнодушных – правда. Сила может быть на стороне других.

Среди неспокойных, порой раздражающих кого-то своим любопытством есть краеведы – патриоты, защищающие и в мирное время тот уголок, где им выпало родиться и жить. После статьи “И башни рассыпались каменными осколками…” на электронный адрес ее автора пришло письмо с просьбой о встрече. Условием со стороны писавшего была анонимность. Встреча с даугавпилчанином, представившимся Айваром, позволила получить любопытную и достаточно злободневную информацию, которой издание “СейЧас” делится со своими читателями.

Уже несколько лет параллельно своей основной деятельности Айвар занимается изучением культурного наследия Латгалии, в том числе и Динабургской крепости. Раскопки, производимые в 2004 году одной из фирм на участке земли в Крепости, где когда-то возвышался костел, ему доводилось наблюдать самому. Напомним, разрешение на их проведение оговаривало лишь место около входа в собор и ступенек. Фирма же, не ограничиваясь этим, стала раскапывать по периметру здания, не вела записей, не предоставляла отчеты о работах. Айвар тогда поражался, что это происходит совершенно открыто, на глазах у всех. Складывалось впечатление, что настоящая цель копателей совсем иная, отличная от археологической – иезуиты бедными не были! К тому же неогражденная глубокая траншея вызывала интерес у местной детворы, представляя опасность. Закончилось все это вмешательством Государственной инспекции по охране памятников, в которую такие как Айвар подавали сигналы – траншеи закопали, а землю, где когда-то стоял костел, фирма продала (в августе 2006-го) SIA Remarks nekustamie īpašumi.

Айвар знает – непрофессионалов, называемых в народе черными археологами, или черными копателями, в Латгалии достаточно. С недавних пор они особенно активизировались в реализации своих далеко идущих планов. Приобретается дорогостоящее оборудование, способное определить пустоты за стеной или в ней. Во всю идет подготовка к исследованию подземельной части крепости. Проходят уже по метров 200–300 подземных коридоров. Надо сказать, что подземелье очень разветвленное, представляет собой сложную, запутанную для неискушенного сеть. Запросто можно заблудиться, не имея плана. По сведениям, подробный подземный план крепости хранится на территории России под грифом “Совершенно секретно”.

В период нахождения в крепости Даугавпилсского авиационно-технического училища (ДАТУ) молоденькие курсантики, воодушевленные энтузиазмом героев приключенческих романов, горели желанием исследовать подземелье крепости, предпринимая для этого реальные шаги. Так вот, были случаи их невозвращения оттуда – ушли и пропали. Потом последовал приказ КГБ – в целях безопасности замуровать входы в подземелье. Но и сейчас существует несколько расщелин, по которым можно пробраться. Айвар характеризует крепостное подземелье как строение в 3–4 яруса. Однажды он попросил знакомого постоять для подстраховки снаружи, а сам, вооружившись фонариком, проник в одну из таких расщелин. Ростом он человек не маленький, но наклоняться там ему не пришлось. Прошел метров 30, после чего, не выдержав ощущения давящей темноты и неизвестности, вернулся обратно. Кроме того, подземный ход делал поворот, что психологически тормозило дальнейшие “подвиги” – страшно не найти дороги обратно.

Подземелье Динабургской крепости влечет к себе многих и многих. Ведь это лучшее место, где можно было что-то спрятать. Известно, что в царские времена здесь было припрятано 6 т золота – новых отчеканенных золотых червонцев. На аукционе стоимость одной такой монеты сегодня доходит до 5 тыс. долларов. В то же время на официальном уровне поисками этих сокровищ планомерно никто не занимался, хотя могли иметь место скрытые от широкого общества варианты.

Да и во время спешного отступления армии Наполеона французы брали с собой лишь самое необходимое – провиант и вооружение. Награбленное добро – в целях его сохранности и для большей мобильности – прятали в том же подземелье в надежде вернуться. Возможно, в своей подземной части крепость до сих пор хранит нетленным склад французского обмундирования и оружия. Климат в подземелье сухой, температура держится постоянная (+5 градусов). Инженерная система – вентиляция, защита от наводнений и др. – настолько грамотна, что просто диву даешься! Учитывая это, можно предположить, что умершие люди в таком микроклимате длительное время не превращались в скелеты, а мумифицировались. Еще живы свидетели, которые, будучи в юном возрасте, влекомые любопытством, забирались в подземные ходы и видели там мертвых красноармейцев с ружьями. Напуганные, они больше никогда туда не возвращались. В то время не существовало понятия о том, что и красноармейская шинель, и даже обычная пуговица от нее представляют ценность. Сегодня эти ставшие историческими предметы легко превратить в деньги – в “черные” деньги.

Можно упомянуть и другие факты истории. В 1944-м немцы отступали не менее поспешно, чем французы. Как-то ночью в крепость прибыли три крытых грузовика. Были свидетели въезда их в крепость, но никто не видел, как они оттуда выехали. Предположительно, что и эти оставили кое-что про запас, планируя вернуться. Немецкие оккупанты, вступая на территорию Латвии, как и любой другой страны, были хорошо подготовлены. Имелись спецподразделения, в которые входили люди, образованные в археологическом деле. Гитлера, в частности, очень интересовало золото тамплиеров.

По одному из предположений, оно хранилось в подземелье Бауского замка. Старые замки Латвии во все времена привлекали внимание искателей кладов. Но ни один из них не был столь притягателен для романтиков-авантюристов, как Бауский. Легенды о его несметных богатствах ходят с XVIII века.

Поговаривают, что в Королевской библиотеке Стокгольма сохранились планы подземелий крепости с обозначением мест нахождения сокровищ. Шведы вели официальные переговоры о восстановлении крепости с условием, что все найденные реликвии будут принадлежать им. Немцы во Вторую мировую искали золото тамплиеров в Бауском замке тщательно, со знанием дела.

Потом вдруг вся информация о поисках стала замалчиваться, будто их и не было. Почему?

То же касалось и Динабургской крепости, в которой немцами также велись археологические работы. И где гарантия, что они не обнаружили то, что искали?

Высказывая различные предположения, Айвар предупреждает о совершенно очевидном и доказанном – когда “солидные” люди что-то прячут, они обязательно перекрывают доступ к спрятанному остальным. А именно: минируют, ставят растяжки, а иногда доходит и до проклятий в адрес покусившихся на спрятанное. Все это очень опасно. Так вот, вернемся к так называемым черным археологам. Айвар говорит, что в Даугавпилсе человек 15 из них достаточно сведущи в поисковом деле. Несведущих, но жаждущих что-нибудь найти в лабиринтах подземелья больше. Среди “черных археологов” есть люди, отслужившие в армии и имеющие представление о том, как правильно снять растяжки, да и о многом другом тоже.

Сейчас перед ними стоит задача купить какой-то из объектов крепости. Это хороший вариант прикрытия поисков и повод для длительного нахождения на ее территории. Но самое опасное в том, что эти люди умело используют в своих корыстных целях подростков – в частности, воспитанников детского дома, находящегося на территории крепости. Конечно, если подойти к такому мальчишке с вопросом, не обещал ли тебе какой-нибудь дядя блок сигарет за то, что ты проникнешь в подземелье, ответ будет заведомо отрицательным. Ведь сказать правду в данном случае – значит предать. Подростковый возраст самый бесстрашный и отчаянный. А уж какой авторитет среди сверстников у побывавших там! Поэтому Айвар обращается через газету “СейЧас” к администрации детского дома “Аусеклитис”, призывая к бдительности и проведению предупреждающих бесед с подопечными. Это же может касаться и детей из неблагополучных семей, проживающих на территории крепости. “Черные археологи” выбирают среди подобного контингента худеньких и смекалистых, умеющих держать язык за зубами.

Есть и еще одна проблема, связанная с сохранением культурно-исторического наследия под названием Динабургская крепость. Замечено, причем не только обратившимся в редакцию Айваром, что с крепостных валов исчезают укрепляющие их камни. Чтобы выкопать даже один из них, требуются определенные физические усилия и время. Вероятно, этим занимаются бомжи за бутылку и нехитрую закуску. Но кому и для чего нужны эти камни? Неужели никто до сих пор не заинтересовался очевидным и наглядным фактом разрушения столь значимого объекта?

В разговоре с нечаянным информатором мы пришли к выводу, что эти камни вполне сгодятся для производства – например, надгробных памятников. Ни в коем случае не имеются в виду все предприятия, занимающиеся их изготовлением, но вариант такого применения сбрасывать со счетов нельзя.

Сегодня часто пишут о том, что пришло время собирать камни, но, к сожалению, достаточно часто находятся те, кто имеет абсолютно иное мнение по этому поводу. Остановить их можно только в одном случае – если каждый из нас не пройдет равнодушно мимо.

Жанна ЧАЙКИНА http://www.gorod.lv/novosti/84849/zolotyie_taynyi_nashey_kreposti

Археологи принялись раскапывать некрещеных младенцев


Ирландские археологи занялись поиском захоронений сотен некрещеных младенцев, которых церковь запретила хоронить на территории белфастского кладбища. Настояли на раскопках родители, после того как церковь отдала землю с могилами в аренду.

Археологи из Королевского университета (Queen's University) начали изучение участка земли рядом с кладбищем Миллтаун (Западный Белфаст в Северной Ирландии), где хоронили некрещеных младенцев. Поиски неотмеченных могил начались в прошлый вторник. По словам ученым, там захоронены несколько сотен новорожденных, которых католическая церковь не позволяла хоронить на территории белфастского кладбища.

Крещение и спасение

Католики считают, что крещение обязательное условие для спасения души. Если этот обряд не провести, то душа в рай не попадет. Именно поэтому крещение проводилось по возможности сразу после рождения ребенка. В результате этого церковного предписания установилась традиция, которая просуществовала несколько столетий, – дети, умершие до проведения обряда, не получали право на спасение, поэтому хоронить их в святой земле запрещалось.

Некоторые отдельные священники в Белфасте начали отходить от этой традиции в 1980−х годах. По просьбам безутешных родителей детей в последние годы хоронили уже в семейных могилах.

Местный священник Джон Макманус (John McManus) рассказал, что семьи из Белфаста хотят, чтобы места захоронения их детей были найдены, помечены и сохранены в неприкосновенности. «Люди хранили в себе это горе в течение десятилетий. И теперь важно, чтобы мы это исправили», — отметил он.

Лимбо

Хотя большинство католиков долгое время верили, что некрещеные дети несли на себе след первородного греха и поэтому ни при каких условиях не могли попасть в рай, у церкви не было какой-либо определенной доктрины по этому поводу. Со времен Августина Блаженного (354—430) теологи спорили о том, что происходит с некрещеными младенцами, которые еще не успели нагрешить сами, но уже отмечены первородным грехом. Существовала теория «лимбо младенцев». Одни теологи считали, что дети попадали в ад, где пребывали в состоянии абсолютного счастья, другие говорили о «мягком наказании» — Бог никогда не обращал на них свой взгляд, хотя такую привилегию получали все души, попавшие в рай.

Лишь в 2007 году папа Бенедикт XVI объявил, что милость Господа настолько велика, что можно надеяться, некрещеные дети попадают в рай и не несут никакого наказания за первородный грех.

Записи кладбища Миллтаун

Записи кладбища Миллтаун свидетельствуют о том, что с запада от него на участке земли, где не стоят даже кресты, захоронены несколько сотен младенцев. А несколько лет назад церковь продала эту территорию под природный заповедник.

С октября 2008 года родители нескольких десятков умерших некрещеными детей выразили свой протест. Они призвали церковь извиниться перед ними, найти и идентифицировать все могилы, а также включить этот участок земли в состав кладбища.

Раскопки

Под давлением родственников детей церковь обратилась к правительству, прося провести раскопки этой территории. Этим занялись археологи из Королевского университета Белфаста. Церковь пока не приняла никакого решения по этому вопросу – она обещала сделать заявление лишь после окончания и подведения итогов археологических исследований.

Площадь исследуемой области занимает 0,4 га. Предварительные итоги будут подведены уже к пятнице. Археологи, которые уже занимались поиском спрятанных захоронений жертв ирландской республиканской армии, используют специальные радары, позволяющие определить места захоронений и не потревожить при этом останки.

Ulster Wildlife Trust, который взял у кладбища Миллтаун эту территорию в аренду на 999 лет, пообещал передать кладбищу все участки, где будут найдены детские останки.

текст: Юлия Минеева/Infox.ru
источник: http://infox.ru/science/past/2009/02/12/unbaptized_babies.phtml

Святая земля - это не только камни, это еще и люди

Митрополит Илия в интервью «Газете»: Митрополит юга Ливана, Тира и Сидона Илия (Кфури) возглавлял делегацию Антиохийского патриархата на церемонии введения в сан патриарха Кирилла. Митрополит Илия в интервью специальному корреспонденту «Газеты» Надежде Кеворковой рассказал о том, как устроено многоконфессиональное общество Ливана.

- Ваше высокопреосвященство, когда завязались отношения русских с православными арабами?

- Наши отношения начались очень давно. В X веке на Русь приехал священник Михаил из Сирии, из Антиохийской церкви. Это был первый православный священник, который рассказал о православии вашим предкам. Теперь Русская православная церковь самая большая в мире. Патриарх Русской церкви занимает очень высокое положение в мировом православии.

СПРАВКА «ГАЗЕТЫ»

Антиохийская православная церковь - одна из четырех древнейших Восточных церквей, основана в 37 году апостолами Петром, Варнавой и Павлом. Из Антиохии вышли такие известные учителя церкви и подвижники, как Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин, Иларион Великий, Симеон Столпник.

Ее каноническая территория - Ливан, Сирия, Ирак, Кувейт. Город Антиохия (Антакия) ныне находится на территории Турции. Крестоносцы изгнали православных в XII веке, патриархат 170 лет был в изгнании в Константинополе. Патриаршая кафедра с XIV века - в Дамаске. Антиохийский патриархат имеет приходы в Европе, Северной и Южной Америке, Австралии, Турции, Иране и России.


- Есть ли взаимопонимание между православными русскими и православными арабами сейчас?

- Русский народ понимает нас очень хорошо. Ведь русский народ и ливанский очень похожи по структуре, несмотря на громадную разницу численности и масштабов. И у вас, и у нас общество состоит из разных общин, одинаково укорененных на этой земле: есть и православные, и мусульмане. Нам, как церкви, важнее всего религиозные отношения - внутри страны и с православными в мире.

- Недавно умер американский идеолог войны цивилизаций Самюэль Хантингтон. Он провозгласил войну между христианами и мусульманами. А вы почему продолжаете с мусульманами жить мирно?

- Мы привыкли так жить. У нас долгая история. Ведь мы начали так жить 1420 лет назад (по лунному летоисчислению. - «Газета»), с того момента, как появился ислам, с VII века по Рождестве Христовом.

- Где могут встретиться православный и мусульманин в ливанской повседневной жизни?

- Мы живем очень дружно с детства. В школе дети не различают, кто твой друг - православный или мусульманин. Хотя с детства знаем свою религию, но вера не становится проблемой для дружбы.

На юге Ливана есть все - и православные, и католики, и протестанты, и шииты, и сунниты, и алавиты (одно из направлений в исламе с особым почитанием халифа Али. - «Газета»), и друзы (самое закрытое ответвление шиизма с особым почитанием халифа аль-Хакима. - «Газета»). Так и в долине Бекаа, и повсюду в Ливане.

То, что нас соединяет с мусульманами, гораздо больше, чем просто соседство.

- Вы могли бы пояснить, что соединяет мусульман с православными?

- Близость православия с исламом - самая крепкая по сравнению с другими вероучениями. Мусульмане почитают тех же праотцов и пророков, каких почитаем и мы: Адама, Ноя, Авраама, Моисея и других.

Но особенно важно, что у мусульман особым почитанием пользуется Иисус Христос. Они почитают его как пророка и последнего судию. Мы называем Иисуса Сыном Божиим, мусульмане - пророком. Иисус много раз с благоговением упоминается в Священном Коране. Также в исламе особым почтением окружена Дева Мария. По-арабски и мы, и мусульмане называем Иисуса - Иса, Деву Марию - Мариям.

С мусульманами у нас особое духовное родство и близость во многих аспектах. Так что наше добрососедство - это не трудное усилие, не специальная программа или проект, это настоящее духовное родство, глубокое взаимное уважение и взаимопонимание.

- Во время православной литургии на арабском языке как вы называете Бога?

- Мы называем Бога Аллахом. По-арабски Бог - Аллах, и у христиан, и у мусульман. Это не то что у мусульман свой Аллах, а у нас - свой Бог. У нас один Аллах.

- Приходится слышать, что арабы Ливана и Палестины - недавние пришельцы, что-то вроде цыган. Владыко, откуда родом ваша семья?

- Мы - цыгане? При всем уважении к цыганам мы ими не являемся. Мы родились на этой земле. Я родился в Ливане. Мой отец, прадед, прапрадед и далее родились здесь. Наши семьи живут здесь столетия. Эта земля, эта вода, этот воздух принадлежит нам, уроженцам этой земли. Мы, христиане, жили здесь за семь веков до ислама. Так что называть нас цыганами сложно, если хотя бы немного знать историю.

Антиохийская церковь - древнейшая, существующая с 37 года по Рождестве Христовом. Мы стали христианами вскоре после того, как на этой земле родился и воскрес Иисус. Наши церкви - самые древние здания на этой земле. Их строили и в них молились наши предки.

Если кто-то забыл, то Павел стал христианином у ворот громадного города Дамаска. Он шел без всяких границ и пропускных пунктов из Иерусалима в Дамаск, и именно на этом пути ему было явление Христа, после чего он, гонитель христиан, уверовал. И жители Дамаска стали большой христианской общиной. Они не были ни цыганами, ни гастарбайтерами. Первые христиане в этом мире - это наши предки. Арабы бывают не только мусульманами, но и православными христианами. Почему-то сегодня об этом забывают.

- Как вы думаете, почему о православных арабах стараются забыть?

- Наверное, потому, что мы сами мало об этом говорим. Когда арабы-христиане встречаются даже с греками, те уверены, что арабы бывают только мусульманами. Хотя все знают о древней православной церкви Антиохии и всего Востока, о том, что христиане здесь жили задолго до ислама и никуда не исчезли. Апостолы Петр и Павел встретились именно в нашей общине перед тем, как проследовать в Рим, где они приняли мученическую смерть. Петр, вы знаете, попросил своих палачей распять его вниз головой, считая недостойным принять смерть равным образом со своим Учителем.

- Сейчас любой христианин из Ливана может поехать в Вифлеем или Иерусалим?

- Нет, христиане Ливана или Сирии не могут ни при каких обстоятельствах попасть на Пасху в Иерусалим, на Рождество в Вифлеем. Эти святыни для них закрыты. Мы находимся в состоянии войны с Израилем. У нас подписано соглашение о прекращении огня, но Израиль никаких паломников никуда не пропускает - ни христиан, ни мусульман. Епископ теоретически может поехать, но это сложно. И потом, паства его не поймет: ездить в оккупированные святыни предосудительно.

- А 60 лет назад православный араб мог пойти в Вифлеем через земли мусульман?

- Конечно, никаких препятствий не было, какие бы государства здесь ни утверждались, если не считать краткого пребывания крестоносцев. Люди свободно перемещались до оккупации, до этой исторической трагедии, которая все продолжается и продолжается. Мы молимся о том, чтобы быть в Иерусалиме. И быть с нашими братьями. И в Вифлееме, и в Иерусалиме, и в Газе, по всей оккупированной земле живут наши братья, православные. Мы молимся о них. Ведь они страдают ежедневно от оккупации.

Здесь, в Москве, я встретился с епископом из Иерусалима, из делегации от Иерусалимского патриархата. Он рассказал мне, что за жизнь у православных там: к ним нет ни капли уважения, их избивают, над ними издеваются, кидают в них камни, плюют в них, третируют как граждан второго сорта. Они тоже не могут проехать ни в Вифлеем, ни в Иерусалим, если они не живут именно в этом городе. Такой оккупации не знал ни один народ в мире.

Святая земля - это не только земля и не только камни. Это еще и люди, которые подвергаются страданиям за свою веру от оккупационного режима, - и христиане, и мусульмане.

За время оккупации христиане в Палестине, прежде бывшие в Вифлееме большинством, теперь превратились в меньшинство. Они бегут от оккупации и от того нечеловеческого режима, который им установлен.

- Израильтяне утверждают, что численность арабов-христиан уменьшается, потому что они бегут от мусульман.

- Это неправда. Преследования и христиан, и мусульман начались только в связи с оккупацией. И тех, и других сгоняли с земли.

Да, я соглашусь, что многие христиане уезжали по экономическим мотивам: безработица, плохие условия для жизни. Но никогда христиане не уезжали потому, что мусульмане их притесняли.

Когда пришел ислам в наши края, в VII веке, были некоторые коллизии, когда возникали стычки христиан с мусульманами. Но не сейчас.

Православных христиан изгоняли крестоносцы-католики, когда вторглись в Святую землю в XII веке. Именно они привнесли в наши края латинское христианство, жестоко преследуя и убивая православных и мусульман.

Вне пределов нашей страны такие столкновения случаются. Те, кто следует за неправедными призывами аз-Завахири и других из так называемой «Аль-Каиды», сеют рознь между мусульманами и христианами намеренно, хотя христианства они не знают. Но их последователей категорически нет среди ливанцев, иорданцев, палестинцев и сирийцев.

- Семьи бывших крестоносцев остались жить в Ливане. Они какой веры?

- Да, некоторые семьи живут до сих пор. Именно их предки принесли к нам латинство. Они не арабы. Они именно потомки европейских завоевателей. Первые христиане, древнейшие церкви в наших краях - православные, копты, древняя сирийская церковь (отколовшаяся от Антиохийской церкви часть, не принявшая, как и копты, решений Халкидонского собора V века, официальное примирение состоялось в XX веке усилиями патриарха Игнатия. - «Газета»). Латинство пришло спустя 12 веков. Еще позже пришли протестанты. Ведь среди наших христиан такого движения не было. А с конца XVIII века начали появляться западные проповедники, они агитировали наших прихожан переходить в их секты, сеяли ссоры между односельчанами, организовывали школы и свою сеть всех социальных миссий.

Но земля и народ Ливана таковы, что все конфессии здесь примиряются. Мы живем в согласии. Религиозный мир - важнейшая часть нашей жизни. Это в Ливане понимают все.

Сейчас у нас очень хорошие отношения, дружеские и даже больше - братские. Все христиане объединены в постоянно действующий Совет Церквей Ближнего Востока (MECC). У нас также есть Всемирный совет церквей (WCC) с центром в Женеве.

Мы, православные, со всеми христианскими церквами имеем двусторонние отношения. И, конечно, важнейшей частью наших братских отношений является постоянное сотрудничество с мусульманами.

- На юге Ливана много шиитов. Скажем, на Ашуру идут к мечети траурные процессии мимо домов христиан. Что вы чувствуете при этом?

- На все праздники мусульмане и мы официально друг друга приглашаем. Конечно, мы не идем вместе с ними в процессии на Ашуру, а они не идут в нашем крестном ходе на Пасху. Но во время Ашуры мы идем в мечеть, в специальную комнату для приемов и приветствуем наших братьев. Так же и они поздравляют нас с Пасхой и Рождеством. Мы разделяем радость наших соседей - суннитов и шиитов, они разделяют нашу радость. Тысячелетняя традиция религиозного мира, часть нашей культуры - уметь разделять не только горе, но и радость с братьями. Это не означает, что все веры смешались, что шииты отмечают Рождество, а мы - Ашуру.

В Сайде у нас не реже раза в месяц встречаются все главы общин - муфтии, имамы, епископы. На эти собрания приходит мэр, депутаты парламента, предприниматели. Мы вместе решаем, какая помощь и где требуется, обсуждаем ситуацию в нашем крае, положение палестинцев. Каждый месяц мы сообща составляем декларацию, что мы ждем от правительства.

Я, как архиепископ, отдельно встречаюсь со всеми главами исламских общин и друзов.

- Вы упомянули об отношениях с палестинцами. Вы говорите о беженцах, живущих в лагерях 60 лет, или о жителях Палестины?

- Эта тема имеет две стороны. Боль палестинцев - это наша боль. Ливан и Сирия всегда совместно работали над мирным решением палестинской проблемы. Другая проблема заключается в том, что Ливан - маленькая страна. В Ливане, где всего 4 млн жителей, более полумиллиона палестинских беженцев. У Ливана большие долги и тяжелая экономическая ситуация. Мы не можем помогать им в должной мере. Ближневосточное агентство ООН по делам палестинских беженцев старается сделать что может. Нам больно, что так немного делается для изгнанников. Сейчас правительство помогает восстановить лагерь Нахр эль-Барид на севере Ливана, где были столкновения провокаторов с армией год назад. Мы стараемся делать все, что в наших силах.

- В каких отношениях православные Ливана с палестинцами?

- У нас нет никакого разделения по национальностям. Среди палестинцев есть и православные, и мусульмане, мы взаимно уважительно друг к другу относимся. Большинство беженцев живут в лагерях. Это те, кто бежал после 1948 года. Если они берут сирийское или ливанское гражданство, они выходят из лагерей, становятся нашими соседями. Палестинские лидеры очень часто навещают меня в моей резиденции.

- Вы встречались с Ясиром Арафатом?

- Да, конечно. Как и с Аббасом Заки, послом Организации Освобождения Палестины в Бейруте, с представителем ХАМАС в Бейруте Усамой Хамданом.

- Как вы относитесь к ХАМАС?

- Усама Хамдан в прошлом месяце навещал меня, он участвовал в нашем ежемесячном собрании всех лидеров общин с политиками и предпринимателями. Его пригласила лично министр просвещения и высшего образования госпожа Бахия Харири, сестра покойного Рафика Харири. Усама приехал. Я его знаю давно, мы дружны. Он сидел бок о бок с представителем ФАТХ. И я поздравил их обоих с тем, что участие в общем деле делает их переговоры возможными.

- Кто виноват в ситуации в Газе?

- Это такой тяжелый вопрос. Виновата оккупация. Я бы не хотел уходить в политические темы. Если есть тот, кого следует обвинить, - это дело Совета Безопасности ООН. Он выносит резолюции, но их не соблюдают. Есть страны, которые препятствуют и принятию резолюций, и их применению. Арабы хотят мира. Существует мирный план, предложенный арабскими странами. Но его не принимают, ссылаясь на то, что есть палестинские силы, не желающие мирного решения. Но если людям столько лет не давать права на жизнь, то любой, даже самый миролюбивый, народ восстанет. Палестинцев под оккупацией лишили минимума человеческих прав. Так что оккупация - виновник.

- Мы так много говорим о добрососедстве. Но в Ливане 15 лет шла гражданская война.

- Это важный вопрос. Это была гражданская война в кавычках. В Ливане сошлось много внешних воздействий. Главным образом война стала отражением израильско-палестинского конфликта. Израильские войска много раз вторгались в Ливан, убивая здесь палестинцев и принося много горя нашему народу. Но они проиграли. Теперь они хотят победить ХАМАС. Но они потерпят крах, как и с Ливаном: нельзя победить народ.

Возвращаясь к ливанской войне. Она не была религиозной ни в какой момент, хотя ее часто описывают так: марониты (восточная католическая церковь; президенты Ливана избираются из маронитов. - «Газета») воевали против мусульман, друзы воевали против христиан. Да, порой столкновения внешне можно было принять за столкновения представителей общин. Но никаких религиозных целей и смыслов у этой войны не было. Это была война политических противников. Партии хотели взять верх, они хотели сместить президента и другие партии. Израиль активно сталкивал ливанские силы друг с другом. Но никогда в Ливане не было войны христиан с мусульманами.

Моя резиденция в Сайде находится в самом сердце мусульманского квартала. Многие иностранные гости интересуются, как это я могу жить среди мусульман. Я им отвечаю, что это лучшее соседство, о котором только можно мечтать. Мои друзья - шииты и сунниты. Это не фигура вежливости. Это правда жизни.

- В ходе последней войны 2006 года была разрушена одна из древнейших церквей. Что с ней сейчас?

- Это один из храмов моей епархии - храм святого Георгия в Рашиа аль-Фаххар. Слава Господу, она не до основания была разрушена. Но древний иконостас сгорел, и большие повреждения были. Много людей пряталось внутри. Святой Георгий заслонил их от смерти. Только двое получили ранения. Большую помощь в ее восстановлении оказали из-за рубежа. Особенно нам помог Катар. Думаю, что мусульмане впервые в истории помогли восстановить древнюю православную церковь и наш монастырь.

- Когда я вам звонила в 2006 году, в телефонной трубке ваш голос заглушали разрывы бомб. Вы могли уехать, как многие беженцы. Но вы остались, да еще объезжали храмы и служили. Каково это - служить под бомбами?

- Мой опыт говорит о том, что без Бога человек жить не может. Вы вверяете себя Господу. Это вера. Вы в России во время войны и во время советских гонений пережили то же самое. Без Господа пережить испытания трудно. Господь дает силы. Веру невозможно убить. Можно убить человека, но не его веру. И Господь помогает тем, кто доверяет Ему себя целиком.

Русская церковь вызывает у меня глубочайшее уважение. Она поднялась из руин, пройдя жестокие коммунистические гонения, разорение, истребление. Она была распята, и она воскресла, подобно Иисусу Христу.

Наш Господь создал людей для мирной жизни, не для войны. Но что делать, когда приходит враг? Этот враг верит только в силу оружия. Я сомневаюсь, что наш враг верит в Бога.

- Православные вместе с мусульманами воевали в отрядах «Хезболлы» в 2006 году и сейчас в Газе. Вы благословляете их?

- Конечно. Когда враг приходит убивать вас и вашу семью, вы должны действовать и защитить их. Это долг. У вас есть право на самозащиту. Вы скажете, что церковь не благословляет убийство одного человеческого существа другим, не благословляет кровопролитие. Да, повторю, мы взываем о мире повсюду, где бы мы ни жили. Это благовестие нашей веры. Но если ваш враг не верит ни в какие иные способы решения проблем, не уважает ваше право на жизнь, то вам остается только право защищать своих детей.

Я много разговаривал с палестинцами до вторжения в Газу и после. С ними обращаются так, как не обращаются с человеческими существами нигде на земле. Ни в чем не повинные женщины и дети должны стоять по 10 часов на границе без воды, чтобы им позволили на 2 метра приблизиться к границе. Разве это нормально?

Церковь не благословляет войну. Церковь молится о мире. Но что делать людям, с которыми обращаются хуже, чем с животными? Те, кто обладает громадной армией и мощным оружием, истязают безоружных просто так. Они не слышат никаких доводов разума. Что же остается людям в этом случае? Тихо и безропотно смотреть, как умирают ваши разорванные на куски дети и женщины?

Весьма влиятельный президент сообщал людям, что он помолился накануне, и Господь воодушевил его начать вторжение в Ирак. С кем он беседует? Мой Господь никогда не приказывал мне идти воевать. Я никогда не получал от Господа приказов убивать.

- Палестинская проблема имеет решение?

- Безусловно. Достаточно выполнить резолюции ООН.

Мы хотим мира, но мира справедливого. Мы не являемся животными, мы люди. Не нужно придумывать войну цивилизаций, не нужно сочинять о неразрешимых противоречиях христиан и мусульман. Не мусульмане убивают христиан в Палестине. В Вифлеем, в храм Рождества, пришли убивать израильтяне. Они убили маленькую девочку внутри храма. Я забыл ее имя. Но я помню имя ее отца - Джордж Саади.

Важнейшее условие решения палестинской проблемы - единство палестинцев. До тех пор пока они разделены, решения не будет. Им я это говорил не раз. То же самое касается и ливанцев.

В ходе последней войны, хвала Господу, ливанцы дали пример такого единства и народной солидарности. У нас избран прекрасный президент, снова работает парламент, у нас вся жизнь возвращается в нормальное состояние. Наши братья палестинцы должны последовать нашему примеру.

- Следы той войны сгладились? Израиль говорит, что никаких особенных бомбардировок не было, детей убитых не было.

- Не было убитых детей? Дети моих соседей убиты, моих прихожан. Пока они бомбили Газу, каждый день мир видел все новые и новые детские бездыханные тела. После войны 2006 года в Ливане были найдены миллионы фосфорных бомб. Они повсюду. Мы не можем ходить по своей земле. Они отравили наши пашни, оливковые рощи, сады и леса. То же самое они сделали с Газой. Они используют запрещенные снаряды не в первый раз.

Мы и палестинцы знаем правду о войне. Нас не обмануть. Проблема в том, что люди за границей мало слышат эту правду.

- В России существует поверье, что митрополит гор Ливанских Илия во время Великой Отечественной войны написал письмо и направил его Сталину. В этом письме он заклинал Сталина прекратить гонения на церковь. Это благочестивая легенда?

- Это сущая правда. Митрополит Илия Карам - мой предшественник, очень известный архиерей в Ливане, он управлял той же епархией. Он действительно обратился к Сталину. После войны в Москве было вновь открыто представительство Антиохийской церкви. Ныне его возглавляет уважаемый в Москве епископ Нифонт.

Я бы хотел выразить глубокую признательность патриарху Кириллу и другим представителям Русской православной церкви. Нам оказана большая честь присутствовать в Москве на таком важном акте. Патриарх уделил большое внимание нашим проблемам, боли нашего народа и наших братьев. Мы много говорили, и патриарх в ответном слове подчеркнул его особое внимание к нашей земле. Он упомянул и обо всем том, о чем мы с вами говорили: о палестинской проблеме, о людях Ливана, а также и об Ираке. Он сказал, что молится о нас. Мы благодарны его святейшеству.

НАДЕЖДА КЕВОРКОВА
Материал опубликован в "Газете" №25 от 13.02.2009г.
Источник: http://www.gzt.ru/society/2009/02/12/222900.html

Росохранкультура создала экспертный совет по памятникам

Глава Росохранкультуры Александр Кибовский подписал приказ об учреждении экспертного совета по памятникам. По словам Кирилла Зайцева, советника Александра Кибовского, экспертный совет будет заниматься вопросами археологии, градостроительства, сохранения и реставрации памятников. Мнение совета станет основой для принятия решений Росохранкультуры по конкретным объектам, а также при разработке нормативных актов. Состав экспертного совета пока не сообщается.

Ученые отчитались о процессе расшифровки генома неандертальца


Германские ученые рассказали о промежуточных итогах расшифровки генома неандертальца. Homo neanderthalensis или Homo sapiens neanderthalensis? Ученые пока не пришли к единому мнению... Три миллиона генетических строительных блоков должны пролить новый свет на древних гоминидов и происхождение их ближайшего родственника — человека.

Исследователям удалось получить достаточное количество ДНК-содержащего материала из трех костных фрагментов, возраст которых оценивается в 38 тысяч лет. Выделено приблизительно три миллиарда пар оснований ДНК, тогда как неандертальский геном содержит примерно 3,2 млрд пар. В настоящее время проект завершен лишь на 63%.

Один из руководителей исследования Сванте Паабо (Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка) представил отчет о своей работе сегодня на чикагской конференции Американской ассоциации содействия развитию науки, приуроченной к 200-летию со дня рождения Чарльза Дарвина.

Аналогичное исследование проводится в Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (Калифорния, США). По словам руководителя проекта Эдварда Рубина, американские ученые пришли к выводу, что геном неандертальца на 99,5% схож с человеческим.

Ученые также планируют провести сравнительное исследование генов, влияющих на речь и старение мозга. Эта работа могла бы наконец-то ответить на вопрос, сменили люди неандертальцев на эволюционной лестнице или же два этих вида скрестились, встретившись в Европе более тридцати тысяч лет назад.

В 1997 году Сванте Паабо пришел к выводу, что неандертальцы были скорее кузенами, а не предками современных людей. Ученый предположил, что полный геном мог бы помочь в поиске свидетельств смешивания двух видов, однако другие антропологи считают, что высокая степень испорченности останков и наличие большого количества общих черт между двумя видами делают задачу определения генетической связи очень сложной.

В течение двух с половиной лет Сванте Паабо занимается мелкими фрагментами костей. Ученому достаточно половины грамма биологического материала — и современного оборудования стоимостью в полмиллиона долларов.

Текст: Дмитрий Целиков
Подготовлено по материалам Ассошиэйтед Пресс.
Источник: http://science.compulenta.ru/401868/?r1=yandex&r2=news

Ученые: Хоббиты были отдельным видом

Американские ученые привели новые доказательства того, что так называемые хоббиты, останки которых были обнаружены на индонезийском острове Флорес в 2003 году, являлись отдельным видом.

Для решения загадки «хоббитов» исследователи сравнивали строение их черепа и черепа современных людей и наиболее прогрессивных приматов. Они пришли к выводу, что древние жители острова Флорес имеют много общего с представителями рода Homo, но не с современным человеком.

Почти сразу после обнаружения останков, возраст которых насчитывает 18 тысяч лет, между антропологами разгорелся спор, кому же они принадлежат. Одни ученые уверены, что существо, рост которого равен росту современного трехлетнего ребенка, а размер мозга сравним с объемом мозга шимпанзе, относится к новому виду рода Homo - Homo floresiensis.

Тогда как другие ученые, которые также находят доказательства в пользу своей точки зрения, предполагают, что «хоббиты» вполне могли быть предками современного человека, только они страдали генетическим заболеванием, которое привело к микроцефалии и отклонениям в развитии мозга.

В своих исследованиях американские ученые основное внимание обращают на неправильное строение черепа найденного существа – асимметрию между левой и правой его стороной.

Так, в одной из научных работ, опубликованной в 2006 году, утверждалось, что череп действительно абсолютно несимметричен, и на этом основании был сделан вывод, что «хоббиты» вряд ли могли являться представителями нового отдельного вида.

Самое последнее исследование формы черепа Homo floresiensis, проведенное группой ученых из Нью-Йоркского университета в Стони Брук и Университета Миннесоты, вновь подтвердили наличие асимметрии черепа. Однако учеными был сделан противоположный вывод, подтверждающий теорию, что «хоббиты» все таки являлись отдельным видом.

В ходе исследования руководитель группы Карен Бааб (Karen Baab) и ее коллеги собрали обширную информацию об опознавательных точках черепа «хоббита», а также вымерших гоминидов, современных людей и приматов. Анализ различий между правой и левой сторонами черепа выявил невысокую степень асимметрии останков Homo floresiensis, что прямо противоречит предположению о микроцефалии, поскольку у пораженных этим недугом отмечаются значительные нарушения симметрии. «Мы считаем такие показатели асимметрии приемлемыми для данной популяции гоминидов, — аргументирует доктор Бааб. — К тому же нельзя забывать, что на череп несколько десятков тысяч лет воздействовали внешние разрушающие факторы».

Авторы исследования и большинство ученых, придерживающихся мнения, что «хоббиты» - это отдельный вид, предполагают, что Homo floresiensis отделился от человека прямоходящего (Homo erectus) или от еще более примитивной ветви, после чего и претерпел уменьшение в размерах .

Противники этой гипотезы продолжают утверждать, что наличие асимметрии черепа является ярким свидетельством того, что «хоббиты» были людьми, страдающими микроцефалией, то есть были особями современного человека с аномально маленьким мозгом.

Так, ученый Роберт Мартин (Robert Martin), руководитель отделения биологической антропологии Чикагского музея естественной истории, заявляет, что основным предметом исследования ученых стал череп существа, однако они игнорируют тот факт, что сам мозг так называемых «хоббитов» был крошечным и асимметричным. По словам ученого, если бы возраст останков составлял миллионы лет, тогда не было бы вопросов по поводу размеров мозга. Однако их возраст оценивается всего в 18 тысяч лет, поэтому столь маленький размер мозга является явным доказательством, что «хоббиты» были скорее представителями людей современного типа с отклонениями в развитии.

Споры по Homo floresiensis, несомненно, продолжатся. Разрешить его, возможно, поможет находка других останков человека того времени, обитавшего на острове Флорес, после тщательного изучения которых учёные смогут точно узнать, был ли «хоббит» предком современного человека с отклонениями в развитии или представителем отдельного вида.

Источник: http://asfera.info/news/one-21801.html

Американец благодаря программке Google Earth нашел сокровища


По предварительным оценкам, на обнаруженном Натаном Смитом затонувшем в 1812 году судне находятся сокровища на сумму 3 млрд долларов США.

Смит, музыкант по профессии и охотник за сокровищами по призванию, с помощью сервиса Google Earth обнаружил испанскую баркентину, затонувшую в 1812 в Мексиканском заливе, неподалеку от города Рефуджио, Техас, рассказывает журнал "Вокруг Света".

Исследуя побережье Мексиканского залива с помощью спутниковых карт, Смит заметил в Баркентиновой бухте контур, напоминающий по форме отпечаток туфли. Посоветовавшись с экспертами и затем обследовав местность с металлоискателем, охотник за сокровищами пришел к выводу, что на дне, под толстым слоем песка, находится затонувшее судно, давшее название бухте.

Однако владельцы ранчо на берегу залива, семья О'Коннор, запретила проводить раскопки на их территории. Юрист Рон Уокер, представляющий в федеральном суде интересы семейства, так объяснил этот запрет: «Владельцам ранчо кажется недопустимым, чтобы некто, не обладающий ни опытом, ни вескими доказательствами, требовал разрешения на раскопки просто потому, что он заметил неизвестный объект со спутниковой карты».

Адвокат Смита, в свою очередь, намерен оспорить тот факт, что дно бухты является собственностью О'Конноров. По техасским законам, если юрист сможет доказать, что бухта является судоходной, его клиент может потребовать помощи инженерных войск США, чтобы извлечь сокровища из-под воды.

На фото: Скриншот Google Earth: Мексиканский залив.
Источник: http://www.mk.ru/blogs/MK/2009/02/12/srochno/394600/
Ссылка

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2883) Россия (2761) музей (1070) археология (806) раскопки (723) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (387) Китай (360) Египет (308) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (235) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (162) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Англия (115) Великобритания (115) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (109) Африка (105) Керчь (103) Иерусалим (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (98) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (79) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) Грузия (42) заповедник (42) неандертальцы (42) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) мозаика (35) Одесса (34) майя (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) церковь (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Башкирия (23) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)