4 февраля 2009 г.

Тайна Чингис Хаана

19 февраля в широкий прокат выходит фильм Андрея Борисова «Тайна Чингис Хаана», снятый по мотивам романа Николая Лугинова «По велению Чингис Хаана». 
 
 
СЮЖЕТ
 
12 век. В подземелье инквизиции ждет казни бродячий миссионер. Много лет назад он пришел в степь нести имя Христа, и узнал своего бога в едином боге кочевников – Тенгри, Вечно Синем Небе. Он вернулся и рассказал Европе историю человека, по велению Неба создавшего на Востоке величайшую империю – тайную историю монголов, записанную очевидцами. Одним из таких очевидцев был он сам.
 
В степи играют дети – три мальчика и девочка. Из-за этой девочки Бортэ однажды начнется война. Чтобы защитить свою любовь, первый – Темучин – возьмет в руки оружие и не остановится, пока не завоюет мир. Второй – Джамуха – всю жизнь будет разрываться между верностью данной в детстве клятве и стремлением к личной свободе. Третий – Хохочой – станет великим шаманом, но нужны ли на земле посредники между Небом и его детьми?
 
Середина XII в. В монгольской степи красавица Ожулун и ее жених сталкиваются с молодым ханом монгольского племени борджигинов по имени Есугей и его воинами. Испугавшись монголов, жених спасается бегством, а красавица достается Есугею.
 
Скоро, как и предсказывали старцы, Ожулун родит сына-богатыря Темучина, который будет сжимать в кулачке сгусток крови. Безмятежное детство Темучина обрывается смертью отца, отравленного татарами. Брат второй жены Есугея Таргудай захочет прибрать к рукам племя борджигинов и сделать ханом своего племянника Бектера. Темучину придется бежать...
 
Лишения, голод, одиночество не сломили дух будущего повелителя степи и уже возмужавший, сильный, так похожий на своего отца, он возвращается к родной семье, чтобы начать новую жизнь. Все это время его ждет Борте... И вот Ожулун благословляет молодых по старинному обряду. Однако очень скоро мстительный Чилээди нападает на борджигинов и похищает Борте, как когда-то Есугей похитил Ожулун. Чтобы освободить возлюбленную, Темучин обращается за помощью к главе кераитского рода Торил Ван хану и начинает войну с меркитами.
 
Одна из самых драматичных и напряженных сюжетных линий связана с образом Джамухи – побратима Чингис Хаана. Еще маленькими мальчиками они обмениваются амулетами и клянутся в вечной дружбе... После гибели младшего брата Тайчара, убитого дружинниками Темучина, Джамуха идет войной на своего побратима и в итоге погибает.
 
На Небесном Курултае совет девятиязычных племен провозгласили Темучина Чингис Хааном.
 
 
НАТУРНЫЕ СЪЕМКИ
 
Первые кадры фильма были сняты 16 апреля 2005 года. Когда участники съемочной группы узнали, что этот апрельский день – день рождения Чингис Хаана, то приняли это мистическое совпадение как знак свыше – своеобразное благословение великого предка. Надо заметить, что подобные мистические совпадения и знаки преследовали кинопроект на протяжении всего съемочного процесса. Так, повсюду киногруппу сопровождало число «13» – любимое число великого Монгола. Как-то во время съемок эпизода, где Чингис Хаан выезжает на коне с поднятой наверх рукой, режиссер забыл напомнить об этом актеру и вот звучит команда: «Мотор!» и актер выезжает с поднятой рукой. Оказывается актер вспомнил об этом жесте, когда случайно взглянул на небо и увидел там облака, застывшие в форме огромной руки. 
 
Натурные съемки фильма велись на просторах Евразии, где некогда зародилась империя Чингис Хаана. В фильме показаны редкие кадры священных мест восточной Азии: неприступные «Каменные исполины» – в Якутии; Великая монгольская степь; мистическая пустыня Гоби; священные воды озера Байкал; стремительные реки Алтая; Долина царей в Хакассии. 
 
Съемки начались в Верхоянье – близ священных гор Кисиляха (Каменные исполины), которые удивительно напоминают гигантских окаменевших исполинов. По легенде, это воины Чингисхана, дошедшие по приказу своего повелителя до далекого севера. Словно в подтверждение древней легенды, местное население, живя среди оленеводов, занимается исключительно коневодством...
 
Съемки в Иркутской области и на Байкале (июнь 2005-го) пришлись на время, когда шли проливные дожди, что для всех степняков-кочевников является хорошим знаком, предвещающим изобилие и богатство. Трое суток без сна команда «караулила» восход солнца. И подловила-таки момент – на какое-то время светило выглянуло из-за туч, и операторы сняли отличные байкальские кадры. Сцена первого посвящения будущего основателя великой империи снималась на горе Ерд: совершив восхождение на священную вершину, молодой Темучин становится Чингис Хааном...
 
Съемки в Тыве (июль-август 2005-го) были испытанием на прочность: днем – жара под 40, ночью – без свитера из юрты не выйдешь. А выйдешь – подстерегает другая опасность: отойдешь на два шага от жилья и рискуешь затеряться в степи. Причем не только ночью, но и днем: так в начале работы команда потеряла найденное накануне место съемок...
 
Для съемок сцены «Небесный курултай», где за Темучином была закреплена верховная власть над степными народами и титул Чингис Хаана, в октябре 2005 года в Улан-Удэ съехались артисты российских театров из Якутии, Бурятии, Тувы, Башкортостана, Алтая, Хакасии и Калмыкии. Таким образом, народы, некогда составлявшие империю Чингис Хаана, снова объединись в кинопроекте «Тайна Чингис Хаана».
 
С 16 мая по 13 июня 2006 года были продолжены съемки в Якутии. Для съемок выбрали красивейшие места Якутии. Табагинский мыс, с высоты которого видна во всю свою могучую ширь река Лена (входит в пятерку крупнейших рек мира). Во время ледохода был снят эпизод «Похищение Ожулун» с участием тувинских актеров Эдуарда Ондара в роли Есугея (отца Темучина-Чингис-Хаана), Сайдаша Монгуша в роли Чиледи (жених Ожулун), якутской актрисы Ильяны Павловой в роли молодой Ожулун. В это время на Лене можно было наблюдать потрясающее и завораживающее действие – ледоход. 
 
Уникальная местность Булуус, где сплошной лед над подземным источником с кристально чистой водой на всем протяжении ущелья не тает даже в сорок градусов жары. Эпизод «На льду» с долей мистики и таинственности был снят в Булуусе с участием детей-актеров. В роли Темучина (Чингис Хаана) сыграл тувинский мальчик Аян Успун, Джамуха – Марк Тимофеев, Борте – Нюргуяна Васильева, Хохочоя – будущего шамана – Коля Винокуров, брат Джамухи – Айсен Соловьев, Хасар – брат Темучина – Семен Киров. 
 
 
БАТАЛЬНЫЕ СЦЕНЫ
 
С массовыми батальными сценами, где были задействованы несколько тысяч настоящих всадников, помогало Министерство обороны Монголии. С армией работала Ассоциация каскадеров Монголии. Кроме монголов, в каскадерских сценах снимались и китайцы. Было интересно наблюдать за своего рода соревнованием между двумя каскадерскими школами. Может быть, именно поэтому трюки в фильме получились очень зрелищными. Долгой и кропотливой была работа с животными – настоящими монгольскими лошадями – невысокими, но очень выносливыми. Надо отметить, что в фильме довольно подробно показаны не только сцены сражений, но и тактика ведения боя. Эпизоды найманской войны позволяют оценить не только зрелищные сцены битвы, но и наглядно раскрывают тактическую стратегию Чингис Хаана, приведшую его к победе. 
 
В этом фильме вы не увидите пластиковых доспехов. Все воинское снаряжение на каждом воине из массовки идентично натуральному оружию и доспехам того времени и весит, соответственно, 15-20 кг. Над изготовлением доспехов работали монгольские и якутские мастера. Кроме того, в их изготовлении лично принимал участие исполнитель главной роли Эдуард Ондар, который поразил своей сноровкой и умением мастера-кузнеца из якутского села Мугудай, где было изготовлено 40 доспехов для фильма. 
 
Над постановками каскадерских трюков работали молодой бурятский режиссер Солбон Лыгденов, китайский постановщик трюков Чен Цян и руководитель профессиональной группы конных каскадеров Чулуунбат Батбаяр.
 
 
ЯКУТЫ И ЧИНГИС ХААН
 
Легендарную историю Чингис Хаана представляет якутский режиссер. Размышляя о Личности великого полководца и неординарного человека, Андрей Борисов вспоминал историю своего народа, своих предков... В древнем героическом эпосе народа Саха «Олонхо» есть божество – Чыныс Хаан, повелитель человеческих судеб. Часто на ход истории решающее влияние оказывает предопределение свыше... 
 
Тюрко-монгольский период занимает значительное место в истории многонационального Российского государства. Якутский взгляд на историю Чингис Хаана заинтересовал многих монголов. Предки Чингис Хаана – Бэртэ-Чоно и Куо-Марал, как сказано в исторической летописи «Тайная история Монголов» (1240 г.), родом с западной части Тенгиса (Байкала) – современный Ольхонский район Иркутской области. Как гласят легенды, из этих же мест пришли прародители якутского народа с берегов Байкала по руслу реки Лена на Север. К тому же многие исследователи проводят параллель между самоназванием якутов – ураанхай сахалар и уранхайцами – элитной гвардией Чингис Хаана, возглавляемой военачальниками Субэтэй – Тохтоо и Джэбэ. 
 
Интерес якутов к Чингис Хаану имеет глубокие исторические корни. Вот уже три столетия ученые убеждены в южном происхождении якутов: предки народа Саха некогда обитали в степях Центральной Азии (регион, в которых выходят Монголия и сопредельные районы Китая), затем – у западного берега Байкала. Сам же народ саха никогда не забывал о своем южном происхождении и хранил память о прародине в легендах и эпосе.
 
Якуты – потомки татаро-монгол? Возможно, и этому есть ряд доказательств. Они сохранили язык, в котором преобладают тюркские и монгольские слова, и традиционные занятия – якуты – единственный народ в мире, разводящий лошадей за Полярным кругом. Сквозь века якуты пронесли обычаи и древнюю религию степняков.
 
 
ЧИНГИС ХААН И БАЙКАЛ 
 
Так это имя пишут в Монголии и Якутии. Титул великого монгола состоит из двух слов «чингис» («тенгис») и «хаан». Первое переводится как «море», а вот «хаан» можно перевести и как «правитель» или «князь», и как «кровь». Это очень интересная тема. Между прочим, одно из древних названий озера Байкал звучит как Тенгис. Получается, что Темучин получил титул в честь Байкала. Чингис Хаана можно рассматривать как своеобразного азиатского Посейдона. Для любого кочевника, живущего в засушливой степи, вода – это символ жизни и процветания. Этим объясняется особое почитание водной стихии Чингис Хааном. Он запрещал своим воинам входить в воду в грязной одежде, нельзя было пить прямо из водоема – с начала воду зачерпывали посудой, и пили уже из нее. В фильме есть кадры с удивительными видами Байкала. Темучин перед провозглашением его Чингис Ханом стоит высоко над Байкалом и просит силы и покровительства у великого озера.
 
 
СОЗДАТЕЛИ
 
 
Андрей Борисов (Россия), режиссер – постановщик.
 
«Тайна Чингис Хаана» – первый кинофильм известного якутского театрального режиссера, заслуженного деятеля искусств ЯАССР (1985), главного режиссера Якутского государственного драматического театра им. П.Ойунского (1983), лауреата Государственной премии СССР (1986) и Государственной премии РФ (1999), министра культуры Якутии (1990), создателя и первого ректора «Арктического института искусства и культуры».
 
Андрей Борисов убежден, что всякая историческая вещь ставится режиссером о сегодняшнем дне, даже если он не делает открытых параллелей. Само отношение к материалу является фактом современности. Первый фильм Борисова отражает его предчувствие главных опасностей, стоящих перед человечеством, война, тоталитаризм, экологическая и гуманитарная катастрофы. Если спасительное объединение на ранних этапах развития человечества происходило с помощью силы, когда война и единовластие были неизбежными способами выживания, то сегодня мы не можем идти по пути религиозных войн, пути тоталитаризма. Андрея Борисова интересует роль личности в истории, обусловленная судьбой, традициями, случайностью. 
 
«Этот фильм имеет для меня большое значение: он вошел в мою жизнь, и явно играет какую-то особую роль. Как некий знак судьбы. Может верхние боги, Тэнгри, Вечно Синее Небо выключили из моего сознания мою первую юношескую мечту – стать кинорежиссером, и я стал актером и режиссером театра... Наш фильм о рождении империи. Не о гибели, а именно о рождении. Степь как бубен. Когда солнце нагревает ее до 40º, она натягивается и гудит. А когда идет дождь, бубен обмякает. Великая степь гудит во мне, точно бубен, и в душе отзываются страсти людей «с раскосыми глазами и жадными очами», которые преодолевали необъятные просторы, безграничные пространства. В этом фильме неразрывно связаны наша история, природа и география странствий. «Тайна Чингис Хаана» - народный фильм. Не удивительно, что наш проект воодушевил многих. Отсюда мы черпаем силу и вдохновение, энергию гор, степи, неба и воды. Отсюда возникает горячее, страстное желание опрокинуть стереотипы представлений мира о народах Азии и окунуться в голографическое пространство истории и географии». 
 
 
Геннадий Сотников (Россия), художник-постановщик; заслуженный деятель искусств России и Якутии, Государственная премия СССР (1986) за спектакль «Желанный голубой берег мой...», Государственная премия РФ (1998) за спектакль «Король Лир».
 
Закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (мастерская Николая Акимова). Член Союза художников СССР (1968). Профессор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.
 
«Этот кинопроект мне очень интересен и дорог. Фильм снимается с душой, для зрителя, который увидит мир реальный... Я люблю Сибирь, ее природу. Мы снимаем в разных местах. Это как раз даст тот географический масштаб, который визуально будет действовать на масштаб исторический. Если посмотреть на карту мира, масштабы завоеваний, которые только начал Чингис Хаан, поражают воображение. Это территория, начиная от Австрии и заканчивая Камбоджой и Явой...
 
Монгольская империя начиналась с кочевников. Ее завоевания - это многолетние массовые странствия кочевников. В фильме очень важно ощутить многообразие природы, ее изменения. Есть еще одно важное соображение. Это фильм якутский. Якутская версия. Много возникает и экологических, и культурологических именно якутских аспектов. Мне кажется, это придаст фильму новые оттенки и нюансы. Ведь его снимают выходцы из Азии о самих азиатах. Здесь возникает некое двуединство: с одной стороны, мы – россияне, с другой – мы - азиаты. И это тоже очень важно.
 
А в подспуде лежит вся якутская культура, в европейском смысле очень молодая, но имеющая громадный потенциал. И, конечно, поэтика олонхо, с ее фантастичностью, свободой, неторопливостью, серьезностью подхода ко всему, космизмом, ведь «авторы» олонхо с космосом «на ты», осознанно и неосознанно повлияет на фильм, стилистику этого фильма. 
 
...Я вырос в Эрмитаже. Мой самый любимый отдел первобытная одежда, где представлены материалы раскопок на территории Советского Союза, в том числе Центральной Азии это скифы, гунны... Кочевники. Я этот материал знаю достаточно хорошо. С другой стороны, чем больше читаешь разной научной литературы (а мы изучили массу трудов), тем чаще возникает мысль, что все эти труды стоят для художника подчеркиваю, для художника! Ровно столько же, сколько рассказов какого-нибудь табунщика, который говорит о Чингис Хаане, как будто о своем знакомом. Он-то рассказывает то же, что рассказывала ему бабушка, а ей прабабушка и т.д. Очень хорошо сказал автор и режиссер фильма Андрей Борисов, что история это история, этнография это этнография, а искусство это искусство. И мы берем из истории, этнографии ровно столько, сколько надо им, именно то, что нужно нам». 
 
 
Владимир Иванов (Россия), генеральный директор ООО «Ургэл В», продюсер.
 
Владимир Иванов в прошлом успешный спортсмен, заслуженный тренер России по кикбоксингу. В начале XXI века он впервые увидел воды священного озера Байкал, бескрайние просторы Монголии и загорелся идеей снять фильм о Чингис Хаане. Благодаря упорству и настойчивости, выработанному за годы успешной спортивной карьеры, он смог убедить прославленного театрального режиссера Андрея Борисова взяться за съемки фильма по роману Николая Лугинова. 
 
«Этот фильм – российская версия появления Монгольской империи на мировой арене 800 лет тому назад. Еще недавно о Чингис Хаане говорили как о тиране. Фильм поразит зрителей искренним взглядом тюрко-монголов на неоднозначные факты истории. Мы хотим своей работой затронуть актуальные вопросы взаимоотношений человека и природы. Народы Сибири и Центральной Азии, живущие в суровых климатических условиях, выработали уникальную систему жизни в гармонии с окружающей средой. Недаром основой их философии было и есть глубокое почитание Природы. Не думаю, что мы умнее наших предков. Я уверен, рано или поздно участившиеся природные катаклизмы заставят человечество обратиться к их мудрости – к восприятию природы как живого существа. 
 
Фильм воссоздает единое культурное, духовное пространство, которое царило в степях Центральной Азии много лет назад. С древних времен наши языки, традиции обычаи очень схожи. Мы связаны единой пуповиной. Для меня ясно одно: народы мира могут и должны сотрудничать. Несмотря на границы и дальние расстояния, над нами одно общее Вечное Синее Небо». 
 
 
Сарнай Тесситори (США), со-продюсер.
 
«Я думаю, что этот фильм будет интересен не только восточно-азиатскому региону. Чингис Хаан прошел испытание временем, став Человеком Тысячелетия по данным информагентства «Вашингтон пост». Пожалуй, самое интересное, что отличает этот проект – акцент на становление и развитие личности Чингис Хаана. Для участников проекта он, прежде всего, неординарный человек со сложной судьбой и особой противоречивой миссией на Земле...».
 
 
Ичинхорлоо Нямгаваа (Монголия), со-продюсер.
 
«Как кинематографист знаю и вижу, что проделана огромная работа. Этот фильм, как и любой спектакль Андрея Борисова, уже сейчас вызывает большой интерес. Думаю, что мои якутские коллеги – уранхайцы – сумели выразить свою главную идею и я очень рад, что мне удалось принять участие в этом проекте. Самой сложной и взыскательной аудиторией будут монгольские зрители и к этому надо быть готовым».
 
 
АКТЕРЫ
 
Сам образ и личность Чингис Хаана потребовали от режиссера ответственности в выборе актера на главную роль. Поиск актера на главную роль был трудным. Нужно было найти человека, не только похожего на легендарного монгола, но несущего информацию о тех временах на генном уровне. Время шло, просмотрели человек двести. Актера не было. И тут Андрея Борисова пригласили, как члена Международной организации «ТЮРКСОЙ», на театральный фестиваль «Науруз» в Казань. Артист Тувинского музыкально-драматического театра им. Кок-оола Эдуард Ондар не помышлял об этой роли. Но... попался на глаза режиссеру-постановщику в роли Шута в шекспировском «Короле Лире». После проб сомнений не осталось – вот он, настоящий Чингис Хаан! Эдуард ОНДАР – выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по специальности «актер драмы и кино», заслуженный артист Республики Тыва (Россия).
 
Темучин в юности – Сергей ЕГОРОВ, выпускник Арктического государственного института искусств и культуры. «Когда однажды Андрей Саввич попросил меня встать рядом с Ондаром, я ни о чем не догадывался. Только когда мне сказали, чтобы я не стриг волосы, понял, что утвержден на роль юного Темучина».
 
Темучин в детстве – Аян Успун. Отец привез его на кинопробы из далекого тувинского горного села. Очень серьезного мальчика киногруппа сначала приняла за девочку из-за длинной косы. Оказалось, что эти волосы – древняя традиция тувинских борцов, искусством которых Аян уже владеет. Недаром «аян» по-якутски значит «дорога». Мальчишка увидел с киногруппой многие места необъятной Сибири.
 
Роль «заклятого друга» исполнил монгольский актер Оргил Махаан, игравший Чингис Хаана в популярном документально-художественном фильме производства ВВС (Великобритания). После прочтения сценария Оргил Махаан сказал: «Этот сценарий соответствует тем понятиям о прошлом, которые в крови у монголов».
 
Шамана Хохочоя сыграл Ефим СТЕПАНОВ, ведущий артист Саха академического театра им. П.А. Ойунского, народный артист Республики Саха (Якутия), заслуженный артист России. «Играть шамана – тяжело. Надевая ритуальные одежды и камлая на бубне, ты невольно переносишься в другое измерение».
 
Бортэ – Сюзанна ООРЖАК, выпускница Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по специальности «актриса драмы и кино», Арктического государственного института искусств и культуры по специальности «режиссер» (мастерская Андрея Борисова), режиссер Тувинского музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола. Лауреат Международного театрального фестиваля «Туганлык» (2006г.), номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» (2007г.). «Услышав о таком грандиозном проекте, я втайне мечтала сыграть хоть какую-либо роль. Я долго не могла прийти в себя, когда после кинопроб утвердили именно меня на роль Борте».
 
Таргудай – Тувшинхуу МУНХЗАЯ (Монголия), артист Монгольского драматического театра им. Нацагдооржа. Именно Тувшинхуу выпала честь стать живым воплощением Чингис Хаана на праздничном представлении в честь 800-летия образования Монгольской государственности летом 2006 г.
 
Брат Иоанн – Гернот ГРИММ (Германия), театральный актер из Германии. Как и его герой, путешественник по призванию. Учась на экономиста, он решил изменить свою судьбу. Уехал во Францию, стал актером и создал у себя на родине театр одного актера. Пение Степаниды Борисовой в Берлине пробудило интерес к Сибири и Центральной Азии. 
 
Летописец Шен ми Джен – Ту МЕН (КНР), артист кинофабрики Внутренней Монголии в г. Хух-Хото. Самый знаменитый исполнитель роли Чингис Хаана в Китае. В свое время фильм с Ту Меном в главной роли побил все рекорды рейтингов в КНР. Летом 2005 годом Ту Мен в качестве депутата КНР приехал в Якутск с официальной делегацией. Во время экскурсии по Саха театру он познакомился с Андреем Борисовым. После просмотра первых рабочих материалов кинопроекта китайский актер заявил режиссеру: «Я хочу сниматься в вашем фильме».
 
Торил Ван Хаана – Доржи СУЛЬТИМОВ, заслуженный артист России, кавалер ордена Дружбы народов, директор Бурятского государственного академического театра драмы им. Х. Намсараева. 30 лет назад Сультимов сыграл в эпизоде в фильме «Дерсу Узала» у знаменитого японского режиссера Акиры Куросавы.
 
Сэнгум – Геннадий ЧАПТЫКОВ, заслуженный артист Хакасии. Чаптыков сыграл главную роль в драме «Любовь Чингис Хаана» на сцене Хакасского национального драматического театра им. Топанова. Он является одним из инициаторов съемок в загадочной Долине Мертвых царей в Хакасии.
 
Тайан Хаан – Хурматулла УТЯШЕВ, народный артист Башкортостана, директор Башкирского государственного академического драматического театра им. Гафури. Играл Чингис Хаана в театральной притче «Последнее море Чингис Хаана» на сцене Башкирского драмтеатра.
 
Гурбесу – Елена РУМЯНЦЕВА, ведущая актриса Саха академического театра им. П. Ойунского, заслуженная артистка Республики Саха (Якутия), выпускница высшего театрального училища им. М. Щепкина. Ее партнер по эпизодам Кэри-Хироюки Тагава уже на съемочной площадке подумывал пригласить ее в свой следующий проект. 
 
Телохранитель Гурбесу – Кэрри-Хироюки ТАГАВА (США), сыграл в более чем 70 кинофильмах. Картины с его участием – «Перл Харбор», «Планета обезьян», «Последний император», «Дневник гейши» – получили 14 премий Американской киноакадемии «Оскар».
 
Международный состав актеров создавал определенные трудности на съемочной площадке. Иногда режиссеру приходилось использовать минимальный набор самых общих слов, который был одинаково понятен и тюркам, и монголам.
 
Мало кто знает, что в фильме снимается 13 актеров, которые в свое время играли Чингис Хаана в разных театральных и кинопостановках. Все они 13 «Чингис Ханов», как истинные сыны степных просторов, уверенно держаться в седле, знают и почитают обычаи своих предков. В их жилах течет кровь настоящих кочевников.

Найденный в Канаде храм солнца конкурирует со Стонхенджом и египетскими пирамидами

Канадский ученый оспаривает сложившиеся представления о древнейшей истории своей страны, утверждая, что на территории археологических раскопок в провинции Альберта есть огромный храм солнца возрастом около пяти тысяч лет.

Бывший профессор Университета Альберты (Канада) Гордон Фримен идет наперекор устоявшемуся в археологическом мире мнению и утверждает, что круговая цепочка камней неподалеку от Калгари вовсе не является еще одним Священным обручем коренных жителей американского континента. По его словам, каменное кружево, раскинувшееся на 26 кв. км, показывает смену времен года и делает это с более высокой точностью, чем современный календарь.

Центральная пирамида из камней "канадского Стонхенджа" возвышается на одном из невысоких холмов, рядом с которыми течет Боу-ривер. Многочисленные валуны, расположенные в округе, навели ученого на мысль, что рисунок, формируемый ими, должен что-то означать. И хотя специалисты в один голос утверждали, что эти камни были принесены сюда ледником и располагаются случайный образом, Фримен полагал, что все это результат инженерной мысли и камни располагаются в соответствии с идеально сбалансированной схемой.

Центральная пирамида ансамбля, от которой исходят 28 каменных линий, четыре из которых расположены в точном соответствии с четырьмя частями света. Вся эта конструкция опоясана кольцом камней. В нескольких метрах поодаль располагается каменный полукруг, который отделен от центральной пирамиды большим камнем. Левый край полукруга камней находится на одной линии с центральным камнем и правым краем центральной пирамиды и наоборот. По мнению ученого, эта конструкция представляет собой солнце, полумесяц и "Утреннюю звезду" – Венеру. Кроме того, другие каменные пирамиды на соседних холмах формируют конструкции, похожие на созвездия.

Фримен утверждает, что все эти камни не только расположены руками человека, но и удивительно точно отмечают течение года. Восходящее и заходящее солнце в самый длинный и самый короткий дни в году четко соответствуют V-образным просветам каменного храма. Дни весеннего и осеннего равноденствия отмечены аналогичным образом, причем они не соответствуют существующему Григорианскому календарю, а соответствуют более точным астрономически показателям, сообщает Point co ссылкой на The Canadian Press.

Популярные сообщения за последние 30 дней

археологи (2869) Россия (2755) музей (1069) археология (806) раскопки (721) Украина (447) палеонтологи (433) университет (402) Крым (386) Китай (360) Египет (305) археолог (287) артефакты (273) США (238) Израиль (233) Греция (191) выставка (185) археологические раскопки (175) Италия (173) Турция (161) Германия (159) монеты (139) Америка (138) Мексика (138) Беларусь (137) Казахстан (137) Испания (135) ЮНЕСКО (134) Европа (129) Москва (128) Франция (117) храм (117) Великобритания (115) Англия (113) экспедиция (113) памятник (111) динозавры (109) черные археологи (108) Африка (105) Иерусалим (102) Керчь (102) гробница (102) курган (102) Перу (100) артефакт (97) золото (97) Новгород (96) Алтай (94) антропология (94) памятники (93) конференция (91) история (83) мамонт (81) крепость (80) Сибирь (78) реставрация (78) палеонтология (77) подводная археология (77) пещера (76) захоронение (75) Канада (74) Азербайджан (73) фараон (72) корабль (71) палеонтолог (71) антропологи (69) Рим (68) некрополь (68) Австралия (65) монастырь (65) Киев (63) Монголия (63) Япония (60) мумия (60) памятники культуры (54) Кремль (53) Узбекистан (53) Армения (52) Петербург (49) Великий Новгород (48) пирамида (48) Севастополь (47) Урал (47) черные копатели (46) этнография (46) Калининград (45) черная археология (44) Челябинск (43) находка (43) заповедник (42) неандертальцы (42) Грузия (41) Ростов (41) книга (41) Новосибирск (40) бронзовый век (40) Санкт-Петербург (39) древняя история (37) Одесса (34) майя (34) мозаика (34) Атлантида (33) Стоунхендж (32) Золотая Орда (31) Ирак (30) Иркутск (30) Кипр (28) архитектура (28) коллекция (28) Каир (27) Луксор (27) Эрмитаж (27) Воронеж (26) Екатеринбург (26) Казань (26) Тутанхамон (26) церковь (26) Афины (25) Древний Рим (24) Мехико (24) Владивосток (23) Днепропетровск (23) Нью-Йорк (23) Башкирия (22) Волгоград (22) Кавказ (22) Симферополь (22) наследие (22) Ульяновск (21) геофизика (21) останки (20) черный археолог (20) институт (19) неандерталец (19) дольмен (18) Липецк (17) Наполеон (17) Калифорния (16) Кубань (16) Колизей (15) Палестина (15) Аркаим (14) Краснодар (14) Юкатан (14) этнология (14) Иордания (13) Кембридж (13) Оксфорд (13) Астана (11) Минск (11) катастрофа (10) княгиня Ольга (10) черный копатель (10) Клеопатра (9) конкурс (9) ИППО (8) Радонеж (8) Черное море (8) Чингис Хан (8) дайвинг (8) Пантикапей (7) Вторая Мировая Война (6) генетика (6) античность (5)